Проведение политики неоконсерватизма поощрение приватизации государственной собственности в сша

Обновлено: 15.04.2024

Структурный кризис 1970-х г. при­вел к дискредитации идеи «государства благосостояния» и выявил целый ряд серьезных просчетов кейнсианской теории. Переоценка возможностей дефицитного финансирования привела к настоящему обвалу финансовой системы в ведущих странах Запада. Кейнсианская теория не предусматри­вала возможность инфляционного роста цен, не прекращающегося даже в периоды неполной занятости и падения уровня производства. Не давала она ответ и на ключевой вопрос: как достичь экономического роста без допол­нительных капитальных затрат, без наращивания ресурсной базы производ­ства. Не менее серьезным недостатком кейнсианства было тривиальное представление о социальных факторах, оказывающих влияние на рыночный процесс. Конечно, макроэкономическая схема взаимодействия «совокупно­го предложения» и «совокупного спроса» не исключала значимость челове­ческого фактора. Но речь шла лишь о потребительском поведении. Творчес­кий потенциал личности, стремление к независимости, к свободному само­определению, равно как и приверженность культурным традициям, нрав­ственным устоям, политическим идеалам в этой схеме практически не учитывались. Таким образом, кейнсианство являлось не только экономичес­кой теорией, но и вполне определенной социальной философией, присущей «обществу потребления». И в этом качестве кейнсианство оказалось наибо­лее уязвимым.

Во второй половине 1970-х гг. на лидирующие позиции в мировой экономической науке стало выдвигаться неоконсервативное направление. Концептуальную основу неоконсервативной политэкономии составили мо­нетаризм и теория предложения (supply-side economics).

Теория предложения представляла собой не четко очерченную экономи­ческую концепцию, а скорее комплекс практических рекомендаций, в первую очередь - по проблемам долгосрочного развития. Среди ее представителей было достаточно много сторонников синтеза идей различных экономических школ и направлений. Основы теории предложения разработали американс­кие экономисты А. Лаффер, Р. Риган. М. Фелдстайн. Они отвергали любые доводы о возможной эффективности государственного регулирова­ния, хотя рассматривали его как неизбежное зло. деформирующее есте­ственные механизмы рыночной экономики. Поэтому основной задачей в условиях провала кейнсианской стратегии считалось не тотальное «разго­сударствление», изменение объекта регулирования - перенос акцентов со стимулирования спроса на долгосрочное регулирование факторов совокуп­ного предложения (т.е. факторов производства). В качестве наиболее дей­ственных методов назывались отказ от прогрессивного налогообложения, снижение налоговых ставок на доходы, капитал, дивиденды и заработную плату, ликвидация бюджетного дефицита (при принципиальном отделении бюджетной политики от денежной), сокращение социальных программ как сдерживающих трудовую активность населения, широкая приватизация государственного сектора.

Ведущими представителями монетаристской теории являлись М. Фрид- мен, К. Бруннер, А. Мелцер, Д. Лэйдлер, М. Паркин. В отличие от теории предложения монетаризм основывался на комплексном макроэкономичес­ком анализе, претендовал на роль оригинальной экономической парадигмы. Фридмен предложил рассматривать экономическое пространство как пере­сечение двух относительно автономных секторов - «реальной экономики» и денежной сферы. В «реальной экономике», т.е. сфере воспроизводства, государство не может брать на себя роль основного регулирующего начала. В ней главенствуют такие естественные рыночные факторы, как динамика нормы прибыли, занятость, спрос, предложение. Но нормальное функцио­нирование «реального сектора» зависит от постоянства, предсказуемости, преемственности процессов, происходящих в денежной сфере. Стабилиза­ция финансовой системы должна быть основной целью государственной экономической политики.

Ключевым инструментом финансовой политики монетаристы счита­ли регулирование объема денежной массы. Изменение его прямо пропор­ционально влияет на совокупный спрос и тем самым стимулирует произ­водителей. Но избыток денежной массы порождает инфляцию. Разделяя два основных вида инфляции - «ожидаемую» и «непредвидимую», моне­таристы считали ожидаемую инфляцию естественным свойством совре­менной экономики. Природа ее заключается в стремлении субъектов рыночных отношений оптимизировать свое положение на рынке, исполь­зовать условия свободной конкуренции для повышения эффективности производства. Задача государства в этой ситуации - создать условия для максимальной рационализации инфляционных процессов и воспрепят­ствовать развитию «непредвиденной» инфляции (деформированного рос­та цен, не связанного с рыночным поведением). Основным источником «непредвиденной» инфляции считалась деятельность профсоюзов, на­правленная на опережающий рост доходов трудящихся, а также «мягкая» кредитно-денежная политика государства.

Монетаристы не отвергали возможность использования финансово- кредитной политики для поощрения или сокращения спроса и предложе­ния. Но считалось, что это средство может быть использовано только в краткосрочной перспективе. Любое структурное вмешательство государ­ства, в том числе перераспределение национального дохода через бюджет­ные программы, подавление инфляции административными методами, на­вязывание искусственных условий найма рабочей силы, создание крупного государственного сектора производства, может вызвать необратимые разру­шительные изменения в рыночной инфраструктуре.

Выступая против кейисианских методов структурной политики, монета­ристы особое внимание уделяли проблеме занятости. Они выделяли несколь­ко форм безработицы, имеющих разную природу и значение. Так называемая «равновесная безработица» рассматривалась в качестве постоянного явления, отражающего динамику взаимодействия предложения рабочей силы и спроса на нее. С учетом таких дополнительных факторов, как миг рации рабочей силы, низкая информационная обеспеченность рынка труда, его инерцион­ность по отношению к совершенствованию технологической базы, образуется «естественная безработица». Норма «естественной безработицы» - это один из факторов, отражающих реальное состояние экономики. При глубоких структурных и технологических изменениях в экономике, разнообразных общественных кризисах и природных катаклизмах может возникнуть «вынуж­денная безработица», связанная с массированным перемещением рабочей силы и перепадах в спросе на нее. И, наконец, четвертая, и самая опасная форма безработицы - «кейнсианская», возникает, по мнению монетаристов, в результате систематического государственного вмешательства на рынке труда. Государственный патернализм, искусственное снижение нормы «естествен­ной безработицы» (за счет бюджетных расходов, занижения процентных ставок кредитов и т.д.) порождает социальную пассивность и иждивенчество. Поэтому задачами государства на рынке труда является не обеспечение полной занятости, а профилактика «вынужденной безработицы» с помощью развития системы профессионального обучения, повышения информацион­ной эффективности рынка труда и т.д.

Модель макроэкономической политики, предложенная монетариста­ми, получила широкое распространение в 1980-х гг. По примеру политики администрации президента Р. Рейгана в США и кабинета М. Тэтчер в Великобритании эти реформы, крайне идеологизированные, связанные с показным отказом от традиций «государства благосостояния», получили название «неоконсервативной революции». Схожие с «рейганомикой» и «тэтчеризмом» преобразования осуществляли также западногерманские хри­стианские демократы, итальянские и испанские социалисты, французские неоголлисты. В этих случаях идеологическое обоснование реформ было не таким конфронтационным, а их динамика - не столь стремительна. Но, в целом, использовался достаточно универсальный набор методов экономи­ческого регулирования.

Ратуя за сокращение государственного вмешательства в экономику, неоконсерваторы не отказывались от него полностью. Вместо широкомас­штабного стимулирования совокупного спроса ставка была сделана- на комплексное развитие факторов предложения. Причем речь шла не о прямом стимулировании производства со стороны государства, а лишь об обеспечении условий для его естественного устойчивого развития. Основ­ные мероприятия касались структурно-отраслевой политики и «финансо­вого оздоровления».

Структурная политика неоконсерваторов не решала задачу формиро­вания определенного отраслевого баланса. Ее главной целью являлась целевая поддержка тех форм бизнеса и видов производства, которые явля­лись принципиально важными для национального экономического разви­тия, но предполагали высокую степень предпринимательского риска. К этой категории были отнесены наукоемкие производства и малый бизнес.

Поддержка НИОКР не была новым направлением государственного регулирования. Но особенностью развития этой сферы в 1980-х гг. стало резкое увеличение прямого государственного финансирования. Если в пери­од НТР значительную активность в области НИОКР проявлял и частный капитал, то с 1970-х гг. доля негосударственных инвестиций здесь суще­ственно сократилась. В 1979-1992 гг. в ведущих странах Запада государство обеспечивало уже до половины всех расходов на НИОКР, а их суммарные величины увеличивались колоссальными темпами (в США - с 56,6 до 161 млрд долл. в год, в Германии - с 12,5 до 36,1 млрд долл., во Франции - с 8 до 25,2 млрд долл., в Великобритании - с 8 до 20,2 млрд долл.). Но наращивание государственных расходов на область НИОКР отнюдь не означала ее огосударствление. Основная часть инвестиций реализовывалась частным бизнесом на конкурентной основе. Широкой практикой стала выдача грантов на исследовательские программы, целевое финансирование отдельных программ, заключение прямых контрактов на разработку новой продукции и технологии, предоставление государственных гарантий займов в коммерческих банках при условии целевого использования этих займов в сфере НИОКР. Важную роль сыграла и активная налоговая поддержка наукоемких производств. Так, например, в США в 1981 г. был принят «Закон о налогах в целях оздоровления экономики», согласно которому при 25 %-ном росте расходов на НИОКР соответствующим образом уменьша­лась налогооблагаемая база предприятия. До 20 % была снижена налоговая ставка на прибыль от операций с ценными бумагами фондов, специализиру­ющихся на НИОКР. Действовала и особая практика налоговых инвестици­онных кредитов, согласно которой до 10 % стоимости приобретаемого нового оборудования вычиталось из налогов предприятия и оформлялось как долгосрочный государственный кредит.

Стимулирование малого бизнеса также происходило главным образом за счет налоговых льгот. Малые и средние предприятия были более приспо­собленными для быстрой апробации новейших технологий, гибкой коррек­тировки рыночной стратегии. Но они же оказывались крайне уязвимыми в условиях колебаний рыночной конъюнктуры. Поддержка со стороны госу­дарства позволяла сократить степень предпринимательского риска и пре­вратить малый бизнес в важный компонент системы общественного вос­производства. Английские и французские экономисты определили целью такой политики создание «правильной сети экономики» - обеспечение эффективного соотношения мелкого, среднего и крупного бизнеса в общей структуре предпринимательства. Такой баланс позволял сгладить цикличес­кие колебания экономической конъюнктуры, уменьшить влияние субъек­тивных факторов, порожденных высокой концентрацией производства и централизацией капитала.

Традиционная антитрестовская политика, ориентированная на борьбу против крайних форм монополизма, в эпоху «неоконсервативной револю­ции», напротив, утратйла свое значение. Степень административного контро­ля над рыночной деятельностью монополистических объединений чрезвы­чайно уменьшилась. Действия антитрестовских законов распространялись лишь на процесс слияния фирм, а также на самые радикальные проявления демпинговой ценовой политики. В остальном противодействие процессу монополизации сводилось именно к поддержанию альтернативных форм бизнеса, обеспечению дополнительных факторов конкуренции на рынке.

Особое значение неоконсерваторы придавали реформам в «структур- но-мотивационной» сфере. Объектом государственного регулирования здесь являлся комплекс факторов, обеспечивающих личностные стимулы к накоп­лению, индивидуальной инвестиционной и предпринимательской активнос­ти. В качестве наиболее действенного метода рассматривалось сокращение налогов, а также снижение уровня прогрессивности налоговой шкалы. Так, например, в США в период правления Р.Рейгана предельная (высшая) налоговая ставка снизилась почти на 30%. Предполагалось, что более равномерное распределение налогового бремени среди населения создаст большие стимулы для экономической активности наиболее имущих слоев, а будущее расширение налоговой базы, вызванное ростом производства, компенсирует временные потери бюджета. Общее сокращение налогового бремени вело не только к заметному оживлению инвестиционного климата, но и отражалось на психологическом состоянии общества, подрывало урав­нительные, иждивенческие настроения. В сочетании с государственной поддержкой новаторских производств и малого бизнеса, поощрением льгот­ных форм кредитования такая политика позволяла рассчитывать на значи­тельный рост экономической активности и самостоятельности самых широ­ких слоев населения, изменение социального облика предпринимательства.

Успех структурных преобразований во многом зависел от способнос­ти неоконсервативных правительств добиться стабилизация бюджетно-де- нежной сферы. Залогом решения этой задачи являлось снижение уровня инфляции. Основными антиинфляционными мерами стали ужесточение контроля над денежным обращением и кредитной политикой, а также всемерное сокращение расходной части государственного бюджета. В свете общего курса на дерегулирование экономики последнее направление было особенно важным. Неоконсерваторами осуществлялось сокращение госу­дарственного сектора экономики - полное или частичное сворачивание нерентабельных, устаревших производств, а также широкая приватизация государственных предприятий. Целесообразность приватизации объясня­лась повышением эффективности производства при переходе его в частную собственность, освобождением бюджета от затрат на модернизацию пред­приятий государственного сектора, а также прямыми финансовыми поступ­лениями в бюджет в ходе самой приватизации.

Политика «жесткой экономии», проводимая неоконсерваторами, так­же предполагала частичное свертывание социальных бюджетных про­грамм, коммерциализацию системы здравоохранения, образования, отказ от крупномасштабных программ по решению жилищного вопроса и т.д. Радикально менялась государственная политика в сфере занятости. Был пересмотрен порядок социальных выплат многим категориям безработ­ных. Приоритетными направлениями, как правило, признавались поддер­жка семей, живущих за официально признанной чертой бедности, и выплата пособий по безработице на страховой основе. Право на обычные пособия по безработице предоставлялось только лицам, официально заре­гистрировавшимся на бирже труда, имеющим определенный стаж работы перед увольнением и вносившим взносы в фонд по безработице (в такие фонды отчисления делают и предприниматели - в ФРГ до 50 % общих сумм, во Франции до 70%). При сохранении достаточно существенных размеров пособий (в США - 50 % средней заработной платы, во Фран­ции - 40 %. в ФРГ - более 60 %) были уменьшены сроки выплат пособий. Вместе с тем значительно расширялись меры по стимулированию индиви­дуальной профессиональной подготовки и образования, что должно было обеспечить большую гибкость рынка труда и ликвидировать саму причи­ну массовой безработицы.

Основной пик неоконсервативных реформ пришелся на первую поло­вину 1980-х гг. Результаты же их оказались достаточно противоречивы. С одной стороны, «неоконсервативная революция» немало способствовала мобилизации созидательного потенциала рыночной системы, интенсифика­ции процесса воспроизводства. В результате пересмотра принципов госу­дарственного регулирования снизились темпы инфляции, значительно акти­визировался частный инвестиционный рынок. Стабилизировался уровень занятости. Темпы экономического роста уступали «золотому» послевоенно­му двадцатилетию, но значительно отличались от показателей 1970-х гг. Расчеты динамики ВВП в крупнейших странах Запада за периоды 1950— 1973, 1973-1980 и 1980-1990 гг. показывают рост валового продукта в расчете на душу населения в США соответственно на 61, 8 и 18%. в Великобритании - на 77, 7 и 23%, в Германии - на 202, 16 и 19%, во Франции - на 147, 16 и 19 %, в Италии - на 200, 24 и 23 %. Казалось, что был найден рецепт решения ключевых макроэкономических проблем, по­рожденных структурным кризисом 1970-х гг.

Однако неоконсервативные реформы вызвали неоднозначную реак­цию в обществе. Резкий поворот экономической стратегии, глубокая ломка сложившейся системы социального обеспечения и трудовых отношений оказались слишком болезненны. Особенно пострадали те слои населения, которые привыкли к системе государственных социальных гарантий, к стабильному росту уровня жизни. Ставка на саморазвитие рыночных ин­ститутов, реанимация ультралиберальной рыночной психологии в обществе не учитывали опыт послевоенного развития Запада. Поэтому уже в 1990-х гг. практически во всех странах Запада, на фоне прихода к власти нового поколения политической элиты, начался отход от принципов неконсерва­тивной политики.

Человеческое общество и государство, как высшая форма его организации находятся в условиях постоянного изменения и развития. В связи с чем, идейно-политические концепции, адекватно отражавшие фактическую действительность сто лет назад, зачастую совершенно неприменимы в неизменном виде сегодня. Это предопределяет необходимость детального научно-обоснованного совершенствования политических идей и концепций, предлагающих собственное видение актуального социально-государственного устройства.

В качестве примера одной из таких видоизмененных, усовершенствованных концепций, оказавшей значительную роль в становлении постиндустриальных государств в конце прошлого века выступает неоконсерватизм. Данная идейно-политическая концепция получила широкое распространение в наиболее развитых странах в конце 70-х-начале 90-х гг. прошлого века.

В наиболее общем виде политика неоконсерватизма, исходя из анализа точек зрения, существующих в специальной литературе, может быть определена следующим образом:

Политика неоконсерватизма – это практическая деятельность представителей политической элиты с опорой на идейно-политическое течение неоконсерватизма, одновременно сочетающее в себе либерализм, одобрение прогресса и социально-экономической свободы, и ориентацию на выборочное сохранение и укрепление традиционных общественных ценностей.

Проводя общую характеристику политики неоконсерватизма, представляется целесообразным отметить, что в наибольшей степени соответствующая политика была воспринята и поддержана в Соединенных Штатах Америки и Великобритании, поскольку в европейских странах в предшествующие периоды в большей степени были распространены социал-реформистские традиции, предопределенные утверждением начал и непосредственным функционированием социального государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, важной предпосылкой утверждения политики неоконсерватизма в Соединенных Штатах выступил повсеместный кризис доверия населения к властям, что, в том числе, предопределило утрату гражданами способности слепо подчиняться законам, сдерживая собственные эгоистические соблазны.

В то же время, предпосылки для утверждения жесткого социально-политического курса, который мог бы быть обеспечен посредством восприятия идей неоконсерватизма, обнаруживались и «сверху» - многие общественные деятели и представители американской политической элиты были недовольны получившими широкое распространение в 60е-70е гг. прошлого века движениями социального протеста (напр. молодежного, антивоенного, феминистского, и т.д., поскольку такие движения признавались угрозой текущей общественной стабильности.

В результате, соответствующие общественно-политические деятели утверждали необходимость установления «сильной власти», в том числе посредством ограничения демократических механизмов и применения решительных мер для подавления протестных движений.

Основные идеи политики неоконсерватизма

Поскольку неоконсерватизм выступает самостоятельной идейно-политической концепцией, в его пределах предлагалось особое видение самых разнообразных сторон общественной и государственной жизни, из идей и которой впоследствии и сформировалась теория неоконсерватизма. Остановимся подробнее на характеристике некоторых из них:

  • Значительные особенности характерны для политики неоконсерватизма в области внешней политики. Так, расцвет соответствующих идей именно в США во многом обусловлен тем, что именно в Америке традиционно господствует идея обеспечения для себя максимально комфортного и выгодного политико-экономического миропорядка;
  • В рамках неоконсерватизма были объединены и синтезированы принципы либерализма (в первую очередь экономического характера – свободы рынка и предпринимательской деятельности, конкуренция субъектов рыночной экономики, и т.д.) с традиционно консервативными ценностями (религией, моралью, культурой, семьей, и т. д.);
  • В то же время, сторонниками неоконсерватизма разделялись также идеи индивидуализма, поскольку, обвинив сторонников либерализма в излишней идеализации возможностей социального государства и мероприятий, проводимых им в соответствующей сфере, представители неоконсерватизма обосновывали точку зрения о том, что индивид в первую очередь должен рассчитывать на собственные силы, и, в некоторой сфере и при определенных условиях – на солидарность других граждан. Государство, в свою очередь, должно не более чем обеспечивать индивиду условия для жизни на началах законности, стабильности и преемственности.

Экономическая составляющая политики неоконсерватизма

Как было отмечено выше, идеи, обосновываемые представителями различных политических идеологий, в большинстве случаев одновременно затрагивают самые разнообразные стороны общественной и государственной жизни. При этом традиционно важное значение в процессе характеристики политической идеологии традиционно отводится взглядам сторонников той или иной идеологии на экономическое устройство государства, поскольку зачастую наибольшие противоречия наблюдаются именно в данной сфере.

Так, в условиях политики неоконсерватизма основной упор был сделан на активизацию и стимулирование предпринимательской деятельности, развертывание соответствующей инициативы, и обеспечение широкой и честной конкуренции, при значительном снижении налоговых платежей, обязанность по уплате которых возлагается на субъектов предпринимательской деятельности, как реальный инструмент обеспечения высвобождения сил свободного рынка.

В то же время, несмотря на определенное ограничение собственного участия в регулировании экономических процессов, государство в процессе реализации политики неоконсерватизма уделяет значительное влияние вопросам обновления основных производственных фондов, совершенствованию структуры инвестирования, усилению перспективных отраслей и научно-исследовательских разработок, и т.д.

Иными словами, проводимые в экономической сфере предприятия в большей степени направлены на перспективное совершенствование экономических процессов и обеспечение благосостояния собственных граждан в относительно отдаленном будущем.

Общая характеристика и истоки идеологии неоконсерватизма в Соединенных Штатах Америки

Идеи неоконсерватизма, как продукт определенной переработки идей классических консерваторов и их приспособления к современным условиям государственности и уровню развития общества, получили наибольшее распространение в Соединенных Штатах Америки. При этом анализ точек зрения, существующих в политической науке, позволяет сделать вывод о существовании мнения касательно того, что та модель реализации неоконсерватизма, которая имеет место в политической жизни США, мало чем напоминает действительные консервативные идеи классиков соответствующей идеологии, сформированных ими в XIX веке. Это предопределяет актуальность проведения анализа особенностей реализации идей неоконсерватизма, характерных для современной американской политической действительности.

Так, следует начать с того, что неоконсерватизм в США является достаточно молодой политической идеологией, поскольку его активное распространение и развитие началось только в 70-е гг. XX в. В наиболее общем виде следует отметить, что неоконсерваторов отличает одобрение демократических начал во внутренней политике при бескомпромиссном продвижении американских политических интересов вовне. Причем обозначенная бескомпромиссность проявляется, в том числе в том, что неоконсерваторы считают приемлемыми любые формы межгосударственного давления, включая как экономическое стимулирование, так и открытое военное воздействие.

Попытка определения истоков происхождения и утверждения неоконсервативных идей в Америке приводит к установление того факта, что изначально, истоки пропаганды и продвижения рассматриваемой идеологической концепции обнаруживаются в периодическом журнале «Commentary», издаваемом в США еврейской общиной и освещающим три ключевые темы:

  • политику,
  • экономику
  • иудейскую религию.

Политическая составляющая содержания обозначенного издания с неизбежностью охватывала происходящие негативные процессы и явления, выраженные, в том числе, в разного рода протестном движении молодежи (за права меньшинств, женщин, против дискриминации, и т.д.) и предлагала собственное видение путей их разрешение, постепенно оформившееся в целостную самостоятельную политическую идеологию.

Готовые работы на аналогичную тему

Влияние идей неоконсерватизма на внешнеполитическую доктрину Соединенных Штатов Америки

Как было отмечено выше, одним из ключевых направлений неоконсервативной мысли стала достаточно агрессивная внешнеполитическая доктрина, обосновывающая необходимость бескомпромиссного влияния Америки на мировой арене.

Непосредственное влияние неоконсерватизма на практическую деятельность Америки на надгосударственном уровне обнаруживается уже в последние десятилетия прошлого века – тогда неоконсерваторы в период правления Р. Рейгана приобрели действительные рычаги воздействия на процедуру формирования политического курса американского государства на международной арене.

Так, в рассматриваемый период, в США неоконсерваторами была разработана внешнеполитическая доктрина, реализация которой предполагала оказание всесторонней поддержки движениям, выступающим за свержение антиамериканских (а в первую очередь просоветских и коммунистических) режимов в странах третьего мира. При этом анализ процессов, происходивших на международной арене в последние десятилетия прошлого века, позволяет сделать вывод о том, что многие положения обозначенной теоретической доктрины, проработанной неоконсерваторами, были воплощены в жизнь.

В специальной литературе по этому поводу отмечается, что неоконсервативная администрация президента Р. Рейгана проводила соответствующую внешнюю политику исходя из непоколебимого убеждения в том, что глобальная сила США к 90-м гг. XX века достигнет абсолютного значения. Что особенно гипертрофировалось не фоне явно выраженной ненависти американских неоконсерваторов к Советскому Союзу, сталинизму и его сторонникам.

Развитие неоконсервативных идей в США после распада Советского Союза

Достигнув определенных успехов в реализации обозначенной антисоветской политической доктрины, задачей неоконсерваторов после распада СССР стало укрепление и защиты собственного доминирующего положения на международной арене, однако теперь не путем открытого военного подавления своих противников, а посредством усиления позиций в технологической и экономической сфере.

При этом было бы неверным предположить полный отказ Америки от наращивания собственной военной мощи – действительно во внутриполитической и внешнеполитической доктрине США конца XX – начала XXI в. в условиях сохраняющегося влияния неоконсерваторов по-прежнему обозначается задача сохранения подавляющего военного превосходства как над любым из возможных индивидуальных противников, так и даже их коалицией.

Расцвет неоконсерватизма и влияния его сторонников на определение политического курса США в XXI в. напрямую связан с периодом правления Дж. Буша-младшего. Притом, что изначально после прихода к власти, Дж. Буш-младший призывал и настаивал на обеспечении стабильности и «скромности» внешней политики Соединенных Штатов.

Однако события 11 сентября 2001 года в корне перевернули ход и направленность внутриполитического и внешнеполитического курса администрации Дж. Буша-младшего. При этом в результате обозначенного осознания наличия множественных внутренних и внешних угроз и необходимости осуществления конкретных и решительных мер по противодействию им, американские неоконсерваторы вновь получили уникальную возможность для реализации давних идей о мировом господстве Соединенных Штатов Америки.

Основным объектом реализации неоконсервативной доктрины насаждения демократии и мировой гегемонии США стал Ближний Восток, на территории которого, по заявлению Президента США, ведущими западными государствами даже не предпринимались попытки обеспечения победы демократии, что привело к общему снижению уровня безопасности в мире.

Общая характеристика неоконсерватизма в различных странах мира. Неоконсерватизм в США

Неоконсервативная идеология, как одно из наиболее прогрессивных достижений мировой политической науки последних десятилетий получила достаточно широкое распространение во многих зарубежных странах. В первую очередь, применительно к данному вопросу речь идет о Соединенных Штатах Америки, Великобритании и некоторых Европейских государствах, в которых на определенном этапе исторического развития несколько ослабло влияние либерально-демократических начал политико-государственного устройства.

При этом проводя характеристику стран неоконсерватизма, представляется целесообразным начинать именно с Соединенных Штатом Америки, поскольку анализ специальных источников и литературы свидетельствует о том, что распространение рассматриваемой идеологии началось на рубеже 60х-70х гг. прошлого века именно оттуда.

Более того, именно в США оформившийся неоконсерватизм достиг наиболее значимых результатов и по-прежнему оказывает большое влияние на характер и содержание направлений внутренней и внешней политики.

На современном этапе неоконсервативная программа США была изложена в середине 90-х гг. XX в. американскими политологами и общественными деятелями У. Кристолом и Р. Каганом. Основными положениями соответствующей программы были названы:

  • Гуманная глобальная гегемония Соединенных Штатов Америки, проведение которой во всем мире возможно благодаря силе международного влияния и авторитета США, обусловленных международной и оборонной политикой государства в прошлом;
  • Значительное увеличение военного бюджета, как ключевое условие удержания внешнеполитического могущества США;
  • Пропаганда патриотизма и милитаристских ценностей среди американских граждан, утверждения единства народа и армии, а также стремление к максимальному вовлечению добровольцев в ряде вооруженных сил Соединенных Штатов Америки;
  • Активно продвигаемая в настоящее время идея «моральной ясности», содержание которой состоит в превентивном распространении во всем мире американских политических принципов – демократии, рыночной экономики и свободы.

Готовые работы на аналогичную тему

Последняя из вышеназванных особенностей американского неоконсерватизма особо актуализирована в последние годы, что позволяет сделать вывод о сохранении неоконсервативных настроений среди современной американской политической элиты.

Особенности реализации идей неоконсерватизма в Великобритании

Расцвет и распространение неоконсервативных идей в Великобритании хронологически имели место примерно в то же время, когда соответствующие процессы происходили в Соединенных Штатах Америки. Так, к концу 70-х годов резко обострились давние социально-экономические проблемы, что привело к роспуску прежнего парламента и действующего правительства, на смену которых пришла Консервативная партия во главе с первой в истории Великобритании женщиной премьер-министром – Маргарет Тэтчер.

В сложившихся условиях консерваторы приходя к власти четко осознавали необходимость проведения решительных преобразований, имели последовательную программу действий, совершение которых позволило бы вывести Великобританию из продолжительного социально-экономического кризиса.

При этом анализ предложений и проведенных преобразований позволяет сделать вывод об их неоконсервативной направленности. В частности, М. Тэтчер было предложено, и впоследствии реализовано следующее:

  • Снижение уровня инфляции, препятствующего развитию хозяйственной деятельности и предпринимательства в стране;
  • Снижение ставки налогов на доходы физических и юридических лиц, что поспособствовало стимулом к развитию предпринимательской деятельности и повышение объема инвестирования в британскую экономику;
  • Минимизировать участие государства в социально-экономической сфере общественной жизни, ограничив такое участие обеспечение минимально необходимого уровня социальных гарантий и поддержанием режима законности и правопорядка во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Анализ периода политического руководства М. Тэтчер, как наиболее известной представительницы британского неоконсерватизма позволяет сделать вывод о том, что правительство под ее руководством последовательно приводило в действие обозначенные положения политической программы – субъектам предпринимательской деятельности предоставлялась максимальная свобода, повышалось значение корпораций и рынка в регулировании хозяйственных процессов, планомерно сокращалась доля государственного сектора экономики, и т. д.

Немецкий неоконсерватизм в период руководства Г. Коля.

В странах Западной Европы неоконсервативные идеи не получили столь широко распространения и воплощения в жизнь, как, например, в Соединенных Штатах или Великобритании. Тем не менее, анализ современной истории Германии позволяет сделать вывод о том, что имелся период, в течение которого проводимая канцлером политика явно отражала его приверженность неоконсервативным идеалам.

Так, во времена прихода к власти в должности Федерального Канцлера Гельмута Коля в начале 80х гг. прошлого века в Германии также обозначился значительный внешнеполитический и внутригосударственный кризис, требовавший от новой власти принятия решительных и немедленных мер.

В первую очередь, обозначенные преобразования начались в экономической сфере, в том числе:

Неоконсерватизм — это идейно-политическое течение, основанное на идее государственного невмешательства в экономическую сферу и вопросы бизнеса, которые должны регулироваться механизмами свободного рынка.

Изначально его представителями были американские политики, поддерживающие использование экономической и военной силы США для победы над враждебными режимами и установления демократии в этих странах.

История

В 1970-х годах в США начался экономический кризис, который впоследствии распространился на весь капиталистический мир. На фоне неудач, которые государство испытывало в попытке урегулировать экономические и общественные процессы, политическая элита Америки начала размышлять о причинах нестабильной ситуации и возможностях ее преодоления. Итогом размышлений стало появление новой политической и экономической идеологии под названием «неоконсерватизм».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Неоконсерватизм пришел на замену неолиберализма, однако само понятие имеет продолжительную и сложную историю становления и развития. Его значение формировалось и корректировалось под влиянием актуальной повестки общественной жизни.

Само слово «неоконсерватизм» имеет долгую предысторию. Еще в конце 1880-х гг. под этим понятием понимали новые течения консерватизма. В качестве политической идеологии оно употребляется относительно недавно.

Термин окончательно закрепился в политическом языке в 1973 году после того, как его ввел в оборот американский политик и публицист М. Харрингтон.

Основоположники

Основатели неоконсерватизма были сторонниками левых идей и выступали с критикой сталинизма, которая впоследствии приобрела формы воинствующего антикоммунизма и неприятия любой формы контроля государством общественной и экономической жизни. В 1970-х гг. часть американских либералов изменила левые взгляды по вопросам внешней политики, при этом сохранив приверженность левым политическим воззрениям по отношению к внутренней политике страны.

Неоконсервативных взглядов как во внутренней, так и во внешней политике придерживались такие известные политические деятели, как М. Тэтчер и Р. Рейган. Неоконсерваторы также активно поддерживали внешнюю политику Дж. Буша младшего, которая проявлялась в войне против терроризма и отправке военных сил в Афганистан и Ирак.

Основные идеи неоконсерватизма

Идеология неоконсерватизма возникла на основе старого французского консерватизма. При этом сторонники нового политического течения не отказывались от консервативных взглядов полностью. Ядром идеологии было гармоничное сочетание либеральных и рыночных установок с традиционными морально-этическими нормами.

За время становления и развития неоконсерватизма как современного направления политической мысли, сформировались основные идеи и признаки, характеризующие его сущность. К ним относятся:

  1. Сохранение и защита консервативных моральных и общественных ценностей наравне с современными принципами постиндустриального мира. Традиционные институты семьи и религии, понятия нации и культуры гармонично сосуществуют с такими положениями либерализма, как конкуренция, рынок, свободное предпринимательство и др. Духовность, культура и общепринятые моральные нормы считались базовыми факторами, необходимыми для освоения новых технологий и сохранения природы. Этот синтез позволил неоконсерватизму получить широкое распространение и популярность во многих странах запада.
  2. Основоположники неоконсерватизма придерживались либеральной идеи о невмешательстве государства в сферы экономической и общественной жизни. Подразумевалось, что вместо того, чтобы рассчитывать на материальную помощь от государства, люди научатся обеспечивать себя самостоятельно. В рамках этой программы минимизировались пособия по безработице и упразднялись социальные кампании, направленные на обеспечение малоимущих слоев населения.
  3. Неоконсерваторы высказывались о необходимости защиты прав и свобод личности в общественной и политической жизни. Широкое развитие в это время получили институты местного самоуправления и региональные органы власти.

Причины возникновения

В условиях нестабильной экономической и общественной ситуации, часть американской политической элиты, которая придерживалась левых взглядов, стала задумываться о необходимости новой идеи, способной объединить ключевые либеральные положения с традиционными ценностями. Этой идеей стал неоконсерватизм, на возникновение которого повлияли следующие факторы:

  • кризис действующих механизмов государственного регулирования экономики;
  • отказ от политики нового курса со стороны американских новых левых, которые были настроены антисемитски;
  • уход либералов от традиционных ценностей, который привел к усугублению «кризиса веры».

Наиболее эффективных и значимых результатов неоконсерватизм добился в США и Великобритании. Это идейно-политическое течение считается одним из самых успешных направлений последней четверти XX и начала XXI вв.

Принципы неоконсерватизма

Американский политолог и экономист Фрэнсис Фукуяма, который сам был приверженцем неоконсерватизма, выделяет его основные принципы:

  1. Характер внутреннего режима каждой страны влияет на её внешнюю политику. Это значит, что взаимодействие с другими государствами должно строиться не только на основе их внешней политики, но и внутренней.
  2. Американская мощь уже используется и должна использоваться в нравственных целях. Неоконсерваторы считали, что американские военные силы должны использоваться исходя из принципов гуманизма. По их мнению, лидирующая роль США в мире, накладывает на нее особенную ответственность.
  3. Недоверие к масштабным проектам социального строительства. Слишком высокий риск в появлении нежелательных последствий социального планирования.
  4. Скептицизм в отношении легитимности и эффективности механизмов международного права и институтов. Неоконсерваторы с недоверием относились к результативности подобных проектов в сфере обеспечения безопасности и прав человека.

На какие экономические идеи опиралась политика

Центральным положением неоконсерватизма была минимизация влияния государства на экономику и бизнес. В рамках этой концепции, сформировались основные экономические идеи:

  • государство должно было прекратить поддержку любых бизнес-проектов, а также отказаться от страхования убыточных сфер;
  • экономическая политика регулируется только свободной игрой рыночных сил;
  • приоритет свободы предпринимательства;
  • акцент на борьбу с инфляцией и структурными проблемами, а не на обеспечение полной занятости населения, как это было раньше;
  • поощрение конкуренции;
  • защита частной собственности, свободного рынка и предпринимательства;
  • деятельность государства в сфере экономики должна подчиняться функционированию рынка и его механизмов.

Отношение неоконсерватизма к государству

В отличие от традиционного консерватизма, сторонники неоконсерватизма не поддерживали идею «твердой руки», воплощенную в деятельности государства. Напротив, в рамках своей концепции они стремились минимизировать функции государства, в первую очередь, в социально-экономической сфере.

В основу отношений государства и граждан, ставилась независимость индивида, который должен был рассчитывать только на свои силы. При этом в обязанности государства, как и прежде, входила защита населения и гарантирование приемлемых жизненных условий, безопасности и стабильности.
Освободившись от ряда функций, государственный аппарат стал работать эффективнее, повысилось качество его деятельности и, соответственно, укрепилась политическая позиция государства.

Отношение к частной собственности

Неоконсерватизм сегодня выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняет их требованиям стабильности и преемственности. Права человека рассматриваются при этом с точки зрения их естественного и социального обоснования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: