Сколько экономических судов в рб

Обновлено: 06.10.2022

Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом.

Компетенция Верховного Суда Республики Беларусь

Верховный Суд Республики Беларусь:

  • рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также жалобы (протесты) на постановления областных (Минского городского) судов и постановления экономических судов областей (города Минска) по делам об административных правонарушениях;
  • рассматривает в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела в апелляционном порядке;
  • вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью первой статьи 116 1 Конституции Республики Беларусь;
  • изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;
  • осуществляет контроль за исполнением нижестоящими судами постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
  • оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства;
  • разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства;
  • осуществляет организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества;
  • решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями.

Верховный Суд Республики Беларусь

Местоположение:

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Официальный сайт:

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.


Экономические суды Беларуси рассматривают споры в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Другими словами – бизнес-споры. В экономические суды вправе обращаться организации (в т.ч. организации, не являющиеся юридическими лицами), ИП и, в определенных случаях, физические лица. Обратиться в суд могу как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. В данной статье рассмотрены основные процедурные нюансы, которые стоит учитывать при обращении в Экономический суд Республики Беларусь.

В какой Экономический суд обращаться: подсудность хозяйственных споров

В РБ существует 7 экономических судов. Это экономические суды областей (Минской, Брестской, Гомельской, Гродненской, Могилевской, Витебской) и экономический суд г. Минска. В какой из них следует обратиться, зависит от подсудности. Установлена она, как правило, договором. Если в договоре не указано, в какой суд следует обращаться, то подавать заявление необходимо по месту нахождения ответчика (должника – в случае с приказным производством). Если спор вытекает в связи с деятельностью филиала организации, то подавать иск допускается в экономический суд по месту нахождения филиала. Если спора связан с недвижимостью, то он рассматривается в экономическим судом по месту нахождения недвижимости.

По каким вопросам можно обращаться в Экономический суд

В большинстве случаев Экономические суды рассматривают следующие дела:

— об экономической несостоятельности (банкротстве)

— по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и ИП

— по спорам об отказе в государственной регистрации, об уклонении от государственной регистрации юридических лиц и ИП

— по спорам, связанным с применением условий учредительства юридического лица и (или) участия в них

— о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности

— о взыскании дебиторской задолженности

— о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов

— о вопросах, связанных с заключением, изменением, расторжением договоров

— вытекающие из обязательств вследствие неосновательного обогащения

— касающиеся недействительности сделок

— о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств

— о защите права собственности и других вещных прав

— о возмещении убытков, вреда.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СУДЕ

Моб. тел.: +37533 600 50 30

Как обратиться в Экономический суд

В Беларуси существуют определенные формы обращения в Экономический суд. Податься в Экономический суд допускается в форме иска, заявления, жалобы, ходатайства, представления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Каждый из указанных документов подается в строго определенных случаях.

Ниже коротко будут рассмотрены основные формы обращения в Экономический суд, а с более детальным их описанием можно ознакомиться, кликнув по ссылке в заголовке.

Срок исковой давности для обращения в Экономический суд

В Беларуси общий срок исковой давности составляет 3 года. Однако существуют и специальные сроки в зависимости от вида судебного спора. Подробнее об этом можно узнать по ссылке в заголовке.

Направление досудебной претензии

Обращение в приказное производство в Экономическом суде

Приказное производство является упрощенной процедурой рассмотрения споров. В приказном производстве отсутствует необходимость личного присутствия сторон, а решение выносится на основании представленных документов. Еще одним очевидным плюсом видится небольшой размер госпошлины. Главным минусом приказного производства является возможность для должника написать отзыв (доводы которых зачастую имеют мало общего с действительностью), на основании которого суд отказывает в вынесении решения (определения) без разбирательства по существу.

Обжалование приказного производства: составление отзыва на заявление взыскателя о возбуждении приказного производства

При несогласии с требованиями взыскателя либо просто при желании потянуть время и не исполнять обязательство должник вправе составить мотивированный отзыв. После его оценки экономический суд зачастую отказывает в вынесении определения о судебном приказе полностью или частично.

Направление иска в Экономический суд

Исковое производство является классическим судебным разбирательством. В рамках искового производства стороны присутствуют в суде и дают показания. Срок рассмотрения исков значительно выше сроков в приказном производстве. Государственная пошлина также разниться: на сегодняшний день минимальная сумма, которую придется заплатить в исковом производстве по спорам между резидентами, составляет в эквиваленте примерно 290$.

Составление отзыва на иск

Направление отзыва на иск является обязанностью ответчика. Отзыв на иск, в отличие от приказного производства, не является безусловным основанием для отказа истцу в его требованиях и рассматривается в совокупности с остальными документами по делу.

Переход из приказного производства в исковое

В случае вынесения экономическим судом определения об отказе взыскатель может в течение 15 дней в упрощенном порядке перейти в исковое производство. Для этого необходимо подготовить соответствующее ходатайство и уплатить госпошлину, установленную для споров в исковом производстве.

Ходатайство в Экономический суд

Ходатайства в Экономический суд можно заявлять как в устной, так и письменной формах. Однако есть определенные вопросы, по которым подать ходатайство можно только в письменной форме.

Обжалование решения Экономического суда первой инстанции

При несогласии с решением суда первой инстанции сторона вправе обжаловать данное решение в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.

Особенности обращения в Экономический суд

При обращении в суд возникает ряд других вопросов, решить которые стоит на старте.

Кто может представлять интересы в Экономическом суде

Данный вопрос особенно актуален для нерезидентов. Ведь помимо нюансов, связанных с личностью представителя, следует особое внимание уделить и документам, подтверждающим полномочия.

Как правильно оформить документы нерезиденту для подачи в Экономический суд

Если для резидентов этот вопрос стоит не так остро (достаточно правильно заверить копии документов и оформить документ об оплате госпошлины), то для нерезидентов вопрос надлежащего оформления документов решить сложнее. В некоторых случаях на документах необходимо проставить апостиль, некоторые должны пройти процедуру консульской легализации. Зависит это от страны, резидент которой обращается в суд.

Уплата госпошлины в Экономический суд

Здесь также есть нюансы для резидентов и нерезидентов. В целом главным условием платежного документа, подтверждающего оплату, является наличие на нем оригинальной отметки банка и подписи уполномоченного сотрудника банка.

Возложение стоимости юридических услуг за представление интересов в Экономическом суде на проигравшую сторону

В случае, если сторона процесса (истец, ответчик и т.д.) пользуется юридическими услугами или помощью адвоката в Экономическом суде, она может претендовать на их возмещение за счет противоположной стороны. По общему правилу расходы на юристов и адвокатов удовлетворяются пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

Экономические суды –. Эти суды появились в 1991 году. До этого, с 1922 г. по 1990 г., т.е. почти 70 лет, в нашей стране действовали органы государственного и ведомственного арбитража[3]. По своей юридической природе органы арбитража были административно-судебными учреждениями, разрешавшими преддоговорные и имущественные споры между предприятиями, учреждениями и организациями, выполнявшие одновременно некоторые функции исполнительно-распорядительного характера.

В настоящее время экономические суды (с 1 января 2014 года) входят в систему судов общей юрисдикции.

В соответствии со ст.59 КоСиСС в каждой области Республики Беларусь действует экономический суд соответствующей области, а в городе Минске – экономический суд города Минска.

В каждой области Республики Беларусь действует экономический суд соответствующей области, а в городе Минске – экономический суд города Минска.

Экономический суд области (города Минска), специализированный экономический суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

23. В экономическом суде области (города Минска) могут образовываться:

судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

апелляционная судебная коллегия;

судебная коллегия по банкротству;

судебная коллегия по налоговым спорам;

судебная коллегия по административным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в экономическом суде области (города Минска) могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей экономического суда области (города Минска), специализированного экономического суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Экономический суд области (города Минска) (компетенция):

рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель экономического суда области (города Минска), специализированного экономического суда назначается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Председатель экономического суда области (города Минска), специализированного экономического суда является судьей соответствующего экономического суда.

Председатель экономического суда области (города Минска) (компетенция):

формирует судебные составы соответствующего суда;

вносит Председателю Верховного Суда Республики Беларусь представления для назначения составов судебных коллегий;вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий.

24. Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь. Любой граж. РБ достиг. Возраста 25 лет имее выс. Юр. Образование не совершав. Порочавших поступков, имеющий стаж работы по юр. Спец. Не менее 2х лет или прошедший в установленном порядке стажировку не менее 2х лет и здавший квалиф. Экзамен может стать судьёй. Судьёй по одминистр. Делам и исполнительным произв. Может быть гражданин РБ достигший возраста 23 лет и имею. Юр. Образ, и не сов. Пороч. Поступков. Требование к кандидату на должность судьи касающиеся наличия юр. Образования стажа работы по юр. Специальности или прохож. Стажировки и здачи квал. Экзамена не распростроняется на судей, судебной коллегии по потентным делам ВС, которые имеют высш. Технич. Или естественно научное образование. Кондидаты на должность: 1.судьи областного, Минского городс, Белорус. Военного судов должны иметь стаж работы в качестве судии не менее 3х лет. 2.судьи верховного суда и высшего. Хоз. Суда должны иметь стаж работы в качестве судии не менее 5 лет за исключением судей судебной коллегии по потентным делам ВС не имеющих высш юр. Образования, которые долж. Иметь стаж работы в области патентноведенья не менее 3 лет. 3.судьи военных судов и военной коллегии РБ назначаются на должность из числа военно. Служащих имеющих воинское звание офицерского состава. Кондидаты на должность судей здают квал. Экзамен экзаменационной комиссии состав которой утверждается коллегией судей. После здачи экзаменов кондитат на должность судьи обращается в соответствующую квал. Коллегию судей с просьбой выдачи ему рекомендации для занятия судебной должности. Квал. Коллегия с учетом результатов экзамена рассматривает заявление и дает заключение о рекомендации данного лица на должность судьи, либо отказывает в такой рекоменд. Данные результаты экзамена и другие материалы характ. Кандидата судьи направляются президенту через одминистрацию президента.Судьёй конституционного суда может быть назначен или избран гражд. РБ имеющий высшее образование являю. Высоко квалифицированным специа. В области права и имеющий как правило ученую степень обладающими высокими моральными качествами. Судьи назначенные на должность приносят присягу в торжественной обстановке.




Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и отбор кандидатов на должности судей. Назначение и исполнение обязанностей судьи суда общей юрисдикции

Лица, претендующее на то, чтобы занять важную и ответственную должность судьи, должны соответствовать ряду общих и специальных требований.

- лицо не должно быть недееспособным или ограниченно дееспособным, достигнуть восемнадцатилетнего возраста;

- лицо не должно быль лишено судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;

- отсутствие заболевания, входящего в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;

- обязанность в прохождении процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты;

- отсутствие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- гражданство Республики Беларусь;

- исключение факта представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;

- представление декларации о доходах и имуществе, недопущения умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;

- отсутствия факта увольнения государственного служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин,

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков,

употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия;

Специальные требования к кандидатам на должность судьи сформулированы в ст. 91, 94 и 95 КОСиСС.

Гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности, достигший 25 летнего возраста в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.

26. Верховный Суд Республики Беларусь, его состав и компетенция.

Порядок проведения квалифик-ой аттестации регулируется положением по квалиф-ой аттестации и квалиф-ых классов судей, судов РБ утвержденной указом президента 4 дек. 97 года. Цель квалф-ой аттестации: 1.К ним относится улучшение качества состава судей. 2.Установление соотв. Судьи занимаемой должности. 3.Стимулир-е профис-ого роста судей, 4.определение необходимости их переподготовки. 5.Повышение в с ответст-ти судей за соба-ие закон-ти при осуществлении правосудия. Очередная аттестация судей проводится в отношении судей впервые назначенные на должность и не имеющих квалиф-ых классов.При освоении им очередного квалиф-ого класса проводится переодически 1 раз в 5 лет. Внеочередная аттестация прово-ся при назначении судьи бессрочно, при назначении судьи на должность председ-ия суда, при назн. Судьи в выше стоящий суд.При досрочном присвоении квалиф-ого класса или понижения в квалиф-ом классе.По рез-ом аттестации могут быть приняты решения:1.О присвоении судьи очередного квалиф-ого класса. 2. О присвоении судье более высокого квалиф-ого класса. 3. Об установлении судьи ранее приговор-ого квалиф-ого класса. 4. Об понижении судьи в квалиф-ого класса. 5. Об отсрочки аттестации на срок не более 6 месяцев. 6. О несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении судьи от должности. Для судей судов РБ устанав-ся квалиф-ые классы: высший, 1-ый и 2-ой присваиваются председателю верхо-ого суда, председателю высшего хоз-ого суда, их заместителям и судьям этих судов. 1,2,3 и 4 – председателям, заместителям председателя, судьям областных, Минн. Гор., Бел. Военного , Межгарниз-х Военных судов, судьям областных и Минского городского хоз-го судов. 1, 2, 3, 4 и 5-ый – судьям рай-ых (гор-их) и межгарниз-ых военных судов. Сроки пребывания в квалиф-х классах: В 5-ом квал-ом классе – 2 года, 2 4-ом – 3 года, в 3-ем – 4 года, во 2 – 5 лет. Срок пребывания в 1 высшем квал-ом классе не устанав-ся. Присвоение и лишение квал-ых классов произв-ся президентом.

27.Статус судьиСудьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают

государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992

года и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186 Особенности статуса судей определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Система хозяйственных судов Республики Беларусь, установлена ст. 59 Кодекса о судоустройстве и статусе судей «Систему хозяйственных судов составляют: хозяйственные суды областей (города Минска); Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь»

Помимо этого, в системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др. Однако в настоящее время таких судов нет.

Система хозяйственных судов организована по территориальному принципу и является двухзвенной:

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь


Хозяйственные суды областей
Хозяйственный суд Брестской области Хозяйственный суд Витебской области Хозяйственный суд Гомельской области
Хозяйственный суд Минской области Хозяйственный суд Могилевской области Хозяйственный суд Гродненской области Хозяйственный суд г. Минска

Как видно из схемы, система хозяйственных судов почти полностью аналогична системе общих судов, хотя есть и свои отличия.

Таким образом, высшим звеном системы является Высший Хозяйственный суд, областным звеном – хозяйственные суды областей (6) и хозяйственный суд города Минска (приравненный по статусу к областным).

Районного (городского) звена в системе хозяйственных судов нет.

Специализированные хозяйственные суды (если они будут созданы) в системе будут располагаться на одном уровне с областными – то есть иметь такие же полномочия (в пределах своей компетенции) и такую же внутреннюю структуру.

Статус конкретных судов в системе и порядок их взаимоотношений между собой – такой же, как и в системе общих судов. Каждый суд является самостоятельным и независимым в пределах своей компетенции, взаимодействие вышестоящих и нижестоящих судов, осуществляется в установленных законом формах обжалования судебных решений (кассационное, апелляционное, надзорное).

Хозяйственные суды областей (г. Минска)

Хозяйственные суды областей образуют нижнее звено системы хозяйственных судов. Их система определена ст. 60 Кодекса о судоустройстве и статусе судей «в каждой области Республики Беларусь действует хозяйственный суд соответствующей области, а в городе Минске - хозяйственный суд города Минска».

Статус хозяйственных судов областей, и основные его черты в с одной стороны напоминают положение областного звена судов, обшей юрисдикции, с другой – обладает некоторыми чертами общих судов нижнего звена - районных (городских) судов.

Посмотрим поближе, что это за фигня:

Особенности хозяйственных судов областей
Поскольку являются нижним званом системы, основная задача – рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции (здесь все, как и у районных судов общей юрисдикции). Однако в отличие от общих судов, здесь нижнее звено выступает и в качестве последующих инстанций – апелляционной и инстанции пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Структура этих хозяйственных судов содержит судебные коллегии (напоминая структуру областных судов общей юрисдикции), однако отсутствует Президиум (который в общих судах есть и на уровне области, в хозяйственных – только в ВХС)

Компетенция хозяйственных судов областей определена ст. 62 Кодекса о судоустройстве и статусе судей:

Компетенция хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда
Хозяйственный суд области (города Минска) Специализированный хозяйственный суд
· pрассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам; · рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;
· изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику; · готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; · осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Состав хозяйственного суда области определен ст. 61 Кодекса о судоустройстве и статусе судей – здесь все вполне обычно: такие суды состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

Более крупными (и единственными – как уже отмечалось президиумов здесь нет) элементами структуры хозяйственных судов областей являются судебные коллегии.

Таким образом, структура хозяйственного суда областного уровня может быть представлена схемой:

Председатель и заместители председателя





Судебные коллегии хозяйственного суда области
по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции апелляционная судебная коллегия судебная коллегия по банкротству судебная коллегия по налоговым спорам судебная коллегия по административным делам
Иные судебные коллегии_ При необходимости Президентом по представлению Председателя ВХС, в хозяйственном суде могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Рассмотрим отдельные элементы структуры суда более детально.

Руководство работой хозяйственного суда области осуществляет его председатель, которого при отсутствии замещают его заместители. Статус этих лиц вполне обычен:

Председатель хозяйственного суда области (ст. 63) Заместители председателя (ст. 64)
Назначаются Президентом по совместному представлению Министра юстиции и председателя Высшего Хозяйственного Суда. Председатель и заместители назначаются из числа судей данного суда Срок полномочий всех этих должностных лиц - пять лет. Повторное назначение – без ограничений

Поскольку и председатель, и его заместители являются судьями данного суда, они наделены судебными полномочиями. Вот они:

  • формирует судебные составы соответствующего суда;
  • вносит Председателю Высшего Хозяйственного представления для назначения составов судебных коллегий;
  • вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий;
  • в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии и судебные составы;
  • председательствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают председательствующими судей соответствующих судебных коллегий;

Все остальные полномочия являются организационными – их как всегда дофига (в смысле – много…):

  • организует деятельность соответствующего суда;
  • руководит аппаратом суда;
  • распределяет обязанности между своими заместителями;
  • председательствует в судебных заседаниях, назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;
  • ходатайствует перед ВХС о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных правовых актов;
  • организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата соответствующего суда;
  • руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, ведению и анализу судебной статистики;
  • ведет личный прием граждан, организует работу соответствующего суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;
  • информирует Пленум ВХС;
  • представляет соответствующий суд в отношениях с иными субъектами;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
  • отчитываются перед Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь о работе возглавляемых ими судебных коллегий.
  • Заместители председателя хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда:
  • ведут личный прием граждан;
  • организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение и анализ судебной статистики;
  • организуют деятельность структурных подразделений аппарата соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

В случае отсутствия председателя хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда или при невозможности исполнения им своих обязанностей полномочия председателя суда осуществляет один из заместителей председателя в соответствии с распределением обязанностей.

Судебные коллегии хозяйственного суда области, как и в общих судах, являются элементами для специализированного рассмотрения дел. Их организация и деятельность почти полностью аналогичны судебным коллегиям областных судов общей юрисдикции.

Система судебных коллегий, однако, отлична от общих судов – такая система определяется компетенцией суда (его специализацией), а она у хозяйственных судов (ясный хрен!) совершенно иная, нежели у общих.

Виды судебных коллегий областных судов можно выделять в зависимости от их компетенции (см. схему в начале раздела), или в зависимости от инстанции, которой они являются – в этом случае система выглядит примерно так:

Судебные коллегии хозяйственных судов областей


Судебные коллегии первой инстанции Судебные коллегии последующих инстанций
1. по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции 2. судебная коллегия по банкротству 3. судебная коллегия по налоговым спорам 4. судебная коллегия по административным делам Ну, здесь все просто - такая коллегия в составе суда только одна: 1. апелляционная судебная коллегия

Все остальные черты судебных коллегий хозяйственных судов (кроме порядка формирования) не отличаются от коллегий судов общей юрисдикции (ст.65 – 66):

05.12.2013 Revera Consulting Group обращает внимание, что с 1 января 2014 года происходит объединение общих и хозяйственных судов в единую систему судов общей юрисдикции.
Начало объединению положено 29 ноября 2013 года подписанием Президентом Республики Беларусь пакета законодательных актов:
Декрет № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь»
Указ № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» и
Указ № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов».

I. Образуется система судов общей юрисдикции
Как было:
Существовало две системы судов — общие суды и хозяйственные суды, компетенция между судами разделялась в соответствии с установленной подведомственностью. Система общих судов возглавлялась Верховным судом Республики Беларусь, система хозяйственных судов — Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.
Как стало:
С 1 января 2014 года будет существовать единая система судов общей юрисдикции, которая объединит общие и хозяйственные суды, последние будут переименованы в экономические суды областей и г. Минска. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь (далее — ВХС) присоединяется к Верховному Суду Республики Беларусь.
Вся система судов общей юрисдикции возглавляется Верховным судом. В состав Верховного суда входит судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда.
За экономическими судами сохраняется компетенция хозяйственных судов; компетенция разделяется в рамках судов общей юрисдикции, согласно следующему принципу: споры между юридическими лицами и ИП, носящие хозяйственный (экономический) характер (ст. 39 ХПК). Экономические суды продолжают руководствоваться ХПК при рассмотрении подсудных им споров.

II. Изменяется наименование инстанций, рассматривающих экономические споры

Инстанция Как было Как стало
Первая инстанция Хозяйственные суды областей (города Минска) Экономические суды областей (города Минска)
Апелляционная инстанция Апелляционная инстанция соответствующего хозяйственного суда, вынесшего постановление по первой инстанции. Апелляционная инстанция экономического суда соответствующей области (города Минска)
Кассационная инстанция Кассационная коллегия ВХС Коллегия по экономическим спорам Верховного суда
Надзор:
Лица, имеющие право принесения протеста
Председатель ВХС либо его заместители;
Генеральный прокурор либо его заместители
Председатель Верховного Суда либо его заместители; Генеральный прокурор либо его заместители
Суд надзорной инстанции Президиум ВХС - в отношении постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций).
Пленум ВХС - отношении постановлений Президиума ВХС.
Президиум Верховного Суда - в отношении постановлений, принятых экономическими судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Пленум Верховного суда - в отношении постановлений Президиума Верховного суда.

III. Унификация системы органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных постановлений.
Как было:
Принудительное исполнение до 01 января 2014 года осуществляется службой судебных исполнителей, функционирующих в составе соответствующего хозяйственного суда. Заявление о возбуждении исполнительного производства подавалось в соответствующий хозяйственный суд по месту нахождения должника.
Действия (бездействие) судебного исполнителя обжалуются в суд, при котором состоит судебный исполнитель.
При принудительном исполнении исполнительного документа с должника взыскиваются (удерживаются) пять процентов от суммы, взысканной в пользу взыскателя.
Как стало:
С 01 января 2014 года создается единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений, в состав которой войдут исполнители общих и хозяйственных судов. Возглавит всю систему органов принудительного исполнения Министерство юстиции. Исполнение будет осуществляться соответствующими управлениями принудительного исполнения управлений юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета.
Исполнение постановлений экономических судов осуществляется по правилам, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством (ХПК, инструкцией по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утв. постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.11.2009 № 21 и др.)
Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в случаях, предусмотренных ХПК, будет осуществляться в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу) — Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции, а в случае несогласия с его решением — в суд по месту исполнения исполнительного документа.
С 01 января 2014 г. расширяются права судебных исполнителей. Так, например, исполнитель вправе обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.
При принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно постановлению судебного исполнителя с должника будет взыскиваться (удерживаться) 10% от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества.
При принудительном совершении действий по требованиям, носящим неимущественный характер, согласно постановлению судебного исполнителя взыскивается (удерживается) с должника — физического лица денежная сумма в размере 5 базовых величин по каждому исполнительному документу, а с должника — юридического лица — в размере 10 базовых величин по каждому исполнительному документу.

Комментарий:
Из принятого пакета актов, направленных на создание единой судебной системы, следует, что по сути, ВХС вошел в состав Верховного суда, а хозяйственные суды - переименованы в экономические суды с сохранением своих функций (организационно экономические суды пока будут располагаться там же, где сейчас хозяйственные суды).
С 01 января 2014 года следует обращать внимание на наименование суда (инстанции), в который подается процессуальный документ. Процессуальное же законодательство (в том числе и по делам об административных правонарушениях) продолжает действовать пока в неизменном виде. Принятие единого процессуального кодекса пока не ожидается.
Унифицирована также система судебного исполнения. Принятые акты пока наметили общую концепцию, более детально статус органов принудительного исполнения должен быть утвержден до 01 января 2014 года Советом Министров.
Таким образом, на сегодняшний день принятый пакет актов, направленный на объединение общих и хозяйственных судов, не несет глобальных изменений в части судопроизводства при рассмотрении споров между субъектами хозяйствования. В дальнейшем объединение судов, вероятно, приведет и к унификации как процессуального законодательства, так и судебной практики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: