Принципы экологической безопасности при эксплуатации судов

Обновлено: 08.12.2022

Список судов ФБУ "Байкало-Ангарского бассейна", привлекаемых к локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуков с судов и объектов речного транспорта на внутренних водных путях Байкало-Ангарского бассейна в навигацию 2018 года.

Сведения о расстановке очистных и аварийно-спасательных судов в Байкало-Ангарском бассейне в навигацию 2019 года .

Экологическая безопасность на внутреннем водном транспорте в Байкало-Ангарском бассейне

Транспортная стратегия Российской Федерации, рассчитана на период до 2030 г. (распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р), одной из целей развития транспортной системы является снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Для достижения цели предполагается:

  • выработка и ввод в действие механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перевода транспортных средств на экологически чистые виды топлива;
  • снижение уровня энергоемкости транспорта;
  • профессиональная подготовка персонала, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств;
  • рационализация маршрутов следования транспортных потоков, стимулирование использования транспортных средств, работающих на альтернативных источниках (не нефтяного происхождения) топливно-энергетических ресурсов.

Одной из задач стратегии является экологизации транспортного законодательстваю экологической безопасности - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Понятие дано в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7­ФЗ «Об охране окружающей среды».

Экологическая безопасность судоходства на внутренних водных путях должна обеспечиваться путем:

  • создания специальных судов и технических средств по сбору, комплексной переработке и утилизации различных видов отходов, образующихся при эксплуатации или попадающих в водную среду в результате аварий объектов водного транспорта, включая затонувшее имущество;
  • расширения использования экологически чистых судовых источников энергии и экологически безопасных перегрузочных технологий;
  • развития страхования, в том числе страхования ответственности за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации объектов водного транспорта и т.д.

Правовую базу обеспечения экологической безопасности на внутреннем водном транспорте и в Байкало-Ангарском бассейне составляют нормы международного и национального законодательства. С 1 марта 2009 г. вступило в силу Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ), участницей которого является Российская Федерация. Прилагаемые к Соглашению правила содержат положения, касающиеся перевозки в упаковке или навалом (насыпью) опасных веществ и изделий на борту судов ВВТ или танкеров, требования к постройке и эксплуатации таких судов, процедур осмотра судов, выдачи свидетельств о допущении судов к эксплуатации и признании квалификационных отступлений, процедур контроля, подготовки и экзаменования экспертов.

Российское законодательство, регламентирующее обеспечение экологической безопасности на ВВТ, это, прежде всего, Кодекс ВВТ РФ. Кодекс устанавливает обязанности судовладельцев по охране окружающей среды, предотвращению загрязнения с судов хозяйственно бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами (ст. 39). Согласно п. 2 ст. 39 КВВТ требования обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов в отношении судовладельцев устанавливаются правилами предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами ВВП, а ст. 121 предусмотрена ответственность судовладельцев за ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами.

Статья 56 Водного кодекса РФ регламентирует вопросы охраны водных объектов от загрязнения и засорения. Согласно этой статье запрещается:

  • сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов);
  • сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52­ФЗ «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения» требует от организаций всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей обеспечения соблюдения требований о санитарно­эпидемиологическом благополучии населения за счет собственных средств.

Организациям, деятельность которых осуществляется в Байкало-Ангарском бассейне, при решении вопросов экологической безопасности необходимо руководствоваться:

ГОСТ Р 56022-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внутренний водный транспорт

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ СУДОВ

Требования по предотвращению загрязнения окружающей среды

Inland navigation transport. Safety management system of the ship. Requirements for environmental pollution prevention

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Техречсервис" (ООО "Техречсервис") и Обществом с ограниченной ответственностью "Аскорус Консалтинг" (ООО "Аскорус Консалтинг")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

Введение

Настоящий стандарт разработан на основании положений статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта [1], введенной в действие с 1 января 2013 г. и предусматривающей установление обязанности судовладельцев судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, обеспечить в рамках системы управления безопасностью судов выполнение требований по предотвращению загрязнения окружающей среды при эксплуатации судов на внутренних водных путях, в том числе с учетом требований раздела III Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта [2], утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к проведению судовладельцем (далее - Компания) мероприятий по предотвращению загрязнения внутренних водных путей (далее - ВВП), возникающего при эксплуатации судов.

Настоящий стандарт распространяется на экипажи судов, находящихся в эксплуатации, в навигационном ремонте или на отстое с экипажем на борту, т.е. с момента подписания акта о приемке судна в эксплуатацию до момента подписания акта о приемке судна на отстой или ремонт с ответственным хранением.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55506 Транспорт водный внутренний. Термины и определения

ГОСТ Р 55631 Внутренний водный транспорт. Суда. Общие требования безопасности

ГОСТ Р 55633 Внутренний водный транспорт. Суда. Требования безопасности. Требования по типам судов и условиям эксплуатации

ГОСТ Р 56023 Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автономность плавания по условиям экологической безопасности: Длительность эксплуатации судна без необходимости подхода к приемным устройствам для сдачи подсланевых нефтесодержащих вод, сточных вод, мусора и других отходов.

3.2 внесудовые водоохранные технические средства (приемные устройства в пунктах приема загрязнений):

1) суда-сборщики загрязнений;

2) специализированные причалы для приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора;

3) специализированные очистные суда для приема и обработки части или всех загрязнений, скапливающихся на судах.

3.3 вредное вещество: Любое вещество, которое при попадании в водную среду способно создать угрозу здоровью людей, причинить ущерб экологической системе водного объекта, ухудшить условия отдыха населения.

3.4 зона санитарной охраны: Акватория, на которой устанавливается особый санитарно-противоэпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды.

3.5 изолированный балласт: Балластная вода, принятая в танк, который полностью отделен от грузовой и топливной систем и предназначен только для перевозки балласта и грузов, не являющихся нефтью или вредными веществами.

3.6 комплект по локализации аварийных разливов нефти: Набор оборудования и материалов для локализации и сбора пролитой в воду нефти, а также устранения аварийных утечек нефти силами судового экипажа.

3.7 нефтебаза: Береговое сооружение, осуществляющее погрузку и выгрузку нефтепродуктов на танкерах.

3.8 нефтепродукты: Нефть и продукты ее переработки (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и т.д.).

3.9 пищевые отходы: Вид мусора, состоящий из отходов кулинарной обработки съестных припасов, остатки приготовленной пищи, испорченные пищевые продукты, а также другие материалы, загрязненные такими отходами.

3.10 подсланевые нефтесодержащие воды: Воды, скапливающиеся под настилом машинных помещений и содержащие нефтепродукты.

3.11 пункт приема загрязнений (приемный пункт): Место на внутреннем водном пути, где сосредоточены внесудовые водоохранные технические средства, принимающие часть или все загрязнения, скапливающиеся на судах.

3.12 сброс: Любой сброс с судна вредных веществ или стоков, содержащих вредные вещества, включая любую утечку, слив, удаление, разлив, протекание, откачку выделения или опорожнения.

3.13 сигнализатор: Прибор, сигнализирующий о превышении нормативного содержания нефтепродукта в очищенной нефтесодержащей воде.

3.14 судно - сборщик загрязнений (судно-сборщик): Судно, предназначенное для приема с других судов нефтесодержащих и сточных вод, мусора и других отходов для их последующей передачи на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.

3.15 судовые водоохранные технические средства:

1) установка очистки и обеззараживания сточных вод (станция ООСВ) - судовое оборудование, в котором сточные воды подвергаются очистке и обеззараживанию;

2) установка очистки нефтесодержащих вод (станция ОНВ) - судовое оборудование, в котором нефтесодержащие воды подвергаются очистке;

3) установка для утилизации мусора (печь-инсинератор) - судовое оборудование для сжигания мусора;

4) сборные цистерны сточных вод и нефтесодержащих вод - судовые цистерны, в которых накапливаются указанные воды для последующей обработки на судовых водоохранных технических средствах или передачи на внесудовые водоохранные технические средства;

5) устройства для сбора мусора - емкости, баки, контейнеры, бункеры для сбора и хранения мусора и пищевых отходов.

3.16 танкер: Любое самоходное или несамоходное судно, специально построенное или приспособленное для перевозки жидких грузов, в основном нефтепродуктов, наливом.

3.17 экологическая характеристика водного пути (ЭХВП): Минимально допустимая автономность плавания судна, определяемая количеством и дислокацией приемных устройств в районе предполагаемой эксплуатации судна, в соответствии с которой сопоставляется автономность плавания по подсланевым нефтесодержащим водам (АПнв), сточным водам.

3.18 ответственное лицо (лица): Отвечающее за проведение работ на судне и на берегу.

3.19 пропускная способность станций ООСВ и ОНВ: Количество сточных и нефтесодержащих вод, переработанных в единицу времени.

3.20 производственный экологический контроль: Экологический контроль, осуществляемый экипажем судна и Компанией.

3.21 пункт сбора загрязнений с флота (пункт сбора): Место на водном пути, где имеется специализированный причал, который принимает загрязнения с судов и передает их на береговые очистные сооружения, либо установлено специализированное судно, принимающее загрязнения с транспортного и других видов флота.

3.22 станция очистки и обеззараживания сточных вод (станция ООСВ): Судовое оборудование для очистки и обеззараживания вод.

3.23 станция очистки нефтесодержащих вод (ОНВ): Судовое оборудование для очистки нефтесодержащих вод.

3.24 сборные цистерны сточных и нефтесодержащих вод: Судовые цистерны, в которых накапливаются сточные и нефтесодержащие воды для их последующей обработки на станциях ООСВ, станциях ОНВ либо передачи на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.

3.25 специализированное очистное судно (специализированное судно): Самоходное или несамоходное судно, предназначенное для приема всех или части загрязнений, скапливающихся на судах, и последующей их переработки.

3.26 приемное сооружение: Сооружение береговое, плавучее или их сочетание в единой технологической системе, предназначенное для приема с судов вредных веществ или содержащих такие вещества смесей, которые могут накапливаться на судах в процессе их нормальной эксплуатации, но не могут быть сброшены с судов в воду.

3.27 танк: Закрытое помещение, образованное постоянными элементами конструкции судна и спроектированное для перевозки жидкостей наливом.

3.28 танк изолированного балласта: Танк, который полностью отделен от нефтяной грузовой и нефтяной топливной систем и предназначен только для перевозки балласта либо балласта и грузов, не являющихся нефтью или вредными веществами.

3.29 танкер-химовоз: Судно, построенное или приспособленное главным образом для перевозки вредных, не являющихся нефтью, жидких веществ наливом в своих грузовых помещениях, а также комбинированное грузовое судно и любой нефтяной танкер, осуществляющие перевозку в качестве груза или части груза вредное, не являющееся нефтью, жидкое вещество наливом.

3.30 шланг: Гибкий рукав с устройствами для соединения берегового сооружения и танкера.

4 Общие положения

4.1 В целях предотвращения загрязнения окружающей среды при эксплуатации судов Компания должна выработать политику в области безопасности и защиты окружающей среды и обеспечить ее внедрение и выполнение персоналом на всех уровнях организации как на судне, так и на берегу.

4.2 Политикой Компании в части защиты окружающей среды должно быть предусмотрено:

а) создание информационной и нормативно-технической базы по охране окружающей среды (международные, национальные, региональные нормы, положения, инструкции и рекомендации, а также документы Компании) и ее актуализация. На судах внутреннего и смешанного (река - море) плавания должен находиться комплект документов, касающихся предотвращения загрязнения водной среды;

б) поддержание исправного технического состояния оборудования экологической безопасности на судах;

в) проверка знаний и положений экологической безопасности у командного состава судов при их переводе на новые должности и при приеме на работу;

г) проверка выполнения экипажами судов положений экологической безопасности и наличия на судне нормативно-правовой документации по утвержденному перечню;

д) расследование случаев загрязнения окружающей среды, определение виновных и их наказание. Принятие мер по недопущению повторных нарушений;

е) обеспечение судов необходимой эксплуатационной и технической документацией оборудования экологической безопасности;

ж) поддержание технической документации по экологической безопасности в соответствии с требованиями стандартов;

и) оформление договоров с портами и организациями на сдачу мусора, хозяйственно-фекальных и нефтесодержащих вод на специализированные суда или причалы и контроль их исполнения.

4.3 При эксплуатации судов на ВВП Компания должна обеспечить:

а) предотвращение сброса за борт неочищенных подсланевых нефтесодержащих вод, неочищенных и необеззараженных сточных вод и мусора;

б) непопадание в водную среду нефтепродуктов и других вредных веществ при бункеровке судов, а также при погрузке, выгрузке и перевозке нефтепродуктов и других грузов, которые при попадании в водную среду могут оказать вредное воздействие на здоровье человека и экологическую систему водного объекта.

4.4 Ответственность за выполнение на судне комплекса мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды возлагается на капитана судна. Капитан судна отвечает за:

а) реализацию политики Компании по обеспечению безопасности и охраны окружающей среды на основе международных конвенций, кодексов и национального законодательства;

НАСТАВЛЕНИЕ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ

Дата введения 2000-04-15

- Службой речного флота Министерства транспорта Российской Федерации.

- Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России).

- Министерством здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России).

- Государственным комитетом по охране окружающей среды и экологии Российской Федерации (Госкомэкологии России).

- Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на водном и воздушном транспорте по Средне-Европейскому региону.

- Российским Речным Регистром (РРР).

- Министерством транспорта Российской Федерации (Минтранс России).

Заместитель министра Н.Г.Смирнов.

4. ВВЕДЕН ВЗАМЕН:

СРОК ВВЕДЕНИЯ: с 15 апреля 2000 года.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область применения

1.1.1. Требования настоящего "Наставления по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов" - далее Наставление - распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты - далее Суда, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, включая суда под иностранным флагом, постоянно или периодически эксплуатирующиеся на внутренних водных путях Российской Федерации (России).

1.1.2. Наставление . содержит требования по предотвращению загрязнения внутренних водных путей - далее ВВП:

- подсланевыми нефтесодержащими водами, сточными водами, мусором и пищевыми отходами, образующимися в процессе эксплуатации судна;

- нефтепродуктами при бункеровке судов;

- нефтепродуктами при грузовых и других операциях, выполняемых на танкере.

1.1.3. Владельцам судов смешанного (река-море) плавания при нахождении в морских водах следует руководствоваться положениями Конвенции МАРПОЛ 73/78, "Наставлением по предотвращению загрязнения с судов" (РД 31.04.23-94) и "Правилами регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря и их смесями, перевозимыми на судах и других плавучих средствах" (РД 31.04.17-97). При нахождении в территориальных водах или на акватории портов какого-либо государства должны соблюдаться национальные правила этого государства.

1.1.4. На судах внутреннего и смешанного (река-море) плавания должен находиться комплект документов, касающихся предотвращения загрязнения водной среды. Перечень этих документов изложен в Приложении 1.

1.2. Термины и определения

1.2.1. Автономность плавания по условиям экологической безопасности - длительность эксплуатации судна без необходимости подхода к приемным устройствам для сдачи подсланевых нефтесодержащих вод, сточных вод, мусора и других отходов.

1.2.2. Акватория порта - водное пространство, в том числе рейды, подходные каналы и внутрипортовые судовые ходы, оборудованное в целях обслуживания пассажиров и судов.

1.2.3. Боновое ограждение - устройство для предотвращения распространения плавающей по поверхности воды нефти или для изменения направления ее движения и последующего сбора.

1.2.4. Бункеровочная база (бункербаза) - плавучее или береговое сооружение, предназначенное для снабжения судов топливом и маслом.

1.2.5. Внесудовые водоохранные технические средства (приемные устройства в пунктах приема загрязнений):

1) суда - сборщики загрязнений;

2) специализированные причалы для приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора;

3) специализированные очистные суда для приема и обработки части или всех загрязнений, скапливающихся на судах.

1.2.6. Вредное вещество - любое вещество, которое при попадании в водную среду способно создать опасность для здоровья людей, причинить ущерб экосистеме водного объекта, ухудшить условия отдыха населения.

1.2.7. Зона санитарной охраны - акватория, на которой устанавливается особый санитарно-противоэпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды.

1.2.8. Изолированный балласт - балластная вода, принятая в танк, который полностью отделен от грузовой и топливной систем и предназначен только для перевозки балласта и грузов, не являющихся нефтью или вредными веществами.

1.2.9. Комплект по локализации аварийных разливов нефти - набор оборудования и материалов для локализации и сбора пролитой в воду нефти, а также устранения аварийных утечек нефти силами судового экипажа.

1.2.10. Машинные помещения - помещения, в которых расположены главные и вспомогательные механизмы, котлы, насосы, генераторы, пункты для приема топлива, мастерские и другие подсобные помещения.

1.2.11. Мусор - все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, образующиеся в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежащие постоянному или периодическому удалению.

1.2.12. Нефтебаза - береговое сооружение, осуществляющее погрузку и выгрузку нефтепродуктов на танкерах.

1.2.13. Нефтепродукты - нефть и продукты ее переработки (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и т.д.).

1.2.14. Пищевые отходы - вид мусора, состоящий из отходов кулинарной обработки съестных припасов, остатки приготовленной пищи, испорченные пищевые продукты, а также другие материалы, загрязненные такими отходами.

1.2.15. Подсланевые нефтесодержащие воды - воды, скапливающиеся под настилом машинных помещений, содержащие нефтепродукты.

1.2.16. Пункт приема загрязнений (приемный пункт) - место на внутреннем водном пути, где сосредоточены внесудовые водоохранные технические средства, принимающие все или часть загрязнений, скапливающихся на судах.

1.2.17. Сброс - любой сброс с судна вредных веществ или стоков, содержащих вредные вещества, включая любую утечку, слив, удаление, разлив, протекание, откачку выделения или опорожнения.

1.2.18. Сигнализатор - прибор, сигнализирующий о превышении нормативного содержания нефтепродукта в очищенной нефтесодержащей воде.

1.2.19. Специализированное очистное судно - самоходное или несамоходное судно, предназначенное для приема всех или части загрязнений, скапливающихся на судах, и последующей их переработки.

1.2.20. Сточные воды - воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека: стоки от унитазов и писсуаров, из раковин и шпигатов медицинских помещений, из помещений, в которых содержатся животные, прочие стоки, если они перемешаны с указанными выше, в том числе от умывальников, душей, прачечных и камбузов.

1.2.21. Судно внутреннего плавания - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для эксплуатации на внутренних путях, включая суда скоростные, с динамическим принципом поддержания, и судносборщик.

1.2.22. Судно смешанного (река-море) плавания - судно внутреннего плавания, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по внутренним водным путям и торгового мореплавания в морских районах, имеющее класс Российского Морского Регистра Судоходства или Российского Речного Регистра.

1.2.23. Судно с динамическим принципом поддержания (СДПП) - судно на подводных крыльях, на воздушной подушке, глиссирующее, экраноплан и т.п.

1.2.24. Скоростное водоизмещающее судно (СВС) - водоизмещающее судно, у которого проектная скорость 30 км/ч и более.

1.2.25. Судно-сборщик загрязнений (судно-сборщик) - судно, предназначенное для приема с других судов нефтесодержащих и сточных вод, мусора и других отходов для последующей передачи их на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.

1.2.26. Судовладелец - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

1.2.27. Судовые водоохранные технические средства:

1) установка очистки и обеззараживания сточных вод (станция ООСВ) - судовое оборудование, в котором сточные воды подвергаются очистке и обеззараживанию;

2) установка очистки нефтесодержащих вод (станция ОНВ) - судовое оборудование, в котором нефтесодержащие воды подвергаются очистке;

3) установка для утилизации мусора (печь-инсинератор) - судовое оборудование для сжигания мусора;

4) сборные цистерны сточных вод и нефтесодержащих вод - судовые цистерны, в которых накапливаются указанные воды для последующей обработки на судовых водоохранных технических средствах или передачи на внесудовые водоохранные технические средства;

5) устройства для сбора мусора - емкости, баки, контейнеры, бункеры для сбора и хранения мусора и пищевых отходов.

1.2.28. Танкер - грузовое судно, предназначенное для перевозки жидких грузов, в основном нефтепродуктов, наливом.

1.2.29. Танкер-химовоз - грузовое судно, предназначенное или приспособленное для перевозки вредных, не являющихся нефтью, жидких веществ наливом.

1.2.30. Экологическая характеристика водного пути (ЭХВП) - минимально допустимая автономность плавания судна, определяемая количеством и дислокацией приемных устройств в районе предполагаемой эксплуатации судна. ЭХВП определяется в начале каждой навигации Государственным бассейновым управлением водных путей и судоходства или иной признанной Российским Речным Регистром организацией, и с ней сопоставляется автономность плавания по подсланевым нефтесодержащим водам (АПнв), сточным водам (АПсв) и мусору (АПм).

1.3. Нормативные ссылки

1.3.4. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации N 680 от 30.06.98 г.

1.3.5. Санитарные правила и нормы на судах внутреннего и смешанного (река-море) плавания (СанПиН 2.5.2-703-98).

1.3.6. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения (СанПиН 4630-88)*.

* На территории Российской Федерации действует СанПиН 2.5.2-703-98. - Примечание "КОДЕКС".

1.3.9. Правила предотвращения загрязнения внутренних водных путей сточными и нефтесодержащими водами с судов (ПР-152-000-95).

1.3.10. Правила экологической безопасности судов внутреннего и смешанного плавания (Российский Речной Регистр, 1995).

1.3.11. Международная конвенция МАРПОЛ 73/78 с Приложениями и дополнениями.

1.3.12. Наставление по предотвращению загрязнения моря с судов (РД 31.04.23-94).

1.3.13. Правила регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря, и их смесями, перевозимыми на судах и других плавучих объектах (РД 31.04.17-97).

1.4. Надзор, контроль и ответственность

1.4.1. За предотвращением загрязнения ВВП при эксплуатации судов производятся следующие виды надзора и контроля.

1) Государственный надзор.

2) Технический надзор.

3) Отраслевой контроль.

4) Производственный контроль.

1.4.2. Государственный надзор осуществляют региональные центры Госсанэпиднадзора на транспорте Минздрава России, территориальные органы Госкомэкологии России и МПР России. Порядок проведения государственного надзора изложен в разд.9 настоящего Наставления.

1.4.3. Технический надзор за судами и судовым оборудованием, предназначенным для предотвращения загрязнения ВВП, осуществляет Российский Речной Регистр на основании "Правил экологической безопасности судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания", 1995. (ПЭБ РРР).

1.4.4. Отраслевой контроль осуществляется Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства (ГБУВПиС) при лицензировании перевозной деятельности и проведении контроля за расстановкой и функционированием внесудовых водоохранных технических средств.

1. Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов является обязанностью судовладельцев. Судовладелец для предотвращения загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения обязан разработать в отношении судна план чрезвычайных мер по предотвращению такого загрязнения и обеспечить выполнение этого плана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В целях настоящего Кодекса под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость (в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо, смазочные масла) независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или бункерного топлива; под бункерным топливом понимаются нефтепродукты (в том числе смазочное масло), используемые или предназначенные для использования в целях эксплуатации либо обеспечения жизнедеятельности экипажа судна, и остатки данных нефтепродуктов.

2. Требования по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов устанавливаются правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов, предусмотренными пунктом 2 статьи 35 настоящего Кодекса.

Комментарий к ст. 39 КВВТ РФ

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи предотвращение загрязнения окружающей среды с судов является обязанностью судовладельцев. Меры, принимаемые судовладельцами во исполнение данной обязанности, регламентированы законодательными и подзаконными нормативными актами и обеспечены принудительной силой государства.

Данное положение взаимосвязано с п. 2 ст. 34, ст. 121 КВВТ - в части обязанностей и ответственности судовладельца, а также нормами таких законодательных актов в сфере защиты окружающей среды, как ВК, ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и другими.

Более детально предотвращение судовладельцем загрязнения окружающей среды с судов регламентировано подзаконными актами Правительства, Минтранса, Росприроднадзора, а также актами Российского речного регистра.

Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта в целях обеспечения экологической безопасности судов устанавливает в отношении эксплуатанта судна требования по выполнению международных договоров Российской Федерации и законодательства в области охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, промышленной безопасности, а также конкретизирует меры, подлежащие выполнению судовладельцем как во время эксплуатации судна, так и в отстое (см. ст. 257, 258 Регламента).

Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов является важнейшим средством обеспечения экологической безопасности на внутренних водных путях.

Согласно Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. N 327-р, повышение экологической безопасности на внутреннем водном транспорте является приоритетной задачей отрасли и должно обеспечиваться за счет реализации предусмотренных мероприятий, включающих в отношении судов:

- разработку программы модернизации судов по снижению их негативного воздействия на окружающую среду, строительства технологически совершенных судов для замены существующего природоохранного флота (сборщиков льяльных вод, станций комплексной очистки судов и нефтемусоросборщиков);

- совершенствование комплексного обслуживания судов внутреннего водного транспорта, включая прием и обработку хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод, других отходов;

- обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами.

Нормативно-правовую основу обеспечения экологической безопасности на внутреннем водном транспорте составляют также нормы международного права. Международное право закрепляет общие требования по экологической безопасности при эксплуатации внутреннего водного транспорта, требования к ее обеспечению при пересечении судами территории двух или более пограничных государств, а также в случае выхода судна на участки внутренних водных путей с морским режимом судоходства (в этом случае применяются нормы о безопасности мореплавания).

Среди международных нормативных актов следует выделить:

- Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ) от 26 мая 2000 г., участницей которого является Российская Федерация. Правила, прилагаемые к Соглашению, включают положения, касающиеся опасных веществ и изделий, их перевозки на борту судов или танкеров, требований к постройке и эксплуатации таких судов, процедур осмотра судов, выдачи свидетельств о допущении судов к эксплуатации и признании квалификационных отступлений, процедур контроля, подготовки экспертов;

- Конвенцию о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г., Российская Федерация является участницей как правопреемник СССР;

- Будапештскую конвенцию о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) от 22 июня 2001 г., ратифицированную Федеральным законом от 8 марта 2007 г. N 33-ФЗ;

- Конвенцию об ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ), от 10 октября 1989 г. Россия не вступила в данную Конвенцию;

- Хельсинкские правила использования вод международных рек от 20 августа 1966 г. Названные Правила содержат рекомендации по предотвращению и контролю загрязнения, регулированию судоходства на судоходных реках, лесосплава, предупреждению и разрешению международных споров относительно прав или других интересов государств бассейна. Хельсинские правила имеют рекомендательный характер.

Следует отметить, что комментируемая статья рассматривается судебными инстанциями в качестве основания:

- ответственности судовладельца в случае причинения ущерба водным объектам, в случае разлива нефтепродуктов (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 8 декабря 2011 г. по делу N А43-23014/2010);

Согласно п. 1 комментируемой статьи судовладелец для предотвращения загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения обязан разработать в отношении судна план чрезвычайных мер по предотвращению такого загрязнения и обеспечить выполнение этого плана в порядке, установленном Минтрансом.

Для целях регулируемых отношений под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость (в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо, смазочные масла) независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или бункерного топлива. Под бункерным топливом понимаются нефтепродукты (в том числе смазочное масло), используемые или предназначенные для использования в целях эксплуатации либо обеспечения жизнедеятельности экипажа судна, и остатки данных нефтепродуктов.

Порядок разработки в отношении судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения и порядка выполнения этого плана утвержден Приказом Минтранса от 18 марта 2014 г. N 72.

Данным Порядком определена последовательность действий членов экипажа судна и должностных лиц судовладельца судна, выполнение которых должно способствовать предотвращению разлива нефти, ликвидации и (или) уменьшению его последствий.

План чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения разрабатывается судовладельцем для каждого судна и должен учитывать:

- тип, размеры и конструктивные особенности, район плавания судна;

- максимально возможное количество нефти на судне в качестве груза и бункерного топлива;

- состав экипажа судна;

- оснащение судна средствами связи и средствами борьбы с разливом нефти.

Приказ Минтранса от 18 марта 2014 г. N 72 регламентирует содержание Плана по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения, который должен включать:

- руководства капитану судна по оценке ситуации и учитываемых факторов, первоочередных действий, мер по ликвидации и/или уменьшению последствий разлива нефти;

- перечень действий членов экипажа судна в случаях эксплуатационных разливов нефти, при предполагаемом разливе нефти вследствие наличия трещин в грузовом танке, топливной цистерне или корпусе, включая меры по обнаружению и ликвидации трещин в корпусе судна, по перекачке нефти в береговые цистерны или на иные суда, по скорейшему прекращению перекачки нефти по трубопроводу, перекачки нефти с судна на судно, сбору разлитой нефти на судне и на водной поверхности;

- перечень мер, направленных на предотвращение пожара, взрыва, воздействия токсичных паров на членов экипажа судна и пассажиров, а также при возникновении на судне пожара или угрозы взрыва;

- возможность круглосуточного установления связи с администрациями, через бассейны которых судно осуществляет плавание, и резервные варианты установления связи с ними;

- пригодные места для стоянки, в том числе с целью высадки на берег пассажиров, проведения ремонтных работ или проведения работ по частичной или полной разгрузке судна;

- порядок выполнения Плана в зависимости от возможных ситуаций на судне, связанных с предотвращением разлива нефти, ликвидации и (или) уменьшением последствий разлива нефти.

Разработанный и утвержденный судовладельцем План должен находиться на судне, копия Плана - у судовладельца. Члены экипажа судна и должностные лица судовладельца, указанные в Плане, должны быть ознакомлены с Планом под роспись.

Не реже одного раза в 3 месяца эксплуатации судна судовладельцем проводится анализ Плана, при котором учитываются изменения в законодательстве, составе должностных лиц и средствах связи, а также оценка эффективности применения Плана и внесение в него при необходимости соответствующих изменений в случае транспортного происшествия с судном.

Для несамоходных нефтеналивных судов, на которых отсутствует экипаж, План должен быть составлен судовладельцем буксирующего судна с учетом максимального количества буксируемых судов и максимальной вместимости буксируемых несамоходных нефтеналивных судов.

Порядок, утв. Приказом Минтранса от 18 марта 2014 г. N 72, не применяется судовладельцами в отношении:

- судов, не являющихся нефтеналивными судами, валовой вместимостью менее 400 т;

- нефтеналивных судов валовой вместимостью менее 150 т;

- спортивных парусных судов;

Также следует учитывать Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов". Согласно указанному Постановлению в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

- локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов до 100 т нефти и нефтепродуктов на территории объекта;

- муниципального значения - разлив от 100 т до 500 т нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 т нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;

- территориального значения - разлив от 500 т до 1 000 т нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта РФ либо разлив от 100 т до 500 т нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;

- регионального значения - разлив от 1 000 т до 5 000 т нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 т до 1 000 т нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта РФ;

- федерального значения - разлив свыше 5 000 т нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы Государственной границы РФ, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов определяется в соответствии с указаниями по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, утв. Приказом Минприроды России от 3 марта 2003 г. N 156.

Прогнозируемому уровню разлива нефти и нефтепродуктов должен соответствовать уровень планирования действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, осуществляемый в соответствии с требованиями, установленными вышеуказанными Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613, а также Приказом Минприроды России от 3 марта 2003 г. N 156.

Порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (принято сокращение - план ЛРН), а также общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (ЧС(Н)), устанавливает Приказ МЧС от 28 декабря 2004 г. N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".

Согласно п. 12 данных Правил при выполнении организациями сезонных, периодических или разовых работ, в процессе которых возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, территориальные органы МЧС должны требовать у них разработку планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, соответствующих уровням возможных чрезвычайных ситуаций. С учетом специфики проведения таких работ МЧС вправе определять упрощенный порядок согласовательных процедур при их утверждении. Срок действия таких планов ограничен сроками проведения данного вида работ.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи требования по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов устанавливаются правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов, предусмотренными п. 2 ст. 35 КВВТ.

Указанные Правила содержат обязательные требования в отношении судов, подлежащих освидетельствованию Российским речным регистром, и включают в себя:

- требования к оборудованию и устройствам судов для предотвращения загрязнения нефтью, сточными водами и мусором;

- дополнительные требования к судам классов "М-СП", "М-ПР" и "О-ПР";

- требования по предотвращению загрязнения атмосферы с судов;

- предотвращение использования озоноразрушающих веществ;

- методику расчета автономности плавания судов по условиям экологической безопасности;

- нормативные значения степени очистки нефтесодержащих и сточных вод на судах внутреннего и смешанного плавания, эксплуатирующихся на внутренних водных путях.

Соблюдение данных Правил судовладельцами является основанием для выдачи свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна по результатам положительного освидетельствования Российским речным регистром.

Указанное свидетельство является судовым документом согласно ст. 14 КВВТ (см. комментарий к ст. 14).

Кроме того, наличие свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 г. N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте".

Комплексный анализ комментируемой статьи, приведенных нормативных правовых актов, судебной практики позволяет сделать вывод об исключительной обязательности принятия судовладельцем рассмотренных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов.

Данный вывод подтверждается также тем, что рассматриваемая норма включена в Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), утв. Приказом Росприроднадзора от 18 октября 2016 г. N 670, и в Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора Ространснадзором, утв. Приказом Ространснадзора от 18 октября 2016 г. N СС-1097фс.

Следует отметить, что в КВВТ не уделено достаточного внимания роли капитана и членов экипажа судна в соблюдении перечисленных требований. Между тем фактически именно на них лежит непосредственное исполнение обязанности по безопасной эксплуатации судна (включая обеспечение экологической безопасности).

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019

Судебная практика по статье 39 Кодекс внутреннего водного транспорта РФ:

от 4 сентября 2017 года N 351

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451; 2016, N 14, ст.1904; N 15, ст.2066; N 27, ст.4289), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343; N 45, ст.5822; 2014, N 2, ст.108; N 35, ст.4773; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.661; N 28, ст.4741; N 48, ст.6789; 2017, N 12, ст.1729; N 26, ст.3847),

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 4 сентября 2017 года N 351

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (НП-022-17)

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (НП-022-17) (далее - Общие положения) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст.5600; 2012, N 51, ст.7203).

2. Настоящие Общие положения распространяются на суда и другие плавсредства с ядерными реакторами, включая плавучие энергоблоки, на всех этапах их жизненного цикла.

3. Общие положения устанавливают цели, принципы и основные критерии безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами, включая плавучие энергоблоки (далее - суда), а также основные принципы и общие требования к техническим и организационным мерам, направленным на достижение безопасности. Объем реализации этих принципов и мер должен соответствовать федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, документам по стандартизации, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. При отсутствии необходимых нормативных правовых актов предлагаемые конкретные технические решения обосновываются в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и производства.

4. Настоящие Общие положения распространяются на этапы проектирования, строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации судна, установленные законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.

5. Порядок приведения судов в соответствие с Общими положениями, в том числе сроки и объем необходимых мероприятий, определяется в каждом конкретном случае в условиях действия лицензии на строительство, эксплуатацию или вывод из эксплуатации.

6. Перечень сокращений, используемых в настоящих Общих положениях, приведен в приложении N 1, термины и определения - в приложении N 2.

II. Основная цель, критерии и принципы обеспечения безопасности

7. Основной целью является безопасность судна. Безопасность ЯЭУ и хранилищ ЯТ (при нахождении их на судне) является неотъемлемой частью безопасности судна.

Судно удовлетворяет требованиям ядерной и радиационной безопасности при соблюдении следующих условий:

радиационное воздействие на экипаж судна и специальный персонал, население (пассажиров) и окружающую среду при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации до проектных аварий включительно не приводит к превышению установленных доз облучения экипажа судна и специального персонала и населения (пассажиров);

радиационное воздействие на экипаж судна и специальный персонал, население (пассажиров) и окружающую среду ограничивается при запроектных авариях ЯЭУ;

ограничивается вероятность возникновения на судне аварий ЯЭУ.

8. Безопасность судна достигается качественным проектированием, конструированием и изготовлением оборудования, строительством и эксплуатацией судна в соответствии с требованиями федеральных законов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, документов по стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, формированием и поддержанием культуры безопасности, учетом опыта эксплуатации и современного уровня развития науки, техники и производства.

9. Безопасность судна должна обеспечиваться последовательной реализацией принципа глубокоэшелонированной защиты, основанного на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и РВ в окружающую среду и системы технических и организационных мер по защите барьеров и сохранению их эффективности.

Система физических барьеров судна должна включать топливную матрицу, оболочку ТВЭЛ, границу контура теплоносителя реактора, защитную оболочку, защитное ограждение РУ и биологическую защиту.

Система физических барьеров хранилища ОЯТ (если оно предусмотрено в проекте судна) должна включать топливную матрицу, оболочку ТВЭЛ и герметичный физический барьер (определенный и обоснованный в проекте судна исходя из способа и условий безопасного хранения ОЯТ), исключающий распространение РВ в окружающую среду.

Система технических и организационных мер включает меры, направленные на обеспечение безопасности судна, а также меры, направленные на обеспечение безопасности экипажа судна, специального персонала и пассажиров, а при нахождении судна в пунктах базирования и в судоремонтных и судостроительных организациях - меры, направленные на обеспечение безопасности населения.

Система технических и организационных мер должна образовывать пять уровней глубокоэшелонированной защиты.

Уровень 1. Предотвращение нарушений нормальной эксплуатации:

разработка проектной документации судна на основе консервативного подхода с развитым свойством внутренней самозащищенности РУ и мер, направленных на исключение порогового эффекта;

обеспечение требуемого качества систем и элементов судна, важных для безопасности, выполняемых работ в области использования атомной энергии;

эксплуатация судна в соответствии с требованиями руководств и инструкций по эксплуатации;

поддержание в исправном и работоспособном состоянии систем и элементов, важных для безопасности, путем своевременного определения дефектов, принятия профилактических мер, контроля их ресурса, организации эффективно действующей системы технического обслуживания и ремонта, документирования результатов работ;

подбор и обеспечение необходимого уровня квалификации экипажа судна и специального персонала для выполнения работ в области использования атомной энергии, для действий при нормальной эксплуатации и при нарушениях нормальной эксплуатации, включая предаварийные ситуации и аварии, формирование культуры безопасности;

организация базового обеспечения эксплуатации судна.

Уровень 2. Предотвращение проектных аварий системами нормальной эксплуатации:

своевременное выявление отклонений от нормальной эксплуатации и их устранение;

управление в целях безопасности при эксплуатации с отклонениями.

Уровень 3. Предотвращение запроектных аварий системами безопасности:

предотвращение перерастания исходных событий в проектные аварии, а проектных аварий - в запроектные с применением систем безопасности;

ослабление последствий аварий, которые не удалось предотвратить, путем локализации РВ.

Уровень 4. Управление запроектными авариями:

возвращение РУ в контролируемое состояние, при котором прекращается цепная реакция деления, обеспечивается постоянное охлаждение ЯТ и удержание РВ в установленных границах;

предотвращение развития запроектных аварий и ослабление их последствий, в том числе с применением специальных технических средств по управлению запроектными авариями, а также любых технических средств, способных выполнять требуемые функции в сложившихся условиях;

защита от разрушения защитной оболочки и (или) защитного ограждения при запроектных авариях и поддержание их работоспособности.

Уровень 5. Противоаварийное планирование:

подготовка и осуществление планов мероприятий по защите работников (персонала) в случае аварии на судне, планов мероприятий по защите населения, оказание помощи членам экипажа судна и (или) специальному персоналу судна с привлечением дополнительных сил и средств.

Глубокоэшелонированная защита должна осуществляться на всех этапах деятельности, связанных с обеспечением безопасности ЯЭУ в той части, которая затрагивается данной деятельностью. Приоритетной является стратегия предотвращения неблагоприятных событий. Особое внимание должно уделяться уровням 1 и 2.

В проекте судна должны быть предусмотрены меры обеспечивающие независимость уровней глубокоэшелонированной защиты друг от друга.

10. При нормальной эксплуатации все физические барьеры должны быть работоспособными, а система технических и организационных мер по их защите должна находиться в состоянии готовности. При выявлении неработоспособности любого из предусмотренных проектной документацией физических барьеров, приводящих к нарушению пределов безопасной эксплуатации или неготовности мер по его защите, РУ должна быть остановлена и приняты меры по приведению РУ в безопасное состояние. В проекте судна должны быть предусмотрены меры, направленные на предотвращение повреждения одних барьеров вследствие повреждения других, а также нескольких физических барьеров вследствие одного воздействия.

11. В проекте судна должны быть обоснованы пределы и условия безопасной эксплуатации ЯЭУ, а также предусмотрены технические средства и организационные меры, направленные на предотвращение нарушения этих пределов и условий.

12. Технические и организационные решения, принимаемые для обеспечения безопасности ЯЭУ судна, должны быть апробированы прежним опытом, испытаниями, исследованиями, опытом эксплуатации прототипов. Данные требования должны применяться при проектировании, строительстве и эксплуатации ЯЭУ судна, конструировании и изготовлении, ремонте и модернизации ее систем и элементов, важных для безопасности, а также при выводе судна из эксплуатации.

13. Система технических и организационных мер по обеспечению безопасности судна, проектные основы систем и элементов, важных для безопасности, должны быть представлены в ООБ. ООБ разрабатывается головной конструкторской организацией, проектирующей судно, для каждого проекта судна с учетом особенностей ЯЭУ. ООБ головного судна является типовым ООБ для последующих судов данного проекта. Расхождения, влияющие на безопасность ЯЭУ, между информацией, содержащейся в ООБ и в проекте судна, либо расхождения проекта судна с его реализацией не допускаются. Соответствие ООБ реальному состоянию судна поддерживается ЭО в течение всего срока службы судна.

14. В ООБ должны быть представлены детерминистический анализ безопасности и результаты вероятностного анализа безопасности. Анализы безопасности должны быть выполнены для всех эксплуатационных состояний судна, предусмотренных в его проекте, и учитывать все имеющиеся на судне места нахождения ЯМ, РВ и РАО, в которых может возникнуть нарушение нормальной эксплуатации. Детерминистические анализы проектных аварий должны выполняться на основе консервативного подхода. Используемые при обосновании безопасности программные средства должны быть аттестованы.

15. Устройство и надежность систем и элементов ЯЭУ, важных для безопасности, документация, выполняемые работы и предоставляемые услуги в области использования атомной энергии, влияющие на безопасность судна, должны являться объектами деятельности по обеспечению качества на всех этапах полного жизненного цикла судна.

Разработка программ обеспечения качества должна осуществляться в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

16. В проекте судна должны быть предусмотрены технические средства и организационные меры, направленные на предотвращение аварий ЯЭУ и ограничение их последствий и обеспечивающие:

непревышение установленных в проекте пределов для проектных аварий ЯЭУ за счет использования свойств внутренней самозащищенности и применения систем безопасности;

ограничение последствий запроектных аварий ЯЭУ за счет применения специальных технических средств для управления запроектными авариями, применения иных технических средств, способных выполнять требуемые функции в сложившихся условиях, и за счет реализации организационных мер, включая меры по управлению запроектными авариями.

17. При любом из учитываемых в проекте судна исходном событии не должны быть превышены установленные пределы для проектных аварий ЯЭУ.

Такие исходные события в проекте судна должны учитывать наложение на исходное событие отказ одного любого из следующих элементов систем безопасности (независимого от исходного события): активного элемента или пассивного элемента, имеющего механические движущиеся части, или одной независимой от исходного события ошибки экипажа или специального персонала.

Дополнительно к одному независимому от исходного события отказу одного из указанных выше элементов должны быть учтены все отказы, являющиеся следствием данного единичного отказа, отказы, являющиеся следствием исходного события, а также необнаруживаемые при эксплуатации судна отказы элементов, влияющие на развитие аварии ЯЭУ.

В проекте судна должно устанавливаться допустимое время вывода из работы системы и (или) элемента ЯЭУ, важных для безопасности, а также уровень ограничения мощности ЯЭУ, которые определяются на основе анализа надежности либо на основе вероятностного анализа безопасности.

18. Разрывы корпусов сосудов, изготовление и эксплуатация которых осуществляются в соответствии с наиболее высокими требованиями по качеству, установленными в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии, документах по стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, регламентирующих их устройство и эксплуатацию, в число исходных событий проектных аварий не включаются.

В проекте судна должно быть обосновано, что вероятность разрушения корпуса реактора на интервале в один год не превышает 10.

19. Перечень исходных событий, представленный в ООБ, должен включать все возможные внутренние и внешние события, которые нарушают нормальную эксплуатацию ЯЭУ судна и не исключены на основе свойств внутренней самозащищенности реактора и принципов его устройства. Сочетания отказов систем и (или) элементов судна, ошибок экипажа судна и (или) специального персонала, внутренних или внешних воздействий учитываются в составе указанного перечня исходных событий в случаях, предусмотренных требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

20. Примерные перечни исходных событий для анализа проектных аварий каждого типа ЯЭУ определены в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ООБ. Окончательные перечни исходных событий для анализа проектных аварий представляются в ООБ.

Допускается не включать в перечень исходных событий для анализа проектных аварий, представляемый в ООБ, внутренние события, имеющие оцененную вероятность возникновения на интервале в один год 10 или ниже.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: