Ресурсное обеспечение государственного управления и его виды
Обновлено: 23.03.2023
Муниципальные образования в той или иной мере обеспечены определенными ресурсами.
Под ресурсами муниципального образования понимается совокупность материальных и нематериальных ресурсов муниципального образования, которые могут быть использованы им в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Ресурсы закрепляются за муниципальными образованиями на основе следующих принципов:
- принципа соразмерности, когда объем выделяемых ресурсов приводится в соответствие с объемом задач, решаемых муниципальным образованием;
- принципа комплексности, когда объем закрепляемых за муниципальными властями полномочий позволяет им в полной мере осуществлять решение вопросов местного значения. К примеру, для обеспечения населения муниципального образования услугами жилищно-коммунального хозяйства все соответствующие службы поселения должны находиться в собственности муниципалитета;
- принцип эффективности использования ресурсов, подразумевающий, что передача ресурсов в муниципальную собственность позволит получить максимальную отдачу от их использования по сравнению с иными возможностями их использования. К примеру, эффективность распоряжения земельными ресурсами возрастает на муниципальном уровне, который в силу приближенности к населению способен лучше понимать нужды жителей муниципальных образований.
Основу ресурсного обеспечения муниципального образования составляет муниципальное хозяйство, которое обладает следующими характерными чертами:
- во-первых, включает в себя совокупность хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории муниципального образования;
- во-вторых, хозяйственная деятельность указанных хозяйствующих субъектов ориентированная на удовлетворение общественных потребностей;
- в-третьих, хозяйствующие субъекты, отличающиеся разнообразной природой деятельности, требуют существования органа, деятельность которого направлена на их координацию.
Управление финансовыми ресурсами муниципального образования
Управление финансовыми ресурсами муниципального образования включает три стадии:
- Финансовое планирование, в процессе которого проводится аналитическая работа, направленная на прогнозирование бюджетных доходов и расходов муниципального образования. Результатом финансового планирования является формирование местного бюджета;
- Бюджетный процесс, суть которого заключается в исполнении местного бюджета;
- Оценка результата, которая направлена на осуществление контроля за расходованием финансов муниципального образования.
Готовые работы на аналогичную тему
Главное требование к организации управления муниципальными финансовыми ресурсами заключается в разграничении указанных функций между отдельными органами, чтобы обеспечить эффективность управления и надежность контроля.
С этой целью в структуру органов муниципального управления включаются следующие органы:
- во-первых, финансовые – то есть те, которые заняты финансовым планированием;
- во-вторых, бюджетные, то есть те, которые заняты организацией и осуществлением бюджетного процесса;
- в-третьих, контрольные, то есть те, которые заняты осуществлением контроля расходования средств бюджета.
Управление земельными ресурсами муниципального образования
Важнейшим видов ресурсов муниципального образования является земля, которая обладает двойственным характером:
- во-первых, земля выступает в качестве природного ресурса и составляет физическую основу планирования и застройки поселений;
- во-вторых, земля обладает определенной стоимость, суть которой выражается в ее способности обеспечивать муниципальное образование доходом.
В практике развитых стран доход от использования муниципальных земель формирует основную долю доходов местных бюджетов. В российской практике наблюдается обратная ситуация, хотя в настоящее время местные власти прикладывают усилия для увеличения поступлений от муниципальных земель. Сейчас доля таких доходов колеблется в пределах от 4 до 20 процентов от общих доходов местного бюджета.
Земли, на которых расположено муниципальной образование, не всегда находятся в муниципальной собственности и могут выступать объектом купли и продажи. С правовой точки зрения наиболее удобной ситуацией является такая, при которой собственники земли и недвижимости, расположенной на ней, совпадают, но это не всегда возможно, в результате чего часто возникают спорные ситуации.
Фактически очень небольшая доля земель, на территории которых находятся муниципальные образования, является муниципальной собственностью. Как правило, то те земли:
- которые заняты муниципальной недвижимостью;
- которые остались в муниципальной собственности даже после возведения на ни частных объектов недвижимости;
- которые относятся к категории особо охраняемых природных территорий местного значения;
- которые заняты обособленными водными объектами муниципалитета;
- которые относятся к категории участков недр местного значения.
Управление земельными ресурсами муниципальных образований должно учитывать влияние следующих факторов:
- во-первых, политических (намерения властей относительно использования муниципальных земель);
- во-вторых, пространственных (величина территории, природные условия и так далее);
- в-третьих, рыночных (спрос и предложение земельных ресурсов);
- в-четвертых, экономических (возможности совместного, однотипного использования земель в целях осуществления определенного производства);
- в-пятых, социальных (особенности расселения и социальных характеристик населения на территории муниципального образования);
- в-шестых, экологических (пригодность того или иного земельного участка для осуществления определенной деятельности, и наоборот).
Важнейшим вопросом управления муниципальными землями является вопрос их приватизации, требующий тщательного подхода при осуществлении и антикоррупционного контроля.
Нужны еще материалы по теме статьи?
Воспользуйся новым поиском!
Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 11.11.2021
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
В настоящем издании подробно рассмотрены вопросы государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Авторы простым и доступным языком рассказывают о системе органов государственной власти, об организации власти в субъектах РФ, об основах и системе местного самоуправления, об административной реформе в России и т. п.
Оглавление
- 1. Основы научного государственного управления
- 2. Предмет государственного управления
- 3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
- 4. Природа и социальная сущность государственного управления
- 5. Виды государственного управления
- 6. Ресурсное обеспечение государственного управления
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственное и муниципальное управление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Ресурсное обеспечение государственного управления
1. Ресурсы — ведущий фактор эффективного государственного управления.
Основной критерий социальной эффективности использования ресурсов — качество удовлетворения насущных потребностей общества и отдельных его граждан.
Ресурсы управления в реальной жизни носят объективный (экономические, природные, социально-демографические) и субъективный характер (властные, кадровые, информационные); бывают природными и человеческими, основными и сопутствующими, базовыми и вспомогательными.
К базовым социальным ресурсам относятся власть, экономический потенциал, политические ресурсы, ресурсы принудительно-силового характера, социально-демографические возможности, интеллектуально-кадровые и информационно-коммуникационные ресурсы общества.
2. Ведущее субъективное условие и фундаментальный источник эффективного управляющего воздействия — власть.
Власть — совокупность отношений руководства, господства и подчинения.
В условиях демократического федеративного государства определяющим для управления выступает принцип разделения власти по уровням (федеральная и субъектов федерации) и ветвям (законодательная, исполнительная, судебная). По уровням государственная власть распределяется на конституционных либо договорных началах, закрепляется в форме соответствующей номенклатуры предметов ведения.
В России к предмету исключительного ведения федеральных органов относятся международные отношения, оборона и безопасность государства, установление границ и таможенное дело, денежное и валютное обращение, монетная монополия, учреждение федеральной системы правоохранительных и судебных органов, объявление войны и заключение мира, производство, приобретение, продажа, распространение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и ряд других вопросов, имеющих принципиальное значение для государства.
К предмету исключительного ведения субъектов Федерации относятся местное управление, регистрация, регулирование деятельности и ликвидация местных предприятий, местные налоги, учреждение и замещение местных должностей, вопросы общественного порядка, культура, санитария, здравоохранение, местные коммуникации, коммунальное обслуживание, пособия престарелым и инвалидам, организация местной полиции, городское устройство и другие вопросы, которые непосредственно касаются населения, проживающего на территории субъекта.
В настоящем издании подробно рассмотрены вопросы государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Авторы простым и доступным языком рассказывают о системе органов государственной власти, об организации власти в субъектах РФ, об основах и системе местного самоуправления, об административной реформе в России и т. п.
Оглавление
- 1. Основы научного государственного управления
- 2. Предмет государственного управления
- 3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
- 4. Природа и социальная сущность государственного управления
- 5. Виды государственного управления
- 6. Ресурсное обеспечение государственного управления
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственное и муниципальное управление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Основы научного государственного управления
1. Современная теория государственного управления носит комплексный междисциплинарный характер.
Объект изучения научного государственного управления — государство и его аппарат, различные подразделения органов публичного государственного и муниципального управления как в целом, так и в отдельных его частях, подсистемах и институтах.
Предмет изучения научного государственного управления — сущность, содержание и закономерности государственного управления; структура, принципы, формы, методы и правовые основы взаимоотношений государства и общества; особенности управленческих проявлений в различных социальных сферах; объективные условия и субъективные факторы, обусловливающие характер управления.
2. Выделяют некоторые особенности научного государственного управления: это самостоятельная отрасль научных знаний, но входящая в состав науки социального управления в целом; комплексное знание, включающее в себя управленческо-методологические аспекты фундаментальных общественных наук (философии, истории, юриспруденции, социологии, менеджмента, политэкономии и др.).
Управление — результат управленческой деятельности, который может быть созидательно-конструктивным и разрушительным, развивающим и тормозящим, реформаторским и революционным, нравственным и безнравственным, злонамеренным и добропорядочным.
Система государственного управления — единство и взаимосвязь органов государственного управления и тех управляемых объектов, в отношении которых они реализуют свои управляющие воздействия, их сохраняют, изменяют или развивают.
3. К основным целям теории государственного управления относятся: дескриптивная (в соответствии с которой описывается предмет изучения, его проблематика и методы); прагматическая (позволяющая получать знания для решения практических проблем управления в целях обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и динамичного развития общества); теоретическая (реализация которой помогает познать сущность и принципы государственного управления, организационные и функциональные управленческие взаимосвязи, представить пути повышения его эффективности).
В настоящем издании подробно рассмотрены вопросы государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Авторы простым и доступным языком рассказывают о системе органов государственной власти, об организации власти в субъектах РФ, об основах и системе местного самоуправления, об административной реформе в России и т. п.
Оглавление
- 1. Основы научного государственного управления
- 2. Предмет государственного управления
- 3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
- 4. Природа и социальная сущность государственного управления
- 5. Виды государственного управления
- 6. Ресурсное обеспечение государственного управления
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственное и муниципальное управление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
5. Виды государственного управления
1. Управление может быть демократическим, цивилизованным, или антидемократическим (авторитарным, тоталитарным, диктаторским). В СССР до начала 1990-х гг. господствовала система государственного управления, основанная на идеологическом и политическом диктате.
По иерархической структуре власти государственное управление может быть федеральным, региональным и местным.
2. По объекту управленческого воздействия государственное управление может быть функциональным (отраслевым и межотраслевым) и территориальным.
Функциональное управление предполагает наличие вертикальной соподчиненности от центра до предприятия. Реализуется через министерства, службы и агентства, которые осуществляют единую политику в отрасли или сфере управления, разрабатывают соответствующую нормативно-правовую базу управления, обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции, осуществляют соответствующий контроль и надзор, оказывают государственные услуги населению.
Территориальное управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития. Обеспечивается разграничением полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти. В Российской Федерации управление осуществляется из трех «центров»: федеральных органов власти силами федеральной государственной службы, органов власти субъектов РФ и их органами государственной гражданской службы, местных органов власти и органов муниципальной службы.
3. В зависимости от целей, задач и временных рамок управление подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное.
Стратегическое управление предполагает долгосрочную ориентацию развития общества по отдельным направлениям, сферам, объектам и территориям, определяет цели развития общества и задает основной вектор деятельности каждому звену управления.
Основа стратегического управления — стратегические планы, концепции и программы, ориентированные на качественное изменение социума, сравнимые с лучшими мировыми достижениями.
Тактическое управление — конкретные действия по реализации намеченных целей.
Это краткосрочное управление, при котором на базе имеющейся информации происходит постоянное сравнение показателей стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период. В рамках оперативных решений осуществляется корректировка показателей стратегического плана, пересматриваются промежуточные цели и задачи.
Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи.
4. По содержанию и методам управленческого воздействия государственное управление может быть политическим, экономическим, административным и социальным.
Политическое управление — разработка политики, принятие политических и соответствующих правовых решений, их практическая реализация.
Экономическое управление — процесс принятия и реализации государственных решений, касающихся экономической сферы. Осуществляется косвенно, путем воздействия на экономические интересы. Государство обладает исключительным правом на налоговое, инвестиционное, тарифное, таможенное, экологическое и другое регулирование. В данном случае отсутствует прямое директивное принуждение, объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае их противоправности к нему применяются экономические, административные и даже уголовные санкции.
Административное управление — проведение политики с помощью эффективного, ответственного и «прозрачного» государственного администрирования.
Административное воздействие осуществляется путем непосредственного влияния на интересы управляемых объектов методами директивного принуждения, с помощью разрешения, запрета, дисциплинарных санкций, применяемых независимо от их мнения. Суть такого управления — воздействие на управляемых по схеме «приказ — подчинение».
Социальное управление — организация и управленческие процедуры в гражданском обществе, защищающие культурные и религиозные ценности, создающие благоприятную атмосферу для самореализации личности.
1. Ресурсы – ведущий фактор эффективного государственного управления.
Основной критерий социальной эффективности использования ресурсов – качество удовлетворения насущных потребностей общества и отдельных его граждан.
Ресурсы управления в реальной жизни носят объективный (экономические, природные, социально-демографические) и субъективный характер (властные, кадровые, информационные); бывают природными и человеческими, основными и сопутствующими, базовыми и вспомогательными.
К базовым социальным ресурсам относятся власть, экономический потенциал, политические ресурсы, ресурсы принудительно-силового характера, социально-демографические возможности, интеллектуально-кадровые и информационно-коммуникационные ресурсы общества.
2. Ведущее субъективное условие и фундаментальный источник эффективного управляющего воздействия – власть.
Власть – совокупность отношений руководства, господства и подчинения.
В условиях демократического федеративного государства определяющим для управления выступает принцип разделения власти по уровням (федеральная и субъектов федерации) и ветвям (законодательная, исполнительная, судебная). По уровням государственная власть распределяется на конституционных либо договорных началах, закрепляется в форме соответствующей номенклатуры предметов ведения.
В России к предмету исключительного ведения федеральных органов относятся международные отношения, оборона и безопасность государства, установление границ и таможенное дело, денежное и валютное обращение, монетная монополия, учреждение федеральной системы правоохранительных и судебных органов, объявление войны и заключение мира, производство, приобретение, продажа, распространение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и ряд других вопросов, имеющих принципиальное значение для государства.
К предмету исключительного ведения субъектов Федерации относятся местное управление, регистрация, регулирование деятельности и ликвидация местных предприятий, местные налоги, учреждение и замещение местных должностей, вопросы общественного порядка, культура, санитария, здравоохранение, местные коммуникации, коммунальное обслуживание, пособия престарелым и инвалидам, организация местной полиции, городское устройство и другие вопросы, которые непосредственно касаются населения, проживающего на территории субъекта.
В совместном ведении находятся судоустройство и судопроизводство, социальное обеспечение, налоги, земельное право, трудовое право, электроэнергетика, промышленность, торговля, банковское и биржевое дело, транспорт, за исключением федерального, образование, культура, демографическая политика, здравоохранение, охрана окружающей среды.
3. В состав экономического потенциала общества входят материально-финансовые ресурсы; фонды хозяйствования; природные ресурсы как предмет и средство производства; государственные резервы.
Политические ресурсы играют активную роль в государственном управлении, особенно в разработке различных целевых программ и концепций, контроле деятельности государственных органов, защите прав и свобод человека.
Ресурсы принудительно-силового характера в условиях демократического правового государства играют вспомогательную роль. Тем не менее они незаменимы, поскольку никакие политические, экономические и воспитательные меры сами по себе не обеспечат нужный результат при реализации «непопулярных решений» в борьбе с преступностью, коррупцией, бюрократизмом, злоупотреблением властью.
Человеческий ресурс – основа ресурсного обеспечения управления в целом. К сожалению, интеллектуально-демографический ресурс современной России используется не всегда продуманно и рационально. Ежегодно страна теряет от 700 тыс. до 1 млн общей численности своего населения. Увеличивается доля престарелых и неработающих. Не ослабевает отток специалистов за рубеж. В то же время усиливается приток граждан из других государств.
Оздоровление и развитие человеческих ресурсов – важнейшая задача российского государства.
В интеллектуально-кадровый ресурс общества входят кадры хозяйственных руководителей, ИТР и специалистов массовых профессий, учителей, врачей, творческой интеллигенции; административно-политическая элита, персонал гражданской, военной и правоохранительной государственной службы, должностные лица муниципальных образований.
4. Информационная система государства (информационный ресурс общества) представляет собой набор специфических мероприятий, методов, направленных на сбор, хранение, обработку данных и дальнейшее использование по назначению любой информации. Информация классифицируется по содержанию, уровню власти и статусам субъекта и объекта государственного управления, источнику информационных потоков, направленности, уровню обработанности.
Источники информации для государственного управления – наука, законодательство, система государственной и ведомственной отчетности, данные статистического учета и текущего контроля, доклады спецслужб, публикации средств массовой информации, письма граждан и др.
Для современной России важное значение имеют создание общенациональной и региональных автоматизированных систем управления; внедрение мониторингового контроля реализации государственных целевых программ и приоритетных проектов; развитие телекоммуникационной инфраструктуры; создание автоматизированных рабочих мест; подключение к сети Интернет и различным информационно-справочным системам; овладение всеми субъектами управления и их персоналом современными информационными технологиями; совершенствование нормативно-правового и нормативно-методического обеспечения информационно-коммуникативных систем; развитие дистанционных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; обеспечение надежной информационной безопасности государства.
Автор статьи

Читайте также: