Признать муниципальные выборы недействительными вправе суд общей юрисдикции

Обновлено: 04.12.2022

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина И.В. Плешкова,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.В. Плешков оспаривает конституционность следующих положений статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": положения подпункта "з" пункта 6.4, согласно которому недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме, и положения подпункта "д" пункта 24, согласно которому основанием отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ статья 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" была изложена в новой редакции, при этом оспариваемое заявителем положение подпункта "з" ее пункта 6.4 изменений не претерпело, а оспариваемое положение подпункта "д" пункта 24 было закреплено в новом подпункте "г".1 пункта 24.

Как следует из приложенных к жалобе материалов, И.В. Плешков, принимавший участие в порядке самовыдвижения в выборах главы городского округа "Город Калининград", представил для регистрации в качестве кандидата 392 подписных листа с общим количеством подписей 1943. Из 443 подписей, отобранных для проверки, 146 подписей, т.е. более 30 процентов, были признаны недействительными, причем 130 - в связи с тем, что в подписных листах сборщик подписей среди сведений об адресе места жительства не указал наименование субъекта Российской Федерации - Калининградскую область (сведения об адресе места жительства сборщика подписей соответствовали отметке о его регистрации в паспорте гражданина Российской Федерации). Избирательная комиссия посчитала, что в подписном листе должны быть отражены все сведения, перечисленные в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в том числе наименование субъекта Российской Федерации, и отказала заявителю в регистрации, а суды общей юрисдикции отказали ему в признании такого решения незаконным (последнее по времени судебное постановление - определение судьи Калининградского областного суда от 4 октября 2012 года об отказе в передаче кассационной жалобы И.В. Плешкова для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции).

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 18 и 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они предусматривают безусловный отказ в регистрации кандидата в случае обнаружения неполноты данных о сборщике подписей в подписных листах, а именно неуказания сборщиком подписей в адресе своего места жительства наименования субъекта Российской Федерации, и не позволяют кандидату (или сборщику подписей) устранить данный недостаток после его обнаружения избирательной комиссией.

2. Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

Право на свободные выборы и гарантирующая его реализацию обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа, закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1). Международный пакт о гражданских и политических правах также исходит из того, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (статья 25).

В соответствии с Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (подписана в городе Кишиневе 7 октября 2002 года) каждый гражданин по достижении установленного возраста имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства на выборные должности на условиях и в порядке, предусмотренных конституцией и законами (подпункт "а" статьи 2); соблюдение принципа справедливых выборов должно обеспечивать создание равных правовых условий для всех участников избирательного процесса (пункт 1 статьи 10).

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений, по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, всеобщее избирательное право означает, в принципе, что каждый человек имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления на проводимых на основе Конституции Российской Федерации и законов выборах и вместе с тем государство в лице федерального законодателя может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации гражданами Российской Федерации активного и пассивного избирательного права. При этом федеральный законодатель, осуществляя на основании статей 71 (пункт "в"), 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации соответствующее правовое регулирование, не должен допускать искажения конституционных принципов избирательного права, отмены или умаления самих принадлежащих гражданам Российской Федерации прав, с тем чтобы они не утрачивали свое реальное содержание, и обязан исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации возможные ограничения этих прав федеральным законом должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерны им (постановления от 25 апреля 2000 года N 7-П, от 11 июня 2002 года N 10-П, от 9 ноября 2009 года N 16-П, от 22 июня 2010 года N 14-П, от 7 июля 2011 года N 15-П и др.).

2.1. Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).

Применительно к порядку реализации пассивного избирательного права, в том числе на выборах глав муниципальных образований, это означает, что гражданин, выдвинутый кандидатом, обязан, если иное не установлено законом, с соблюдением установленных правил собрать в поддержку своего выдвижения необходимое количество подписей избирателей и представить их в соответствующую избирательную комиссию для решения вопроса о регистрации в качестве кандидата.

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 февраля 2012 года N 233-О-О, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, который, определяя порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, вправе согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в ряде решений (постановления от 17 ноября 1998 года N 26-П и от 11 июня 2002 года N 10-П; определения от 25 марта 1999 года N 32-О, от 6 июля 2010 года N 1087-О-О, от 24 февраля 2011 года N 202-О и др.), предусмотреть в интересах избирателей специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей.

2.2. Определяя порядок сбора подписей избирателей, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, в частности, что подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов; участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается; сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается; подписи, собранные с нарушением указанных правил, являются недействительными; право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным; каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункты 6, 7 и 12 статьи 37); в случае если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме, все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными (подпункт "з" пункта 6.4 статьи 38).

По смыслу приведенных положений, сведения о сборщике подписей, в том числе об адресе его места жительства, необходимы для того, чтобы у избирательной комиссии была возможность идентифицировать лицо, осуществлявшее сбор подписей, проверить, вправе ли оно было собирать подписи, выяснить у него определенные сведения относительно сбора подписей, поскольку, заверяя подписной лист, сборщик, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения.

Данное положение ранее уже было предметом толкования Конституционного Суда Российской Федерации в официально опубликованном Определении от 19 октября 2010 года N 1426-О-О применительно к вопросу о том, в каком объеме в подписном листе должны быть указаны сведения об адресе места жительства избирателя. В названном Определении Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам.

В развитие правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации подпункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" получил соответствующее толкование и со стороны Пленума Верховного Суда Российской Федерации, который в постановлении от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" специально разъяснил, что адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных в подпункте 5 статьи 2 реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума; соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например в случае проживания гражданина на межселенной территории (пункт 30).

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации относительно соблюдения требований, предъявляемых законом к указанию в подписном листе адреса места жительства избирателя, были сформулированы в условиях действия пункта 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, который закреплял, что избиратель приводит в подписном листе адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

Позднее, при совершенствовании правового регулирования избирательных отношений, федеральный законодатель отказался от использования в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" категории "адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина", однако упомянул, что при определении места жительства гражданина его адрес должен соотноситься со сведениями органов регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (Федеральный закон от 23 июля 2011 года N 259-ФЗ).

Основываясь на этом, Конституционный Суд Российской Федерации распространил свою правовую позицию, сформулированную в Определении от 19 октября 2010 года N 1426-О-О, на действующее правовое регулирование, в том числе в части, касающейся указания адреса места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (Определение от 22 ноября 2012 года N 2212-О).

Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил обязательность этой правовой позиции для правоприменителей, в силу чего она во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", должна подлежать безусловному соблюдению при применении оспариваемых законоположений избирательными комиссиями и судами. Иное вступало бы в противоречие с Конституцией Российской Федерации, ее статьями 15 (часть 2), 125 (часть 6) и 126.

3. Таким образом, оспариваемые положения статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - во взаимосвязи с подпунктом 5 статьи 2 данного Федерального закона и с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации - не содержат неопределенности и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Что касается отсутствия возможности устранить недостаток сведений об адресе места жительства сборщика подписей после представления подписных листов в избирательную комиссию для регистрации кандидата, то соответствующий запрет установлен не оспариваемыми законоположениями, а пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", конституционность которого заявителем под сомнение не ставится.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Плешкова Игоря Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Муниципальные выборы - форма прямого волеизъявления граж­дан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российс­кой Федерации, федеральными законами, конституциями (уста­вами), законами субъектов Российской Федерации, уставами му­ниципальных образований в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должно­стного лица местного самоуправления. Они проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуп­равления, выборных должностных лиц местного самоуправленияна основе всеобщего равного и прямого избирательного правапри тайном голосовании.

Порядок назначения муниципальных выборов определяется уставом муниципального образования. Этот вопрос может быть решен и на уровне законов субъектов Федерации. Решение о назначении выборов в органы местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных муниципальных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные муниципальные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта. Если второе воскресенье октября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье октября. Совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов, законом не допускается. Если уполномоченный на то орган не назначит выборы, то их назначает соответствующая избирательная комиссия. Если она этого не сделает или не сформирована, то выборы назначает суд общей юрисдикции.


Выдвижение и регистрация кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем муниципальном совете не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом этого муниципального совета. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на выборах. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения. О выдвижении кандидата в окружную избирательную комиссию представляется письменное уведомление. В данном уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства кандидата. Кандидат подает в соответствующую избирательную комиссию заявление, сведения об имуществе. Собирает в свою поддержку подписи избирателей или вносит избирательный залог в размере 15 процентов от избирательного фонда. Период выдвижения кандидатов составляет 20 дней. Выдвижение кандидатов начинается за 56 дней и заканчивается за 36 дней до дня голосования.

Порядок определения результатов выборов.

13. Органы местного самоуправления в РФ::

+ а) Не входят в систему органов государственной власти

б) По отдельным полномочиям входят в систему органов государственной власти

14. Основным принципом муниципальной службы является::

а) доступность информации о муниципальной службе

б) Взаимодействия с общественными организациями и гражданами

+ в) Приоритет прав и свобод человека и гражданина

15. Глава муниципального района возглавляет:

а) представительный и контрольный орган

б) исполнительно-распорядительный орган

+ в) Представительный или исполнительно-распорядительный орган

16. Какими НПА не регулируются отношения, связанные с муниципальной службой:

+ а) Конституцией РФ

б) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

в) ФЗ «О муниципальной службе в РФ»

17. Выборы в органы местного самоуправления назначает:

а) Областной законодательный орган

б) Глава муниципального образования

+ в) Представительный орган местного самоуправления

18.Общие принципы организации местного самоуправления, согласно Конституции, находятся в ведении:

а) Российской Федерации

б) органов местного самоуправления

+ в) в ведении РФ и ее субъектов

19. Муниципальное право – это:

а) основная, самостоятельная отрасль права

+ б) комплексная отрасль права

в) институт конституционного права

20. Систему отрасли муниципального права образуют:

а) источники муниципального права

б) муниципально-правовые отношения

+ в) нормы муниципального права и и муниципально-правовые институты

21. Отношения, возникающие при заключении главой МО договора подряда со строительной организацией, регулируются:

+ а) отраслью гражданского права

б) отраслью муниципального права

в) отраслью конституционного и административного права

22. К принципам организации местного самоуправления в РФ не относится:

а) принцип законности

б) принцип многовариантности форм организации местного самоуправления

+ в) принцип демократического централизма

23. Осуществлять полномочия по вопросам местного значения не вправе:

+ б) органы местного самоуправления

в) должностные лица местного самоуправления

24. Понятия «правовая основа местного самоуправления» и «законодательная основа»:

б) понятие «законодательная основа» шире понятия «правовая основа»

+ в) понятие «правовая основа» шире понятия «законодательная основа»

25. Должность главы муниципального образования является:

+ а) выборной муниципальной должностью

б) муниципальной должностью муниципальной службы

в) государственной должностью субъекта РФ

26. В системе местного самоуправления не применяется:

а) экологическая ответственность

б) имущественная ответственность

+ в) уголовная ответственность

27.Основание для внесения муниципального имущества в уставной капитал кредитной организации является:

+ а) решение представительного органа

б) постановление главы МО

в) распоряжение главы МО

28.Устав муниципального образования вступает в силу:

а) после его государственной регистрации

б) с момента принятия представительным органом местного самоуправления

+ в) после его официального подписания

29.В Российской империи Положение о губернских и уездных земских учреждениях было принято:

30. Решение, принятое представительным органом местного самоуправления, гражданин может обжаловать, если он, по его мнению, нарушает его права и законные интересы:

а) подав жалобу главе муниципального образования

б) путем образования в органы прокуратуры

+ в) в судебном порядке

31.В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 года к местным органам власти были отнесены:

+ а) губернские, уездные и волостные съезды Советов, и их исполкомы

б) только волостные съезды Советов и их исполнительные комитеты

в) волостные и уездные съезды Советов и их исполнительные комитеты

32. Глава МО поселения может возглавлять представительный и исполнительный орган, если население поселения составляет:

а) менее 3 тысяч человек

+ б) менее 1 тысячи человек

в) менее 100 человек

33. Англосаксонская система местного самоуправления существует:

+ а) в Новой Зеландии

34. Общепринятые принципы и нормы международного права, а также ратифицированные международные договоры РФ, действующие в сфере местного самоуправления, которые противоречат Конституции и федеральным законам:

а) не подлежат применению

+ б) подлежат применению

в) должны быть приведены в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и лишь затем подлежат применению

35. Устав муниципального образования можно определить так:

+ а) основной нормативный правой акт МО, регламентирующий деятельность населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного назначения

б) основной локальный документ, закрепляющий порядок управления городским или сельским, или иным муниципальным образованием

в) основной закон МО, регламентирующий деятельность населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

36. Условия получения гражданами субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг устанавливаются:

а) исполнительными органами государственной власти субъектов РФ

б) представительным органом местного самоуправления

+ в) Правительством РФ

37. В собственности МО не могут находиться:

+ а) земли лесного фонда

б) земли запаса в границах МО

в) дороги местного значения

38. Согласно законодательству РФ страхователем по договору обязательного медицинского страхования неработающего населения должны выступать:

а) безработные граждане самостоятельно

+ б) местные администрации

в) Правительство РФ

39.Согласно Конституции РФ 1978 года местные органы назывались:

а) Советы рабочих и крестьянских депутатов

б) Советы депутатов трудящихся

+ в) Советы народных депутатов

40.Признать муниципальные выборы недействительными вправе:

+ б) суд общей юрисдикции

в) арбитражный суд

41.Органы и должностные лица должны дать ответ на обращения граждан:

а) в течение десяти дней с даты направления обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу

б) в течение одного месяца со дня, когда обращение было направлено

+ в) в течение одного месяца со дня поступления обращения

42.Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется путем:

+ а) принятия решения на местном референдуме и закона субъекта РФ

б) принятия федерального закона

в) принятия соответствующего решения на местном референдуме

43.Территория, на которой не может осуществляться территориальное общественное самоуправление, является:

а) подъезд многоквартирного дома

+ в) сельский населенный пункт, являющийся поселением

44. Глава муниципального образования вправе:

а) изменять устав МО

+ б) подписывать и обнародовать в порядке, установленном уставом МО, нормативно-правовые акты, принятые представительным органом местного самоуправления

в) устанавливать местные налоги и сборы

45. Муниципальным служащим признается:

а) житель муниципального образования, выполняющий обязанности по трудовому договору в органе местного самоуправления

+ б) гражданин РФ, достигший 18 лет, и выполняющий обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемой из средств местного бюджета

в) гражданин РФ, достигший совершеннолетия и выполняющий обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение

46. Если глава местной администрации назначается на данную должность по контракту, то структура местной администрации утверждается:

+ а) представительным органом местного самоуправления по представлению главы местной администрации

б) представительным органом местного самоуправления по представлению главы МО

в) главой МО по согласованию с высшим должностным лицом соответствующего субъекта РФ

47. Местный бюджет подлежит утверждению законодательным органом соответствующего субъекта РФ:

+ б) нет, не подлежит

в) подлежит, если представительный орган местного самоуправления констатирует необходимость такого утверждения большинством голосов депутатов

48. Согласно законодательству РФ, основанием для отзыва избирателями депутат представительного органа является:

+ а) утрата доверия избирателей

б) неоднократная не явка депутат на заседания представительного органа

в) вступление в силу решение суда за совершение противоправных действий

49. Закрытое административно- территориальное образование обладает статусом:

а) муниципального района

+ б) городского округа

в) городского округа либо городского поселения

50. Структура местных бюджетов включает следующие элементы:

а) консолидированный бюджет

б) доходную и расходную части, а также бюджет развития

+ в) доходная и расходная части

51. Применительно к компетенции местного самоуправления термины»предметы ведения» и «вопросы местного значения»:

а) используются в одинаковом значении

+ б) термин «предметы ведения» используется для обозначения нескольких взаимосвязанных вопросов местного значения

в) термин «предметы ведения» может использоваться только для характеристики компетенции органов государственной власти

52. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочия может осуществляться путем принятия:

+ а) федеральных законов и законов субъектов РФ

б) федеральных законов, законов субъектов РФ, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

в) федеральных законов и законов субъектов РФ, постановлений главы субъектов РФ.

53. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно назначать и увольнять руководителей местных органов образования:

б) да, но только по согласованию с государственными органами управления образованием

в) да, но лишь с согласия представительного органа МО

54. Платные формы культурной деятельности муниципальных учреждений не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них:

а) полностью поступает в местный бюджет

б) такие формы в любом случае рассматриваются как предпринимательские

+ в) полностью идет на развитие культурной деятельности

55. Адресные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг выплачиваются органами местного самоуправления за счет:

а) средств местного бюджета

+ б) за счет федеральных субвенций

в) финансовой помощи, поступающей из бюджетов субъектов РФ

56. Состав призывной комиссии утверждает:

+ а) глава местной администрации

б) начальник военного комиссариата

в) представительный орган местного самоуправления

57. Срок полномочий главы МО и депутата не может быть менее:

58. К числу институтов отрасли муниципального права относится:

а) гражданство РФ

б) административно-территориальное устройство субъекта РФ

+ в) гарантии местного самоуправления

59. Одно муниципальное образование может быть подчинено другому муниципальному образованию:

в) может, но только в том случае, когда возможность такого подчинения допускается законом субъекта РФ

60. Орган местного самоуправления:

а) обладает правом законодательной инициативы, но только после получения на то согласия органа государственной власти

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать (т.н. активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (т.н. пассивное избирательное право). Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на день голосования на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации участвуют в муниципальных выборах на равных основаниях. Если на выборах в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов.

Гражданин Российской Федерации голосует на муниципальных выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

28. Признание муниципальных выборов недействительными и признание муниципальных выборов несостоявшимися: основания и юридические последствия.

Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума;

в) по решению суда.

Российское законодательство предусматривает четыре группы оснований для признания результатов выборов недействительными:

· нарушения, допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

· нарушения, допущенные избранным кандидатом (закон содержит закрытый перечень таких нарушений);

· любые иные нарушения, если они не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:

б) в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

в) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;

г) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;

д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

е) а также в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 1 статьи 71 настоящего Федерального закона.

Законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.

Настоящее информационно-тематическое собрание правовых позиций подготовлено Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации и не является исчерпывающим. Решения КС РФ, в которых содержатся правовые позиции, даны в хронологическом порядке.

по состоянию на июль 2020 года

"3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы."

"2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме."

"1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд."

Постановление от 23 марта 2000 года N 4-П/2000

[. ] суды при осуществлении защиты избирательных прав, руководствуясь принципом народовластия и конституционным требованием о равенстве избирательных прав граждан, в том числе независимо от места жительства, и основываясь на выявленном Конституционным Судом Российской Федерации смысле указанных положений Конституции Российской Федерации, не вправе ограничиваться формальной оценкой соответствия закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации нормам федерального законодательства, а должны по каждому рассматриваемому ими делу реально обеспечивать эффективное восстановление в избирательных правах.

Постановление от 15 января 2002 года N 1-П/2002

[Оценка адекватности отражения в результатах выборов действительной воли избирателей не сводится к формальной проверке характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов, т.е. к проверке результатов состоявшегося голосования], и отмена результатов выборов возможна также в других случаях - если не были обеспечены необходимые условия, существенно влияющие на свободное волеизъявление избирателей.

При наличии предусмотренных законом оснований суд вправе признать невозможным проведение повторных выборов в целях восстановления пассивного избирательного права гражданина. Однако во всяком случае негативные последствия, явившиеся результатом незаконных действий (или бездействия) избирательных комиссий, которые обладают, по сути, публично-властными функциями, должны быть компенсированы, а доброе имя гражданина - восстановлено на основе вытекающего из статьи 53 Конституции Российской Федерации признания и возмещения государством причиненного вреда, что как универсальный способ защиты нарушенных прав предполагает государственные гарантии от любого претерпевания, причиненного лицу публичной властью.

Определение от 2 июля 2009 года N 1036-О-О/2009

Пункт 3, абз. 1, 2:

[. ] по своей конституционной природе институт выборов представляет собой особую процедуру демократического формирования органов публичной власти и вместе с тем надлежащую форму реализации гражданами своих избирательных прав и тем самым права на участие в управлении делами государства через своих представителей (статья 32, часть 1, Конституции Российской Федерации), которая обеспечивается в том числе деятельностью избирательных комиссий - коллегиальных органов, призванных организовывать подготовку и проведение выборов и референдумов.

Одним из принципов, на которых строится работа избирательных комиссий в ходе организации и проведения выборов, референдумов, является принцип законности, реализация которого предполагает право избирателей оспаривать, в том числе в судебном порядке, незаконные решения и действия комиссии. При осуществлении своих полномочий избирательные комиссии действуют прежде всего в интересах граждан как носителей избирательных прав, что соответствует статье 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина выступают важнейшей обязанностью государства, его органов и должностных лиц. В этом смысле запрет обжаловать решения или действия избирательных комиссий и их членов или ограничение этого права может непосредственно затрагивать избирательные права граждан.

[. ] федеральный законодатель при определении механизма судебной защиты избирательных прав должен обеспечить для избирателей - наряду с избирательными объединениями, кандидатами - право обжалования в судебном порядке решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, связанных прежде всего с подсчетом голосов и установлением итогов голосования, с тем чтобы именно в ходе судебной процедуры, справедливой и беспристрастной, они могли получить окончательную юридическую оценку доводов об обстоятельствах, свидетельствующих о соответствующих нарушениях, а при установлении фактов, подтверждающих невозможность определения действительного волеизъявления избирателей, суд имел бы возможность признать итоги голосования, результаты выборов недействительными на соответствующей территории. При этом федеральный законодатель вправе - в целях обеспечения необходимого баланса между частными и публичными интересами и с соблюдением предъявляемых к ограничению прав и свобод человека и гражданина конституционных требований - предусмотреть определенные условия и порядок реализации гражданами права на такое обжалование.

Что касается распространения права на обращение в суд за защитой избирательных прав граждан, в том числе в связи с их нарушением при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, на иных субъектов, помимо собственно избирателей и кандидатов, избирательных объединений, то этот вопрос решается федеральным законодателем с учетом особенностей правового статуса соответствующих субъектов, характера их участия в избирательном процессе, а также иных значимых обстоятельств, включая уровень развития политико-правовой, демократической культуры, необходимость обеспечения в конкретно-исторических условиях повышенного демократического контроля со стороны институтов гражданского общества в отношении функционирования избирательной системы.

[. ] наблюдатель от избирательного объединения, кандидата на выборах не является носителем самостоятельных интересов, связанных с реализацией права избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, - как производный (вторичный) участник избирательного процесса, он вступает в него, по общему правилу, в качестве представителя интересов кандидата, избирательного объединения, чем обеспечивается контроль в отношении законной реализации избирательных процедур, включая правильность подсчета голосов избирателей, в пределах конкретного избирательного участка. В силу своего правового статуса наблюдатели связаны интересами субъектов избирательного процесса, их назначивших, и не могут подменять собой кандидатов, избирательные объединения в отношениях по защите их избирательных прав, - в своей основе право наблюдателей на обращение в суд обусловлено необходимостью обеспечения эффективных гарантий реализации полномочий, которыми они наделены законом, и, следовательно, предполагает возможность судебного обжалования решений и действий (бездействия) соответствующих уполномоченных органов, нарушающих прежде всего их субъективные права, возникающие при осуществлении наблюдения на выборах. [. ]

[. ] статья 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, закрепляющая право каждого на объединение, и ее статья 46 (часть 1), распространяющая право на судебную защиту не только на индивидуальных, но и на коллективных субъектов, которые также могут использовать соответствующие юрисдикционные механизмы для защиты своих прав и свобод, не исключают самостоятельное - на основе соблюдения требований действующего законодательства - решение объединением граждан, каковым является и политическая партия, вопроса о конкретной процедуре реализации права на обращение в суд, в том числе применительно к возможности обращения в суд в защиту интересов объединения граждан его структурных подразделений. Федеральный закон "О политических партиях", хотя и не предполагает обязательного закрепления в уставе политической партии процедуры реализации самой политической партией и ее региональными отделениями права на судебную защиту, не препятствует урегулированию этого вопроса в положениях устава политической партии, при условии что они не противоречат законодательству Российской Федерации (пункт 3 статьи 21). Соответственно, отсутствие у регионального отделения политической партии права на обращение в суд в защиту интересов политической партии, структурным подразделением которой оно является, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, поскольку не исключает возможности обращения в суд самой политической партии.

[. ] правоприменительная практика, полностью исключающая возможность судебной защиты избирательных прав граждан, если их нарушения имеют место на стадиях избирательного процесса, следующих за моментом голосования, и тем самым отрицающая право избирателей на обжалование итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах, не отвечает требованиям Конституции Российской Федерации. Вместе с тем истолкование в правоприменительной практике законоположений, [. ], как не предполагающих судебное обжалование избирателями итогов голосования на иных территориальных уровнях, а также результатов выборов, не свидетельствует об их несоответствии требованиям Конституции Российской Федерации.

[. ] притязания на правильный подсчет голосов и адекватное отражение волеизъявления избирателей, в том числе в формализованных итогах голосования, имеют особое конституционно-правовое значение и что избиратели, кандидаты и их доверенные лица на равных основаниях с другими участниками избирательного процесса могут обжаловать в суд любые допущенные избирательными комиссиями нарушения избирательных прав граждан независимо от конкретной стадии избирательного процесса, на которой они имели место, в том числе на стадиях, следующих за голосованием - иной подход ставил бы под сомнение конституционную ценность не только собственно избирательных прав, но и самого института свободных выборов [. ].

Определение от 7 июля 2016 года N 1422-О/2016

Обеспечение гласности, транспарентности в рамках избирательного процесса, его открытости для контроля со стороны институтов гражданского общества, которая позволяла бы гражданам быть уверенными в том, что все избирательные процедуры осуществляются на основе соблюдения законности, а подсчет поданных ими голосов на выборах производится в строгом соответствии с состоявшимся волеизъявлением, и которая вместе с тем не нарушала бы нормальную работу государственных и муниципальных органов, призванных обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан в установленные сроки, служащие гарантией непрерывности осуществления публичной власти, является одним из важнейших факторов поддержания доверия во взаимоотношениях между гражданином и государством и определяет устойчивое функционирование конституционного механизма народовластия. Этому корреспондируют вытекающие из Конституции Российской Федерации, ее статей 2, 17 (часть 1), 18, 45 и 46 (части 1 и 2), гарантии судебной защиты избирательных прав граждан, конкретизируя которые федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы обеспечивалась эффективная возможность восстановления нарушенных прав участников избирательного процесса.

[. ] действующее избирательное законодательство, хотя оно и не относит избирателей к числу субъектов, правомочных присутствовать при подсчете голосов, установлении итогов голосования в помещении избирательной комиссии, предусматривает иные меры, позволяющие обеспечить транспарентность подсчета голосов и установления итогов голосования в качестве условия фиксации нарушений, их предотвращения и последующего оспаривания указанных итогов в судебном порядке.

Пункт 3, абз. 6, 7:

[. ] действующим избирательным законодательством предусмотрены различные способы как непосредственного выявления и фиксации гражданами, в том числе с использованием технических средств в рамках информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обстоятельств, указывающих на наличие признаков нарушений избирательного законодательства при подведении итогов выборов, так и на основе гарантирования представителям средств массовой информации возможности - как незаинтересованным лицам, осуществляющим свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, - для обеспечения права граждан на оперативное получение достоверных сведений присутствовать в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, осуществлять наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей, производить фото- и видеосъемку, получать копии протокола участковой комиссии об итогах голосования.

Определение от 19 июля 2016 года N 1734-О/2016

[. ] действующее федеральное законодательство не препятствует гражданам на основе ставших им известными, в том числе из неформализованных источников, фактов о допущенных нарушениях при подсчете голосов и определении результатов голосования обжаловать соответствующие решения и действия (бездействие) избирательных комиссий на том избирательном участке, где такие граждане приняли участие в голосовании.

Определение от 25 октября 2018 года N 2554-О/2018

[. ] в соответствии с действующим правовым регулированием доверенные лица кандидатов вправе обращаться в суд с заявлениями за защитой своих нарушенных избирательных прав, которыми они наделены избирательным законодательством, но права обращаться в суд в защиту избирательных прав кандидатов им не предоставлено, что не может рассматриваться как нарушение их конституционного права на судебную защиту, как оно гарантировано Конституцией Российской Федерации.

Постановление от 15 ноября 2018 года N 42-П/2018

[. ] поскольку пересмотр результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления избирателей сопряжен с риском дискредитации непосредственного народовластия и нарушения стабильности функционирования институтов представительной демократии, не всякие, а только существенные нарушения избирательного законодательства, не позволяющие с достоверностью выявить действительную волю избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов на соответствующей территории; [. ]

Пункт 4.2, абз. 5 - 7:

[. ] лишение избирательного объединения, выдвинувшего кандидата (список кандидатов), возможности представить в избирательную комиссию необходимые для регистрации документы - особенно когда их представление составляет обязанность не самих избирательных объединений, а лично кандидатов (пункт 5 статьи 33 и пункт 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") - в результате действий (бездействия) должностного лица этой избирательной комиссии, досудебное уголовное преследование которого по данному факту было прекращено по нереабилитирующему основанию, не может, даже по истечении длительного времени, не породить сомнений в справедливости состоявшихся выборов и достоверности полученных электоральных результатов, что, в свою очередь, чревато серьезными рисками дискредитации выборов как одной из высших форм непосредственного народовластия.

В целях предотвращения подобных угроз федеральный законодатель, преследуя интересы обеспечения баланса прав и свобод избирательных объединений (выдвинутых ими кандидатов), стабильности результатов электорального волеизъявления и основанных на нем институтов народного представительства, безусловно, мог бы оговорить, что избирательное объединение вправе обращаться в суд с административным исковым заявлением об отмене результатов выборов при условии, что оно - независимо от инициирования уголовного преследования виновных, по его мнению, должностных лиц избирательной комиссии - своевременно предприняло усилия по оспариванию их действий (бездействия), препятствовавших выдвижению и регистрации кандидата (списка кандидатов), в специальном порядке, аналогичном установленному частью 10 статьи 239 и частью 4 статьи 240 КАС Российской Федерации. Но, поскольку действующее законодательство подобной оговорки не содержит, предусматривая для таких решений и действий (бездействия) избирательных комиссий (их должностных лиц) общий порядок судебного оспаривания (часть 2 статьи 239 и часть 1 статьи 240 КАС Российской Федерации), отказ избирательному объединению в обращении в суд с соответствующим административным исковым заявлением в ситуации, когда нарушение прав этого избирательного объединения на участие в выборах нашло отражение в постановлении о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию, оставляет открытым вопрос о возможной степени влияния указанного нарушения на результаты выборов.

Пункт 4.2, абз. 10, 11:

Иное означает несоразмерное ограничение права на судебную защиту одного из основных политических прав граждан - права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, чем нарушаются статьи 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и не обеспечивается гарантированная ее статьей 52 охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью.

Постановление от 24 марта 2020 года N 12-П/2020

Исходя из того что выборы затрагивают интересы всех граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в управлении делами государства через своих законно избранных представителей, предусматриваемые федеральным законодателем основания, сроки и иные условия судебного контроля за ходом избирательных кампаний, решениями и действиями избирательных комиссий не должны ставить под сомнение гражданское доверие к институту выборов, уверенность общества в незыблемости конституционных гарантий народовластия в рамках выборов и способность суда обеспечить надлежащую защиту прав граждан.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: