Соотношение выполнения адвокатом предписаний фз 115 с обязанностью по сохранению адвокатской тайны

Обновлено: 29.01.2023

Принято решение дополнить Перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена у лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката для устного собеседования, следующими вопросами на знание обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ:

  • основные обязанности адвоката, связанные с деятельностью по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • личный кабинет адвоката на официальном сайте Росфинмониторинга: необходимость и цели открытия, механизм использования;
  • механизм реализации адвокатом отношений с доверителем при наличии оснований полагать, что сделки или финансовые операции, по которым адвокатом оказывается юридическая помощь, доверителем осуществляются или могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • соотношение выполнения адвокатом предписаний "антиотмывочного" Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" с обязанностью по сохранению адвокатской тайны.

Решение вступает в силу 1 мая 2021 года.

Документы по теме:

Принять участие в опросе можно до 18 апреля.

Программа Форума будет посвящена актуальным вопросам модернизации права в современных условиях.

Так, например, перечень случаев, в которых допускается исключение в применении принципа территориальности, дополнен еще одним.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС" (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Главный редактор: Игнаткина В.В.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Гарантии независимости адвоката, ответственность адвоката

1. Гарантии независимости адвоката по нормам Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и нормам отраслевого законодательства.

Из содержания статьи 18 ФЗ «Об адвокатской деятельности» следует, что наличие статуса адвоката дает такому специалисту ряд преимуществ и привилегий по сравнению с юристом, занимающимся, например, частной практикой. Подобные преимущества прослеживаются в ряде статей Закона «Об адвокатской деятельности», однако наиболее ярко представлены в статье 18. Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности …
Читать далее…

2. Дисциплинарная ответственность адвоката: понятие, меры дисциплинарной ответственности, порядок их применения и снятия. Меры поощрения адвокатов.

Нарушение адвокатом требований Закона об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики, совершенное умышленно или в силу небрежности, влечет за собой применение мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных в подп. 13 п. 2 ст. 30 Закона об адвокатуре и ст. 18 Кодекса профессиональной этики адвоката, установленных собранием (конференцией) соответствующей адвокатской палаты. Нарушения профессионального долга адвокатом могут означать для него …
Читать далее…

3. Поводы для начала дисциплинарного производства. Порядок возбуждения и права участников дисциплинарного производства.

Согласно статье 20 Кодекса профессиональной этики адвоката поводами для начала дисциплинарного производства являются: жалоба, поданная в Совет другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, а равно жалоба лица, обратившегося за оказанием юридической помощи, при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований; представление, внесенное в Совет вице-президентом адвокатской палаты, отвечающим за исполнение требований закона об …
Читать далее…

4. Рассмотрение дисциплинарного производства в адвокатской палате субъекта Российской Федерации. Процедура, виды решений. Обязанности адвоката, принявшего поручение на оказание юридической помощи адвокату, привлекаемому к дисциплинарной ответственности.

Президент адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, получив документы, предусмотренные п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса профессиональной этики адвоката, являющимися основаниями для возбуждения дисциплинарного производства, и признав их допустимым поводом, возбуждает дисциплинарное производство не позднее десяти дней со дня их получения, вынося его рассмотрение на заседание квалификационной комиссии, и уведомляет участников дисциплинарного производства о месте и …
Читать далее…

5. Гражданско-правовая ответственность адвоката перед доверителем.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 2 ст. 7); далее — Закон об адвокатуре. В Законе об адвокатуре говорится о корпоративной (дисциплинарной) и гражданско-правовой (имущественной) ответственности адвоката. Кодекс профессиональной этики адвоката регулирует вопросы дисциплинарной …
Читать далее…

6. Адвокатская тайна. Понятие, гарантии сохранения. Последствия нарушения адвокатской тайны.

Статья 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» определяет правовой статус адвокатской тайны. Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи …
Читать далее…

7. Способы защиты адвоката от вмешательства в его деятельность в случаях нарушения неприкосновенности переписки адвоката; досмотра адвоката; обыска помещения, занимаемого адвокатом; вызова на допрос в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших известными ему в связи с оказанием юридической помощи.

Адвокат при оказании юридической помощи, осуществлении защиты по уголовным делам, отстаивании интересов своего клиента, действуя как представитель по административным, гражданским, арбитражным делам, самостоятельно определяет свою позицию и не связан мнением ни участников судопроизводства, ни любых иных лиц, наделенных властными полномочиями. Попытки вмешательства в профессиональную деятельность адвоката со стороны любых лиц считаются недопустимыми. Этот принцип распространяется …
Читать далее…

8. Соотношение выполнения адвокатом предписаний Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с обязанностью по сохранению адвокатской тайны.

Решение Совета ФПА РФ об исполнении адвокатами требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 4 декабря 2017 г.г. Москвапротокол № 8 Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, рассмотрев вопрос об исполнении адвокатами требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № …
Читать далее…

Как купить материалы для подготовки: ответы на тест, теорию и задачи за 2490 рублей?

1. Нажмите на кнопку "Перевести";
2. Заполните необходимые поля;
3. При возврате в магазин сервис автоматически перенаправит Вас на страницу для скачивания материалов (теорию, задачи, тест) и на всякий случай отправит Вам материалы на указанный адрес электронной почты.


1. Настоящие рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы адвокатов при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Рекомендации).

2. Правовую основу Рекомендаций составляют:

2.1. Конституция Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации;

2.2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ);

2.3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ);

2.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» (далее – Постановление № 82);

2.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 667);

2.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 492);

2.7. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 804);

2.8. Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (далее – Приказ № 103);

2.9. Приказ Росфинмониторинга от 3 августа 2010 г. № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Приказ № 203);

2.10. Приказ Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”» (далее – Приказ № 110);

2.11. Кодекс профессиональной этики адвоката принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.

2.12. Иные федеральные законы и нормативные правовые акты по вопросам ПОД/ФТ.

3. Настоящие Рекомендации могут дополняться и изменяться по мере развития законодательной базы и анализа имеющейся практики исполнения требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

4. Адвокаты, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего доверителя следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом доверителя, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций, обязаны принимать меры, направленные на противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом положений статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

5. В соответствии с требованиями статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ адвокаты обязаны:

5.1. Разработать правила внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля разрабатываются адвокатами с учетом Постановления № 667.

5.2. Назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, в том числе для адвокатов, установленным Постановлением № 492.

Согласно пунктам 2 и 4 Постановления № 492 адвокаты, возлагающие на себя функции специального должностного лица, обязаны пройти обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Адвокаты проходят вышеуказанное обучение с учетом Приказа № 203.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

5.3. Идентифицировать доверителя (лицо, находящееся у него на обслуживании), установив следующие сведения:

в отношении физических лиц – фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении иностранной структуры без образования юридического лица – наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности, а в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией также состав имущества, находящегося в управлении (собственности), фамилию, имя, отчество (при наличии) (наименование) и адрес места жительства (места нахождения) учредителей и доверительного собственника (управляющего).

5.4. В соответствии с правилами внутреннего контроля документально фиксировать информацию, полученную в результате их реализации и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

5.5. При наличии у адвоката любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее – подозрительные операции), он обязан уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение трех рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки).

Порядок представления адвокатами информации о подозрительных операциях в Росфинмониторинг установлен Постановлением № 82 и Приказом № 110.

Подготовка ФЭС также может осуществляться с помощью автоматизированного комплекса программных средств по вводу, обработке и передаче информации, предоставляемого Росфинмониторингом (далее – АРМ), а также с помощью иного программного обеспечения, разработанного с учетом структур, приведенных в приложениях к Приказу № 110.

ФЭС подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – ЭП) адвоката.

ФЭС может также передаваться посредством использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

Представление ФЭС осуществляется адвокатами с использованием Личного кабинета либо АРМ.

В случае невозможности представления ФЭС в Росфинмониторинг через Личный кабинет или АРМ, до устранения причин, препятствующих представлению, ФЭС формируются с помощью Личного кабинета, АРМ либо иного программного обеспечения и представляются в Росфинмониторинг на машинном носителе в виде электронного документа в формате xml-файла, подписанного усиленной квалифицированной ЭП, с сопроводительным письмом нарочным или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки: сопроводительное письмо и машинный носитель помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки.

Сопроводительное письмо должно содержать следующую информацию об адвокате:

– фамилия, имя, отчество;

В соответствии с пунктом 4 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ адвокаты не вправе разглашать факт передачи в Росфинмониторинг соответствующей информации.

При этом согласно пункту 5 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ требование о передаче информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу не относится к сведениям, на которые распространяется законодательство Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны.

Адвокаты при выявлении подозрительных операций вправе руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, установленными Приказом № 103.

5.6. Хранить документы и сведения, полученные при исполнении Федерального закона № 115-ФЗ, в срок не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

6. Адвокаты в целях выявления среди своих клиентов лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемые в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, обязаны получить доступ к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – перечень).

В соответствии с требованиями Постановления № 804 доступ к вышеуказанному перечню осуществляется только через Личные кабинеты.

В целях получения доступа к перечню, а также организации работы по представлению в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях адвокатам необходимо подключится к Личному кабинету.

Для регистрации в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга без использования усиленной квалифицированной ЭП адвокатам, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций, необходимо:

К заявке на бумажном носителе необходимо приложить скан-копию документа, подтверждающего статус адвоката.

Электронная заявка на регистрацию подписывается ЭП адвоката.

После успешной первичной авторизации в личном кабинете адвокату необходимо изменить пароль доступа к своему личному кабинету.

Адвокаты изучают схемы и типологии легализации (отмывания) преступных доходов и финансированию терроризма, размещенные в открытых источниках информации, а также в Личном кабинете.

Карташов Михаил

Теперь представим, что к вам обращается человек, который сообщает, что нуждается в юридической поддержке для совершения сделки по продаже картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» за наличные, получения и внесения денег на указанный банковский счет. Вы заключаете договор с ним и разрабатываете проект договора купли-продажи. В это время из новостей вам становится известно, что полотно, которое является национальным достоянием, пару дней назад было украдено из Третьяковской галереи. Вы осознаете, что именно ваш доверитель намеревается продать краденое произведение искусства по договору, который вами и разработан. Каким образом разрешить дилемму: чему отдать приоритет – конфиденциальности полученных от доверителя сведений или обязанности по уведомлению Росфинмониторинга?

Совет Федеральной палаты адвокатов рекомендует адвокатам оценивать подозрительные сделки, руководствуясь своим внутренним убеждением, на основе разумного баланса конституционно защищаемых ценностей, конкурирующих прав и законных интересов. При этом адвокатам дано предписание уведомлять Росфинмониторинг о таких сделках, если есть основания полагать, что имеют место цели легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

И в самом деле, неубедительными выглядят аргументы сторонников обоснования отказа от уведомления формулировкой об адвокатской тайне. Охраняемый законом принцип обеспечения конфиденциальности сведений, полученных от доверителя, не может рассматриваться исключительно как привилегия адвокатской профессии. Адвокатская тайна является правовым средством соблюдения прав и охраняемых законом интересов доверителя при обращении к адвокату, гарантированным обществу государством. Кроме того, нормативное определение адвокатской тайны не отражает подлинного смысла этого института. На адвоката возложена безусловная обязанность сохранять в тайне любые сведения, которые сообщены ему доверителем. Перемена в отношениях между ними, в том числе завершение дела или отстранение от его ведения, не может освободить адвоката от этой обязанности. Неприкосновенность данного положения обеспечивается со стороны государства запретом на проведение допроса адвоката и специальным процессуальным порядком производства оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении него. Тем самым обеспечивается и право доверителя на фидуциарный характер отношений с адвокатом. Социальный долг адвоката хранить поверенные ему тайны порождает у доверителя ожидание предсказуемости поведения защитника, готовность быть уязвимым для него, основанную на вере, что уязвимость не будет эксплуатироваться. Это является основой для возникновения и поддержания доверия между сторонами и требует от адвоката особенной осмотрительности в вопросах разглашения тайны.

Порядок идентификации: что излишне
Между тем уже опубликован проект приказа Росфинмониторинга № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». Если рассматривать проблему противодействия финансовым преступлениям с позиций охраны общественных интересов, то это длинное название соответствует общим подходам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к предупреждению совершения подозрительных сделок на международных финансовых рынках. Положение об идентификации распространяется на адвокатов, нотариусов и иных лиц, оказывающих юридические услуги. Но вот объем информирования, который Росфинмониторинг предлагает возложить на адвокатов, не соответствует ни правилам международного регулятора, ни общепризнанной роли адвокатов в сфере правозащиты.

Федеральная палата адвокатов направила в Минюст отзыв на проект приказа Росфинмониторинга об утверждении Положения об идентификации клиентов

В частности, согласно проекту Положения, адвокаты обязаны провести идентификацию потенциального доверителя, установив сведения, которые перечислены в приложениях к документу. При этом предлагается потребовать в том числе идентификационный номер налогоплательщика, данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России, а также сведения о составе имущества, находящегося в управлении (собственности), имена (наименования) и адреса места жительства (места нахождения) учредителей и доверительного собственника (управляющего) – в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица. Собранные данные должны быть оформлены в письменной анкете, в которую нужно также включить сведения о принадлежности доверителя к юридическому лицу, прямо или косвенно находящемуся в собственности или под контролем организации либо физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, сведения о степени (уровне) риска совершения доверителем операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, включая обоснование оценки. Все документы для такой идентификации должны быть предоставлены потенциальным доверителем в подлиннике или заверенной копии. Сложно представить, каким образом выполнить этот регламент при первом обращении лица за юридической помощью. Будет ли располагать человек, обратившийся за советом, длинным перечнем сведений и документов для такой идентификации? Является ли оправданным благородными социальными целями возложение на адвокатов, нотариусов, юристов и бухгалтеров публичных функций, свойственных органам, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия? Также неясно, почему от обязанности по идентификации освобождены российские аудиторы.

Предложенная Росфинмониторингом излишняя регламентация будет препятствовать осуществлению естественного права гражданина на юридическую помощь и нанесет вред деликатным отношениям между доверителем и адвокатом. Потому правила идентификации нужно существенным образом упростить.

Международный подход
Задачи противодействия легализации незаконно полученных денежных средств и финансированию терроризма, пресечения несправедливого налогообложения и сокращения влияния коррупционных сделок на экономику актуальны для мирового сообщества. Поэтому в национальное законодательство многих стран уже успешно имплементированы правила идентификации клиентов, их представителей и бенефициарных владельцев со стороны адвокатов, нотариусов и аудиторов. В частности, в силу особой значимости эти вопросы в Германии урегулированы не приказом ведомства, а положениями двух федеральных законов: 1) Закон о реализации положений четвертой директивы ЕС о противодействии отмыванию денежных средств для выполнения Порядка ЕС об обращении денежных средств и организации нового Центрального ведомства по проверкам финансовых операций от 23 июня 2017 г.; 2) Закон о расследовании доходов от тяжких уголовных деликтов от 26 июня 2017 г.

Адвокат обязан применять названные законы, если им осуществляется деятельность по обслуживанию следующих сделок и операций: купля-продажа недвижимости; купля-продажа предприятий; слияния и поглощения предприятий; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным ценным имуществом клиента; открытие или управление банковским, платежным счетом или счетами ценных бумаг; привлечение средств для создания предприятия, управления им и осуществления его деятельности; создание предприятия, управление им и осуществление его деятельности на доверительной основе; финансовые операции и операции с недвижимостью по поручению клиента.

Адвокат, намеревающийся вести дела по перечисленным сделкам и операциям, обязан зарегистрироваться в Центральном ведомстве, проводящем проверки финансовых операций. При ведении таких дел адвокат должен проявлять осмотрительность, выражающуюся в идентификации клиента – физического лица, его представителя или экономически управомоченного лица корпорации, которая выступает клиентом. Идентификация осуществляется при возникновении деловых отношений; при проведении имущественных операций на сумму свыше 15 тыс. евро; при выявлении факта, что имущество в сделке или операции относится к незаконно легализованному или связанному с финансированием терроризма; при сомнениях в достоверности данных, собранных о клиенте, его представителе или экономически управомоченном лице. Для идентификации адвокат запрашивает основные сведения о личности (удостоверение личности, свидетельства). К специальным субъектам идентификации относятся политики, их семьи и окружение. Положениями немецкого закона выделен специальный субъект – экономически управомоченное лицо корпорации. Таковым является: 1) физическое лицо, в собственности или под контролем которого находится партнер по сделке в момент ее завершения, или 2) физическое лицо, от которого направлено распоряжение о денежной операции и на участии которого основаны деловые отношения. В целях идентификации от экономически управомоченного лица дополнительно запрашивается схема взаимосвязей в структуре бизнеса.

Далее адвокат осуществляет верификацию (подтверждение правильности) представленных сведений посредством сопоставления их с данными открытых реестров и реестра транспарентности, который ведет Центральное ведомство. При ведении названных дел адвокат обеспечивает актуализацию сведений о клиенте в период выполнения поручения на основе принципа непрерывности мониторинга состояния деловых отношений с клиентом. Досье по рассматриваемым делам хранится обособленно в течение 5 лет, чтобы обеспечить сохранность адвокатской тайны об иных делах адвоката. Региональная адвокатская палата выступает надзорным органом, обеспечивающим соблюдение требований названных законов в этом регионе. Деятельность палаты направлена на создание условий, которые поддерживают убежденность адвокатов в опасности и рисках, возникающих при отмывании средств и финансировании терроризма, а также на разработку мероприятий в целях квалификации сомнительных случаев.

На адвоката возложена обязанность по регистрации подозрения в сомнительных операциях клиента, которые непосредственно связаны с отмыванием средств и финансированием терроризма. Однако к обязанностям адвоката не относятся выявление признаков (условий) и проверка правовых оснований осуществления таких сделок и операций. Адвокат уведомляет Центральное ведомство о преступных сделках и операциях в тех случаях, когда заведомо известно, что они направлены на отмывание средств или финансирование терроризма. За нарушение правил уведомления о преступных сделках на виновное лицо может быть наложен штраф до 100 тыс. евро. Освобождение от ответственности допускается, если поведение адвоката было непредумышленным или отвечало признакам распространенного восприятия спорного положения.

Таким образом, возложение на адвоката обязанностей по открытию личного кабинета в Росфинмониторинге, идентификации доверителя и уведомлению о преступных сделках соответствует международно-правовому подходу и выступает одним из правовых средств противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма. Но исполнение таких обязанностей не может порождать конфликт в области сохранения адвокатской тайны. Правила идентификации клиента должны быть доступными и не препятствовать доверителю в осуществлении права на юридическую помощь. Обязанность по уведомлению Росфинмониторинга должна возникать только в случае, если факт совершения преступной сделки является ясным и недвусмысленным.


Ранее ФПА, АП г. Москвы и АП Московской области направили в Минюст негативные отзывы на предложенные поправки, указав на неконституционность и нецелесообразность многих из них, а также на их противоречие сущности адвокатской деятельности.

Как сообщает пресс-служба ФПА, на состоявшемся 5 февраля расширенном заседании Совета Федеральной палаты адвокатов обсуждался вопрос взаимодействия с Росфинмониторингом, в частности речь шла о разработанных ведомством поправках в законодательство в части совершенствования мер по борьбе с отмыванием денег, которые затрагивают и Закон об адвокатуре.

Ранее «АГ» писала, что проектом закона, направленного на повышение эффективности национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения, предлагается дополнить Закон об адвокатуре указанием на то, что установленные Кодексом профессиональной этики адвоката правила поведения применяются и при исполнении адвокатами требований «антиотмывочного» законодательства.

Также предлагается предоставить адвокатам дополнительные права, предусмотренные законодательством о противодействии легализации преступных доходов, и в то же время – включить в перечень их обязанностей исполнение его требований. Росфинмониторинг также предложил закрепить в законе, что не является разглашением адвокатской тайны направление адвокатом в ведомство информации в соответствии с требованиями Закона № 115-ФЗ.

Согласно проекту лица, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму или терроризму либо чьи средства были заблокированы органом, осуществляющим функции по противодействию финансирования терроризма, не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката.

Помимо этого предложено установить взаимодействие между территориальными управлениями Минюста и Росфинмониторингом, в том числе в части информационного обмена в отношении данных реестра адвокатов субъектов РФ. Корреспондирующие изменения предусмотрены и в ст. 7.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов, согласно которой предусмотренные ею права реализуются адвокатами при оказании юридической помощи, не связанной с представлением интересов доверителя или участием в качестве защитника в судопроизводстве. «При этом такая помощь должна быть связана с подготовкой финансовых сделок, в том числе сделок с недвижимым имуществом, сделок по управлению денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом, в том числе доверительному, сделок по привлечению денежных средств или иного имущества в целях выполнения работ и оказания услуг», – указано в законопроекте.

Контроль за исполнением адвокатами требований ст. 7.1 «антиотмывочного» закона предлагается возложить на адвокатские палаты субъектов РФ, а за нарушение их – ввести дисциплинарную ответственность.

Федеральная палата адвокатов в своей правовой позиции отрицательно высказалась о подавляющем большинстве предложенных изменений

Осенью президент ФПА Юрий Пилипенко направил заместителю директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Павлу Ливадному правовую позицию с негативным отзывом на проект поправок. По информации «АГ», документ был передан в ведомство 25 сентября. В заключении указано, что ФПА не может согласиться с большинством предлагаемых законопроектом изменений. Подчеркивается, что согласно Закону об адвокатской деятельности институт адвокатуры создан исключительно для оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи.

По мнению ФПА, норма о допустимости нарушения адвокатской тайны противоречит концепции законодательства об адвокатуре и международным правовым актам. «Предлагаемое законопроектом расширение полномочий адвоката, связанное с применением мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по существу ограничивает право лиц, являющихся доверителями адвоката, на конфиденциальность отношений между ними, право на сохранение информации, доверенной адвокату (адвокатской тайны). Любое ограничение конституционных прав граждан, в том числе право на обеспечение конфиденциальности сведений, доверенных адвокату, должно быть продиктовано конституционно значимыми целями (ст. 55, ч. 3 Конституции Российской Федерации), чего в данной ситуации не усматривается», – указала Федеральная палата адвокатов. При этом внимание Росфинмониторинга обращено на то, что международные стандарты, изложенные в рекомендациях ФАТФ, допускают возможность сохранения адвокатской тайны в рамках национального законодательства.

Критику взывало и положение о том, что адвокаты за нарушение требований ст. 7.1 «антиотмывочного» закона и принимаемых в соответствии с ней нормативных правовых актов несут дисциплинарную ответственность. Это, как указала ФПА, противоречит Закону об адвокатуре и КПЭА, которые устанавливают ответственность адвоката за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих профессиональных обязанностей.

Помимо негативного отзыва ФПА в Минюст было направлено и отрицательное заключение от Адвокатской палаты Московской области, которое подготовил член Совета палаты, аккредитованный Минюстом эксперт, уполномоченный на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Павел Царьков. Проанализировав предлагаемые изменения, эксперт пришел к выводу, что большая их часть нецелесообразна, неконституционна и неприемлема в принципе.

Павел Царьков подчеркнул, что предлагаемая корректировка института адвокатской тайны является неоправданным ущемлением конституционных прав граждан РФ, так как Рекомендациями ФАТФ прямо оговаривается, что адвокаты не должны сообщать о подозрительных сделках, если эта информация охватывается профессиональной тайной.

В Адвокатской палате г. Москвы также категорически не согласились с предлагаемыми Росфинмониторингом поправками – соответствующий отзыв был утвержден Советом палаты 27 сентября. Как указано в документе, анализ предлагаемых изменений «свидетельствует о желании инициатора законопроекта объединить (если не подменить) существо и назначение адвокатской деятельности с исполнением требований законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

«Данный подход не может рассматриваться как законный и обоснованный, так как противоречит положению п. 1 ст. 1 Федерального закона № 63-ФЗ, согласно которому адвокатской деятельностью является исключительно оказание “квалифицированной юридической помощи… физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию”», – подчеркивается в отзыве.

Вице-президент ФПА Геннадий Шаров рассказал, что 28 января представители Росфинмониторинга во главе со статс-секретарем – заместителем директора Павлом Ливадным участвовали в совещании в Минюсте, по итогам которого была достигнута договоренность, что предложения по изменению Закона об адвокатуре и внесению поправок в КПЭА из данного законопроекта будут исключены.

При этом представители Росфинмониторинга заверили, что в ст. 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» будет сохранена норма п. 5. В соответствии с ней положения п. 2 ст. 7.1, предписывающие адвокатам уведомлять уполномоченный орган об имеющихся у них основаниях полагать, что сделки или финансовые операции могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, «не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства РФ о соблюдении адвокатской тайны».

«Надеемся, что эта договоренность будет выполнена», – заключил Геннадий Шаров.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: