Река по которой ходят суда вид придаточного
Обновлено: 03.06.2023
2. Развивающая: уметь различать виды СПП, уметь задавать вопросы от главного предложения к придаточному, находить в тексте данные СПП ; отработать связи придаточного с главным, совершенствуя пунктуационные навыки.
3. Воспитательная: вызывать интерес к уроку.
Оборудование: учебник, карточки.
I. Организационный момент.
"Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.
– Согласны вы с этими словами?
определение темы и цели урока.
II. Актуализация знаний.
1. Повторение. Не с разными частями речи.
Не нарушая режима, не пересечены линией, незаконченная работа, незамерзшая река, не был в школе, прыгнул не высоко, а низко, долго не заживающая рана, дорога не освещена, не просмотрев до конца, нездоровится, ненавидя, не сделав, недоумевая, невзирая, вовсе не интересный фильм.
2. Фронтальный опрос – графический диктант.
Составьте схему и определите вид придаточного (2 учащихся работает у доски)
1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).
2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).
3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).
4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).
5. В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.(Придаточное определительное).
-А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.
6. Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.
-Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства места).
-Какие ещё обстоятельства бывают? (времени, цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия).
- А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам, союзам)
III. Систематизация материала.
- Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.
Работа с учебником. Чтение правила.
Рассмотрим таблицу стр.145-146.
Придаточные обстоятельственные
Образа действия или степени
Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.
Девочка рассказала так хорошо (как?), что ни у кого не было вопросов.
Где, куда, откуда
Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.
Когда ( когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др.
Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
Если (если…то), когда, раз и др.
Я приду к вам завтра (при каком условии?),если ты не возражаешь.
Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.
Нужно зажечь лампу (почему?), потому что становится темно.
Чтобы, для того чтобы и др.
Мы пошли через поле (зачем?), чтобы сократить путь.
Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.
Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.
Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни
Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд (несмотря на что?).
Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.
IV. Закрепление материала.
-Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно-цифрового диктанта.
Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:
• в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
• во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.
1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. (С придаточным условным).
2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь. (Простое предложение).
3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. (С придаточным времени).
4.Двое продолжали гулять вопреки дождю. (Простое предл.)
5.Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.(С придаточным цели).
6.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.(Простое пр.)
7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. (С придаточным места).
8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем. (Простое предл.)
9.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу. (С придаточным причины).
10.Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде. (Простое предл.)
Ключ: сложноподч. предл. простые предл.
1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10
-Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.
-На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ).
Взаимопроверка. «5» - 10, «4» - 9-6, «3» - 5 -4
2. Дифференцированные задания.
1. с . Определить главное и придаточное предложение. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
1. Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.
2. Мы едем охотиться туда, где много водится зайцев.
3. Морозный воздух так обжигал, что трудно было дышать.
4. Около дома в зелени завелся соловей, который кричит не переставая.
5. Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко.
6. Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись.
7. Солома была гнилая и рыхлая, так что волчица едва не провалилась.
8. Плыли мы очень быстро, потому что в этих местах течение Днепра очень сильное.
9. Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости.
2. Распределительный диктант. Определить виды придаточных обстоятельственных, составить схемы.
1. Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.
2. Хотя королек небольшая птичка, но летает он быстро и достаточно высоко.
3. Куда мать, туда и дитя.
4. По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется…
5. Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы нападали на него.
6. Раз дождя нет, значит, можно идти дальше.
7. На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
8. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск
Ключи к диктанту:
1 – с придаточным цели;
5 – образа действия и степени;
3. *Упражнение 169.
3.Расставить знаки препинания. Определить виды придаточных.
1.Куда ни взглянешь всюду холмы. (место)
2.Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться. (время)
3.Читатель ошибается если представляет себе тайгу в виде рощи. (условие)
4.Я решил подняться на гору чтобы оттуда рассмотреть окрестности. (цель)
5.Савельич мало-помалу успокоился хотя все еще изредка ворчал про себя. (уступки)
6. Вечером гости уехали потому что в доме негде было поместиться. (причина)
8.Он бежал так как раньше не бегал. (образ действия)
V. Итоги урока.
1.Ямщикам подвязали колокольчики, чтобы звук не привлек внимания сторожей.
2.В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван.
3.Не исполнил он этого намерения только потому, что на набережной было слишком много народа.
4.Хотя королек небольшая птица, но летает он быстро, и достаточно высоко.
5.По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется.
6.Раз дождя нет, значит можно идти дальше.
7.Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.
8.Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым.
9.Все, что делается на свете, прекрасно и умно.
10.Лонсевиль долго не мог припомнить, в каком городе он видел подобное здание.
11.Еще не известно, придет ли вовремя хирург.
12.Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
13.Синоптики сообщили, что завтра будет дождь.
14.Подайте мне книгу, что лежит на столе.
15.Он пообещал, что вернется до заката.
16.Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще.
17.Откуда солнышко встает, оттуда и лето красное придет.
18.Куда иголка, туда и нитка.
19.Нет истины, где нет любви.
20.Мы едем охотиться туда, где много водится зайцев.
21.Напишите когда вы приедете.
22.Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела.
23.Я думал о том, что случилось.
24.Мы давно знали откуда появились эти слухи.
25.Уля не сразу сообразила что произошло.
26.Он долго смотрел в ту сторону куда ушёл пароход.
27.Путники увидели море только когда поднялись на вершину горы.
придаточное обстоятельственное цели 1
придаточное определительное 2 8 9 12 14 26
придаточное обстоятельственное причины 3 7
придаточное обстоятельственное уступки 4
придаточное обстоятельственное условия 5 6
придаточное изъяснительное 10 11 13 15 16 21 22 23 24 25
придаточное обстоятельственное места 17 18 19 20
придаточное обстоятельственное времени 27
Придаточное предложение — это синтаксически и по смыслу зависимая часть сложноподчиненного предложения, которая присоединяется к главной части с помощью союзов или союзных слов.
Рассмотрим, какие виды придаточных предложений выделяют в сложноподчиненных предложениях. Приведем примеры с разными видами придаточных предложений.
Что такое придаточное предложение?
В сложноподчиненном предложении два простых предложения являются неравноправными по отношению друг к другу. Одно простое предложение выступает как главное, а второе зависит от него. Зависимое предложение подчинено главному по смыслу и синтаксически. Подчинительная связь между ними выражается с помощью союзов или союзных слов и интонации.
Пышно расцвела сирень, аромат которой кружит голову.
К главному предложению (пышно расцвела сирень) присоединяется с помощью союзного слова «которой» зависимая часть, поясняющая слово «сирень» в главной части:
сирень (какая?) аромат которой кружит голову.
Придаточное предложение углубляет, расширяет или уточняет содержание главной части.
В зависимости от значения и того, что поясняется в главной части, различают виды придаточных предложений:
- определительные
- изъяснительные
- обстоятельственные
Рассмотрим подробнее виды придаточных предложений в СПП. Выясним их значение, на какие вопросы отвечают придаточные части, какие союзы и союзные слова характерны для них.
Определительное придаточное предложение
Придаточное определительное предложение всегда относится к имени существительному (любому слову в его роли) в главной части и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?
По синтаксической функции оно соотносится со второстепенным членом предложения определением. Поясняемое существительное может быть как главным членом предложения, так и второстепенным.
Деревушку окружал густой лес , в котором водились лоси.
Мы собрали много грибов в лесу , к которому нас привела малозаметная тропинка.
Придаточные определительные предложения присоединяются с помощью только союзных слов:
В главной части при определяемом существительном может быть местоимение с выделительным значением «тот», «такой», «этот», служащее указательным словом.
Наступил такой жаркий день, когда хочется без конца купаться в прохладной речке.
Особенностью этого типа придаточных предложений является то, что они никогда не стоят впереди главной части, а находятся после неё или в середине.
Изъяснительное придаточное предложение
Придаточное изъяснительное предложение относится в главной части к словам, которые нуждаются в дополнительном разъяснении. Без такого распространения главная часть окажется неполноценной, непонятной по содержанию.
В эту минуту Ольга поняла, что ей следует поторопиться.
Придаточное изъяснительное предложение в главной части присоединяется, как правило, к сказуемому, которое выражено словами разных частей речи:
- глаголами речи, мысли, восприятия, чувства (говорить, сказать, объявить, видеть, радоваться, сердиться, радоваться, печалиться и пр.);
- прилагательными в краткой форме (рад, согласен, сердит, обижен и пр.)
- словами категории состояния (известно, важно, хорошо, видно, неприятно, понятно и пр.).
Эта придаточная часть отвечает на вопросы косвенных падежей, что соотносит её со второстепенным членом предложения дополнением. К главному предложению зависимая часть прикрепляется с помощью подчинительных союзов (что, ли, чтобы, будто, словно) и союзных слов (кто, что, где, когда, как, сколько, куда, зачем, почему).
Настя уверена (в чём?), что ничто не помешает нам встретиться вечером.
Я рад (чему?), как удачно всё сложилось.
Удивительно (что?), насколько прозрачна вода в этой речной заводи.
Придаточные обстоятельственные предложения по их значению и синтаксической функции можно сопоставить со второстепенными членами предложения обстоятельствами. Они имеют такую же классификацию по значению и отвечают на те же вопросы.
Виды обстоятельственных предложений
Придаточное предложение времени
Придаточное предложение времени указывает на время совершения действия в главном предложении и отвечает на вопросы когда? с каких пор? как долго? до каких пор?
Этот вид обстоятельственного придаточного предложения передает различные временны́е отношения между действиями, о которых идет речь: одновременность или их последовательность.
В придаточном предложении времени используются подчинительные союзы когда, едва, пока, как только, в то время как, перед тем как, прежде чем, меж тем как, лишь только, только что.
Придаточная часть может находиться в любом месте сложного предложения.
Как только Наташа проснулась, она с улыбкой встретила новый день.
Днем, когда все разошлись по своим делам, в доме стоит тишина.
Мы посидим на берегу вечером, когда наиболее красив закат.
В главном предложении может использоваться указательное слово «тогда».
Вечером я вернусь тогда, когда закончу намеченную работу.
Придаточное предложение места
Придаточное предложение места указывает на пространство или место, где совершается действие, о котором идет речь в главной части сложноподчиненного предложения. Это зависимое предложение в главной части поясняет слово с обстоятельственным значением:
- местоименное наречие (везде, всюду, там, тут, туда, оттуда);
- наречие места (вблизи, далеко, слева, направо, сбоку и пр.).
От такого слова к придаточному предложению места поставим вопросы где? куда? откуда? Зависимое предложение прикрепляется к главному с помощью союзных слов «где», «куда», «откуда».
От дома мы пошли налево, куда свернула тропинка, заросшая травой.
Пчёлы летят туда, где цветет душистая липа.
Придаточное предложение образа действия
Придаточное предложение образа действия обозначает, каким способом совершается действие в главной части. Оно поясняет глагол с указательным словом «так» и отвечает на вопросы как? каким образом?
Это обстоятельственное зависимое предложение присоединяется к главной части подчинительными союзами «как», «что», «чтобы», «будто», «точно», «словно».
Она так побледнела, будто чего-то очень испугалась.
Ведите себя у нас в гостях так, словно вы находитесь у себя дома.
Придаточное предложение меры и степени
Придаточное предложение меры и степени указывает на степень проявления качества, признака действия, о которых говорится в главной части, и отвечает на вопросы в какой мере? в какой степени?
Оно располагается всегда после главного предложения и присоединяется к нему союзными словами «как», «сколько», «насколько» и подчинительными союзами «что», «будто», «как будто», «словно», «точно». В главной части придаточное предложение меры и степени поясняет сказуемое или обстоятельство, которые часто употребляются с указательными словами «такой», «столько», «до такой степени», «настолько», «до того».
Его глаза настолько гневно полыхнули, что девочка испугалась.
Деревня отсюда до того далеко, будто находится на краю света.
Дети до такой степени увлечены сказкой, что не слышат зова матери.
Придаточное предложение цели
Этот вид придаточного предложения выражает цель или назначение того, о чем ведется речь в главной части. Придаточное предложение цели отвечает на вопросы с какой целью? зачем? для чего?
К главному предложению оно присоединяется с помощью подчинительных союзов «чтобы», «дабы», «для того чтобы», «с тем чтобы», а также частицами-союзами «лишь бы», «только бы».
Надя приехала в этот город, чтобы поступить в колледж искусств.
Придаточное предложение цели может находиться в любом месте: перед главной частью, в середине и в конце.
С тем чтобы узнать правильный адрес однокурсника, я обратился в справочное бюро.
Агроном предложил внести удобрения, для того чтобы получить высокий урожай зерновых, не менее двух раз за сезон.
За столом Зина не принимала участия в разговоре, лишь бы скрыть свою тревогу.
Придаточное предложение причины
Придаточное предложение причины содержит указание на причину или обоснование того, о чём сообщается в главной части. К этому зависимому предложению задаются вопросы почему? отчего? по какой причине? из-за чего?
Андрей пропустил тренировку, (почему?) потому что накануне простудился.
Придаточные предложения причины присоединяются к главной части подчинительными союзами «потому что», «так как», «поскольку», «оттого что», «в связи с тем что», «из-за того что» и пр.
Оттого что дорога обледенела, автобус пришел с опозданием.
Алексей не придет на встречу, так как уехал в командировку.
Придаточное предложение условия
Придаточное предложение условия выражает условие того, о чём ведётся речь в главной части. Эта зависимая часть отвечает на вопрос при каком условии?
Придаточное предложение условия прикрепляется к главной части посредством союзов «если», «если…то», «ежели», «раз», «когда» (в значении «если»), «как» и пр. Оно может находиться на любом месте по отношению к главному предложению.
Когда пойдешь гулять в парк, позови меня с собой.
Мы встретимся завтра, раз ты сегодня занят.
Если начнутся дожди, то туристы перенесут палатки от реки ближе к лесу.
Придаточное предложение уступки
Придаточное предложение уступки содержит условие, вопреки которому совершается действие в главной части. К этой зависимой части сложноподчиненного предложения поставим вопросы вопреки чему? несмотря на что?
Девочка была обижена, хотя всячески старалась это скрыть.
Придаточные предложения уступки присоединяются к главной части с помощью подчинительных союзов «хотя» (хоть), «пускай», «пусть», «несмотря на то что», «невзирая на то что» и союзных слов в сочетании с частицей «ни»: «кто ни», «что ни», «сколько ни», «куда ни», «где ни» и пр.
Пускай льёт дождь, возьму зонт и пойду в парк гулять с собакой.
Сколько ни сетуй на ненастье, все равно скоро выглянет солнце и высохнут лужи.
Как ни крути, а придется сдержать свое слово.
Придаточное предложение следствия
Придаточное предложение следствия указывает на результат, итог, вывод, вытекающий из содержания главной части, и отвечает на вопросы что из этого следует? что явилось следствием?
К главной части предложение следствия присоединяется посредством подчинительных союзов «так что», «в силу чего», «вследствие чего».
Обратим внимание, что зависимая часть всегда занимает постпозицию по отношению к главному предложению.
Подул сильный ветер, вследствие чего на дороге стоит пыль столбом.
К ночи ударил сильный мороз, так что затопим печь.
Если указательное наречие «так» находится в главной части и усиливает значение глагола, то союз «что» присоединяет придаточное предложение образа действия.
На неё он взглянул так, что девушка смутилась.
Придаточное предложение сравнения
Придаточное предложение сравнения поясняет главную часть путём сравнения предметов или явлений, в чём-то сходных между собой, на основе ассоциативных связей между ними. Зависимая часть присоединяется к главной подчинительными союзами «как», «словно», «точно», «будто», как будто», «подобно тому как», «как если б».
На их фоне она выглядела в своем простеньком ситцевом платьице, как серый воробышек среди пёстрых птиц с ярким оперением.
Прибрежные ивы склоняют свои ветви над рекой, точно девушки моют свои косы.
Характерной особенностью придаточного сравнительного предложения является его неполнота. В нем чаще всего опущено сказуемое, которое подразумевается из содержания главного предложения. Отметим, что в неполном предложении сравнения имеется дополнение или обстоятельство, которое принадлежит к группе сказуемого.
По реке стремительно неслись белые льдины, как корабли в бушующем море .
Сказуемое можно восстановить по смыслу.
По реке стремительно неслись белые льдины, как корабли плывут в бушующем море.
Отличаем придаточное предложение сравнения от сравнительного оборота, в котором нет грамматической основы.
Луч солнца, как золотая нить, сияет на стекле.
Придаточное присоединительное предложение
Придаточное присоединительное предложение содержит дополнительные сведения по поводу сообщенного в главной части. Это может быть пояснение, оценка, вывод или добавочные замечания. Главная часть является законченной по смыслу. В ней нет никаких указаний на то, что предложение продолжается. К придаточной присоединительной части можно задать вопросы что можно ещё сказать? каков вывод из сказанного?
Бобры строят свои хатки в несколько этажей под водой, о чем многие даже не догадываются.
Пошел мелкий нудный дождь, почему пришлось вернуться в дом.
Придаточная присоединительная часть прикрепляется к главной посредством союзных слов «что», «где», «куда», «откуда», «зачем», «как», «почему». Эти средства связи можно заменить на слова «и это».
Многие любят гулять у моря, что (и это) очень полезно для здоровья.
Видеоурок «Виды придаточных в сложноподчиненном предложении»
Придаточное определительное предложение — это зависимая часть сложноподчинённого предложения, которая поясняет слово с предметным значением в главном предложении и отвечает на вопросы какой? чей?
Узнаем, что такое определительное придаточное предложение, какие имеет грамматические особенности в составе сложноподчиненного предложения. Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным из произведений художественной литературы.
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
Определительное придаточное предложение относится в главном предложении к существительному, местоимению или слову другой части речи в роли существительного, давая ему характеристику или раскрывая более детально его признак. Эта зависимая часть сложноподчиненного предложения находится непосредственно за определяемым словом или отделяется от него несколькими словами.
От определяемого слова в главном предложении к придаточному определительному задаются вопросы какой? чей?
Мы шли лугом (каким?), который пестрел множеством цветов.
Небо отражалось в глазах (чьих?), что были у неё пронзительно синими.
Придаточное определительное присоединяется к определяемому слову в главном предложении с помощью только союзных слов — относительных местоимений и наречий:
Это был сильный стук, какой заставил всех вздрогнуть.
Коридор, что вёл в гостиную, был заставлен старой мебелью.
Со стороны дома, откуда послышался громкий стук захлопнувшейся двери, нам навстречу шёл человек в низко надвинутой шляпе.
Придаточное определительное, относящееся к слову с предметным значением, всегда находится после главного предложения или внутри его и отделяется запятой или выделяется запятыми с обеих сторон.
А бывают случаи (какие?), когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние (С. Маршак).
Дети побежали к реке, которая приветливо манила их своей прохладой, и с разбегу бросились в воду.
Обратим внимание, что в качестве союзных слов в придаточной определительной часто могут выступать относительные местоименные наречия «когда», «где», «куда», «откуда», которые употребляются в значении «который». Помним, что от существительного (местоимения) в главном предложении, невзирая на такое, казалось бы «обстоятельственное» союзное слово, к придаточной части все равно задаем вопрос определения какой?
Он выхватил добычу и, прижимая её к груди, побежал как раз в ту сторону (какую сторону?), откуда ехал доктор (Ю. Олеша).
Как видно из этого примера, существительное в главной части, к которому относится определительное придаточное, может иметь при себе указательное слово (тот, такой, этот и пр.).
Это был как раз тот поворот, за которым стоял дом бабушки.
К придаточным определительным отнесем предложения, поясняющие местоимения «то», «всё», «тот», «таков» в главном предложении. Они отвечают на вопросы какой? каков? Их называют местоименно-определительными предложениями, например:
Кто с пользой отечеству трудится, тот с ним легко не разлучится (И. Крылов).
Видеоурок
Примеры предложений
Андрей поднял глаза и увидал стоявшую у окна красавицу, какой ещё не видывал отроду (Н. Гоголь).
Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу (И. Тургенев).
Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи (А. Грибоедов).
Он с большой веселостью описывал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба (А. Пушкин).
Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек (В. Лебедев-Кумач).
Мы поспешим на бал, куда стремглав в ямской карете мой Онегин поскакал (А. Пушкин).
Тяжелые, частые шаги послышались в лозняке, с той стороны, откуда недавно пришли Бусыга с Акимом (А. Куприн).
Это было в том месте, где говорилось о его дознании (А. Куприн).
Тогда человек десять побежали в ту сторону, где от площади начинались три узенькие улочки (Ю. Олеша).
Есть минуты в жизни, когда человек не может думать о страшном и не верит в существование зла (Ю. Казаков).
Не было теперь у реки луга, опушенного лозняком и ракитами, луга, где на моей памяти мальчишки пасли лошадей (И. Кузнецов).
Я не слыхала звонов тех, что плавали в лазури чистой … (А. Ахматова).
Поле и пройти-то было всего шесть километров до Судовиков, откуда лесная наезженная дорога прямиком выводила на тракт (Л.М. Леонов).
Тест по русскому языку Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и с придаточными изъяснительными 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом 3 части. В части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание.
Вариант 1
А1. Какое предложение содержит придаточное определительное?
1) Начинало смеркаться, когда я пришёл к комендантскому дому.
2) Она не очень разборчива, ибо с тех пор отвечает на его поклон улыбкой.
3) Я собрал книги, которые отложил раньше, и подошел к библиотекарю.
4) Он спросил, что мы будем делать летом.
А2. Какое предложение содержит местоименно-определительное придаточное?
1) Куда мы направлялись, я не знал.
2) Кто хочет, тот добьётся.
3) День пролетел так быстро, точно часы превратились в секунды.
4) Яблоня, под кроной которой мы спрятались, уже отцвела.
А3. Укажите предложение с придаточным изъяснительным.
1) Чтобы понять народ, надо вспомнить его историю.
2) Я долго смотрел на степь, по которой неслась тройка.
3) Он медленно шёл по широкой аллее, что вела от площадки дома в дебри парка.
4) Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.
А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я по-прежнему такой же нежный (1) и мечтаю только лишь о том (2) чтоб (3) скорее от тоски мятежной (4) воротиться в низенький наш дом.
1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 2
4) 2, 4
A5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перед глазами ребят (1) расстилалась широкая река (2) по обеим берегам (3) которой (4) выросли дома.
1) 1, 2, 3, 4
2) 2, 4
3) 1, 4
4) 2
В1. Сколько грамматических основ в предложении? Запишите ответ цифрой.
Я легко перелез через изгородь и пошёл по аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю.
В2. Определите вид придаточного в предложении:
Наступил день, когда мы двинулись в путь.
С1. Напишите, как вы понимаете высказывание Л. Толстого:
«Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью».
Вариант 2
А1. Какое предложение содержит придаточное определительное?
1) Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать.
2) Видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака и их тени.
3) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
4) Она не любила, чтобы к ней приходили в старый дом.
А2. Какое предложение содержит местоименно-определительное придаточное?
1) Он спросил, отдохнула ли она после дороги.
2) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.
3) Я догадываюсь, зачем ты хотел сюда приехать.
4) Кто любит, тот должен уметь и подождать.
А3. Укажите предложение с придаточным изъяснительным.
1) Вдруг рванул ветер с такой силой, что чуть не вырвал у Егорушки узелок и рогожку.
2) Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднимается в душе его.
3) Он оглянулся и увидел в конце улицы угол дома, где он только что жил минувшим.
4) После чаю молодёжь пошла в диванную, в свой любимый уголок, где проходили все задушевные беседы.
А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении:
Ты прохладой (1) меня не мучай (2) и (3) не спрашивай (4) сколько мне лет.
1) 2, 3
2) 1, 3
3) 2
4) 4
A5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении:
Вчера (1) я встретил старого знакомого (2) в жизни которого (3) произошло немало интересного.
В1. Определите вид придаточного в предложении:
Счастье достаётся тому, кто много трудится.
(Леонардо да Винчи)
В2. Определите вид придаточного в предложении:
Мы оказались в месте, куда не ступала нога человека.
С1. Напишите, как вы понимаете высказывание Леонардо да Винчи (см. задание В1).
Ответы на тест по русскому языку Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и с придаточными изъяснительными 9 класс
Вариант 1
А1-3
А2-2
А3-4
А4-3
А5-4
В1. 2
В2. определительное
Вариант 2
А1-1
А2-4
А3-2
А4-4
А5-3
В1. местоименно-определительное
В2. определительное
Автор статьи

Читайте также:
- Обязанности военнослужащих по сохранению государственной тайны
- Кем назначается на должность главный государственный инспектор труда рф
- Заявление о предоставлении выписки из государственного лесного реестра
- Презентация права и обязанности государства и граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности
- Иск к сбербанку о взыскании неосновательного обогащения