Проливы босфор и дарданеллы закрывались для любых военных судов включая российские какой договор

Обновлено: 24.09.2022

После того как 24 ноября 2015 г. с турецкой территории был сбит российский СУ-24, конфликт между Москвой и Анкарой распространился практически на все сферы двусторонних взаимоотношений. В том числе новую актуальность приобрел вопрос доступа российских кораблей в черноморские проливы Босфор и Дарданеллы.

В последнее время с развитием инфраструктуры и появлением новых транспортных средств и путей стратегическая значимость проливов объективно снизилась. Тем не менее, проливы являются чрезвычайно важной судоходной артерией российского экспорта, через них осуществляются поставки танкерами металла, удобрений и зерна. Через проливы экспортируется 30% российской нефти. В отсутствие возможности прохода через проливы Черноморский флот оказался бы запертым в Черном море. Босфор и Дарданеллы — единственный коридор, позволяющий Черноморскому флоту выйти в Средиземное море и получить доступ к международным водам. В условиях борьбы с ИГИЛ бесперебойный доступ к проливам необходим для материально-технического обеспечения российских баз в Сирии. Закрытие проливов угрожало бы срывом поставок российских вооружений и доставки военнослужащих в Сирию.

Изначально черноморские проливы находились под юрисдикцией Османской империи, но в ходе Первой мировой войны начался распад этого государства. В мае 1916 г. странами Антанты: Великобританией, Францией и Россией был подписан секретный протокол Сайкса-Пико-Сазонова, согласно которому планировалось передать Российской империи проливы Босфор и Дарданеллы. Однако Октябрьский переворот 1917 г. и последовавший за ним выход из войны не позволили осуществиться этим замыслам. После окончания Первой мировой войны проход через черноморские проливы регулировался Лозаннским мирным договором, подписанным между державами-победительницами и Турцией 24 июля 1923 г. Документ гарантировал свободный транзит военных кораблей любого государства в мирное время и при условии нейтралитета Турции в военное время. В случае участия Турции в военном конфликте, правом свободного прохождения через проливы пользовались корабли нейтральных государств. СССР не ратифицировал договор, ссылаясь на то, что документ не предоставляет достаточных гарантий безопасности. Согласно позиции советского руководства, доступ в Черное море должен был предоставляться лишь прибрежным странам. Выход советских судов в Средиземное море должен был обеспечиваться постоянно.

20 августа 1936 г. на Конференции о режиме черноморских проливов была подписана Конвенция Монтре, которая предусматривает строгий контроль за прохождением военных кораблей нечерноморских стран через проливы. Конвенция восстановила суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы и упразднила Международную контрольную комиссию в Лозанне. Помимо Турции, Конвенцию подписали Австралия, Болгария, Великобритания, Греция, СССР, Румыния, Франция, Югославия, Япония. В 1938 г. к Конвенции присоединилась Италия. Конвенция позволила Турции милитаризировать зону проливов при условии соблюдения Анкарой норм международного морского права.

В основу Конвенции была положена гарантия полной свободы международного торгового судоходства с признанием преимущественных прав прибрежных стран в сфере военного мореплавания. В соответствии со ст. 2 Конвенции, «торговые суда пользуются полной свободой проезда и навигации в проливах, ночью и днем, под любым флагом и с любым грузом, без каких-либо формальностей сборов или плат при проходе транзитом». Документ гласит, что Турция обязана пропускать через проливы среднегабаритные военные корабли любого государства. Для черноморских стран ограничения по классу судна отсутствуют, кроме оговорки относительно эскорта, который не должен превышать двух миноносцев.

Конвенция ограничивает доступ в Черное море военных судов нечерноморских государств в мирное время. Ограничение водоизмещения надводных кораблей составляет 10 тыс. тонн, запрещен проход авианосцев и подводных лодок. Общий тоннаж всех принадлежащих нечерноморским странам судов, пребывающих в Черном море, не должен превышать 45 тыс. тонн, тоннаж судов одной нечерноморской страны должен быть не более 30 тыс. тонн, их количество не более девяти, а срок нахождения не более 21 дня. В военное время, если Турция будет связана с одной из воюющих сторон договором о взаимной помощи, это может стать основанием для ужесточения режима прохода военных судов. Если Турция официально вступит в военный конфликт или представит доказательства угрозы непосредственной военной опасности, согласно статьям 4, 5 и 20 Конвенции, она имеет право без всяких объяснений не допускать в проливы военные корабли любых стран по своему усмотрению. В том случае, если Турция не присоединится ни к какой из сторон конфликта, он обязана будет не допускать в проливы военные корабли любого воюющего государства. При этом даже в случае угрозы военной агрессии Турция обязана пропускать торговые суда любого государства, а также военные суда, если они остались отрезаны от своей военно-морской базы. Корабли невоюющих стран смогут проходить через проливы только днем по путям, назначаемым турецкими властями. В дополнение к этому в настоящее время Турция обязана получить разрешение ООН на закрытие проливов.

Турция имеет право задерживать и осматривать суда, подозреваемые в загрязнении окружающей среды или перевозке незаконных грузов, в частности оружия и наркотиков. Но согласно ст. 3 Конвенции, даже карантин не дает права Турции перекрывать проход через проливы. Правда, в данной ситуации Турция может использовать любой повод для максимального затягивания санитарного осмотра.

Конвенция по сей день уравновешивает права и интересы стран-участниц, вероятность ее пересмотра существовала лишь в 1945 г. Еще в 1939 г. СССР проявил инициативу подписания соглашения о создании военно-морских баз в районе Босфора и Дарданелл на условиях долгосрочной аренды, при этом гарантировалась безопасность всей территории Турции, но данное предложение осталось без ответа. В ходе Потсдамской конференции СССР потребовал от Турции предоставить возможность строительства советских военных баз в районе проливов ради поддержания мира в Черном море. СССР даже пригрозил выйти из Конвенции Монтре под тем предлогом, что она не отвечает современным условиям. США и Великобритания ответили категорическим отказом на советскую инициативу, и вопрос был отложен. Угроза со стороны СССР стала одной из причин того, что Турция подала заявку на вступление в НАТО. В 1953 г. СССР отказался от претензий на пересмотр положений Конвенции.

В 1967–1992 гг. со ссылкой на соответствующие положения Конвенции в Средиземном море на постоянной основе пребывала пятая эскадра Черноморского флота. В ответ на ввод эскадры Турция даже подняла вопрос о закрытии проливов для советских военных судов. Тогда на турецкое руководство подействовала угроза применения ракет со стороны министра иностранных дел СССР А.Громыко.

В последние десятилетия Турция поэтапно вносила односторонние изменения в положения Конвенции. 1 мая 1982 г. на пролив Босфор было распространено действие Регламента порта Стамбул. Документ предоставлял право турецким властям временно приостанавливать проход кораблей через Босфор и обязывал использовать лоцманскую проводку при транзите. Однако эти положения нарушали Конвенцию Монтре, и турецкому правительству пришлось сделать оговорку, что Регламент касается только кораблей, совершающих заход в турецкие порты.

В 1990-е гг. Турция периодически препятствовала перевозке нефти через проливы, добившись таким образом строительства инфраструктуры, обеспечивающей транзит энергоресурсов через свою территорию. 1 июля 1994 г. Анкара в одностороннем порядке ввела новые правила регулирования судоходства в проливах, согласно документу о «Регулировании морского судоходства в проливах Турции и районе Мраморного моря» (Регламент судоходства о проливах). Данный документ предоставлял Турции право приостанавливать судоходство в проливах в случае строительных работ, пожара, научно-исследовательских и спортивных мероприятий, оказания помощи, деятельности по предотвращению и устранению последствий загрязнения окружающей среды, расследования преступлений и аварий. Суда свыше 200 м обязаны были проходить проливы в светлое время суток, это касалось, в первую очередь, российских танкеров и военных кораблей. Суда ВМФ России были вынуждены соблюдать это положение. Турция имела право досматривать торговые корабли для выявления их соответствия международным эксплуатационно-экологическим стандартам. В качестве наказания за несоответствие стандартам предусматривалась депортация корабля.

Новые правила судоходства, принятые Турцией в одностороннем порядке в 1998 г., значительно ограничивали проход через проливы крупных нефтеналивных кораблей. В результате принятия турецким руководством в октябре 2002 г. новой инструкции о применении правил судоходства в проливах возросли сроки простоев российских кораблей в ожидании прохода и, как следствие, финансовые издержки. В соответствии с документом, штаб Черноморского флота ежедневно должен был предоставлять турецким властям уведомление о судах постоянной готовности и кораблях, находящихся на боевой службе в Средиземном море.

Тем не менее, объем транзита через проливы неуклонно увеличивается при том, что ширина Босфора на самом узком участке составляет всего 700 м. Турция периодически ограничивает право на свободное прохождение судов, объясняя это мерами по защите экологической ситуации в районе проливов. В частности, Турция не разрешает проход через Босфор танкеров, которые перевозят сжиженный газ. Однако вышеуказанные законодательные изменения не были признаны международным сообществом. Перечисленные инициативы свидетельствуют о наличии у Турции целей придать международным черноморским проливам статус внутренних вод.

На фоне обострения отношений с Россией в 2015–2016 гг. Турция начала затягивать досмотр российских судов, что приводило к очередям и неоправданному простою. Даже возникали опасения, что Турция может ограничить проход российских судов через проливы под формальным предлогом, что они представляют для нее угрозу. В сложившейся ситуации гражданские корабли, обеспечивающие поставки в рамках сирийской операции, оказались в категории вспомогательных судов ВМФ. Со ссылкой на ст. 10 Конвенции, данным сухогрузам был придан правовой статус военного судна при транзите через проливы. Как раз в отношении этих кораблей ожидались задержки в получении разрешения на транзит без объяснения причин.

Объективно, закрытие проливов для российского военного и торгового флота являлось бы грубым нарушением положений Конвенции и норм международного права в целом. Нарушение или обход международной конвенции может нанести серьезный ущерб статусу Турции на международной арене. Если Турция начнет нарушать положения Конвенции, Россия при поддержке международного сообщества может настоять на ее пересмотре. Действительно, ряд стран не согласен с определенными положениями Конвенции. В частности, некоторые восточно-средиземноморские и балканские государства, в том числе не участвующие в Конвенции, выступают за признание проливов международными судоходными путями или за передачу их под управление наднациональной организации. Турция последовательно выступает против подобных вариантов и поэтому не заинтересована в серьезном обострении ситуации вокруг проливов. Турция дорожит репутацией страны, строго придерживающейся Конвенции.

Таким образом, несмотря на ряд спорных положений и периодически возникающие осложнения, Конвенция на протяжении длительного периода эффективно сдерживала конфликты и обеспечивала политический баланс в зоне проливов. Следует ожидать, что на фоне текущего обострения в ближневосточном регионе любая попытка пересмотра положений Конвенции приведет к дальнейшему ограничению транзита через проливы, в первую очередь, военных судов, что приведет к ущемлению интересов России.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Фото: ERDEM SAHIN / EPA / ТАСС

Турция предупредила все иностранные государства о запрете прохождения военных кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы. Об этом заявил лава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, передает агентство Anadolu.

«Турция предупредила все прибрежные и не прибрежные страны о недопустимости прохода военных кораблей через проливы страны», — сказал он.

При этом глава ведомства отметил, что с начала операции России на Украине запросов о прохождении военных судов через проливы не поступало. Он также подчеркнул, что Анкара продолжит неукоснительно следовать положениям Конвенции Монтрё.

В соответствии со ст. 19 Конвенции Монтрё, принятой в 1936 году, торговые суда имеют право свободно и без оплаты проходить через оба пролива, контролируемых Турцией. Для военных судов государств с выходом к Черному морю и тех, у кого его нет, действуют разные режимы. Первые могут проводить через Босфор и Дарданеллы корабли любого класса, для вторых действуют ограничения по классу и тоннажу.

В военное время у Турции есть дополнительные полномочия по регулированию прохода через проливы. Анкара может запретить какой-либо стране использовать проливы, если сочтет это угрозой для региональной или своей собственной безопасности.

Фото:Umit Bektas / Reuters

Президент России Владимир Путин ранним утром 24 февраля объявил о начале специальной военной операции на Украине с целью «денацификации» и «демилитаризации» страны. Действия России Киев расценивает как войну. В тот же день были произведены удары по военным целям на территории Украины. После этого украинские власти ввели в стране военное положение и обратились к Турции с просьбой закрыть пролив Дарданеллы для российских кораблей.

В ответ на просьбу Киева Чавушоглу заявил, что Анкара может принять подобное решение, однако, по его словам, «конвенция Монтрё также предусматривает, что корабли участвующих в войне стран могут возвращаться на свои базы, и это должно быть им разрешено».

Фото: Shutterstock

Как защитить кожу от солнца: подробная инструкция от дерматолога

Фото: Marco Prosch / Getty Images

Обруч, корсет, упражнения на пресс: помогают ли они уменьшить талию

Амбиции падают: CFO готовы менять работу даже без повышения оклада

Что надо учесть компании, создавая корпоративный суперапп для сотрудников

Фото: Shutterstock

Инфляция по всему миру выходит из-под контроля. К чему это приведет

Эффект теломер. Революционный подход к более молодой, здоровой и долгой жизни

Фото: Shutterstock

«На дне». Какие российские активы способны на рост несмотря на санкции

Фото: Unsplash

Палеодиета. Ешьте то, что предназначено природой, чтобы снизить вес и укрепить здоровье


Уже 26 февраля президент Украины Владимир Зеленский опубликовал в своем Twitter пост по итогам разговора с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом: «Спасибо моему другу, господину президенту Турции Эрдогану, и турецкому народу за мощную поддержку. Запрет на проход российских военных кораблей в Черное море и значительная военная, гуманитарная помощь сегодня крайне важны».

Босфор и Дарданеллы наряду с Мраморным морем соединяют Черное море со Средиземным. Это единственный путь из Черного моря в мировой океан. Оба берега проливов контролирует Турция.

Фото: Umit Bektas / Reuters

Анкара назвала специальную военную операцию России на Украине войной и будет задействовать соответствующие положения Конвенции Монтрё о проливах Босфор и Дарданеллы. Об этом заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу в эфире CNN Turk, сообщает Cumhuriyet.

Чавушоглу заявил, что Турция будет неукоснительно соблюдать статью 19 конвенции.

«19-я статья совершенно ясна. Изначально это была атака России, мы оценивали ее со специалистами, военными, юристами. Теперь это превратилось в войну», — сказал Чавушоглу.

По его словам, Турция будет соблюдать положение Конвенции Монтрё по отношению к сторонам конфликта.

Статья 19 конвенции предусматривает, что во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, военные корабли воюющих сторон не могут проходить через проливы. В этом правиле есть несколько исключений, например, если Турция обязана оказать помощь государству, ставшему жертвой нападения, по договору о взаимной помощи.

Однако военные корабли воюющих сторон могут пройти через проливы, чтобы вернуться в свои порты основной стоянки.

Фото:Burak Kara / Getty Images

Фото: Shutterstock

Как торговаться с китайцами — секреты переговоров

Фото: Shutterstock

Как защитить кожу от солнца: подробная инструкция от дерматолога

Фото: Shutterstock

Очиститься от шлаков и посадить печень: что не так с лечебным голоданием

Фото: Sebastien Mouilleau / Unsplash

Ваши споры с подростком оканчиваются скандалами. Что вы делаете не так

Фото: Shutterstock

Инфляция по всему миру выходит из-под контроля. К чему это приведет

Фото: Unsplash

Китайские электрокары вытесняют лидеров автопрома. Как на этом заработать

Фото: Shutterstock

Рынок США падает. Пора «выкупать дно» или оно впереди — мнения экспертов

Фото: Joe Raedle / Getty Images

Приятели с первого нюха: как мы находим друзей и почему это так сложно

Президент России Владимир Путин ранним утром 24 февраля объявил о начале специальной военной операции на Украине с целью «денацификации» и «демилитаризации» страны. С утра были произведены ракетно-бомбовые удары по военным целям на территории Украины. В тот же день Украина обратилась к Турции с просьбой закрыть пролив Дарданеллы для российских кораблей.

26 февраля президент Украины Владимир Зеленский опубликовал в своем Twitter пост по итогам разговора с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. «Спасибо моему другу, господину президенту Турции Эрдогану, и турецкому народу за мощную поддержку. Запрет на проход российских военных кораблей в Черное море и значительная военная, гуманитарная помощь сегодня крайне важны. Народ никогда этого не забудет!»

Однако в обоих случаях турецкие власти сообщали, что проливы Босфор и Дарданеллы по-прежнему остаются открыты для российских кораблей.

Босфор и Дарданеллы наряду с Мраморным морем соединяют Черное море со Средиземным. Это единственный путь из Черного моря в мировой океан. Оба берега проливов контролирует Турция.

Киев попросил Анкару ограничить проход российских военных судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Конвенция Монтрё предусматривает, что корабли участвующих в войне стран могут возвращаться на свои базы, заявил глава МИД Турции

Фото: Burak Kara / Getty Images

Турция получила запрос Украины об ограничении прохода российских военных кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы, заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. У России есть право на проход кораблей через проливы, в частности чтобы вернуться на свои базы.

«Турция может ограничить проход военных кораблей через проливы. Однако Конвенция Монтрё также предусматривает, что корабли участвующих в войне стран могут возвращаться на свои базы, и это должно быть им разрешено», — сказал Чавушоглу.

24 февраля Украина на фоне спецоперации России обратилась к Турции с просьбой закрыть для российских кораблей проход через проливы Босфор и Дарданеллы.

Согласно Конвенции Монтрё, принятой в 1936 году, торговые суда имеют право свободно и без оплаты проходить через оба пролива, контролируемых Турцией. Для военных судов государств с выходом к Черному морю и тех, у кого его нет, действуют разные режимы. Первые могут проводить через Босфор и Дарданеллы корабли любого класса, для вторых действуют ограничения по классу и тоннажу.

Россия 21 февраля признала независимость Донецкой и Луганской народных республик и в ночь на 24 февраля начала специальную операцию по защите населения в Донбассе. Главная ее цель — «демилитаризация и денацификация Украины», об оккупации страны речи не идет, заявлял президент России Владимир Путин.

Фото:Tom Brenner / Reuters

Очень плохой прогноз: как дефицит импортных метеоприборов бьет по бизнесу

Фото: Shutterstock

Акции Coinbase рухнули вслед за криптой. Стоит ли их покупать на просадке

Фото: Shutterstock

Очиститься от шлаков и посадить печень: что не так с лечебным голоданием

Фото: Shutterstock

Вас здесь знать не знают: как компании выстроить репутацию в новой стране

Как снять санкции с человека или компании. Пошаговая инструкция

Фото: Santiago Bluguermann / Getty Images

Без «Тик-Тока»: как повлияет на зумеров «суверенизация» интернета в РФ

Фото: Christian Burri / Unsplash

Восемь способов загубить отпуск и как этого не допустить

Фото: Marco Prosch / Getty Images

Обруч, корсет, упражнения на пресс: помогают ли они уменьшить талию

Президент Украины Владимир Зеленский после начала операции объявил в стране военное положение, призвал «принудить Россию к миру» и разорвал дипломатические отношения с Москвой. 25 февраля он объявил всеобщую мобилизацию.

Турция в числе других стран заявила, что российская спецоперация противоречит международному праву. «Это тяжелый удар по миру, спокойствию и стабильности в регионе», — написал в Twitter турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган.

В комментариях к одному из материалов по кораблю взамен крейсера "Москва" я понял. что многие думают, что Россия по-прежнему может переводить свои корабли на Чёрное море из Средиземного (а туда - с Балтийского. Северного или Тихоокеанского флотов). Увы, такой возможности у России нет. Проливы Босфор и Дарданеллы закрыты Турцией. Есть ли у Турции основания так поступать? Увы, есть.

1. Конвенция Монтрё "О режиме проливов"

20 июля 1936 г. короли Болгарии , Великобритании , Греции , Румынии и Югославии , Президенты Франции и Турции , император Японии , ЦИК СССР подписали конвенцию о проходах и судоходстве в проливе Дарданеллы, в Мраморном море и в Босфоре, в рамках отвечающих безопасности Турции и безопасности, в Чёрном море, прибрежных государств. Далее даю ключевые выдержки:

Раздел I Торговые суда Статья 2

В мирное время торговые суда будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах, днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей , под условием соблюдения постановлений следующей ниже статьи 3. Никакие сборы или платы, иные чем те, взимание которых предусмотрено приложением 1 к настоящей Конвенции, не будут взыскиваться турецкими властями с этих судов при проходе их транзитом без остановки в одном из портов Проливов. Проводка лоцманами и пользование буксирными судами остаются необязательными.

Всякое судно, которое войдет в Проливы из Эгейского моря или из Черного моря, должно будет остановиться у санитарной станции при входе в Проливы, дабы подвергнуться санитарному осмотру, установленному турецкими правилами в рамках международных санитарных правил. . Суда, имеющие на борту случаи чумы, холеры, желтой лихорадки, сыпного тифа или оспы или имевшие таковые на борту за последние 7 дней, а также суда, покинувшие зараженный порт менее как за пять суток, будут обязаны останавливаться у санитарной станции, указанной в предыдущем абзаце, для принятия на борт санитарных надсмотрщиков, если таковые будут назначены турецкими властями. В связи с этим не будет взиматься никаких сборов или плат, а надсмотрщиков будет необходимо высаживать на санитарной станции при выходе из Проливов.

Во время войны , когда Турция не является воюющей стороной , торговые суда, независимо от флага и груза, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах , на условиях, предусмотренных в статьях 2 и 3. Проводка лоцманами и пользование буксирными судами остаются необязательными.

Во время войны, когда Турция является воюющей стороной , торговые суда, не принадлежащие к стране, находящейся в войне с Турцией, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах, при условии, что (эти суда) никаким образом не оказывают содействия противнику . Эти суда должны будут входить в Проливы днем; проход должен будет осуществляться по пути, который в каждом отдельном случае будет указываться турецкими властями.

В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, применение постановлений статьи 2 будут тем не менее продолжаться, с тем, однако, что суда должны будут входить в Проливы днем и что проход должен будет совершаться по пути, указываемому, в каждом отдельном случае турецкими властями. Проводка лоцманами может, в этом случае, быть сделана обязательной, но будет бесплатной.

Раздел II Военные корабли

Вспомогательные корабли военного флота, исключительно приспособленные для перевозки жидкого или иного топлива, не будут обязаны предуведомлением, предусмотренным в статье 13, и не будут входить в исчисление тоннажей, подлежащих ограничению в силу статей 14 и 18, при условии прохождения через Проливы в одиночку. Однако они будут подводимы под военные корабли в отношении других условий прохода. Вспомогательные корабли. могут пользоваться изложенным выше отступлением, лишь если их вооружение состоит: в отношении артиллерии против пловучих целей не более чем из двух орудий максимального калибра в 105 мм; в отношении артиллерии против воздушных целей, не более чем из двух аппаратов максимального калибра в 75 мм.

В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда и вспомогательные суда, независимо от того, принадлежат ли они Державам, прибрежным к Черному морю, или нет, каков бы ни был их флаг, могут пользоваться правом свободы прохода через Проливы, без каких-либо сборов или плат , поскольку они входят туда днем и на условиях, предусмотренных в изложенных ниже статьях 13 и следующих. Военные корабли, иные чем те, которые подходят под классы, указанные в предыдущем абзаце, будут иметь право прохода лишь на особых условиях, предусмотренных в статьях 11 и 12.

Прибрежным к Черному морю Державам разрешается проводить через Проливы свои линейные корабли тоннажа, превышающего тоннаж, предусмотренный в первом абзаце статьи 14, при условии, что эти корабли следуют через Проливы в одиночку, эскортируемые не более чем двумя миноносцами.

Державы, прибрежные к Черному морю, будут иметь право проводить через Проливы, в целях возвращения к их базе, свои подводные лодки, сооруженные или купленные вне этого моря, если Турции заблаговременно было сделано уведомление о закладке или о покупке.

Подводные лодки, принадлежащие названным Державам, могут равным образом проходить через Проливы для ремонта на верфях, расположенных вне этого моря, при условии, что точные данные по этому поводу будут даны Турции.

И в том и в другом случае подводные лодки должны будут плавать днем и притом на поверхности и проходить через Проливы в одиночку .

Для прохода в Проливах военных кораблей Турецкому Правительству дипломатическим путем должно быть сделано предуведомление. Нормальный срок предуведомления будет 8 дней; однако является желательным, чтобы для Держав, неприбрежных к Черному морю, он был доводим до 15 дней. В предуведомлении будут указываться место назначения, название, тип и количество кораблей, а также дата прохода в первоначальном направлении, и если таковое имеет место, то и при возвращении. Всякое изменение даты должно составить предмет предуведомления за три дня.

При проходе начальник морского отряда сообщит, не будучи обязанным останавливаться, сигнальной станции, расположенной при входе в Дарданеллы или в Босфор, точный состав отряда, находящегося под его командованием.

Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, могущих находиться в состоянии транзита через Проливы, не должен превышать 15000 тонн за исключением случаев, предусмотренных в статье 11 и в приложении III к настоящей Конвенции.

Однако отряды, указанные в предшествующем абзаце, не должны состоять более чем из 9 кораблей .

Не будут включаться в этот тоннаж корабли, принадлежащие Державам, прибрежным к Черному морю или не прибрежным, которые, согласно постановлениям статьи 17, наносят визит в один из портов Проливов.

Не будут, далее, включены в этот тоннаж военные корабли, которые потерпели бы аварию при прохождении; эти корабли будут обязаны соблюдением во время ремонта особых правил безопасности, издаваемых Турцией.

Военные корабли, проходящие Проливы транзитом, не могут , ни в каком случае, использовать воздушные суда , которые могли бы на них находиться.

Военные корабли, проходящие Проливы транзитом, не должны будут, за исключением аварии или несчастья на море, пребывать там свыше времени, необходимого для совершения их прохода.

Постановления предыдущих статей не могут ни в каком случае воспрепятствовать морскому отряду любого тоннажа и состава нанести по приглашению Турецкого Правительства краткосрочный визит вежливости в порт Проливов. Этот отряд должен покинуть Проливы тем же путем, что и для входа, если только он не удовлетворяет условиям, требуемым для прохода в Проливах транзитом, согласно постановлениям статей 10, 14 и 18.

1. Общий тоннаж , который Державы , не прибрежные к Черному морю , могут иметь в этом море в мирное время , ограничивается следующим образом:

a) За исключением случая, предусмотренного в параграфе b), следующем ниже, общий тоннаж названных держав не будет превышать 30000 тонн ;

b) В случае, если , в любой данный момент, тоннаж наиболее сильного флота в Черном море превысит по крайней мере на 10000 тонн тоннаж наиболее сильного флота в этом море ко дню подписания настоящей Конвенции, то общий тоннаж в 30000 тонн , предусмотренный в параграфе а), будет увеличен настолько же , вплоть до максимальной цифры в 45000 тонн. В этих целях каждая прибрежная Держава будет сообщать, согласно приложению IV к настоящей Конвенции, Турецкому Правительству 1 января и 1 июля каждого года, общий тоннаж своего флота в Черном море, а Турецкое Правительство будет передавать эти сведения другим Высоким Договаривающимся Сторонам, равно как Генеральному Секретарю Лиги Наций;

c) Тоннаж, который какая-либо из неприбрежных Держав будет иметь право иметь в Черном море, будет ограничен двумя третями общего тоннажа , предусмотренного в изложенных выше параграфах а) и b);

d) Однако, в случае если одна из Держав, не прибрежных к Черному морю, или несколько из них пожелали бы послать туда, для гуманитарных целей, морской отряд , то этот отряд, который в целом не должен будет , ни в каком случае, превысить 8000 тонн , будет допущен ко входу в Черное море без предуведомления, предусмотренного в статье 13 настоящей Конвенции, путем разрешения, полученного от Турецкого Правительства на следующих условиях: если общий тоннаж, предусмотренный выше в параграфах а) и b), не достигнут и не будет превышен отрядом, посылка которого испрашивается, то Турецкое Правительство даст названное разрешение в кратчайший срок по получении обращенной к нему просьбы; если названный общий тоннаж окажется уже использованным или если он был бы превышен отрядом, посылка которого испрашивается, то Турецкое Правительство немедленно осведомит о просьбе дать разрешение другие прибрежные Державы Черного моря; если эти Державы через сутки после получения об этом уведомления не предъявят против этого возражения, то оно сообщит заинтересованным Державам не позднее чем в надлежащий двухсуточный срок о решении, которое будет принято им относительно их просьбы.

Всякий последующий вход в Черное море морского отряда неприбрежных Держав будет иметь место лишь в свободных рамках общего тоннажа, предусмотренного в изложенных выше параграфах а) и b).

2. Какова бы ни была цель их пребывания в Черном море, военные корабли неприбрежных Держав не могут оставаться там более 21 дня .

Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, военные корабли будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах , на условиях, тождественных тем, которые указаны в статьях 10-18.

ВОТ ТУТ - САМОЕ ВАЖНОЕ!

В исключительных случаях, предусмотренных в предшествующем абзаце, не будут применяться ограничения, указанные в статьях 10-18.

Несмотря на воспрещение прохода, установленное выше в абзаце 2, военные корабли воюющих держав, прибрежных или не прибрежных к Черному морю, отделенные от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты.

Военным кораблям воюющих воспрещается производить в Проливах всякого рода захваты, осуществлять право осмотра и производить какие-либо враждебные действия.

Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, постановления статей 10-18 не будут применяться; проход военных кораблей будет зависеть исключительно от усмотрения Турецкого Правительства.

В случае если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, она будет иметь право применять постановления статьи 20 настоящей Конвенции.

Военные корабли, которые, пройдя Проливы ранее использования Турцией возможности, предоставляемой ей предшествующим абзацем, оказались бы таким образом отделенными от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты. Условлено, однако, что Турция может не дать воспользоваться этим правом кораблям Государства, позиция которого вызвала бы применение настоящей статьи.

Если Турецкое Правительство использует возможности, предоставляемые ей изложенным выше абзацем первым, она уведомит об этом Высокие Договаривающиеся Стороны, а также Генерального Секретаря Лиги Наций.

Если Совет Лиги Наций большинством в две трети голосов решит, что меры, принятые таким образом Турцией, необоснованы, и если таково будет равным образом мнение большинства Высоких Договаривающихся Сторон, подписавших настоящую Конвенцию, то Турецкое Правительство обязуется отменить данные меры, а также те, которые были бы приняты в силу статьи 6 настоящей Конвенции.

Военные корабли, имеющие на борту случаи чумы, холеры, желтой лихорадки, сыпного тифа или оспы или имевшие таковые на борту по крайней мере за последние семь дней, а также корабли, покинувшие зараженный порт не менее как за пять суток, должны будут проходить в Проливах в карантине и применять судовыми средствами необходимые профилактические меры, для избежания всякой возможности заражения Проливов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: