Признавалась ли независимость верховного суда от других ветвей власти в 1787 году

Обновлено: 08.12.2022

Весной 1787 г. в городе Филадельфия собрались 55 делегатов (Конституционный Конвент) с формальной целью пересмотра " Статей конфедерации" . В условиях развала "вечного Союза", чудовищного партикуляризма, экономического хаоса и угрозы гражданской войны перед "отцами-основателями" стояла триединая задача остановить дальнейшее развитие революции, создать более совершенный Союз, надежно гарантировать права собственников.

В результате почти 3-месячной работы "отцов-основателей" (среди которых были Дж. Вашингтон, А. Гамильтон, Б. Франклин, Дж. Мэдисон) появился документ, который до сей поры является одним из главных статей американского экспорта (все последующие конституции, в том числе и Конституция РФ 1993 г. вынуждены были учитывать опыт создания этого основного закона).

СТРУКТУРА:

Конституция состояла из преамбулы, 7 статей и 10 поправок.

Статья I Разделы 1-9 закрепляли структуру Конгресса, порядок образования, права, привилегии и обязанности конгрессменов. Раздел 10 содержал положения, ограничивающие законодательную власть штатов.
Статья II Разделы 1-4 содержали положения, определяющие порядок избрания и отстранения президента в случае нарушения им своих обязанностей.
Статья III Разделы 1-3 закрепляли общую организацию судебных органов во главе с Верховным Судом США.
Статья IV Разделы 1-4 предусматривали особые права федеральных органов, права граждан штатов.
Статья V Излагала порядок внесения и принятия поправок к Конституции.
Статья VI Закрепляла верховенство на всей территории страны федерального законодательства, обязанность всех должностных лиц исполнительной и судебной сласти США и отдельных штатов под присягой или обещанием соблюдать Конституцию и др.
Статья VII Определяла порядок ратификации и вступления в силу Конституции.

ПРИНЦИПЫ:

В основу Конституции США заложен ряд принципов, многие из которых в настоящее время приобрели универсальный характер:

1. Республиканизм (большинство государственных органов и должностей выборные, срочные и сменяемые). Конституция закрепила президентскую республику (нигде кроме США, в чистом виде не существующую), основными чертами которой являются:

а) соединение в руках президента функции главы государства и главы правительства (отсутствие премьера);

б) жесткое разделение властей, закрепленное в Конституции;

в) внепарламентский метод избирания президента, дающий ему независимость от законодателей;

г) внепарламентский метод формирования правительства, отсутствие института парламентской ответственности (устойчивость Правительства и политического курса);

д) отсутствие у президента права роспуска Конгресса (независимость законодателей от исполнительной власти);

е) правление в президентской республике носит менее партийный характер, чем в парламентской (президент и кабинет может представлять одну партию - например, республиканскую, а большинство депутатов палаты представителей - другую, например, демократическую).

2. Разделение властей (система "сдержек и противовесов"):

а) все три ветви власти имеют разный источник формирования, что обеспечивает им определенную независимость друг от друга:

- Президент избирается всенародно посредством 2-ухстепенных выборов ;

- Палата представителей (нижняя палата Конгресса) избирается всенародно посредством прямых выборов ;

- Сенат - верхняя палата - до 1913 г. избиралась легислатурами (законодательными собраниями) штатов;

- Верховный Суд назначался президентом (с «совета и согласия» Сената);

б) все ветви власти имеют разные сроки и полномочия, что обеспечивает нормальную преемственность власти:

- президент избирается на 4 года с возможностью повторного переизбрания;

-палата представителей избирается на 2 года с возможностью повторного переизбрания;

- в Сенате каждые 2 года происходит ротация на 1/3;

- судьи Верховного Суда назначаются пожизненно, в соответствии с англо-саксонской доктриной "несменяемости судей";

в) все ветви власти имеют возможность воздействовать друг на друга, что препятствует узурпации власти тем или иным лицом или органом:

Конгресс может:

- не ратифицировать международный договор , заключенный исполнительной властью,

- отклонить кандидатуру, предлагаемую президентом на тот или иной пост,

- отклонить законопроект, исходящий от исполнительной власти,

- подвергнуть президента импичменту - в 19 и 20 вв. состоялась два импичмента в отношении президентов Джонсона и Клинтона, но оба неудачны;

Президент может отклонить закон Конгресса , воспользовавшись правом отлагательного вето , которое, впрочем, можно преодолеть квалифицированным большинством при повторном голосовании;

Верховный суд может нуллифицировать (признать несоответствующим Конституции) указ президента, либо закон Конгресса). Конституция США - "это то, что скажет Верховный Суд" (так во всяком случае полагают многие положения, которые носят "рамочный" характер, допускающий весьма широкое его толкование, посему Верховный Суд (осуществляющий помимо всего прочего функцию конституционного надзора) является весьма важным элементом системы "сдержек и противовесов".

3. Федерализм (предполагающий супрематию - верховенство Федеральной Конституции и федеральных законов над Конституцией и законами отдельных штатов). США - первая буржуазная федерация, на основании изучения которой можно определить ряд черт федеративной ФГУ. к числу которых относятся:

а) территория государств в политико-административном отношении не представляет единого целого, а состоит из субъектов (штатов) с достаточно широкой автономией (но не суверенитетом, т.к. в противном случае это не союзное государство, а союз суверенных государств;

б) субъекты федерации наделены учредительной властью- правом издания собственных конституций (1780 г. - Конституция штата Массачусетс, 1783 г. - Конституция штата Нью-Гемпшир), соответствующих федеральному основному закону и его дополняющих;

в) субъекты федерации имеют право издания соответственных законов в пределах установленной для них компетенции;

г) субъекты федерации имеют собственную правовую и судебную систему (значительный правовой партикуляризм, до сей поры создающий проблемы и для граждан, и для судей);

д) наличие института двойного гражданства (особого значения не имеющее).

4. Защита прав и свобод личности (принцип, закрепленный не в основном тексте Конституции, а в первых 10-ти поправках к ней, именуемых "Билль о правах"1791 г.).

Несмотря на крайне усложненную процедуру, внесение поправок в конституцию (за 200 лет истории вносилось около 5000 предложений об изменении конституции, было принято только 27, из которых впоследствии действовали только 26, т.к. поправка 18 была отменена принятием 21-ой поправки) первые 10 поправок были приняты пакетом и вступили в действие после ратификации легислатурами штатов в 1791 г.

Особенностью "Билля о правах" является провозглашение тех или иных прав не в позитивной форме, а в форме запрета на их ограничения :

ПОПРАВКИ:

I. Свобода совести, слова, печати, собрания, подачи петиций правительству;

II. Право на хранение и ношение оружия;

III. Запрет постоев армии в мирное время в домах частных лиц без их согласия;

IV. Неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и запрет необоснованных обысков или арестов;

V. Процессуальные гарантии :

- право не свидетельствовать против себя,

- возбуждение уголовного дела (за исключением дел военнослужащих) должно осуществляться Большим жюри (расширенной коллегией присяжных),

- недопустимость повторного уголовного преследования за одно и то же преступление;

- недопустимость применения санкций против человека «без законного судебного разбирательства»;

- недопустимость изъятия частной собственности «для общественного пользования без справедливого вознаграждения»

VI. Право обвиняемого в уголовном судопроизводстве :

- скорый и публичный суд присяжных из штата и округа,

- ознакомление с материалами дела

- право на квалифицированную (адвокатскую) защиту;

VII. Распространение суда присяжных на ряд гражданских дел[1] (при производстве по гражданским делам в федеральных судах, стороны имеют право на рассмотрение дела судом присяжных);

VIII. Запрет чрезмерных судебных залогов, чрезмерных штрафов, жестоких и необычных наказаний;

IX. Перечисление в Конституции конкретных прав граждан не должно толковаться как отрицание или умаление иных, не упомянутых в ней прав народа;

X. Полномочия, не переданные Союзу - "остаточная компетенция" отдельных штатов: «Те полномочия, которые не переданы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не возбранено ею отдельным Штатам, остаются соответственно за Штатами или народом».

Таким образом, достижение независимости от Великобритании и оформление собственной республиканской государственности создали предпосылки того, что в 19 в., а особенно к 20 в. США становятся одним из крупнейших и могущественных государств мира (оставаясь таковым и в 21 веке).

По достижении независимости внутри США резко обострились социальные конфликты. Низы были убеждены, что революция не выполнила перед ними своих обязательств. Фермеры и городские мелкие собственники в свою очередь настаивали на широком выпуске бумажных денег, надеясь рассчитаться с кредиторами.

В 1786 – 1787 гг. лидеры федералистского движения понимали необходимость существования сильного национального правительства, надежно защищающего интересы собственности и верхнего класса.

В США существовало явное разделение на социальные классы («богатые» и «бедные», «меньшинство» и «большинство») и неустранимые противоречия между ними.

Первая Конституция США стала известна как «Статьи Конфедерации» 1781 года, предусматривающие суверенитет, свободу и независимость каждого штата, право иметь свой парламент, свое правительство, конституцию. Таким образом, американская революция определила победу Штатов над Англией. С этого времени руководящей силой США стала буржуазия и крупные землевладельцы, стремившиеся к разоружению революционной армии и переложению всех тягот восстановления экономики на трудящихся.

Но массовые народные движения захватили армию, выявив слабость центральной власти. Тогда буржуазия и плантаторы решились на изменение государственного строя. Это было поручено Учредительному конвенту в 1787 году, который создал Конституцию. Они не ликвидировала политическую автономию штатов, но создала сильную центральную власть – федерацию.

Конституция 1787 г. была результатом возросшего в тот период истории США федералистского движения. Она защищала интересы двух господствовавших тогда групп – северо-восточной буржуазии и плантаторов-рабовладельцев Юга, достигших компромисса и единства. Принципом конституционного устройства провозглашалась республиканская форма правления, как для общего государства, так и для штатов, основанная на верховенстве законодательной власти. Закреплялся принцип федеративного государственного устройства, основанного на признании самостоятельности штатов.

В Основном законе США воплотились их политическая культура и мировоззрение, которые вмещали в себя богатые конституционные традиции Старого Света, прежде всего Англии, а также политическую философию всего европейского Просвещения.

Конституция предстала не только как договор между разными группами верхнего класса, но и как компромисс (соглашение) между ним и политически активными слоями граждан США.

В Конституции США реализовалось разделение властей, как организация главных ветвей власти. Исполнительная власть и законодательные полномочия были предоставлены Президенту США, переизбираемому каждые четыре года. Он имел право издавать президентские указы и обладал обширными возможностями контроля (право законодательного вето и назначения членов Верховного суда).

Но и законодательная ветвь получила возможность контролировать исполнительную власть: Сенат давал президенту «совет и согласие» по вопросам правительственных и судебных назначений, а Конгресс мог отстранить президента от должности в случае серьезных нарушений им государственных законов и морально-этических норм. Президент считался главнокомандующим армией и флотом. Он руководил деятельностью всех должностных лиц США, а с согласия Сената мог заключать международные договоры и назначать любых представителей власти на свое усмотрение.

Законодательные полномочия принадлежали Конгрессу, который еще делился на две основные палаты: сенат и Палату представителей. Они должны были выражать интересы богатого меньшинства и малоимущего большинства. Сенат защищал интересы собственности и воплощал принцип равного представительства штатов. Он предотвращал недочеты или ошибки нижней и заботился об интересах элиты. Залогом умеренности сената являлись его малочисленность и длительный срок полномочий сенаторов. Право избрания сенаторов было вверено не рядовым избирателям, а законодательным собраниям штатов.

Схема организации нижней палаты была более демократичной в сравнении с сенатом, но менее демократичной в сравнении с нижними палатами законодательных собраний штатов. Введенный федеральной Конституцией шестилетний срок полномочий сенаторов США являлся уступкой общественному мнению. Для них существовал обязательный срок гражданства (не менее 9 лет) и возрастной ценз (не менее 30 лет).

Палата представителей избиралась на два года населением штатов соответственно его численности и на основании требований, установленных и данном штате. Она могла издавать финансовые законы, возбуждать дела против высших должностных лиц. А сенату был дан приоритет в делах внешней политики.

Обе палаты обладали полной организационной самостоятельностью и почти равными правами в сфере законодательства.

Судебная власть предоставлялась Верховному суду федерации и нижестоящим судам, созданным по законам, принятым Конгрессом. Судей Верховного суда назначал президент с согласия Сената.

Американский Билль о правах

Конфликт федералистов и республиканцев характеризовывал отношение их предшественников (федералистов и антифедералистов) к Конституции 1787 г. и политическим принципам, восторжествовавшим на завершающих этапах Американской революции. Конституция 1787 г., которая должна была защищать интересы верхнего класса и социальный порядок, с точки зрения Федералистской партии не полно отвечала своему предназначению. Причиной этому было наличие в конституции Билля о правах, одобренного Конгрессом США.1

Этот перечень основных гражданских и политических прав американцев Мэдисон внес на рассмотрение Конгресса США в 1789 г. Закрепление в нем гражданских прав и свобод было не только необходимым, но и должно было стать одной из гарантий общего правового строя государства, предупреждением злоупотреблений со стороны законодателя. Билль о правах создал высокую степень общегосударственного демократизма. Поправки создавали сферу общефедерального контроля и законодательства в отношении гражданских прав и свобод. Впервые в сфере политического законодательства они были построены как запреты и ограничения, налагавшиеся и на законодателей.

В Билле о правах были закреплены основные демократические права и свободы политического характера (свобода вероисповедания, слова, печати, собраний, петиций). Народу гарантировалась гражданская и личная неприкосновенность (личности, жилища, имущества). Также гарантией гражданской свободы должно было стать право ношения оружия.

Цикл поправок был посвящен судебным и уголовно-правовым гарантиям: гражданам предоставлялось право на разбирательство в суде присяжных, без суда никто не могло лишаться жизни, свободы или собственности.

В совокупности с тем, что было провозглашено в Конституции, Билль о правах закрепил на конституционном уровне высокую степень демократизма сформировавшегося американского нового государства.

Конституция США 1787 г. Принятие конституции США было обусловлено реальными экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами. Развал "вечного Союза", чудовищный партикуляризм, экономический хаос, угроза гражданской войны — все это требовало создания единого государства на базе 13 практически независимых штатов.

В феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии специального конвента из делегатов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмотреть Статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял конституцию.

Филадельфийский конвент представлял собой небольшую, но внушительную коллегию из 55 делегатов. 39 из них были делегатами Конгресса, остальные имели опыт политической деятельности в своих штатах. Все делегаты конвента были состоятельными людьми. В его состав входили выдающиеся деятели эпохи. Делегаты конвента совершенно четко осознавали важность поставленных перед ним задач — остановить дальнейшее развитие революции, создать "более совершенны союз" и гарантировать права собственников.

В конституции отсутствуют некоторые важные политико-правовые принципы, содержащиеся в Декларации независимости,

конституциях штатов и Статьях конфедеравмостиции. В ней нет упоминаний о суверенитете штатов, о праве народа на восстание, о естественных правах человека, об общественном договоре. В этом отношении она сделала шаг 1 назад по сравнению с практикой и идеологией предшествующего революционного периода. Тем не менее для своего i времени она была, безусловно, революционным документом ; и оказала огромное влияние на развитие конституционализма во многих других странах мира.

Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой весьма краткий документ. Она состоит из. преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный не столько в соответствии с теориями Д. Локка и Ш. Монтескье', сколько с учетом своего собственного опыта. Следует особо подчеркнуть, что учредители конституции никогда не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей. Согласно их взглядам, власть едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Для предупреждения концентрации полномочий, чреватой установлением тирании одной ветви власти, конституция устанавливала систему "сдержек и противовесов” которая покоится на следующих основополагающих началах.

Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым способом. Палата представителей избирается народом, т. е. избирательным корпусом, который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников. Сенат — легислатурами штатов. Президент — носитель исполнительной власти избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые в свою очередь избираются населением отдельных

штатов. Наконец, высший орган судебной власти — Верховный суд — формируется совместно президентом и сенатом.

Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий, поскольку каждые два года они переизбираются на одну треть. Президент избирается на 4 года, а члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно.

Такой порядок, по мысли "отцов-основателей", должен был обеспечивать каждую из ветвей власти определенной самостоятельностью по отношению к другим и не допустить одновременного обновления их состава, т. е. добиться устойчивости и преемственности верхнего эшелона федеральной государственной машины.

В-третьих, конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим конгресс получил право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансовые, которые он может вносить через свою креатуру в па­латах. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения требуется согласие двух третей сената. Конгресс, наконец, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.

Важнейшим конституционным средством воздействия президента на конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.

Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Это значит, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов Сената. Конституция создала предпосылки для присвоения Верховному суду права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как Конгресса, так и президента. Сами федеральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществлялась обеими палатами Конгресса.

Система "сдержек и противовесов" должна была не только предупредить узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти.

Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего понятия в ее тексте нет. Федерация явилась результатом классового компромисса буржуа и рабовладельцев, напуганных народными волнениями и конферативной неурядицей.

Американская конституция положила в основу федерации дуалистический (двойственный) принцип, в силу которого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) относилось к ведению штатов. Предписания первоначального текста вскоре были уточнены Х поправкой 1791 г., в которой провозглашалось: "Полномочия, не делегированные Со­единенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохра­няются соответственно за штатами либо за народом".

Важнейшее значение для прочности учреждаемого союза имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласила принцип верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, а именно положение о том, что в случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федеральному праву. Эта конституционная норма является краеуголь­ным камнем всего здания американского федерализма.

Билль о правах. Оригинальный текст федеральной конституции не содержал в себе особой статьи или раздела, посвященного гражданским правам и свободам, хотя в некоторых из них в основном содержались отдельные предписания. Подобного рода забвение гражданских прав и свобод вызвало огромное недовольство демократически настроенных слоев населения и даже поставило под угрозу ратификацию конституции. Уже в июне 1789 г. в первый конгресс, созванный на основе конституции, по предложению Д. Медисона были внесены первые 10 поправок, которые к декабрю 1791 г. были ратифицированы штатами и одновременно вступили в силу. Поправки, составляющие Билль о правах, равнозначны по своему значению определению правового статуса американского гражданина. Поправка Х вообще не касалась гражданских прав, IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией. Поправка III, регулирующая порядок постоя солдат в мирное и военное время, в современную эпоху стала анахронизмом. В остальных семи поправках говорилось о политических и личных правах и свободах. Так, поправка I говорила о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями; II поправка гарантировала народу право хранения и ношения оружия; IV поправка провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества. В поправке V говорилось о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности. Поправки VI, VII и VIII были посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания. Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В то же время следует иметь в виду, что этот документ, как и сама конституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах. Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания по­лучили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, а также детализированы в сотнях актов Конгресса.


Философское понятие «принцип» представляет собой основополагающую истину, закон, положение. В основу государственного устройства США положены такие принципы, как демократизм, федерализм, судебный конституционный надзор, разделение властей. Последний принцип является ключевым для государственной власти в США.

Теория разделения властей — основополагающий принцип государственно-правового устройства любой демократической страны и США в частности. Согласно ей для предотвращения узурпации власти в стране и развития демократии вся государственная власть в стране должна делится на три самостоятельные, но неразрывно связанные друг с другом ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. В США этим ветвям соответствуют Конгресс, Президент, Верховный суд.

Теория разделения властей имеет сложную и непростую историю. Впервые она встречается в трудах античных учёных (Платон). В XVI- XVIII вв. из-за бурного развития общественной мысли (работы Ш.Монтескьё, Дж.Локка, Д.Дидро), а также становления буржуазии не только как социальной прослойки общества, но и реальной политической силы, теория разделения властей получила дальнейшее развитие. Это было связано с тем, что буржуазии и промышленникам нужно было ограничить абсолютную власть монарха, чтобы отстаивать свои права, свободы и законные интересы.

Участники Филадельфийского Конвента (Дж.Вашингтон, Б.Франклин, А.Гамильтон и др.), которых в американской историографии принято называть «отцы-основатели», будучи в большинстве своём квалифицированными и образованными практикующими юристами и экономистами, осознавали необходимость создания государственно-правовой модели молодого американского государства на основе теории разделения властей [5, c.81]. Это было необходимо для того, чтобы ни один орган государства не смог обладать исключительным правом на выражение воли и мнения всего народа, чтобы не допустить монархии как формы правления, чтобы развивать демократию и демократические институты.

Применительно к американской модели государственного устройства можно говорить о том, что учредители Конституции 1787 г. положили в основу организации органов государственной власти собственный вариант разделения властей, который принято называть системой «сдержек и противовесов». Изначально формируясь в сравнительно небольшом государстве, где проживало около 3 миллионов человек, система «сдержек и противовесов» сохранила свою актуальность и жизнеспособность на протяжении всех двухсот тридцати лет существования США.

Известный американский учёный-административист Дж. Харт отметил: «Если все дороги ведут в Рим, то вопросы американского управления сводятся к разделению властей».Самостоятельность ветвей власти США обеспечивается их обособленностью друг от друга, различной процедурой формирования, компетенцией, сроками полномочий.

США образовались во второй половине XVIII в., когда в Европе господствовал абсолютизм, а любые общественные отношения строились на феодальной основе [3, c.54]. Но американское государство миновало феодальную формацию развития, образовавшись изначально в капиталистической. Это объясняет тот факт, что в американском обществе отсутствует деление на сословия, касты и др. феодальные страты. Государство задумывалось как общенародное, поэтому Конституция США в полной мере воплощает принцип буржуазного права, согласно которому все люди равны перед законом. Однако бурное развитие промышленности способствовало огромной дифференциации общества. Таким образом со временем государственно-правовая система США попадала под влияние как крупных корпораций, так и отдельных магнатов. Крупные буржуа стали влиять на действия всех ветвей американской власти, лишая их самостоятельности и по сути превращая их в один государственный орган, подрывая тем самым конституционные основы США, демократизм в целом и систему «сдержек и противовесов» в частности.

Несмотря на видимость реального разделения властей, в действительности все высшие органы власти США испытывают на себе влияние, а порой и давление, исполнительной власти. Ведь именно у неё сосредоточен огромный финансовый потенциал страны, она руководит карательным органом в лице полиции и армии США, а также определяет основные внутренние функции государства.

Особенно явно это проявляется в отношениях президента (исполнительная власть) и конгресса (законодательная власть). Согласно разделу 1 статьи II исполнительная власть передаётся президенту Соединённых Штатов Америки [1, c. 34]. Однако он обладает огромными полномочиями и в области законотворчества. Например, раздел 7 статьи I провозглашает, что «каждый законопроект, прежде чем стать законом, представляется президенту США». В юридической практике возможность какого-либо должностного лица отклонить законопроект с античных времён называется правом вето (от лат. veto-«запрещаю»). Президент может в десятидневный срок отклонить законопроект, направив его на доработку в конгресс, написав специальный акт-документ, в котором содержатся критика документа и основания, по которым данный законопроект был отклонён. Все эти действия президент США может предпринимать только ко всему принятому конгрессом законопроекту, а не к отдельной его части, статье, разделу. Таким образом, можно говорить о том, что в США президент наделён не только исполнительной, но и законодательной властью.

Чтобы предотвратить превращение США в тоталитарное антидемократическое государство этим путём и не допустить слияния исполнительной и законодательной властей, в действие вступает система «сдержек и противовесов», суть которой в данной ситуации сводится к следующему. Законопроект считается принятым, если после наложения на него президентского вето он был принят во второй раз сенатом и палатой представителей квалифицированным большинством голосов. Раздел 7 статьи I конституции США устанавливает, что квалифицированное большинство составляет 2/3 от общего числа каждой из палат конгресса, т. е. в сенате при повторном голосовании законопроект должен набрать не менее 290 голосов, а в палате представителей-67.

Таким образом, можно сделать вывод, что США сумели на основе европейской теории разделения властей создать свою уникальную и неповторимую систему «сдержек и противовесов». Одно из свойств этой системы — это способность к преемственности. Система существовала и когда США были только что образовавшимся неразвитым государством, и когда они стали одной из ведущих сверхдержав. Он является гарантом и условием демократического режима в США.

Что же касается исполнительной ветви власти, то в соответствии с теорией разделения властей непосредственной реализацией предписаний, принятых законодательной властью, занимается именно она. Именно исполнительная власть является самой многочисленной из ветвей власти. Ядро исполнительной власти представляют государственные органы и государственные служащие, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе, привлекая при этом материальные ресурсы государства. Тем не менее излишняя концентрация полномочий у исполнительной власти может привести как к росту коррупции, так и лишению государства монопольного права на применение легальной силы, ведь именно ведении исполнительной власти находится система полиции, армия, исправительные учреждения.

Раздел 1 статьи II конституции провозглашает, что исполнительная власть в США принадлежит президенту, избираемому на четырёхлетний срок, он же и является главой государства. Президентом США может стать только тот человек, который получил гражданство США по рождению, а также имеющий возраст не менее 35 лет [2, c.39]. В случае, если президент не сможет выполнять свою должностные обязанности, исполняющим обязанности президента становится вице-президент, а в случае, если и последний не сможет этого сделать, то полномочия президента временно переходят к государственному секретарю США. В случае недобросовестного выполнения президентом своих обязанностей он может быть отрешен от должности в порядке импичмента (раздел 4 статья II).

Раздел 1 статьи I содержит порядок избрания президента. Согласно ему каждый штат назначает выборщиков в количестве, равном числу представителей штата в конгрессе. впоследствии эти выборщики и голосуют бюллетенями за одного из двух кандидатов (демократ или республиканец). По своей юридической технике это раздел является самым слабым во всей конституции, т. к. содержит сложный и запутанный механизм избрания президента. Этими же правилами пользуются и при выборе вице-президента.

Предшественником должности «президент США» была должность «президент Континентального конгресса», суть которой сводится к председательству на съезде депутатов от 13 штатов. Президент континентального конгресса не являлся главой государства, т. к. американское государство того периода являлось конфедерацией, а не федерацией, как в дальнейшем. Первым в должности президента США бал Дж. Вашингтон — один из «отцов основателей» этого государства. Официальная резиденция президента — Белый дом в Вашингтоне, построенный в 1800 году.

Являясь главой США, президент является гарантом реализации принципов правового и демократического государства. Так, например, раздел 2 статьи II закрепляет за президентом право помилования и дачи отсрочки наказания [4, c.57]. Это решение главы государства не может быть обжаловано никем: ни судами федеральной судебной системой США, ни генеральным атторнеем, ни кем-либо ещё. Тем не менее, чтобы не сделать право президента на помилование и отсрочку наказания абсолютным, оно не может распространятся на решения сената, принятые в порядке импичмента. Таким образом, ветви власти в США сохраняют независимость друг от друга, в полной мере реализуя систему «сдержек и противовесов».

Полномочия президента закреплены в разделе 2 статьи II конституции. Согласно ему президент США: заключает международные договоры со стороны США, является главнокомандующим армии и флота, назначает судей Верховного суда, назначает послов и консулов, назначает федеральных министров и т. д.

Конституция наделяет президента нормотворческими полномочиями в процессе реализации нормативно-правовых актов, принятых конгрессом (раздел 3 статья II). К ним относятся права президента по изданию различных указов, постановлений, прокламаций, приказов (в т. ч. и военных). Президент является субъектом нормотворчества, что в свою очередь значительно ускоряет процесс по претворения норм права в реальную жизнь.

Тем не менее вся исполнительная власть не сводится к одному лишь президенту. Особую роль в государственном механизме США играют главы отраслевых ведомств — министры (в практике государственного механизма их принято называть «секретарями»). В свою очередь правительственный аппарат США именуется «президентским кабинетом». Комплектованием аппарата занимается непосредственно президент. И он же имеет полномочия вводить в аппарат своих помощников и советников. В стране существует около 20 различных министерств. Среди них наиболее крупными и значимыми являются министерства обороны, сельского хозяйства, торговли, образования, транспорта. Все министры, возглавляющие их, по своей должности входят в состав президентского кабинета.

Особую роль в структуре президентского кабинета играют генеральный атторней США и государственный секретарь США. Они соответственно возглавляют прокуратуру США и государственный департамент США (особый орган, в компетенцию которого входит осуществление внешней политики государства) [4, c. 98]. Именно они, а также министерство обороны, являются ведущими государственными органами США, их деятельность и определяет основные приоритеты, направления и принципы внутренней и внешней политики США, что обусловлено империалистическим характером сущности этого государства.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что именно исполнительная власть в США имеет колоссальное влияние на все государственно-правовые институты этой страны. От эффективности работы этой ветви власти зависит благополучие простых американских граждан, которые составляют опору и основу как гражданского общества в США, так и всей страны в целом.

1. Иванян Э. А. История США. — М.: Дрофа, 2004. — 578 с.

2. Крашенинникова Н. А.. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. — М.: НОРМА. Т. 2: Современное государство и право. — 2003. — 672 с.

3. Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США./отв. редактор Б. Никифоров. — М.: Наука, 1984. — 190с.

4. Никеров Г. И. Административное право США. М.: Наука, 1977. — с.46.

5. Черниловский З. М.. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. — М.: Юридическая литература, 1984. — 472 с.

Основные термины (генерируются автоматически): США, исполнительная власть, президент, ветвь власти, законодательная власть, раздел, теория разделения властей, Вашингтон, государственная власть, президент США.


Статья посвящена принципам самостоятельности, независимости и законности судебной власти. Независимость судебной власти на уровне конкретного суда, самостоятельная и авторитетная судебная власть является необходимым условием формирования гражданского общества. Также рассматривается эффективность осуществления правосудия, судебная власть как автономная ветвь государственной власти среди других ветвей государственной власти. Принцип законности как общеправовой и предстает основой организации и деятельности судебной власти.

Ключевые слова: судебная власть, судебная система, государственная власть, Конституция РФ, самостоятельность, независимость, суд, принцип независимости, самостоятельная судебная власть, законность, правосудие.

Государство во все периоды своего существования и развития нуждалось в наличии такого органа, как беспристрастный и объективный суд, способный дать оценку того или иного поступка или преступления. Современная судебная система представляет собой важнейший инструмент, посредством которого реализуются права и свободы человека и гражданина, а также верховенство закона. Она выступает важнейшим инструментом, гарантирующим воплощение принципов демократии в современную жизнь. Более того, правосудие как важнейшая социальная функция правового государства лежит в основе проблем современной судебной системы.

В этой связи представляется весьма актуальным исследование таких принципов судебной власти, как независимость, самостоятельность и законность.

Основные начала деятельности судебной власти определяют её принципы.

1) независимость и самостоятельность судебной власти;

Независимость и самостоятельность судебной власти представляют собой взаимосвязанные, но не тождественные понятия. Самостоятельность как принцип закреплен в статье 10 Конституции РФ и означает, что судебная власть может осуществляться только специально созданными государственными органами — судами. Судебная власть является самодостаточной во всех аспектах её организации и деятельности в связи с тем, что является отдельной ветвью государственной власти. Самостоятельность предполагает возможность осуществления судом своих полномочий без вмешательства со стороны, только собственными силами и средствами.

Независимость как принцип судебной власти впервые был закреплен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» [4]. Именно данная Декларация закрепила принцип разделения властей в качестве важнейшего принципа формирования правового государства в РСФСР, вследствие чего законодательная, исполнительная и судебная власть в России и стали самостоятельными ветвями государственной власти.

Помимо прочего, принцип разделения властей в последующем нашел своё отражении в Конституции Российской Федерации [1]. Кроме того, принцип самостоятельности судебной власти и её независимости от исполнительной и законодательной нашло своё отражение в законах «О судебной системе Российской Федерации» и «О статусе судей в Российской Федерации» [2].

Можно выделить несколько признаков, позволяющих понять, в чем проявляется принцип самостоятельности: 1) наличие нормативно-правовых актов, регулирующих организацию органов судебной власти; 2) наличие нормативных источников, регулирующих деятельность органов судебной власти. Так, согласно п. «г» ст. 71 Основного Закона РФ вопросы установления и формирования системы органов, порядка организации и деятельности судебной власти относится к предмету ведения Российской Федерации.

Помимо этого, принцип самостоятельности судебной власти подразумевает под собой наличие у неё возможности оказывать воздействие на существующую правовую действительность. Иными словами, самостоятельная судебная власть, осуществляя свои полномочия по отправлению правосудия, одновременно влияет и несёт своё правовое усмотрение в правовые акты, на основе которых разрешает социальные конфликты.

Самостоятельная судебная власть предполагает наличие инструментов правового характера, которые позволяют воздействовать на государство, власть и на общество в целом. Подобные инструменты ей предоставлены Конституцией РФ, например, ст. 126 наделяет Верховный Суд РФ правом разъяснять нижестоящим судам вопросы судебной практики.

В целом, самостоятельность и независимость как принципы судебной власти в нашей стране выражаются в том, что «судебная власть является самостоятельной и не зависит от законодательной и исполнительной» [3], «суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону» [2].

А. В. Цихоцкий и А. К. Черненко выделяют два аспекта принципа независимости судебной власти в России:

  1. С позиции организации и функционирования судебной власти как системы;
  2. В конкретном суде [7, с. 36].

В первом аспекте независимость судебной власти подразумевает под собой то, что:

− все правовые споры являются подведомственными только судебным инстанциям, входящим в судебную систему РФ;

− на территории России запрещено учреждать конкурирующие судам судебной системы России исключительные суды. Именно поэтому в настоящее время введенное ранее понятие «третейский суд» постепенно заменяется повсеместно таким понятием как «арбитражные учреждения»;

− запрет на вмешательство государственной и политической власти в судебные споры.

На уровне действующего законодательства РФ закрепление принципа независимости судей имеет место в ч.1 ст. 20 Основного Закона и ч.4 ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», где, в частности, указано на обращение требования независимости к деятельности судов, осуществляющих отправление правосудия. Кроме того, принцип независимости закреплен и в международном праве.

Именно поэтому полагаем необходимым согласиться с Н. И. Газетдиновым, признающим неудачной формулировку названия ст.5 Закона РФ «О судебной системе», поскольку в существующей редакции её название противоречит Конституции РФ и положениям ч. 2 ст. 1 данного же законодательного акта. В этой связи, на наш взгляд, следует изменить название ст. 5, поименовав её как «Самостоятельность судебной власти и независимость судей».

В свою очередь, ч. 1 данной статьи полагаем целесообразным представить в следующей редакции: «Судебная власть самостоятельна и принадлежит только судам в лице судей. Судьи независимы. Судьи в своей деятельности по осуществлению судебной власти подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону».

Говоря о втором аспекте принципа независимости, важно подчеркнуть, что на уровне конкретного суда его должен предопределять характер процесса правоприменения, когда как своё проявление он находит в том, как судья оценивает доказательства всех обстоятельств по разрешаемому им конкретному делу.

В целом, как известно, судебная власть реализуется через судей — её носителей, поэтому следует также признать точку зрения тех авторов, которые находят тождественность между принципом независимости судебной власти и принципом независимости судей. Так, с точки зрения И. Шихаты, независимость судебной власти и судей может быть выражены в форме: функциональной, личной, коллективной и внутренней независимости [8, с. 82].

В настоящее время в России в условиях формирования гражданского общества и построения правового государства практическая реализация исследуемых нами принципов судебной власти имеет важное значение. Это обусловлено тем, что, современное государство и общество объективно нуждается в самостоятельной судебной власти [6, с. 85].

Соглашаясь с Н. И. Газетдиновым, мы считаем, что независимость и самостоятельность судебной власти являются «двумя сторонами одной медали», поскольку их раздельное существование невозможно, поскольку первое свойство судебной власти определяет её организационное построение, а второе — сущностную самостоятельность [5, с. 35]. При этом самостоятельность выступает в качестве важнейшей предпосылки и условия независимости, хотя и не гарантирует её. Именно поэтому мы считаем, что свойства самостоятельности и независимости являются нетождественными между собой, но одновременно равнозначными и взаимодополняющими.

Важнейшей гарантией принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей является установленный на законодательном уровне запрет на издание законов и иных нормативных актов, которыми бы они отменялись или умалялись.

В заключение рассматриваемого вопроса немного остановимся на общеправовом принципе законности, являющимся политико-юридическим принципом деятельности всего государства, а также представляющим собой основу организации и деятельности судебной власти. Все государственные институты, в том числе и суды, действуют в рамках основополагающих правовых предписаний, имеющих высшую юридическую силу. Высокий статус судебной власти является гарантией законности. А исполнение данного принципа, следование закону суда и всех остальных участников процесса позволяет реализовать все остальные принципы гражданского процесса, что приводит к эффективной работе всей судебной системы.

Таким образом, систему принципов судебной власти составляют, во-первых, основные принципы законности, независимости и самостоятельности судебной власти, во-вторых, конституционные принципы осуществления правосудия. Законность предполагает осуществление судебной власти в точном соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Самостоятельность не тождественна с независимостью, поскольку первое означает, что судебная власть может осуществляться только специально созданными государственными органами — судами, деятельность которых регулируется отдельными нормативно-правовыми актами, а второе подразделяется на независимость судебной власти (с позиций ее организации и функционирования как системы), а также независимость судебной власти на уровне конкретного суда (независимость судей).

Подводя итоги проведенного исследования, следует отметить, что самостоятельность судебной власти и независимость судей, являясь признаками судебной власти, выступают в настоящее время в качестве основополагающих идей как организации её деятельности, так и деятельности государственной власти в целом. Система принципов включает самостоятельность и независимости любой из ветвей государственной власти, в том числе включаются основы принципа разделения властей.

Для развития российского государства как правового на современном этапе требуется социальный компромисс, смягчение и преодоление возникающих в обществе противоречий, создание условий для того, чтобы различные субъекты на основе права, воспринимаемого ими как универсально-социальный регулятор, могли достигнуть между собой согласия по спорным вопросам и сотрудничества. Для решения данной задачи большая роль отводится именно судебной власти, которая самостоятельно и независимо осуществляет обеспечение баланса конституционных ценностей, их защиты и охраны.

В свою очередь, важность принципа законности для судебной власти имеет ценность лишь с процессуальной и организационной точки зрения, при этом, по нашему глубокому убеждению, для отправления правосудия законности принадлежит всего лишь вспомогательно-ориентирующая функция. Сформировавшееся на этот счет убеждение обусловлено невозможностью судебного решения быть вторичным по отношению к законодательной воле. В ином случае суд может превратиться в ветвь государственной власти, занимающуюся обслуживанием воли законодателя, который, как начальник, всегда прав. Смысл правосудия имеет место быть лишь в случае непогрешимости его презумпции, а, значит, вопрос об ответственности суда имеет принципиальное значение в отличии законности от правосудия.

Основные термины (генерируются автоматически): судебная власть, государственная власть, Российская Федерация, независимость, Конституция РФ, самостоятельность, суд, принцип самостоятельности, самостоятельная судебная власть, судебная система.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: