Принцип законности в деятельности государственных органов означает что

Обновлено: 04.02.2023

Законность - строгое и неуклонное соблюдение и испол­нение всеми субъектами права юридических норм (законов и подзаконных актов).

Таким образом, нет соблюдения и исполнения требований - нет законности.

Если законность есть строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение законов и иных нормативно-правовых ак­тов, то о законности можно вести речь лишь применительно к соблю­дению и исполнению правил поведения, входящих в состав юридиче­ского права. Соблюдение и исполнение норм естественного права, норм института прав человека вообще не имеют отношения к форми­рованию института законности в пределах конкретного государство-образующего общества.

Содержание законности

Включает в себя систему

    • действующего права,
    • субъектов законности,
    • гарантии, защиту, реализацию и обеспечение законности.
    Принципы законности:
      1. Принцип единства.
      2. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.
      3. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.
      4. Принцип верховенства закона.
      5. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности.
      6. Принцип взаимосвязи законности и культурности.
      7. Презумпция невиновности.
      Принцип единства

      Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.

      Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности

      В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

      Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказания, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д.

      Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности
      Принцип верховенства закона

      Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение - непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия.

      Особое место среди законов занимает Конституция как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.

      Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности

      Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

      В ст. 18 подчеркивается: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

      Принцип взаимосвязи законности и культурности

      Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм - это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.

      Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня населения и отдельной личности, формирования их правосознания. И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

      Презумпция невиновности

      Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда. Излишне говорить, какое значение это имеет для законности, ее состояния, укрепления. Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности, правовым государством. Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации прав человека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве.

      Гарантии законности

      Гарантии законности - объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка.

      Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей.

      Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.

      Под принципами понимаются основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в в ст. 4 Закона о прокуратуре. К ним относятся: законность; единство и централизация органов прокуратуры; независимость; гласность.

      Принцип законности

      Принцип законности означает, что выполнение органами прокуратуры надзорной и иных функций должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, при неукоснительном соблюдении закрепленных законом прав и интересов личности, общества, государства. Законность в деятельности прокуратуры означает, кроме того, направленность этой деятельности на обеспечение верховенства закона и иерархичности права, соблюдение установленных Конституцией РФ и законом прав и свобод граждан, установленного порядка поддержания законности в деятельности правоохранительных органов.
      Принцип законности проявляется и в том, что различные аспекты организации и деятельности органов прокуратуры должны быть урегулированы в законодательном порядке наиболее полным и точным образом. Для прокуратуры соблюдение этой стороны данного принципа приобретает особый характер, если учесть, что ее основной функцией является надзор за исполнением законов. Данный принцип предусматривает и необходимость обеспечения требований законности в деятельности самих органов прокуратуры. Таким образом, принцип законности для системы органов прокуратуры, с одной стороны, определяет назначение надзорной и иной деятельности, а с другой стороны, характеризует подчинение требованиям закона методов и средств осуществления прокурорской деятельности.

      Принцип единства

      Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре). Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени России в целом и наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Единство органов прокуратуры тесно связано с централизацией прокуратуры и обусловлено необходимостью обеспечения единой законности на территории РФ, достижимой лишь руководством, исходящим из единого центра.

      Принцип централизации

      Принцип централизации проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генпрокурору РФ, который назначает на должность всех нижестоящих прокуроров. Соответственно все прокуроры подчинены и подотчетны ему. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль над ней. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генпрокурор РФ по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры (п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре).
      Действие принципа централизации проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей (кроме определенных законом случаев исключительной компетенции конкретного прокурора), принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение (если это предусмотрено законом).

      Принцип независимости

      Органы прокуратуры при осуществлении своей деятельности независимы от федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, что прямо закреплено в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре. Сущность данного принципа состоит в том, что, осуществляя возложенные на него функции, каждый прокурор в своей деятельности независим и должен руководствоваться исключительно законами и издаваемыми в соответствии с ними приказами и указаниями Генпрокурора РФ. Таким образом, прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность. Воздействие в какой-либо форме указанных выше органов или их должностных лиц и представителей на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность, а также меры различного характера, применяемые в судебном порядке.
      Прокуроры не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Данное требование Закона о прокуратуре является конкретным проявлением принципа независимости органов прокуратуры в отношениях с органами власти. Членство представителей прокуратуры в различных комиссиях и других органах означало бы разделение с ними ответственности за действия и решения и препятствовало бы или делало практически невозможным осуществление надзора за исполнением ими законов, что не исключает, однако, возможности ассоциативного (по согласованию) участия прокуроров в заседаниях таких структур, что на практике способствует более полному владению ими необходимой информацией, возможности высказать рациональные предложения по существу рассматриваемых вопросов.
      Закон о прокуратуре (ст. 5) указывает на недопустимость вмешательства в прокурорскую деятельность, что является важной гарантией независимости прокуроров. Как вмешательство следует рассматривать обращения должностных лиц, депутатов, представителей СМИ к прокурору с требованиями предоставить информацию, составляющую служебную или иную тайну, выполнить или не выполнять конкретные действия либо совершить их определенным образом попреки интересам соблюдения законов, установления истины, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
      Пунктом 4 ст. 4 Закона о прокуратуре определено, что прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.
      Еще одним аспектом конкретизации принципа независимости прокуратуры как условия объективности и принципиальности ее деятельности по укреплению законности, охране прав и свобод граждан является недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность, которая может осуществляться на договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе. Иной творческой работой могут быть любые иные творческие виды деятельности (журналистика, писательская деятельность, различные виды изобразительного искусства и т.д.). Объем, характер и интенсивность совмещаемой прокурорским работником деятельности не должны наносить ущерб качественному выполнению им своих служебных обязанностей и подлежит выполнению во внерабочее время.

      Принцип гласности

      Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, СМИ. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом граждане, СМИ сообщают об известных им фактах правонарушений. В результате последовательное соблюдение принципа гласности активно влияет на процесс укрепления законности.
      Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, "каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну". В п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре говорится о том, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (государственная, военная, служебная, врачебная, коммерческая и др.). Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Согласно ст. 131 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
      На органы прокуратуры возложена обязанность информировать властные структуры России и ее субъектов, а также органы местного самоуправления и население о состоянии законности. Это связано со спецификой деятельности органов прокуратуры, в результате которой она осведомлена о состоянии законности практически во всех сферах правовых отношений, а также с тем обстоятельством, что прокуроры осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и при этом получают от них необходимую информацию. Такая информация представляется органам власти и местного самоуправления по отдельным правонарушениям или группе (виду) правонарушений в письменной (информация о состоянии законности) или устной (путем выступления прокурора с докладом) формах. Одним из проявлений этого принципа является ежегодное представление Генпрокурором РФ палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют подобную информацию органам власти субъектов РФ, местного самоуправления. Все прокуроры предоставляют информацию радио, телевидению, газетам, выступают на страницах печати, с лекциями и докладами перед населением.

      Законность – это политико-правовой принцип или реальное действие права в государстве, при котором граждане, должностные лица и государственные органы, строго соблюдают законы и правовые нормы.

      Законность представляет собой полное и строгое соблюдение всеми субъектами права нормативно-правовых актов и основанных в соответствии с ними иных юридических документов.

      1. Всеобщность. Данный признак означает, что никто не может уклоняться от исполнения законов, в том числе и государство.
      2. Неразрывная связь с юридическими нормами и правом. Законы являются нормативной основой законности. Чтобы обеспечить режим законности, необходимо абсолютная реализация законов, подзаконных актов и четко отработанное законодательство.

      Принципы законности – это основополагающие начала, идеи, составляющие содержание законности: гарантированность, реальность, верховенство, единство.

      1. Гарантированность. Наличие эффективных и действенных средств обеспечения законности.
      2. Реальность. Стремление достичь в действиях и поведении осуществления требований, которые закреплены в правовых нормах.
      3. Верховенство. Все граждане равны перед законом, а также равенство их прав и обязанностей; закон является главенствующим в системе нормативно-правовых актах; точное соблюдение законов всеми субъектами.
      4. Единство. На всей территории Российской Федерации действуют как федеральные законы, так и законы субъектов федерации и отражают местную специфику, которые отражают местную специфику и не должны противоречить федеральным законам.

      В учебной литературе и монографиях к принципам законности относят связь общей культуры с законностью; осуществление своих прав без нарушения других прав человека; осуществление со стороны общества контроля за законностью; результативную борьбу с правонарушениями.

      Требования – это правовые предписания, сформированные в общем виде, исполнение и соблюдение которых делает поведение (действие, явление) законным. Это направленность законности. Требования законности и ее принципы тесно взаимосвязаны друг с другом, то есть каждый отдельный принцип развивается в совокупность требований. К примеру, принцип верховенства закона означает, что все нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции и международным актам; подзаконные акты – законам; издание их лишь уполномоченными государственными органами; своевременное обновление законов. Следовательно, через соответствующие требования законности от принципа верховенства закона можно перейти к определенным правовым предписаниям.

      Гарантии законности

      В каждом правовом государстве существует система гарантий правопорядка и законности.

      Гарантии – это специальные меры и условия общественной жизни, которые принимаются государством и обеспечивают режим стабильного правопорядка и прочной законности в обществе.

      Выделяют общие и специальные гарантии.

      К общим относятся: политические, юридические, социально-экономические, международные, идеологические. К специальным: организационно-правовые; нормативные.

      Политические гарантии – это совокупность элементов политической системы государства, демократизм конституционного и общественного строя, участие граждан в управлении государством.

      Юридические гарантии представляют деятельность государственных органов по выявлению и пресечению нарушений правопорядка, правовую защиту человека, неотвратимость наказания.

      К социально-экономическим (материальным) гарантиям относится установление эквивалентных отношений между потребителями и производителями материальных благ.

      Международные включают право граждан обращаться в международный суд, реакцию со стороны правозащитников и организаций ООН.

      Идеологические (нравственные) гарантии представляют благоприятную морально-психологическую обстановку в обществе, высокий уровень культуры людей, правосознания и духовности.

      Сюда следует также отнести обеспечение права человека на защиту и специальные процедуры правоприменительной деятельности. При этом следует учитывать все эти и другие факторы, которые взаимосвязаны между собой.

      Под законностью понимается неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями.

      Законность включает в себя одновременно и систему правовых норм (правил); и совокупность структур обеспечивающих их соблюдение; и систему средств и гарантий реализации норм права; и практическую деятельность субъектов по единообразному пониманию и применению законов; и ряд принципиальных положений, соблюдать которые необходимо в деятельности органов власти и граждан; и совокупность прав и обязанностей субъектов правоотношения.

      Меры обеспечения законности подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние меры предпринимаются для упорядочения самой системы, предназначенной для реализации режима законности, со стороны её вышестоящих структур. Наиболее значимой здесь будет связь любой деятельности с понятием дисциплины и целесообразности. Внешние меры предпринимаются для упорядочивающего воздействия на любой не связанный функционально с управляющей системой объект.

      Можно выделить следующие принципы законности в сфере государственного управления:

      наличие компетенции у его автора;

      соответствие акта закону по существу;

      соответствие цели закона;

      принятие его в установленный законом срок;

      соблюдение процессуальных правил издания акта.

      Нормы о компетенции определяют подведомственность дел, объектов и полномочия субъектов власти. Компетенция может быть постоянной и временной (в связи с временным замещением вышестоящего руководителя, делегированием полномочий, введением чрезвычайного положения). Определение компетенции – это разграничение труда по управлению и возложение решения дел на определенные органы, должностных лиц. Учитывая технические, профессиональные, экономические, политические условия, законодатель поручил им принятие соответствующих решений. И первый вопрос, который стоит перед тем, кто собирается издать акт, и перед тем, кто оценивает его законность, – это вопрос о компетентности автора решения.

      Соответствие закону по существу означает, что акт в целом и все его части не выходят за рамки установленных действующими правовыми нормами требований. Он должен не противоречить не только закону, но и решениям вышестоящих органов исполнительной власти. Индивидуальные административные акты, кроме того, не могут противоречить нормам, установленным этим же органом, заключенным договорам, решениям суда.

      Субъект исполнительной власти обязан, издавая правовые акты, руководствоваться той целью, которую хотел реализовать законодатель (вышестоящий орган), предоставляя ему полномочия принимать решения. Если же автор акта, реализуя свои полномочия, преследует иную цель, – это называется превратным осуществлением власти, делает акт порочным. Например, введение карантина якобы в санитарных целях, а на самом деле для того, чтобы помешать вывозу сельхозпродуктов из региона.

      В ряде случаев установлены давностные сроки совершения властных действий. Так, административное взыскание может быть наложено в течение двух месяцев со дня совершения проступка. Акт, принятый по окончании срока давности, считается незаконным.

      Законность акта связана также с выполнением существенных процессуальных правил его принятия. В их числе наличие заключения специалистов (например, медицинского заключения при решении вопроса о направлении на принудительное лечение), предварительного предупреждения, наличие представления, заявления, жалобы, протеста как повода для начала соответствующей процедуры. Важно также соблюдение требований о кворуме, согласовании, последующем утверждении, регистрации, опубликовании или ином способе доведения акта до сведения граждан, организаций.

      Одной из важнейших презумпций, лежащих в основе режима законности, является презумпция законности административного акта. В соответствии с нею он считается законным, если в установленном порядке официально не будет установлено иное, А значит, он должен исполняться, сомнения в его законности не препятствуют его действию. Презумпция законности акта исполнительной власти не действует при осуществлении правосудия: если законность акта имеет значение для дела, суд обязан проверить наличие этого признака.

      Ничтожными признаются акты, юридическая несостоятельность которых настолько очевидна, что они не подлежат исполнению. Презумпция законности на них не распространяется. Они не порождают юридических последствий, служащие не вправе их исполнять и, более того, несут ответственность за их исполнение. Ничтожный акт не существует как акт власти с момента его издания. Акты признаются ничтожными, если:

      есть прямое указание закона;

      грубо нарушена подведомственность дел (в таком случае можно говорить об административном самоуправстве;

      нет законного основания (заявления, представления и т. д.) для принятия акта;

      нарушен срок давности;

      акт предписывает совершение преступления и т.д. и т.п.

      Незаконность оспоримых актов не очевидна, спорна. Они находятся под сенью презумпции законности и подлежат исполнению, что не лишает индивидуальных и коллективных субъектов права оспорить их законность в установленном порядке. Не исключено, что акт в целом или частично будет признан не соответствующим закону, отменен или изменен и даже аннулирован, то есть признан ничтожным, не породившим никаких юридических последствий для тех, кому он адресован. А для должностного лица, издавшего незаконный акт, последствия могут наступить самые неприятные – вплоть до освобождения от должности и уголовной ответственности.


      Актуальность выбранной темы обусловлена проблемой реализации принципа законности в деятельности правоохранительных органов на территории Российской Федерации. Данный принцип требует непрерывного контроля со стороны органов власти и необходим для реализации демократических прав и свобод граждан.

      Ключевые слова: законность, право, демократия, правосудие, принцип

      В настоящее время во всех сферах жизни общества можно встретить такие распространенные понятия как законность и правопорядок. Их значение очень велико в силу того, что именно они способны обеспечить систематическое и многостороннее функционирование государственных учреждений, органов, предприятий, общественных объединений. Именно принцип законности способен гарантировать необходимое соблюдение прав и свобод людей, проживающих на территории государства. В свою очередь обязанность по контролю за соблюдением законности лежит на Президенте РФ, Федеральном собрании, Конституционном суде и судах общей юрисдикции, Министерствах и ведомствах, органах субъектов Российской Федерации, а также на общественных организациях и гражданах. Закон определяет перечень государственных организаций и органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

      Осуществление правосудия возможно только на основе Конституции РФ и нормативно-правовых актов, которые были приняты законодательными органами Российской Федерации, в том числе и ее субъектов. Применение разного рода нормативных актов зависит от сущности самого преступления. Если дело можно отнести к уголовному преступлению, то суды вынося приговор имею право руководствоваться только нормами Уголовного кодекса Российской Федерации. Вынесение решения по гражданскому делу в зависимости от его содержания опирается в этом случае не только на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, но и на иные отрасли права: трудовое, семейное или жилищное. Практикуется использование подзаконных актов, если их содержание не противоречит настоящему закону. Стоит отметить, что суд способен успешно выполнять правоохранительную функцию только с условием строгого соблюдения правил судебной процедуры, установленных законодательством Российской Федерации.

      Чтобы разобраться в проблеме нарушения принципа законности в сфере деятельности органов исполнительной власти, следует понимать, что данное нарушение принципа может рассматриваться лишь со стороны уполномоченных лиц. К таким преступлениям относятся взятка, злоупотребление своими полномочиями, их превышение, безответственное отношение к своим обязанностям и прочее. На сегодняшний день еще не известно точных причин нарушения законности в правоохранительных органах. Вероятно, в сознаниях государственных служащих пока что не сформировался нравственный барьер, определяющий рамки дозволенных действий. Они определены законом Российской Федерации, но не привиты обществу с ранних лет.

      Принцип законности правосудия — универсальный принцип. Его широкое и разностороннее содержание помогает формулировать и определять отдельные стороны других принципов правосудия.

      Принцип законности- один из основных принципов законодательства и правосудия в Российской Федерации. В соответствии с которым противозаконность действия, определение меры наказания и других правовых последствий назначаются только в соответствии с законодательством РФ. Тема законности, являющаяся актуальной на протяжении всего существования и деятельности правоохранительных органов, не утратила интереса к обсуждению и на сегодняшний день.

      Наша жизнь протекает в государстве с присущим ему демократическим режимом, а демократия невозможна, как известно, без соблюдения законности и правопорядка, так как законность является прямой противоположностью произвола, деятельности опирающейся не на нормы права.

      На сегодняшний день именно закон является основным способом выражения народной воли, призванным защищать его права и интересы. Всеобщая система и порядок законодательных мероприятий имеет высокое значение для уровня юридического статуса человека и гражданина. Она существенно влияет на развитие демократии и служит ее гарантом. Собственно законность и призвана целиком исключать произвол и беззаконие, неминуемо гарантировать юридическую неприкосновенность личности. В настоящее время России, как никогда необходимы законность и правопорядок. Оттого что истинная картина такова: законов бесчисленное множество, а законности нет [3].

      Особо явно принцип законности находит свое применение в сфере управления и власти. Это обуславливается определенным набором причин:

      Во-первых, сфера управления является крупнейшей из всех, что входят в деятельность государства, а также органов местного самоуправления. Реализуется важная деятельность по управлению экономикой, административным, социальным, политическим совершенствованием государства. Основным условием работы всех звеньев управленческой системы является строжайшее соблюдение законов.

      Во-вторых, правоохранительная деятельность, реализуемая субъектами управления в результате осуществления своих функций и полномочий, обязательно сопровождается разработкой и принятием правовых актов. Данные акты могут видоизменять, прекращать, образовывать правовые отношения в рамках различных отраслей права.

      Принцип законности включает в себя: единство законности на всей территории государства, неотвратимость обеспечения законности путем реализации юридической ответственности за нарушение закона, всеобщность и верховенство, признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защиту. Определяют некоторые гарантии осуществления законности, то есть условия, факторы, средства, которые способны обеспечить функционирование принципа. Экономические, политические и другие условия жизни общества создают среду для функционирования права, определяя и особые средства для укрепления законности.

      Компоненты принципа позволяют наиболее глубоко раскрыть его значение и социальную роль. Говоря о проблеме законности следует помнить, что не всегда эти элементы имеют место в нашей жизни. Права и свободы граждан, проживающих на территории Российской Федерации в значительной мере гарантировались раньше и гарантируются сейчас. Но эти гарантии действуют далеко не в отношении всех граждан. Данная проблема проявляется, в первую очередь, в гарантиях права на труд, отдых, социальное обеспечение, получение медицинского обслуживания и образования. В результате этого гарантии прав и свобод граждан России заметно ослабляются [1,с.30].

      В чем заключается обеспечение законности? Обеспечение принципа означает своевременное обнаружение и предотвращение всяческого отклонения от требования законности деятельности правоохранительных органов и уполномоченных законом лиц; немедленное восстановление нарушенных законных интересов и прав; назначение наказания лицам, признанным законом виновными; профилактика подобного рода преступлений.

      Таким образом, следует подвести итог в рассмотрении принципа законности. Законность является основным фактором прогрессивного развития и устойчивости общества. Как никакой другой правовой институт на протяжении всего времени существования имел не только теоретическое, но и социальное, практическое значение. От положения, меры понимания и осознания законности формируется уровень жизни граждан Российской Федерации. А граждане государства, как известно, также являются субъектами данного принципа наравне с государственным аппаратом, уполномоченными должностными лицами и общественными объединениями. А говоря об объекте законности мы должны иметь ввиду поведение юридически обязанных лиц, заключающееся в уровне сознания, видах проявления воли и содержании поступков. Сегодня именно этот вопрос как никогда актуален, так как затрагивает все сферы жизни и общество как никогда нуждается в законности в связи с активным развитием нормативно-правовой базы государства. Но в отсутствии совершенства можно найти и положительные стороны. Законность долгое время являлась причиной социального недовольства, ведущим за собой нарушение равновесия в мире. Само по себе развитие государства основано на противоборстве, а, следовательно, открывается дорога развитию производства и научно-технической сферы.

      Первым шагом к решению этих проблем, возможно, станет желание видеть и признавать несовершенство государственного и общественного строя. Вторым шагом станет активная позиция государства, которая будет нацелена на неуклонное исполнение законодательства всеми. Следствием рассмотренных стадий станет невозможность в нашем государстве существования любых форм произвола и вседозволенности.

      Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, законность, орган, принцип законности, мера наказания, правоохранительная деятельность, свобода граждан, соблюдение законности, сфера управления, территория государства.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: