Признание государства и его институтов существующими на законных основаниях

Обновлено: 01.02.2023

Выберите ответ:
одобрение и поддержка деятельности государства и его органов населением страны
создание в государстве специальных законодательных органов (легислатур)
признание государства и его институтов существующими на законных основаниях
признание государством в качестве правовых действующих в обществе обычаев и традиций
деятельность консульских органов государства по засвидетельствованию подлинности подписей на документах

Признание акта не действующим на территории государства является способом

Выберите ответ:
разрешения юридических коллизий
решения научного спора
толкования права
восполнения пробелов в праве
преодоления пробелов в праве

Разделение властей является

Выберите ответ:
не является принципом права
отраслевым принципом права
всеобщим принципом права
общим принципом права
межотраслевым принципом права

Внутреннее строение права, определяемое последовательностью вхождения и согласованностью его элементов, - это

Выберите ответ:
систематизация законодательства
система законодательства
правовая система
система права
системность в праве

В иерархии источников российского права следующую за Конституцией ступень занимает

Выберите ответ:
Закон РФ
Указ Президента РФ
Постановление Правительства РФ
Международный договор РФ
Постановление Конституционного Суда РФ

Какие из перечисленных стран имеют двухуровневые правовые системы?

Выберите ответ:
Германия
Россия
Белоруссия
Япония
Индия

Полное официальное соединение действующих источников права общегосударственного значения является

Выберите ответ:
собранием законодательства
кодифицированным актом
основами законодательства
сборником нормативных актов
сводом законов

Только официальный характер носит такая деятельность, как

Выберите ответ:
кодификация нормативных актов
консолидация нормативных актов
учет нормативных актов
толкование нормативных актов
инкорпорация нормативных актов

К абсолютным отношениям отнесены такие, в которых:

Выберите ответ:
определены конкретные участники правоотношений
известно лишь лицо с правомочиями
субъекты являются лицами с неопределенным поведением
субъекты являются лицами с правомерным поведением
субъекты являются лицами с противоправным поведением

Под дуализмом права в континентальной группе правовых систем понимают его деление на…

Выберите ответ:
естественное и позитивное
публичное и частное
международное и внутригосударственное
официальное и формальное
материальное и процессуальное

Как назывался общетеоретический юридический курс в университетах дореволюционной России начала ХХ века?

Выберите ответ:
Энциклопедия права
Общая теория права
Теория права и государства
Философия права
Теория государства и права

Нормативный договор как источник права создается путем

Выберите ответ:
правотворческой деятельности судей
обращения государства к положениям юридической науки
признания государством взаимно установленных прав и обязанностей
одобрения государством определенных социальных норм
правотворческой деятельности публичной власти

Имущественные и личные неимущественные отношения являются предметом

Выберите ответ:
семейного права
гражданского права
трудового права
земельного права
административного права

Восточное право отличает от иных групп правовых семей следующие черты:

Выберите ответ:
приоритет прав человека
приверженность римскому правовому наследию
приоритет правовых обязанностей
сакральность религиозных учений
синкретизм в соотношении составляющих правовых норм

Что означает понятие «легализация государства»?
признание государства и его институтов существующими на законных основаниях

Признание акта не действующим на территории государства является способом
восполнения пробелов в праве

Разделение властей является
общим принципом права

В иерархии источников российского права следующую за Конституцией ступень занимает
Международный договор РФ

Только официальный характер носит такая деятельность, как
кодификация нормативных актов

К абсолютным отношениям отнесены такие, в которых:
известно лишь лицо с правомочиями

Под дуализмом права в континентальной группе правовых систем понимают его деление на…
публичное и частное

Как назывался общетеоретический юридический курс в университетах дореволюционной России начала ХХ века?
Энциклопедия права

Нормативный договор как источник права создается путем
правотворческой деятельности публичной власти

Имущественные и личные неимущественные отношения являются предметом
гражданского права

Восточное право отличает от иных групп правовых семей следующие черты:
сакральность религиозных учений

1. Теория государства и права является:

А) Одной из фундаментальных юридических наук;

Б) Базовой юридической наукой;

В) Методологической юридической наукой;

Г) Историко-правовой наукой.

2. Предметом теории государства и права является:

А) Общие закономерности зарождения, развития и функционирования государства и права;

Б) Основные процессы проявления государства и права в реальной жизни;

В) Понятийно-категориальный аппарат юридической науки;

Г) Имущественные и личные неимущественные отношения.

3. Первый советский учебник по теории государства и права вышел:

4. Метод познания предполагающий изучение государства и права в идеально-обобщенном виде:

5. С помощью этого метода познания осуществляется идентификация государства и права и выявляются особенности их развития:

6. Метод, при помощи которого формируются юридические понятия и категории:

7. Специфической системой знаний, структурно включаемой в теорию права, является:

А) Сравнительная политология;

Б) Сравнительное правоведение;

В) Юридическое государствоведение;

Г) Юридическая психология.

8. Определение: «Государство - это союз множества людей под господством права» дал:

Б) Фридрих Карл фон Савиньи;

В) Иммануил Кант;

9. Определение права как правила поведения, которому необходимо следовать независимо от собственного желания, принадлежит:

Б) Евгению Эрлиху;

В) Гансу Кельзену;

Г) Льву Петражицкому.

10. Представители этой теории происхождения государства считали, что государство-это своеобразная разросшаяся семья, во главе которой стоит глава рода:

11. Представителем теории «общественного договора» является:

12. Представители теории «государства всеобщего благоденствия» утверждали:

А) Государство-это зло и должно быть разрушено;

Б) Управлять государством может только верхушка общества - элита;

В) Государство - исключительное благо и существует для того, чтобы сделать всех людей счастливыми;

Г) Государство основано на принципах демократии.

13. Понятие «легитимация государства» означает:

А) Одобрение и поддержка деятельности государства и его органов населением страны;

Б) Признание государства и его институтов существующими на законных основаниях;

В) Создание в государстве специальных законодательных органов (легислатур );

Г) Деятельность консульских органов государства по засвидетельствованию подлинности подписей на документах.

14. Понятие «легализация государства» означает:

А) Одобрение и поддержка деятельности государства и его органов населением страны;

Б) Признание государства и его институтов существующими на законных основаниях;

В) Создание в государстве специальных законодательных органов (легислатур);

Г) Деятельность консульских органов государства по засвидетельствованию подлинности подписей на документах.

15. В этой теории появление государства и права выводится из общественной пользы:

А) Органическая теория;

Б) Патриархальная теория;

В) Договорная теория;

Г) Теологическая теория.

16. Выделение средневекового государства и права является одним из видов типологии, основанной на:

А) Формационном подходе;

Б) Цивилизационном подходе;

В) Историческом подходе;

Г) Религиозном подходе.

17.Выделение консервативного государства и права является одним из видов типологии, основанной на:

А) Формационном подходе;

Б) Цивилизационном подходе;

В) Историческом подходе;

Г) Идеологическом подходе.

18. Форма государственного устройства:

А) Административно-территориальная структура государства;

Б) Приемы и способы осуществления государственной власти;

В) Организация верховной власти в государстве;

Г) Организация деятельности государственного аппарата.

19. Форма правления государства:

А) Приемы и способы осуществления государственной власти;

Б) Организация верховной власти в государстве;

В) Механизм осуществления государственной власти;

Г) Организация деятельности государственного аппарата.

20. К характеристике формы государства следует отнести:

А) Официальные атрибуты;

21. Великобританию следует отнести к:

А) Абсолютной монархии;

Б) Дуалистической монархии;

В) Парламентарной монархии;

Г) Президентской монархии.

22. Современную Россию можно отнести к следующему виду федерации:

23. Либерально-авторитарный режим власти свойственен современной:

24. Страна, являющаяся простым унитарным государством:

25. Предоставление самоуправления в пределах установленного центром круга вопросов:

26. Российская Федерация входит в межгосударственные образования:

А) Организация стран - экспортеров нефти;

Б) Организация государств Североатлантического договора;

Г) Содружество Независимых Государств.

27. А. Тойнби является представителем:

Б) Патриархальной теории происхождения государства;

В) Формационного подхода к типологии государства;

Г) Цивилизационного подхода к типологии государства.

28. Для абсолютных монархий характерно:

А) Сосредоточение всей власти в руках монарха;

Б) Ответственность власти перед народом;

В) Выделение законодательной и исполнительной власти;

Г) Принадлежность законодательной власти парламенту.

29. Российская Федерация является:

А) Президентской республикой;

Б) Парламентской республикой; В) Монархической республикой

Г) Смешанной республикой.

30. Глава государства является одновременно и главой правительства:

А) В парламентской республике;

Б) В президентской республике;

В) В полупрезидентской республике;

Г) В парламентской монархии.

31. Для унитарного государства характерно:

А) Наличие двух уровней органов государственной власти;

Б) Единая система законодательства;

В) Принцип разделения властей;

Г) Отсутствие субъектов, обладающих признаками государственности.

32.Первым стал обучать римских граждан основам права:

А) Тиберий Корунканий;

Б) Квинт Муций Сцевола;

В) Домиций Ульпиан;

33. «Юридическим веком» в Европе назван:

34. В.М.Гессен был известным юристом:

35. «Первым русским профессором права» считают:

Г) И.А. Третьякова.

36. Официальное определение советского социалистического государства и права дано:

37. Фома Аквинский был известным ученым-теологом из:

38. Что означает согласованность правовых институтов как признак права:

А) Формальную определенность;

Б) Общий характер;

39. Девиз «законодатель всегда прав» характерен для:

А) Концепции исторического реализма;

Б) Психологического учения оправе;

В) Нормативистского учения;

Г) Социологической школы права.

40. Девиз «право в жизни» характерен для:

А) Школы возрожденного естественного права;

Б) Концепции исторического реализма;

В) Нормативистского учения;

Г) Социологической школы права.

41. Императивность проявляется в:

А) Формах государства;

Б) Правовых нормах;

В) Дипломатических иммунитетах и привилегиях;

Г) Добровольном соглашении сторон.

42. Под основными, исходными нормативно-руководящими началами, выражающими сущность права понимаются:

А) Функции права;

Б) Элементы права;

В) Признаки права;

Г) Принципы права.

43. Специально-юридической является функция права:

44. Представителем естественной теории права является:

Г) Л.И. Петражицкий.

45. Согласно этой теории право отождествляется с конкретными правоотношениями, правоприменением:

Г) Теории естественного права.

46. Неперсонифицированность адресата как признак права означает:

А) Формальную определенность;

Б) Общеобязательность положений;

В) Общий характер;

47. Нормы права устанавливаются юридическим документом:

А) Правоприменительным актом;

Б) Актом официального токования;

В) Нормативным правовым актом;

Г) Актом реализации права.

48. Элемент правовой нормы, закрепляющий правило поведения путем предоставления права и возложения юридической обязанности:

49. Шариат является:

А) Сборником толкования Корана;

Б) Мировоззрением мусульман;

В) Образом жизни мусульман;

Г) Сводом судебных прецедентов.

50. Элемент структуры нормы права:

51. Элемент правовой нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов:

52. Способ изложения, при котором норма права содержится в нескольких нормативно-правовых актах:

53. Официальный письменный документ, выражающий волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене юридического правила:

Б) Нормативный правовой акт;

В) Правоприменительный акт;

Г) Акт реализации права.

54. Федеральные законы, если не предусмотрен иной порядок, вступают в силу:

А) На следующий день после официального опубликования;

Б) По истечении 7 дней после их официального опубликования;

В) По истечении 10 дней после их официального опубликования;

Г) По истечении 14 дней после их официального опубликования.

55. Нормативный договор как источник права создается путем:

А) Санкционирования государством определенных социальных норм;

Б) Правотворческой деятельности нескольких субъектов;

В) Признания государством взаимно установленных прав и обязанностей;

Г) Обобщения судом правоприменительной практики.

56. Правовая доктрина как источник права представляет собой:

А) Принципы, положенные в основу правового регулирования;

Б) Мнения ученых-юристов по вопросам права;

В) Санкционированный обычай;

Г) Решения международных судов.

57. Правила поведения, регулирующие отношения между членами определенных общественных объединений, определяются как:

А) Корпоративные нормы;

Б) Моральные нормы;

В) Правовые обычаи;

Г) Этические нормы.

58. Решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются в последующем при рассмотрении схожих дел:

А) Акт толкования права;

Б) Нормативный правовой акт;

В) Акт применения права;

Г) Юридический прецедент.

59. Нормативно-правовой акт, обладающий большей юридической силой:

А) Федеральный закон;

Б) Постановление Правительства Российской Федерации;

В) Закон субъекта федерации;

Г) Указ Президента России.

60. Нормативный акт, содержащий нормы права, изданный на основании и во исполнение закона:

А) Подзаконный акт;

Б) Правоприменительный акт;

В) Акт толкования права;

Г) Интерпретационный акт.

61. Составной частью системы права является совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородные отношения, это:

А) Правовой институт;

Б) Подотрасль права;

В) Отрасль права;

Г) Система законодательства.

62. Из перечисленного следует отнести к частному праву:

А) Муниципальное право;

Б) Финансовое право;

В) Семейное право;

Г) Трудовое право.

63. Из перечисленного следует отнести к публичному праву:

А) Муниципальное право;

Б) Финансовое право;

В) Семейное право;

Г) Трудовое право.

64. В основе построения системы права лежит:

А) Содержание правовых отношений;

Б) Предмет и метод правового регулирования;

В) Содержание норма права;

Г) Способ правового воздействия на общественные отношения.

65. Первичным элементом системы законодательства является:

А) Нормативно-правовой акт;

Б) Отрасль законодательства;

В) Правовой институт;

66. Метод правового регулирования характерный для отраслей публичного права:

В) Метод запрета;

67. Структурный элемент правосознания, к которому относятся правовые переживания, чувства, эмоции, настроения, связанные с правом:

А) Правовая культура;

Б) Правовая идеология;

В) Правовое воспитание;

Г) Правовая психология.

68. Негативно-отрицательное, неуважительное отношение к праву, законности, правопорядку:

А) Правовой нигилизм;

В) Неправомерное поведение;

69. Общественная опасность правонарушения состоит:

А) В нарушении норм права;

Б) В причинении вреда интересам личности, общества, государства;

В) В умышленном их совершении;

Г) В противоправности деяния.

70. Правонарушения в зависимости от степени общественной опасности подразделяются на виды:

А) преступления и проступки;

Б) умышленные и неосторожные;

В) действия и бездействия;

Г) виновные и безвиновные.

71. Деликтами называются:

А) Гражданские правонарушения;

Б) Уголовные деяния;

В) Процессуальные правонарушения;

Г) Административные проступки.

72.Элементом юридического состава правонарушения является:

А) Объект правонарушения;

Б) Юридическая ответственность;

В) Установление правовой основы дела;

Г) Установление фактических обстоятельств дела.

73. Как признак характеризует субъективную сторону правонарушения:

А) Способ совершения правонарушения;

В) Субъект правонарушения

74. Две формы вины:

А) Умысел и неосторожность;

Б) Действие и бездействие;

В) Халатность и преднамеренность;

Г) Корыстный мотив и крайняя необходимость.

75. Опоздание на работу может быть отнесено:

А) к гражданским правонарушениям;

Б) К административным проступкам;

В) К дисциплинарным проступкам;

Г) К уголовным деяниям.

76. Законность и правопорядок соотносятся следующим образом:

А) Правопорядок лежит в основе законности;

Б) Правопорядок есть результат реализации требований законности в повседневном поведении участников правоотношений;

арене нового субъекта международного права и выражающий желание сотрудничать с ним.

Институт до сих пор не кодифицирован. Объясняется это, прежде всего тем, что данный

институт особенно тесно связан с политикой (некоторые рассматривают признание только

как политический акт), а также тем, что с переменами в международной системе меняется

его содержание. Поэтому сегодня решающую роль в регулировании признания играют ос-

новные принципы международного права, а также практика государств и международных

В значительном числе случаев признание является молчаливым. В случае непризнания

правовых последствий поведения или ситуации государство заявляет протест.

В теории международного права в отношении международной правосубъектности выде-

ляют признание государств и признание правительств. К временным видам признания отно-

сят признание органов национального сопротивления (освобождения), восставшей (воюю-

В международном праве нет специального документа, закрепляющего критерии призна-

ния государства. Необходимым условием для признания государства считается его право-

мерное образование. В качестве правомерных критериев образования нового государства

1) первоначальные - если новое государство возникает в результате реализации права

наций на самоопределение. Например, в 1974 г. восставшая провинция Бенгалия добилась

провозглашения себя новым государством – Бангладеш;

2) производные - новые государства возникают в результате изменений, который проис-

ходит с прежними государствами: путем объединения с другим государством, распада гос-

ударства и возникновения на его территории новых независимых государств (ситуация с

распадом Советского Союза), выделения из состава одного государства нового государства

Вопрос о признании государства может возникать и при кардинальном изменении госу-

дарственного и общественного строя в результате социальной революции. Однако на прак-

тике в таких случаях чаще прибегают к признанию нового правительства, особенно если ре-

волюция не привела к серьезным территориальным изменениям. Например, после провоз-

глашения в 1949 г. КНР СССР признал правительство КНР, а не саму Республику.

В доктрине международного права относительно юридического значения признания для

нового государства в ней существуют две теории:

конститутивная, согласно которой признание конститутирует, порождает международ-

ную правосубъектность государства, превращает фактическое состояние в юридическое.

Государство становится субъектом международного права на основании акта о его призна-

нии. Наличие признания, по мнению представителей этой теории, является необходимым

признаком государства (наряду с территорией, населением, публичной властью);

декларативная теория впервые была сформулирована Вестфальским договором 1648 г.

Согласно этой теории государство обретает правосубъектность в силу самого факта своего

образования, независимо от признания. Признание лишь информирует международное со-

общество о возникновении нового субъекта международного права, в частности, государ-

ства. Существование государств как субъектов международного права не зависит от их при-

знания, но создает юридическую базу для осуществления им своей правосубъектности.

Институт признания использовался в практике ООН и других международных организа-

ций как инструмент, отражающий позицию международного сообщества в отношении не-

допущения возникновения недемократических форм правления. В настоящее время для

полноправного участия в международных правоотношениях новообразованное государство

должно отвечать определенным требованиям, которые обнаруживают тенденцию к расшире-

Международно-правовое признание (признание в международном праве) — формальный акт (или действие) государства, констатирующий какой-либо конкретный факт, с которым данное государство связывает наступление определённых юридических последствий в сфере международных отношений. Это признание в соответствии с международным правом существующими государствами новых государств или правительств либо других органов, позволяющее установить с ними официальные или неофициальные, полные или неполные, постоянные или временные отношения. Видами международно-правового признания являются:

  • признание государства;
  • признание правительства;
  • признание восставшей (воюющей) стороны;
  • признание органов национального освобождения;
  • признание организаций сопротивления и др.

Содержание

Виды международно-правового признания

Общая характеристика видов международно-правового признания

Основные виды признания — признание новых государств и признание новых правительств, образованных «неконституционным путём» (в результате революции, гражданской войны или государственного переворота). Видами признания являются также признания органов национального освобождения, организаций сопротивления и воюющей стороны.

Признание нового государства со стороны уже существующих государств состоит в том, что последние прямо заявляют или иным образом показывают, что они считают новое государственное образование независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.

Признание нового правительства со стороны других государств означает, что старое правительство уже не представляет данное государство и что только новое правительство, по мнению признающих государств, способно его представлять в международном общении. Характерной особенностью признания нового правительства, отличающей его от признания новых государств, является сохранение старого субъекта международного права.

Признание государств и правительств именуются в доктрине международного права традиционными, так как основными критериями признания здесь являются независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти нового правительства. Предварительные или промежуточные признания: наций, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления и правительств в эмиграции — применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства (при признании нации), либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путём.

Признание государства

Признание государства в международным публичном праве, совокупность норм, регулирующих процесс вступления на международную арену новых государств как субъектов международно-правовых отношений.

Признание — односторонний добровольный акт государства, исходящий от органа, компетентного согласно внутреннему праву государства заявлять о признании соответствующего государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.

Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством.

Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.

— Фактологический бюллетень ООН № 2 [1]

Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Вопрос о признании рассматривается только тогда, когда государство возникло в результате: а) социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; б) образования государств в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали независимые государства; в) слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более.

Признание правительства

Признание обычно первоначально адресуется вновь возникшему государству. Но признание может предоставляться и правительству государства, которое пришло к власти неконституционным путём — в результате гражданской войны, переворота.

Единых критериев признания такого рода правительств в международной практике не существует. Обычно исходят из того, что признание правительства является обоснованным, когда оно:

  • эффективно осуществляет власть на территории государства,
  • контролирует ситуацию в стране,
  • проводит политику соблюдения прав и основных свобод человека, уважения прав иностранцев,
  • выражает готовность к мирному урегулированию конфликтов, если такие имеет место внутри страны,
  • заявляет о готовности соблюдать международные обязательства.

В 1907 году была выдвинута доктрина Тобара, в силу которой правительства, возникшие неконституционным путём, не должны признаваться, пока они не будут признаны населением своей страны.

В 1930 году министр иностранных дел Мексики Эстрада сформулировал доктрину, согласно которой особого признания правительства не требуется, поскольку это поставило бы признающее правительство в положение высказывающего суждение о законности другого правительства и тем самым вмешивающегося во внутренние дела другого государства.

В последние десятилетия все больше государств (США, Англия, Австралия) отказываются от практики выступлений с заявлениями о признании правительств, ограничиваясь для таких случаев продолжением или отказом от продолжения дипломатических отношений.

Признание восставшей (воюющей) стороны

Это как бы предварительное признание, направленное на установление контактов с признаваемым субъектом, как это первоначально имело место во время гражданской войны в Испании во второй половине 30-х годов XX века. Признание в качестве воюющей стороны предполагает, что признающее государство исходит из наличия состояния войны и считает необходимым соблюдать по отношению к воюющим правил нейтралитета. В период Второй мировой войны в качестве воюющей стороны признавался Национальный комитет «Сражающаяся Франция».

Примеры международно-правового признания статуса воюющей стороны

    признавала Конфедеративные Штаты Америки в качестве воюющей стороны в первый месяц гражданской войны в США. , Эквадор, Колумбия, Перу и Венесуэла признали Сандинистский фронт национального освобождения, как воюющую сторону в гражданской войне в Никарагуа в июне 1979 года. и Мексика признали Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ) как воюющую сторону в гражданской войне в Сальвадоре28 августа1981 года.

Признание организации сопротивления и органов национального освобождения

Признание организаций сопротивления получило широкое распространение со стороны государств антигитлерской коалиции в годы второй мировой войны. Признание органов сопротивления, которые создавались на территории государств, временно захваченных Германией и её союзниками, означало признание власти, борющейся против оккупантов.

Одни органы власти, организовавшие эту борьбу, находились в эмиграции (Французский Комитет национального освобождения, Чехословацкий Национальный Комитет), а другие — на оккупированной территории. Вместе с признанием органы народного сопротивления получали международно-правовой статус сражающихся (комбатантов), что означало распространение на них правил ведения войны и юридически обосновывало оказание помощи (Народно-освободительная армия Югославии).

Организации сопротивления нередко преобразовывались в легитимное правительство после освобождения территории государства от оккупации — так, например, 2 июня 1944 года Французский Комитет национального спасения (бывшее движение «Сражающаяся Франция») переименовал себя во временное правительство Французской Республики, которое возглавил лидер Французского сопротивления генерал Шарль де Голль.

Формы международно-правового признания

Основными формами признания являются признание де-юре и признание де-факто. Признание ad hoc — это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели. Признание может быть прямо выраженным, когда признаваемой стороне направляется специальный документ о признании, или подразумеваемым, когда последствия признания реализуются фактически. Установление дипломатических отношений всегда является свидетельством полного и окончательного признания. Тогда как разрыв дипломатических отношений может означать прекращение признания правосубъектности государства (правительства). Уставом ООН предусматривается возможность разрыва дипломатических отношений в соответствии с решением Совета Безопасности в целях поддержания или восстановления международного мира в качестве меры воздействия (санкции) на государство, виновное в создании угрозы таковому (ст. 39 и 41).

Полное, окончательное и официальное (дипломатическое) признание называется признанием de jure. Признание de jure (официальное) выражается в официальных актах, например, заявлении об установлении дипломатических отношений, что является классической формой признания государства, даже если в предложении об установлении таких отношений не содержится заявления об официальном признании, заключении договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.

Неокончательное признание — признание de facto имеет место в тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя временным образованием. Этот вид признания может быть реализован, например, путём участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Однако не рассматривается как признание факт участия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организации (ст. 82 Венской конвенции «О представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера» 1975 г.), так как участие в договоре и представительство в международной организации, с одной стороны, и признание, с другой стороны, представляют собой различные правоотношения, регулируемые разными институтами и нормами международного права.

Признание de facto, как правило, не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами.

Практике международных отношений известно также т. н. признание «фактическое», или ad hoc, которое не носит официального характера и означает лишь факт вступления в отношения с новой властью по какому-либо отдельному вопросу или поводу (например, для защиты своих граждан, для обмена пленными и т. д.).

Теории международно-правового признания

Конститутивная теория признания

Некоторые юристы-международники (Г. Трипель, Д. Анцилотти, К. Штрупп, Холд Фернек, Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт и др.) развивали так называемую конститутивную теорию признания, согласно которой признание государства является конститутивным актом, от которого зависит его международная правосубъектность [2] . Однако эта теория не учитывает факты реальной действительности, демонстрирующие возможность любого государства независимо от признания или непризнания его другими государствами иметь и эффективно осуществлять установленные международно-правовыми нормами права и обязанности. Другие участники международного общения обязаны независимо от признания или непризнания ими данного государства строго соблюдать в отношениях с ним общепризнанные и общеобязательные нормы международного права. Государство в отличие от других субъектов международного права обладает универсальной правосубъектностью, не ограниченной ни в отношении предмета международно-правого регулирования, ни во времени, поскольку государство существует.

Конститутивная теория была в основном широко распространена до Второй мировой войны.

Декларативная теория признания

Декларативная теория признания имеет сейчас подавляющее большинство сторонников. Её сущность заключается в том, что признание не сообщает дестинатору соответствующие качества, а лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контактов. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства. «Государство возникает и существует самостоятельно, — писал Ф. Ф. Мартенс. — Признанием его лишь констатируется его рождение» [3] . Л. А. Моджорян отмечает, что признание «не создает нового субъекта международного права». Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, «будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет» [4] . Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание носит декларативный характер. Статья 9 Устава Организации американских государств, например, гласит: «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости». Признание нового государства не затрагивает прав, приобретённых им до признания в силу законов, имевших применение. Иными словами, юридическим последствием международного признания является признание юридической силы за законами и подзаконными актами признанного государства.

Доктрина Тобара

Доктрина Тобара — политическая доктрина международно-правового характера, выдвинутая в 1907 году министром иностранных дел Эквадора Карлосом Р. Тобаром (Сarlos R. Tobar (исп.)) о непризнании новых правительств, пришедших к власти антиконституционным путём (то есть после государственного переворота правительств), пока эти правительства не будут признаны населением своей страны. Тобар предложил американским государствам подписать международную конвенцию, согласно которой они получили бы возможность вмешиваться во внутренние дела латиноамериканских стран. Практически доктрина Тобара была реализована в двух договорах, заключённых Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором в декабре 1907 г. и в ноябре 1923 г., где было зафиксировано, что их участники «не признают правительства, которое может установиться в одной из пяти республик в результате государственного переворота или революции…». США, не являясь участником этих договоров, активно использовали их в своей политике в 1-й половине XX в [5] .

Доктрина Эстрады

Доктрина Эстрады [6] — политическая доктрина международно-правового характера, провозглашенная в 1930 году секретарём по внешним связям Мексики Хенаро Эстрадой по вопросу о признании новых правительств. В 1930—2000 годах являлась официальной доктриной Мексики в области международной политики. В противоположность доктрине Тобара, по доктрине Эстрады, новое правительство, даже если оно пришло к власти неконституционным путём, не нуждается в специальном акте признания со стороны иностранных государств. Таким образом возникновение нового правительства ставит перед участниками международного общения лишь вопрос о том, вступать или не вступать с ним в дипломатические сношения. Эстрада осудил злоупотребления правом признания и вмешательство во внутренние дела наций. Доктрина Эстрады, направленная прежде всего против вмешательства США во внутренние дела Мексики и других латиноамериканских государств, признавалась в СССР прогрессивной [7] .


Институт признания государств является одним из самых старых и сложных вопросов в международном праве. Вот уже на протяжении нескольких веков вопросы, связанные с признанием государств, являются одними из самых актуальных вопросов в международном праве. Связано это прежде с тем, что в мире нередко происходят события, в результате которых появляются новые государства, однако институт признания регулируется обычными нормами, а в отдельных вопросах международными договорами и резолюциями международных организаций. Попытки кодифицировать данный институт международного права не обвенчались успехом, поэтому данный институт до сих пор остается некодифицированным, а вопросы признания решаются исходя из практики государств и общепризнанных принципов международного права.

Значительную актуальность институт признания государств в международном праве приобрел с появлением ряда непризнанных самопровозглашенных территориальных образований, которые претендуют на признание их как независимых государств.

Для начала необходимо разобраться в самом понятии признание государства. Итак, на сегодняшний день отсутствует единого и четкого определения понятия «признание государства», которое в свою очередь порождает ряд проблем функционирования данного института в международном праве. Так, например, в отношении дефиниции признания государства нет единства мнений. Одни ученые считают, что признание государств представляет собой односторонний акт, которым государство признает факт образования нового государства и тем самым его международно-правовую субъектность; другие, определяют данное понятие как процедуру, при помощи которой правительства существующих государств реагируют на определенные изменения в мировом сообществе определение; третьи, считают, что под понятием признание государства следует понимать соответствие на самом деле субъекта, объявившего, что является государством, определенным требованиям.

Вместе с тем, в международном праве выделяют конститутивную и декларативную теории признания государств. Согласно конститутивной теории, только существующими субъектами международного права могут приниматься решения о признании вновь образовавшегося образования государством. При этом отсутствуют международно-правовые нормы, устанавливающие необходимое число государств, которые должны выразить признание, а также в случае, если не все государства признают его субъектом, то какой юридический статус будет у данного «государства».

Другая теория, декларативная, утверждает, что субъектом международного права государство признается в момент образования, и не требует какого- либо признания другими субъектами международного права. Данная теория закреплена в ряде международных актов. Так, например, согласно статье 3 Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г, «Политическое существование государства не зависит от признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость для обеспечения его сохранения и процветания, и, следовательно, формировать себя, таким образом, каким оно считает нужным, законодательствовать в соответствии с его интересами, управлять его услугами, а также определять юрисдикции и компетенции его судов» [4]. Также, данная Конвенция определяет основные признаки государства: во-первых, постоянное население; во-вторых, определенная территория; в-третьих, собственное правительство; в- четвертых, способность вступления в отношения с другими государствами. Тоесть, если у данного образования имеются перечисленные признаки государства, то данное образование уже является государством. Однако и данная теория имеет свои минусы. Отвечая всем критериям государственности, на практике непризнанные территориальные образования все же не являются субъектами международного права.

Однако не стоит забывать, что на сегодняшний день на мировое признание претендуют ряд государств, которые в будущем могут создать угрозу для других государств и мировой безопасности. Так, например, Нагорно-Карабахская Республика, которая возникла на оккупированных Арменией международно-признанных территориях Азербайджана в 1991 году. В 1991 -1993 году разгорелся военный конфликт с Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном, в результате которого азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР и части Нагорного Карабаха. В свою очередь, поддержанная Арменией Нагорно-Карабахская Республика установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху, и вытеснила оттуда азербайджанское население. В 1993 году Советом Безопасности ООН данное действие Нагорно-Карабахской Републики было квалифицировано, как оккупация территории Азербайджана армянскими силами, соответственно оно не может быть признано на международном уровне. Согласно декларативной теории, любое территориальное образование, которое захочет стать государством при имеющихся признаков государства будет обладать международной правосубъектностью. Однако данная теория не предусматривает эффективных мер, препятствующих случаям не соответствующего нормам международного права возникновения различных территориальных образований, претендующих на статус независимых государств. В этом случае любое территориальное образование, объявив о своей «независимости», становится субъектом международного права (например, ДАИШ).

Существует и смешанная теория, которая предполагает слияние доктринальной и конститутивной теории. Сторонники данной теории считают, что для признания территориального образование государством, необходимо наличие признаков государства, а также необходимо международное признание данного территориального образования. На наш взгляд, необходимо четко закрепить условия, при которых данное территориальное образование может быть признано государством.

Во-первых, вновь созданное государство должно обладать соответстующими признаками, такими как территория, население, правительство и др.

Во–вторых, при своем образовании, данное государство не должно нарушать общепризнанных принципов и норм международного права. В ряде случаев, мировое сообщество может ответить отказом в признании определенные территориальные образования в качестве независимых государств, которые были созданы с нарушением норм и принципов международного права. Так, например, Южная Родезия. Совет Безопасности ООН призвал все государства не признавать это территориальное образование, провозглашенное белым меньшинством без согласия всего населения страны. Также СБ ООН призвал не признавать созданные Южной Африкой банду-станы Транскей, Бохувотсвана, Венда, Гскей в качестве независимых государств как созданные с нарушением международного права. Стоить отметить, что мировое сообщество вправе принять меры, направленные на уничтожение территориальных образований, созданных с нарушением норм и принципов международного права. Например, вполне оправданно применение любых средств, в том числе вооруженной силы, в борьбе с ДАИШ.

В-третьих, в ООН представлены почти все государства мира, которых объединяет общая цель по поддержанию мира и безопасности. Принятие государства в члены ООН осуществляется

На наш взгляд, при наличии данных критериев, государство можно считать признанным. Так, например, государство Израиль, которое имеет свою территорию, народ, органы государственной власти. Израиль признают около 166 государств, также оно является членом ООН. Однако около 26 государств, не признают Израиль как государство. Однако навряд ли можно говорить о том, что Израиль не имеет международно-правового признания.

В-четвертых, образование государства должно поддерживаться самим народом, который там проживает. Также, в данном государстве должен быть установлен демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека.

Так, например, в 2012 году в Косово состоялся референдум о статусе населенных сербами северных районов края. В итоге, подавляющее большинство не признали независимость Косово и приштинские властные структуры. Против признания приштинских властей в Северном Косово проголосовало 99,74 % граждан, принявших участие в референдуме.

Таким образом, проблема признания новых государства на международной арене продолжает привлекать внимание многих учёных. Необходимо разработать и закрепить условия признания вновь образовавшихся территориальных образований, претендующих на статус государств.

Основные термины (генерируются автоматически): государство, территориальное образование, мировое сообщество, Нагорно-Карабахская Республика, образование, признание, признание государств, декларативная теория, конститутивная теория, Нагорный Карабах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: