Принцип сотрудничества государств является правовой категорией
Обновлено: 08.06.2023
ДЕКЛАРАЦИЯ
о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между
государствами в соответствии с Уставом
Организации Объединенных Наций
24 октября 1970 года
вновь подтверждая, что, согласно Уставу, поддержание международного мира и безопасности и развитие дружественных отношений и сотрудничества между государствами являются одними из основных целей Организации Объединенных Наций,
напоминая, что народы Объединенных Наций преисполнены решимости проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи,
имея ввиду важность поддержания и укрепления международного мира, основанного на свободе, равенстве, справедливости и уважении основных прав человека, а также развития дружественных отношений между государствами, независимо от их политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития,
имея в виду также исключительное значение Устава Организации Объединенных Наций для установления правопорядка в отношениях между государствами,
считая, что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и добросовестное выполнение государствами обязательств, принятых в соответствии с Уставом, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности и для достижения других целей Организации Объединенных Наций,
отмечая, что огромные политические, экономические и социальные изменения и научный прогресс, которые имели место в мире со времени принятия Устава Организации Объединенных Наций, придают возрастающее значение этим принципам и необходимости их более эффективного применения в деятельности государств, где бы она не осуществлялась,
ссылаясь на установленный принцип, согласно которому космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами, и имея в виду что в Организации Объединенных Наций рассматривается вопрос об установлении других соответствующих положений, вдохновляемых подобными же соображениями,
исходя из убеждения, что строгое соблюдение государствами обязательства не вмешиваться в дела любого другого государства является существенно важным условием для обеспечения того, чтобы нации жили вместе в мире друг с другом, поскольку практика вмешательства в какой бы то ни было форме не только представляет нарушение духа и буквы Устава Организации Объединенных Наций, но также ведет к созданию ситуаций, которые ставят под угрозу международный мир и безопасность,
считая существенно важным, чтобы все государства воздерживались в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций,
напоминая об обязанности государств воздерживаться в своих международных отношениях от военной, политической, экономической или какой-либо другой формы давления, направленного против политической независимости или территориальной целостности любого государства,
считая равным образом существенно важным, чтобы все государства решали свои международные споры мирными средствами в соответствии с Уставом,
вновь подтверждая в соответствии с Уставом первостепенное значение суверенного равенства и подчеркивая, что цели Организации Объединенных Наций могут быть достигнуты лишь в том случае, если государства пользуются суверенным равенством и полностью соблюдают в своих международных отношениях требования этого принципа,
исходя из убеждения, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является серьезным препятствием на пути установления международного мира и безопасности,
исходя из убеждения, что принцип равноправия и самоопределения народов является существенным вкладом в современное международные право и что его эффективное применение имеет первостепенное значение для содействия развитию дружественных отношений между государствами, основанных на уважении принципа суверенного равенства,
исходя вследствие этого из убеждения, что любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности государства или страны или их политической независимости, не совместима с целями и принципами Устава,
рассматривая положения Устава в их совокупности и принимая во внимание роль соответствующих резолюций, принятых компетентными органами Организации Объединенных Наций и относящихся к содержанию настоящих принципов,
считая, что прогрессивное развитие и кодификация следующих принципов:
a) принципа, согласно которому государства воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций;
b) принципа, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;
c) обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;
d) обязанности государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом;
e) принципа равноправия и самоопределения народов;
f) принципа суверенного равенства государств;
g) принципа, согласно которому государства добросовестно выполняют обязательства, принятые ими в соответствии с Уставом;
будут способствовать осуществлению целей Организации Объединенных Наций, имея ввиду обеспечить их более эффективное применение в рамках международного сообщества,
рассмотрев принципы международного права, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества между государствами,
1. торжественно провозглашает следующие принципы:
Принцип, согласно которому государства
воздерживаются в своих международных отношениях
от угрозы силой или ее применения как против
территориальной неприкосновенности или политической
независимости любого государства,
так и каким-либо другим образом, не совместимым
с целями Организации Объединенных Наций
Каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций; они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных вопросов.
Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву.
В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.
Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.
Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких, как линия перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство, или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Ничто в вышесказанном не должно толковаться как наносящее ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий согласно их особым режимам или как нарушающее их временный характер.
Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы.
Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится в конкретизации принципов равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость.
Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
Каждое государство обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты, упоминаемые в настоящем абзаце, связаны с угрозой силой или ее применением.
Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Ничто в вышесказанном не должно толковаться как нарушающее:
a) положение Устава или любое международное соглашение, заключенное до принятия Устава и имеющее юридическую силу в соответствии с международным правом; или
b) полномочия Совета Безопасности в соответствии с Уставом.
Все государства должны добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем и стремиться принимать соответствующие меры для ослабления международной напряженности и укрепления доверия между государствами.
Все государства должны на основе общепризнанных принципов и норм международного права добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания международного мира и безопасности и стремиться к повышению эффективности, основывающейся на Уставе системы безопасности Организации Объединенных Наций.
Ничто в вышеприведенных абзацах не должно толковаться как расширение или ограничение каким-либо образом пределов действия положений Устава, касающихся тех случаев, когда применение силы является законным.
Принцип, согласно которому государства разрешают
свои международные споры мирными средствами
таким образом, чтобы не подвергать угрозе
международный мир и безопасность и справедливость
Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.
Государства должны поэтому стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.
Стороны в споре обязаны в случае, если они не достигнут разрешения спора одним из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора другими согласованными между ними мирными средствами.
Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение настолько, что подвергнут угрозе поддержание международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций.
Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, о которой было свободно достигнуто соглашение между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться несовместимым с принципом суверенного равенства.
Ничто в предыдущих абзацах не затрагивает и не умаляет значения соответствующих положений Устава, в частности тех, которые относятся к мирному разрешению международных споров.
Принцип, касающийся обязанности в соответствии
с Уставом не вмешиваться в дела, входящие
во внутреннюю компетенцию любого государства
Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.
Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.
Применение силы для лишения народов формы их национального существования является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.
Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого-бы то ни было другого государства.
Ничто в приведенных выше абзацах не должно толковаться как затрагивающее каким-либо образом положения Устава, касающиеся поддержания международного мира и безопасности.
Обязанность государств сотрудничать друг с другом
в соответствии с Уставом
Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия.
a) государства сотрудничают с другими государствами в поддержании международного мира и безопасности;
b) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека, основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;
c) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;
f) государства - члены Организации Объединенных Наций обязаны в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава.
Государства сотрудничают в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования. Государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.
Принцип равноправия и самоопределения народов
В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.
Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:
a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами; и
b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отказом в основных правах человека, и противоречит Уставу Организации Объединенных Наций.
Каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом.
Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединению с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение.
Неотъемлемым образом с принципом осуществления народами права на самоопределение связан принцип сотрудничества государств, который выражается, независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе, в различных сферах м/н отношений в целях поддержания м/н мира и безопасности и иных целях, закрепленных в Уставе ООН.
Одновременно с Уставом ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в учредительных документах (уставах) многих м/н организаций, в м/н договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.
С принятием Устава принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному м/н праву. Так, в соответствии с Уставом государства обязаны «осуществлять м/н сотрудничество в разрешении м/н проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать м/н мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».
Принцип сотрудничества также содержится в ст. 55 и 56 Устава ООН. Например, в ст. 55 Устава закреплены обязанности государств — членов ООН сотрудничать друг с другом и с Организацией в достижении целей, предусмотренных Уставом.
Обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение государствами норм м/н права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм м/н права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.
Принцип сотрудничества между государствами — функциональный принцип (сотрудничество — единственный законный способ реализации государством своих интересов (ни одно государство не может выжить в условиях экономической и политической изоляции); отрешение от сотрудничества — санкция в соответствии с Уставом ООН).
Принцип сотрудничества — форма практической реализации остальных принципов МП (обязанность государств осуществлять м/н сотрудничество в разрешении м/н проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера).
Принцип конкретизируется в Декларации ГА ООН о принципах МП, касающихся дружественных отношений государств 1970 (охватывается широкий круг отношений), Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 (процедура и методы сотрудничества).
Государства имеют право на выбор видов и форм сотрудничества, если это совместимо с МП или высшими интересами государства (в предусмотренных договорами случаях могут устанавливать льготные режимы сотрудничества — Евросоюз, СНГ, Британское содружество, Французское сообщество).
Государства обязаны сотрудничать с учетом всех принципов МП (равноправно, справедливо, без давления и попыток вмешательства в осуществление внешней или внутренней функции государства; выгода от сотрудничества должна быть взаимной; сотрудничество должно служить благу всех государств (содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению добрососедских отношений и всеобщего мира)).
Одним из наиболее универсальных с точки зрения своего правового содержания является принцип сотрудничества государств друг с другом. Значение принципа сотрудничества определяется, в первую очередь, тем, что он лежит в основе реализации всех остальных принципов международного права. Обеспечение суверенного равенства государств, защита их территориальной целостности и нерушимости границ, разрешение международных споров мирными средствами - все эти задачи решаются посредством различных механизмов межгосударственного сотрудничества. Именно поэтому международное право рассматривает сотрудничество не столько как право, сколько как обязанность государств. Как правило, отказ государства от сотрудничества приводит к серьезным осложнениям в международных отношениях и нередко представляет угрозу для международного правопорядка. С другой стороны, изоляция государства от сотрудничества является одной из самых суровых санкций, которые могут быть применены к нарушителю в соответствии с Уставом ООН. Поддержание мира и безопасности, социальный и экономический прогресс на планете были бы невозможны без тесного сотрудничества государств друг с другом.
Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом впервые был закреплен в Уставе ООН, статья 1 которого обязывает членов Организации осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера. О конкретных областях сотрудничества более детально говорится в главе IX Устава, которая называется “Международное экономическое и социальное сотрудничество”. Вместе с тем, практически все положения Устава предполагают сотрудничество государств - членов ООН друг с другом.
Нормативное содержание рассматриваемого принципа содержится в Декларации принципов 1970 года, которая провозгласила не только обязанность государств сотрудничать друг с другом, но и указала некоторые условия и цели такого сотрудничества. Согласно Декларации, государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности и прогрессу, а также общему благосостоянию народов. Таким образом, Декларация 1970 года не указывает, в отличие от Устава, точный перечень областей международного сотрудничества, а формулирует его главные цели: поддержание мира и безопасности, экономическая стабильность и прогресс, общее благосостояние народов. В качестве отдельной цели сотрудничества Декларация называет также установление всеобщего уважения и соблюдения прав человека, основных свобод для всех и ликвидацию любых форм расовой дискриминации и религиозной нетерпимости. Наконец, самостоятельной целью международного сотрудничества Декларация закрепляет экономический рост во всем мире и особенно - в развивающихся странах.
В соответствии с Декларацией государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем. Это означает, что никакие идеологические причины не могут быть мотивом для отказа в международном сотрудничестве. Право каждого государства на свободную выработку собственной внутренней политики - обязательный атрибут государственного суверенитета, который не имеет отношения к его международной правосубъектности, в том числе к необходимости сотрудничать с другими государствами. К сожалению, на практике формы и интенсивность международного сотрудничества нередко обусловлены различием в политических и социальных системах государств. Такая ситуация, в частности, была характерна для периода так называемой “холодной войны”, когда на принцип сотрудничества серьезно влияло разделение мира на два враждебных лагеря. Декларация 1970 года не только обязывает государства с различными политическими, экономическими и социальными системами сотрудничать друг с другом, но и прямо запрещает какую-либо дискриминацию, основанную на указанных различиях. Поэтому де-факто имеющие место в политике отдельных государств двойные стандарты при реализации принципа сотрудничества являются противоречащими современному международному праву.
Что касается Заключительного акта СБСЕ 1975 года, то в нем сформулирован ряд новых целей сотрудничества государств, среди которых можно выделить содействие условиям, при которых выгоды, вытекающие из взаимного ознакомления и прогресса в различных областях, становились доступными для всех государств. Кроме того, Заключительный акт особое внимание уделяет конкретизации и детализации форм и механизмов международного сотрудничества. Практически весь современный процесс институализации сотрудничества в Европе (создание новых организаций, процедур и способов сотрудничества) - это результат развития положений Заключительного акта.
Принцип сотрудничества занимает существенное место и в договорной практике Республики Казахстан. Помимо участия в международном сотрудничестве на глобальном и региональном уровнях (посредством участия в международных организациях и соглашениях), Казахстан активно сотрудничает с другими государствами на двусторонней основе. Например, в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Итальянской Республикой 1997 года (ратифицирован Казахстаном 15 апреля 1998 года) сказано, что обе стороны желают углублять сотрудничество в области политики, экономики и культуры. В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств 1991 года закреплено стремление сторон развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях. Кроме того, реализация принципа международного сотрудничества Казахстана осуществляется в следующих актах:
-Протокол об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Казахстан и Правительством Тунисской Республики от 24 сентября 1993 года;
-Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Монголией (ратифицирован 8 июня 1994 года);
-Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Украиной (ратифицирован 8 сентября 1994 года);
-Договор о взаимопонимании и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Эстонской Республикой (ратифицирован 20 апреля 1995 года);
-Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой (ратифицирован 19 июня 1995 года);
-Договор об основах дружественных отношений и сотрудничестве между Республикой казахстан и Венгерской Республикой (ратифицирован 3 июля 1995 года);
-Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь (ратифицирован 28 октября 1997 года);
-Декларация между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие от 6 июля 1998 года;
-Декларация о развитии дружественных отношений и сотрудничества между Республикой Казахстан и Румынией от 21 сентября 1998 года;
-Декларация о дальнейшем развитии взаимопонимания и сотрудничества между Республикой Казахстан и Государством Израиль от 6 октября 2000 года;
-Декларация об основах взаимоотношений между Республикой Казахстан и Словацкой Республикой от 14 ноября 2001 года;
-Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой (ратифицирован 2 июля 2003 года) и др.
Особенностью принципа сотрудничества является то, что соответствующая обязанность государств сформулирована здесь абстрактно, без указания на конкретные формы такого сотрудничества. Это связано с тем, что принцип сотрудничества следует рассматривать в контексте уже упомянутого государственного суверенитета, который предполагает свободный выбор государством своей внешней политики. Другими словами, определение конкретных форм и направлений международного сотрудничества, его условий - это прерогатива каждого суверенного государства. Принудительное навязывание государству той или иной формы сотрудничества является грубым нарушением целого ряда принципов международного права, в том числе и нормативного содержания принципа сотрудничества. Международное право обязывает государства сотрудничать, но оставляет за ними право выбора механизмов сотрудничества. С международно-правовой точки зрения важно лишь, чтобы сотрудничество государств преследовало законные цели и осуществлялось в духе Устава ООН и других основополагающих документов.
Международно-правовое взаимодействие государств вырабатывает действенные механизмы в усовершенствовании национально законодательства. Принцип сотрудничества между государствами играет важную роль в совершенствовании национального законодательства.
В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусматривается, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [1]. Из этого следует, что международные принципы, нормы и международные договоры, ратифицированные РФ, являются частью ее правовой системы, а положения международного права имеют преимущественную силу в случае расхождения с внутригосударственным законодательством.
Известно, что, начиная с 90-х гг. ХХ в., заметно изменилась правовая система страны. Существенной чертой современного периода можно считать то, что Россия быстро восполняет пробел, образовавшийся за предыдущие десятилетия в сфере международного сотрудничества по противодействию преступности. Особенно нужно заметить, что Россия принимает активное участие в международных организациях, которые непосредственно занимаются вопросами борьбы с международной преступностью, а также в формировании международно-правовой базы сотрудничества в этой сфере, где можно сказать, что РФ сегодня вышла на уровень развитых стран мира. Ярким примером активной деятельности является то, что принятие Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г., разработанной на основе проекта, внесенного РФ в 1997 г., является результатом инициативной и энергичной системной деятельности, прежде всего, российской стороны. Россия первой подписала эту Конвенцию в рамках проходящего в сентябре 2005 г. в Нью-Йорке саммита глав государств [2].
Более того, многие нормы в УК РФ были включены именно в результате заключения Россией международных конвенций, касающихся сотрудничества в борьбе против преступности. Это, например, легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем (ст.ст. 174 и 174.1 УК РФ), изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг (ст.186 УК РФ), незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ (ст.228–233 УК РФ), на борьбу с коррупцией направлены нормы ст. 290 УК РФ («Получение взятки»), ст. 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»).
Наряду с этим, Россия в рамках СНГ осуществляет работу по предотвращению попадания наркотических средств на свою территорию, а также проводит политику по совершенствования национального законодательства для успешной борьбы с этим злом. Кроме того, изучаются наиболее эффективные законы государств СНГ в указанной сфере с целью принятия их в свое законодательство.
С созданием таможенного союза в рамках ЕврАзЭС появилась надобность странам-участникам совершенствовать свое национальное законодательство исходя на договоренности по созданию и функционированию таможенного союза. Раньше отечественное законодательство не имело положений, регулирующие правоотношения по осуществлению взаимоотношений таможенных органов Российской Федерации с таможенными органами зарубежных государств при производстве по делам об административных правонарушениях, несмотря на их фактическое существование. Только с принятием Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ [3], дополнившего текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) главой 29.1 «Правовая помощь по делам об административных правонарушениях», вопросы оказания правовой помощи по делам об административных правоотношениях впервые получили свое законодательное разрешение.
Представляется, что законодательное закрепление такой формы межгосударственного сотрудничества при производстве по делам об административных правонарушениях, как оказание правовой помощи, было обусловлено несколькими объективными причинами.
Во-первых, обязанностью приведения текста КоАП РФ, учитывая положения ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации о верховенстве вступивших в силу международных договоров над федеральным законодательством, в соответствие с положениями Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (далее — Соглашение), в связи с его ратификацией. Так, ст. ст. 8, 9, 10 Соглашения регулируют осуществление таможенными органами государств — членов Таможенного союза ряда процессуальных и иных действий по делам об административных правонарушениях в рамках оказания правовой помощи. Однако КоАП РФ ранее не предусматривал положений, регулирующих оказание такой помощи. Кроме того, ст. 2 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 50 «О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам» также предусматривает приведение правительствами государств-членов Таможенного союза национального законодательства в соответствие с принимаемыми международными договорами.
Сотрудничество государств формируется на трех уровнях. В первую очередь, это сотрудничество на двустороннем уровне, которое уходит своими корнями в далекое прошлое. В текущее время оно не только не утратило своего значения, но играет постоянно возрастающую роль. Двусторонние соглашения позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.
По утверждению Шугурова М. В. Всеобщая Декларация прав человека и Пакты, несмотря на существующие разногласия, были приняты и со временем обрели гарантированную юридическую силу, но в начале не имели точных и конкретных обязательных целей. Полученные данными соглашениями статуса международных конституционных актов оказалось реальным благодаря созданию в дальнейшем достаточно законченного массива международного законодательства в области прав человека, а также сближения внутригосударственных законодательств при существенном участии международного права [4].
Позицию автора считаю целесообразным, так как Всеобщая Декларация прав человека и Пакты сыграли важную роль в усовершенствовании национального законодательства. Всеобщая Декларация прав человека явилось «азбукой» для многих государств в развитии национального законодательства. Не стало исключением и наше национальное законодательство, где фундаментальные права человека и гражданина, закреплены на основе Всеобщей Декларации прав человека.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 9. — Ст. 851.
3. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Собр. законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2714.
4. М. В. Шугуров Международно-правовое сотрудничество в сфере прав и свобод человека: плюрализм доктринальных оснований // Международное право. — 2015. — № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): национальное законодательство, правовая помощь, Российская Федерация, Россия, РФ, Таможенный союз, УК РФ, Всеобщая Декларация, дело, международный договор.
Сотрудничество между государствами и их взаимодействие при расследовании уголовных дел осуществляется на основе многочисленных ратифицированных международных договоров, деклараций, соглашений и иных регламентов, которые, в свою очередь, базируются на основополагающих и общепризнанных принципах [1] и нормах международного права, к которым относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. В. К. Волошина в своей научной работе указывает, что принцип уголовного процесса — это обусловленная историческими, экономическими, социальными и нравственными закономерностями объективно-субъективная категория права, облеченная в форму закона, выражающаяся в требовании общества к государству по обеспечению прав и законных интересов человека и гражданина в процессе возбуждения, расследования и разрешения уголовного дела в рамках задач уголовного процесса [2]. Следует отметить, что правоохранительные и судебные органы Российской Федерации в своей работе, при взаимодействии с компетентными органами иностранных государств, обязаны, в первую очередь, обеспечивать достижение национальных интересов, а также поддерживать все виды безопасности государства, хранить государственную тайну, обеспечивать поддержание территориальной целостности и суверенитет не только России, но и других стран, которым с нашей стороны оказывается правовая и иная помощь. На данных положениях строится принцип суверенного равенства каждого государства, признанного Организацией Объединенных Наций (далее — ООН), означающий не только право осуществлять в пределах своей территории всю полноту власти, но и обязанность сторон международного сотрудничества не свершать каких-либо действий, прямо или косвенно угрожающих территориальной целостности и политической независимости конкретной страны независимо от размера ее территории, формы государственного правления и административно-территориального устройства, наличия или отсутствия регулярной армии и численности населения. Поэтому, любая деятельность одного государства, в рамках международного сотрудничества по уголовному процессу или же в иной сфере, на территории другого государства возможна лишь при согласии и под контролем последнего, за исключением случаев, когда на подобное вмешательство есть согласительная санкция ООН. Важность соблюдения всех основных принципов при международном сотрудничестве, в том числе в рамках уголовного судопроизводства, подтверждена многочисленными спорами, возникающими при нарушениях, допускаемых сторонами подобного сотрудничества. Однако, подходы к пониманию и классификации существующих принципов существенно отличаются в трудах различных отечественных и зарубежных исследователей данной области знаний. Так, например, кроме общих выделяют ряд специальных принципов при взаимодействии государств и их судебно-следственных органов в борьбе с преступностью. Первым специальным принципом является ограничение межгосударственного сотрудничества, а именно: взаимодействие сторон осуществляется только по уголовным делам и преступлениям, которые имеют общеуголовный характер. Это значит, что к данной категории дел не относятся запросы о правовой помощи по преступлениям политического, идеологического, национального, религиозного и расового характера, а также воинские преступления. Вторым специальным принципом выступает неотвратимость наказания за совершенное правонарушение. Следует отметить, что лица, совершившие преступление, при наличии доказанности их вины, будут нести уголовную, административную и иную ответственность независимо от своего статуса, занимаемой должности, неприкосновенности, а также наличия или отсутствия гражданства. В случаях, когда такое лицо обладает определенным видом иммунитета на территории одного государства, то будет нести ответственность согласно нормам национального законодательства страны, гражданином которого оно является. Третьим специальным принципом является осуществление процессуальных и иных действий по оказанию международно-правовой помощи исключительно на основе внутреннего законодательства запрашиваемой страны. По мнению одного из ведущих специалистов в области международного публичного и международного частного права профессора Галенской Л. Н., специальные принципы не могут и не должны противоречить общим принципам международного права независимо от сферы международных отношений [3]. Между ними действуют отношения подчиненности, субординации. А это значит, что каждый специальный принцип действует во взаимосвязи с общими принципами международного права. Однако существуют и другие точки зрения, согласно которым именно специальные принципы проявляют себя при взаимодействии государств по вопросам уголовного процесса. Так, например, в Сирийской Арабской Республике происходит взаимодействие различных государств и международных организаций, причем большинство из них действуют против воли официальных властей Сирийской Арабской Республики, тем самым нарушая не только общие, но и специальные принципы и нормы международного права. В данном случае, прежде всего нарушается принцип суверенного равенства государств, поскольку нахождение представителей конкретных государств допускается лишь при согласии запрашиваемой стороны, то есть Сирии, что подрывает авторитет ООН и всего международного права.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" (в ред. от 5 марта 2013 г. N 4) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, декабрь 2003 г., N 12
- Волошина В. К. Понятие и значение принципов уголовного процесса // Актуальные проблемы России и стран СНГ – 2007: материалы IX Международной научно-практической конференции (29–30 марта 2007 г.). Челябинск, 2007. С. 147.
- Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества в борьбе с преступностью. Л., 1978. С. 8.
Основные термины (генерируются автоматически): принцип, специальный принцип, уголовный процесс, государство, международное сотрудничество, взаимодействие государств, Сирийская Арабская Республика, территориальная целостность.
Похожие статьи
Понятие международных принципов в уголовном.
Под принципами уголовного судопроизводства (уголовного процесса) понимаются общие основные
Согласно ст. 1 УПК РФ в уголовном процессе действуют международные принципы, принципы, закрепленные в Конституции РФ и принципы, закрепленные в УПК РФ.
Косово: к вопросу о правовой легитимности обретённого.
Развитие принцип территориальной целостности получил в принятой в 1970 г. Декларации о принципах международного права: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий.
Соблюдение основ международного права в контексте.
Иными словами, она выражает принцип суверенитета государств и право наций на самоопределение. В статьях 2, 3, 5 нашли отражение такие основные принципы, как территориальная целостность и неприкосновенность каждого государства.
Признание государств в международном праве | Молодой ученый
государство, непризнанное государство, международное сообщество, образование, международная
Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд из.
Государства, формировавшиеся ранее на территории региона, основывались на принципе.
О двойных стандартах в политике развитых стран.
Обострилось противоречие между принципами суверенитета и территориальной целостности государства, с одной стороны, и правом наций на самоопределение и правами человека – с другой.
Экстремизм как угроза государственной целостности Российской.
Сегодня, развитие мировой политики и международных отношений между государствами протекают в условиях противоречивых процессов, что в свою очередь делает
Как уже выше было отмечено, целостность государства обеспечивается самой Российской Федерацией.
Право народов на самоопределение | Статья в журнале.
самоопределение народов, принцип, территориальная целостность, нация, принцип самоопределения народов, территориальная целостность государств, собственное государство. Косово: к вопросу о правовой легитимности обретённого.
К вопросу о понимании принципа равноправия.
самоопределение народов, принцип, территориальная целостность, нация, принцип самоопределения народов, территориальная целостность государств, собственное государство.
Национальные интересы исламской республики Иран в контексте.
Взаимодействие и укрепление доверия со странами Совета сотрудничества Персидского залива
Основные термины (генерируются автоматически): Ближний Восток, млрд баррелей, Ирак, Иран, Сирийская Арабская Республика, Саудовская Аравия, политическое давление.
Автор статьи

Читайте также:
- Функциональные обязанности лица ответственного за выдачу судебных дел
- Почему брежнев стал главой государства его должность
- Документы необходимые для предоставления государственной услуги
- К вопросу об ответственности конституционного суда рф
- Доступ к какой информации государство должно обеспечить ребенку защитив от вредной информации