Принцип осуществления правосудия только судом гпк курсовая

Обновлено: 02.10.2022

«Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), т.е. правосудие по уголовным, гражданским, административным и иным делам в соответствии с Конституцией России может осуществлять только суд. Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» (ч. 1 ст. 49). И вышеуказанное положение конкретизируется в ч. 1 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ», где говорится: «Правосудие в РФ осуществляется только судами, учреждёнными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается».

Об этом же говорится и в ФКЗ «О судах общей юрисдикции» (ст. 5 п. 1): «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Статья 8 УПК РФ устанавливает: «Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом», и только суд в своём приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию.

В отношении ключевого положения суда, его исключительной роли в осуществлении правосудия по гражданским делам положения ст. 118 Конституции России конкретизируются в соответствующих нормах ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ.«Судебная власть в Российской Федерации, – как указано в ч. 1 ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ», – осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия».

Конституция не только чётко определяет исключительные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок назначения судей федеральных судов основного и среднего звена – Президентом РФ, а судей высшего звена по его представлению – Советом Федерации.

Необходимо к тому же принять во внимание установление Конституцией РФ правила о несменяемости и неприкосновенности судей (ч. 1 ст. 121, ч. 1 ст. 122). Эти и другие положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила самостоятельность судебной власти (ст. 10), но и, как никогда прежде, на высшем законодательном уровне предусмотрела правовые средства обеспечения независимости судей.

В развитие положений ст. 118 Конституции РФ в ФКЗ «О судебной системе РФ» дан полный перечень федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов (ч. 3 ст. 4).

В соответствии со ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ» в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему РФ.

В систему федеральных судов указанным федеральным конституционным законом отнесены:

  • Конституционный Суд РФ;
  • Верховный Суд РФ;
  • верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; районные, городские, межрайонные суды (районные); военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Наряду с системой федеральных судов ФКЗ «О судебной системе РФ» в ч. 4 ст. 4 предусмотрел наличие судов субъектов РФ. К ним отнесены: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи (являющиеся судьями судов общей юрисдикции).

Суду предоставлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия потому, что ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с нормами УПК РФ в стадии судебного разбирательства находит наиболее полную реализацию вся система принципов судопроизводства и правосудия. В этой стадии уголовного судопроизводства более широкие права, чем на других этапах процесса, предоставлены обвиняемому (подсудимому), его защитнику и законному представителю, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям.

Всё это обеспечивает именно суду наибольшие возможности для установления объективной истины и вынесения справедливого приговора. При этом в законе установлено, что приговор суда может быть изменён или отменён только вышестоящим судом по основаниям, перечисленным в уголовно-процессуальном законе. Сказанное можно дополнить указанием на то, что суд обосновывает свой приговор лишь доказательствами, рассмотренными в судебном разбирательстве (ст. 274 УПК РФ – Порядок исследования доказательств).

Таким образом, в своих выводах суд не только не связан мнениями следователя, проводившего предварительное расследование, и прокурора, утвердившего обвинительное заключение и осуществляющего уголовное преследование в судебном разбирательстве, но не связан и доказательствами, собранными на предварительном следствии и представленными суду. В результате судебного разбирательства суд может вынести обвинительный или оправдательный приговор. Обвинительный приговор суд не обязательно выносит по тому обвинению, которое сформулировано в обвинительном заключении. Во-первых, это обвинение суд может изменить до судебного разбирательства. Во-вторых, хотя судебное разбирательство производится лишь по тому обвинению, по которому назначено слушание дела, суд вправе изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.

В системах судов общей юрисдикции и арбитражных судов правосудие осуществляют суды первой инстанции, апелляционной и надзорной инстанций. Рассмотрение дел по первой инстанции осуществляют как судьи единолично, так и суды в коллегиальном составе. Коллегиальное рассмотрение дел по первой инстанции осуществляется судом в составе трёх профессиональных судей, а по ходатайству обвиняемого (в случаях, предусмотренных законом) – в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей. Рассмотрение дел в порядке надзора – в составе не менее трёх судей федерального суда общей юрисдикции (УПК РФ Ст. 30 – Состав суда).

Конституционный Суд РФ рассматривает дела только в коллегиальном составе. При этом решение Конституционного Суда обязательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после провозглашения (ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Впервые принцип осуществления правосудия только судом был закреплён в законодательном порядке в конце 50-х – начале 60-х гг. Поводом послужили выявление и широкая огласка проводимых репрессивных мер в 20 – 40-х и начале 50-х гг. в отношении невиновных граждан Советского Союза, когда «суд» вершили «особые совещания», «тройки», «двойки». И сегодня установление запрета на создание чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ») является одной из важнейших гарантий реального обеспечения прав человека и гражданина, предусмотренных Конституцией России (ст. 45 – 52).

Анализ организационно-функциональных (осуществление правосудия только судом, независимость, равенство перед законом, гласность) и функциональных (законность, диспозитивность, состязательность, непосредственность) принципов гражданского судопроизводства.

Рубрика Геология, гидрология и геодезия
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.03.2010
Размер файла 47,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

      Введение
    • 1. Общая характеристика принципов гражданского судопроизводства
      • 1.1 Понятие и значение принципов гражданского судопроизводства
        • 1.2 Система принципов гражданского судопроизводства
        • 2.1 Принцип осуществления правосудия только судом
          • 2.2 Принцип независимости судей
          • 2.3 Принцип равенства всех перед законом и судом
          • 2.4 Принцип государственного языка судопроизводства
          • 2.5 Принцип гласности судебного разбирательства
          • 3.1 Принцип законности
            • 3.2 Принцип объективной истины
            • 3.3 Принцип диспозитивности
            • 3.4 Принцип состязательности гражданского судопроизводства
            • 3.5 Принцип процессуального равенства сторон
            • 3.6 Принцип сочетания устности и письменности
            • 3.7 Принцип непосредственности
            • 3.8 Принцип доступности судебной защиты и юридической помощи в гражданском процессе
            • 3.9 Принцип непрерывности
            • Заключение

            Введение

            Актуальность темы. Гражданское судопроизводство (гражданский процесс) -- это урегулированная гражданским процессуальным правом деятельность суда, участвующих в деле лиц и других участников судебного производства, а также органов исполнения судебных постановлений по рассмотрению и разрешению гражданских дел, а также исполнению принятых в результате такого рассмотрения решений. Процесс есть упорядоченное нормами процессуального права движение гражданского дела от одной стадии к другой, направленное на достижение конечной цели - восстановление права или защиты охраняемого законом интереса.

            Правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве.

            Комментарии к ст. 5 ГПК РФ

            1. Конституционные положения, согласно которым правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ), возлагают на суд всю полноту ответственности за правильное разрешение каждого дела. Выполнение этой задачи возможно лишь при условии понимания судьями личной ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений. Ничто не может быть признано оправдывающим нарушения законности при отправлении правосудия .

            По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 года N 15 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 282.

            2. Осуществление правосудия только судом - это принцип, положение, отражающие сущность и демократизм российского гражданского процесса.

            3. Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным Федеральным конституционным законом, не допускается (ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

            4. Под понятием правосудия, использованным в данной статье (правосудием по гражданским делам), понимается деятельность суда по разрешению гражданских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам по существу.

            5. Правосудие по гражданским делам осуществляется только судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Деятельность арбитражных судов урегулирована АПК РФ, а деятельность судов общей юрисдикции - ГПК РФ.

            6. К судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд РФ, Верховные суды субъектов РФ (республик, входящих в состав РФ, краев, областей, города Москвы и С.-Петербурга, автономной области и автономных округов), районные (городские) суды, военные суды (ст. 1 Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР"), иные специализированные суды, а также мировые судьи (ст. 26 и 28 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

            7. Приведенный перечень судов общей юрисдикции исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Третейские суды, комиссии по трудовым спорам и другие формирования, имеющие отношение к разрешению гражданско-правовых споров, правосудия не осуществляют.

            8. Для рассмотрения гражданских дел могут создаваться специализированные федеральные суды (ч. 1 ст. 26 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Их подсудность определена статьей 25 ГПК РФ.

            Принцип осуществления правосудия по гражданским делам только судом (ст. 118 Конституции РФ, ст. 5 ГПК) имеет межотраслевое значение, относится к судоустройственным и процессуальным принципам. Принцип осуществления правосудия только судом раскрыт в Конституции РФ, и его содержание определяется двумя основополагающими положениями.

            Во-первых, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 1, 2 ст. 118 Конституции РФ).

            Во-вторых, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ). ГПК конкретизирует перечисленные положения: правосудие осуществляется по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, правила рассмотрения и разрешения подведомственных гражданских дел установлены законодательством о гражданском судопроизводстве.

            Прежде всего, следует сказать о существующей в России судебной системе. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным конституционным законом, а именно:

            1) федеральными судами, к которым отнесены:

            - Конституционный Суд РФ;

            - система федеральных судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды);

            - система федеральных арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ);

            2) судами субъектов РФ - это:

            - конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

            - мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

            В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

            - установления судебной системы РФ Конституцией РФ и данным Федеральным конституционным законом;

            - соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

            - применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

            - признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

            - законодательного закрепления единства статуса судей;

            - финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

            Освещение принципа осуществления правосудия по гражданским делам только судом предполагает раскрытие понятия правосудия. Под правосудием можно понимать рассмотрение и разрешение судом подведомственных дел на основе закона в предусмотренной процессуальной форме с целью защиты прав и интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений и государства. Правосудие осуществляется в четырех формах: в конституционном судопроизводстве, судопроизводстве по гражданским, административным и уголовным делам.

            Деятельность по осуществлению правосудия отличается от иных способов разрешения гражданско-правовых споров, прежде всего, наличием специфической процессуальной формы, черты которой были изложены в предыдущей главе. Именно процессуальная форма придает особо высокую степень защищенности прав и интересов различных субъектов и отличает деятельность судов от иных органов (например, от третейского суда, комиссий по разрешению трудовых споров и проч.). Кроме того, только суд вправе лишить гражданина его личных, имущественных и иных прав. Именно суд осуществляет судебный контроль за деятельностью административных органов путем разрешения жалоб на их действия. В соответствии с правилами о подведомственности суды осуществляют контроль за законностью нормативных актов.

            7. Принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.

            * Принцип законности является конституционным, общим принципом всех отрас­лей российского права независимо от их роли и места в правовой сис­теме. Согласно ему, все органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а так­же общепризнанные принципы, нормы международного права и меж­дународные договоры Российской Федерации.

            Содержание законности в гражданском процессе характеризуется следующими чертами:

            - гражданское процессуальное законодательство должно быть не­противоречивым, иметь стройную систему;

            - в случае возникновения коллизий они должны разрешаться исходя из преимущества международного договора над российскими нормами, Конституции России над другими правовыми актами, ГПК над иными актами в сфере гражданских процессуальных правоотношений;

            - суд в своей деятельности обязан руководствоваться законами, т.е. правильно применять нормы всех отраслей российского права;

            - участники гражданского судопроизводства обязаны подчиняться закону и согласовывать свои поступки с действующим законодательст­вом под страхом применения к ним штрафных и иных мер ответствен­ности, содержащихся в санкциях норм гражданского процессуального права;

            - применение ответственности за правонарушения в сфере граждан­ского судопроизводства неотвратимо;

            - применение аналогии права возможно лишь при отсутствии нормыпроцессуального права, регулирующей возникшие в ходе судопроиз­водства правоотношения, и подразумевает действие суда исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации.

            * Принцип осуществления правосудия только судом; провозгла­шенный ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, находит развитие в ст. 5 и 22 ГПК, определяющих исключительную подведомственность дел судам общей юрисдикции и строгое соблюдение законодательства о гражданском судопроизводстве при рассмотрении дел.

            * Принцип равенства всех перед законом и судом; проявление конституционного принципа равенства граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Принцип равенства означает предоставление участникам гражданско­го процесса равных возможностей по защите своих прав и интересов в сфере осуществления правосудия по гражданским делам. В отношении сторон искового гражданского процесса — истца и от­ветчика — принцип равенства получает продолжение в принципе про­цессуального равенства сторон.

            * Принцип независимости судей; Этот принцип провозглашен в Конституции РФ и означает, что при осуществлении правосудия судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации. Независимость судей — важнейшее условие правосудия. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее воздействие. Независимость судей обеспечивается целым рядом конституционных гарантий, конкретизированных в нормах законодательства о судоустройстве Российской Федерации и в ГПК. Независимость судей обеспечивается политическими, экономическими, правовыми гарантиями. К политическим гарантиям независимости судей относятся те положения, закрепленные в различных законах, которые запрещают судьям быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп.

            Решения судей должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности. К экономическим гарантиям независимости судей относятся такие положения законодательства, которые представляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей. К юридическим гарантиям независимости судей относятся: установленный законом порядок отправления правосудия, несменяемость судей, установленный порядок отбора судей на должность и наделения их полномочиями, право судьи на отставку, запрет вышестоящему суду давать в своих определениях при отмене решения нижестоящего суда указания о достоверности или недостоверности доказательств, о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела. Независимость судей гарантируется неприкосновенностью личности судьи.

            * Принцип государственного языка судопроизводства - Судопроизводство по гражданским делам ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство в судах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, может вестись, наряду с русским языком, на языке республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. В военных судах судопроизводство ведется на русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения и показания, выступать в суде и заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке, которым они владеют, а также безвозмездно пользоваться услугами переводчика.

            * Принцип гласности судебного разбирательства; - В гражданском процессе рассмотрение и разрешение дел происходит в открытом заседании суда. Открытое разбирательство оказывает положительное воздействие на судей, участвующих в деле их представителей с точки зрения публичного контроля за их деятельностью и влияет на соблюдение ими норм гражданского процессуального права. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных постановлений и последующей оценки со стороны общества работы судов и функционирования системы органов правосудия.

            Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех желающих послушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места. Закон допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

            * Принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон - принцип состязательности определяет возможности лиц, участвующих в деле и их обязанности по доказыванию оснований заявленных требований и возражений, по отстаиванию своей правовой позиции.

            Автор статьи

            Куприянов Денис Юрьевич

            Куприянов Денис Юрьевич

            Юрист частного права

            Страница автора

            Читайте также: