С какой целью создаются постоянные судебные присутствия в арбитражных судах

Обновлено: 06.02.2023

В районном центре «Сосновка» Архангельской об- ласти обанкротилось местное предприятие по производству картона. Это был уже не первый случай, который требовал своего разрешения в арбитражном суде. До областного арбитражного суда нужно ехать более 100 км. Тогда администрация района, чтобы приблизить правосудие к населению, создаёт постоянное судебное присутствие из числа юристов районной администрации для разрешения все споров и дел, вытекающих из предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих на территории райцентра «Сосновка».

Каково предназначение постоянного судебного присутствия?

Определите правильность действий районной администрации.

Действия администрации неправомерны.

Закон допускает также создание судебных присутствий арбитражных судов первой инстанции, т.е. обособленных подразделений соответствующего арбитражного суда вне места постоянного пребывания этого суда для осуществления его полномочий. Они могут быть образованы федеральным законом для целей приближения правосудия к месту нахождения участников процесса, проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Таким образом, местная администрация такими полномочиями не наделена. На федеральном уровне должен быть принят соответствующий федеральный закон.

Здравствуйте у меня такая ситуация Мне пришло постаноновления на гос. Услуги о том что прошло судебное производство без моего присутствия по старой прописке где я уже не прописан почти год о том что судебный пристав наложил на меня финансовое обязательство по поводу микрозайма который был взят на сумму в 30 тысяч рублей в свою очередь он вынес решение что мне необходимо внести 250 тысяч рублей долга могу ли я оспорить его решение какова вероятность хотя бы уменьшения долга?

Здравствуйте! Квартира находится в долевой собственности - мой отец (2/3) и я (1/3). Хотим квартиру продать, но я живу в другом городе на постоянной основе - где и какие документы надо оформить, чтобы можно было это сделать без моего присутствия?

Здравствуйте. В ордере на квартиру вписаны 5 человек: дед, бабушка, отец (сын деда и бабушки), мать и внук (я). На данный момент в живых остался я, но в 2006 году был выписан из квартиры в связи с переездом, но через полгода вернулся и по различным причинам проживал без регистрации по тому же месту жительства. Сейчас, так как в квартире не осталось прописанных, администрация попросила меня написать заявление на договор социального найма, на который они дали отказ и подготовили требование о выселении. Другими формами собственности на данный момент не владею, жилье единственное. Оплата последние 10-15 лет производилась с моих банковских карт. Каковы шансы выиграть судебный спор?

Здравствуйте, если долг списали по 46 статье, часть 1, пункт4 Какова вероятность, что судебный пристав возобновит производство

Кратко о проблеме: Доброе время суток. В мае 2022 года у мнен сняли 50% зп. Зашла в гос услуги и увидела задолженность судебную. До этого не было . В сфере своей трудовой деятельности каждый день туда захожу с 2017 г, а тут такая новость. Нашла на федеральном сайте приставов , что в от 2018 г есть судебный приказ, затем в 2020 заводится исполнительное производство, а сейчас только начали удерживать. На руках у меня ничего нет, не получала. 2017 года не проживаю по месту постоянной прописки, имею временную в другом районе. Думаю почта, зная что не проживаю, отправляла назад. Но я не прерывала свою трудовую деятельность не на день. Найти меня до 2022 было легко. Как быть? Сначало надо восстоносить пропущенный срок, затем отменить приказ. Каковы шаги после действия. Еще и удерживают 50%. На меня и ребенка не выходит прожиточный минимум

Глава 3. Порядок образования постоянных судебных присутствий

арбитражных судов, формирования судебных коллегий

и судебных составов

(в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 08.04.2004 N 6)

(см. текст в предыдущей редакции)

17.1. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия соответствующих арбитражных судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда и постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта Российской Федерации являются обособленными подразделениями соответствующих судов вне мест постоянного пребывания этих судов и осуществляют их полномочия.

(п. 17.1 введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.04.2004 N 6)

18. В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации и федеральных арбитражных судах округов создаются, в Суде по интеллектуальным правам, арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов Российской Федерации могут создаваться судебные коллегии.

(в ред. Постановлений Пленума ВАС РФ от 08.04.2004 N 6, от 22.06.2012 N 33)

(см. текст в предыдущей редакции)

В арбитражных судах субъектов Российской Федерации, где численность судей не позволяет сформировать судебные коллегии, образуются только судебные составы.

19. Судебные коллегии арбитражного суда формируются из числа судей этого суда.

Члены судебных коллегий утверждаются:

в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации - Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

в федеральных арбитражных судах округов, Суде по интеллектуальным правам, арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов Российской Федерации - президиумом арбитражного суда по представлению председателя суда.

(в ред. Постановлений Пленума ВАС РФ от 08.04.2004 N 6, от 22.06.2012 N 33)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Суде по интеллектуальным правам, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации образуются, а в судебных коллегиях федеральных арбитражных судов округов могут быть образованы судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении отдельных категорий дел.

(в ред. Постановлений Пленума ВАС РФ от 08.04.2004 N 6, от 22.06.2012 N 33)

(см. текст в предыдущей редакции)

Судебные составы формируются из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий - из числа судей этого суда.

Персональный состав судебных составов определяется приказом председателя арбитражного суда.

Численность судебного состава, как правило, должна быть не менее пяти судей.

В арбитражных судах, где численность судей не позволяет сформировать такой состав, на рассмотрении дел определенной категории специализируются отдельные судьи.

(абзац введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.04.2004 N 6)

21. Исключен. - Постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2004 N 6.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Вопросы перевода судей из одной судебной коллегии в другую решаются:

в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации - Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

в федеральных арбитражных судах округов, Суде по интеллектуальным правам, арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов Российской Федерации - президиумом арбитражного суда по представлению председателя суда.

(в ред. Постановлений Пленума ВАС РФ от 08.04.2004 N 6, от 22.06.2012 N 33)

(см. текст в предыдущей редакции)

Вопросы перевода судей из одного судебного состава в другой решаются председателем арбитражного суда.

22.1. В случае, если судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, находящийся в отставке, привлекается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации к исполнению обязанностей судьи в составе той судебной коллегии, где он работал до ухода в отставку, вынесение Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления по этому вопросу не требуется.

Проблема территориальной отдаленности арбитражных судов. Гарантия обеспечения доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Определение ценности идеи создания постоянных судебных присутствий арбитражных судов.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 14.10.2018
Размер файла 15,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

Постоянные судебные присутствия арбитражных судов

Ирина Ивановна Стрелкова

Одним из бесспорных признаков доступности правосудия является объективная возможность для заинтересованного лица принимать участие в процедуре судебного разбирательства. Это право в равной степени значимо как для участников гражданского процесса, так и субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, дела с участием которых подведомственны арбитражным судам. Однако зачастую возникает ситуация, когда стороны, а порой несколько лиц на стороне истца или ответчика, третьи лица, имеющие место нахождения или жительства в крупном городе и осуществляющие там постоянно предпринимательскую деятельность, вынуждены направляться в арбитражный суд за несколько сотен километров, причем неоднократно.

Актуальность этого вопроса в последние годы еще более обострилась, поскольку круг подведомственных арбитражным судам дел значительно расширился с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года, и этот процесс продолжается. Немалая часть дел предполагает участие в них не только хозяйствующих субъектов, но и граждан, не являющихся предпринимателями. Это дела по корпоративным спорам, другие дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражного суда в соответствии со ст. 33 АПК РФ, а также дела, в которых граждане участвуют в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора. При этом в отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды расположены далеко не в каждом даже достаточно крупном городе. В соответствии со ст. 25 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» [8] низовым звеном судебно-арбитражной системы являются арбитражные суды субъектов Российской Федерации, находящиеся в городах федерального значения и административных центрах других субъектов Российской Федерации. арбитражный суд предпринимательский

Указанное обстоятельство часто заставляет хозяйствующих субъектов серьезно размышлять о возможности и целесообразности обращения в арбитражный суд за защитой своих прав.

Проблема территориальной отдаленности арбитражных судов давно обращала на себя внимание исследователей арбитражного процесса, и в литературе обсуждались разные способы ее решения, в том числе, путем создания филиала, отделения, постоянно действующего выездного заседания, выездной сессии, представительства и т.д. арбитражного суда, расположенного в областном (краевом) центре [4, c. 157].

Именно такое решение проблемы было закреплено законодательно. В соответствии со ст. 33.11 и 35 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» [9] в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда и постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта Российской Федерации являются обособленными подразделениями соответствующих судов вне мест постоянного пребывания этих судов и осуществляют их полномочия.

Это нововведение получило в литературе различные оценки. Так, И. Ю. Захарьящева рассматривает его как созданную законодателем гарантию обеспечения доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности [3, c. 29-31].

Высказывается и прямо противоположное мнение о том, что отсутствие реального механизма воплощения правовой нормы о создании постоянных судебных присутствий арбитражных судов в жизнь превращает ее в формальность, ничем не подкрепленную, не имеющую под собой какой-либо материальной основы [2].

Действительно, имеется формальная неопределенность относительно процедуры организации постоянного судебного присутствия, а также объективные проблемы материального и кадрового обеспечения деятельности таких подразделений. Пока, к сожалению, согласиться с утверждением Н. А. Колоколова о том, что в системе арбитражных судов широко практикуется система постоянных судебных присутствий [6], было бы преждевременным. Реально создано только одно постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре на основе Арбитражного суда Коми-Пермяцкого автономного округа, прекратившего свое существование вследствие реорганизации субъектов РФ [10, ст. 12], то есть в условиях, когда проблемы материального и кадрового обеспечения вновь созданной структуры по понятным причинам на решение вопроса влиять не могли.

Тем не менее, ценность идеи создания постоянных судебных присутствий арбитражных судов несомненна. Нельзя не согласиться с Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А. А. Ивановым в том, что правосудие должно быть доступно не только жителям крупных городов. Одной из направленных на решение этого вопроса мер, по мнению А. А. Иванова, является создание постоянных судебных присутствий в разных городах [1]. М. И. Клеандров считает, например, что эти подразделения нужны в городах Сургуте, Нижневартовске как территориальные подразделения Арбитражного суда ХантыМансийского автономного округа, дислоцирующегося в Ханты-Мансийске [5].

Дополнительным аргументом в пользу постоянных судебных присутствий арбитражных судов может являться то, что аналогичное направление реформирования судебной системы реализуется законодателем и применительно к судам общей юрисдикции. Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 24, ч. 2 ст. 33) предусмотрена возможность создания в составе судов уровня субъектов Российской Федерации и районных судов постоянных судебных присутствий, расположенных вне места постоянного пребывания соответствующего суда [7]. Подобное сближение принципов построения различных ветвей единой судебной системы Российской Федерации отвечает конституционным принципам равенства граждан и доступности правосудия, делая судебную власть не только территориально приближенной, но в и целом более понятной населению.

Список литературы

1. Выступление Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А. А. Иванова: редакционный материал // Российский судья. 2009. № 1.

2. Григорьева Е. А., Черникова О. С. Комментарий к Федеральному Конституционному закону от 28 апреля 1995 г.

№ 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: постатейный / под ред. Е. В. Шкуновой. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Захарьящева И. Ю. Гарантии обеспечения доступности правосудия при определении подсудности по спорам с участием арбитражных судов // Российская юстиция. 2010. № 3.

4. Клеандров М. И. Очерки российского судоустройства: проблемы настоящего и будущее / под ред. В. В. Лаптева, В. Ф. Яковлева. Новосибирск: Наука; Сибирское предприятие РАН, 1998. 190 с.

5. Клеандров М. И. Совершенствование механизма российского правосудия // Администратор суда. 2006. № 1.

6. Колоколов Н. А. Глубокая модернизация «советской» судебной системы // Российская юстиция. 2011. № 4.

7. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. О судебной системе Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Конституционный закон от

31.12.1996 г. № 1-ФКЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Об арбитражных судах в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Конституционный закон от

28.04.1995 г. № 1-ФКЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа [Электронный ресурс]: Федеральный Конституционный закон от 25.03.2004 г. № 1-ФКЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Подобные документы

История создания и классификация арбитражных судов России. Задачи, состав и основные полномочия арбитражных судов субъектов РФ, федеральных арбитражных судов округов, высшего арбитражного суда РФ. Регламентация деятельности апелляционных судов.

курсовая работа [32,2 K], добавлен 27.02.2012

Арбитражные заседатели как участники арбитражных процессуальных отношений, их правовой статус. Влияние института арбитражных заседателей на развитие арбитражных судов в России. Правовой анализ институтов арбитражных, народных и присяжных заседателей.

дипломная работа [133,8 K], добавлен 15.05.2012

Система, структура, задачи и полномочия арбитражных судопроизводств в Российской Федерации. Производство в апелляционной инстанции. Формы укрепления законности и предупреждения правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

контрольная работа [20,6 K], добавлен 07.12.2008

Понятие и система арбитражных судов в РФ, полномочия арбитражных судов субъектов РФ, состав и полномочия федеральных арбитражных судов округов, иные арбитражные органы. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Третейские суды.

контрольная работа [24,7 K], добавлен 11.07.2003

Основные понятия и система дисциплины "Правоохранительные органы". Анализ структуры, полномочий и места в судебной системе военных и арбитражных судов. Основное звено системы общих судов. Организационное обеспечение деятельности судов и органов юстиции.

курсовая работа [54,0 K], добавлен 16.10.2010

Основные цели и задачи судопроизводства в арбитражных судах. Право заинтересованного лица на обращение в данный суд. Компетенция арбитражных судов, их подведомственность и подсудность. Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 13.05.2014

Судебное решение. Система Арбитражных судов. Законодательная база судебной системы. Инстанции. Деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ призвана способствовать единообразию судебно-арбитражной практики на всей территории России.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в отдельных местностях, в составе арбитражных судов субъектов Российской Федерации федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта Российской Федерации является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.


3. Арбитражные апелляционные суды, их состав, порядок образования и полномочия.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

В Российской Федерации действуют:

1) в Волго-Вятском судебном округе:

Первый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Владимирской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики - Чувашии;

Второй арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Ярославской области;

2) в Восточно-Сибирском судебном округе:

Третий арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Красноярского края, Республики Тыва, Республики Хакасия;

Четвертый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края, а также на период до 1 января 2010 года - судебных актов, принятых Арбитражным судом Читинской области;

3) в Дальневосточном судебном округе:

Пятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Камчатского края, Приморского края, Сахалинской области, а также на период до 1 января 2009 года - судебных актов, принятых Арбитражным судом Камчатской области;

Шестой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Магаданской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа;

4) в Западно-Сибирском судебном округе:

Седьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Томской области;

Восьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Омской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа;

5) в Московском судебном округе:

Девятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом города Москвы;

Десятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом Московской области;

6) в Поволжском судебном округе:

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Пензенской области, Самарской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области;

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Саратовской области;

7) в Северо-Западном судебном округе:

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Новгородской области, Псковской области, Тверской области;

8) в Северо-Кавказском судебном округе:

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Краснодарского края, Ростовской области;

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Ставропольского края, Чеченской Республики;

9) в Уральском судебном округе:

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку:

судебных актов, принятых арбитражными судами Пермского края, Свердловской области, Удмуртской Республики;

судебных актов, принятых арбитражными судами Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области, - на период до 30 июня 2007 года;

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Челябинской области;

10) в Центральном судебном округе:

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Белгородской области, Воронежской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Тамбовской области;

Двадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Брянской области, Калужской области, Рязанской области, Смоленской области, Тульской области;

Арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Организация и деятельность арбитражных судов регулируется Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации" (ред. от 23. 06. 2014 г.)

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции ФКЗ об арбитражных судах, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Система арбитражных судов в Российской Федерации:

• арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

• арбитражные апелляционные суды;

• арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

• специализированные арбитражные суды.

Судебный надзор за деятельностью арбитражных судов в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах осуществляет Верховный Суд РФ, рассматривая дела по разрешению экономических споров в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанции.

Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской Федерации осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов.

Следует различать процессуальный и административный аспекты системы арбитражных судов.

Система арбитражных судов в процессуальном аспекте является четырехуровневая: первая, апелляционная, кассационная, надзорная инстанция.

Арбитражное процессуальное законодательство устанавливает порядок рассмотрения арбитражного спора в первой судебной инстанции, апелляционной, кассационной и надзорной судебной инстанции.

В административном аспекте арбитражный суд является юридическим лицом и имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации. Арбитражный суд как государственное учреждение имеет организационную структуру, систему органов управления, соответствующие структурные подразделения, возглавляется председателем суда. Основные функции арбитражного суда как государственного учреждения - организационное, методологическое и материально-техническое обеспечение деятельности судей - носителей судебной власти, образующих судейский корпус данного суда, по осуществлению правосудия.

Современная система арбитражных судов основана на иных, чем система судов общей юрисдикции, подходах. В отличие от системы судов общей юрисдикции в каждом арбитражном суде судопроизводство осуществляется только по одной инстанции: в арбитражном суде субъекта Российской Федерации – по первой инстанции, в арбитражном апелляционном суде – по второй (апелляционной) инстанции, в арбитражном суде округа (арбитражном кассационном суде) – по третьей (кассационной инстанции). Второе принципиальное отличие системы арбитражных судов от системы судов общей юрисдикции заключается в том, что вся территория Российской Федерации разделена на 10 арбитражных кассационных округов. В каждом округе действует арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд). В свою очередь каждый арбитражный кассационный округ разделен на 2 арбитражных апелляционных округа (общее количество которых по России– 21). В апелляционный округ входят территории нескольких субъектов Российской Федерации, в каждом из которых действует арбитражный суд субъекта Российской Федерации (84).

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами в отдельных местностях в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации и арбитражного апелляционного суда федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта РФ (арбитражного апелляционного суда) - обособленное подразделение соответствующего суда вне места постоянного пребывания этого суда, осуществляет его полномочия и возглавляется заместителем председателя соответствующего арбитражного суда.

Порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется ФКЗ об арбитражных судах, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Арбитражные суды разрешают: экономические споры и иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

В порядке искового производства арбитражные суды рассматривают возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

В порядке административного судопроизводства арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

2) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

3) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

4) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В порядке особого производства арбитражные суды рассматривают дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В порядке, предусмотренном отдельными главами АПК РФ, арбитражные суды рассматривают дела:

1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражным процессуальным кодексом установлена специальная подведомственность дел арбитражным судам (ч. 1 ст. 33 АПК РФ).

К специальной подведомственности арбитражных судов отнесены дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) дела по корпоративным спорам;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

4.1) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

4.2) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Дела, отнесенные к специальной подведомственности, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: