Снижение системной коррупции в системе органов государственной власти можно добиться с помощью
Обновлено: 30.11.2023
Выявление факторов, влияющих на коррупционное поведение государственных служащих, а также изучение личности данной категории преступников выступает необходимым условием целенаправленной борьбы с опасными, подрывающими авторитет власти преступлениями. Борьба с коррупцией государственных служащих не может быть сведена только к выявлению и наказанию виновных. Акцент, прежде всего, должен быть сделан на разработке и осуществлении системы мер упреждающего характера.
Особый интерес к предупреждению коррупции вызван двумя главными обстоятельствами: во-первых, практической потребностью в том, чтобы весь механизм предупреждения коррупции работал эффективнее, а предупредительные меры использовались в полной мере; во-вторых, расширением возможности научных исследований в данной сфере. Наряду с этим усиливается стремление науки и практики к изучению предупреждения коррупции «в действии», когда оно выступает не просто в качестве тех или иных теоретических положений, но и конкретный, специфический вид деятельности.
Рассмотрение проблемы предупреждения коррупции, совершаемой государственными служащими, тесно связано с особенностями рассматриваемых субъектов. В этой связи противостоять этим набирающим силу негативным явлениям с помощью стандартных, апробированных ранее методов борьбы практически невозможно. Мировой опыт показывает, что разовые, пусть даже очень жестокие меры бесперспективны.
Противодействие коррупции должна отвечать всем требованиям борьбы с преступностью. Общую организацию противодействия коррупционной преступности следует базировать на:
а) постоянном анализе изменений коррупции и её причин;
б) определении стратегии и тактике борьбы с ней с учётом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;
в) основе федерального закона, а не подзаконных актов, так как, во-первых, неизбежные ограничения ряда прав служащих (при предоставлении декларации о доходах, ограничении совместительства и т.п.) могут в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации осуществляться только на основе федерального закона; во-вторых, доказательствами в уголовном судопроизводстве признаются только данные, полученные в предусмотренном законом порядке. При этом необходимо обеспечивать развитие антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;
г) разработке целевых взаимоувязанных программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и её субъектах, причём реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;
д) координации деятельности всех органов государственной власти Президентом России (через Совет Безопасности) и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями коррупции Генеральным прокурором России;
е) специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;
ж) использовании помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая сотрудничество банков);
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
В статье рассматривается проблема противодействия коррупции в России и зарубежных странах в органах государственной и муниципальной власти. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики. Изучены основные направления противодействия коррупции.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, государственная служба.
В настоящее время среди огромного количества проблем глобального характера, особое место занимает проблема борьбы с коррупцией. Масштаб ее действия не ограничивается границами одного города и даже одного государства, коррупция охватывает практически все страны мира. Она настолько глубоко проникла в жизнь современного общества, что является его неотъемлемой частью.
Коррупция в современном мире, явление достаточно нередкое, ее проявление можно наблюдать повсеместно. С ней можно столкнуться на этапе реализации общественных услуг, когда происходит прямое взаимодействие граждан с органами власти. Например, для того чтобы устроиться на хорошую работу, получить место в учебном заведении или получить водительское удостоверение. Это все формы проявления мелкой коррупции, последствия которой не так страшны для гражданского общества. Коррупция процветает и в верхних эшелонах власти и уже приводит к более серьезным последствиям, которые представляют реальную угрозу стране.
Многие ученые посвятили свои научные труды теме противодействия коррупции. Изучая и анализируя коррупцию с разных сторон, суть ее не меняется. Коррупция представляет собой любое действие органов, наделенных властью, вопреки действующему законодательству, с целью получения определенной выгоды.
Особую опасность для государства представляет коррупция в системе государственной и муниципальной службы, поскольку оказывает пагубное влияние на благосостояние общества, влечет к росту недоверия граждан к государственным структурам, подрывает авторитет чиновников, а также создает угрозу национальной безопасности страны. И это далеко не весь перечень негативных последствий коррупции в государственных структурах. Она наносит непоправимый вред демократическому устройству общества.
В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляет конституция, федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иные нормативно-правовые акты. Противодействие коррупции является одной из первостепенных задач государственной политики любого государства, представляющее собой деятельность органов власти всех уровней по предупреждению коррупции, устранению причин ее возникновения, пресечению коррупционных правонарушений, а так же ликвидации ее последствий. Важно, чтобы в борьбе с коррупцией принимали активное участие широкие слои населения и были вовлечены различные институты гражданского общества, такие как профсоюзы, политические партии и иные общественные организации. Поскольку, только объединив усилия можно достичь успеха и одержать победу в борьбе с коррупцией.
Основными направлениями деятельности российского государства в области противодействия коррупции на сегодняшний день являются:
− укрепление нормативно-правовой базы противодействия коррупции, т. е. разработка и принятие новых законодательных актов, стандартов, решений, которые будут направлены на противодействие коррупции в стране;
− ужесточение наказания за совершение коррупционных правонарушений в отношении должностных лиц и рядовых граждан;
− проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции на всех уровнях власти, что подразумевает применение и использование одинаковых инструментов, методов и подходов в борьбе с коррупцией, как на федеральном уровне, так и на местном;
− формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, путем организации образовательной, воспитательной и просветительской деятельности для широких слоев населения;
− позиционирование государственных и муниципальных служащих как честных, добропорядочных и неподкупных, которые не способны на противоправные действия;
− толкование законов, постановлений и нормативно-правовых актов в области противодействия коррупции доступным и понятным языком для четкого понимания большинством граждан;
− создание механизма взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами в области противодействия коррупции;
− формирование и развитие доверительных отношений населения страны к деятельности государственных органов;
− пропаганда государственной антикоррупционной политики, путем эффективного использования средств массовой информации;
− постоянное совершенствование системы и структуры государственного аппарата, осуществление контроля их деятельности специальными службами.
Сегодня к лицам, претендующим на замещение должности государственной службы, и к тем, кто уже является государственным или муниципальным служащим предъявляются довольно серьезные требования. И это вполне оправдано. Поскольку государственные и муниципальные служащие — это лица, которые выполняют государственные функции в рамках действующего законодательства за счет средств бюджета.
В целях недопущения возникновения коррупционных правонарушений на государственной и муниципальной службе, законом определены запреты и ограничения, связанные с ее прохождением. К ним следует отнести:
− государственным и муниципальным служащим запрещается иметь счета и вклады в банках иностранных государств, запрет распространяется на близких родственников;
− ежегодно лица, замещающие государственные должности, должны предоставлять сведения о своих доходах и расходах, а так же обо всем принадлежащим им имуществе;
− государственным и муниципальным служащим запрещается принимать подарки в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
− запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а так же иной деятельностью, от которой может быть получен доход, исключением является научная педагогическая деятельность;
− запрещается приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
− в течение двух лет после увольнения с государственной службы необходимо предоставлять информацию о своем месте работы.
Кроме всего этого государственные и муниципальные служащие должны уведомить своего непосредственного руководителя о фактах обращения с целью склонения их к совершению коррупционных правонарушений и обо всех известных им фактах совершения коррупционных правонарушений другими лицами. Все это позволяет недопущению появления коррупционных правонарушений на государственной и муниципальной службе. Какими бы жесткими не казались ограничения и запреты на государственной и муниципальной службе, они обязаны такими быть.
Для того чтобы повысить эффективность противодействия коррупции в России, необходимо обратиться к опыту зарубежных стран, где уровень коррумпированности чиновников минимальный. Ярким примером является Китайская Народная республика, где коррупция практически отсутствует. Все это благодаря тому, что совершение коррупционных правонарушений должностными лицами в этой стране карается смертной казнью. Конечно, здесь не за каждое совершенное коррупционное правонарушение выписывают смертный приговор, все зависит от степени тяжести преступления и характера последствий. В ряде случаев лицам, совершившим коррупционное правонарушение, грозит уголовная ответственность с лишением свободы. Так или иначе, наказания не избежать.
Борьба с коррупционерами в Китае происходит путем формирования в их сознании моральных и нравственных принципов, направленных на повышение чувства долга и ответственности. В данной стране очень часто применяется ротация кадров на всех уровнях государственной власти, которая, способствует отсутствию возможности государственным служащим использовать уже сложившиеся служебные и дружеские отношения для совершения незаконных действий. Кроме всего этого, в Китае существует специальная школа, где государственных служащих учат противостоять коррупции, с помощью медитации и единоборств. Используя данные методы, Китай занимает лидирующие позиции против борьбы с коррупцией.
Еще одной страной, которая может гордиться низким уровнем коррумпированности чиновников является Сингапур, где отличительным направлением противодействия коррупции является повышение заработной платы госслужащих. Что, в полной мере, поспособствовало привлечению на государственную службу высококвалифицированных специалистов, у которых отсутствует мотивация брать взятки.
Сингапур является примером для всего мира в борьбе с коррупцией. Государственные служащие в глазах общества, в этой стране это честные и неподкупные люди, которые трудятся на благо своей страны. Коррупционеров здесь ждет суровое наказание.
Неплохие успехи в борьбе с коррупцией так же имеет Германия. Государственные служащие в данной стране характеризуются такими качествами как честность, порядочность и неподкупность. Коррупционеров здесь ожидает лишение свободы, конфискация имущества в пользу государства, относительно высокие штрафы, лицо, совершившее коррупционное правонарушение потеряет гораздо больше. Здесь большую роль играет менталитет людей, проживающих в данной стране. Совершение коррупционных правонарушений считается аморальным и безнравственным поведением, которое кроме всего пресекается законом.
Для достижения положительных результатов в сфере противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе в России, необходимо использование мировых практик и их внедрение в российское законодательство.
- Беловецкий, Д. Д. Противодействие коррупции: состояние исследований и основные взгляды на административную ответственность за коррупционные правонарушения // Юрист. 2019. N 14. С. 28–34.
- Гладких , В. И. Противодействие коррупции на государственной службе: учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. И. Гладких, В. М. Алиев, В. Г. Степанов-Егиянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 207 с.
- Костенников, М.В., Куракин, А. В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы: Учеб. Пособие / М. В. Костенников, А. В. Куракин. — М.: Щит-М, 2018. — 213 с.
- Купцова А. А., Рютов Д. Ю. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Интерактивная наука. 2017. № 12 (22). С. 100–102.
- Мамитова, Н. В. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции / Н. В. Мамитова // Право и современные государства. 2017. № 2. С. 88–93.
- Румянцева, Е. Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Румянцева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 267 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, муниципальная служба, государственная служба, область противодействия коррупции, противодействие коррупции, гражданское общество, Китай, лицо, правонарушение, Россия, служащий.
В данной статье автор рассматривает проблемы противодействия коррупции в сфере государственного управления в России.
Ключевые слова: противодействие коррупции, государственная власть, конфликт интересов, коррупция, высокая латентность.
В этой связи падает и доверие населения к органам государственной власти, что требует выяснения причин, по которым, на сегодня, борьба с коррупцией в России — малоэффективна.
Анализ новейшей научной литературы [2, 3, 4, 5, 6, 7] показывает, что основные проблемы противодействия коррупции в государственном управлении России сосредоточены в следующих аспектах:
1) психологические потери переходного периода в жизни общества. Распад старой системы моральных и других духовных ценностей вызвал ситуацию потери значительной частью населения нравственных ориентиров, духовных опор и, одновременно, к широкому распространению цинизма, аморальности и криминализации общественного сознания;
2) становление новых государственных институтов.
3) кризисные экономические явления. Спад производства, сокращение объемов продукции, отсутствие обновления основных фондов во всех отраслях народного хозяйства способствуют тому, что все больше предприятий, юридических и физических лиц вынуждены искать кредиты, ссуды и дотации. При таких обстоятельствах увеличивается количество обращений к чиновникам соответствующих министерств и ведомств и, как последствие, более распространенной и всеобъемлющей становится коррупция, захватывая все новые и новые сферы общества;
4) незавершенность формирования правового поля в РФ.
5) неудовлетворительное состояние противодействия преступности. В условиях криминализации общества, распространение особо тяжких преступлений, борьба с коррупцией по рангу важности уступает место заказным убийствам, разбойным нападениям и тому подобное. Вместе с тем правоохранительные и антикоррупционные органы нуждаются в современных действенных методиках выявления и фиксации коррупционных деяний, их эффективного предупреждения.
Как показывает зарубежный опыт, крупнейшие достижения в реализации антикоррупционного законодательства удалось получить в тех странах, где были созданы независимые специализированные органы по борьбе с коррупцией. Однако в России эти органы сталкиваются с рядом проблем, связанных с отсутствием качественной законодательной базы, не разработаны системные подходы к деятельности субъектов противодействия коррупции и их взаимодействия с гражданским обществом в этой сфере, отсутствует концептуальное видение организационно-правового обеспечения противодействия коррупции;
Например, нормы о конфликте интересов, содержащиеся в российском законодательстве о государственной службе, а также в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», не лишены недостатков. Долгое время в России нормы о конфликте интересов охватывали лишь одну категорию лиц — государственных и муниципальных служащих. При этом, например, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, лица, работающие в подведомственных организациях, фактически выводились из определения, содержащегося в базовом законе о противодействии коррупции. С принятием Федерального закона от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» нормы о конфликте интересов распространились на более широкий круг лиц, а не только на государственных и муниципальных служащих. Этим же Федеральным законом скорректировано и понятие личной заинтересованности, которая теперь определяется не как возможность получения лицом выгоды имущественного характера, а учитывает возможность получения различных выгод третьими лицами, связанными с должностным лицом [8].
Обозначенные изменения федерального законодательства, несомненно, будут способствовать единству правоприменительной практики и более эффективной профилактике коррупционных правонарушений. Вместе с тем не все вопросы остались решенными. Так, чрезвычайно сложным представляется вопрос о возникновении конфликта интересов при доверительном управлении акциями и паями. На практике чиновники передают имущество в доверительное управление женам, родственникам и другим лицам, поэтому довольно сложно установить, урегулирован конфликт интересов или нет. Не рассматривается так называемый мнимый конфликт интересов, который предусмотрен в зарубежном законодательстве и предполагает ситуацию, когда конфликт интересов существует, но это невозможно доказать.
6) неудовлетворительное состояние борьбы с контрабандой на таможнях. Федеральный бюджет не получает миллионы рублей поступлений. В то же время коррумпированные таможенники и правоохранители незаконно обогащаются;
7) просчеты в кадровом обеспечении института управленческого звена в органах государственного управления. Практическая работа с персоналом, выполняющим задачи в условиях коррупционных рисков, требует учета не только наличия провоцирующих или благоприятных факторов профессиональной деятельности на конкретной должности, но прежде всего психологических особенностей личности;
8) высокая латентность коррупционных правонарушений. Высокая латентность коррупционных правонарушений не позволяет только на базе статистики проследить масштабность и степень распространенности коррупции. По подсчетам ученых, изучающих это явление, доля выявленных правоохранительными органами коррупционных правонарушений не превышает одного процента от фактически совершенных. Для борьбы с коррупцией оказывается недостаточно только исследование масштабов коррупции. Нужно рассматривать не последствия этого явления, а его причины, среди которых в России, прежде всего, называют экономические и социальные проблемы, пробелы действующего законодательства, неудовлетворительную работу контролирующих органов и пр. [6].
9) привлекает внимание тот факт, что борьбу с коррупцией ведут преимущественно среди государственных служащих низшего звена. Субъектов коррупционных деяний высших категорий разоблачают лишь изредка;
10) в современном обществе России, среди граждан нашего государства не принято говорить о коррупции, большинство, даже если знают о ее наличии — молчат по разным причинам. Если говорить о преодолении коррупции в различных сферах нашей жизни, то отметим, что необходимо начинать каждому с себя, не молчать — говорить. Ведь страх, порождает процветания коррупции и распространение ее среди нашего государства [6].
Особое внимание следует обратить на коррупцию среди органов государственной власти, так как органы, которые должны поддерживать уровень государства на международной арене, работать для граждан и государства в целом, чаще всего либо порождают коррупцию, или поддерживают, а не искореняют ее из органов государственной власти для изменения жизни в нашей стране к лучшему.
Подчеркиваем, что коррупция представляет реальную угрозу национальной безопасности нашей страны, а предотвращение и противодействие ей должно быть отнесено к высоким приоритетам государства. Одним из главных факторов, который может повлиять на преодоление коррупции, является отношение населения к этой проблеме.
Статистические данные в государстве показывают, что более половины российского населения подвержено коррупционным правонарушениям в случае, если это повлияет на решение их проблемы или улучшит ситуацию, которая у них сложилась в результате определенных правоотношений. При высокой степени осуждения коррупционного поведения и признания в качестве наиболее эффективных мер строгих наказаний коррупционеров россияне практически не готовы помогать институтам контроля и наказания, участвовать в пресечении коррупционных действий [9].
Распространенность коррупционного поведения, превращение его для значительной массы населения в норму вовсе не означает, что в обществе не остается людей, которые не воспринимают коррупцию, взяточничество в любом виде. Понятно, что определенные социальные группы заинтересованы в существовании коррупции. Однако большинство населения России хочет жить в нормальном правовом, социально здоровом обществе. Для преодоления коррупции, как негативного явления необходимо разработать широкий спектр мер, направленных на снижение уровня коррупции в государственных органах России.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт интересов, Россия, коррупция, государственная власть, орган, высокая латентность, государственное управление, преодоление коррупции, доверительное управление, коррупционное поведение.
Работа посвящена изучению противодействия коррупции в Российской федерации на государственном и муниципальном уровнях.
Ключевые слова: государственная служба, муниципальная служба, антикоррупционное законодательство, борьба с коррупцией.
Не является секретом, что у население не доверяет чиновникам. Причина тому — коррумпированность власти, ставшая притчей во языцех. Коррупция является причиной падения престижа государства, затрудненного социально-экономического роста, подрыва работы государственной и муниципальной службы страны. Среди всех ветвей власти, по статистике, наиболее коррумпированная — исполнительная. Мздоимство и взяточничество служащих, присвоения и растрата бюджетных денежных средств, большое число должностных правонарушений, казнокрадство, откаты, злоупотребления властью, обман при закупках и прочие коррупционные преступления разрушительно влияют на построение гражданского общества. Исполнительная власть является настолько коррумпированной в силу наличия административного ресурса, который представляет ядро исполнительной власти, и злоупотребления которым составляют основную часть коррупционных проявлений в этой сфере. Злоупотребление административным ресурсом дает возможность чиновникам использования материальных и властных ресурсов нарушение должностных обязанностей, вопреки интересам службы, в личных целях, которые как правило — корыстны и низменны. В российской структуре власти существует множество контрольно-ревизионных органов, цель работы которых — борьба с коррумпированностью органов, организаций и должностных лиц. Однако, по иронии судьбы, именно контрольно-надзорные органы характеризуются огромным количеством коррупционных проявлений: этими органами вместо осуществления антикоррупционной деятельности и обеспечения законности, наоборот, часто совершается деятельность, связанная с корыстными превышениями служебных правомочий. «Наиболее распространённые ситуации, при которых чаще всего недобросовестными сотрудниками контрольно-надзорных органов власти используется взяточничество, представляют собой: наложение штрафов, разрешительная и лицензирующая деятельность на занятие различными видами деятельности, в том числе строительства и наделения земельными участками, осуществление контроля со стороны государственных служб (пожарных, санэпидстанций, органов по техническому надзору и т. п.). Больше всего от таких изъянов системы сильно страдает малый бизнес в России» [1]. И это неудивительно, ведь в системе — «откат — услуга», которая устанавливается многими чиновниками, у которых есть разрешительные полномочия, малый бизнес просто прогорит, не получив необходимых условий работы и не сохранив денежные средства.
Федеральным законом «О противодействии коррупции» предписывается осуществление ряда полномочий исполнительной власти в области предотвращения коррупционных проявлений (ст. 7) [2]. Во-первых, это затрагивает деятельность всех трех ветвей власти в сфере реализации единой антикоррупционной политики государства. Во-вторых, исполнительная власть обязана осуществлять задачу создания механизмов взаимодействия правоохранительных и государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями, гражданами и гражданскими институтами. В-третьих, компетенция исполнительной власти включает в себя полномочия относительно принятия ряда мер, цель которых заключается в привлечении публичных служащих и граждан к активной антикоррупционной деятельности и к формированию в обществе негативной оценки коррупционных проявлений. В-четвёртых, исполнительная власть обладает задачей реализации доступа граждан к информации о работе публичной власти на её различных уровнях, обеспечения независимости СМИ. В компетенцию исполнительной ветви власти входит реализация следующих задач:
– обеспечение совершенствования порядка прохождения публичной службы;
– реализация принципов добросовестности, открытости, чистой конкуренции и объективности при осуществлении закупок, работ и услуг для обеспечения нужд публичной службы;
– отмена необоснованно созданных запретов, ограничений, особенно в сфере экономики;
– улучшение порядка пользования государственным и муниципальным имуществом, государственными и муниципальными ресурсами, а также порядка отчуждения такого имущества и передачи прав на его использование;
– увеличения уровня оплаты труда и социальной защиты каждого публичного служащего;
– содействие международному сотрудничеству и развитию эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с организациями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств, а также различными международными организациями в сфере борьбы с коррупцией, розыску, конфискации имущества, которое было получено преступным путём и находится за рубежом (т.н. офшоры);
– улучшение контролирующих процедур при решении вопросов по обращениям граждан и юридических лиц;
– делегирование некоторых полномочий государственных органов негосударственным организациям;
– уменьшение общего количества служащих с одномоментным увеличением высококвалифицированных специалистов;
– усиленная ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, а также и служащих, в случае непринятия мер по борьбе с коррупцией; – оптимизирование и конкретизация правомочий государственных органов и их работников, которые необходимо отражать в каждом случае в конкретном административном и должностном регламенте.
Многими вышеуказанными задачами могут руководствоваться как органы законодательной власти, так и исполнительная власть. Сейчас традиционный для России способ борьбы с коррупцией представляет собой уголовное преследование лиц, виновных в совершении коррупционных преступлений. Многими исследователями отмечается, что «за преступления коррупционной направленности всё чаще привлекают к уголовной ответственности высокопоставленных чиновников [3]. В 2013 году — когда борьба с коррупцией прочно вошла в основу государственной политики, в области исполнительной власти зафиксирован ряд резонансных расследований. Главным военным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации проведено следствие по уголовному делу о мошенничестве в отношении имущества Министерства обороны. Расследовались уголовные дела в отношении мэров Ярославля, Астрахани, а также проводились расследования по делам в отношении министров региональных правительств (Оренбургской, Свердловской, Нижегородской областей, Республик Саха (Якутия), Северная Осетия и других регионов). В качестве наиболее ярких примеров успешной борьбы с коррупцией можно назвать дело «Оборонэкспорта», дело экс-министра экономического развития Улюкаева.
Однако, можно не доводить дело до многомиллиардных хищений и манипуляций с имуществом, борясь с коррумпированностью чиновников в зародыше. Речь идет о ротации государственных служащих, проведение которой может существенно снизить коррумпированность чиновничьего аппарата. Чиновнику, который по своей натуре склонен к воровству и мздоимству необходимо время на то, чтобы присмотреть потенциальных сообщников, выявить точки соприкосновения, общие интересы, наладить личный контакт, обговорить схемы присвоения денег и т. д. Теперь представим, что кого-то из них подвергают ротации — между сообщниками коррупционного сговора не успевает наладиться прочная связь, что разрывает преступные связи. Причем ротацию в пределах одного региона совершать несложно, поскольку у многих городов, и тем более, краев и областей существует несколько подразделений государственных органов власти, таким образом отсутствуют, нет препятствия для перевода сотрудников. Однако, стоит помнить, что ротация государственных служащих имеет и ряд ограничения. Во-первых, это смена специалистов узкого профиля. Таких работников можно менять только в случае, если в двух органах есть такие специалисты, и можно оформить соглашение об обмене опытом или кадрами. Во-вторых, у самого органа государственной власти могут быть ограничения количества сотрудников в штате. Сказанное особенно актуально для небольших населенных пунктов, в частности — сельских поселений [4], городов Сибири и Крайнего Севера, в которых проживает немного людей.
Вопрос борьбы с коррупцией не имеет универсального решения. Коррупция в России обладает системным характером, она пронизывает практически все сферы жизни общества. Как осуществлять эффективную борьбу с этим крайне негативным явлением в рамках рыночной экономики, еще неясно до конца; однако можно сказать, что наличие антикоррупционного плана и возведение борьбы с коррупцией в ранг государственной политики недостаточно. Нужны новые, нестандартные решения, более того, необходимо понимать, что задача борьбы с коррупцией не может быть решена в одночасье.
- Сулакшин С. С., Максимов С. В., Ахметзянова И. Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: монография в 2-х т. Т. 1.М.: Научный эксперт, 2008. С. 178.
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
- Чернобаева Н. В., Зварыгин В. Е. Правовые меры противодействия коррупции в органах государственной власти // Вестник Удмуртского университета. 2012. Вып. 3. С. 163.
- Чашин А. Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. — М.: Дело и Сервис, 2009, с. 83
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, коррупция, орган, Россия, административный ресурс, государственная власть, государственная политика, малый бизнес, публичная служба, Российская Федерация.
Автор статьи

Читайте также:
- Оплатил долг у судебных приставов банк через время требует еще
- Отстраненные от работы за отказ привиться энергетики проиграли суд с работодателем
- Когда заработает казначейство у судебных приставов в 2021 году
- В делах по татьбе грабежах и разбое судебными доказательствами считались
- Оао сбербанк россии предъявил к иванову иск о взыскании долга