Социальное государство это правовое демократическое государство высшей ценностью которого

Обновлено: 16.04.2024

Социальное государство (государство социальной демократии) – это современная политико-правовая теория, где слово «социальная» несет большую смысловую нагрузку: оно связано с социальной жизнью людей, подчеркивает, что государство берет на себя заботу о материальном благосостоянии граждан, осуществляет функцию регулирования экономики с обязательным учетом экологических требований, обеспечивает защиту экономических и социальных прав человека.

Процесс становления социального государства можно рассматривать на следующих уровнях:

= на научном - как идею и ее развитие в различных концепций,

= на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основном законе государства,

= на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества.

Понятие «социальное государство» было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815—1890) под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются:

- в восстановлении равенства и свободы,

- в осуществлении экономического и общественного прогресса всех граждан.

В 1929 году понятие «социального государства» подхватил немецкий государствовед X. Хеллер, после чего оно распространилось в Европе. В США идея социального государства была воспринята позднее, чем в странах Европы, поскольку тип сознания американского общества был ориентирован на принцип индивидуализма.

После второй мировой войны концепция социального государства получила закрепление в конституциях ряда стран Западной Европы (ФРГ, Испания и др.). Ст.1 Конституции Испании 1978 г. указывает, что Испания – социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Ст.20 Конституции ФРГ 1949 г. гласит о том, что ФРГ является демократическим и социальным федеративным государством. В Конституции Франции записано, что она является демократической и социальной республикой.

В наши дни социальное государство означает, прежде всего, обязанность законодателя быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов членов общества и обеспечения достойных условий жизни для всех при наличии равенства форм собственности на средства производства. Государство становится органом преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов разных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы положительно воспринимались разными общественными слоями. Его цель — при помощи социальной политики и права, обеспечения равенства и условий политического соучастия объединить население, стабилизировать социальную (в том числе правовую) и экономическую системы, обеспечить их прогрессивную эволюцию.

Понятие правового государства все более совмещается с концепцией так называемого «государства всеобщего благоденствия» («максимального» государства), или, говоря иначе, «социального государства». Это совмещение происходит, прежде всего, на основе гарантий системы экономических, социальных и культурных прав.

Ученые (Г.А. Риттер, Роулз и др.) выделяют три модели современного социального государства:

1. «Позитивное государство» (США), в котором имеется наименьшая степень вмешательства государства в экономику и социальное обеспечение, ориентированное на соблюдение индивидуализма и защиту корпоративных интересов (социальная политика государства выступает как средство контроля);

2. Собственно социальное государство (Великобритания), в котором обеспечивается гарантированный минимальный уровень жизни и равенство стартовых возможностей (социальная политика государства как средство обеспечения полной занятости); См. научные концепции о современных государствах в главе 4 «Государственная власть и государство».

3. «Государство благосостояния» (Нидерланды), в котором обеспечивается минимальный уровень жизни и устанавливается максимальный уровень доходов, уменьшается различие в зарплате, гарантируется полная занятость (социальная политика государства как средство обеспечения «равенства, кооперации и солидарности»).

Эти модели имеют тенденцию перехода от одной к другой. Они нигде полностью не были реализованы, что свидетельствует об изменчивости социальной политики государств в ходе развития.

Было бы ошибочным полагать, что правовое государство и социальное государство хорошо сочетаются и в состоянии полностью слиться в один тип государства. Принцип социальной безопасности населения и требование не только юридического, но и материального равенства (свойства социального государства) находятся в противоречии с идеей свободы личности, взаимной ответственности государства и гражданина (свойства правового государства).

Однако было бы неправильным противопоставлять правовое государство и социальное государство. Их сближение — наиболее благоприятный результат для гражданского общества, оптимальный вариант его развития без классово враждебных конфликтов и социальных потрясений.

Социальное и правовое государства совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распространяться в границах соблюдения основных прав человека. И, наоборот, социальное государство будет в противоречии с правовым государством всегда, когда «человеческое благосостояние», «социальная безопасность», «социальная справедливость» станут считаться более высокими ценностями. Развитие государства как социального должно базироваться на таком, фундаменте как «правовое государство».

- это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности.

В декабре 1993 г. в России была принята Конституция, которая в ст. 7 провозгласила: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». На постсоветском пространстве ряд стран, в том числе Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Украина, по своим конституциям также являются С.г. Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к образованию, к ценностям науки и культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека - его физическое, умственное, духовное и нравственное совершенствование. Все это предполагает обеспечение социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике солидарной ответственности поколений и сословий - богатые платят за бедных, здоровые - за больных, трудоспособные - за нетрудоспособных. Опыт многих европейских государств, являющихся по конституции социальными (Германия, Франция, Испания и др.), показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на экономическую свободу человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства. Такая политика предполагает доверие к регулирующей роли рынка и вместе с тем его упорядочивание посредством экономических методов и механизмов с целью развития и повышения экономической эффективности социального рыночного хозяйства.

Важными принципами С.г. являются социальная справедливость и социальная солидарность общества, гендерное равенство мужчин и женщин, участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении организацией, развитие системы социального партнерства. Идеи С.г. востребованы многими общественными объединениями, системой социального партнерства. Практически все партии, представленные в Государственной Думе РФ, включили в свои программные документы целевые установки на строительство С.г. с социальной рыночной экономикой. Такую же цель в своем программном документе преследует Федерация независимых профсоюзов России. Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Торгово-промышленная палата также определили направления работы в области усиления социальной ответственности бизнеса. Эти идеи поддерживаются широким кругом ученых, Русской православной церковью. Все это, а также социальные требования широких слоев граждан, свидетельствует о том, что уже созрела критическая масса общественного осознания, требующего осуществления комплексной государственной программы мер по практическому претворению в жизнь конституционных положений о строительстве в России С.г. Литература: Конституция Российской Федерации. Концепция социального государства Российской Федерации. М., 2004. © Гриценко Н.Н.


В данной статье рассматриваются сущность и признаки правового и социального государства. Подчеркивается, что соблюдение прав и свобод человека является одним из важнейших признаков правового государства и гражданского общества, критерием степени развития государства и общества. Отмечается, что в настоящее время Узбекистан идет по пути четкого определения прав и свобод человека и создания необходимых условий для их соблюдения.

Ключевые слова: правовое государство, социальное государство, разделение властей, приоритет прав и свобод человека, юридическая взаимоответственность государства и личности, многоукладная рыночная экономика, реальные гарантии прав и свобод человека, равенство различных социальных слоев, свободное самоопределение человека и его мировоззрения, политические права, плюрализм мнений.

Идея построения государства, в котором вся общественная жизнь была бы основана на праве, на господстве закона, издревле занимала лучшие умы человечества. Однако впервые её четко сформулировали древнегреческие философы Платон и Аристотель. Вот, что писал по этому поводу Платон:«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства». [1.c.188–189].

Аристотель, отмечая исключительное значение закона в укреплении государственной власти, писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет и государственного устройства. Закон должен властвовать над всем». [2.c.497].

Говоря об этой проблеме, политологи А. С. Тургаев и А. Е. Хренов писали: «Термин «правовое государство» (нем. rechtstaat) появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р. Г. Гнайста Идея правового государства с самого начала опиралась на дуализм двух начал — Государства и Права. Одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как самостоятельной сущности и высшей ценности, обладающей автономным собственным содержанием». [3.c.165].

По мнению С. В. Решетникова: «Теория правового государства разработана Д.Локком, Ш.Монтескье, Т.Джефферсоном, И.Кантом и другими представителями либерализма. Важными вехами на пути к правовому государству стали Конституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789г., впервые закрепившие некоторые положения правовой государственности». [4.c.128].

Как отмечают М. Н. Нишанов и К. В. Джавакова: «Правовое государство имеет ряд основополагающих принципов:

− всеобщность правления законов;

− приоритет прав и свобод человека;

− юридическая взаимоответственность государства и личности [5.c.103].

По их мнению, для формирования правового государства необходим ряд предварительных условий:

− экономические — равноправие всех форм собственности, многоукладная рыночная экономика;

− политические — реальные гарантии прав и свобод человека, обеспечивающие всем гражданам равное участие в управлении государством и обществом;

− социальные — равенство различных социальных слоев, групп и общностей, справедливость, солидарность, взаимопонимание, партнёрство и др.;

− духовные — свободное самоопределение человека и его мировоззрения, плюрализм мнений и идей и др.

Как отмечают исследователи А. С. Тургаев и А. Е. Хренов: «Понятие «социальное государство» было введено в научный оборот немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX в.» [6, c.171].

Эта идея получила поддержку и развитие в европейской политико-правовой науке.

В России этой проблематике уделял самое пристальное внимание ученый-правовед П. И. Новгородцев (1866–1924).

Соблюдение прав и свобод человека является одним из важнейших признаков правового государства и гражданского общества и критерием степени развития государства и общества.

Сегодня Узбекистан идет по пути четкого определения прав и свобод человека и создания необходимых условий для их соблюдения.

В Основном Законе Узбекистана зафиксированы все права и свободы граждан демократического государства. В соответствии со статьей 13: «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свободы, честь, достоинство и другие неотъемлемые права». [7.c.7].

В соответствии со статьей 18 Конституции РУз: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения». [7, c.9]

В статье 32 Конституции Республики Узбекистан записано, что «Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов». [7, c.13].

Так, в принятом 12 декабря 2002 г. Законе Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» записано: «Основными задачами Закона являются обеспечение соблюдения принципов и гарантий свободы информации, реализации права каждого свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать, распространять, использовать и хранить информацию, а также обеспечение защиты информации и информационной безопасности личности, общества и государства». [8, c.29].

В Республике Узбекистан в систему органов, призванных охранять права человека, входят Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсман) и Национальный центр по правам человека.

Как отмечает исследователь К.Усманов: «Должность Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) была учреждена 23 февраля 1995 года на первой сессии первого созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан». [9, c.105].

Уполномоченный по правам человека контролирует соблюдение законодательства в области прав человека; рассматривает жалобы и принимает эффективные меры по восстановлению нарушенных прав граждан; работает в сотрудничестве в области мониторинга прав человека с гражданами, негосударственными организациями, средствами массовой информации и с международными организациями по вопросам соблюдения прав человека.

В области защиты прав и свобод человека большую роль играет и Национальный центр по правам человека, созданный в ноябре 1996 года. Центр подготавливает научные доклады по соблюдению и защите прав человека, консультирует представителей органов государственной власти и управления, общественные объединения по вопросам прав человека, представляет предложения по этим вопросам, проводит социологические исследования.

  1. Платон. Соч. Т.З. 4.2. —М.: 1956.
  2. Аристотель. Политика. Т.4. —М.: 1983.
  3. Политология:Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
  4. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. С. В. Решетникова.- Минск, 2011.
  5. Нишанов М. Н., Джавакова К. В. Политология: Учебник для вузов.- Ташкент, 2005.
  6. Политология:Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
  7. Конституция Республики Узбекистан. Т., 2017.
  8. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 3–4, ст. 27.
  9. Усманов К. История Узбекистана. Т., 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, Узбекистан, правовое государство, высшая ценность, государственная власть, гражданское общество, многоукладная рыночная экономика, Национальный центр, свободное самоопределение человека, социальное государство.

Ключевые слова

разделение властей, социальное государство, правовое государство, политические права, приоритет прав и свобод человека, юридическая взаимоответственность государства и личности, многоукладная рыночная экономика, реальные гарантии прав и свобод человека, равенство различных социальных слоев, свободное самоопределение человека и его мировоззрения, плюрализм мнений

правовое государство, социальное государство, разделение властей, приоритет прав и свобод человека, юридическая взаимоответственность государства и личности, многоукладная рыночная экономика, реальные гарантии прав и свобод человека, равенство различных социальных слоев, свободное самоопределение человека и его мировоззрения, политические права, плюрализм мнений

Похожие статьи

Понятие социального государства | Статья в журнале.

По отношению к человеку социальные качества государства раскрываются как его

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для

По своей сущности и ценности государство как правовое явление и понятие — это.

Права и свободы граждан как критерий формирования.

Ключевые слова: права и свободы, гражданское общество, правовое государство, правосознание, правоотношение, демократическое государство, российское право. В настоящее время изменения экономико-социального и политического уровня становления нашего.

Социальное государство: понятие, развитие и реализация идеи

Социальное государство — это в первую очередь демократическое государство, в котором народ выступает носителем суверенитета, реально участвует в формировании государственной власти и содержания ее политики, имеет различные формы влияния на.

Правовые основы социального государства в РФ

Ключевые слова: социальное государство, Россия, правовое государство, гражданское общество, ориентированная экономика, Российская Федерация, правовая основа. Социальное государство — одна из широко распространенных в современных развитых.

Актуальные вопросы социальной стратегии | Статья в журнале.

«Для нас гражданское общество — это социальное пространство, где верховенствует закон, который не только не противоречит, но и способствует саморазвитию человека, реализации интересов личности, максимальному функционированию её прав и свобод».

Понятие социального государства и история его становления.

Социальное государство- это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения его достойной жизни и свободного развития [4. с. 3]. Таким образом, можно констатировать, что существует.

Гражданское общество как социально-правовое пространство

Безусловно, гражданское общество — это социальное пространство, где верховенствует закон, который не только не противоречит, но и способствует саморазвитию человека, реализации интересов личности, максимальному функционированию её прав и свобод.

Проблемы построения правового государства в России

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и

Существуют общие проблемы построения правового государства, характерные для многих стран (понимание верховенства ценности.

Права и свободы человека как критерий правовой культуры.

Ключевые слова: права и свободы человека, защита прав и свобод человека, правовая культура, правовое сознание, правовое государство.

Гражданское общество и правовое государство появятся у нас тогда, когда каждый из нас осознает свою роль в обществе.

По действующей Конституции (статья 1) Украина провозглашается демократическим, правовым, социальным государством.

Демократическое государство – тип государства, в котором народ является источником власти, существуют государственные демократические социально-политические институты и демократический тип политической культуры, обеспечивающие органическое сочетание участия народа в решении общегосударственных дел с широкими гражданскими правами и свободами. Для демократического государства характерно реальное равенство перед законом граждан и органов управления (верховенство закона), развитое гражданское общество, распределение властных полномочий между ее ветвями, эффективные механизмы сдержек и противовесов.

Свидетельством демократизма государства в современных условиях являются: обеспечение эффективности в ее функциониро-вании, наличие конкуренции в сфере государственной деятельности, установление равновесия в обществе и гармоничных отношений между государством и гражданами, высокая степень доверия населения к институтам государства.

Особое значение в современных условиях приобретает социальное государство. Социальное государство – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности.

Термин "социальное государство" был введен в 1850 г. немецким ученым-юристом Лоренцом фон Штайном, однако его активная теоретическая разработка и практическое воплощение началось в Германии во второй половине XX в.

Опыт развитых стран убедительно свидетельствует, что зарождение и формирование социального государства происходит не спонтанно, а на основе целенаправленной государственной политики. Переход к государству указанного типа возможен лишь при условии осуществления системной стратегии реформ, которая связывает в целостный комплекс движение к социально-рыночному хозяйству, гражданскому обществу, правовому государству с целенаправленным формированием институтов социального государства.

К важнейшим принципам поддержания гармоничных отношений между гражданами и государством, которые способствуют наполнению функционирования государственного механизма социальным содержа-нием, относятся принципы солидарности и субсидиарности.

Солидарность предполагает единство и целенаправленное объединение различных групп и слоев общества вокруг основных, определенных государством целей и ценностей, как текущих, так и на долгосрочную перспективу. Идея солидарности основывается на помощи сильных слабым, на взаимной поддержке и обязанностях граждан перед государством и друг перед другом.

Принцип субсидиарности получил развернутое обоснование в социальном учении католической церкви и получил социально-государственное содержание в практике государственного строитель-ства многих развитых стран Запада. Согласно этому принципу, высшие эшелоны управления выполняют только те задачи, которые оказыва-ются не под силу ниже рангом органам и призваны помогать последним в поддержании их самостоятельности и собственной ответственности. Инициированная государством субсидиарность способствует преодоле-нию потребительской психологии у граждан и их объединений, функциональной перегрузки государства, неконтролируемого разраста-ния бюрократии, а также стимулирует групповую и личную инициативу населения.

Следует учитывать и то, что социальное государство в каждой стране формируется, исходя из специфики национальных, исторических, социально-политических, географических условий и традиций сосущест-вования в рамках конкретного общества. В соответствии с этим создается модель, которая позволяет найти собственный, оптимальный путь к социальному государству [11, с. 272–273].

Правовое государство – тип государства, основными признаками которого являются верховенство закона, разделение властей, правовая защита личности, юридическое равенство гражданина и государства. Правовое государство выступает как система органов и институтов, которые гарантируют и охраняют эффективное функционирование гражданского общества.

Теория правового государства берет свое начало с античности. Древнегреческий философ Платон писал, что государственность возможна там, где господствуют законы, на страже законов должно стоять правосудие. Платон замечает, что любое государство перестает быть таковым, если нет должным образом организованных судов. Начиная с Нового времени, теория правового государства была дополнена благодаря непосредственному обращению к идее прав человека. Идейно-теоретические основы концепции правового госу-дарства, сформированные совместно с понятием гражданского общества, закладывали Ш. Монтескье (концепция разделения властей), Ж.-Ж. Руссо (идея народного суверенитета), И. Кант (концепция государ-ства как объединение людей, подчиняющихся правовым законам) т. д. Именно с именем И. Канта связывают теорию правового государства. Обоснование им тезиса о том, что благо и назначение государства – в усовершенствованном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права, дали основание считать И. Канта одним из главных создателей концепции правового государ-ства. И. Кант постоянно подчеркивал необходимость для государства опираться на право, согласовывать с ним свои акции. Государство, которое не обеспечивает прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Гражданское правовое положение, по его мнению, основывает-ся на следующих априорных принципах: свобода каждого члена общества как человека, равенство его с другим как подданного, самостоятельность каждого члена общества как гражданина. Согласно идее правового государства граждане могут делать все то, что не запрещено законом, государство может делать только то, что предусмотрено законом, правосудие должно быть независимым и должно основываться на презумпции невиновности.

Правовое государство характеризуют:

· верховенство закона и его господство в обществе, равенство перед законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан;

· верховенство представительных органов власти, их открытость и публичность, отсутствие любой диктатуры;

· разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, что создает систему взаимных сдержек и противовесов ветвей власти;

· гарантия прав и свобод личности в рамках законности, взаимная ответственность государства, объединений граждан и индивидов;

· высокий уровень общественных структур, возможность общественных объединений и граждан участвовать в управлении обществом, соблюдение принципов всеобщего, прямого, равного изби-рательного права;

· контроль государственной власти со стороны общества, граждан и их организаций;

· ответственность государства перед мировым сообществом правовых государств;

· органическая связь прав и свобод граждан с их обязаннос-тями, ответственностью, законопослушность, самоконтролем, самосоз-нанием, правовой культурой [30, с. 192–193].

Кроме строгого соблюдения законов, общество выдвигает еще одно принципиальное требование – соблюдение общепринятых норм морали. Право и мораль всегда были, есть и будут факторами человеческого бытия и гуманизма.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие "государство" и назовите его основные признаки.

2. Охарактеризуйте формы государственного правления. Приведите примеры государств с республиканской и монархической формами правления.

3. Приведите основные признаки социального и правового государства. Как они связаны между собой?

4. Дайте развернутую характеристику главным теориям происхождения государства. Подтверждается ли прогноз К. Маркса об отмирании государства в условиях глобализации политики и экономики?

5. Определите украинское государство по формам государст-венного устройства и правления.

Правовое государство - тип государства, основными признаками которой являются верховенство закона, разделение властей, правовой защите личности, юридическое равенство гражданина и государства.

Правовое государство характеризуют:

- Верховенство закона и его господство в обществе, равенство перед законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан;

- Превосходство представительных органов власти, их открытость и публичность, отсутствие любой диктатуры;

- Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- Гарантия прав и свобод личности в рамках законности, взаимная ответственность государства, объединений граждан и

- Высокий уровень общественных структур, возможность общественных объединений и лица участвовать в управлении обществом, соблюдение принципов всеобщего, прямого, равного избирательного права;

- Контроль государственной власти со стороны общества, граждан и их организаций;

- Ответственность государства перед мировым сообществом правовых государств;

- Органическая связь прав и свобод граждан с их обязанностями, ответственностью, законопослушность, самоконтролем, самосознанием, правовой культурой.

Кроме строгого соблюдения законов общество предполагает еще одно принципиальное требование - соблюдение общепринятых норм морали. Право и мораль всегда были, есть и будут факторами человеческого бытия и гуманизма.

Демократическое государство - форма государства, которая основывается на конституционном признании народа источником власти и реальном осуществлении народной власти через равноправное участие граждан в управлении общегосударственными и местными делами, в контроле за государственной деятельностью; выборности и сменяемости высших органов государственной власти; существовании многопартийности; обеспечении прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

Признаки демократического государства:

1) признание народного суверенитета - власти народа как верховного носителя и источника государственной власти;

2) равноправное участие всего народа (а не только части населения) в управлении делами в обществе и государстве непосредственно (самоуправление) и через представительные органы.

3) демократическая процедура образования органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов (всеобщее право голоса; равенство в выборах; тайное голосование; прямые (непосредственные) выборы,

4) политическая свобода и равенство граждан перед законом и судом.

5) провозглашение и реальная гарантированность основных прав человека и гражданина, то есть налаженность юридических институтов и юридических механизмов и процедур действенной защиты личности от произвола и беззакония;

6) наличие систем самоуправления - местного самоуправления как особого вида общественного управления на местах

7) многопартийность и идеологический плюрализм - наличие нескольких политических (в том числе оппозиционных) партий, многообразие политических мнений –

8) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства,

9) взаимная ответственность государства и гражданина.

Часть из этих признаков можно считать и принципами демократии, которая всегда имеет государственный характер. Принципы демократии составляют и такие бесспорные требования: законность, разделение властей, гласность в деятельности государства, невмешательства государства в частную жизнь граждан и тому подобное.

Следует отметить, что демократия не лишена существенных недостатков, а ее потенциал в решении многих социальных проблем ограничен. В XX и начале XXI века. она не могла решить проблем бедности, социального неравенства, политического отчуждения, массовой одиночества, регионального сепаратизма и др. Но человечество не имеет лучшей формы государственно-политического режима чем демократический режим.

Социа́льное госуда́рство — государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Однако социальное государство здесь по своей сути кардинально отличается от социалистического

Многие сторонники социального государства считают, что именно реализация этих идей «создала благосостояние Запада после Второй мировой войны»

Признаки социального государства

• Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;

• Социально ориентированная структура экономики;

• Формирование гражданского общества;

• Разработка государством разнообразных социальных программ;

• Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

• Социальная ответственность перед гражданами.

Функции социального государства

• Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

• Охрана труда и здоровья людей;

• Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства;

• Устранение социального неравенства путём перераспределения доходов;

• Поощрение благотворительной деятельности;

• Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;

• Борьба с безработицей.

17.Государство и личность, правовой статус личности: понятие, виды, структура.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Личность — это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями.

Правовой статус личности — это комплексная категория, которая отражает отношения личности, общества и государства. Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе.

Правовой статус — есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий госуд-ных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.

В структуре правового статуса выделяют такие элементы, как:

1) права и обязанности;

2) законные интересы;

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают собой соотношение таких философских категорий, как «общее», «особенное» и «отдельное».

Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.

Специальный (особенный) статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и др.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный (отдельный)статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: