Россия как правовое и социальное государство

Обновлено: 28.11.2022

Современное российское государство по своему типу является переходным. Оно несёт на себе отпечаток черт советской государственности ( стремление контролировать различные стороны жизни, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих кадров и т.д.). Однако появились и укрепляются демократические начала в его деятельности: свободные выборы как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей, следование Конституции и т.д.

Процесс создания правового, социального государства в России займёт немало времени. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первоочередных проблем. Прежде всего необходима сильная государственная власть. Акцент на разделение функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти не должен противопоставляться задаче налаживания их всестороннего сотрудничества, чтобы не возникало впредь трагического противостояния законодательных и исполнительных органов власти. Любое проявление слабости федеральной власти, её неспособности эффективно решать актуальные проблемы, возникающие в условиях набирающих силу рыночных отношений, чревато хаосом. Снижение регулирующего воздействия государственной власти на социальные процессы связано в числе прочего и с тем, что не найдено оптимального соотношения между компетенциями законодательной и исполнительной ветвей власти, с известной слабостью судебной системы. Право не стало пока повсеместной основой деятельности государственных органов, что в условиях несформированной судебной системы создает возможности для произвола властей, нарушения прав и свобод граждан.

Отказавшись от тотального контроля за различными сферами жизни общества с помощью принуждения, российское государство должно сформировать новые взаимоотношения с гражданским обществом. Передав большую долю прежней государственной собственности в руки граждан, государство способствует формированию гражданского общества, становлению социальных интересов различных групп населения. Трудности на этом пути были обусловлены в значительной мере тем, что в России ценности свободы, индивидуализма не были преобладающими в общественном сознании, у населения до сих пор еще сильны надежды на помощь со стороны государства. Ослабление социальной функции государства служит важной причиной наблюдаемого сегодня роста конфликтов в обществе.

Одна из самых сложных проблем – федеративное устройство российского государства, нахождение оптимального соотношения полномочий между центром и субъектами федерации. Дело в том, что в России есть как национально-государственные образования (республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные образования (края, области). Хотя все они имеют статус субъектов (таковых в России насчитывается 89), но отличаются по своим возможностям, а потому и объёмы полномочий центра и субъектов в каждом конкретном случае будут различные. Отношения центра со многими национально-государственными образованиями строятся на основе двусторонних договоров, закрепляющих разделение компетенций. Так строятся отношения центра с Башкирией, Татарстаном, Якутией и рядом областей. Следовательно, в России создаётся федерация с асимметричными отношениями между федеральными органами и органами субъектов союзного государства. Такие образования могут быть эффективными, если в их основе лежит экономическая и иная заинтересованность обеих сторон в сотрудничестве.

44. Типы и формы государства.

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата) и монополии на легальное насилие.

1) Правовое государство – форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. В этом случае право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны – конституции.

Признаки : - верховенство закона во всех сферах жизни общества;

- гарантии прав личности, возможности её свободного развития;

- взаимная ответственность государства и личности

- принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

2) Социальное государство – такая форма организации гос.власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип соц.связей между людьми, основанный на принципах соц.справедливости, соц.мира и гражданского согласия. Соц.гос-во принимает на себя ответственность за поддержание стабильного соц.-эконом. Положения своих граждан, соц.мир в обществе.

Форма гос-ва – способ организации политической власти.

Форма гос-ва как сов-ть внешних признаков гос-ва включает 3 эл-та: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

Политический режим означает совокупность средств и методов осуществления гос.власти. Он выражает степень политической свободы личности и характер отношения её с властью. История человечества знает различные виды режимов: деспотический(характерен для монархической формы правления, когда власть единолично осуществляется монархом; режим отличается крайним произволом в управлении), тиранический(единоличное правление лица, насильственно захватившего власть; основан на терроре, страхе), тоталитарный(всеобщий контроль и регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности человека)авторитарный(неограниченная власть одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности, обществу), и демократический(источник власти народ, свободные выборы, равноправие граждан, гарантия прав и свобод личности..).

Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений её органов, степень участия населения в их формировании.

По форме правления гос-ва делятся на: монархию(абсолютная и конституционная) и республику(президентская, парламентская, президентско-парламентская).

Способы объединения населения на территории, связь граждан через политические и территориальные образования с государством выражает понятие «форма гос.устройства»:

1) Унитарное государство(Польша, Франция, Италия, Болгария, Япония)- наиболее простое и распространенное гос.устройство; такая форма территориально-политического устройства, при которой сущ-ет единое гос-во, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих полит.самостоятельностью.

2) Федеративное гос-во(США, Канада, ФРГ, Австралия, Швейцария, Австрия, РФ) – единое союзное гос-во, состоящее из относительно самостоятельных гос.образований, взаимоотношения которых с центром основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закреплённом в Конституции

3) Конфедерация – союз нескольких независимых гос-в, которые объединяются для проведения совместной политики в определённых целях (оборона, экономика)

Хотя в 1-й статье Конституции РФ отмечается, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство…», о правовом государстве в России скорее можно говорить как о цели, а не как о достигнутом результате.

В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:

- не обеспечивается равенство перед законом и судом - через избирательное применение закона в политических целях, а также в силу зависимости суда от исполнительной власти;

- нарушаются избирательные права граждан - через использование административного ресурса;

- ставится под сомнение свобода слова и прессы - через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;

- свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется из-за насилия коррумпированного чиновничьего аппарата;

- отсутствует свобода перемещений по причине существования института прописки (регистрации);

- не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти и др.

Правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. В России нарушения закона со стороны власти довольно распространенное явление. Здесь надо сказать, прежде всего, о коррупции.

Коррупция – это существенный изъян государственного аппарата России. Специалисты отмечают, что наряду с теневой экономикой есть и теневая политика, которые порождают и постоянно подпитывают друг друга 12. Так получение бюджетных капиталовложений может обойтись в 30% суммы отката. Стоимость же внесения законопроекта на рассмотрение ГД РФ составляет примерно 250 тысяч долларов13. Государство – это в конечном итоге люди, действующие в нем. От их нравственной, правовой, профессиональной культуры зависит и деятельность государства в целом. Культура людей, занятых в государственном аппарате, отражает культуру общества в целом. Как полагают исследователи и подтверждает практика, правовое государство неразрывно связано с гражданским обществом. Для нормального и плодотворного функционирования государства в обществе оно должно быть контролируемо со стороны населения, лишь в этом случае государство станет правовым.

Особым видом современного конституционного государства является социальное государство. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, к выравниванию реальных возможностей для самореализации всех членов общества.В 7-й статье Конституции РФ отмечается, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В этой статье также отражена, прежде всего, желаемая перспектива, нежели реальное положение дел. На сегодняшний день российское государство является менее социальным, нежели современные государства Запада. В России разрыв в доходах между бедными и обеспеченными слоями населения значительно больше, чем в странах Запада, несравненно меньше и объем пособий, выплачиваемых малоимущим гражданам.

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: "Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[1]".Функциями социального государства является: поддержка социально незащищенных категорий населения; охрана труда и здоровья людей; поддержка семьи, материнства и детства; сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы; борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице; забота о сохранении мира в обществе; поощрение благотворительной деятельности; финансирование и поддержка научных исследований и культурных программ; участие в реализации культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем и т.д. Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а положение Конституции - расценивать как программную установку. Социальная помощь лицам, не достигшим работоспособного возраста, оказывается государством, условно говоря, в кредит В социальной функции государственно - организованного общества можно выделить две составляющие: одна направлена на самосохранение государства, а другая - на удовлетворение общепринятых гуманитарных норм. Со стороны государственно - организованного общества требуется поддержка усилий по трудовой переориентации работника, который может иметь возможность приобрести вторую, третью специальность, чтобы быть востребованным на современном трудовом рынке. Все меньшее количество работающих обеспечивают пенсионеров и детей сегодня. Изменить сложную социальную ситуацию, государству целесообразно свою деятельность на ближайшую перспективу подчинить следующим задачам: остановить падение уровня жизни населения; усилить мотивацию трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан; осуществлять адресную поддержку наименее защищенных социальных слоев; более равномерно и справедливо распределять бремя экономического кризиса между различными группами населения; активно развивать социальное законодательство, создать социальный кодекс Российской Федерации. В Конституции РФ говорится, что Россия — правовое государство. «Правовое государство - это такая форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права в целях обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом. Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, участие народа в осуществлении государственной власти. Главной чертой правового государства является характер взаимодействия между государственной властью и правом, при котором государство оказывается связанным правом и служит его охране. В правовом государстве должны действовать только правовые законы, адекватные правовой природе регулируемых общественных отношений. Высшую юридическую силу имеет Основной закон государства, который устанавливает основы конституционного строя страны, правовое положение личности, порядок организации и деятельности высших органов государственной власти страны. Конституция страны имеет значение непосредственно действующего права. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны действовать строго в рамках предписаний законодательных актов. Права и свободы личности должны быть признаны и закреплены государством в Основном законе и им гарантированы. законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (парламент). Парламент, обладая исключительным правом принятия и изменения законов, определяет на основе Конституции полномочия и рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власть.В системе сдержек и противовесов свою роль играет глава государства (президент), который возглавляет исполнительную власть и непосредственно избирается населением. Судебная власть в РФ осуществляется только судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Российское государство признает приоритет прав и свобод человека, а это соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

16. Плюрализм в понимании и определении государства, его понятие и признаки. Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от государственных, так и негосударственных организаций: «наличие публичной власти, власт от имени народа;право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач; наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им); элементами территории являются: а) сухопутная территория; б) водная территория; в) воздушное пространство; право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной; монополия на правотворчество (издаёт законы, подзаконные акты, создаёт юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения); монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство). Население имеет право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод, как в самом государстве, так и за его пределами; суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Государство- сложное, постоянно развивающееся обшественно-политическое явление. Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Дюги писал: «Государство – есть субъект права. Оно слагается их четырех элементов а) совокупности человеческих индивидов; б) определенной территории; в) суверенитета; г) правительства. Вебер считал что «государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Вебер выделял три основные черты современного государства: территориальность, монополия на средства физического насилия и законность (легитимность). Под именем государства,— писал теоретик государства и права Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти. Определение отражает некоторые признаки государства. И территория, и население, и правительство или власть суть элементы государства, но ни один элемент в отдельности ни есть сам по себе государство. Государство не совокупность людей известного рода, — утверждал Ф. Ф. Кокошкин, — а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними. Ф. Энгельс: « Государство есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение. В. И. Ленин писал: «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим. Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. Государство – особая политико-правовая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию и ее население, располагает для этого органами публичной власти, осуществляет сбор налогов и обладает суверенитетом.

17. Личностный подход к типологии государства.

тип государства и права – это совокупность наиболее существенных черт ипризнаков, характеризующих определенное государство и его правовую систему.В основу личностного подхода заложены права и свободы личностей. В негосударственно-организованном обществе идет процесс становления личности человека.История обществ — это история борьбы классов за свободу. В эксплуататорском рабовладельческом обществе большинство оказывается лишенным свободы, причем последней правящее меньшинство обладает также в неравной степени — в зависимости от объема частной собственности. В феодальном обществе для эксплуатируемых крестьян допускается личная свобода, появляются первые признаки человеческого достоинства, обусловленные наличием частичной собственности на результаты своего труда. Какие-либо политические права отсутствуют, появляются гражданские права в рамках сословий общества. Буржуазное общество возникает на основе идей «свободы», «равенства», «братства», в борьбе против феодальных привилегий. Провозглашается равенство политических, гражданских прав, декларируется социальное равенство. Экономическая свобода личности обусловлена наличием и объемом частной собственности — результата как трудовой деятельности, так и эксплуатации человека человеком, присвоением результатов чужого труда. Социалистическое общество уничтожает экономическую основу эксплуатации — частную собственность на орудия и средства производства, делает их общими для всех, провозглашает политическую свободу, социальное и культурное равенство. Свобода каждого есть условие развития всех — это должно было бы стать главным стержнем развития общества. Однако практика социалистического строительства оказалась совсем иной: политические права и свободы были сопряжены с политическими репрессиями, провозглашение экономических прав и свобод сопрягалось с узурпацией собственности в руках партийно-государственного аппарата, провозглашалась федеративная форма государственного устройства, а на деле государство по сути оставалось унитарным и т. п. Когда нет прав и свободы – не правовое гос-во(унитарное, авторитарное). Правовое гос-во – гарантия прав и свобод, разеление властей, гражданское общество.18. Сущность гос-ва. Закономерности и перспективы его развития.

Сущность государства состоит в управлении обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Сущность государства- являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Сторонники теории элит, считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. Технократическая теория по мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Марксистская теория её представители считают, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Средоточение всей высшей власти находится в руках у высшего партийного руководства. Демократическая теория исходит из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа. Любое государство служит: 1) обществу в целом; 2) определенным социальным силам. Это соотношение в разные периоды истории различно. Современное демократическое государство служит в первую очередь всему обществу. Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Развивается одновременно с динамично развивающимся обществом. Отношения между самими государствами и производными от них субъектами строятся на базе международного публичного права. Мировое сообщество и государства признают важность общеправовых принципов и поддерживают сближение национальных правовых систем. Сближение законодательства различных стран означает общий курс государств на определение общих направлений согласованного развития национальных законодательств, на преодоление правовых различий и выработку общих правовых решений.

Правовое государство в России провозглашает ст. 1 Конституции.

Российская Федерация — правовое государство, признающее верховенство права и законодательных актов в жизни государства и общества.

Конституционные положения 15 статьи рассматривают обязанность соблюдения положений Конституции РФ для органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан, объединений нескольких лиц и др.

Россия как правовое государство устанавливает в качестве верховного акта в системе права Конституцию РФ. Этот документ обладает высшей правовой и юридической силой, прямым действием. Ее использование предусмотрено для всей территории нашего государства. Никакой Закон или правовой акт не должен вступать в противоречие с Конституцией, а любой акт, издаваемый в нашей стране и ее субъектах, должен соответствовать ее идеям и принципам.

Та же 15 статья рассматривает обязанность соблюдения законами всеми субъектами, которые были перечислены выше. В состав актов, которые должны вступать в соответствие с законами, включены правительственные и президентские нормативно-правовые акты, акты, выпускаемые ведомствами, министерствами, агентствами палаты Федерального Собрания, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления и др.

Равенство и правовая осведомленность в правовом государстве

Важнейшим показателем правового государства может являться равенство любого субъекта в отношении закона.

Российская Федерация — федеративное и демократическое государство, дающее гарантию равенства человеческих и гражданских прав и свобод. Это не должно зависеть от полового и расового признака, языка и национальности, имущественного и должностного положения, происхождения и места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к определенным объединениям в обществе и др.

В нашей стране под запретом находятся все формы ограничений прав граждан, которые могут проявляться в соответствии с социальными, расовыми, национальными, языковыми или религиозными признаками принадлежности. Лица любого пола обладают одинаковыми свободами и правами, имеют равные возможности в процессе их реализации.

Россия, как и любая другая правовая страна, обеспечивает правовую осведомленность граждан и прочих субъектов правовых отношений, что касается действующего законодательства.

Значение Законов в правовом государстве

РФ — правовое государство, которое проявляет специальную заботу, определяющую формирование развитого правосознания.

В нашем государстве любой Закон подлежит официальной публикации, запрещено использование неопубликованных законов. Одно из важнейших конституционных требований состоит в положении, которое устанавливает, что нормативно-правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, не должны использоваться, если не произошла их публикация и они не были доведены до общего сведения.

Россия является полноправным участником международного сообщества, признавая составным элементом своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры государства. Конституция устанавливает положение, что если международный договор содержит другие правила, чем предусмотренные законом РФ, то необходимо применять правила международного договора.

Непременным аспектом правового государства является признание норм международного права. Наша страна на достаточно высоком уровне произвела интеграцию собственного законодательства и международно-правовой системы.

Характерная черта современного государства представляет собой существование целостной системы законов, которые, в первую очередь, касаются наиболее важных сфер государственной и общественной жизни.

Для совершенствования и последующего развития Конституции РФ постоянно происходит принятие специальных законов, которые посвящены определенному типу или носителю публичной власти.

Верховное значение закона не значит, что он всесилен, поскольку правовое государство всегда совершенствует законодательство под меняющиеся условия.

Правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания гос.власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. (Малько, Матузов)

Правовое государство – организационно-правовая форма организации и деятельности публичной власти, раскрывающая характер ее взаимоотношений со всеми субъектами права.

Признаки правового гос-ва:

1. Господство права (а не верховенство закона!), ибо право и закон – разные вещи!

2. Всесторонняя защита прав личности

3. Взаимная ответственность государства (его долж.лиц) и граждан

4. Государство (в лице долж.лиц его органов) не столько издает законы и следит за исполнением (карательная функция), сколько само связано законом (исполняет закон). Для гос.долж.лиц – разрешительный принцип, для всех остальных – дозволительный.

5. Активная борьба с правонарушениями

6. Необходимая предпосылка – Высокий уровень правосознания и правовой культуры!

7. Необходимая предпосылка – Формирование гражданского общества.

8. Все нормативно-правовые акты нижестоящие должны соответствовать нормативно-правовым актам более высокого уровня. Господство правового закона в системе правовых актов.

9. Законо-содержательность - законы должны быть написаны ясно, понятно (и для рядового гражданина), юридическим языком

10. В правовом государстве должен быть принцип "разрешено все, что прямо не запрещено законом". Данный принцип регулирования общественных отношений действует для всех граждан. Но в отношении государственных органов, государственных учреждений, должностных лиц должен действовать принцип "разрешено то, что прямо разрешено".

11. Признак взаимной ответственности государства и права.

12. Связанность государства правом. Государство в своих действиях должно исходить из требований права, из круга полномочий, которые закреплены за каждым должностным лицом.

13. Необходимо наличие в обществе эффективных и надежных механизмов, которые обеспечивали бы реализацию всех вышеперечисленных принципов.

14. Правовое государство формируется только на основе принципа разделения властей. Власть не должна сосредотачиваться в руках одного лица или одного гос. органа. Это разделение необходимо на трех уровнях: функциональном, институциональном и персональном.

1) Функциональный - чтобы была обеспечена свобода, необходимо функцию принятия решений о применении принуждения разграничить от функции осуществления государственного принуждения.

2) Институциональный - институты, которые принимают решения и осуществляют их, должны быть разграничены на уровне государственных органов, т.е. должны быть отдельные органы власти - законодательные, исполнительные, судебные.

3) Персональный - означает, что функционеры-исполнители не могут входить в законодательные органы, а депутаты законодательного органа не могут участвовать в деятельности исполнительных органов (у нас это последовательно проведено на уровне Федерации). Очень важна система сдержек и противовесов - контроль.

15. В числе важнейших признаков и черт правового государства выступает не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращения попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках.

Правовое государство помимо своих специфических признаков и черт обладает общеродовыми признаками, характерными и для неправовых государств:

1. правовое государство обладает публичной властью. Выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества.

2. располагает специальным аппаратом управления и принуждения

3. располагает разветвленной системой юридических средств.

4. правовое государство обладает суверенитетом.

Социа́льное госуда́рство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Понятие "социальное государство" впервые употребил в 1850 г. Л. фон Штайн. Он включил в перечень функций государства "поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти". Государство, согласно Штайну, "обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве".

В качестве современных примеров наиболее полной реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавии (т. н. «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду и Новую Зеландию.

Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод. Коммунисты считают что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму.

Понятие права, его признаки и определение.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений (Матузов, Малько).

В понимании права отображаются изменения в представлении людей об обществе, его критериях, культурных, духовных ценностях, представлениях об обществе. Так как общество изменяется, то соответственно изменяется и представления людей о праве. Многочисленные по форме и существу представления о праве опираются на общественную основу: право всегда определяет порядок в обществе.

1. Нормативная. Право – это нормативные акты, закрепляющие поведение людей;

2. Социологическая. Право – это сложившиеся в обществе отношения;

3. Идеологическая. Право – это определенные гуманные идеи, принципы.

Все школы отдают приоритет одной из категорий.

Особую точку зрения представляют классики марксизма: право – это явление вторичное, обусловленное материальной жизнью общества. Право - возведенная в закон воля господствующего класса. Это позволяло тесно связать государство и право на их классовой основе и превратить в инструмент классовой борьбы. Классовое определение права хорошо соответствовало идеям классов. После победы коммунизма право – это типичный элемент буржуазной жизни и будет отмирать. В нашей стране право использовалось для подавления собственного народа.

В современных условиях в праве нужно видеть инструмент социального компромисса. Отход от понимания права как классового достояния.

Нормативная школа.

Исходит из совпадения права и закона, опирается на приоритет государственной власти в обществе: все что создает государство – это правильно, верно. Эта теория является основой сильного государства, жесткой власти и в периоды преодоления раздробленности может сыграть свою позитивную роль. Эта теория не учитывает содержание деятельности и направленности сильной власти. Эта теория исключает плюрализм в обществе, сводит на нет разделение властей, что может привести к тоталитаризму.

Социальная школа.

Отдает приоритет общественным отношениям. Считается что правоотношения предшествуют нормам. Право – то, что делает судья. Эта теория хорошо согласуется с ослабленной ролью директивы государства, со слабым вмешательством в экономику, децентрализацией управления. Если не поставить пределы децентрализации, то общество может быть поражено развитием разнонаправленных тенденций. Хорошо проглядывается антитоталитарный импульс.

Идеологическая школа.

Исходит из различия права и закона. Право концентрирует прогрессивные демократические идеи: справедливость, равенство, свобода. Правовое начало является началом для законодателя, для функционирования публичной власти.

Претворение в жизнь этой концепции означает достижение демократии во всех сферах общественной жизни, но грозит нестабильностью изменчивостью социальных институтов. Эта теория свойственна идеологически здоровому государству, с высокой правовой культурой.

Долгое время господствовала нормативная школа, так как она соответствовала требованиям административно-командной системы. В настоящее время – идеи нравственного обоснования права, различие права и закона. Возникает вопрос – одни считают, что право составляют те гуманные идеи равенства и справедливости, которое получили нормативное, законодательное закрепление. Это правовой закон. Другие авторы говорят о том, что нормативность права не требует обязательного законодательного закрепления, возможно и дозаконодательное право. Учитывая эти взгляды и школы, в поисках истины нужно исходить из того, что в праве искать средства координации различных общественных институтов, нахождения социальных компромиссов. Формулировку правопонимания необходимо искать в обобщении поиска различных школ, синтезированном решении.

По своей сущность право призвано отражать идеал справедливости. Этот тезис не может быть доказан только логическими положениями.

Справедливость – это одна из гуманнейших идей человечества. Идеалы справедливости связанны со свободой, равенством, поэтому справедливость полностью отражает и реализует общечеловеческие идеалы. Но справедливость шире права. Специфика права, как социального явления, заключается в том, что она призвана привнести порядок в общественные отношения. Те идеи, которые должны быть нормативно закреплены, стали правом. Остальные – за его пределом.

Право – нормативно закрепленная справедливость. Если понимать право как нормативно закрепленную справедливость то государство первично, т.к. закрепление исходит от государства. Не все нормы исходящие от государства есть право, т.к. право – это справедливые нормы. Поэтому с точки зрения государства право первично по отношению к государству. Государство не придумывает право. Государство призвано закрепить сложившиеся в обществе представления о справедливости. Государство и право вместе, хотя и по-разному обслуживает общество. Общество через государство и с его помощью формирует право.

Необходимо определить справедливость, которая должна характеризуется простотой и доступностью, чтобы этим понятием можно было оперировать как показателем подлинного, справедливого закона. Справедливость – это обеспечение интересов и прав человека. Такое понимание хорошо соотносится с правовым регулированием установлением прав и обязанностей участников отношений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: