Роль конституционного суда рф в процедуре назначения референдума рф

Обновлено: 21.07.2024

1. Референдум назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 24 апреля 2008 г. N 1-ФКЗ статья 23 настоящего Федерального конституционного закона дополнена частью 1.1

1.1. Порядок, установленный частью 1 настоящей статьи, не изменяется в случае, если Конституционный Суд Российской Федерации рассматривал запрос Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с частью 17 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона.

2. Если Конституционный Суд Российской Федерации признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума соответствующей Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации.

3. При назначении референдума Президент Российской Федерации определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

4. При назначении референдума в соответствии с международным договором Российской Федерации могут быть установлены иные, чем указанные в части 3 настоящей статьи, сроки проведения референдума.

5. Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.

6. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.

Статья 23. Назначение референдума

1. Референдум назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.

1.1. Порядок, установленный частью 1 настоящей статьи, не изменяется в случае, если Конституционный Суд Российской Федерации рассматривал запрос Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с частью 17 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона.

(часть первая.1 введена Федеральным конституционным законом от 24.04.2008 N 1-ФКЗ)

2. Если Конституционный Суд Российской Федерации признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума соответствующей Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации.

3. При назначении референдума Президент Российской Федерации определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

4. При назначении референдума в соответствии с международным договором Российской Федерации могут быть установлены иные, чем указанные в части 3 настоящей статьи, сроки проведения референдума.

5. Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.

6. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.

Статья 15. Назначение референдума

1. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные соответственно уровню референдума Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

2. Принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

3. Референдум Российской Федерации назначается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом.

4. Референдум субъекта Российской Федерации назначается законодательным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Местный референдум назначается в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума - не менее чем за 45 дней до дня голосования.

7. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования голосование на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено уполномоченным на то органом на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

8. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Лица, обладающие правом участия в референдуме РФ

Гражданин РФ может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Право участия во всероссийских референдумах принадлежит любым гражданам РФ, независимо от места их проживания. Право участия в референдумах субъектов РФ , местных референдумах принадлежит гражданам РФ, постоянно или преимущественно проживающие на законных основаниях на территории соответствующих муниципальных образований.

Право голоса на перечисленных референдумах принадлежит лишь лицам, достигшим на день проведения референдума восемнадцатилетнего возраста. Не имеют права участвовать в референдумах любого уровня лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Вопросы, обязательно выносимые на референдум РФ:

1) Проект новой Конституции РФ.

2) Проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В целом же на референдум РФ могут выноситься любые важные вопросы жизни Российской Федерации.

Обстоятельства, исключающие проведение референдума РФ:

Референдумы не проводятся в условиях военного или чрезвычайного положения , а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум РФ не проводится в период избирательной кампании, а также в случае, если его проведение приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ.

Инициатива проведения референдума РФ принадлежит:

1) Не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме (при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них);

2) Конституционному собранию РФ в случае вынесения на референдум новой Конституции РФ;

3) Федеральным органам власти – в случаях, предусмотренных международным договором РФ и ФКЗ о референдуме РФ.

Порядок назначения референдума РФ

Референдум РФ во всех случаях назначает Президент РФ своим указом. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет его Президенту.

Роль Конституционного Суда РФ в процедуре назначения референдума РФ : Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции РФ, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по её реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.

При назначении референдума Президент определяет день голосования, которым может быть только воскресенье. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти.

Таким образом, Президент РФ обладает исключительным правом на назначение референдума РФ, однако он не может назначить референдум по собственному усмотрению.

Подготовку и проведение референдума РФ осуществляют:

1) ЦИК РФ (Центральная комиссия референдума);

2) Избирательные комиссии субъектов РФ;

3) Территориальные избирательные комиссии (районные, городские и другие);

Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:

1) ФОГВ, ОГВ субъектов РФ и ОМС

2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

3) благотворительным организациям и религиозным объединениям;

4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума РФ.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума Российской Федерации. В день проведения референдума агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению референдума, сохраняются на прежних местах.

Агитация может проводиться:

2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий);

3) путем выпуска агитационных материалов;

Порядок голосования на референдуме РФ

Голосование на референдуме проводится в установленный день с 8 до 20 часов по местному времени.

В бюллетене референдума воспроизводится текст вопроса (-ов) референдума и указываются варианты волеизъявления участника референдума словами «За» и «Против».

Каждый участник референдума голосует лично. Участник референдума, который не может самостоятельно заполнить бюллетень , вправе воспользоваться для этого помощью другого участника референдума, не являющегося членом комиссии референдума. Заполненный бюллетень участник референдума опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.

Определение результатов референдума РФ

ЦИК РФ признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума , внесенных в списки участников референдума.

Опубликование и вступление в силу решения, принятого на референдуме РФ

Официальное опубликование результатов референдума осуществляется ЦИК РФ в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах референдума.

Юридическая сила решения, принятого на референдуме:

1) Решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении;

2) Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации;

3) Решение может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме.

Решение КС РФ по "делу о референдуме" (Пост-е от 11.06.03г.)

Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов ГД о проверке конституционности положений ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в ФКЗ "О референдуме РФ".

Предметом рассмотрения послужило положение оспариваемого ФКЗ, вносящего изменения в ч.3 ст.7 ФКЗ «О референдуме РФ», согласно которому референдум РФ не проводится (за исключением случаев, когда они инициируются в соответствии с международными договорами РФ) в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории страны по решению уполномоченного федерального органа, а также в случае, если его проведение приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ.

Признать ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в ФКЗ "О референдуме РФ" не противоречащим Конституции Российской Федерации , постольку, поскольку:

- периоды, в течение которых граждане могут осуществить свободное волеизъявление в одной и другой формах, должны быть соразмерны;

- период, в течение которого граждане РФ вправе выступать с инициативой о проведении референдума и участвовать в нем, должен составлять не менее половины избирательного цикла.

Решение КС РФ по "татарстанскому делу" (Пост-е от 13.03.92г.).

Основанием к рассмотрению дела явилась неопределенность в вопросе о том - соответствуют ли нормативные акты республики Татарстан (Декларация о государственном суверенитете Татарской ССР; Закон Татарской ССР «О референдуме») - Конституции РСФСР.

Конституционный Суд РФ постановил:

1. Признать положения Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР, ограничивающие действие законов РФ на территории Республики Татарстан, не соответствующими Конституции РСФСР .

2. Признать положение о том, что "отношения Татарской ССР с Союзом ССР, РСФСР, другими республиками строятся на основе Союзного договора, договоров с РСФСР и другими республиками", не соответствующим Конституции РСФСР в той мере, в какой это исключает конституционно-правовые основы урегулирования отношений Республики Татарстан и федерации в целом, поскольку это связано с односторонним изменением национально-государственного устройства РФ и означает, что Республика Татарстан не состоит в РФ.

5. Признать статьи Закона Татарской ССР "О референдуме Татарской ССР" касающиеся установления порядка референдума соответствующими Конституции РСФСР .

6. Признать постановление Верховного Совета Республики Татарстан "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан " не соответствующим Конституции РСФСР в части формулировки вопроса, предусматривающей, что «Республика Татарстан является субъектом международного права и строит свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров», поскольку это связано с односторонним изменением национально-государственного устройства РФ и означает, что Республика Татарстан не состоит в РФ

Конституционный статус личности: понятие, элементы, принципы. Понятие и принципы российского гражданства по ФЗ "О гражданстве РФ".

Общественное положение личности – это фактическое положение личности в обществе, закреплённое социальными нормами (нормы морали, обычаи, традиции, нормы общественных объединений, религиозные нормы, нормы права).

Правовое положение личности – это фактическое положение личности в обществе, закреплённое правовыми нормами (нормы: гражданского права; уголовного права; административного права; трудового права; конституционного права).

Основы правового положения личности

Основы правового положения личности закреплены нормами конституционного права.

Виды конституционного статуса личности:

1) Общий КСЛ – предполагает единство статуса граждан, определяемого принципом их равноправия перед законом и судом (ч.2 ст.19 Конституции РФ);

2) Специальный КСЛ – это совокупность специальных прав и обязанностей отдельной группы лиц, обладающих специфическими чертами их положения в обществе и государстве (депутаты, судьи, иностранные граждане, дипломаты, обвиняемые, осуждённые).

3) Индивидуальный КСЛ – определяется общим КСЛ и набором специальных КСЛ (осуждённый иностранный гражданин, судья в отставке).

Элементы конституционного статуса личности:

3) Права и свободы;

Категории лиц: Граждане РФ; иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды); лица с двойным гражданством (бипатриды).

Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

Конституционное право предусматривает различные формы референдума и процедуры их применения. Обычно подразделяют референдумы на общенациональные, проводимые в пределах всей государственной территории, региональные и местные, проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах.

Общепринятым является деление референдумов на конституционные и законодательные. Предметом конституционного референдума является либо проект новой конституции, либо конституционная реформа или поправки к конституции (всероссийский референдум по вопросу принятия Конституции РФ 12 декабря 1993 г.). Предметом законодательного референдума может быть либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон.

Существуют две разновидности законодательного референдума - отклоняющий, предполагающий полную или частичную отмену текста закона, и утверждающий, ратифицирующий законопроект.

Кроме того, выделяют референдумы по международно-правовым вопросам и административные референдумы. Первые проводятся в целях выяснения воли избирательного корпуса при решении важных международных вопросов. На вторые выносятся вопросы управленческого характера - изменения административно-территориального деления или границ субъектов федерации, досрочного прекращения полномочий должностных лиц.

Референдумы подразделяют также на обязательные и факультативные. К первой группе относятся референдумы, необходимость проведения которых предусмотрена основным законом. Ко второй группе относятся референдумы, проведение которых зависит от воли органов власти или избирательного корпуса.

В литературе выделяют и иные виды референдумов в зависимости от времени их проведения, обязательной силы и иных обстоятельств.

В России проводились 3 референдума. Первый общероссийский референдум состоялся 17 марта 1991 г. по вопросу о введении поста Президента России (из 75,42% граждан РФ, принявших участие в референдуме, «за» проголосовали 69,85%). Одновременно с общероссийским референдумом проводился референдум СССР о сохранении Советского Союза. За сохранение Союза проголосовали 70,12%. Второй общероссийский референдум был назначен на 25 апреля 1993 г., в условиях фактического двоевластия Президента и Верховного Совета. Предметом референдума были 4 вопроса: о доверии Президенту, об одобрении политики, проводимой Правительством, возглавляемым Президентом, о досрочном прекращении полномочий Президента и депутатов. Два последних вопроса Конституционный Суд отнес к вопросам, влекущим внесение поправок в Конституцию. Третий референдум РФ проводился по проекту новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Одновременно с референдумом проводились выборы в обе палаты Федерального Собрания. Конституционному референдуму предшествовали драматические события (роспуск парламента и расстрел его резиденции). Это был первый в истории России всенародный конституционный референдум.

За всю историю действия Конституции в России на федеральном уровне не было проведено ни одного референдума, несмотря на то, что инициативы неоднократно вносились.

Право на участие в референдуме представляет собой конституционное право граждан Российской Федерации голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума.

Правом на участие в референдуме обладает гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

При определении предмета референдума законодатель, как правило, исходит из того, что на референдум публично-правового образования могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в его компетенции.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Федеральный законодатель определяет целый ряд вопросов, по которым проведение референдума не допускается (например, об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения и др.).

Также законодательством устанавливаются обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума. Так, например, инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом о референдуме, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа.

Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

Перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в закон.

В литературе предложено следующее деление референдума на стадии и этапы:

1) подготовка референдума: народная инициатива (инициатива иных субъектов, наделенных правом инициировать проведение референдума); формирование и расходование средств фонда для участия в референдуме; информирование граждан; агитация по вопросам референдума; обсуждение вопроса (законопроекта), выносимого на референдум;

2) проведение референдума: регистрация инициативной группы референдума; назначение референдума; формирование комиссий референдума; организация референдума; голосование на референдуме; установление результатов голосования на референдуме; подведение и опубликование итогов голосования на референдуме;

3) реализация принятого на референдуме решения: вступление в силу решения, принятого на референдуме; принятие правового акта органами власти, если в соответствии с принятым на референдуме решением принятие такого акта обязательно.

Референдум РФ.

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Порядок организации и проведения референдума РФ регулируется Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. «О референдуме РФ».

В перечень инициаторов референдума РФ, помимо 2 миллионов граждан РФ и Конституционного собрания, включены иные федеральные органы государственной власти, если это предусмотрено международным договором.

ФКЗ устанавливает, что граждане РФ, желающие поставить вопрос о проведении референдума, должны образовать инициативную группу по проведению референдума, состоящую из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа.

В случае регистрации региональных подгрупп более чем в половине субъектов РФ уполномоченные представители региональных подгрупп РФ вправе на своем собрании принять решение об обращении в ЦИК РФ с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и вопроса референдума и обратиться с указанным ходатайством в ЦИК РФ. Из двух миллионов подписей, необходимых для инициирования процедуры референдума, на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей участников референдума, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума.

ФКЗ предусматривает необходимость создания инициативной агитационной группы, в которую должно входить не менее 500 участников референдума (ст. 61). Участник референдума может входить только в одну инициативную агитационную группу.

Референдум РФ назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации.

В случае принятия Конституционным Судом РФ заключения о несоответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу референдума процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ (ч. 2 ст. 23 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»).

Официальное опубликование результатов референдума осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах референдума. Одновременно Центральная избирательная комиссия РФ опубликовывает данные, содержащиеся в протоколе о результатах референдума.

Роль референдума как высшего непосредственного выражения воли и власти народа подтверждается императивным характером принимаемых на референдуме решений, которые являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации. Оно не может быть отменено или изменено иначе, как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: