Соглашение между государствами членами шос о региональной антитеррористической структуре

Обновлено: 02.10.2022

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является постоянно действующей межправительственной международной организацией.

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между государствами-членами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

В отношениях внутри организации государства-члены ШОС придерживаются идеи «шанхайского духа» и принципов консенсуса и взаимного доверия, взаимовыгодного сотрудничества, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию; а во внешних отношениях - принципов открытости, непринадлежности к блокам и ненаправленности против третьих стран.

История создания ШОС

О создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан.

До этого все указанные страны за исключением Узбекистана были участницами «Шанхайской пятёрки» - политического объединения, основанного на Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы (Шанхай, 1996) и Соглашении о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы (Москва, 1997). Два этих документа заложили механизм взаимного доверия в военной области в приграничных районах, способствовали установлению поистине партнёрских отношений. После включения в организацию Узбекистана (2001) «пятёрка» стала «шестёркой» и была переименована в ШОС.

Задачи Шанхайской организации сотрудничества первоначально лежали в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, которая вступила в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы организации, её структуру и основные направления деятельности. Кроме того, в 2006 году были анонсированы планы ШОС по борьбе с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, а в 2008 году - активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств государств-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе - активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

На заседании Совета глав государств-членов ШОС в Уфе 10 июля 2015 года было принято решение о запуске процедуры приёма новых членов Организации - Индии и Пакистана. Была достигнута договорённость о повышении статус участия в работе ШОС Республики Беларусь до государства-наблюдателя. Кроме того, Азербайджан, Армения, Камбоджа и Непал присоединяются к семье ШОС в качестве партнёров по диалогу.

Какие страны принимают участие в работе ШОС?

Восемь стран являются государствами-членами ШОС - Республика Индия, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Исламская Республика Пакистан, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан;

Четыре страны имеют статус государства-наблюдателя при ШОС - Исламская Республика Афганистан, Республика Беларусь, Исламская Республика Иран, Республика Монголия;

Шесть стран являются партнёрами ШОС по диалогу - Азербайджанская Республика, Республика Армения, Королевство Камбоджа, Федеративная Демократическая Республика Непал, Турецкая Республика, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.

Как организован рабочий процесс ШОС?

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения по всем важным вопросам.

Совет глав правительств ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений развития, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует механизм встреч на уровне руководителей парламентов, правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, секретарей советов безопасности, генеральных прокуроров, а также министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования и здравоохранения.

Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов ШОС (СНК).

Организация имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине (КНР) и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте (Республика Узбекистан).

Генеральный секретарь и Директор Исполнительного комитета назначаются Советом глав государств сроком на три года. С 1 января 2016 года эти посты занимают соответственно Рашид Кутбиддинович Алимов (Республика Таджикистан) и Евгений Сергеевич Сысоев (Российская Федерация).

В качестве официальных рабочих языков ШОС признаны русский и китайский.

Что такое РАТС ШОС?

Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС является постоянно действующим органом. Штаб-квартира организации расположена в столице Республики Узбекистан - городе Ташкенте.

Исполнительный комитет РАТС ШОС в своей деятельности руководствуется положениями Хартии ШОС, Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Соглашения между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре, а также другими документами и решениями, принятыми в рамках ШОС.

Что такое Деловой совет ШОС?

Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества (ДС ШОС) учреждён 14 июня 2006 года в городе Шанхае (Китай) и является неправительственной структурой, объединяющей наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС с целью расширения экономического сотрудничества, налаживания прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами, содействия практическому продвижению многосторонних проектов. Среди приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества, наряду с энергетикой, транспортом, телекоммуникациями, кредитно-банковской сферой, совет выделяет взаимодействие стран ШОС в области образования, науки и инновационных технологий, здравоохранения и сельского хозяйства.

ДС ШОС - это самостоятельная структура, способная принимать рекомендательные решения и давать экспертные оценки по перспективным направлениям подключения представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС к торгово-экономическому и инвестиционному взаимодействию в рамках организации.

Высшим органом ДС ШОС является ежегодная сессия, которая определяет приоритеты и вырабатывает основные направления его деятельности, решает наиболее важные вопросы взаимоотношений с деловыми объединениями других государств.

Постоянно действующий Секретариат ДС ШОС располагается в Москве.

Что такое Межбанковское объединение ШОС?

Межбанковское объединение ШОС (МБО ШОС) создано решением Совета глав правительств 26 октября 2005 года с целью организации механизма финансирования и банковского обслуживания инвестиционных проектов, поддержанных правительствами государств-членов ШОС. Заседание МБО ШОС проводится с общего согласия сторон по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Председательство в совете осуществляется по принципу ротации.

В состав членов МБО ШОС входят: Банк развития Республики Казахстан, Государственный банк развития Китайской Народной Республики, Расчётно-сберегательная компания Республики Кыргызстан ОАО «РСК Банк», Внешэкономбанк Российской Федерации, Государственный сберегательный банк Республики Таджикистан «Амонатбонк» и Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан.

Приоритетными направлениями сотрудничества в рамках МБО ШОС являются: предоставление финансирования для реализации проектов с акцентом на инфраструктурное строительство, базовые отрасли, отрасли высоких технологий, экспортно-ориентированные сектора экономики, социально-значимые проекты; предоставление и привлечение кредитов с учётом общепринятой международной банковской практики; организация предэкспортного финансирования в целях стимулирования торгово-экономических связей между государствами-членами ШОС и другие направления, представляющие общий интерес.

руководствуясь целями и принципами Организации Объединенных Наций, касающимися поддержания международного мира, безопасности и поощрения добрососедских и дружественных отношений, а также сотрудничества между государствами,

осознавая, что терроризм, сепаратизм и экстремизм представляют угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, а также осуществлению основных прав и свобод человека,

будучи убеждены в необходимости взаимосогласованных действий в интересах обеспечения территориальной целостности, безопасности и стабильности Сторон, в том числе путем усиления сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом,

исходя из Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2001 года, Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года (далее — Конвенция) и Хартии Шанхайской организации сотрудничества от 7 июня 2002 года,

согласились о нижеследующем:

Для целей настоящего Соглашения нижеперечисленные понятия означают:

должностное лицо — лицо, направляемое Стороной для работы в Исполнительном комитете РАТС и назначенное Директором на соответствующую штатную должность;

представитель — лицо, на которое направляющей Стороной возложена обязанность действовать в этом качестве в Совете РАТС;

сотрудник — лицо, направляемое Стороной для выполнения функций, связанных с деятельностью представителя;

помещения — означают здания или части зданий вне зависимости от формы и принадлежности права собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок;

государство пребывания — Сторона, на территории которой располагается штаб-квартира или отделение РАТС.

Стороны учреждают Региональную антитеррористическую структуру (далее — РАТС) Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС). Штаб-квартира РАТС располагается в городе Бишкек Кыргызской Республики.

При необходимости Совет глав государств-членов ШОС может учреждать отделения РАТС на территориях Сторон.

Статус отделения РАТС и работающих в нем лиц определяется соглашением между ШОС и правительством государства пребывания.

РАТС является постоянно действующим органом ШОС и предназначена для содействия координации и взаимодействию компетентных органов Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как эти деяния определены в Конвенции.

РАТС имеет статус юридического лица и в этом качестве, в частности, имеет право:

— приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;

— открывать и вести банковские счета в любой валюте;

— возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах.

Предусмотренные настоящей статьей права осуществляются от имени РАТС Директором Исполнительного комитета РАТС (далее — Директор).

Финансирование деятельности РАТС осуществляется из средств бюджета ШОС. Порядок финансирования РАТС определяется документами, регламентирующими вопросы бюджета ШОС.

Основными задачами и функциями РАТС являются:

1) разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом для соответствующих структур ШОС, а также по просьбе Сторон;

2) содействие компетентным органам Сторон по просьбе одной из Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе в соответствии с положениями Конвенции;

3) сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от Сторон, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

4) формирование банка данных РАТС, в частности, о:

— международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках и каналах их финансирования;

— состоянии, динамике и тенденциях распространения терроризма, сепаратизма и экстремизма, затрагивающих интересы Сторон;

— неправительственных организациях и лицах, оказывающих поддержку терроризму, сепаратизму и экстремизму;

5) предоставление информации по запросам компетентных органов Сторон;

6) содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений по просьбе заинтересованных Сторон;

7) содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом по просьбе Сторон;

8) содействие в осуществлении международного розыска лиц, которые предположительно совершили деяния, указанные в пункте 1 статьи 1 Конвенции, с целью их привлечения к уголовной ответственности;

9) участие в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

10) содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений;

11) участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров, содействие в обмене опытом по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

12) установление и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

В своей деятельности РАТС руководствуется документами и решениями, касающимися борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, принятыми в рамках ШОС.

РАТС взаимодействует с компетентными органами Сторон, включая обмен информацией, и готовит соответствующие материалы по запросам других органов ШОС.

Порядок создания и функционирования банка данных РАТС, а также вопросы, касающиеся предоставления, обмена, использования и защиты соответствующей информации, регулируются отдельными соглашениями.

Стороны определяют перечень своих компетентных органов, которые осуществляют взаимодействие с РАТС.

Стороны письменно уведомляют об этом депозитария в течение 30 дней после выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу настоящего Соглашения.

В случае изменений в перечне компетентных органов одной из Сторон, она письменно уведомляет об этом депозитария.

Органами РАТС являются Совет РАТС (далее — Совет) и Исполнительный комитет, учреждаемые настоящим Соглашением. Совет может создавать необходимые вспомогательные органы.

Совет состоит из Сторон настоящего Соглашения.

Совет организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Для этой цели каждая Сторона должна быть всегда (постоянно) представлена в месте пребывания РАТС.

Совет периодически собирается на заседания, на которых каждая Сторона может, по своему усмотрению, быть представлена или руководителем соответствующего компетентного органа, или каким‑либо другим специально назначенным представителем.

Совет определяет порядок осуществления основных задач и функций РАТС, указанных в статье 6 настоящего Соглашения.

В соответствии с полномочиями РАТС, изложенными в настоящем Соглашении, Совет принимает решения обязательного характера по всем вопросам существа, включая финансовые вопросы.

Совет представляет ежегодные доклады о деятельности РАТС Совету глав государств-членов ШОС.

Решение в Совете по любому вопросу считается принятым, если ни одна из Сторон не возразила против него.

Совет устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего председателя.

Исполнительный комитет состоит из Директора и такого персонала, который может потребоваться для обеспечения нормального функционирования РАТС.

Директор является высшим административным должностным лицом Исполнительного комитета и в этом качестве действует на всех заседаниях Совета, а также выполняет другие функции, которые возлагаются на него этим органом.

Директор и его заместитель (заместители) назначаются Советом глав государств-членов ШОС по рекомендации Совета.

Порядок замены Директора и его заместителя (заместителей) устанавливается Советом.

Директор имеет право доводить до сведения Совета любые вопросы в рамках компетенции РАТС, которые, по его мнению, требуют рассмотрения в этом органе.

Директор с согласия Совета назначает должностных лиц Исполнительного комитета из числа граждан Сторон с учетом долевых взносов соответствующих Сторон в бюджет ШОС и/или нанимает их по контракту из числа граждан Сторон.

Структура Исполнительного комитета, а также его штатное расписание утверждается Советом глав правительств государств-членов ШОС на основе предложений Директора, одобренных Советом.

При исполнении своих обязанностей Директор, его заместитель (заместители), должностные лица Исполнительного комитета не должны запрашивать или получать указания от органов власти или официальных лиц Сторон, а также организаций или частных лиц, посторонних для ШОС.

Стороны обязуются уважать международный характер обязанностей Директора, его заместителя (заместителей) и должностных лиц Исполнительного комитета и не оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Исполнительный комитет РАТС комплектуется лицами, направляемыми Сторонами для работы в Исполнительном комитете РАТС в соответствии с порядком, предусмотренным их национальным законодательством.

Трудовые отношения между административно-техническим персоналом и Исполнительным комитетом РАТС регулируются законодательством соответствующего государства пребывания РАТС.

Имущество и активы РАТС пользуются иммунитетом от любой формы административного или судебного вмешательства.

Помещения и транспортные средства РАТС, а также ее архивы и документы, в том числе служебная корреспонденция, вне зависимости от места нахождения, не подлежат обыску, реквизиции и конфискации или любой другой форме вмешательства, препятствующей ее нормальной деятельности.

Представители соответствующих органов власти и управления государства пребывания не могут вступать в помещения РАТС иначе, как с согласия Директора или лица, его замещающего, и на условиях, им одобренных.

Исполнение любых действий по решению соответствующих органов власти и управления государства пребывания может иметь место в помещениях РАТС только с согласия Директора или лица, его замещающего.

Государство пребывания принимает надлежащие меры для защиты помещений РАТС от всякого вторжения или нанесения ущерба.

Помещения РАТС не могут служить убежищем для лиц, преследуемых по законам любой из Сторон или подлежащих выдаче любой из Сторон или третьему государству.

Неприкосновенность помещений РАТС не дает права использовать их в целях, не совместимых с функциями или задачами ШОС.

РАТС вправе пользоваться шифрами, курьерской и другими видами связи, обеспечивающими конфиденциальность передачи информации. РАТС имеет право получать и отправлять корреспонденцию посредством курьеров или вализ, которые пользуются теми же иммунитетами и привилегиями, что и дипломатические курьеры и вализы.

Все места, составляющие служебную корреспонденцию, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и могут содержать только служебные документы и предметы, предназначенные для официального пользования.

Курьер должен быть снабжен официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих служебную корреспонденцию.

РАТС освобождается от всех прямых налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории государства пребывания, за исключением тех, которые являются оплатой за конкретные виды обслуживания (услуг).

Имущество и предметы, предназначенные для официального использования РАТС, освобождаются на территориях Сторон от обложения таможенными пошлинами, налогами и связанными с этим сборами и платежами, за исключением сборов за перевозку, хранение, таможенное оформление вне определенных для этого мест или вне времени работы соответствующего таможенного органа и подобного рода услуги в порядке, предусмотренном для международных организаций.

Совет глав государств ШОС от имени ШОС может в явно выраженной форме отказаться от привилегий и иммунитетов, предоставленных РАТС.

1. Директор, его заместитель (заместители), представители, сотрудники, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, в соответствующих объеме и порядке, если иное не установлено настоящим Соглашением.

2. Должностные лица и члены их семей, проживающие вместе с ними, приравниваются по своему статусу к дипломатическому персоналу и членам семей дипломатического персонала посольства Стороны, гражданами которой они являются или проживают в ней постоянно.

3. Директор с согласия Совета может отказаться от иммунитета должностного лица в случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует осуществлению правосудия и отказ от иммунитета не наносит ущерба целям, в связи с которыми он был предоставлен.

Решение об отказе от иммунитета Директора, его заместителя (заместителей) принимается Советом.

Отказ от иммунитета должен быть определенно выраженным.

4. Положения пунктов 1, 2 и 3 настоящей статьи действуют до даты вступления в силу отдельного договора, регулирующего вопросы о привилегиях и иммунитетах ШОС и ее органов, в котором будут определены и привилегии и иммунитеты РАТС, Директора, его заместителя (заместителей), должностных лиц, представителей, сотрудников, а также членов их семей, проживающих вместе с ними.

Директор, его заместитель (заместители) и должностные лица по окончании работы в РАТС откомандировываются в распоряжение направивших их органов Сторон.

Все лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами в соответствии с настоящим Соглашением, обязаны, без ущерба для их привилегий и иммунитетов, уважать законодательство государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства.

Стороны признают официальные документы, печати и штампы РАТС.

Зачет времени работы в выслугу лет, пенсионное обеспечение Директора, его заместителя (заместителей), должностного лица, представителя, сотрудника, а также членов их семей, проживающих вместе с ними, осуществляется в порядке и на условиях, определенных законодательством направляющей Стороны.

Порядок медицинского и санаторно-курортного обслуживания Директора, его заместителя (заместителей), должностного лица, представителя, сотрудника, а также членов их семей, проживающих вместе с ними, определяются соглашением между ШОС и правительством государства пребывания.

Директор, его заместитель (заместители), должностное лицо, представитель, сотрудник, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, на территории Сторон пользуются соответствующими правами граждан государства пребывания в вопросах оплаты за коммунально-бытовые, медицинские, гостиничные, транспортные и другие виды обслуживания.

Официальными языками РАТС являются русский и китайский, рабочим — русский язык.

В текст настоящего Соглашения с согласия всех Сторон могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Настоящее Соглашение не ограничивает права Сторон заключать другие международные договоры по вопросам, являющимся предметом настоящего Соглашения и не противоречащим его целям и объекту, а также не затрагивает права и обязательства Сторон, вытекающие из иных международных соглашений, участниками которых они являются.

Спорные вопросы, возникающие при толковании или применении настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров между заинтересованными Сторонами.

Депозитарием настоящего Соглашения является Китайская Народная Республика. Официальные копии настоящего Соглашения рассылаются депозитарием другим Сторонам в течение 15 дней с даты его подписания.

Настоящее Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу на 30 день с даты сдачи на хранение четвертой ратификационной грамоты.

Настоящее Соглашение открыто для присоединения государств, являющихся участниками Конвенции.

Для присоединившегося государства настоящее Соглашение вступает в силу на 30 день с даты получения депозитарием документа о присоединении.

Любая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию за 12 месяцев до предполагаемой даты выхода. Депозитарий известит другие Стороны о данном намерении в течение 30 дней с даты получения уведомления о выходе.

Совершено в городе Санкт-Петербурге 7 июня 2002 года в одном подлинном экземпляре на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

руководствуясь целями и принципами Организации Объединенных Наций, касающимися поддержания международного мира, безопасности и поощрения добрососедских и дружественных отношений, а также сотрудничества между государствами,

осознавая, что терроризм, сепаратизм и экстремизм представляют угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, а также осуществлению основных прав и свобод человека,

будучи убеждены в необходимости взаимосогласованных действий в интересах обеспечения территориальной целостности, безопасности и стабильности Сторон, в том числе путем усиления сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом,

исходя из Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2001 года, Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года (далее — Конвенция) и Хартии Шанхайской организации сотрудничества от 7 июня 2002 года,

согласились о нижеследующем:

Для целей настоящего Соглашения нижеперечисленные понятия означают:

должностное лицо — лицо, направляемое Стороной для работы в Исполнительном комитете РАТС и назначенное Директором на соответствующую штатную должность;

представитель — лицо, на которое направляющей Стороной возложена обязанность действовать в этом качестве в Совете РАТС;

сотрудник — лицо, направляемое Стороной для выполнения функций, связанных с деятельностью представителя;

помещения — означают здания или части зданий вне зависимости от формы и принадлежности права собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок;

государство пребывания — Сторона, на территории которой располагается штаб-квартира или отделение РАТС.

Стороны учреждают Региональную антитеррористическую структуру (далее — РАТС) Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС). Штаб-квартира РАТС располагается в городе Бишкек Кыргызской Республики.

При необходимости Совет глав государств-членов ШОС может учреждать отделения РАТС на территориях Сторон.

Статус отделения РАТС и работающих в нем лиц определяется соглашением между ШОС и правительством государства пребывания.

РАТС является постоянно действующим органом ШОС и предназначена для содействия координации и взаимодействию компетентных органов Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как эти деяния определены в Конвенции.

РАТС имеет статус юридического лица и в этом качестве, в частности, имеет право:

— приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;

— открывать и вести банковские счета в любой валюте;

— возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах.

Предусмотренные настоящей статьей права осуществляются от имени РАТС Директором Исполнительного комитета РАТС (далее — Директор).

Финансирование деятельности РАТС осуществляется из средств бюджета ШОС. Порядок финансирования РАТС определяется документами, регламентирующими вопросы бюджета ШОС.

Основными задачами и функциями РАТС являются:

1) разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом для соответствующих структур ШОС, а также по просьбе Сторон;

2) содействие компетентным органам Сторон по просьбе одной из Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе в соответствии с положениями Конвенции;

3) сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от Сторон, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

4) формирование банка данных РАТС, в частности, о:

— международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках и каналах их финансирования;

— состоянии, динамике и тенденциях распространения терроризма, сепаратизма и экстремизма, затрагивающих интересы Сторон;

— неправительственных организациях и лицах, оказывающих поддержку терроризму, сепаратизму и экстремизму;

5) предоставление информации по запросам компетентных органов Сторон;

6) содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений по просьбе заинтересованных Сторон;

7) содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом по просьбе Сторон;

8) содействие в осуществлении международного розыска лиц, которые предположительно совершили деяния, указанные в пункте 1 статьи 1 Конвенции, с целью их привлечения к уголовной ответственности;

9) участие в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

10) содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений;

11) участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров, содействие в обмене опытом по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

12) установление и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

В своей деятельности РАТС руководствуется документами и решениями, касающимися борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, принятыми в рамках ШОС.

РАТС взаимодействует с компетентными органами Сторон, включая обмен информацией, и готовит соответствующие материалы по запросам других органов ШОС.

Порядок создания и функционирования банка данных РАТС, а также вопросы, касающиеся предоставления, обмена, использования и защиты соответствующей информации, регулируются отдельными соглашениями.

Стороны определяют перечень своих компетентных органов, которые осуществляют взаимодействие с РАТС.

Стороны письменно уведомляют об этом депозитария в течение 30 дней после выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу настоящего Соглашения.

В случае изменений в перечне компетентных органов одной из Сторон, она письменно уведомляет об этом депозитария.

Органами РАТС являются Совет РАТС (далее — Совет) и Исполнительный комитет, учреждаемые настоящим Соглашением. Совет может создавать необходимые вспомогательные органы.

Совет состоит из Сторон настоящего Соглашения.

Совет организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Для этой цели каждая Сторона должна быть всегда (постоянно) представлена в месте пребывания РАТС.

Совет периодически собирается на заседания, на которых каждая Сторона может, по своему усмотрению, быть представлена или руководителем соответствующего компетентного органа, или каким‑либо другим специально назначенным представителем.

Совет определяет порядок осуществления основных задач и функций РАТС, указанных в статье 6 настоящего Соглашения.

В соответствии с полномочиями РАТС, изложенными в настоящем Соглашении, Совет принимает решения обязательного характера по всем вопросам существа, включая финансовые вопросы.

Совет представляет ежегодные доклады о деятельности РАТС Совету глав государств-членов ШОС.

Решение в Совете по любому вопросу считается принятым, если ни одна из Сторон не возразила против него.

Совет устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего председателя.

Исполнительный комитет состоит из Директора и такого персонала, который может потребоваться для обеспечения нормального функционирования РАТС.

Директор является высшим административным должностным лицом Исполнительного комитета и в этом качестве действует на всех заседаниях Совета, а также выполняет другие функции, которые возлагаются на него этим органом.

Директор и его заместитель (заместители) назначаются Советом глав государств-членов ШОС по рекомендации Совета.

Порядок замены Директора и его заместителя (заместителей) устанавливается Советом.

Директор имеет право доводить до сведения Совета любые вопросы в рамках компетенции РАТС, которые, по его мнению, требуют рассмотрения в этом органе.

Директор с согласия Совета назначает должностных лиц Исполнительного комитета из числа граждан Сторон с учетом долевых взносов соответствующих Сторон в бюджет ШОС и/или нанимает их по контракту из числа граждан Сторон.

Структура Исполнительного комитета, а также его штатное расписание утверждается Советом глав правительств государств-членов ШОС на основе предложений Директора, одобренных Советом.

При исполнении своих обязанностей Директор, его заместитель (заместители), должностные лица Исполнительного комитета не должны запрашивать или получать указания от органов власти или официальных лиц Сторон, а также организаций или частных лиц, посторонних для ШОС.

Стороны обязуются уважать международный характер обязанностей Директора, его заместителя (заместителей) и должностных лиц Исполнительного комитета и не оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Исполнительный комитет РАТС комплектуется лицами, направляемыми Сторонами для работы в Исполнительном комитете РАТС в соответствии с порядком, предусмотренным их национальным законодательством.

Трудовые отношения между административно-техническим персоналом и Исполнительным комитетом РАТС регулируются законодательством соответствующего государства пребывания РАТС.

Имущество и активы РАТС пользуются иммунитетом от любой формы административного или судебного вмешательства.

Помещения и транспортные средства РАТС, а также ее архивы и документы, в том числе служебная корреспонденция, вне зависимости от места нахождения, не подлежат обыску, реквизиции и конфискации или любой другой форме вмешательства, препятствующей ее нормальной деятельности.

Представители соответствующих органов власти и управления государства пребывания не могут вступать в помещения РАТС иначе, как с согласия Директора или лица, его замещающего, и на условиях, им одобренных.

Исполнение любых действий по решению соответствующих органов власти и управления государства пребывания может иметь место в помещениях РАТС только с согласия Директора или лица, его замещающего.

Государство пребывания принимает надлежащие меры для защиты помещений РАТС от всякого вторжения или нанесения ущерба.

Помещения РАТС не могут служить убежищем для лиц, преследуемых по законам любой из Сторон или подлежащих выдаче любой из Сторон или третьему государству.

Неприкосновенность помещений РАТС не дает права использовать их в целях, не совместимых с функциями или задачами ШОС.

РАТС вправе пользоваться шифрами, курьерской и другими видами связи, обеспечивающими конфиденциальность передачи информации. РАТС имеет право получать и отправлять корреспонденцию посредством курьеров или вализ, которые пользуются теми же иммунитетами и привилегиями, что и дипломатические курьеры и вализы.

Все места, составляющие служебную корреспонденцию, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и могут содержать только служебные документы и предметы, предназначенные для официального пользования.

Курьер должен быть снабжен официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих служебную корреспонденцию.

РАТС освобождается от всех прямых налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории государства пребывания, за исключением тех, которые являются оплатой за конкретные виды обслуживания (услуг).

Имущество и предметы, предназначенные для официального использования РАТС, освобождаются на территориях Сторон от обложения таможенными пошлинами, налогами и связанными с этим сборами и платежами, за исключением сборов за перевозку, хранение, таможенное оформление вне определенных для этого мест или вне времени работы соответствующего таможенного органа и подобного рода услуги в порядке, предусмотренном для международных организаций.

Совет глав государств ШОС от имени ШОС может в явно выраженной форме отказаться от привилегий и иммунитетов, предоставленных РАТС.

1. Директор, его заместитель (заместители), представители, сотрудники, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, в соответствующих объеме и порядке, если иное не установлено настоящим Соглашением.

2. Должностные лица и члены их семей, проживающие вместе с ними, приравниваются по своему статусу к дипломатическому персоналу и членам семей дипломатического персонала посольства Стороны, гражданами которой они являются или проживают в ней постоянно.

3. Директор с согласия Совета может отказаться от иммунитета должностного лица в случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует осуществлению правосудия и отказ от иммунитета не наносит ущерба целям, в связи с которыми он был предоставлен.

Решение об отказе от иммунитета Директора, его заместителя (заместителей) принимается Советом.

Отказ от иммунитета должен быть определенно выраженным.

4. Положения пунктов 1, 2 и 3 настоящей статьи действуют до даты вступления в силу отдельного договора, регулирующего вопросы о привилегиях и иммунитетах ШОС и ее органов, в котором будут определены и привилегии и иммунитеты РАТС, Директора, его заместителя (заместителей), должностных лиц, представителей, сотрудников, а также членов их семей, проживающих вместе с ними.

Директор, его заместитель (заместители) и должностные лица по окончании работы в РАТС откомандировываются в распоряжение направивших их органов Сторон.

Все лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами в соответствии с настоящим Соглашением, обязаны, без ущерба для их привилегий и иммунитетов, уважать законодательство государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства.

Стороны признают официальные документы, печати и штампы РАТС.

Зачет времени работы в выслугу лет, пенсионное обеспечение Директора, его заместителя (заместителей), должностного лица, представителя, сотрудника, а также членов их семей, проживающих вместе с ними, осуществляется в порядке и на условиях, определенных законодательством направляющей Стороны.

Порядок медицинского и санаторно-курортного обслуживания Директора, его заместителя (заместителей), должностного лица, представителя, сотрудника, а также членов их семей, проживающих вместе с ними, определяются соглашением между ШОС и правительством государства пребывания.

Директор, его заместитель (заместители), должностное лицо, представитель, сотрудник, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, на территории Сторон пользуются соответствующими правами граждан государства пребывания в вопросах оплаты за коммунально-бытовые, медицинские, гостиничные, транспортные и другие виды обслуживания.

Официальными языками РАТС являются русский и китайский, рабочим — русский язык.

В текст настоящего Соглашения с согласия всех Сторон могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Настоящее Соглашение не ограничивает права Сторон заключать другие международные договоры по вопросам, являющимся предметом настоящего Соглашения и не противоречащим его целям и объекту, а также не затрагивает права и обязательства Сторон, вытекающие из иных международных соглашений, участниками которых они являются.

Спорные вопросы, возникающие при толковании или применении настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров между заинтересованными Сторонами.

Депозитарием настоящего Соглашения является Китайская Народная Республика. Официальные копии настоящего Соглашения рассылаются депозитарием другим Сторонам в течение 15 дней с даты его подписания.

Настоящее Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу на 30 день с даты сдачи на хранение четвертой ратификационной грамоты.

Настоящее Соглашение открыто для присоединения государств, являющихся участниками Конвенции.

Для присоединившегося государства настоящее Соглашение вступает в силу на 30 день с даты получения депозитарием документа о присоединении.

Любая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию за 12 месяцев до предполагаемой даты выхода. Депозитарий известит другие Стороны о данном намерении в течение 30 дней с даты получения уведомления о выходе.

Совершено в городе Санкт-Петербурге 7 июня 2002 года в одном подлинном экземпляре на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Утверждена решением Президента России Владимира Путина, Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, Председателя КНР Ху Цзиньтао, исполняющего обязанности Президента Киргизии Курманбека Бакиева, Президента Таджикистана Эмомали Рахмонова, Президента Узбекистана Ислама Каримова 5 июля 2005 года в Астане.

Государства – члены Шанхайской организации сотрудничества (далее – государства-члены ШОС), принимают Концепцию сотрудничества государств – членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (далее – Концепция), являющуюся основой для выработки согласованной стратегии и системы мер по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как они определены в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года, в рамках Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС).

Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи, принципы, направления и формы сотрудничества государств – членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также механизм ее реализации.

I. Общие положения

Государства – члены ШОС исходят из того, что терроризм, сепаратизм и экстремизм:

представляют угрозу международному миру и безопасности, препятствуют развитию дружественных отношений между государствами, а также осуществлению основных прав и свобод человека;

угрожают территориальной целостности и безопасности государств – членов ШОС, а также их политической, экономической и социальной стабильности;

не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, независимо от их мотивов, а лица и организации, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности.

Государства – члены ШОС убеждены в том, что главным центром регулирования международных отношений и развития сотрудничества в сфере обеспечения международной безопасности является Организация Объединенных Наций.

Государства – члены ШОС подтверждают свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, другим общепризнанным принципам и нормам международного права, касающимся поддержания международного мира, безопасности и развития добрососедских и дружественных отношений, а также сотрудничества между государствами.

Государства – члены ШОС намерены активно участвовать в антитеррористических мероприятиях, проводимых как под эгидой ООН, так и в рамках региональных организаций. Необходимость и степень такого участия будут соизмеряться с их национальными интересами и международными обязательствами.

Государства – члены ШОС намерены принимать все возможные меры по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на пространстве ШОС и не предоставлять убежище лицам, обвиняемым или подозреваемым в совершении таких деяний.

Государства – члены ШОС рассматривают борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в рамках ШОС как важнейшую внешнеполитическую задачу и считают, что разработка дополнительных механизмов международного сотрудничества в этой области должна стать адекватной мерой по наращиванию и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования и способствовать эффективному совместному использованию открывающихся возможностей и противодействию новым вызовам и угрозам.

Государства – члены ШОС исходят из того, что борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на пространстве ШОС своими собственными силами имеет для них приоритетное значение.

II. Основные цели, задачи и принципы сотрудничества

1. Основными целями сотрудничества являются:

обеспечение защиты государств – членов ШОС, своих граждан и других лиц, находящихся на их территории, от угроз терроризма, сепаратизма и экстремизма;

развитие антитеррористического потенциала государств – членов ШОС.

2. Основными задачами сотрудничества являются:

выработка общих подходов государств – членов ШОС к борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

совершенствование правовых основ сотрудничества, а также развитие и гармонизация законодательств государств – членов ШОС в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

выявление и устранение причин и условий, способствующих терроризму, сепаратизму и экстремизму, а также ликвидация их последствий на территориях государств – членов ШОС;

предупреждение и пресечение терроризма, сепаратизма и экстремизма на территориях государств – членов ШОС;

противодействие финансированию в любых формах терроризма, сепаратизма и экстремизма;

повышение эффективности взаимодействия компетентных органов государств – членов ШОС по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию терроризма, сепаратизма и экстремизма, выявлению и пресечению деятельности организаций и лиц, причастных к ним;

содействие укреплению международного антитеррористического сотрудничества, созданию в мире атмосферы полного неприятия терроризма, сепаратизма и экстремизма.

3. В достижении основных целей и решении основных задач сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом государства – члены ШОС руководствуются следующими принципами:

соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;

взаимное уважение суверенитета, равенства и территориальной целостности;

недопущение применения практики «двойных стандартов» в международных усилиях по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

обоюдное признание деяния терроризма, сепаратизма и экстремизма не зависимо от того, включает ли законодательство государств – членов ШОС соответствующее деяние в ту же категорию преступлений или описывает ли оно его с помощью таких же терминов;

бескомпромиссность борьбы и неотвратимость наказания лиц и организаций за терроризм, сепаратизм и экстремизм;

комплексный подход к борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом с использованием превентивных, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских и иных мер;

недопустимость придания борьбе с терроризмом конфессиональной и иной окраски;

непредоставление в любой форме поддержки организациям и лицам, причастным к террористической, сепаратисткой и экстремистской деятельности;

непредоставление убежища лицам, причастным к террористической, сепаратисткой и экстремистской деятельности;

единство подходов к возможности применения адекватных мер при возникновении угроз безопасности государствам – членам ШОС от терроризма, сепаратизма и экстремизма;

обеспечение взаимной защиты информации закрытого характера, полученной в процессе сотрудничества;

признание приоритетности совместных решений по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

III. Основные направления сотрудничества

Основными направлениями сотрудничества являются:

1. Формирование единой политики государств – членов ШОС в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и осуществление межгосударственной координации этой деятельности.

2. Выработка единых подходов к прекращению деятельности террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, которые запрещены в государствах – членах ШОС, в том числе к созданию единого перечня таких организаций, с последующей конфискацией их имущества и финансовых средств.

3. Обеспечение развития и реализации антитеррористического потенциала государств – членов ШОС.

4. Обеспечение неотвратимости наказания за терроризм, сепаратизм и экстремизм.

5. Создание и ведение единого розыскного реестра лиц, объявленных в международный розыск за совершение или подозреваемых в совершении преступлений террористического характера.

6. Совершенствование правовой основы сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

7. Разработка и осуществление межгосударственной системы мер по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

8. Разработка правовых, организационных и иных мер, направленных на укрепление пограничного и таможенного контроля с целью предотвращения проникновения террористов, сепаратистов и экстремистов на территории государств – членов ШОС, а также пресечения незаконного перемещения через границы государств – членов ШОС средств, используемых для совершения терроризма, сепаратизма и экстремизма.

9. Научно-техническое, информационное и аналитическое обеспечение борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

10. Оказание помощи в ликвидации последствий и реабилитации лиц, пострадавших от терроризма, сепаратизма и экстремизма.

11. Исключение доступа террористов, сепаратистов и экстремистов к оружию массового уничтожения и средствам его доставки, радиоактивным, токсичным и другим опасным веществам, материалам и технологиям их производства.

12. Противодействие любым формам финансирования терроризма, сепаратизма и экстремизма.

13. Борьба с терроризмом на объектах государственной важности, жизнеобеспечения, критической инфраструктуры и на всех видах транспорта.

14. Предотвращение использования или угрозы использования для целей терроризма локальных и глобальных компьютерных сетей (борьба с кибертерроризмом).

15. Взаимодействие с гражданским обществом и средствами массовой информации в целях противодействия пропаганде терроризма, сепаратизма и экстремизма.

16. Согласование позиций для участия в международных организациях и международных форумах по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

17. Участие в объединении усилий мирового сообщества по формированию глобальной стратегии противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму.

18. Оказание содействия третьим странам в борьбе с терроризмом.

19. Совершенствование материально-технической базы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе разработке специальных средств, техники и оборудования для оснащения специальных антитеррористических формирований.

20. Обобщение и распространение опыта совместной борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

21. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для компетентных органов государств – членов ШОС.

22. Формирование в общественном сознании понимания необходимости бескомпромиссной борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

IV. Основные формы сотрудничества

Основными формами сотрудничества являются:

1. Проведение согласованных профилактических мероприятий.

2. Проведение согласованных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

3. Проведение совместных антитеррористических мероприятий.

4. Обмен оперативно-розыскной, справочной, криминалистической информацией, в том числе сведениями о готовящихся и совершенных актах терроризма, сепаратизма и экстремизма, причастных к ним лицах и организациях, создание специализированных банков данных и систем связи, в том числе закрытой.

5. Оказание правовой помощи.

6. Организация и проведение совместных антитеррористических учений, подготовка кадров, обмен опытом работы и методической литературой по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, проведение совместных научных исследований в данной области.

V. Механизм реализации Концепции

Государства – члены ШОС разрабатывают в рамках ШОС международные договоры, совместные программы и планы действий, а также другие документы в целях реализации положений настоящей Концепции.

Исполнительным комитетом Региональной антитеррористической структуры ШОС осуществляется координационно-оперативная, международно-правовая и информационно-аналитическая деятельность по реализации согласованных решений, касающихся сотрудничества государств – членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подготовка предложений и рекомендаций Совету Региональной антитеррористической структуры ШОС для доклада Совету глав государств и Совету глав правительств государств – членов ШОС.

С учетом дальнейшего развития интеграционных процессов и укрепления сотрудничества между государствами – членами ШОС отдельные положения

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: