Развитие судебной системы в условиях конституционной монархии закон о местном суде 1912г

Обновлено: 27.09.2023

Аннотация: Предметом представленного исследования являются нормы законопроекта (ставшего в дальнейшем законом) "О преобразовании местного суда", регулирующие гарантии независимости мировых и волостных судей в России. Изучается процесс эволюции взглядов законодателя на комплекс гарантий независимости судей, таких, как особая процедура формирования судейского корпуса, несменяемость судей, независимость суда от администрации, высокое материальное обеспечение судей. Исследуется дискуссия в правительственных кругах по вопросу о сохранении волостного суда и его дальнейшего реформирования. В процессе исследования применялись такие методы исследования, как сравнительно-исторический и сравнительно-правовой, историко-типологический, хронологический и другие. Отмечается, что проблемы функционирования местной юстиции вынудили правительство в 1905 г. вернуться к идее ликвидации волостного суда и восстановления суда мирового модели 1864 г. Однако соображения кадровые, финансовые и идеологические заставили законодателя отказаться от первой меры и лишь реорганизовать волостной суд. В процессе разработки нового закона был учтен ряд ошибок, связанных с обеспечением независимости судей. Однако остались нерешенными многие проблемы. Так, сохранялась зависимость мировых судей от земских собраний, не была реформирована процедура привлечения судей к дисциплинарной ответственности; размер окладов волостных судей не мог служить действенной гарантией их независимости и т.д. Ряд этих вопросов планировалось разрешить в будущем, что так и не было реализовано из-за событий 1917 г.


Ключевые слова: Независимость судей, несменяемость судей, волостной суд, мировой суд, Министерство юстиции, дисциплинарная ответственность, Государственный совет, Государственная дума, Совет Министров, И. Г. Щегловитов

Завадский А. В. О проекте министра юстиции о преобразовании местного суда. Доклад юридическому обществу при Казанском императорском университете 17 декабря 1907 г. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1908.

Терентьев Р. В. Реформа местного суда в России в начале XX в. (историко-правовой аспект): дис. … канд. ист. наук. СПб., 2005.

Щедрина Ю. В. Правовое регулирование принципа независимости судей по Судебным уставам 1864 г. // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2.

Ю.В. Щедрина. Обеспечение независимости судей специальных (сословных) судов в России в 60-е – 80-е гг. XIX в.: проблемы правового регулирования (на примере духовного суда) // Политика и Общество. – 2012. – № 11. – С. 104-107

Щедрина Ю.В. Кадровые полномочия губернаторов в сфере судебного управления в России в 1860-х — середине 1880-х гг. (к вопросу о независимости судей) // Административное и муниципальное право. - 2012. - 11. - C. 44 - 53.

Ю.В. Щедрина Обеспечение независимости судей специальных (сословных) судов в России в 60-е – 80-е гг. XIX в.: проблемы правового регулирования (на примере духовного суда) // Политика и Общество. - 2012. - 11. - C. 126 - 133.

Севрюков Д.С. Суды общей юрисдикции и исполнительная власть в Советской России в 1917 – 1936 гг.: нормативное регулирование и правоприменительная практика // Административное и муниципальное право. - 2013. - 12. - C. 1162 - 1167. DOI: 10.7256/1999-2807.2013.12.10239.

Zavadskii A. V. O proekte ministra yustitsii o preobrazovanii mestnogo suda. Doklad yuridicheskomu obshchestvu pri Kazanskom imperatorskom universitete 17 dekabrya 1907 g. Kazan': Tipo-litografiya Imperatorskogo universiteta, 1908.

Terent'ev R. V. Reforma mestnogo suda v Rossii v nachale XX v. (istoriko-pravovoi aspekt): dis. … kand. ist. nauk. SPb., 2005.

Shchedrina Yu. V. Pravovoe regulirovanie printsipa nezavisimosti sudei po Sudebnym ustavam 1864 g. // Uchenye zapiski. Elektronnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 2.

Yu.V. Shchedrina. Obespechenie nezavisimosti sudei spetsial'nykh (soslovnykh) sudov v Rossii v 60-e – 80-e gg. XIX v.: problemy pravovogo regulirovaniya (na primere dukhovnogo suda) // Politika i Obshchestvo. – 2012. – № 11. – S. 104-107

Shchedrina Yu.V. Kadrovye polnomochiya gubernatorov v sfere sudebnogo upravleniya v Rossii v 1860-kh —
seredine 1880-kh gg. (k voprosu o nezavisimosti sudei) // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2012. - 11. - C. 44 - 53.

Yu.V. Shchedrina Obespechenie nezavisimosti sudei spetsial'nykh
(soslovnykh) sudov v Rossii v 60-e – 80-e gg. XIX v.:
problemy pravovogo regulirovaniya
(na primere dukhovnogo suda) // Politika i Obshchestvo. - 2012. - 11. - C. 126 - 133.

Sevryukov D.S. Sudy obshchei yurisdiktsii i ispolnitel'naya vlast' v Sovetskoi Rossii v 1917 – 1936 gg.: normativnoe regulirovanie i pravoprimenitel'naya praktika // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2013. - 12. - C. 1162 - 1167. DOI: 10.7256/1999-2807.2013.12.10239.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Однако обсуждение этого вопроса затянулось на шесть лет. Только по закону 15 июня 1912 г. «О преобразовании местного суда» были восстановлены мировые судьи в уездах, и вместе с тем волостные суды освобождены от подчинения административным учреждениям и введены в общую сеть судебных установлений.

Мнение Государственной думы о необходимости упразднения волостного суда как суда сословного, искусственно обособляющего крестьянское население, было отвергнуто Государственным советом

По закону 1912 года волостной суд в составе председателя и двух членов избирался выборщиками от крестьян волости (по одному на сто дворов). Выборами руководил мировой судья; утверждал избранных волостных судей съезд мировых судей. Волостные судьи избирались на три года из лиц, которых комиссия Государственного совета называла «наиболее уважаемыми, независимыми и зажиточными крестьянами».

Из уголовных дел волостному суду были подсудны дела о проступках лиц, подведомственных сельскому управлению. Если проступок направлен против лиц иных сословий, последние имеют право выбора суда (волостного или мирового). Кроме того, волостному суду были подсудны дела о нарушениях общественного порядка и безопасности и мелкие проступки против собственности. Карательная власть волостного суда ограничивалась арестом и денежной пеней до ста рублей.

Второй апелляционной инстанцией для волостных судов были верхние сельские суды. Верхний сельский суд составлялся из участкового мирового судьи в качестве председателя и двух чередующихся председателей волостных судов в качестве членов. Обязанности секретаря выполнял секретарь мирового судьи.

При организации этой новой формы суда указывалось на то, что он, как германский шеффенский суд, сочетает выгоды руководства со стороны опытного юриста с участием местных людей, знающих быт и нравы населения, что должно повысить авторитет суда.

Однако в отличие от шеффенов, частных лиц, участвующих в суде краткое время, председатели волостных судов являлись должностными лицами, состоявшими на правительственной службе и зависимыми в дисциплинарном отношении от того же мирового судьи. Кроме того, шеффены избирались от всех сословий, волостные же судьи являлись представителями только крестьянского сословия.

Третьей, кассационной инстанцией для волостных судов были съезды мировых судей.

Таким образом, для несложных дел, подсудных волостному суду, создана была система трех инстанций, достаточно громоздкая и способная к порождению волокиты и сутяжничества.

С проведением реформы местного суда дела о кражах и мошенничествах, совершаемых между членами крестьянских обществ, отошли к подсудности мировых судей. Этим резко повышалась репрессия по имущественным преступлениям. Ранее волостиой суд мог приговаривать за них лишь к 30 дням строгого ареста, причем эти преступления не учитывались при определении рецидива и не влекли ограничения в правах.

Государственный совет обосновал необходимость усиления репрессии за имущественные преступления следующими соображениями. «Такая, ничем неоправдываемая облегченная наказуемость крестьян глубоко расшатывает прочность и ясность народного правосознания и не может не иметь последствием усиления в деревне преступности и уменьшение личной, и имущественной безопасности».

Что касается института мировых судей, то закон 1912 года вернулся к принятой Судебными уставами системе их выборов уездными земскими собраниями и городскими думами.

Но закон 1912 года в ряде губерний ввел мировых судей, назначаемых правительством. ,

Для выборных мировых судей требование - высшего юридического образования не было проведено последовательно: для лиц, имевших определенный служебный стаж, оно не было обязательно. Для назначаемых мировых судей высшее юридическое образование было обязательно.

Имущественный ценз для выборных мировых судей был сохранен лишь с уменьшением вдвое требуемого старым законом размера земельной собственности (ст. 14 Учреждения судебных установлений в ред. 1912 г.). Для назначаемых правительством мировых судей имущественный ценз не требовался.

Государственный совет под предлогом недостаточности лиц с высшим юридическим образованием внес в закон правило о самостоятельном значении служебного ценза. К выборам в мировые судьи были допущены лица независимо от их образования, если они прослужили не менее б лет в должностях уездного предводителя дворянства или земского участкового начальника.

По инициативе Государственного совета в новый закон было внесено указание на запрещение занимать должности мировых судей для лиц иудейского вероисповедания.

Закон 1912 года изменил порядок замещения должности председателя съезда мировых судей. Вместо выборного из среды судей председателя он теперь назначался правительством

Государственная дума уже с 1906 года стала обсуждать вопрос о демократизации суда и, в первую очередь, о восстановлении почти упраздненного в 1889 году мирового суда. Однако обсуждение этого вопроса затянулось на шесть лет.

Только по закону 15 июня 1912 г. «О преобразовании местного суда» были восстановлены мировые судьи в уездах, и вместе с тем волостные суды освобождены от подчинения административным учреждениям и введены в общую сеть судебных установлений. Мнение Государственной думы о необходимости упразднения волостного суда как суда сословного, искусственно обособляющего крестьянское население, было отвергнуто Государственным советом 687. По закону 1912 года волостной суд в составе председателя и двух членов избирался выборщиками от крестьян волости (по одному на сто дворов). Выборами руководил мировой судья; утверждал избранных волостных судей съезд мировых судей. Волостные судьи избирались на три года из лиц, которых комиссия Государственного совета называла «наиболее уважаемыми, независимыми и зажиточными крестьянами». Из уголовных дел волостному суду были подсудны дела о проступках лиц, подведомственных сельскому управлению. Если проступок направлен против лиц иных сословий, последние имеют право выбора суда (волостного или мирового). Кроме того, волостному суду были подсудны дела о нарушениях общественного порядка и безопасности и мелкие проступки против собственности. Карательная власть волостного суда ограничивалась арестом и денежной пеней до ста рублей. Второй апелляционной инстанцией для волостных судов были верхние сельские суды. Верхний сельский суд составлялся из участкового мирового судьи в качестве председателя и двух чередующихся председателей волостных судов в качестве членов. Обязанности секретаря выполнял секретарь мирового судьи. При организации этой новой формы суда указывалось на то, что он, как германский шеффенский суд, сочетает выгоды руководства со стороны опытного юриста с участием местных людей, знающих быт и нравы населения, что должно повысить авторитет суда.

Однако в отличие от шеффенов, частных лиц, участвующих в суде краткое время, председатели волостных судов являлись должностными лицами, состоявшими на правительственной службе и зависимыми в дисциплинарном отношении от того же мирового судьи. Кроме того, шеффены избирались от всех сословий, волостные же судьи являлись представителями только крестьянского сословия. Третьопределении рецидива и не влекли ограничения в правах. Государственный совет обосновал необходимость усиления репрессии за имущественные преступления следующими соображениями. «Такая, ничем неоправдываемая облегченная наказуемость крестьян глубоко расшатывает прочность и ясность народного правосознания и не может не иметь последствием усиления в деревне преступности и уменьшение личной, и имущественной безопасности». Что касается института мировых судей, то закон 1912 года вернулся к принятой Судебными уставами системе их выборов уездными земскими собраниями и городскими думами. Но закон 1912 года в ряде губерний ввел мировых судей, назначаемых правительством. , Для выборных мировых судей требование ? высшего юридического образования не было проведено последовательно: для лиц, имевших определенный служебный стаж, оно не было обязательно. Для назначаемых мировых судей высшее юридическое образование было обязательно. Имущественный ценз для выборных мировых судей был сохранен лишь с уменьшением вдвое требуемого старым законом размера земельной собственности (ст. 14 Учреждения судебных установлений в ред. 1912 г.). Для назначаемых правительством мировых судей имущественный ценз не требовался. Государственный совет под предлогом недостаточности лиц с высшим юридическим образованием внес в закон правило о самостоятельном значении служебного ценза. К выборам в мировые судьи были допущены лица независимо от их образования, если они прослужили не менее б лет в должностях уездного предводиггеля дворянства или земского участкового начальника. По инициативе Государственного совета в новый закон было внесено указание на запрещение занимать должности мировых судей для лиц иудейского вероисповедания. Закон 1912 года изменил порядок замещения должности председателя съезда мировых судей. Вместо выборного из среды судей председателя он теперь назначался правительством 688. 151.

42. Аграрная реформа в России в начале века. – 35 вопрос

43.Чрезвычаные органы в годы I мировой войны.

Война обусловила процесс милитаризации экономики России. Правительство стало осуществлять курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Гос-во взяло на себя инициативу по созданию новой организационной формы управления промышленностью и финансами. На съезде представителей промышленности о торговле в 1915г была сформулирована идея о создании военно-промышленном комитете, целями которого были организация экономики и участия в управлении гос. политикой. В функции военно-промышленного комитета входили: посредничеством между казной и промышленностью, распределение военных заказов, снабжение предприятия сырьем, регулирование внешней торговли. В состав Центрального ВПК входят: представители от Совета торговли промышленности, Всероссийских союзов, городской Думы Москвы и Петрограда, Всеро. сельскохозяйственной палаты. Местные ВПК состоят из президиума, бюро и отделов. Для координации отдельных ведомств летом 1916г начинали созывать особое совещание по обороне. Их состав опред. Гос. Думой и утверждались императором.

В их задачи входили: требовали от частного. предприятия принять воен. заказы, отстранение директор и управляющего и частных предприятий, проверять торгов и промышленного предприятия. Осень 1916г стали создаваться обществ. организации, объединившие в Союз земств и городов (Земгор).

Задачи: оказание помощи раненым, распределение заказов мелким предприятий и посредничеством между ними казной. В мае 1915г создание Главн. Продовольст. комитет. В его компетенцию входили: требование сведений о запасе продовольствия, установление плана перевозок продовольствия. На местах создавались отраслевые отделения комитета и местные губернские комитеты.

44. Февральская революция 1917 г., свержение монархии, образование новых органов, провозглашение республики. Предпосылки революции:

1) экономическая Столыпинская аграрная реформа достигла некоторых успехов, но не была завершена, в ходе реформы повысились цены на землю, стоимость ее(земли аренды),сохранились отработки). В тоже время в промышленности развивались новые формы организации бизнеса, вплоть до монополистических объединений.

2)Социальная. Возникли новые классы и группы-предприниматели, наемные рабочие, но в то же время не сформировался средний класс как основа развития рыночной экономики.

3)Политические. К 1917г в России фактически сохранялась абсолютная монархия при наличии лишь отдельных элементов реально действующих политических свобод и парламентаризма, характеризовавшегося крайне низкой эффективностью. В случае необходимости законы попирались монархом. Для обхода думы царем использовалась 87 статья Основных законов. Хозяйственные проблемы и поражение на фронте( первая мировая война) привели к углублению царизма( кризиса), обострению отношений правительства с гос думой.

Революция началась с мощного подъема стачечного движения в Петрограде. Из-за перебоев с поставками продовольствия в городе произошли погромы и забастовки. К восставшим Путиловского завода присоединились городские служащие, интеллигенция, студенты. 25 февраля забастовки переросли во всеобщую политическую стачку. С участием 305 тыс человек. Вскоре всеобщая политическая стачка превратилась в всеобщее политическое восстание. К 1 марта весь петроградский гарнизон оказался на стороне восставших, вслед за Петроградом революция победила в Москве и далее по всей стране.

42. Аграрная реформа в России в начале века. – 35 вопрос

43.Чрезвычаные органы в годы I мировой войны.

Война обусловила процесс милитаризации экономики России. Правительство стало осуществлять курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Гос-во взяло на себя инициативу по созданию новой организационной формы управления промышленностью и финансами. На съезде представителей промышленности о торговле в 1915г была сформулирована идея о создании военно-промышленном комитете, целями которого были организация экономики и участия в управлении гос. политикой. В функции военно-промышленного комитета входили: посредничеством между казной и промышленностью, распределение военных заказов, снабжение предприятия сырьем, регулирование внешней торговли. В состав Центрального ВПК входят: представители от Совета торговли промышленности, Всероссийских союзов, городской Думы Москвы и Петрограда, Всеро. сельскохозяйственной палаты. Местные ВПК состоят из президиума, бюро и отделов. Для координации отдельных ведомств летом 1916г начинали созывать особое совещание по обороне. Их состав опред. Гос. Думой и утверждались императором.

В их задачи входили: требовали от частного. предприятия принять воен. заказы, отстранение директор и управляющего и частных предприятий, проверять торгов и промышленного предприятия. Осень 1916г стали создаваться обществ. организации, объединившие в Союз земств и городов (Земгор).

Задачи: оказание помощи раненым, распределение заказов мелким предприятий и посредничеством между ними казной. В мае 1915г создание Главн. Продовольст. комитет. В его компетенцию входили: требование сведений о запасе продовольствия, установление плана перевозок продовольствия. На местах создавались отраслевые отделения комитета и местные губернские комитеты.

44. Февральская революция 1917 г., свержение монархии, образование новых органов, провозглашение республики. Предпосылки революции:

1) экономическая Столыпинская аграрная реформа достигла некоторых успехов, но не была завершена, в ходе реформы повысились цены на землю, стоимость ее(земли аренды),сохранились отработки). В тоже время в промышленности развивались новые формы организации бизнеса, вплоть до монополистических объединений.

2)Социальная. Возникли новые классы и группы-предприниматели, наемные рабочие, но в то же время не сформировался средний класс как основа развития рыночной экономики.

3)Политические. К 1917г в России фактически сохранялась абсолютная монархия при наличии лишь отдельных элементов реально действующих политических свобод и парламентаризма, характеризовавшегося крайне низкой эффективностью. В случае необходимости законы попирались монархом. Для обхода думы царем использовалась 87 статья Основных законов. Хозяйственные проблемы и поражение на фронте( первая мировая война) привели к углублению царизма( кризиса), обострению отношений правительства с гос думой.

Революция началась с мощного подъема стачечного движения в Петрограде. Из-за перебоев с поставками продовольствия в городе произошли погромы и забастовки. К восставшим Путиловского завода присоединились городские служащие, интеллигенция, студенты. 25 февраля забастовки переросли во всеобщую политическую стачку. С участием 305 тыс человек. Вскоре всеобщая политическая стачка превратилась в всеобщее политическое восстание. К 1 марта весь петроградский гарнизон оказался на стороне восставших, вслед за Петроградом революция победила в Москве и далее по всей стране.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: