Роль и обязанности государства при формировании информационных ресурсов и информатизации
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 07.09.2024
1. Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации.
2. Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:
обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
формирование и защита государственных информационных ресурсов;
создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
формирование и осуществление единой научно - технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
поддержка проектов и программ информатизации;
создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.
Глава 2. Информационные ресурсы Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов
1. Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.
2. Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:
порядок документирования информации;
право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
категорию информации по уровню доступа к ней;
порядок правовой защиты информации.
Статья 5. Документирование информации
1. Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.
2. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.
Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно - технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
1. Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации.
2. Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:
ГАРАНТ:
Об основах государственной политики в сфере информатизации см. Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. N 170
обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
формирование и защита государственных информационных ресурсов;
ГАРАНТ:
См. Доктрину информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. N ПР-1895
создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
поддержка проектов и программ информатизации;
создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.
Важнейшим системообразующим актом в области обращения документированной информации является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Отношениям по поводу формирования и использования информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации посвящена гл. 2 этого Закона «Информационные ресурсы».
Закон закрепляет обязанность государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации через разработку и реализацию государственной политики в этой области, которая направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения при решении стратегических и оперативных задач социального и экономического развития РФ.
Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизациинаправлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития РФ.
Процессами формирования ИС — процессами информатизации — в России стали серьезно заниматься с начала 90-х годов. Вначале Комитет при Президенте РФ по политике информатизации, а в настоящее время в результате ряда структурных реорганизаций Минсвязи России возглавляет работы по организации этих процессов, координации действий научных и конструкторских организаций.
Несмотря на сложности, обусловленные переходной экономикой, быстрым развитием отечественного рынка информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий, государственная политика информатизации приобрела в настоящее время концептуальную целостность. Созданы важные правовые, организационные и экономические условия для развития информационной и коммуникационной инфраструктуры, системы распространения и использования информационных ресурсов. Существенное внимание уделяется разработке законодательства в этой области. Так, в сентябре 1992 года принят Закон "О правовой охране программ для электронных машин и баз данных", в ноябре 1994 года - Закон "Об обязательном экземпляре документов", в феврале 1995 года - Закон "Об информации, информатизации и защите информации", в июне 1996 года - Закон "Об участии в международном информационном обмене". По проблемам информатизации выпущено большое количество указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а также руководящих и организационно-методических материалов различных государственных организаций. Здесь нам представляется полезным остановиться на основных элементах понятийного аппарата информатизации, введенных в упомянутых выше, нормативно-правовых документах.
Прежде всего дадим определение собственно термину "информатизация". В Законе "Об информации, информатизации и защите информации" это понятие определено следующим образом:
Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:
• обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
• формирование и защита государственных информационных ресурсов; создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
• создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
• обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!
Исходные понятия
Вам будет интересно: Журнал "Этнографическое обозрение": содержание, история, главные редакторы
Вам будет интересно: Комаров Дмитрий Константинович, журналист: биография, личная жизнь, карьера
Понятие информационных ресурсов
Для осуществления любой деятельности человеку необходимы ресурсы. Под ними понимают некие объекты, помогающие достигать целей. Из них выделяют материальные, природные, энергетические, трудовые и финансовые. И важнейшими в деятельности современных предприятий и людей являются информационные ресурсы. Их главным отличием от прочих является то, что они представляют собой результат интеллектуальной деятельности населения. Их создателями выступает квалифицированная и творческая часть жителей страны, поэтому такие данные составляют национальное достояние.
Вам будет интересно: Биография журналиста Сергея Доренко
Частные и государственные информационные ресурсы относятся к виду возобновляемых и могут подлежать распространению и тиражированию. В основном они представлены в виде книг, документов, баз данных, произведений искусства. То есть это все то, что накоплено обществом за историю своего существования и развития. Они объединяют все знания и опыт человечества в виде первичной и вторичной информации. В первом случае это объем знаний, который постоянно увеличивается в результате деятельности людей. Во втором случае – это информация, обработанная и зафиксированная на каких-либо носителях.
Сегодня количество таких сведений стремительно растет. Каждый человек имеет возможность создавать собственные информационные ресурсы в виде текстов, фотографий, аудио и видеофайлов. В законе такие информационные ресурсы определяются как документы и их массивы. Владеть ими могут как отдельные личности, так и организации, и группы людей, в том числе и государство.
Виды информационных ресурсов
Существует множество оснований для классификации информационных ресурсов. По содержанию они могут быть поделены на: научные, общественно-политические, персональные данные, нормативно-правовые, экологические и прочие. По форме можно выделить документированные и недокументированные информационные ресурсы. Первые, в свою очередь, делятся на текстовые, графические, аудио, фото и видеодокументы, электронные. По форме собственности выделяют: государственные информационные ресурсы, муниципальные, принадлежащие общественным организациям и частные.
Базу данных страны можно разделить по уровням госструктуры на федеральные сведения, субъектов РФ, муниципальные, отдельных ведомств. Согласно критериям ограничений существуют ресурсы всеобщего и служебного пользования, информация, доступ к которой предоставляется по соглашению сторон, и запрещенная.
Управление информационными ресурсами
Каждое государство организует систему руководства информационными ресурсами для достижения следующих целей:
- создания массива документов, способствующих управлению страной и реализации конституционных прав и обязанностей;
- хранение и защита информационных ресурсов государства;
- обеспечение доступа к базе данных со стороны организаций и граждан.
Для достижения этих целей необходимо решить несколько важнейших организационных задач. Система государственного управления информационными ресурсами призвана обеспечить:
- Организацию сбора, обработки и хранения важных сведений.
- Координацию деятельности различных ведомств для создания единого информационного пространства государства.
- Учет и обеспечение доступа к данным ресурсам.
- Организацию защиты информации, контроль за ее хранением и использованием.
Вам будет интересно: Наталья Эстемирова: биография, личная жизнь, семья, фото
Состав государственных информационных ресурсов
В целом все информационные ресурсы страны можно разделить на две большие группы: те, которые необходимы для функционирования отдельных государственных органов, и те, которые нужны внешним пользователям. Вторая группа создана для того, чтобы собирать сведения и обеспечивать к ним доступ со стороны граждан и различных организаций. К ним относятся библиотечная и архивная сети страны, а также системы статистики и научно-техническая. А информационные ресурсы государственных органов – это комплексное обеспечение сведениями о деятельности пенсионных фондов, судов, социальных служб, министерств и ведомств.
Формирование и использование информационных ресурсов
В работе различных государственных органов образуется множество документов, которые необходимо эффективно хранить и организовывать их использование. Формирование государственных информационных ресурсов включает следующие виды деятельности:
- создание условий для развития и усовершенствования системы защиты прав собственности на все виды информации;
- организация баз разных уровней государственной и частной деятельности и обеспечение единого информационного пространства;
- разработка специальных систем, способствующих обмену, распространению и использованию данных ресурсов.
- создание условий для качественного обслуживания граждан и организаций;
- разработка единой системы распространения и сбора информации.
Государственная политика в сфере информационных ресурсов
Деятельность в сфере базовых сведений регулируется законом «Об информации, информатизации и защите информации». Государство берет на себя обязательство по отношению исполнения этого постановления, а также занимается его усовершенствованием в связи с происходящими изменениями. Политика страны в этой сфере направлена на то, чтобы создать эффективную систему по сбору, обработке, хранению и использованию информационных ресурсов. Государство принимает на себя ответственность и обязанности по формированию единой базы. Оно является гарантом сохранения персональных данных граждан, а также способствует улучшению деятельности в этой сфере. Обеспечение государственных информационных ресурсов современной системой защиты, в том числе законодательной, - это важнейшая задача руководства страны.
Информационные ресурсы органов власти
Библиотечные сети
Для обеспечения населения разносторонними необходимыми знаниями в стране функционируют библиотечные системы. Их особенностью является то, что они хранят только обработанную, опубликованную и растиражированную информацию. В соответствии с законом «О библиотеках» в России работают такие виды библиотечных сетей:
- публичные;
- научно-технические;
- вузовские;
- медицинские;
- сельскохозяйственные.
Кроме вышеперечисленных, есть также школьные, профсоюзные, армейские и прочие. Библиотеки охватывают всю страну и бесплатно обеспечивают население информацией. В эту государственную систему входит более 150 тысяч учреждений.
Архивы
К системе государственных ресурсов относится и архивная сеть страны. В этих учреждениях России находится 460 миллионов информационных единиц. Документы принимаются на хранение следующими учреждениями:
- государственными и муниципальными архивами;
- библиотеками и музеями;
- системами информационного хранения Академии наук.
Государственная архивная сеть принимает документы на постоянный учет, а временное комплектование осуществляют различные предприятия, ведомственные и отраслевые архивы. Главной задачей систематизированного учреждения является качественное хранение информации и предоставление справочной документации по ней гражданам и предприятиям.
Система статистики
Государство кроме хранения и распространения информации занимается ее сбором. Для этого создана система органов статистики, которая обеспечивает формирование ресурсов о самых разных аспектах жизни страны. Объектами такого рода учета являются показатели социально-экономического развития и демографические, состояния различных отраслей, общественное мнение, наличие трудовых ресурсов и многое другое. Статистические информационные ресурсы органов государственной власти позволяют оценивать эффективность их работы, данные о жизни населения, о функционировании экономики. Дают представление о том, как живет страна.
Система научно-технической информации
В России функционирует сеть по сбору, хранению и использованию информации, образующейся в результате исследовательской и научно-технической деятельности. Она необходима для ученых, которые генерируют новые идеи, изобретения и должны быть в курсе новых открытий. Также создание государственных информационных ресурсов в научно-технической сфере необходимо предприятиям, которые планируют внедрять инновации в производство, в коммерческую деятельность. В данную систему входят сеть библиотек и исследовательские центры. Они занимаются сбором информации, а также распространением опубликованных данных. Эта сеть также аккумулирует патентные сведения, которые могут использоваться компаниями и частными лицами.
Государственные интернет-ресурсы
Для качественного обслуживания в России создаются информационные ресурсы государственной власти и организуется их представительство в Сети интернет. Это позволяет получать гражданам сведения о работе госструктур, справки о конкретных людях и организациях, статистические данные, оформлять различные документы. Главным интернет-ресурсом является сайт Госуслуги, который позволяет населению получить информационное обслуживание, не выходя из дома. Также существуют сайты библиотек, архивных учреждений, органов власти, которые упрощают доступ населения к базе данных.
Значение информационных ресурсов в современном государстве
Сегодня сложно представить успешную страну, не заботящуюся о собственных информационных ресурсах. Они имеют чрезвычайную важность в деятельности предприятий и в жизни граждан. При этом государственные информационные ресурсы призваны обеспечить население качественными, достоверными сведениями. Сегодня, когда жизнь каждого человека изменяется из-за растущей информатизации, органы власти должны эффективно контролировать эти процессы и управлять ими, чтобы не случилось хаоса в этой сфере.
Автор статьи
Читайте также:
- Ул мишина д 56 корп 8 отдел судебных приставов как добраться
- Может ли мировой суд привлечь к уголовной ответственности
- Порядок предоставления компенсационных выплат спортивным судьям
- Вправе ли российский суд ссылаться на прецеденты европейского суда по правам человека
- Основания ограничения родительских прав судебная практика