Различают следующие виды бюджетных суд
Обновлено: 23.09.2023
Безоблигационные займы осуществляются путем выпуска
Бюджет может быть принят в (во)____________ чтении
Бюджет Пенсионного фонда РФ утверждается
Бюджет развития может быть сформирован в составе
Бюджетная система РФ включает в себя
Бюджетное послание Президента РФ обращено к
Бюджетное право - это
Бюджетное устройство государства определяется
Бюджетные ссуды различают
Бюджетный кредит предусматривает предоставление средств на возвратной и возмездной основах
Бюджетный процесс включает в себя
В зависимости от права собственности доходы бюджетов классифицируются на
В зависимости от способов размещения государственные займы делятся на: 1) свободно обращающиеся; 2) принудительные; 3) эмиссионные; 4) по подписке; 5) конверсионные; 6) выигрышные
В соответствии с БК РФ долгосрочные долговые обязательства погашаются в срок от
Внебюджетные фонды подразделяются по целевому назначению на
Внутренние займы - это средства, привлекаемые от
Государственные гарантии могут быть предоставлены по долговым обязательствам
Государственный долг обеспечивается
Государственный долг подразделяется на
Государственный финансовый контроль осуществляется на _______________ стадии бюджетного процесса
Группировка заемных средств, привлекаемых РФ для покрытия дефицита бюджета, является классификацией
Группировка расходов, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, является классификацией
Группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета, является классификацией
Держателями золотых сертификатов могут быть
Держателями облигаций валютного займа могут быть
Для российской налоговой системы свойственно соотношение компетенции центральных и местных органов власти по варианту:
Доходы бюджета классифицируются по
Доходы бюджета, в зависимости от источников, классифицируются на
Доходы бюджета, в зависимости от прав собственности, классифицируются на
Доходы бюджета, в зависимости от способов распределения между звеньями бюджетной системы, классифицируются на
За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрены меры ответственности: 1) административной; 2) финансовые санкции; 3) уголовной; 4) дисциплинарной; 5) налоговой
Из перечисленного: 1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; 2) налоги; 3) финансовые санкции; 4) финансовая помощь; 5) сборы; 6) доходы от продажи или возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности - к неналоговым доходам бюджета относятся:
Из перечисленного: 1) доходы от использования имущества; 2) платные услуги; 3) штрафы за налоговые правонарушения; 4) конфискованные средства; 5) лицензионные платежи; 6) госпошлина - к неналоговым доходам относятся:
Из перечисленного: 1) единство; 2) самостоятельность; 3) соразмерность; 4) федерализм; 5) балансовый метод; 6) справедливость - к принципам бюджетного процесса относятся:
Из перечисленного: 1) единый социальный налог; 2) добровольные взносы; 3) ассигнования из федерального бюджета; 4) кредиты; 5) ссуды - источниками формирования Пенсионного фонда являются:
Из перечисленного: 1) единый социальный налог; 2) доходы от государственных ценных бумаг и банковских вкладов; 3) ассигнования из федерального бюджета; 4) трансферты; 5) субсидии - источниками формирования средств фонда социального страхования являются:
Из перечисленного: 1) займы; 2) пожертвования; 3) пошлина; 4) штрафы - к доходам, привлекаемым на добровольной основе, относятся:
Из перечисленного: 1) налоговые льготы; 2) субъект налога; 3) налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ; 4) объект налога; 5) порядок и сроки уплаты налога - представительные органы власти субъектов РФ, устанавливая региональный налог, определяют следующие элементы налогообложения:
Из перечисленного: 1) НДС; 2) налог на прибыль; 3) подоходный налог; 4) акцизы; 5) налог на игорный бизнес; 6) земельный налог - к регулирующим налогам, из перечисленных, относятся:
Из перечисленного: 1) неисполнение банком решения налоговых органов о взыскании финансовых санкций; 2) несвоевременное исполнение платежных поручений на перечисление бюджетных средств; 3) нецелевое использование бюджетных средств; 4) превышение полномочий представителями контролирующих органов - к нарушениям бюджетного законодательства относятся:
Из перечисленного: 1) обязательность; 2) возмездность; 3) денежный характер; 4) направленность в пользу третьих лиц; 5) независимость от государства; 6) фискальная направленность - налогам свойственны признаки:
Из перечисленного: 1) определение регулирующих источников доходов; 2) секвестирование; 3) выделение субвенций; 4) перераспределение бюджетных источников; 5) дотации; 6) установление предельного уровня бюджетного дефицита - к методам бюджетного регулирования относятся:
Из перечисленного: 1) перераспределение национального дохода; 2) государственное регулирование экономики; 3) защита имущественных интересов государства; 4) финансовое обеспечение социальной политики; 5) использование временно свободных денежных средств; 6) контроль за образованием и использованием централизованных денежных фондов - функциями бюджета являются:
Из перечисленного: 1) рефинансирование; 2) инвестирование; 3) аннулирование; 4) конверсия; 5) концессия; 6) реструктуризация - к методам управления государственным долгом относятся:
Из перечисленного: 1) составление проекта бюджета; 2) обращение Президента РФ с бюджетным посланием; 3) рассмотрение бюджета; 4) утверждение бюджета; 5) составление заключения по проекту бюджета; 6) исполнение бюджета; 7) отчет об исполнении бюджета - основными стадиями бюджетного процесса в РФ являются:
Из перечисленного: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение бюджета; 3) утверждение бюджета; 4) исполнение бюджета - меры по сокращению профицита бюджета принимаются на следующих стадиях бюджетного процесса:
Из перечисленного: 1) субъект налогообложения; 2) объект налогообложения; 3) налоговая ставка; 4) получатель налога; 5) льготы; 6) принципы налогообложения; 7) налоговый период - к основным элементам Закона о налоге относятся:
Из перечисленного: 1) увеличение расходов путем передачи части доходов бюджетам других уровней; 2) погашение внешних долговых обязательств; 3) пересмотр программы разгосударствления собственности; 4) сокращение налогового бремени - последовательность мер по сокращению профицита бюджета следующая:
Из перечисленного: 1) финансовые органы; 2) налоговые органы; 3) распорядители бюджетных средств; 4) кредитные учреждения; 5) исполнительные органы власти - участниками правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджета, являются:
Из перечисленного: 1) ФНС РФ 2) Минюст РФ 3) Прокуратуру РФ 4) таможенные органы 5) органы внебюджетных фондов - к органам, обладающим полномочиями в налоговой сфере, можно отнести:
Исполнение бюджета означает
Исполнение бюджетов государственного внебюджетного фонда осуществляется
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются(ется)
К налоговой ответственности не могут(жет) привлекаться
К органам денежно-кредитного регулирования, обладающим бюджетными полномочиями, относится
К регулирующим налогам относятся
К субъектам налоговой ответственности не относятся
К числу взаимозависимых лиц можно отнести
Классификация доходов государства по территориальному уровню включает доходы
Кредиторами по внутреннему займу могут быть
Максимальный срок погашения долговых обязательств
Меры принуждения к нарушителям бюджетной дисциплины могут применяться
Налоговая проверка за определенный отчетный период является
Налоговое законодательство регулирует отношения по
Налоговое право - это составная часть ___________ права
Налоговое право является приоритетным при взаимодействии с _____________ правом
Налоговым законодательством предусмотрены льготы по всем видам налогов, кроме
Непосредственное выполнение расчетов проекта бюджета осуществляется
Нецелевым использованием средств Пенсионного фонда является финансирование
Номинал золотого сертификата равен
Нормы, регламентирующие образование и использование внебюджетных фондов, включены в _______________ право
Органы местного самоуправления, осуществляющие сбор и перечисление налогов в бюджет, являются
Основной функцией налога является
Отличие казначейских векселей от прочих видов обязательств в том, что они
ОФЗ отличаются от ГКО
Пенсионный фонд формируется на уровне
Платой за совершение действий государственными организациями является(ются)
По БК РФ существуют виды бюджета
По виду кредиторов государственный долг различается на
По порядку введения налоги подразделяются на
По способу взимания налоги подразделяются на
По субъектам заемщиков государственный долг подразделяется на
По форме выплаты доходов различают государственные займы: 1) процентные; 2) погашенные; 3) выигрышные; 4) дисконтированные; 5) смешанные; 6) целевые
По форме государственные займы бывают
По характеру распределения между бюджетами различных уровней налоги подразделяются на
По целевой направленности налоги подразделяются на
Покрытие дефицита бюджета осуществляется за счет: 1) эмиссии государственных ценных бумаг; 2) приватизации государственного имущества; 3) кредитов международных финансовых организаций; 4) эмиссии денежных средств; 5) увеличения налогового бремени; 6) использования средств внебюджетных фондов
Понятие бюджета можно рассматривать в следующих аспектах:
Последовательность стадий бюджетного процесса
Превышение расходов над доходами бюджета называется бюджетным
Предоставление средств нижестоящему бюджету на условиях возмездности и возвратности является бюджетной
Предоставление субсидий в соответствии с БК РФ допускается: 1) бюджету другого уровня; 2) государственным и муниципальным предприятиям; 3) юридическим лицам, не относящимся к объектам государственной или муниципальной собственности; 4) индивидуальным предприятиям; 5) зарубежным государствам
Представление в Государственную Думу РФ Федерального закона об исполнении бюджета за отчетный финансовый год осуществляется на _____________ стадии бюджетного процесса
При введении механизма секвестра сокращение расходов осуществляется по
Рассмотрение проектов федеральных законов о бюджетах внебюджетных фондов РФ осуществляется на _____________ стадии бюджетного процесса
Расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные по
Расходы бюджета, в зависимости от экономического содержания, делятся на
Расходы бюджетов группируются по следующим основаниям: 1) функциональным; 2) экономическим; 3) финансовым; 4) ведомственным; 5) постатейным; 6) расходным
Санкционирование и финансирование расходов федерального бюджета осуществляется на _______________ стадии бюджетного процесса
Составление проекта федерального бюджета начинается до начала финансового года, не позднее, чем за
Составление сводных финансовых балансов осуществляется на _____________ стадии бюджетного процесса
Средства государственных внебюджетных фондов
Средства на выплату пособий нетрудоспособным гражданам поступают из
Средства Пенсионного фонда предназначены для выплаты пособий по
Средства фонда социального страхования предназначены для выплаты пособий по
Сроки муниципальных долговых обязательств не могут превышать _________ лет
Сумма оборотной кассовой наличности должна
Трансферты переводятся из
Трансферты предоставляются с целью финансирования
Федеральный бюджет на текущий год может быть утвержден
Фонд развития таможенной системы РФ является
Эмитентом казначейских обязательств является
Юридические лица, перечисляющие суммы по единому социальному налогу в бюджет, являются
Бюджетные ссуды обеспечивают более эффективную систему управления государством. Они дают возможность концентрировать его внимание на определенных сферах деятельности, улучшая и модернизируя последние до требуемых показателей. Благодаря этому уровень развития экономики неуклонно растет. К сожалению, тут, как и везде, есть ряд проблем, в основном связанных со сложностью получения кредита, однако это неизбежное зло. Следует отметить, что и большинство обычных банков в последнее время все неохотней дают деньги без предварительного детального рассмотрения деятельности компании и ликвидного обеспечения.
Определение
Бюджетная ссуда - это такой финансовый инструмент, которым пользуется правительство. Он позволяет помогать различным предприятиям, как государственным, так и частным, осуществлять свою деятельность, реструктуризироваться, модернизироваться и так далее.
Благодаря такой возможности возникает существенная вероятность, что организация сможет вести более прибыльную деятельность и вернет взятую ссуду стране. При этом пользу получает и государство. Так, оно не только получает деньги, вложенные в предприятие, назад, но и имеет в дальнейшем от данного юридического лица большее количество налогов.
Назначение бюджетных ссуд
Предоставление или получение названных денежных средств – не самый простой процесс. Предприятие должно действительно вызвать интерес у правительства и доказать свою полезность, прежде чем нужная сумма будет выделена.
Бюджетная ссуда - это не совсем обычный кредит. Это деньги, которые страна вкладывает в ту или иную область, в надежде, что получившее средства предприятие разумно распределится ими и сможет улучшить свое текущее состояние. Как следует из этого, потребуется четко проработанный бизнес-план, в соответствии с которым потенциальному кредитору станет понятно, в чем именно будет заключаться его выгода.
В отличие от простых заемных средств, которые предоставляют обычные банковские организации, в данном случае больший упор идет не на то, как и когда деньги будут возвращены, а на долгосрочную перспективу. Государство, которое и будет предоставлять такой кредит, должно точно понимать, что после выплаты денег компания будет продолжать давать увеличенную прибыль в виде налогов.
В целом, ссуды такого типа используются для внедрения инновационных технологий, оплаты кредитов, направленных на расширение предприятия, а также для проведения глобальных структурных преобразований.
Требования к предприятию
Бюджетные ссуды не даются всем предприятиям без разбора. Чаще всего они предоставляются только государственным организациям или компаниям, с целью повышения эффективности их деятельности, дальнейшего стабильного роста и развития.
Тем не менее частная фирма также имеет возможность получить такой кредит, правда, при определенных условиях. Основным из них является требование к отсутствию просрочки по другим, аналогичным, ранее полученным заемным средствам. Кроме того, специальные организации будут проводить очень детальный и тщательный анализ финансового состояния потенциального заемщика намного пристрастней, чем это делают банковские организации. Если по результатам таких проверок окажется, что компания функционирует с недостаточной эффективностью, скорее всего, деньги ей предоставлены не будут.
Особенности оформления
Бюджетные ссуды предназначены для развития предприятия. И выдаются они государством. Логичным итогом этого являются достаточно жесткие требования к документальному оформлению кредитного транша.
Так, обязательно должен фигурировать размер той суммы, которая будет выдаваться организации. Кроме того, нужно будет указывать точный срок, когда кредит будет возвращен, а также процентную ставку за пользование полученными деньгами. Помимо этого, прописывают и другие различные условия, требования и тому подобные факторы, способные влиять на сделку. К примеру, может быть указано назначение средств. То есть компания просто не сможет потратить их на те цели, которые не указаны в договоре.
Есть и множество других параметров, которые могут фигурировать и влиять на процесс кредитования тем или иным образом. Следует отметить, что в большинстве случаев ставка, предлагаемая государством, намного выгодней, чем те условия, которые предлагает компании любой банк.
Виды бюджетных ссуд
Все подобные займы разделяются на возвратные и безвозвратные. К сожалению, второй вариант получить могут только полноценно государственные компании, и в данном случае это будет просто ещё одним вариантов вложения или финансирования. Получив такие деньги, компания не должна их возвращать, но просто обязана потратить их по назначению, что не всегда удобно.
Бюджетные ссуды первого типа доступны всем (при условии выполнения заявленных требований и соответствия всем условиям кредитования). Они мало отличаются от стандартного займа, кроме более выгодной ставки и жестко прописанных договоренностей о назначении полученных средств.
Перечисление и использование
Бюджетные кредиты и ссуды – это одно и то же. И они также практически идентичны с обычными системами, которые предлагаются финансовыми организациями. Перечисление происходит в заявленный срок непосредственно на счета заемщика или другой компании, если есть такая оформленная договоренность. Как правило, выбирается второй вариант, суть которого состоит в том, что государство фактически оплачивает оборудование или услуги по модернизации другому лицу, но все это поставляется непосредственно тому юридическому лицу, которое и взяло кредит.
Такой подход более выгоден для правительства, ведь сразу можно контролировать назначение предоставленных средств, что в другой ситуации может быть несколько затруднительным или потребует определенных усилий.
Просрочка
Как следует из сказанного выше, бюджетные ссуды представляют собой кредит. И так же как и в обычном случае, с любым банком, при отсутствии оплаты в оговоренные сроки могут начаться проблемы. Так, если предприятие обеспечивало свои обязательства имуществом, оно может быть конфисковано. Если поручительством – то проблемы также начнутся и у поручителей. В конечном итоге кредит все равно будет возвращен тем или иным образом, так что, если нет возможности платить вовремя, об этом лучше сразу заявлять и совместно с государством искать пути выхода из кризиса.
Итоги
В целом, подобная финансовая система обладает огромным количеством различных преимуществ:
- Она позволяет развивать страну и фокусировать ее усилия на определенных, важных на данный момент сферах деятельности.
- При определенных условиях бюджетные займы способны очень существенно улучшить состояние любой компании и позволить ей не только начать получать прибыль, но и приносить пользу той стране, в которой она находится.
- Благодаря этой системе государственные предприятия могут начать составлять конкуренцию частным компаниям, развитие которых традиционно идет более быстро и эффективно, в силу отсутствия разных ограничений и долгих согласований.
Недостатки также присутствуют, это нормальная ситуация для любой финансовой системы, которая может быть удобна в одном направлении и абсолютно неудобна в другом. Однако с ними не только нужно, но и можно мириться, учитывая все остальные преимущества.
Государственный называется займ, где в качестве получателя средств выступает непосредственно государство. Такой формат привлечения денежных ресурсов используется для финансирования бюджетного дефицита или определенных расходов бюджета. Как и любой другой финансовый инструмент, государственные займы могут как приносить положительный эффект, так и способствовать попаданию страны в так называемую «долговую яму».
- Что говорит закон?
- Общие сведения о государственных займах
- Плюсы и минусы государственных займов
- Классификация и виды госзаймов
- Обеспечение госзаймов
- Оформление договора государственного займа
- Управление госдолгом
- FAQ
- Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?
- Какие виды госзаймов бывают?
- Кто занимается управлением государственным долгом?
Особенностью этого вида заимствования выступает оформление посредством эмиссии ценных бумаг, в качестве которых выступают облигации и векселя. Рассмотрим основные формы государственных займов, их классификацию, а также особенности оформления.
Что говорит закон?
Базовым документом, который регламентирует порядок осуществления государственных заимствований, выступает Бюджетный кодекс РФ. Он принят после подписания №145-ФЗ (датируется 31.07.1998). Наиболее важные положения по рассматриваемой теме содержит статья 103 БК РФ.
Важной особенностью Бюджетного кодекса страны, как и большей части других принципиально важных законодательных актов, выступает постоянное и масштабное внесение изменений. Например, только в 2020 году было принято 13 Федеральных законов, содержащих корректировки к БК РФ. Даже в наступившем 2021 году законодатели уже успели принять еще один подобный ФЗ.
Конечно же, что далеко не все изменения касаются непосредственно государственных займов. Но общая тенденция очевидна и наглядно демонстрирует актуальность бюджетных процессов, происходящих в государстве.
Общие сведения о государственных займах
Как было отмечено выше, государственным называется займ, в статусе заемщика по которому выступает государство. В подавляющем большинстве случаев речь идет о денежных средствах, хотя допускаются и иные формы заимствования. Деньги могут быть получены как внутри страны, так и из внешних источников.
Государственный займ, как и традиционный, носит возвратный характер и предусматривает выплату кредитору процентов. Аналогичным образом применяются и другие базовые условия сделки, в числе которых: сумма и длительность финансирования. По окончании срока действия долг возвращается, а проценты выплачиваются или на регулярной основе, или также по окончании заимствования – вместе с погашением задолженности.
Плюсы и минусы государственных займов
Как было отмечено выше, заимствование со стороны государства способно как сыграть важную положительную роль в стабилизации или повышении эффективности бюджетной системы страны, так и выступить явно негативным фактором финансовой политики. Результат привлечения денежных средств определяется грамотностью их последующего практического применения.
Ключевыми достоинствами государственных займов выступают такие:
- снижение активности инфляционных процессов, которое достигается изъятием части свободных средств с последующим вложением в наиболее важные отрасли экономики;
- сокращение бюджетного дефицита простым, доступным и надежным способом, которое носит легко предсказуемый результат;
- возможность быстрого реагирования со стороны государства на любые кризисные явления, намного превосходящая по оперативности любые альтернативные варианты;
- очевидная выгодность для всех участников заимствования, каждый из которых решает собственные задачи: государство получает нужные ему средства, кредитор – возможность гарантированно заработать.
Но решение о государственном заимствовании на любом уровне предполагает обязательный учет недостатком такого способа финансирования потребностей бюджета.
Наиболее значимыми из них выступают:
- прямая зависимость объема привлекаемых государством средств и уровня процентных ставок на банковском рынке;
- большой государственный долг нередко сам становится причиной кризиса или усугубляет уже возникший;
- полученные таким образом средства не являются доходом бюджета, а потому должны расходоваться аккуратно и взвешенно - иначе вместо снижения инфляции весьма вероятен прямо противоположный процесс;
- погашение государственных займов происходит за счет бюджета, другими словами – из налогов граждан и организаций, как следствие – чрезмерный рост долга страны вызывает аналогичные изменения в плане фискальной нагрузки на население.
Приведенные списки достоинств и недостатков наглядно показывают. Государственные займы, как и большую часть масштабных экономических категорий, нельзя отнести к положительным или отрицательным явлениям. В разных ситуациях они могут быть и тем, и другим. Поэтому крайне важно грамотно использовать плюсы при одновременном нивелировании или полном исключении минусов. Конечный результат зависит исключительно от качества и эффективности государственного управления страной.
Классификация и виды госзаймов
Важной особенностью рассматриваемого способа заимствования выступает разнообразие. Наиболее наглядно его демонстрирует классификация государственных займов, которая производится по нескольким критериям. Некоторые наиболее значимые из них имеет смысл рассмотреть подробнее.
По месту размещения и источникам средств различают следующие разновидности государственного займа:
- Внешние. Деньги привлекаются из-за пределов страны, причем – в иностранной валюте. Последнее обстоятельство делает такой вариант финансирования более рискованным для заемщика.
- Внутренние. Ориентированы на резидентов государства – физические и юридические лица.
По способу размещения государственные займы делятся на добровольные и принудительные. Первый вариант используется намного чаще и гораздо эффективнее. Второй характерен для чрезвычайных ситуаций, например, военного времени или масштабной техногенной катастрофы.
Классификация гос. займов по типу кредиторов предусматривает деление на четыре категории:
- физлица;
- юрлица;
- универсальные;
- специализированные, которые рассчитаны на определенные государственные организации, пенсионные или страховые фонды.
По эмитентам различают такие виды гос. займов:
- федеральные, которые осуществляются на уровне страны;
- субфедеральные, когда средства занимает правительство субъекта РФ для финансирования регионального бюджета;
- муниципальные, в рамках которых заемщиком выступает городские или другие местные власти.
Перечень критериев для классификации приведенными выше вовсе не ограничивается. Например, по длительности заимствования различают краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные государственные займы. Первые берутся на срок до года, вторые – свыше пяти лет, третьи – вполне логично - от года до пяти. Другие параметры для разделения госзаймов на виды – способ и порядок выплаты дохода, возможность досрочного погашения займа, способ обращения, цели расходования, метод размещения и т.д.
Обеспечение госзаймов
Еще один критерий для классификации, из-за важности выделенный в отдельный подраздел. По этому параметру госзаймы делятся на закладные и беззакладные. Первые предусматривают предоставление заемщиком залога в виде имущества. Такой вариант финансирования активно используется на муниципальном и – несколько реже – на субфедеральном уровне.
Если речь идет о федеральном масштабе такой вариант финансирования попросту не применяется. Дело в том, что государство считается надежным заемщиком, а потому его финансовые обязательства обеспечиваются ценными бумагами.
Речь идет об облигациях, самым известным видом которых выступают ОФЗ или облигации федерального займа. Они выпускаются на уровне государства и заслуженно считаются одним из самых защищенных способов инвестирования, причем с относительно высокой доходностью.
Аналогичные по сути ценные бумаги выпускают и другие органы власти - региональные и муниципальные. Такие облигации уступают ОФЗ по надежности, но нередко превосходят по размеру получаемого дохода.
Другой вариант обеспечения обязательств государства с помощью ценной бумаги предусматривает выпуск векселей. Последние делятся на простые и переводные. Они представляют больший интерес в качестве платежного, а не инвестиционного инструмента, что при грамотном использовании предоставляет кредитору немало преимуществ.
Оформление договора государственного займа
Порядок составления договора госзайма регламентированы положениями статьи 817 ГК РФ. Основным требованием к правильности оформления документа становится обязательное включение в текст существенных условий, к числу которых относятся такие:
- предмет договора;
- сумма займа;
- срок финансирования с указанием даты погашения;
- процент за пользование заемными средствами;
- санкции за нарушение условий соглашения;
- порядок оспаривание договора и урегулирования конфликтных ситуаций.
Оформление договора государственного займа обычно занимаются квалифицированные юристы федеральных и региональных органов власти. А потому проблем с правильности составления обычно не возникает.
Управление госдолгом
Величина государственного долга относится к числу базовых показателей, демонстрирующих уровень развития и финансовой стабильности государства. Основные функции управления госдолгом возложены на профильные федеральные ведомства – Минфин и Центробанк РФ. Основными рычагами воздействия на текущее и прогнозируемое значение параметра выступают такие:
- изменение ключевой ставки;
- разработка государственных кредитных программ;
- корректировка нормативов банковской деятельности;
- организация и проведение новых заимствований;
- направление бюджетных средств на погашение существующих задолженностей;
- перераспределение заимствований между внешними и внутренними;
- предоставление дополнительных гарантий кредиторам и множество других.
Важно понимать, что потенциальную опасность несет и слишком большой, и чрезмерно низкий уровень государственного долга. В этом вопросе особенно важное значение приобретает умение найти баланс между стабильностью финансовой системы и созданием возможностей для роста экономики.
Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?
Кредитором может стать как физлицо, так и организация, причем и резидент, и нерезидент страны. Заемщиком становится государственные структуры разного уровня – федерального, регионального, муниципального.
Какие виды госзаймов бывают?
Классификация государственных займов осуществляется по большому количеству критериев. Чаще всего: по источнику заимствования (внешние, внутренние), по сроку финансирования (кратко-, средне-, долгосрочные) и т.д.
Кто занимается управлением государственным долгом?
Основные функции управления госдолгом страны возложены на две структуры – Минфин и ЦБ РФ.
Вместо вывода
Государственный займ – это один из эффективных, доступных и быстрых способов финансирования бюджетного дефицита. При грамотном использовании он предоставляет в распоряжении государства удобный инструмент для ликвидации кризиса или активизации роста экономики.
Внимание!
5 мая 2020 г. на сайте Правительства РФ размещена информация о том, что в 2020 г. субъекты РФ освобождаются от платежей по бюджетным кредитам. Данное действие основано на принятии Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 619.Указанное решение принято для того, чтобы поддержать регионы России, для чего скорректирован график выплат субъектов РФ по полученным бюджетным кредитам.
В соответствии с данным НПА:
• в 2020 г. субъекты РФ полностью освобождаются от обязанности погашать кредиты;
• в период 2021-2024 гг. регионы должны ежегодно выплачивать по 5% от задолженности по кредитам;
• в период 2025-2029 гг. субъекты обязаны будут погашать остаток равными частыми, и при этом им предоставлена возможность досрочного погашения задолженности.Использование такой меры поддержки позволит субъектам РФ обеспечить устойчивость их бюджетов в условиях сложной социальной, эпидемиологической и экономической ситуации.
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 619 опубликовано 5 мая 2020 г., а вступит в законную юридическую силу по истечении 7 дней. Его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Бюджетные расходы могут финансироваться разными способами. Одной из форм кредитования являются бюджетные займы, предоставляемые субъектам Российской Федерации. Рассмотрим, в чем состоят особенности и нюансы их предоставления согласно Бюджетному кодексу РФ.
Определение из Бюджетного кодекса
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса России бюджетные кредиты относятся к внутреннему кредитованию. Так называют особую фурму предоставления средств на расходы бюджета, которые даются юридическим лицам или другим бюджетам на основе возврата. Разновидностью его является бюджетная ссуда. Она, в отличие от бюджетного кредита, может быть выдана на безвозмездной основе, срок выдачи ограничивается шестимесячным периодом.
СПРАВКА! Бюджетный кодекс, законодательно регулирующий внутренние кредитные отношения, актуален с 1 января 2000 года.
Цели и задачи бюджетного кредитования
Главная функция выдачи федеральных средств в кредит субъектам Российской Федерации – это централизованное перераспределение финансов, которое контролируется государством. Это осуществляется за счет выполнения таких задач:
- фискальной (контролирование уплаты налогов);
- регулирующей (контроль внутреннего перераспределения денег);
- управляющей.
Влияние бюджетного кредитования на экономическое развитие страны заключается в сдерживании или стимулировании. Оно осуществляется за счет следующих возможностей бюджетных займов:
- восполнять дефицит бюджета;
- стремиться нивелировать расхождения в уровне жизни с социально-экономической точки зрения;
- регулировать экономическую стабильность в регионах;
- содействовать развитию экономически важных секторов деятельности.
Кто может брать бюджетный кредит
Заемщиками финансов из федерального бюджета могут быть:
- бюджетные учреждения – ст. 118 Бюджетного кодекса РФ прямо запрещает им иные источники кредитования, кроме бюджетных ссуд и займов из государственных внебюджетных фондов;
- государственные и муниципальные унитарные организации;
- юридические лица, которые не являются учреждениями бюджета или госпредприятиями;
- исполнительная власть бюджетов более низких уровней;
- отдельные категории граждан РФ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Юрлицам, которые не представляют собой госучреждения и бюджетные организации, бюджетный заем может быть предоставлен только при условии обеспечения гарантий банка, поручительств или имущественного залога, гарантирующих возврат 100% средств, получаемых в кредит.
Формы бюджетных кредитов
По тому, с какой «стороны» кредитного договора находится держава, можно выделить две основных формы бюджетного кредита:
- государство предоставляет средства – выдает деньги из бюджета с условием их последующего возврата;
- государство привлекает средства – на основе определенных договоров осуществляются государственные займы и различные кредиты, которые государство может брать у кредитных организаций, фондов, других государств и т.п.
Условия предоставления
Для того чтобы иметь возможность получить бюджетный кредит, организация-заемщик должна соответствовать следующему основному требованию: по результатам проверки финансового состояния заемщик не должен иметь долгов перед бюджетом данного уровня. Условия выдачи предусматривают следующие моменты:
- Заем с определенным целевым назначением. Когда формируют бюджет, утверждают закрытый перечень целей, на которые может быть предоставлена ссуда. Тут же определяют и организационные вопросы кредитования:
- условия выдачи;
- периоды возврата;
- процентная ставка и др.
- Возврат с процентами. В кредитном договоре определяется, сколько именно денег и в какой срок нужно вернуть по бюджетному кредиту.
- Обеспечение платежеспособности. Сторона, берущая кредит, должна быть финансово в состоянии вернуть 100% взятых средств, что подтверждается обеспечением высокой ликвидности.
Возможные цели бюджетного кредитования
Поскольку бюджетный кредит относится к строго целевому использованию средств, он может быть употреблен строго по определенным назначениям. Бюджетные средства, даваемые в кредит, предоставляются для:
- частичного перекрытия дефицита бюджета;
- корректировки временного кассового разрыва, который образовался при исполнении бюджета;
- ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий на территории РФ.
Юридическим лицам – резидентам РФ бюджетные средства могут быть выданы для участия в производстве – модернизации, перестройки, развития и т.п.
К СВЕДЕНИЮ! Широко используемые до 2001 года, федеральные программы поддержки предпринимателей были большей частью свернуты из-за низкой эффективности и массовых невозвратов кредитных средств.
Как получают бюджетный кредит
Юридическое лицо (бюджетная организация), желающее получить бюджетный кредит, должна оформить специальную заявку, в которой следует указать цель, для которой будут предназначены средства из бюджета. Кроме заявки, следует предоставить:
- учредительные документы;
- финансовую отчетность за последний год;
- доказательства обеспечения займа (гарантийное письмо от банка, залоговое имущество, покрывающее сумму займа, государственное обеспечение).
ВАЖНО! Юридические лица могут претендовать на кредит только после проверки их финансового состояния, а в некоторых случаях – их поручительств.
Сроки кредитования и процентная ставка
В ст. 134 Бюджетного кодекса РФ «Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета» говорится о том, что бюджетным организациям средства из федерального бюджета могут быть предоставлены сроком на 1 год.
Процент по бюджетному кредиту устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной год. В этом же документе устанавливается и размер возможных займов.
Нормативными актами, принимаемыми на основании данного федерального закона, устанавливаются:
- основания предоставления;
- порядок выдачи;
- цели использования;
- процедура возврата.
Непогашенный бюджетный кредит
Проблема неплатежей не так уж редко встречается в бюджетном кредитовании. Поэтому в федеральном законе о бюджете постоянно поднимается тема реструктуризации долгов бюджетных организаций перед федеральным бюджетом. Меры, которые предлагается предпринимать:
- формализация процедуры и критериев выдачи бюджетных ссуд;
- реструктуризация (пролонгация) долга, срок которого истек, если субъект РФ признан «кризисным регионом» по соответствующей процедуре.
Остаток долга в бюджет, в который входят и проценты, и пени, и штраф за просрочку, должен быть погашен:
- за счет дотационных средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
- за счет налоговых и иных отчислений специального налогового режима, предназначенных для зачисления в местный бюджет.
ВАЖНО! Отчисления должны поступать не от местных, региональных налогов, а только от федеральных, но предназначенных для регионального бюджета.
Учет бюджетного кредитования
Все финансовые органы субъектов РФ, использующих бюджетные кредиты, должны производить регистрацию и учет выданных им средств. При этом обязательно принимать во внимание и отражать в специальной документации основные важные моменты:
- регистрационные реквизиты бюджетного займа: номер и дата договора кредитования, данные заемщика, целевое назначение финансов, сумма, дата выдачи денег, сроки для погашения, процентная ставка и т.п.;
- учет основной денежной суммы и процентов по договору;
- учет непогашенных остатков, в том числе процентов, пени, штрафов;
- составление ориентировочного графика погашения;
- расчеты начислений за будущие периоды;
- при необходимости – проведение пролонгации;
- код УИН – индивидуальный индикатор начисления, присваиваемый выданному бюджетному кредиту.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Необходимо сохранять всю кредитную историю, если бюджетный кредит переходит на новый финансовый год, то есть не был погашен своевременно.
Особенности бюджетных кредитов в 2018 году
Программа бюджетного кредитования, действующая более 10 лет, на сегодня представляется Правительству РФ не вполне эффективной. Было принято решение о ее постепенном сворачивании.
СПРАВКА! Регионы получили на рефинансирование долгов более 1 трлн. рублей. из федерального бюджета.
Прежде чем думать о новом кредитовании, следует разобраться со «старыми» долгами. Для этого правительство вместо выдачи денег в кредит из бюджета вводит программу реструктуризации накопленных задолженностей. Она рассчитана на длительный срок – от 7 до 12 лет в отдельных регионах. Первые два года регионы обязаны погасить по 5% своего долга, остальное – пропорционально в течение последующих 5-10 лет. Сроки выплат увеличат тем регионам, где инфляция не будет слишком обгонять налоги и неналоговые платежи.
В качестве финансовой помощи руководство страны планирует оставить регионам такие формы денежного обеспечения:
- короткие годичные кредиты на покрытие кассовых разрывов;
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
- дотации на сбалансированность.
Правда, пока нет ответа на вопрос, как разрешить саму причину возникновения коммерческого долга, на погашение которого регионам и требовались бюджетные кредиты. Но это уже вопрос будущих десятилетий.
Любое государство может дать деньги взаймы другой стране, своему правительству, юридическим и физическим лицам. Это называют госкредитом. Государственные кредиты помогают сохранить экономическую стабильность и стимулируют производство, поддерживают население. На каких условиях оформляют ссуды, в чем их особенность и отличие от обычных банковских продуктов? Разберемся в статье.
В чем суть госзаймов
Госзаймы используют, чтобы вывести из экономики излишки денег. Если так не сделать, инфляция вырастет и финансы обесценятся. Различают следующие виды государственного кредита :
- Централизованные и децентрализованные (ценные бумаги, выступающие в качестве предмета займа, выпускает правительство либо органы местной власти).
- Внутренние и внешние (в пределах страны или на международном уровне).
- Краткосрочные и долгосрочные (зависит от срока договора).
В кредитовании принимают участие Центробанк, министерство финансов, органы местного самоуправления.
Государство может быть не только кредитором, но и заемщиком. Деньги занимают у других стран, у юридических или физических лиц. Чаще всего подобное бывает при дефиците бюджетных средств, когда расходы превышают доходы. Государство не обязано указывать причину, по которой решило оформить заем.
СПРАВКА:
Условия выдачи государственного кредита
Государственное кредитование практически ничем не отличается от стандартного займа в финансовой организации, разница лишь в масштабах. В договоре прописывают следующие пункты:
- Срок ссуды. Минимальный — 1 год, максимальный — 30 лет.
- Процентная ставка. Величину определяют в индивидуальном порядке, в зависимости от экономической ситуации в стране. Изменение ставки недопустимо ни при каких условиях на протяжении всего периода действия договора.
- Схема погашения долга. Составляют график, указывают сумму ежемесячных выплат.
- Обязательства кредитора и должника.
- Заем выдают за счет бюджетных средств.
- Функцию кредитора выполняют госструктуры либо органы местной власти.
СПРАВКА:
Госзаймы для физических лиц: как получить
Миллионы граждан получают государственный кредит и даже не думают об этом. Речь идет о льготной и военной ипотеках, целевых займах со сниженной ставкой. Да, договор заключен с коммерческим банком, но гарантом сделки выступает ЦБ РФ, компенсирующий финансовым организациям часть процентной ставки.
Какие госкредиты доступны физлицам в 2021 году:
- ипотека;
- автокредиты;
- ссуды на лечение;
- займы на образование.
Чтобы оформить кредит на выгодных условиях, выберите компанию, у которой есть подобные программы. Уточните перечень документов, соберите бумаги и отнесите в банк. Дождитесь рассмотрения обращения. Имейте в виду: льготный кредит нужно выплачивать точно так же, как любой коммерческий. Просрочки недопустимы. Государство позаботилось о сниженной процентной ставке, и этим его участие в ваших отношениях с банком закончилось. Если вы не будете платить по графику, финансовая организация вправе подать на вас в суд или продать долг коллекторам.
Автор статьи
Читайте также:
- Как вписать отца в свидетельство о рождении ребенка если стоит прочерк без суда
- Признание строения жилым домом судебная практика
- Коррупция это злоупотребление публичной государственной властью ради частной выгоды
- Как понимать положение закона о прямом действии этих решений конституционного суда
- Дмитрий пипко когда суд