Радист на судне должностные обязанности

Обновлено: 26.07.2024

1. На должность радиооператора назначается лицо, имеющее среднее общее образование и профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программе переподготовки рабочих, служащих, программе повышения квалификации рабочих и служащих.

2. Опыт практической работы не требуется.

3. Радиооператор должен знать:

3.1. Нормативно-технические и руководящие документы по приему (передаче) оперативной информации каналами радиосвязи

3.2. Назначение, технические данные, принципы работы оборудования современных средств связи и правила его эксплуатации

3.3. Правила проведения радиообмена и радиосвязи, радиокоды и кодовые фразы

3.4. Правила приема и передачи информации на радиоканалах электросвязи

3.5. Правила использования резервных видов связи, назначение, технические характеристики, область применения

3.6. Порядок работы в информационно-аналитических автоматизированных системах (программно-технических комплексах)

3.7. Нормативно-технические и руководящие документы по эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования приемопередающих радиостанций

3.8. Правила радиотехники при обслуживании приемо-передающих радиостанций

3.9. Назначение и устройство, принцип работы обслуживаемых приемопередающих радиостанций

3.10. Правила безопасной эксплуатации приемо-передающих радиостанций

3.11. Перечень и сроки проведения профилактических осмотров приемопередающих радиостанций, этапы профилактических работ и сроки их проведения

3.12. Нормативно-технические и руководящие документы по эксплуатационно-техническому обслуживанию электросилового оборудования

3.13. Правила установки электросилового оборудования

3.14. Назначение и устройство, принцип работы обслуживаемого электросилового оборудования

3.15. Правила безопасной эксплуатации электросилового оборудования

3.16. Перечень и сроки проведения профилактических осмотров электросилового оборудования, этапы профилактических работ и сроки их проведения

3.17. Порядок работы в информационно-аналитических автоматизированных системах (программно-технических комплексах)

3.18. Типы антенн, назначение, технические данные, принцип действия и правила их эксплуатации

3.19. Требования охраны труда, пожарной безопасности в части, регламентирующей выполнение работ

4. Радиооператор подчиняется непосредственно ___________________.

5. На время отсутствия радиооператора (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

II. Должностные обязанности

В обязанности радиооператора входит:

1. Прием (передача) оперативной информации по каналам радиосвязи:

— Прием (передача) оперативной информации с использованием информационно-коммуникационных технологий

— Прием (передача) оперативной информации в телефонном режиме

— Обеспечение радиообмена в соответствии с правилами радиосвязи

— Ведение документации по приему (передаче) оперативной информации в автоматизированной системе

2. Эксплуатационно-техническое обслуживание оборудования приемопередающих радиостанций:

— Определение места для размещения оборудования приемо-передающих радиостанций

— Первичная проверка радиоспособности приемо-передающих радиостанций

— Настройка приемников и передатчиков приемо-передающих радиостанций на рабочие частоты

— Диагностика неисправностей приборов приемо-передающих радиостанций с последующим устранением простейших неисправностей

3. Эксплуатационно-техническое обслуживание электросилового оборудования:

— Монтаж электросилового оборудования

— Проведение электрических измерений электросилового оборудования

— Проведение электрических испытаний электросилового оборудования

— Обеспечение бесперебойной и безаварийной работы электросилового оборудования

— Диагностика неисправностей электросилового оборудования с последующим устранением простейших неисправностей

III. Права

Радиооператор имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы.

2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

IV. Ответственность

Радиоператор несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Работник по предоставлению услуг телефонной, телеграфной и радиосвязи» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2020г. №784н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Каждый член экипажа, выполняющий обязанности по радиосвязи на судах, оборудованных в соответствии с требованиями ГМССБ, должен иметь соответствующий диплом, относящийся к ГМССБ, выданный или признаваемый Администрацией в соответствии с положениями Регламента радиосвязи.

Оператор ГМССБ, несущий радиовахту, обеспечивающую безопасность на море, должен строго следовать положениям Регламента радиосвязи, Конвенции СОЛАС-74/88 и Кодекса ПДНВ.

Операторы ГМССБ, выполняющие функциональные обязанности по обеспечению радиосвязи в случае бедствия и ответственные за техническое обслуживание средств радиосвязи и ЭРН, назначаются приказом капитана.

Записи, относящиеся к несению радиовахты на частотах, выделенных для системы цифрового избирательного вызова, приему информации по безопасности мореплавания, передаваемой по различным системам связи, вносятся в радиожурнал оператором ГМССБ, непосредственно выполняющим вахтенные обязанности по радиосвязи. А записи, относящиеся к техническому обслуживанию средств радиосвязи и ЭРН, радиосвязи в случае бедствия – операторами ГМССБ, на которых возложено выполнение данных функциональных обязанностей.

….«Часть 3-3 - Руководство по несению радиовахты (ПДНВ РазделB-VIII/2)
Общие положения

9. Помимо прочего, Регламент радиосвязи требует, чтобы каждая судовая радиостанция имела лицензию, находилась в исключительном ведении капитана или другого лица, ответственного за судно, и эксплуатировалась только под контролем имеющего надлежащую квалификацию персонала. Он также требует, чтобы оповещение о бедствии передавалось только по приказу капитана или другого лица, ответственного за судно.

10. Капитан должен иметь в виду, что весь персонал, на которой возложена обязанность передавать оповещения о бедствии, должен быть проинструктирован, знать и уметь надлежащим образом эксплуатировать все радиооборудование на судне, как требуется пунктом 1.4 правила I/14. Соответствующие записи должны быть внесены в судовой журнал или радиожурнал.

11. В дополнение к требованиям относительно несения радиовахты капитан каждого морского судна должен обеспечивать, чтобы:

  • судовая радиостанция была надлежащим образом укомплектована с целью осуществления радиосвязи общего назначения, в особенности обмена общественной корреспонденцией, принимая во внимание ограничения, обусловленные обязанностями лиц, которые уполномочены эксплуатировать радиостанцию; и имеющееся на борту радиооборудование и резервные источники энергии, если они установлены, постоянно поддерживались в рабочем состоянии.

12. Необходимые инструкции и информация по использованию радиооборудования и процедур при бедствии и для обеспечения безопасности должны периодически выдаваться всем соответствующим членам экипажа лицом, которое, согласно расписанию по тревогам, несет главную ответственность за радиосвязь во время бедствия. Соответствующие записи должны быть внесены в радиожурнал.

13. Капитан каждого судна, которое не подпадает под действие Конвенции СОЛАС, должен требовать надлежащего несения радиовахты в соответствии с требованиями Администрации, принимая во внимание Регламент радиосвязи.

14. До выхода в рейс радиооператор, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии, должен убедиться в том, что:

15. При выходе в рейс вахтенный радиооператор, открыв станцию, должен:

16. Когда станция открыта, вахтенный радиооператор должен:

17. Во время нахождения в море радиооператор, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии, должен удостоверяться в надлежащем функционировании:

  • радиооборудования, обеспечивающего связь при бедствии и для обеспечения безопасности с помощью цифрового избирательного вызова (ЦИВ) путем проверочного вызова по меньшей мере раз в неделю;
  • радиооборудования, обеспечивающего связь при бедствии и для обеспечения безопасности, путем проверки по меньшей мере раз в день, но без излучения сигналов.
  • Результаты этих проверок должны заноситься в радиожурнал.

18. Радиооператор, которому поручено осуществлять радиосвязь общего назначения, должен обеспечивать несение эффективной вахты на тех частотах, на которых возможен радиообмен, обращая внимание на местоположение судна по отношению к тем береговым станциям и береговым земным станциям, с которыми возможен радиообмен. При ведении радиообмена радиооператоры должны следовать соответствующим рекомендациям МСЭ.

19. Закрывая станцию по прибытии в порт, вахтенный радиооператор должен известить местную береговую станцию и другие береговые станции, с которыми поддерживалась связь, о прибытии судна и о прекращении работы радиостанции.

20. Закрывая радиостанцию, радиооператор, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии, должен:

  • убедиться в том, что передающие антенны заземлены;
  • проверить, достаточно ли заряжены резервные источники энергии.

21. Оповещение о бедствии или сигнал бедствия имеют абсолютный приоритет перед всеми другими передачами. Все станции, получив такие сигналы, должны, согласно Регламенту радиосвязи, немедленно прекратить все передачи, которые могут причинить помехи радиообмену при бедствии.

22. Если терпит бедствие собственное судно, радиооператор, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии, должен немедленно принять на себя ответственность за выполнение процедур Регламента радиосвязи и соответствующих рекомендаций МСЭ-Р.

23. По получении оповещения о бедствии:

  • вахтенный радиооператор должен сообщить об этом капитану и, если необходимо, радиооператору, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии;
  • радиооператор, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии, должен оценить ситуацию и немедленно принять на себя ответственность за выполнение процедур Регламента радиосвязи и соответствующих рекомендаций МСЭ-Р.

25. В случаях радиосвязи, касающейся медицинских консультаций, радиооператор, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии, должен выполнять процедуры Регламента радиосвязи, а также соблюдать условия, предусмотренные в соответствующих международных документах (см. пункт 14.2) или установленные поставщиком услуг спутниковой связи.

26. В случаях радиосвязи, касающейся санитарно-транспортных средств, как это определено в Приложении 1 к Дополнительному протоколу к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), радиооператор, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии, должен выполнять процедуры Регламента радиосвязи.

30. Связь мостик-мостик должна поддерживаться на канале 13 УКВ. Связь мостик-мостик описывается в Регламенте радиосвязи как "связь между судами, касающаяся безопасности навигации".

31.Дополнительные записи в радиожурнал должны вноситься в соответствии с пунктами 10, 12, 14, 17 и 33.

32.Несанкционированные передачи и случаи вредных помех следует, по возможности, выявлять, записывать в радиожурнал и доводить до сведения Администрации в соответствии с Регламентом радиосвязи вместе с соответствующей выпиской из радиожурнала.

33. Батареи, являющиеся источником энергии для любой части радиоустановки, включая предназначенные для непрерывной подачи электроэнергии, находятся в ведении радиооператора, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии, и должны:

18. Начальник радиостанции судна является должностным лицом командного состава. Он подчиняется непосредственно капитану судна.

19. В ведении начальника радиостанции находятся радиооборудование и радионавигационные приборы с их преобразователями питания (кроме электромашинных преобразователей питания гирокомпаса и радиолокатора), аккумуляторные батареи, радиостанции, другие радиотехнические средства, а также помещения, где размещается данная судовая техника.

20. Начальник судовой радиостанции обязан:

обеспечивать техническую эксплуатацию и содержание аппаратуры в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-изготовителей и другими нормативно-техническими документами, издаваемыми судовладельцем;

составлять календарные графики технического обслуживания и ремонтные ведомости, обеспечивать и контролировать полноту объема и качество технического обслуживания и ремонта, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

составлять заявки на материально-техническое снабжение, обеспечивать его получение и хранение, вести его учет, вести инвентарные книги;

вести установленную техническую документацию;

своевременно предъявлять с ведома капитана судовую технику к освидетельствованию органами Речного Регистра Российской Федерации и другими органами технического надзора;

обеспечивать подготовку к рейсу и о готовности заведования в назначенное время докладывать капитану;

немедленно докладывать капитану о выходе из строя радиооборудования и принимать меры к восстановлению его работоспособности. Устранять лично или с привлечением других специалистов отказы техники связи;

обеспечивать ведение трансляции радиопередач по судовому радиоузлу в часы, установленные капитаном;

выполнять обязанности радиооператора при его отсутствии в штате судна.

21. При отсутствии в штате судна начальника радиостанции его обязанности возлагаются на радиооператора судна. При отсутствии в штате должностей начальника радиостанции и радиооператора обеспечение надежной работы и техническое обслуживание электрорадионавигационных приборов возлагается на электромеханика судна, а при его отсутствии - на второго штурмана.

22. Радиооператор непосредственно подчиняется начальнику радиостанции, помогает ему в техническом обслуживании электрорадионавигационных приборов и выполняет обязанности вахтенного радиооператора.

23. Вахтенный радиооператор осуществляет радиосвязь с береговыми и судовыми радиостанциями, а также наблюдение за сигналами бедствия, срочности и безопасности в соответствии с настоящими Правилами и "Указаниями по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)".

24. Вахтенный радиооператор обязан:

заступив на вахту, проверить готовность к действию аппаратуры радиостанции, ознакомиться со всеми распоряжениями по вахте;

осуществлять своевременную передачу и прием корреспонденции;

обеспечивать служебные и частные радиотелефонные переговоры в соответствии с принятым порядком их обеспечения;

в случае приема сигналов бедствия, срочности и безопасности прекратить радиообмен, сообщить о полученных сигналах капитану и действовать в соответствии с его указаниями;

передавать сигналы бедствия, срочности и безопасности только по распоряжению капитана судна;

своевременно принимать метеосводки, прогнозы погоды, штормовые и ледовые предупреждения, навигационные извещения, путевую информацию и своевременно докладывать о полученной информации вахтенному начальнику под расписку;

находясь в лучших условиях в отношении прохождения связи оказывать содействие другим судам в обеспечении связи;

проверять не реже двух раз в сутки часы в радиорубке по сигналам точного времени широковещательных станций;

требовать от лиц, ведущих радиотелефонные переговоры, выполнения правил радиосвязи и в случае их нарушения делать соответствующие предупреждения или прерывать переговоры и докладывать капитану.

25. Порядок подготовки операторов радиосвязи, определение требований к их квалификации и порядка выдачи соответствующих дипломов устанавливается соответствующими органами Департамента речного транспорта.

26. Штатные должности радиоспециалистов береговых узлов связи устанавливаются руководством узлов связи, исходя из назначения и задач, выполняемых береговыми радиостанциями, наличия и типов радиосредств, количества и видов организованных радиосвязей и других факторов.

27. В общие обязанности специалистов береговых радиостанций входит:

несение вахты по наблюдению за вызовами судов на судовых частотах в соответствии с "Указаниями по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)":

несение вахты по наблюдению за сигналами бедствия, срочности и безопасности и обеспечение радиообмена, связанного с этими сигналами;

обеспечение радиотелефонных переговоров и обмена радиотелеграфной корреспонденцией в соответствии с требованиями "Инструкции о порядке пользования радиосвязью на речном флоте Российской Федерации".

28. Конкретные обязанности радиоспециалистов береговых радиостанций отражаются в их функциональных обязанностях, разрабатываемых начальниками соответствующих узлов связи.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Обязательные положения, относящиеся к несению радиовахты, изложены в Регламенте радиосвязи и в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, с поправками. Положения относительно технического обслуживания радиооборудования изложены в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, с поправками, и в руководстве, принятом Организацией.

1 За исключением предусмотренного в пункте 2, положения настоящей главы применяются к радиооператорам на судах, эксплуатируемых в рамках Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), как предписано Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, с поправками.

2 Радиооператоры на судах, от которых не требуется соответствия положениям главы IV Конвенции СОЛАС, касающимся ГМССБ, могут не соответствовать положениям настоящей главы. Радиооператоры на таких судах, тем не менее, должны соответствовать Регламенту радиосвязи. Администрация должна обеспечить, чтобы надлежащие дипломы, предписанные Регламентом радиосвязи, выдавались или признавались в отношении таких радиооператоров.

Правило IV/2
Обязательные минимальные требования для дипломирования радиооператоров ГМССБ

1 Каждое лицо, отвечающее за радиосвязь или осуществляющее ее на судне, от которого требуется участие в ГМССБ, должно иметь относящийся к ГМССБ надлежащий диплом, выданный или признаваемый Администрацией на основании положений Регламента радиосвязи.

2 Кроме того, каждый кандидат на получение на основании настоящего правила профессионального диплома для работы на судне, которое согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, с поправками, должно иметь радиоустановку, должен:

.1 быть не моложе 18 лет; и

.2 пройти одобренные обучение и подготовку и отвечать стандарту компетентности, указанному в разделе A-IV/2 Кодекса ПДНВ.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

бортрадист за работой фото

В авиационной сфере существует множество разнообразных специальностей, которые выполняют задачи по обслуживанию, техническому обеспечению и поддержанию связи между бортом летательного аппарата и центром поддержки на земле. Каждый из этих специалистов вносит неоценимый вклад в деятельность отрасли. Как пример такой деятельности, можно привести работу бортрадиста.

Чем занимается бортрадист?

Чаще всего профессия радист соотносится у обывателей с военной деятельностью. Достаточно часто в исторических сводках о Великой Отечественной войне упоминался неоценимый вклад этого специалиста.

Специалисты такого плана могут работать не только в военных структурах, но и в гражданской авиации, на флоте, в космической отрасли. Поэтому профессия всегда будет актуальна и востребована.

Бортрадист кто это

Обязанности бортрадиста

Помимо деятельности по передаче информации, в перечень функциональных обязанностей специалиста можно включить следующее:

отслеживание показателей оборудования, их исправности;

информировать непосредственное руководство о возникающих неисправностях;

под руководством вышестоящего начальства проводит необходимые мероприятия для поддержания безопасности пассажиров, сохранности грузов;

проведение профилактических осмотров и участие в ремонтных работах воздушного судна.

Для того, чтобы исполнять свой функционал в полной мере в соответствии с требованиями, бортрадист должен руководствоваться принципами, которые обозначены в следующих документах:

Воздушный кодекс Российской Федерации;

действующие нормативные документы профильного министерства;

принципы организации труда;

правила по технике безопасности.

Исполнение обязанностей бортрадиста невозможно без специфических знаний:

общие принципы эксплуатации воздушных судов;

влияние погодных условий на деятельность летательных аппаратов, особенности и риски;

знание системы кодирования метеорологических явлений;

устройство используемого оборудования, его характеристики;

принципы использования аварийно-спасательного снаряжения;

система радиосвязи и применяемая терминология;

знание Азбуки Морзе.

Требования к бортрадистам

К представителям этой профессии работодатель предъявляет достаточно высокие требования как к уровню знаний и навыков, так и к состоянию здоровья.

От бортрадистов достаточно часто требуются хорошие познания в иностранных языках. Чаще всего, конечно, английский язык. Но возможны ситуации, когда радисту необходимо владеть каким-либо менее популярным языком.

Так, работать бортрадистом могут лишь лица, получившие профильное образование и успешно прошедшие медицинскую комиссию. Серьезным препятствием для работы по данной специальности может стать наличие следующих заболеваний:

болезни сердечно-сосудистой системы;

болезни органов дыхания;

болезни опорно-двигательного аппарата;

нервные и психические расстройства;

проблемы со слухом и зрением.

Еще представителю данной профессии необходимо быть готовым к ненормированному рабочему дню, а порой даже к сложным условиям труда. График работы бортрадиста не привязан к будним и выходным дням, ночным и вечерним сменам.

Где выучиться профессии бортрадист?

Как уже упоминалось ранее, для того, чтобы получить должность проводника необходимо иметь профильное образование. И в данном случае – это высшее образование.

Необходимую специальность преподают как в гражданских, так и в военных учебных заведениях. Чаще всего это направление называется «Радиотехника», а представлено оно в технических и авиационных и аэрокосмических вузах. Иными словами, есть достаточно широкий выбор мест для поступления.

Стоит также отметить и тот факт, что при поступлении в военное высшее учебное заведение вне зависимости от выбранной специальности абитуриенту необходимо подтвердить высокий уровень физической подготовки. Да и на протяжении всего процесса обучения физическое развитие студентов будет занимать важное место.

Также возможна практика перехода военного радиста в гражданскую авиацию после прохождения обязательной службы.

Бортрадист обучение

Карьера бортрадиста

Вопреки всей важности, которая содержится в данной профессии для летного состава, у бортрадиста фактически нет какого-либо карьерного роста. Развитие и становление специалиста напрямую связано с оборудованием, которое он использует для выполнения своих трудовых обязательств. И как только он овладел всеми системами, можно считать, что он достиг своего максимума на данном поприще.

Конечно, бортрадист может начать административную деятельность или уйти в преподавание. Но это будет уже иная стезя, которая имеет свои законы и особенности.

Личностные качества профессии бортрадист

Далеко не каждый человек сможет работать бортрадистом. Такой род деятельности требует определенных качеств и черт характера. Некоторые из них:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: