Система органов судебной власти и порядок их формирования в странах снг

Обновлено: 28.11.2022

Становление суверенной государственности в союзных республиках после распада СССР неизбежно коснулось организации и порядка функционирования судебной власти в данных новых государствах Основы судебной системы, как правило, закрепляются в конституциях этих государств, которые посвящают специальные разделы и главы судебной системе (гл.

6 Конституции Республики Беларусь; гл. 5 Конституции Грузии; раздел VII Конституции Республики Казахстан; гл. 6 Конституции Кыргызской Республики и др.).

В соответствии с конституциями стран СНГ правосудие в них осуществляется конституционными судами, верховными судами общей юрисдикции, высшими арбитражными судами, а также местными судами и военными судами. Соответствующие главы в конституциях этих стран закрепляют общепризнанные принципы правосудия, на которых строится судебная система в каждой конкретной стране. Организационная структура судебной системы в

странах СНГ примерно одинакова. Однако в некоторых государствах она имеет существенные отличия.

Так, к органам судебной власти в Республике Армения отнесен Конституцией Совет правосудия, председателем которого является президент Республики, а его заместителями - министр юстиции и генеральный прокурор. Данный орган выполняет в основном функции, относящиеся к подбору и расстановке кадров, присвоению классных чинов судьям и работникам прокуратуры и т. д. (ст. 94, 95 Конституции). Помимо Конституционного суда судебную систему Республики Армения составляют суды первой инстанции, которые являются судами общей юрисдикции, апелляционные суды и Кассационный суд (ст. 92 Конституции). Имеются также особенности в структуре судебной системы Республики Молдова. Так, в соответствии с п. 1, 2 ст. 115 Конституции правосудие в Республике осуществляется Высшей судебной палатой, Апелляционной палатой, трибуналами и судами, а для отдельных категорий дел в соответствии с законом могут действовать специализированные суды.

Кроме того, по Конституции к судебной власти отнесен Высший совет магистратуры, который в соответствии со ст. 123 Конституции обеспечивает, согласно правилам судоустройства, назначения, перемещения, повышения судей и применение к ним дисциплинарных мер. Аналогичный орган примерно с такими же полномочиями есть и на Украине - Высший совет юстиции (ст. 131 Конституции). Все конституции стран СНГ запрещают создание чрезвычайных судов.

Конституционные положения о судебной системе развиваются и конкретизируются в текущем законодательстве каждой из стран СНГ: Закон Республики Беларусь № 3514-ХИ "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" 1995 года; Закон Республики Молдова "О судоустройстве" № 514 от б июля 1995 г.; Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О судах Республики Казахстан" от 20 октября 1995 г. № 2581, а также Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан" от 20 декабря 1995 г. № 2694 и др. Однако следует заметить, что судебные системы ряда государств СНГ в настоящее время находятся в начальной стадии реформирования. Там еще не приняты новые законодательные акты о судоустройстве.

Особое место в конституционном законодательстве стран СНГ уделяется правовому регулированию организации и деятельности органов конституционного контроля. Наименование органов конституционного контроля в странах Содружества в основном одинаково - это Конституционный суд. Исключение составляют такие страны, как Республика Казахстан и Туркменистан. В Ка-захстане органом конституционного контроля является Конституционный совет (раздел VI Конституции Республики Казахстан). В Туркменистане функции органа конституционного контроля выполняет, в соответствии с п. 8 ст. 67 Конституции Туркменистана,

Меджлис - Парламент Туркменистана. В указанной статье говорится: "К ведению Меджлиса относится: . 8. определение соответствия Конституции и законам нормативных актов органов государственной власти и управления".

Порядок формирования, структура и порядок деятельности конституционных судов в странах СНГ, в зависимости от государства, могут в значительной степени отличаться.

Однако в большинстве государств СНГ эти судебные органы формируются парламентом по представлению президента. Так, например, в Азербайджанской Республике члены Конституционного суда назначаются Мили Меджлисом по представлению президента (ст. 152 Конституции); в Республике Армения из 9 членов Конституционного суда четверых назначает президент, а пять членов - Национальное Собрание (ст. 99 Конституции); по Конституции Республики Беларусь председатель и пять членов Конституционного суда назначаются президентом и шесть судей - Сенатом (ст. 116 Конституции); в Грузии трех членов Конституционного суда назначает президент, трех избирает Парламент и трех назначает Верховный суд (п. 2 ст. 88 Конституции); в Республике Казахстан два члена Конституционного совета назначаются президентом, два -Председателем Сената и два - Председателем Мажилиса, президентом также назначается председатель Конституционного совета (п. 3 ст. 71 Конституции); в Кыргызской Республике судей Конституционного суда избирают Законодательное собрание и Собрание народных представителей и т. д.

Как правило, органы конституционного контроля в странах СНГ осуществляют свои контрольные полномочия по проверке конституционности нормативно-правовых актов по запросам граждан (Конституция Грузии, ст. 89), организаций и госу-дарственных органов (Конституция Республики Армения, ст. 101; Конституция Республики Беларусь, ст. 116; Конституция Азербайджанской Республики, ст. 152 и др.). Вместе с тем в некоторых государствах, таких, как Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, конституционные суды этих государств самостоятельно по собственной инициативе осуществляют надзор за конституционностью нормативно-правовых актов.

Законодательство ряда государств СНГ устанавливает для кандидатур на должность члена конституционного суда специальный возрастной ценз. Как правило, 35 лет нижний и 65-75 лет верхний предельный возраст. Однако в Азербайджанской Республике Конституция не устанавливает специального возрастного ценза для судей Конституционного суда и на них распространяется общий для всех судей возрастной ценз - не моложе 25 лет (ст.

Срок полномочий судей и членов конституционного суда, в зависимости от страны, колеблется от 5 до 15 лет. В некоторых государствах СНГ, как, например, в Армении, судья и член Конституционного суда несменяемы и занимают свою должность до

достижения 65 лет (судья) и 70 лет (член Конституционного суда) — ст. 96 Конституции. В отдельных странах СНГ экс-президенты автоматически становятся пожизненными членами органа конститу-ционного надзора (например, п. 1 ст. 71 Конституции Республики Казахстан). Члены конституционного суда обладают неприкосно-венностью на весь срок своих полномочий.

В государствах СНГ применяется в основном последующий конституционный контроль. Однако относительно международных договоров в большинстве стран осуществляется предварительный конституционный контроль. Так, в соответствии с п. 2 ст. 100 Конституции Республики Армения Конституционный суд устанавливает соответствие Конституции международных договоров до их ратификации. Предварительный конституционный контроль осуществляется в Республике Казахстан. Согласно подп. 2 и 3 п. 1 ст. 72 Конституции Республики Казахстан Конституционный совет рассматривает до подписания президентом принятые Парламентом законы, а также рассматривает до ратификации международные договоры на соответствие их Конституции.

К основным полномочиям органа конституционного надзора в странах СНГ относятся: решение вопроса о соответствии конституции законов и других нормативных актов, а также международных договоров; официальное толкование норм конституции; решение вопроса о правильности проведения выборов президента; дача заключения по вопросу об отрешении президента от должности; принятие решения о конституционности правоприменительной практики, которая затрагивает конституционные права граждан; рассмотрение споров по разграничению компетенции между государственными органами и др.

Назначение и полномочия верховных судов, высших арбитражных судов в странах СНГ во многом схожи. Как правило, в конституциях и законодательных актах о судебной системе этих государств закреплено, что верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, отнесенным к ведению судов общей юрисдикции, осуществляет надзор за работой нижестоящих судов общей юрисдикции, а также дает разъяснения по практике деятельности этих судов.

К компетенции высших арбитражных судов национальное законодательство в странах СНГ относит разрешение споров между хозяйствующими субъектами (например, ст.

Структура прокуратуры и ее функции в своей основе одинаковы во всех странах СНГ. Конституции предписывают органам прокурорского надзора следить за точным и единообразным исполнением законов и других нормативно-правовых актов государственными органами и должностными лицами, органами местного самоуправления и местными исполнительными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями и гражданами. Во всех упомянутых странах это

централизованная система органов прокуратуры, возглавляемая генеральным прокурором.

Генеральный прокурор назначается, как правило, главой государства с согласия парламента или одной из его палат. В ряде конституций стран СНГ срок полномочий генерального прокурора не оговаривается, а в остальных странах срок полномочий прокурора равняется 5 годам.

В переходный, постсоциалистический период в странах СНГ-бывших союзных республиках - в той или иной мере осуществляются судебно-правовые реформы. Они являются составной частью общего реформаторского процесса, с помощью которого формируется правовая государственность, обеспечивается социальный прогресс.

Раньше, чем в других суверенных государствах (24 октября 1991 г.), была принята Концепция судебной реформы в Российской Федерации. В целях успешного проведения реформы Указом Президента Российской Федерации осенью 1994 г. был образован Совет по судебной реформе при Президенте, куда вошли руководители высших судов, правоохранительных органов и видные ученые-юристы. 14 октября 1997 г. в целях улучшения

взаимодействия Президента с федеральными органами судебной власти и органами судейского сообщества Совет был преобразован в Совет по вопросам совершенствования правосудия. Являясь консультативным органом при Президенте, он призван содействовать выработке согласованной позиции федеральных органов государственной власти по основным вопросам судебной реформы, совершенствованию взаимодействия Президента с федеральными органами судебной власти и органами судейского сообщества, обеспечивать оперативное информирование главы государства о состоянии, проблемах и перспективах развития судебной системы в Российской Федерации.

Основополагающим правовым актом по обновлению российского судоустройства является Конституция Российской Федерации 1993 г. Анализ конституционных основ судебной власти в России показывает, что в основном они совпадают с руководящими началами, закрепленными в Конституции Республики Беларусь. И те, и другие отражают общепризнанные принципы и нормы международного права, зафиксированные во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Вместе с тем Конституция Российской Федерации закрепила те начала судоустройства, которые не нашли отражения в Основном Законе нашей страны, а именно: судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного законодательства; несменяемость и неприкосновенность судей; осуществление правосудия с участием присяжных заседателей; финансирование судов из федерального бюджета.

В отличие от Конституции Республики Беларусь в Основном Законе РФ сформулированы требования к кандидатам в судьи, определены место, полномочия и порядок формирования не только Конституционного, но и Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации. Всем этим высшим органам судебной власти принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения.

Таким образом, нужно признать, что в Конституции России по сравнению с Конституцией Республики Беларусь основы организации судебной власти и ее осуществления регулируются более полно и последовательно.

31 декабря 1996 г. Президентом Российской Федерации был подписан и начал действовать с 1 января 1997 г. федеральный конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» - базовый закон для всего российского судоустройства. Этим законодательным актом закрепляется единство судебной системы Российской Федерации и указываются гарантии, его обеспечивающие:

1. Установление судебной системы Российской Федерации

Конституцией и федеральным конституционным законом;

2. Соблюдение всеми судами установленных федеральным законом правил судопроизводства;

3. Применение всеми судами Конституции,федеральных

конституционных законов, федеральных законов, общепризнан ных принципов и норм международного прав а и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

4. Признание обязательности исполнения на всей территории государства судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5. Законодательное закрепление единства статуса судей;

6. Финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

К федеральным судам относятся:

1. Конституционный Суд Российской Федерации;

2. Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, которые считаются судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Высший орган судейского сообщества -Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

Органами судейского сообщества Российской Федерации являются также:

• собрания судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного

• съезды (конференции) судей республик в составе Российской

Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных судов и арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) - избираемые ими Советы судей.

Полномочия органов судейского сообщества:

• обсуждение вопросов судебной практики и совершенствования

• общественная экспертиза проектов законов и других норма

тивных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

• рассмотрение актуальных проблем работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, правового и

социального положения судей;

• представление интересов судей в государственных органах и

общественных объединениях, избраниесоотв етствую щих квалификационных коллегий судей и т.д. В соответствии со ст. 1 Закона « О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Основные направления (функции) прокурорской деятельности:

1.Надзор за исполнением законов федеральными министерствами

и ведомствами, представительными (законодательными) и

исполнительными органами субъектов Российской Федерации,

органами местного самоуправления, органами военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законом издаваемых ими правовых актов;

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеперечисленными органами и должностными лицами,органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющими наказание и применяющими назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

5. Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством

6. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами и опротестовывают их решения, принимают участие в правотворческой деятельности.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют: Генеральная прокуратура Российской Федерации; прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры; научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами; прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Органы предварительного расследования в РФ — это система специально уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления и виновности лица его совершившего. К органам предварительного расследования относятся органы дознания и предварительного следствия.

Систему органов дознания образуют: милиция; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений; органы федеральной службы безопасности; начальники исправительных учреждений, следственных

изоляторов; органы государственного пожарного надзора; органы пограничной службы; капитаны морских судов дальнего плавания, начальники зимовок; федеральные органы налоговой полиции; таможенные органы.

Предварительное следствие по уголовным делам осуществляют следователи прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной налоговой полицией. Во всех этих ведомствах функционируют специализированные структурные подразделения, следственные аппараты, следственные части.

Адвокатура в Российской Федерации - самоуправляющаяся организация юристов-профессионалов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям, содействующая охране их прав и законных интересов.

Правовые основы организации и деятельности российской адвокатуры закреплены в Конституции и Положении об адвокатуре РСФСР 1980 г.

Нотариат в Российской Федерации - это система государственных органов, должностных лиц и граждан, которые от имени РФ уполномочены законом на совершение нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. Организация и деятельность нотариата регулируются Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, принятыми 11 февраля 1993 г.

Как и в России, на Украине в 1992 г. была принята Концепция судебной реформы, однако изменения в законодательстве, принятые в конце 80-х - начале 90-х годов, были направлены на частичное совершенствование системы юстиции, способствовали усилению гарантии охраны прав и законных интересов личности. Процесс реформирования правовой системы особенно активизировался после принятия новой Конституции.

Конституция Украины содержит самостоятельные разделы, посвященные правосудию прокуратуре и Конституционному Суду, которые отличаются достаточно детальной регламентацией вопросов судоустройства и прокурорского надзора.

Не перечисляя все виды судов, действующих в стране, Конституция указывает, что правосудие осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции. Конституционный Суд Украины действует отдельно как гарант Конституции, точного соблюдения и реализации всех ее положений.

Система судов общей юрисдикции на Украине строится по принципам территориальности и специализации. Судебную систему общей юрисдикции образуют Верховный Суд Украины, Верховный Суд Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские суды, межрайонные (окружные) и районные (городские) суды. В систему общих судов входят и военные суды.

К специализированным судам относятся: Высший Арбитражный Суд Украины, арбитражный суд Республики Крым, арбитражные областные,

Киевский и Севастопольский арбитражные городские суды. Предполагается создание местных, апелляционных, специализированных и иных судов, что должно найти отражение в новом законе о судоустройстве Украины.

При изучении данной темы студентам следует исходить из следующих установок. Судебную систему Молдовы возглавляет Высшая судебная палата, следующий уровень – апелляционная палата, далее – трибуналы второй инстанции, суды первой инстанции. Также действуют военные суды, экономические суды. Вопросы судейского самоуправления отнесены к компетенции Высшего совета магистратуры. Функционирует Конституционный суд.

Судебную систему Украины возглавляет Верховный суд, следующий уровень – Высший уголовный, гражданский, коммерческий, военный суд, высший суд по интеллектуальной собственности. Вопросы судейского самоуправления входят в компетенцию Высшего совета юстиции.

Судебная система Казахстана состоит из Верховного суда, областных и районных судов. Кроме того, действуют Военный суд республики и военные суды войсковых соединений. По своему статусу Высший судебный совет является консультативным органом при главе государства. Судейское самоуправление в некотором роде существует лишь в качестве Квалификационной коллегии юстиции, представляющей кандидатуры на судейские должности в районные суды.

В названных странах также существует практика первоначального назначения судей на непродолжительные сроки с возможностью последующего назначения на постоянной основе.

При изучении этой темы студентам следует контролировать свои знания, отвечая на следующие вопросы и выполняя предлагаемые задания:

1. Какие принципы предусматривает Конституция Республики Молдова в области осуществления правосудия?

2. Сколько уровней насчитывает судебная система Республики Молдова?

3. Какова структура Высшей судебной палаты Молдовы?

4. Назовите основные функции Высшей судебной палаты Молдовы.

5. Какими полномочиями обладают Апелляционная палата и трибуналы второй инстанции в Молдове?

6. Охарактеризуйте структуру и компетенцию специализированных судов в Республике Молдова.

7. Назовите основные принципы украинского правосудия.

8. Какова структура судебной системы Украинской Республики?

9. Каков статус судей в Украине? В чём состоит порядок назначения судей в Украине?

10. Охарактеризуйте статус и компетенцию Высшего совета юстиции Украины.

11. Какие должностные лица входят в Высший совет юстиции Украины помимо его членов?

12. Какова роль Конституции Республики Казахстан в регулировании судебной власти?

13. Как Конституция Казахстана определяет задачи Верховного суда Республики?

14. Каковы состав и компетенция Высшего судебного совета Республики Казахстан?

15. Назовите основные полномочия Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан.

16. Охарактеризуйте статус судей в Казахстане.

17. Является ли на Ваш взгляд порядок организации и деятельности судебной системы в Казахстане более демократичным, чем в Российской Федерации? Обоснуйте свое мнение.

Минасян Норайр Гариевич, аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В представленной статье автор проанализировал порядок формирования органов конституционной юстиции в странах - участниках СНГ. В процессе исследования выявлены особенности порядка назначения судей конституционных судов различными ветвями государственной власти.

Ключевые слова: конституционные суды, организация, формирование, судебная власть, судебные органы, способы формирования, избрание, назначение, страны СНГ.

Peculiarities of formation of constitutional courts in the member states of the Commonwealth of Independent States

The author of this article has analyzed the order offormation of constitution justice bodies in the member states of the CIS. In the process of his study, the author also revealed the order of appointment of constitutional judges by different branches of the government.

Key words: constitutional courts, organization, formation, judicial authority, judicial bodies, types of formation, election, appointment, CIS countries.

Интерес к порядку формирования конституционных судов стран СНГ вполне закономерен, поскольку в отношении порядка формирования органов конституционного правосудия наблюдается значительная дифференциация в законодательстве зарубежных государств. Так, для западноевропейских стран с прочными либерально-демократическими традициями характерен способ формирования, в котором участвуют все три ветви власти. Для центральной и восточной Европы со смешанной формой правления и сильной президентской властью характерен способ формирования конституционных судов, в котором участвует одна ветвь власти (как правило, исполнительная) или она играет доминирующую роль. В соответствии с европейской концепцией конституционного правосудия более устойчивое равновесие, баланс властей по отношению к процессу формирования органа судебного конституционного контроля обеспечивает способ формирования конституционного суда, в котором участвуют на паритетных началах все три ветви власти. Как подчеркивает судья Конституционного Суда РФ Н.В. Витрук, формирование конституционных судов в равных пропорциях тремя ветвями власти (главой государства, парламентом и высшими судебными инстанциями и/или судейским сообществом) в наибольшей степени обеспечивает сбалансированность их состава, и представляет положительную тенденцию в постсоветских странах . В связи с этим возникает закономерный вопрос, каковы же тенденции формирования конституционных судов в странах СНГ.

В формировании конституционных судов стран СНГ и Конституционного Совета Казахстана участвует несколько ветвей власти, которые представлены соответствующими государственными органами или должностными лицами, но формы такого участия различны. В ряде государств - членов СНГ судьи конституционного суда назначаются или избираются парламентом по представлению президента (Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Россия). Однако эта процедура происходит по-разному: как в однопалатных, так и в двухпалатных парламентах.

См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие. М., 1998. С. 102.

В-первую очередь хотелось бы обозначить особенности формирования конституционных судов в странах с двухпалатными парламентами (в Беларуси, Казахстане, Таджикистане, России и Узбекистане).

В Республике Беларусь шесть судей Конституционного суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики - одной из палат Парламента - Национального Собрания (ст. 116 Конституции Республики Беларусь 1996 г.) . В Республике Беларусь установлена "смешанная" процедура назначения руководителей Конституционного суда: Председателя Конституционного суда Беларусь назначает президент с согласия Совета Республики (п. 8 ст. 84 Конституции Республики Беларусь), а заместитель председателя избирается Конституционным судом из своего состава по предложению председателя Конституционного суда (ст. 13 Закона от 30 марта 1994 N 2914-XII "О Конституционном Суде Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями на 15 июня 2009 г.) . Таким образом, в Республике Беларусь в формировании Конституционного суда участвуют президент и орган законодательной власти.

См.: Советская Белоруссия. 1996. 27 ноября.
См.: Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. N 5. Ст. 220; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. N 148.-2/1578.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 г. , со ст. 3 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 г. N 2737 "О Конституционном Совете Республики Казахстан" в настоящее время в состав Конституционного Совета входит 7 человек: Председатель и 6 членов. Председатель и два члена Совета назначены Президентом Республики, два Председателем Сената (верхней палаты Парламента Республики) и два Председателем Мажилиса (нижней палаты Парламента).

См.: Конституционное правосудие. 2001. N 2 (12).
См.: Казахстанская правда. 1996. 9 января.

Согласно ст. ст. 56, 69 Конституции Таджикистана к полномочиям Маджлиси мили (верхней палаты парламента) относятся избрание и отзыв Председателя, его заместителей и судей Конституционного суда по представлению Президента. В Конституционном законе от 3 ноября 1995 г. N 84 "О Конституционном суде Республики Таджикистан" (ст. 6) закреплено также, что Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного суда Республики Таджикистан избираются Маджлиси мили Маджлиси Оли Республика Таджикистан по представлению Президента Республики Таджикистан в индивидуальном порядке. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Маджлиси милли.

См.: Конституция Республики Таджикистан 1994 г. (глава 8). Душанбе, Ирфон. 1994.
См.: Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1995. N 21. Ст. 223.

Согласно подп. "е" ст. 83, подп. "ж" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ 1993 г. назначение на должность судей Конституционного Суда РФ относится к ведению одной из палат - Совета Федерации по представлению Президента РФ. По поручению Президента РФ представлять кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ вправе полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, а предложения о кандидатурах могут вноситься Президенту России членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами и учебными заведениями (ст. 9 ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" ).

См.: СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

В Республике Узбекистан избрание Конституционного Суда Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан относится к исключительным полномочиям Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан - верхней палаты парламента (п. 2 ст. 80 Конституции Республики Узбекистан) . Президент Республики Узбекистан представляет Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры на должности Председателя и судей Конституционного суда (п. 13 ст. 93 Конституции Республики Узбекистан). Порядок формирования Конституционного суда Узбекистана также закреплен в ст. 2 Закона от 30 августа 1995 г. N 103-I "О Конституционном суде Республики Узбекистан" : каждый судья Конституционного суда избирается в индивидуальном порядке. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Сената Олий Мажлиса. Кроме того, в Узбекистане Президент, ушедший в отставку по истечении срока своих полномочий, согласно ст. 97 Конституции Республики Узбекистан занимает пожизненно должность члена Конституционного Суда Республики Узбекистан. В Таджикистане и Узбекистане инициатором предложений о кандидатурах судей Конституционного суда могут быть и органы государственной власти автономных образований, поскольку представители Горно-Бадахшанской автономной области и Республики Каракалпакстан назначаются в состав Конституционного суда каждого из указанных государств .

Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. 1993. N 1. Ст. 4; 1994. N 1. Ст. 5.
См.: Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1995. N 9. Ст. 178; 2003. N 1. ст. 8; N 9 10. Ст. 149.
См.: ст. 7 Конституционного закона Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 г. "О Горно-Бадахшанской автономной области" // Ведомости Маджилиси Оли Республики Таджикистан. 1995. N 21. Ст. 247.

Отдельно хотелось бы обозначить особенности формирования конституционных судов в государствах с однопалатными парламентами (в Азербайджане, Армении, Грузии , Молдове и Украине).

Согласно ст. 95 Конституции Азербайджанской Республики к ведению Милли Меджлиса Азербайджанской Республики (органа законодательной власти Азербайджанской Республики) относится решение следующих вопросов: назначение судей Конституционного Суда Азербайджанской Республики по представлению Президента Азербайджанской Республики.

См.: Бакинский рабочий. 1995. 5 декабря.

По мнению М.А. Митюкова, А.М. Барнанова , с 1994 г. в некоторых государствах СНГ (Армения, Грузия, Молдова, Украина) наблюдается приближение к "паритетному" способу формирования конституционного суда различными ветвями власти.

См.: Митюков М.А., Барнанов А.М. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование). Томск, 1999. С. 95.

В Армении пять судей Конституционного суда Армении назначаются Национальным Собранием (п. 1 ст. 83 Конституции Республика Армения) , а четыре - Президентом Армении (подп. 10 ст. 55 Конституции Республика Армения). Национальное Собрание в тридцатидневный срок после образования вакансии Председателя Конституционного суда назначает по предложению Председателя Национального Собрания Председателя Конституционного суда из состава Конституционного суда. Президент Армении обладает полномочиями, в случае не назначения Национальным Собранием Председателя Конституционного суда в тридцатидневный срок назначать Председателя Конституционного суда из состава Конституционного суда (п. 2 ст. 83 Конституции Республики Армения).

См.: Республика Армения. 1995.

В соответствии с Законом Грузии от 21 марта 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Грузии "О конституционном суде Грузии" , трех судей назначает Президент, трех - Верховный суд и трех - избирает Парламент. В Грузии установлен особый порядок избрания председателя Конституционного Суда Грузии: судьи избирают Председателя из своего состава по согласованному предложению Президента, Председателя Парламента и Председателя Верховного Суда, а заместителей Председателя - по предложению Председателя Конституционного суда.

См.: Ведомости Парламента Грузии. 1996. N 5 - 6.

В Молдове согласно ст. 6 Закона от 13 декабря 1994 г. N r. 317-XIII "О Конституционном суде" двое судей назначаются Парламентом, двое - Президентом Республики Молдова и двое - Высшим советом магистратуры. В связи с тем, что "система судебных инстанций находилась в стадии становления, а Высший совет магистратуры еще не был образован, в соответствии с Конституцией в первый состав Конституционного суда судьи от Высшего совета магистратуры были избраны тайным голосованием общим собранием судей Республики Молдова 7 февраля 1995 года" .

См.: Мониторул Офичиал ал Р. Молдова от 7 февраля 1995 г. N 8/86.
См.: Барбалат П.А. Конституционный суд Республики Молдова // Конституционное правосудие. 1998. N 2.

Конституцией Украины 1996 г. предусмотрено, что Президент, Верховная рада и Съезд судей Украины назначают по 6 (шесть) судей Конституционного суда (ст. 148). Из конституционно-правовых норм следует, что Конституционный суд Украины формируется тремя ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых назначает по 6 судей. По мнению Председателя Конституционного суда Украины В. Скомороха, такой порядок назначения не только соответствует принципу разделения властей, но и обеспечивает равенство всех ее ветвей при формировании состава судей .

См.: Ведомости Верховной Рады Украины. 1996. N 30. Ст. 141.
См.: Скомороха В. Окремi питання подiлу влади, визначення державноi' та судовоi' влади, незалежност судовоi' влади // ВКС Украi'ньi'. 2000. N 1. С. 66.

Справедливо замечание К.А. Половченко о том, что порядок назначения судей Конституционного суда Украины каждой ветвью власти имеет свои особенности . Согласно ст. 6 Закона "О Конституционном суде Украины" Президент Украины, назначая судей Конституционного суда, обязан проконсультироваться с Премьер-министром и Министром юстиции относительно выдвигаемых кандидатур. Следовательно, для придания юридической силы Указу Президента Украины о назначении лица на должность судьи Конституционного суда необходимо, чтобы его скрепили своими подписями премьер-министр и министр юстиции. Профессор С. Лысенков считает, что "Премьер-министр выступает как руководитель органа, являющегося в соответствии с ч. 1 ст. 113 Конституции Украины высшим органом в системе органов исполнительной власти, поэтому и обязан играть существенную роль в формировании Конституционного суда. Требование обязательного участия Министра юстиции Украины в формировании Конституционного суда обусловлено его большим опытом работы как профессионального юриста, знаниями профессиональных, деловых качеств вероятных претендентов на судейскую должность, что должно помочь президенту Украины остановить свой выбор на достойной и соответствующе подготовленной кандидатуре" . Из этого следует вывод, что Президент может назначить судью Конституционного суда только при наличии согласия Премьер-министра Украины и Министра юстиции Украины.

См.: Половченко К.А. Конституционная юстиция в России и в Украине (сравнительно-правовой анализ): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. С. 62.
См.: Ведомости Верховной Рады Украины. 1996. N 30. Ст. 141.
См.: Лысенков С. Закон "Про Конституцiйний Суд Украi'ни". Популярний коментар. Киев, 1998. С. 13.

Однако эта норма не вполне логична, т.к. президент Украины, в соответствии с п. 9 ст. 106 Конституции Украины, с согласия Верховной Рады назначает премьер-министра и принимает решение об его отставке самостоятельно. В соответствии с п. 10 ст. 106 Конституции Украины Президент назначает по представлению премьер-министра Украины и Министра юстиции. Это существенным образом ослабляет позиции премьер-министра Украины и министра юстиции Украины, в том числе и по вопросу назначения Президентом Украины судей Конституционного суда Украины. Так, если назначенный Президентом Украины судья Конституционного суда прекращает досрочно свои полномочия, то президент обязан в месячный срок, с соблюдением указанных в ст. 6 Закона "О Конституционном суде Украины" условий, назначить на эту должность другое лицо.

См.: Ведомости Верховной Рады Украины. 1996. N 30. Ст. 141.

Статья 7 Закона "О Конституционном суде Украины" устанавливает порядок назначения шести судей Конституционного суда Украины Верховной Радой Украины. Эта процедура состоит из двух стадий: 1) внесение предложений относительно кандидатур на должность судей; 2) собственно назначение на эти должности. Правом внесения кандидатур на должность судей Конституционного суда Украины обладают: во-первых, Председатель Верховной Рады Украины; во-вторых, группа народных депутатов Украины, которые насчитывают не менее 1/4 от конституционного состава Верховной Рады (т.е. не менее 113 народных депутатов).

От третьей - судебной ветви власти право на назначение шести судей Конституционного Суда согласно ст. 8 Закона "О Конституционном суде Украины" предоставлено съезду судей Украины. Если назначенный съездом судей судья Конституционного Суда Украины досрочно прекращает свои полномочия, то новый съезд судей обязан в трехмесячный срок назначить на освободившуюся должность иное лицо.

Таким образом, при формировании конституционных судов стран СНГ можно выявить следующие особенности: 1) в государствах СНГ с однопалатными парламентами (Азербайджан, Армения) - это законодательный орган власти и Президент государства, в государствах с двухпалатными парламентами (Беларусь, Россия, Таджикистан, Узбекистан) - обычно это верхняя палата парламента и Президент, хотя могут участвовать и обе палаты парламента как при формировании Конституционного Совета в Казахстане; 2) в ряде государств СНГ в формировании конституционных судов участвуют три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - Молдова, Грузия, Украина.

Библиографический список

  1. Барбалат П.А. Конституционный суд Республики Молдова // Конституционное правосудие. 1998. N 2.
  2. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. М., 1998.
  3. Лысенков С. Закон "Про Конституцiйний Суд Украi'ни". Популярний коментар. Киев, 1998.
  4. Митюков М.А., Барнанов А.М. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование). Томск, 1999.
  5. Половченко К.А. Конституционная юстиция в России и в Украине (сравнительно-правовой анализ): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003.
  6. Скомороха В. Окремi питання подiлу влади, визначення державноi' та судовоi влади, незалежностi судовоi влади // ВКС Украi'ньi'. N 1. 2000.

References (transliteration)

  1. Barbalat P.A. Konstitutsionnyy sud Respubliki Moldova // Konstitutsionnoe pravosudie. 1998. N 2.
  2. Vitruk N.V. Konstitutsionnoe pravosudie. M., 1998.
  3. Lysenkov S. Zakon "Pro Konstitutsiyniy Sud Ukrai'ni". Populyarniy komentar. K., 1998.
  4. Mityukov M.A., Barnanov A.M. Ocherki konstitutsionnogo pravosudiya (sravnitel'no-pravovoe issledovanie). Tomsk, 1999.
  5. Polovchenko K.A. Konstitutsionnoaya yustitsiya v Rossii i v Ukraine (sravnitel'no-pravovoy analiz): Dis. . kand. yurid. nauk. M., 2003.
  6. Skomorokha V. Okremi pitannya podilu vladi, viznachennya derzhavnoi ta sudovoi' vladi, nezalezhnosti sudovoi' vladi // VKS Ukrai'n'i. N 1. 2000.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Чернов А.Е., начальник Ревизионно-инспекторского отдела Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Статья посвящена принципам осуществления правосудия в странах СНГ.

Ключевые слова: Содружество Независимых Государств, правосудие.

The article is devoted to the principles of justice in the countries of the CIS.

Огромную роль в механизме государственной власти играет судебная система и ее органы. Практически с древнейших времен и до наших дней вопросы судебной власти всегда занимали видное место в научных исследованиях и публикациях. Помимо многочисленных вопросов, которые касаются места и роли судов в государственно-правовом устройстве, в разных странах и в разные эпохи возникал вопрос о характере и видах деятельности судов, о юридической природе принимаемых ими решений. Данные вопросы в определенной мере отражались в отечественной и зарубежной юридической литературе, но, несмотря на значительное внимание и большие усилия, которые предпринимались исследователями разных стран, многие уже существовавшие и вновь возникшие вопросы функционирования и развития судебной системы остаются нерешенными.

Не секрет, что сильная и независимая судебная власть является гарантом прав каждого человека и неотъемлемым элементом правового государства. На международном уровне развитие судебной системы отражено путем сравнительного исследования на примере разных стран, в которых отражается действие государственного механизма на органы судебной власти. На наш взгляд, это не всегда демократический путь, необходимый для развития государства и его органов.

Так, судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей и осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением: защиту прав, свобод и законные интересы граждан и организаций, обеспечение исполнения конституции, законов иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики .

Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 г. N 132-II "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.02.2012) // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2000. N 23. Ст. 410.

Также не менее важно отметить, что в соответствии с данным Законом запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам.

Представляется, что реализация правовых норм в любом государстве связана с немалыми трудностями, и это подтверждает международная судебная практика. Такое положение вполне объяснимо, так как необходимо учитывать сложность и многогранность такого явления и понятия, как "судебная власть", которая характеризуется как особыми свойствами организации судебной системы, так и общими принципами деятельности судов всех уровней.

Вторая половина XX столетия совпала с кардинальными переменами на мировой арене. Межгосударственные границы практически во всех сферах стали более прозрачными, отразившись и в сфере судебной системы. Таким образом, право на обращение в судебные органы стало неотъемлемой частью конституционно-правового статуса человека и гражданина любого развитого демократического правового государства, в том числе в государствах - членах СНГ и странах Балтии.

В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций. Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства. В свою очередь, принципы осуществления правосудия являются основной законодательной платформой деятельности суда, поскольку имеют общий характер, направленный на выработку законности и справедливости в процессуальной сфере.

Полагаем, развитие судебной системы должно отражаться с учетом специфических условий каждого конкретного государства, с учетом реалий современности. Так, современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

Правосудие в странах СНГ осуществляется только судом, при этом создание особых чрезвычайных, специальных судов не допускается. Деятельность судов основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельности органов, осуществляющих эти функции.

Статус судов и судей в зарубежных странах определяется конституциями или специальными законами. Практически в каждой из конституций стран СНГ имеется глава, посвященная судебной системе. Так, глава 6 Конституции Беларуси - "Суд" раздела VI "Президент, Парламент, Правительство, Суд"; глава 5 Конституции Грузии - "Судебная власть"; раздел VII Конституции Казахстана и глава 6 Конституции Кыргызстана - "Суды и правосудие"; раздел VIII Конституции Украины - "Правосудие"; раздел VI Конституции Туркменистана - "Судебная власть"; глава 22 Конституции Узбекистана "Судебная власть Республики Узбекистан" и др.

Конституциями стран СНГ предусматривается раздельное функционирование всех ветвей судебной системы: общих, арбитражных (в Казахстане функции арбитражных судов возложены на общие суды) и конституционных судов. Так, согласно ст. 107 Конституции Узбекистана судебная власть состоит из Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов Республики .

Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2008. N 52. Ст. 510.

Многие принципы осуществления правосудия, установленные конституциями стран СНГ, являются общими для всех судов и судей в каждом из государств СНГ. Несомненно, конституционные принципы организации и деятельности судебной власти служат гарантией независимости судов.

Принцип независимости, безусловно, является отправным, определяющим положение суда в современном государстве. Рассматриваемый принцип приобретает особое значение, так как именно в нем концентрируется, применительно к исследуемой сфере, организация всей судебной системы. Существенной гарантией независимости является также наличие демократической процедуры формирования судейского корпуса, освобождающей судей от давления и зависимости от других ветвей власти.

Принцип независимости судебной власти (хотя и в различных формах) закреплен в конституциях большинства государств, возникших на территории бывшего СССР (ст. 110 Конституции Республики Беларусь, ст. 101 Конституции Казахстана) .

Конституционное право Республики Беларусь: Курс лекций / Сост. С.М. Сивец. Мн.: БГУ, 2001.

По общему правилу суды стоят на страже прав и свобод человека, гарантируют защиту его прав и свобод от произвола чиновников и преступных посягательств. Таким образом, права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Сегодня обвиняемому гарантируется право на защиту и профессиональную юридическую помощь. Гражданам ни при каких обстоятельствах не может быть отказано в судебной защите. Это право является абсолютным правом человека на любой стадии судебного процесса.

Основу функционирования судов составляют как общие, так и специальные принципы правосудия. Они определяют не только собственно организацию, устройство судебных органов - порядок формирования судейского корпуса, правовой статус судей, структуру и полномочия судов, но и организацию самого процесса осуществления правосудия.

Конституции государств СНГ устанавливают равноправие сторон и гласность судопроизводства. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, установленных законом. Судопроизводство во всех странах СНГ ведется на государственном языке. В Узбекистане, например, дела в судах слушаются на узбекском, каракалпакском или языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступления в суде на родном языке.

Правосудие в Республике Беларусь строится на демократических принципах, которые отражают сущность, задачи судебной системы и устройство правового государства.

В Конституции Республики предусмотрен полный перечень демократических принципов и правил осуществления правосудия. Согласно его положениям основными принципами являются: осуществление правосудия только судом и в соответствии с законом; соблюдение прав граждан на судебную защиту и равенство граждан перед судом и законом; независимость судей и подчинение их только закону; коллегиальность рассмотрения дел и единоличное осуществление правосудия; открытое разбирательство дел во всех судах; равенство сторон и состязательность процесса; презумпция невиновности; всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела .

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Мн.: Амалфея, 2007.

Таким образом, важнейшая цель, сформированная в законодательстве зарубежных стран, - это осуществление независимой судебной власти в соответствии с нормативно-правовой регламентацией устройства и функционирования судебных органов.

Как нам представляется, современное развитие национальных судебно-гражданских юрисдикций и отраслевого законодательства стран СНГ должно в большей мере определяться конвенционным правом, деятельностью международных специализированных учреждений по правам человека и практикой международных судов.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что принцип осуществления правосудия только судом - важнейшая гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: