Соловьев а б прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса россии

Обновлено: 29.01.2023

Прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса России / Буланова Н.В., Соловьев А.Б., Токарева М.Е. - М.: Юрлитинформ, 2006. - 176 c.

Тип : Издание
Авторы : Буланова Н.В., Соловьев А.Б., Токарева М.Е.
Издательство : Юрлитинформ
Место издания : Москва
Количество страниц : 176
Год издания : 2006 г.


Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Раздел 1. Статус прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса . . . . . .6
Глава 1. Прокурор как субъект уголовно-процессуальной деятельности и его
функции в досудебных стадиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 2. Общая характеристика полномочий прокурора в досудебных стадиях . . . 27
Глава 3. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля
в досудебных стадиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Глава 4. Соотношение прокурорского надзора и вневедомственного контроля
за расследованием преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Раздел 2. Деятельность прокурора на основных этапах досудебной стадии
уголовного судопроизводства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Глава 5. Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела . . . . . . . . . . . .66
Глава 6. Деятельность прокурора на начальной стадии расследования . . . . . . 82
Глава 7. Прокурорский надзор за законностью привлечения лица в качестве
обвиняемого и избрания меры пресечения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98
Глава 8. Деятельность прокурора по обеспечению всесторонности и полноты
расследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116
Глава 9. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему
с обвинительным заключением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147
Оглавление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171

Прокурорский надзор в досудебных стадиях уголовного процесса: проблемы правовой регламентации и результаты правоприменения по итогам 2005 года →

Проблемы координации борьбы с преступностью и прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса →

Осуществление судом полномочий по уголовному преследованию на досудебных стадиях уголовного процесса →

Усиление судебного контроля на досудебных стадиях производства по уголовным делам как элемент гуманизации уголовного процесса →

Пути устранения типичных ошибок на досудебных стадиях уголовного процесса по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков →

Колоколов Н.А., судья Верховного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

На полках книжных магазинов появилась книга "Актуальные проблемы досудебных стадий уголовного судопроизводства". Ее автор - Александр Борисович Соловьев, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник прокуратуры.

С трудами А.Б. Соловьева я познакомился сравнительно давно: еще будучи студентом юридического факультета Кишиневского государственного университета. По существовавшему тогда обычаю с третьего курса я был определен общественным помощником следователя прокуратуры Фрунзенского района г. Кишинева. Моим первым наставником оказался Григорий Григорьевич Мошак, в будущем научный сотрудник Сектора государства и права Академии наук Молдавской ССР. Надо отдать должное: Г.Г. Мошак со своими помощниками, пусть и общественными, работал весьма творчески. Помню, на стадии возбуждения уголовного дела он поручил мне произвести отбор объяснений у очевидцев групповой драки, завершившейся поножовщиной.

Кто работал с подобного рода свидетелями, прекрасно знает об их немногословности. На практике познал я это, когда нес Г.Г. Мошаку их первые куцые объяснения, из которых следовало, что хотя на месте преступления они и были, но в силу различных причин ничего не видели. Г.Г. Мошак раскритиковал мой труд в пух и прах! Он предложил мне не торопиться, опросить очевидцев более детально, опираясь на противоречия в их объяснениях. Это был мой первый урок по следственной тактике, которой я увлекся всерьез и надолго. Поэтому неудивительно, что вскоре мое внимание было обращено на работу Александра Борисовича "Перекрестный допрос и очная ставка". Это была 12-я глава в коллективном фолианте "Настольная книга судьи" (М.: Юридическая литература, 1972. С. 210 - 221). Затем на моем столе появились и другие книги А.Б. Соловьева: "Процессуальные основания и тактика предъявления доказательств на допросе" (1978), "О психологических приемах допроса" (1980), "Использование доказательств при допросе" (1981), "Следственное действие как процессуальное средство получения и проверки доказательств" (1982).

Результат синтеза теории и практики не заставил себя долго ждать. Когда я приступил к самостоятельной работе в качестве следователя, то в моем арсенале уже было множество тактических приемов, которые позволяли уверенно владеть процессом доказывания по уголовным делам. Приобретенные благодаря трудам А.Б. Соловьева навыки оказались отнюдь не бесполезны и в суде. И хотя известный криминалист профессор О.Я. Баев утверждает, что в состязательном уголовном судопроизводстве нет места судейской тактике, это совсем не так, пока у судьи есть право задавать вопросы, он обязан в совершенстве владеть тактикой допроса.

Спустя 20 лет судьбе было угодно трансформировать мое заочное знакомство с Александром Борисовичем Соловьевым в очное - в 1997 г. отдел НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ, который достопочтимый метр возглавляет и поныне, давал заключение по моей кандидатской диссертации.

В лице Александра Борисовича я встретил не только принципиального критика, но и в первую очередь исключительно добросовестного помощника. Диссертация моя была посвящена судебному контролю в стадии предварительного расследования, который тогда только-только возрождался. Отношение к этому институту и сейчас далеко не однозначное, а в те годы особенно прокуроры весьма болезненно реагировали на расширение судейской компетенции. Безусловно, профессор А.Б. Соловьев всегда был выше чисто ведомственных амбиций, его в первую очередь беспокоили интересы дела, права участников процесса. Он прекрасно понимал, что судебный контроль препятствием в осуществлении предварительного расследования никогда не будет, если законодателю удастся правильно определить объем, пределы судебного контроля, гармонично интегрировать его в уголовное судопроизводство.

Защита моей диссертации состоялась 28 апреля 1998 г., на диссертационном совете председательствовал А.Б. Соловьев, "черных шаров", испорченных бюллетеней не было!

Людей условно можно разделить на две части: те, к которым люди идут, и те, от которых они бегут. Александр Борисович, безусловно, относится к первым, поэтому, оказавшись в очередной раз в стенах НИИ Прокуратуры на 2-ой Звенигородской, 15, я стараюсь непременно заглянуть к профессору А.Б. Соловьеву и искренне огорчаюсь, когда застать его на рабочем месте мне не удается.

В этом году коллектив НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ торжественно отметил 70-летний юбилей Александра Борисовича.

Александр Борисович Соловьев родился 10 сентября 1936 г. в г. Нижнем Новгороде в семье военного историка. В 1959 г. он с отличием оканчивает юридический факультет МГУ, затем до 1965 г. работает следователем в системе Мосгорпрокуратуры. В 1965 - 1968 гг. - аспирант ИПУЗП. Ныне занимает должность заведующего отделом проблем расследования и прокурорского надзора за дознанием, следствием и оперативно-розыскной деятельностью ИПУЗП.

Профессор А.Б. Соловьев автор примерно 200 научных публикаций, работал над проектом Закона "О следственном комитете РФ", проектом УПК РФ.

Предлагаемая вниманию профессионального читателя книга "Актуальные проблемы досудебных стадий уголовного судопроизводства" - итог многолетней научной деятельности А.Б. Соловьева. Его работа разделена на два больших раздела: "Проблемные вопросы предварительного следствия и прокурорского надзора за расследованием преступлений" и "Уголовно-процессуальное доказывание при расследовании преступлений".

Книга написана в свойственном Александру Борисовичу деловом стиле и будет полезна как теоретикам, так и правоприменителям, специализирующимся в сфере уголовного судопроизводства.

Журнал "Мировой судья" присоединяется к поздравлениям, высказанным в адрес Александра Борисовича, желает ему крепкого здоровья и научного долголетия.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Законность в досудебных стадиях уголовного процесса России / Соловьев А.Б., Токарева М.Е., Халиулин А.Г., Якубович Н.А.; Науч. ред.: Соловьев А.Б., Халиулин А.Г. - М., Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 162 c.

Тип : Издание
Авторы : Соловьев А.Б., Токарева М.Е., Халиулин А.Г., Якубович Н.А., Науч. ред.: Соловьев А.Б., Халиулин А.Г.
Издательство : Кузбассвузиздат
Место издания : Москва; Кемерово
Количество страниц : 162
Год издания : 1997 г.

От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава I. Принцип законности и гарантии его осуществления
в досудебных стадиях уголовного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§ 1. Принцип законности и его развитие в досудебных
стадиях уголовного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
§ 2. Роль прокуратуры в обеспечении законности
при возбуждении уголовного дела и предварительном
расследовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
§ 3. Обеспечение законности оперативно-розыскной
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Глава II. Функции прокуратуры и их соотношение с функциями
судебного и ведомственного контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
§ 1. Прокурорский надзор, уголовное преследование и другие
функции прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса . . . . . . . . . .35
§ 2. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля
на предварительном следствии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
§ 3. Соотношение прокурорского надзора и ведомственного
контроля за законностью расследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава III. Обеспечение законности в стадии
возбуждения уголовного дела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Глава IV. Проблемы законности в стадии предварительного
расследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
§ 1. Обеспечение требований закона о всесторонности, полноте
и объективности предварительного расследования . . . . . . . . . . . . . . . .84
§ 2. Обеспечение прав и законных интересов участников
предварительного следствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
§ 3. Законность и обоснованность задержания . . . . . . . . . . . . . . . . .103
§ 4. Законность и обоснованность привлечения лица в качестве
обвиняемого и заключения его под стражу . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
§ 5. Законность и обоснованность процессуальных решений
при окончании предварительного следствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Глава V. Типичные причины нарушений уголовно-процессуального
закона при расследовании преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143

Проблемы координации борьбы с преступностью и прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса →

Осуществление судом полномочий по уголовному преследованию на досудебных стадиях уголовного процесса →

Усиление судебного контроля на досудебных стадиях производства по уголовным делам как элемент гуманизации уголовного процесса →

Пути устранения типичных ошибок на досудебных стадиях уголовного процесса по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков →


Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов дознания.

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия, полномочия, прокурорское реагирование.

Законодатель в Уголовно-процессуальном кодексе РФ наделяет прокурора весьма значительными полномочиями для реагирования на нарушения норм закона органами дознания. Полномочия прокурора в данном вопросе регламентированы статьями 25, 28, 37, 144, 146, 148, 153, 214, 223, 226 и др. УПК РФ и служат важной гарантией обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следствие и оперативно-розыскную деятельность является одним из направлений деятельности органов прокуратуры. Данное направление согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре выделяется в отдельную отрасль прокурорского надзора.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора служит порядок разрешения заявлений о готовящихся или совершенных преступлениях, соблюдение прав и свобод человека, законность решений, принятых органами дознания, предварительного следствия и органами, ведущими оперативно розыскную деятельность. Конкретными статьями УПК РФ регламентируется прокурорский надзор за законностью действий определенных субъектов уголовно-процессуальной деятельности, к которым относятся начальники органов дознания и дознаватели.

Данная сфера прокурорского надзора отличается от иных направлений надзорной деятельности (например, надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина), наступательным характером, меры прокурорского реагирования в большинстве случаев могут применяться прокурором инициативно и вне зависимости от наличия у него прямой информации о фактах нарушения законов. Специфика реализуемых прокурором полномочий и детальная их регламентация в уголовно-процессуальном законодательстве обусловливают тот факт, что правовые средства надзора, определенные Законом о прокуратуре, в этой сфере, как правило, не применяются.

Прокурор, реализующий надзор, проверяет законность, начиная от возбуждения уголовного дела и заканчивая подписанием поступившего к нему обвинительного акта. Также прокурор следит за законностью принятых решений, соблюдением сроков дознания, приостановлением дознания, прекращением уголовного дела. При этом прокурор, осуществляя надзор, не вмешивается в процессуальную деятельность органов дознания. Принятие прямых мер, направленных на устранение обнаруженных нарушений закона, как правило, выходит за рамки прокурорских полномочий. Только лишь в специально предусмотренных законом случаях прокурор имеет право непосредственного устранения выявленного им нарушения закона со стороны органов предварительного следствия, например посредством отмены отдельных постановлений следователя или вынесения обязательных для исполнения указаний о производстве необходимых процессуальных действий.

На основании пункта 19 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», прокурор требует от дознавателей продлевать срок дознания до 60 суток за 5 дней до истечения срока, свыше 60 суток — за 10 дней, свыше 6 месяцев — за 15 дней.

Прокурор может привлечь к ответственности всех виновных должностных лиц при отмене незаконного постановления о приостановления уголовного дела. Прокурор в месячный срок проверяет законность постановления о приостановление уголовного дела. Особое внимание обращает на повторное приостановление уголовного дела. Если есть основания, указанные в ст. 211 УПК РФ, в соответствии с ч. 31 ст. 223 УПК РФ будет вынесено постановление о возобновлении уголовного дела.

Прокурор может требовать документацию, связанную с работой по заявлениям о преступлениях, книги и журналы регистрации и прочие документы, связанные с производством уголовного дела. Для пресечения укрытия преступлений от регистрационного учета прокуратура ежемесячно сверяет учетные данные органов дознания с данными медицинских учреждений и другими надзорными учреждениями. Выявленные нарушения закона следственных и процессуальных действий фиксируются в актах прокурорского реагирования, т. е. письменных указаниях о предоставлении иных решений.

Надзорная функция прокуратуры, с объективной стороны, не лишена недостатков, прокуроры иногда допускают халатность, некомпетентность, превышают свои полномочия. Однако именно прокурор, будучи должностным лицо, одновременно осуществляющим от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования, как координатор может способствовать эффективному взаимодействию правоохранительных органов в изобличении организаторов и участников преступной деятельности.

  1. Вершинин А. Д. Прокуратура на современном этапе / А. Д. Вершинин. — Самара: Изд-во Самарского ун-та. — 2006.
  2. Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник / Ю. Е. Винокуров. — М.: Высшее образование, 2007.
  3. Рябов В. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции: моногр. / В. Н. Рябов. — Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2001.
  4. Сухарев А. Я. Прокурорский надзор: учебник / А. Я. Сухарев. — М.: НОРМА, 2003.
  5. Соловьев А. Б. Прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса России / А. Б. Соловьев, М. Е. Токарева, Н. В. Буланова — М.: Юрлитинформ, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): прокурор, прокурорский надзор, орган дознания, РФ, предварительное следствие, прокурорское реагирование, оперативно-розыскная деятельность, приостановление уголовного дела, процессуальная деятельность органов дознания, свобода человека.


В статье рассматривается проблема соотношения прокурорского надзора и ведомственного контроля на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Ключевые слова: прокурорский надзор, ведомственный контроль, следственный орган, орган прокуратуры, досудебное производство, уголовное судопроизводство.

Одной из проблем, свойственных стадии досудебного производства, вызывающих дискуссию в научной среде, что несомненно свидетельствует об ее актуальности, является проблема разграничения надзора, осуществляемого органами прокуратуры, внутреннего контроля, осуществляемого руководителями следственных органов.

Несомненно, совокупность этих институтов обеспечивает действенную гарантию соблюдению законности на досудебной стадии и способствует недопущения нарушений прав и свобод лиц, являющихся участниками уголовного судопроизводства. Главный же вопрос заключается в определении границ прокурорского надзора и ведомственного контроля, а также в определении их взаимодействия, установления сущности надзорных полномочий прокурора и контрольных полномочий руководителя следственного органа [1, с. 54].

Что касается прокурорского надзора, то действующие на сегодняшний день нормативно-правовые акты не содержат четкого определения и понятия надзора, в научной литературе также нет единого, общего мнения, что же понимать под «надзором», данный вопрос является дискуссионным. Некоторыми под прокурорским надзором понимается разновидность государственной деятельности, обладающей самостоятельностью и отличающейся от контроля [2, с. 167]. Выделяется также обратная позиция, согласно которой надзор, осуществляемый органами прокуратуры входит в общее понятие «контроль» и может считаться его разновидностью [3, с. 7]. Существует и компромиссная точка зрения, согласно которой исходя из принципа разделения властей выделяется понятие «контрольно-надзорная деятельность» [4, с. 234–235]. Авторами, придерживающимися данной позиции, выделяется отдельная контрольно-надзорная ветвь власти, к которой они относят органы прокуратуры.

С точки зрения права понятие «контроль» не тождественно понятию «надзор». Однако стоит отметить, что с лингвистической точки зрения не все так однозначно, так некоторыми словарями понятия «контроль» и «надзор» считаются синонимами, а их содержание зачастую раскрывается друг через друга. Отсутствие в законодательстве ясного и четкого определения данных понятий, их разграничения, также не вносит ясности в правоприменительную практику и юридическую литературу. Вместе с тем, представляется, что данные понятия, несомненно, во многом схожи, но не являются идентичными, поскольку все же обладают индивидуальными чертами, определяющими их различие, так, к таким различиям на примере прокурорского надзора за предварительным следствие и ведомственного контроля можно отнести двухаспектный характер последнего. Руководитель следственного органа осуществляет контроль не только за исполнением следователями требований уголовно-процессуального законодательства, но и контроль за организационной работой последних, т. е. таким образом в ведомственном контроле четко прослеживается организационный аспект, отсутствующий в прокурорском надзоре, где основным объектом выступает прежде всего законность самих действий следователей.

Понятие контроль обладает большей конкретностью, поскольку он неразрывно связан с внутренними подробностями, осуществляемого расследования, его деталями. В свою очередь руководитель следственного органа, осуществляя контроль за действиями следователя, вникая в суть его работы, непосредственно соприкасается с деятельностью, которую контролирует, таким образом в части разделяя за нее ответственность, что во многом характеризует ведомственный контроль как корпоративную деятельность. В свою очередь надзор характеризуется с другой стороны, поскольку деятельность лица, осуществляющего надзор обладает элементом отстраненности, оно не причастно к структурам, за которыми осуществляется надзор.

Надзор и контроль характеризуются общей целью, заключающейся в обеспечении законности действий следователей, обеспечении соблюдения прав участников уголовного судопроизводства, устранении выявленных нарушений уголовно-процессуального закона. Также стоит отметить ряд похожих, но не идентичных по своему содержанию полномочий, например, таких как: право отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК РФ), право отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ч. 1 ст. 214 УПК РФ). Несмотря на то что прокурорский надзор и обладает несколько сходными чертами с контролем, существующие между ними различия, а также предназначение, принципы организации и формы реализации прокурорского надзора не позволяют рассматривать его как специфический вид контроля. Будучи самостоятельным правовым явлением, он обладает своим специфическим содержанием, традиционно увязываемым с понятием законности.

Несмотря на совпадение цели надзорной деятельности прокурора и руководителя следственного органа, осуществляющего контроль за подчиненными ему следователями, задачи, которые перед ними поднимаются различны, различны также и их процессуальные функции, которыми они обладают. Так, для прокурора в силу конституционно-правового характера функция надзора является основополагающей, кроме того, данная функция является уникальной, поскольку она осуществляется только органами прокуратуры, для других же органов и лиц, являющихся участниками уголовного процесса данная функция не свойственна.

В свою очередь, ведомственный контроль, осуществляемый руководителем следственного органа, заключается в общем руководстве над ходом расследования, сущность которого раскрывается в правильном определении его направления, разработке плана расследования, даче указаний следователю, в последующем контроле действий следователей, направленных на осуществление данного плана и выполнение полученных указаний, недопущении нарушений уголовно-процессуального закона следователями, а также в организационном контроле.

На наш взгляд, существующий баланс между прокурорским надзором и ведомственным контролем на сегодняшний день в достаточной степени обеспечивает поддержание законности и обеспечения прав, участников досудебного производства. Вместе с тем, тревожным выглядит увеличение количества выявляемых прокурорами нарушений, зачастую руководителем следственного органа используется не весь объем доступных ему контрольных полномочий или же их использование не в полной мере эффективно, в таких случаях при наличии нарушения закона, прокурор должен реагировать доступными ему мерами прокурорского реагирования.

  1. Спирин, А. В. О теоретических основах разграничения прокурорского надзора и процессуального (ведомственного) контроля в досудебных стадиях уголовного судопроизводства / А. В. Спирин. — Текст: непосредственный // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2016. — № 1. — С. 54–60.
  2. Рохлин, В. И. Прокурорский надзор и государственный контроль / В. И. Рохлин. — СПб.: Р. Асланова, 2013. — 167 c. — Текст: непосредственный.
  3. Гуляева, А. П. Контрольные государственные органы России: учебник / А. П. Гуляева. — М. 2000. — 212 c. — Текст: непосредственный.
  4. Конин, Н. М. Административное право России: учебник / Н. М. Конин. — М. 2010. — 256 c. — Текст: непосредственный.

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, ведомственный контроль, следственный орган, орган прокуратуры, уголовное судопроизводство, досудебное производство, досудебная стадия, недопущение нарушений, отмена постановления, РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: