Профессиональная подготовка государственных служащих организационно правовые аспекты

Обновлено: 02.10.2022

К числу условий государственной службы, которые являются общими и обязательными для всех ее видов, относятся:

· формирование кадрового состава, обладающего необходимыми качествами для осуществления профессиональной служебной деятельности на должностях государственной службы соответствующего ее вида;

· установление такого порядка поступления на государственную службу, который обеспечивал бы отбор наиболее достойных кандидатов для замещения вакантных должностей государственной службы, и порядка прохождения ими службы, способствующего развитию их профессиональных качеств, должностному росту на основе объективной оценки результатов их служебной деятельности, которая дается при проведении аттестации или квалификационного экзамена и т. д.

Законом о системе государственной службы Российской Федерации определено, что подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такими формами являются:

· обязательная и добровольная подготовка граждан;

· первоначальная подготовка лиц, впервые принимаемых на должности гражданской службы;

· профессиональная подготовка кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования;

· послевузовское профессиональное образование;

· дополнительное профессиональное образование.

Подготовка граждан к государственной службе заключается в обучении их знаниями, навыкам и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей по замещаемым должностям государственной службы. Для формирования кадрового состава государственной службы особо важное значение имеет профессиональная подготовка граждан в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования. Особенностью государственной деятельности в этой сфере является не только то, что она должна осуществляться постоянно и непрерывно, но и то, что она требует тщательного планирования, учета многих факторов, наличия соответствующих образовательных учреждений и немалых затрат государственных средств.

Текущая и перспективная потребность в государственных служащих обусловлена соответствующей структурой государственных органов, степенью и качеством, укомплектованности должностей государственной службы, а также возможными изменениями в составе государственных служащих по различным причинам. Ежегодно убыль по естественным причинам составляет примерно 4 – 5 % общей численности гражданских служащих. Кроме того, изменения их общей численности могут происходить вследствие проводимых оргмероприятий.

Система образовательных учреждений, которые готовят кадры для замещения должностей гражданской службы, весьма разветвленная. Это и Российская академия государственной службы при Президенте, Государственный университет – Высшая школа экономики, и Академия народного хозяйства при Правительстве, и Финансовая академия при Правительстве, и Государственный университет управления, а также десятки других институтов и университетов различного профиля.

Согласно Закону о государственной гражданской службе РФ заключение договора на обучение между федеральным государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном указом Президента, постановлением Правительства.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Эти виды дополнительного профессионального образования осуществляется в течение всего периода прохождения ими государственной службы.

Законом о государственной гражданской службе Российской Федерации установлено важное правило: повышение квалификации государственного гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, а стажировка – непосредственно в государственных органах и иных организациях.

Дополнительное профессиональное образование гражданский служащий может получить и за пределами территории России.

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы. Вид, форма и продолжительность получения дополнительного образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Президентом.

Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения государственного служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжением замещения им должности гражданской службы.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляется на основе государственного заказа. Рекомендации по применению государственного заказа были разработаны учеными Российской академии государственной службы при Президенте совместно с представителями структур и Правительства еще 1995 году. Основой формирования государственного заказа являются заявки заинтересованных федеральных государственных органов.

Согласно Закону о государственной гражданской службе размещение государственного заказа осуществляется органами по согласованию с соответствующим органом по управлению государственной службой с учетом функции государственных органов и их специализации, а также с учетом профессионального образования по должностям гражданской службы, замещаемым в этих государственных органах.

Среди высших учебных заведений особенно велика роль Российской академии государственной службы при Президенте и ее региональных академий и филиалов, которые работают сегодня более чем в семидесяти субъектах Федерации и где обучается 12 тыс. слушателей. Основная задача Академии: быть ведущим учебным, научным и информационно-аналитическим центром, занимающимся проблема подготовки и переподготовки государственных управленческих кадров.

На сегодняшний день принципиально изменилось качество государственного заказа на обучение государственных и муниципальных служащих. По новому законодательству государственный заказ будет размещаться на конкурсной основе, а конкуренция среди российских вузов чрезвычайно велика. Этот порядок размещения государственного заказа был введен постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г.

Организационно-правовые и социально-культурные аспекты профессиональной подготовки государственных служащих – это принципиальные основы осуществления профессиональной подготовки лиц, занятых в системе государственной службы с учетом требований законодательства и морально нравственных аспектов.

Значимость профессиональной подготовки государственных служащих

Организация системы государственной службы на территории Российской Федерации предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке государственных служащих. Такая подготовка стала объектом пристального внимания со стороны государства сравнительно недавно. В Советском Союзе не уделялось внимание подготовке государственных служащих, не было специального образования, считалось, что в системе управления общественными и государственными процессами может быть задействован любой гражданин. Переход к рыночной экономике и новым формам организации общественных процессов показал недостатки такого подхода и потребовал подготовки квалифицированных специалистов именно в сфере государственного управления.

В современных условиях организация и эффективность государственного управления прямо зависит от уровня профессионализма государственных служащих. Между эффективностью государственного управления и организацией и осуществлением подготовки квалифицированных кадров в системе государственной службы существует прямая взаимосвязь.

Осуществление подготовки и повышения квалификации государственных служащих рассматривается в качестве приоритетной задачи в системе государственной службы. Государственные служащие должны отличаться профессионализмом, иметь управленческие знания, навыки, умения и способности. Государственный служащий принимает активное участие в разработке законопроектов, программ государственного развития, внутренней и внешней политики страны, готовит предложения относительно изменения структуры органов государственной власти, решения текущих в общественных проблем и так далее. Без соответствующей подготовки решение этих вопросов в соответствии с потребностями общества невозможно. Профессиональная подготовка государственных служащих должна обеспечивать стабилизацию государственных кадров, укрепление их состава в качественном смысле, выполнение требований законодательства к уровню профессионализма государственных служащих.

Готовые работы на аналогичную тему

Организационно-правовые аспекты подготовки государственных служащих

Организационно-правовые аспекты подготовки государственных служащих определяются Федеральным Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии со статьей 61 данного нормативного акта подготовка государственных служащих должна осуществляться в профессиональных образовательных учреждениях и вузах согласно требованиям российского законодательства.

Законодательство позволяет заключать договор между органом государственного управления и гражданином относительно целевого обучения последнего, предусматривающий обязательство в будущем прохождения государственной службы по результатам окончании обучения в течение установленного договором срока. Заключение такого договора осуществляется на конкурсном основе согласно порядку, установленному президентским указом, нормативно-правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также региональным законодательством.

Организация координации подготовки государственных служащих возлагается на соответствующие органы, ответственные за управление государственной службой.

Законодательство также прямо указывает на недостаточность однократной подготовки государственного служащего, эффективное государственное управление требует постоянного профессионального развития государственных служащих, призванного поддерживать и повышать уровень их квалификации, позволяющий осуществлять должностные обязанности надлежащим образом. Развитие государственных служащих в профессиональном плане обеспечивается посредством дополнительного профессионального образования и иных мероприятий. Осуществление профессионального развития государственных служащих продолжается в течение всего периода несения государственной службы.

Направление государственного служащего в образовательные учреждения с целью участия в мероприятиях, предусматривающих их профессиональное развитие, бывает связано с:

  • решением представителя нанимателя;
  • результатами аттестации государственных служащих;
  • назначением государственных служащих на иные должности;
  • назначением государственного служащего на руководящие или специальные должности;
  • первоначальным поступлением государственного служащего на службу.

Социально-культурные аспекты профессиональной подготовки государственных служащих

Для обеспечения профессиональной подготовки государственных служащих значение имеет не только организационно-правовые, но и социально-культурные аспекты. Государственная служба представляет собой вид деятельности, сопряженный с высокой социальной ответственностью, взаимодействием с населением, готовностью государственных служащих удовлетворять потребности общества в государственном управлении и оказании государственных услуг. Такое назначение государственной службы предъявляет высочайшие требования к уровню морального, социального и культурного развития государственных служащих.

Подготовка государственных служащих должна уделять особое внимание вопросу этики государственных служащих, изучению культурных и исторических особенностей развития общества, государства, отдельных регионов и так далее. Государственные служащие должны осознавать свой долг по отношению к обществу, нести государственную службу с честью и достоинством, а также соблюдать морально-этические нормы.

Профессиональная подготовка государственных служащих – это специальная деятельность, реализуемая образовательными учреждениями, представителем нанимателя государственных служащих, самими государственными служащими, направленная на достижение служащими или кандидатами на должности службы необходимого профессионального уровня, приобретение практических навыков и умений, обеспечивающих эффективную реализацию должностных обязанностей, а также последующее профессиональное развитие для повышения эффективности служебной деятельности.

Значение профессиональной подготовки государственных служащих

Эффективность бизнеса и публичного управления сегодня напрямую связывается с эффективностью использования человеческого потенциала, человеческих ресурсов. Иными словами, эффективность управленческой деятельности обеспечивается за счет:

  • привлечения наиболее профессиональных кадров;
  • сохранения таких кадров;
  • обеспечения их профессионального развития.

Профессиональная подготовка государственных служащих для эффективной реализации служебной деятельности должна включать следующие приоритетные направления:

  • приобретение специальных знаний, необходимых в сфере функционирования органов публичного управления, где служащие реализуют свои обязанности;
  • формирование практических навыков, необходимых для эффективной реализации служебной функции;
  • формирование коммуникативных навыков, направленных на налаживание эффективного взаимодействия с потребителями государственных услуг – гражданами, организациями, а также налаживание эффективного взаимодействия с другими органами публичного управления для комплексного решения управленческих задач.

С учетом постоянного усложнения общественных отношений, информатизации всех сфер публичного управления актуализируется задача постоянного профессионального развития лиц, замещающих должности государственной службы, в том числе их саморазвития в профессиональной сфере.

Готовые работы на аналогичную тему

Итак, специальная подготовка государственных служащих имеет своей целью обеспечение соответствия специальных знаний и практических и коммуникативных навыков служащего целям и задачам его деятельности для эффективной их реализации.

В качестве инструментов, используемых для обеспечения необходимого уровня профессиональной подготовки государственных служащих, специальным законодательством предусматриваются:

  • установление специальным федеральным законодательством и подзаконными актами требований к уровню профессионального образования и к опыту профессиональной деятельности лиц, претендующих на должности государственной службы;
  • проведение конкурсного отбора на должности службы специально сформированной комиссией посредством конкурсных испытаний;
  • проведение оценки профессионального уровня лиц, занимающих должности государственной службы, посредством аттестации;
  • установление требований постоянного профессионального развития и др.

Однако названные инструменты не позволяют в должной мере обеспечить необходимый профессиональный уровень кадрового состава государственной службы для эффективного решения задач публичного управления.

Проблемы профессиональной подготовки государственных служащих и пути их решения

К числу основных проблем в области профессиональной подготовки государственных служащих практика публичного управления позволяет отнести:

Подготовка госслужащих в РФ – это реализуемая образовательными организациями в рамках системы высшего образования в соответствии с требованиями российского законодательства образовательная деятельность по подготовке специалистов для замещения должностей государственной службы.

Понятие профессиональной подготовки госслужащих в РФ

Профессиональная подготовка госслужащих в РФ может быть определена как процесс обучения лица, претендующего в последующем на должность государственной службы, или лица, замещающего должность государственной службы, специальным знаниям и практическим навыкам, необходимым для реализации служебных функций в конкретной сфере публичного управления.

Специальные знания в системе подготовки служащих могут быть охарактеризованы как система знаний в области теории управления и правоведения, а также политических, экономических, социологических, психологических и иных знаний, необходимых для реализации функций и задач публичного управления в конкретной сфере.

Кроме того, в систему подготовки госслужащих включаются дисциплины, обеспечивающие освоение обучающимися навыков делового общения, которые в условиях утверждения сервисной модели предоставления государственных и муниципальных услуг играют важнейшую роль для эффективной реализации служебных обязанностей.

Значение и правовое регулирование подготовки госслужащих в РФ

Вопросы повышения профессионализма лиц, замещающих должности государственной службы, для повышения эффективности функционирования государственного механизма широко исследуется, как в теории, так и в практике публичного управления. Это обусловлено тем обстоятельством, что от уровня специальных знаний, практических умений и деловых качеств лиц, замещающих должности государственной службы, зависит эффективность предоставления государственных услуг и решения других задач публичного управления, а также имидж государственного органа и государства в целом в общественном сознании, то есть степень доверия населения к государственному механизму.

Готовые работы на аналогичную тему

В федеральном законодательстве, регулирующем вопросы государственной службы в стране, содержится указание на то, что подготовка специалистов для замещения должностей государственной службы реализуется образовательными организациями в рамках системы высшего образования согласно требованиям федерального законодательства.

Получение образовательных услуг может осуществляться лицами, замещающими должности государственной службы, для цели профессионального развития, в частности получения высшего образования и последующего карьерного роста, так и лицами, которые в последующем будут претендовать на замещение должностей государственной службы.

При этом подзаконными актами предусматривается возможность направления в соответствующие образовательные организации на обучение претендентов на замещение должностей государственной службы с возложением на таких претендентов обязательства после завершения обучения в течение регламентированного срока осуществлять служебную деятельность в соответствующем органе публичного управления.

Отбор претендентов на замещение должностей государственной службы для направления на получение специального образования осуществляется на конкурсной основе. Такой конкурсный отбор получает регламентацию на уровне указа главы государства и акта уполномоченного федеральным правительством органа исполнительной власти, а также на уровне регионального законодательства.

Для направления на обучение лиц, которые в последующем будут замещать должности государственной службы в конкретном органе, с образовательным учреждением заключается соответствующий договор на обучение.

Характеристика особенностей подготовки государственных служащих в РФ

Система подготовки государственных служащих в РФ включает в себя систему:

  • подготовки лиц, которые в последующем будут претендовать на должности государственной службы;
  • подготовки лиц, которые уже замещают должности государственной службы, в том числе для получения высшего образования или для получения дополнительного профессионального образования.

В соответствии с положениями действующего федерального законодательства в системе государственной службы должен учреждаться и функционировать орган, ответственный за координацию подготовки специалистов для замещения должностей в системе государственной службы, однако на сегодняшний момент такой орган еще не сформирован. Согласно указу главы государства до образования такого специального органа функции по координации подготовки специалистов для замещения должностей в системе государственной службы осуществляется органом исполнительной власти, уполномоченным на нормативно-правовое регулирование государственной службы.

Подготовка лиц для замещения должностей государственной службы является инструментом реализации важнейшего принципа организации система государственной службы – принципа профессионализма и компетентности.

Профессионализм лиц, замещающих должности государственной службы, находит выражение в глубине и системности их специальных знаний и освоении ими практических навыков, необходимых для реализации служебной деятельности в конкретной сфере публичного управления.

Компетентность лиц, замещающих должности государственной службы, представляет собой параметры, установленные для оценки профессиональных знаний и практических навыков лиц, претендующих или замещающих должности государственной службы.

Таким образом, особенности подготовки государственных служащих определяются требованиями к их профессиональной деятельности: эффективная реализация функций и задач публичного управления требует от специалиста государственной службы глубоких теоретических познаний, эффективных практических навыков реализации служебных полномочий, а также понимания этики делового общения и информационной грамотности.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 05.05.2022

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Государственный служащий – это профессия, которая требует от специалиста постоянного творческого подхода к выполняемым функциям, поэтому от профессионала, собирающегося служить государству, требует постоянного повышения теоретического уровня знаний на протяжении всей служебной деятельности, независимо от занимаемой государственной должности. Таким образом, профессиональная подготовка государственных служащих предполагает целую систему знаний. Во многом эффективность государственного регулирования экономики, политики и т.д. объясняется высочайшим профессионализмом, гибкостью и ответственностью государственных служащих, которые обеспечиваются, прежде всего, отработанным механизмом их подготовки. Именно по этим причинам подготовка, переподготовка и повышение квалификации занимают в системе государственной службы такое существенное положение. По этой причине Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ на государственных служащих возложена обязанность, поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий, а также им гарантируются переподготовка и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения[[1]].

Федеральным законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы. Под профессионализмом имеются в виду глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельности[[2]].

Под компетентностью понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности[[3]]. Таким образом, государственный служащий должен был разносторонне развитым, компетентным во многих отраслях знаний и жизнедеятельности человека. Этот профессионализм и компетентность должны закладываться госслужащему во время подготовки специалиста, представляющей целую систему организацией и учреждений, а также закладки профессиональных и этических ценностей.

В настоящее время организационно-правовые формы профессиональной подготовки специалистов госслужбы регулируются указами Президента РФ и постановлениями Правительства Р. Главными из этих норм можно выделить следующие.

- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 61—63);

- Указ Президента РФ от 7 февраля 1995 г. № 103 «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих»;

- Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 сентября 1997 г. № 983;

- Положение о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппарата органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата, утвержденное Указом Президента РФ от 23 августа 1994 г. № 1722;

- Постановление Правительства РФ «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» от 13 сентября 1994 г. № 1047;

Положение о государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1994 г. № 1462.

Также есть другие нормативные акты, регулирующие подготовку профессиональную госслужащих.

Влияние нормативного регулирования на подготовку государственных служащих

Согласно нормативному регулированию характер и тип профессионального развития государственных служащих определяются принципами, заложенными в понятие подготовки госслужащих, которые делятся на три основных группы. Эти группы включают в себя общегражданские, профессиональные и внутрикорпоративные принципы, рассмотрев которые можно понять, что закладывается в нормативную регулировку подготовки госслужащих.

Первая группа, включающая общегражданские принципы, основана на развитии повышенного чувства ответственности и гражданского сознания, в том числе ряда специфических этических качеств. Среди этических качеств можно выделить гражданский долг, верность интересам государственной службы. В перестроечное время можно было наблюдать отход государственных служащих от следования главным этическим составляющим, что привело Россию к разгулу коррупции и бюрократии. Стоит отметить, что по итогам исследований в 2000 году Россия заняла лишь 146 место по количеству выявленных коррумпированных чиновников. Страна оказалась на одной ступени с африканскими государствами и несколькими другими странами третьего мира. На настоящий момент Россия улучшила показатель, сократив количество некомпетентных государственных служащих и заняв уже 88 строку в рейтинге. Это, кстати, частично обусловило вхождение России в десятку стран с высоким уровнем жизни.

Согласно перечисленным составляющим общегражданских принципов госслужащие должны уметь совмещать профессиональную деятельность с умением руководствоваться этическими нормами. При подготовке госслужащих, ввиду прописанных этой группой норм, в поведение госслужащих внедряются навыки мотивирующего воздействия на окружающих, а также прививается честность и неподверженность коррупционным воздействиям. Хотя в отношении личностных качеств предугадать честность будущего госслужащего и его верность этическим нормам, сложно, практически невозможно. В европейских странах для достижения результата стали принимать в кадровые службы государственных предприятий психологов, чтобы они могли с точностью до 90% предугадать поведение государственного служащего в двойственной ситуации. В нашей стране пока такая практика не распространена, и кадровые службы руководствуются собственным чутьем и интуицией.

Обратимся ко второй группе, которая включает в себя профессиональные принципы. Согласно следованию прописанных в этой группе норм, каждый чиновник должен не только обладать специальными знаниями в области права, политологии, социологии, экономики, социальной психологии, истории и теории мирового и отечественного государственного управления, но и должен уметь пользоваться этими знаниями. Для того, чтобы полученные госслужащими знания не устаревали и постоянно обновлялись, специалисты должны непрерывно и постоянно получать дополнительное профессиональное образование. Для этого разрабатываются системные и систематические программы, обеспечивающие непрерывное пополнение знаний и навыков работников государственной службы.

Третья группа, включающая внутрикорпоративные принципы, основана на привитие навыков управленческой работы, в том числе лидерских качеств. Для достижения этих целей с государственными служащими часто занимаются психологи, способствующие быстрому получению и усвоению лидерского отношения. Также внутрикорпоративная группа включает солидарность, взаимодействие и взаимную поддержку на государственной службе, повышение социального статуса и имиджа государственной службы, чести и достоинства государственного служащего. Как видно, внутрикорпоративные принципы тесно переплетаются с принципами, заложенными в общегражданской группе. Следование всем принципам, прописанным в нормативных актах, способствует тому, что исходным результатом подготовки госслужащих должен стать идеально функционирующий государственный аппарат. Кроме того, подготовка госслужащих, в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ, должна содержать следующие элементы: профессиональную подготовку кадров для государственной службы; профессиональную переподготовка государственных служащих; повышение квалификации государственных служащих; стажировку государственных служащих[[4]].

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: