Примирительная процедура в экономических судах рб

Обновлено: 24.09.2022

Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в соответствии со Стратегией деятельности хозяйственных судов Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 04.03.2011 N 1, в целях подготовки проектов Закона Республики Беларусь "О медиации" (пункт 17 плана подготовки законопроектов на 2011 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2011 N 10) и постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь об условиях привлечения хозяйственными судами на договорной основе иных лиц для назначения примирителем (часть вторая статьи 156 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь), организации взаимодействия хозяйственных судов Республики Беларусь и общественного объединения "Белорусский республиканский Союз юристов" по практическому применению и совершенствованию примирительных процедур и в целях обеспечения проведения в хозяйственных судах Республики Беларусь в период по 01.03.2012 комплекса мер, направленных на совершенствование примирительных процедур, а также рассмотрев предложенные председателями хозяйственных судов областей (города Минска) кандидатуры членов общественного объединения "Белорусский республиканский Союз юристов" для включения в перечень иных лиц, привлекаемых хозяйственными судами для назначения примирителем, на основании части второй статьи 156 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, руководствуясь статьями 74, 75 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей,

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Перечень внесудебных медиаторов, прошедших стажировку при Центре разрешения конфликтов общественного объединения "Белорусский республиканский Союз юристов" (далее - Центр Союза юристов), для привлечения хозяйственными судами в качестве иных лиц для назначения примирителем (далее - Перечень внесудебных медиаторов);

Перечень иных лиц, рекомендуемых хозяйственным судам, для привлечения и назначения примирителем (далее - Перечень рекомендуемых лиц).

2. Привлечение и назначение примирителем иных лиц, указанных в Перечне рекомендуемых лиц, осуществляются после прохождения ими стажировки с участием Центра Союза юристов.

3. Привлечение и назначение хозяйственным судом примирителя из числа иных лиц осуществляются по ходатайству обеих сторон о привлечении и назначении конкретной кандидатуры из числа лиц, указанных в Перечне внесудебных медиаторов и Перечне рекомендуемых лиц.

4. Примирительная процедура с участием примирителя, привлеченного и назначенного хозяйственным судом из числа иных лиц, указанных в Перечне внесудебных медиаторов и Перечне рекомендуемых лиц, осуществляется по правилам, установленным главой 17 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

5. Председателям хозяйственных судов областей (города Минска):

5.1. оказать содействие лицам, указанным в Перечне рекомендуемых лиц, в организации и прохождении ими практической стажировки с участием Центра Союза юристов и психофизиологического тестирования в Республиканском центре проблем человека (при согласии);

5.2. организовать работу и осуществлять постоянный контроль и анализ эффективности деятельности примирителей, привлеченных и назначенных хозяйственным судом из числа иных лиц, указанных в Перечне внесудебных медиаторов и Перечне рекомендуемых лиц, с информированием Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь ежеквартально (ответственный руководитель - заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Егоров А.П.; ответственный исполнитель - начальник главного правового управления Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Бельская И.А.).

6. Главному правовому управлению Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

6.1. анализировать организацию и эффективность работы хозяйственных судов по привлечению и назначению примирителей из числа иных лиц, указанных в Перечне внесудебных медиаторов и Перечне рекомендуемых лиц (ежеквартально);

6.2. выработать критерии и определить перечень и условия привлечения хозяйственными судами на договорной основе иных лиц, обладающих квалификацией, отвечающей существу возникающих споров, для назначения примирителем (срок - июнь 2012 года).

7. Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь, хозяйственным судам областей (города Минска):

7.1. продолжить работу по популяризации примирительной процедуры, альтернативных способов разрешения споров в качестве процедур, заменяющих судебное разбирательство;

7.2. принять участие в рамках своей компетенции в процессе формирования института медиации, его нормативной регламентации.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Егорова А.П.

Как грамотно реализовать примирительную процедуру?

Примирительные процедуры проводятся в экономическом суде. Для этих целей назначается примиритель. ООО «МК-Правовые технологии» не занимается представлением интересов клиентов в органе Фемиды, но наши эксперты обладают достаточным опытом, чтобы поделиться некоторыми соображениями насчет реализации такой процедуры в Беларуси.

Основные преимущества такого шага

Стоит выделить ряд положительных сторон, которые все чаще стимулируют стороны к том, чтобы прибегнуть к примирению:

  1. Оперативность – со спором можно разобраться гораздо быстрее, чем при стандартном рассмотрении в суде.
  2. Экономичность – производится возврат 50% пошлины. Если имеет место частичное урегулирование – этот показатель пропорционален тем требованиям, которым найдено взаимовыгодное решение.
  3. Неограниченное количество встреч с участием примирителя в пределах установленного срока.
  4. Возможность вести конструктивный диалог, обсудить истинные мотивы.
  5. Сохранение партнерских отношений между участниками конфликта.
  6. Гарантия принудительного исполнения достигнутого соглашения.
  7. По сути, проигравшие элементарно отсутствуют.


Шаг №1. Подготовка иска

Заявление подается, чтобы стороны, не пришедшие к согласию в примирении, сохранили право быстро продолжить рассмотрение спора по существу. Допустимо не приводить доказательства исковых требований, а также можно обойтись без документального подтверждения значимых обстоятельств.

При этом ООО «МК-Правовые технологии» советует непременно указать, что стороны пришли к согласованному ходатайству о разрешении конфликта с привлечением примирителя. Этот документ готовится отдельно и подается в суд вместе с иском. Обычно называют конкретного примирителя (если нет – представитель Фемиды назначает на собственное усмотрение).

Шаг №2. Перечисление государственной пошлины

Этот платеж составляет 50% от ставки за рассмотрение соответствующего иска. Например, если имеет место имущественный характер (до 100 БВ), составит 12,5 БВ вместо 25 БВ.

Шаг №3. Направление иска в суд

Если орган Фемиды примет заявление, в течение 5 дней получите определение, в котором будет отражаться и то, что назначено лицо для проведения примирительных процедур.

Шаг №4. Участие в примирительной процедуре

Кроме прочего, примирительная процедура в РБ предполагает представление:

  • информации, требуемой для прояснения той или иной позиции в конфликте;
  • предложений по урегулированию спора.

Непременно задаются уточняющие вопросы друг другу. Вырабатываются условия соглашения между сторонами. Можно даже заключить новый договор и приложить к этому документу. Кстати, примиритель располагает правом помочь в составлении и оформлении. Длится все обычно не больше месяца. Дополнительная оплата за услуги примирителя не предусмотрена.

Шаг №5. Заключение соглашения о примирении

Этот документ подписывается представителями обеих сторон при условии, что спорные вопросы решены. Затем соглашение передается в орган Фемиды. В текст можно включить и ходатайство об утверждении.

По результатам рассмотрения выносится определение. Соглашение вступает в законную силу с момента утверждения судом.

Исполняется добровольно в порядке и в течение времени, которое было определено в процессе переговоров. Если кто-то нарушит, допускается обращение с целью получения судебного приказа. При таких обстоятельствах разговор уже о принудительном исполнении. Приказ предъявляется к исполнению в общем порядке.

Например, когда требование денежное, сначала обращаются в банк для списания в бесспорном порядке, а уже потом в органы принудительного исполнения с соответствующим заявлением.

Таким образом, операция абсолютна доступна в реализации. Да, придется соблюсти некоторые формальности, но добиться необходимой операции не составляет сложностей даже для людей, далеких от права. Считаем, что в нашей стране такая возможность недооценена. Надеемся, что со временем примирительные процедуры станут гораздо частотнее, ведь преимущества слишком очевидны.

Возникновение разногласий в суде – не повод считать, что отсутствуют возможности нахождения компромисса участниками процесса.

Исходя из этого основной задачей для разбирательства в суде по экономическим делам является поддержка при формировании, улучшении взаимоотношений участников, а в качестве самого желаемого исхода дела выступает примирение сторон по абз. 5-ому статьи 4-ой ХПК РБ (Хозяйственного процессуального кодекса).

Установление мира между участниками разногласий по экономическому процессу является доступным на каждом этапе разбирательства в суде, в качестве итога которого выступает подписание соглашения по поводу урегулирования спора мирным путём.

Исходя из практики, если стороны желают решить вопрос мирным путём, то подписывается соглашение о примирении, не мировое соглашение, так как в ситуации подписания о примирении в рамках судебного процесса потерпевшей стороне возвращается половина суммы, что была потрачена на проведение процедуры согласно гл. 17-ой Хозяйственного процессуального кодекса. Возврат оной производится из бюджета по подпункту 2. 1. 4 пункта 2-ого статьи 259-ой НК РБ (налогового кодекса).

При мировом соглашении потерпевший участник получает только 25 % от потраченной на уплату госпошлины суммы.

50, 75 % рассматриваемой суммы, как правило, возвращает сам истец ответчику. Данный факт фиксируется в соглашении по поводу примирении либо мировом соглашении.

Официальное понятие примирительной процедуры прописано в статье 1-ой хозяйственного кодекса.

Процедура по примирению – медиация, что осуществляется согласно кодексу, что назван выше, после запуска процесса судопроизводства при рассмотрении дел экономической направленности.

Медиация – переговоры участников при содействии медиатора для того, чтобы спора (споры) были разрешены посредством нахождения компромисса по абз. 4-ому статьи 1-ой 58 – 3-ьего Закона РБ.

Огромным плюсом процедуры примирения является возможность урегулирования разногласий таким образом, чтобы каждый остался доволен в короткий временной промежуток, чем ожидать судебного разбирательства по существу.

В качестве задач подобного процесса выступают по ч. 2-ой статьи 153-ьей Хозяйственного процессуального кодекса выступают:

  • предоставление участникам права самостоятельного разрешения разногласий, что возникли между оными посредством учёта интересов, требований оппонента и собственных и таким путём прихождения к подписанию соглашения по поводу примирения;
  • поддержка участников при принятии взаимовыгодных решений, сохранении между оппонентов взаимоотношений делового характера.

При таком положении вещей по статье 154-ой хозяйственного кодекса в качестве главных принципов процедуры примирения выступают:

  • добровольность;
  • равноправие участников;
  • взаимовыгодное сотрудничество;
  • добропорядочность участников;
  • нейтральное отношение примирителя по отношению к обеим сторонам;
  • объективность лица, что выполняет функции примирителя;
  • секретность сведений, касающейся процесса.

Рассматривая алгоритм открытия процесса по примирению судом, в ведении которого рассмотрение дел экономического значения, составления соглашения, итогом чего выступает примирение сторон.

  1. Предоставление прошения с целью назначения уполномоченного лица, что будет осуществлять функции примирителя.

Лицо, что будет выполнять функции примирителя, назначается в судебной инстанции, занимающейся разбором дел экономического характера, 1-ой, апелляционной, а также кассационной инстанций по поводу поданного ходатайства:

  • одним из участников;
  • обоими участниками;
  • согласно решению суда по ч. 1-ой статьи 156-ой хозяйственного кодекса.

Принятие решения по поводу запуска процесса по примирению, назначение лица, которое будет выступать в качестве примирителя.

Решение по поводу назначения лица-примирителя выносится судом. Проблема назначения данной фигуры разрешается судебной структурой без уведомления участников о дате, часах, месте данной процедуры.

Несмотря на это, по решению судебной структуры участники в течение недели с назначения примирителя имеют право предъявить претензии по поводу выбранной кандидатуры на роль примирителя.

При присутствии подобных претензий хотя бы от одного участника судебная инстанция отменяет решение по поводу назначения примирителя с целью проведения процесса, что направлен на примирение. Далее судопроизводство относительно дела производится на общих основаниях.

В абз. же 10-ом статьи 10-ой кодекса прописано, что судебная структура по ведению экономических дел имеет право остановить на время судебный процесс в ситуациях, когда требуется назначение примирителя с целью проведения процедуры примирения.

Процедура примирения считается завершённой, когда:

  • достигнуты поставленные цели и подписано примирительное соглашение;
  • примирение не достигнуто, так как было(и) подано(ы) заявление(и) одним либо обоими участниками или по инициативе примирителя;
  • прошло время процедуры по ч. 1-ой статьи 157-ой кодекса.

Принятие единого мнения по поводу условий примирительного соглашения.

Участники имеют право проведения переговоров в самостоятельном порядке, в присутствии примирителя.

В каждой ситуации лучше вести переговоры между руководителями участников и правоведами оных, так как от точки зрения главы зависит V уступок оппоненту каждым участником.

Подписание соглашения.

Пункты, по которым участники пришли к соглашению в отношении требований, что были заявлены вначале процедуры фиксируются как примирительное соглашение в письменном виде при учёте норм, что изложены в ч. 1-ой – 3-ьей статей 63-ьей, 122-ой кодекса.

В данной документации должны быть сведения, в отношении которых участники пришли к соглашению, касающиеся условий, величины и временных отрезков исполнения взаимных обязательств или только одним участником перед другим, а также по поводу последствий в ситуации его неисполнения добровольно.

Примирительное соглашение, как правило, содержит информацию по поводу условий:

  • о приостановлении на время исполнения обязательств, исполнении оных в виде рассрочки;
  • по поводу нахождения компромисса при выполнении требований;
  • о том, что задолженность признана, уменьшения величины долга;
  • по поводу исполнения требований посредством применения иных путей, что соответствуют действующему законодательству белорусского государства.

В примирительном соглашении, как правило, прописывается учёт расходов, что нужны для проведения судебной процедуры между участниками, что подписали подобную документацию. В ситуации, когда такого пункта в соглашении нет, то судебная инстанция занимается данным вопросом согласно ХПК.

Примирительное соглашение содержит сведения по поводу подписания участниками нового договора, что может выступать в качестве приложения к соглашению. Защита данного права относительно нового договора в ситуации, когда обязательства не исполняются добровольно, то их исполнение осуществляется по алгоритму, что прописан

Примирительное соглашение оформляется по количеству сторон, что подписали оное, суда, где ставятся подписи доверенными лицами участников. В этой ситуации разрешение принимать участие в процессе по примирению, подписание соглашения должно быть прописано в доверенности, что выдана представителю по статье 79-ой кодекса.

Признание итогов примирительного соглашения официальными судебной инстанцией, которая занимается решением экономических дел.

Соглашение, что подписано участниками должно быть утверждено решением суда по экономическим делам.

В этом случае утверждение, выполнение каждого пункта примирительного соглашения осуществляется судебной структурой в алгоритме, что установлен кодексом с целью утверждения, выполнения условий, прописанных в мировом соглашении.

Рассматриваемое соглашение, что поступило в суд до того, как вынесено постановление суда, то окончание разбирательства, что находится в компетенции суда, будет производиться по назначению инстанции при уведомлении участников.

По итогам рассмотрения данного заявления судебная структура выносит решение.

В заключительной части решения, как правило, указываются:

  • содержание документации;
  • алгоритм распределения расходов, что потрачены участниками процесса;
  • алгоритм возврата госпошлины, когда примирительное соглашение не приведено в исполнение.

Данное соглашение обретает силу с даты утверждения оного посредством вынесения судом соответствующего определения.

Перед обращением с иском в суд по спорам между юридическими лицами и ИП обязательными являются предъявление претензии или применение медиации. Иное может устанавливать договор, ГК или другие законодательные акты .

Медиация имеет определенные преимущества перед претензионным порядком, поскольку не всегда направление претензии дает желаемый результат. Контрагент может ее проигнорировать, получить, но не предпринять каких-либо действий для выполнения изложенных в ней требований. Чаще всего предъявление претензии заканчивается обращением в суд.

Медиация представляет собой переговоры, в которых задействованы обе стороны и медиатор. Таким образом, в медиации воля обеих сторон направлена на конструктивный диалог и выработку приемлемого решения, сохранение сотрудничества. Как правило, медиация заканчивается разрешением спорной ситуации без последующего судебного разбирательства. Соглашение по итогам медиации при необходимости можно исполнить принудительно.

Медиация проводится в порядке и с соблюдением условий, которые стороны установили в соглашении о ее применении. При этом они обязаны являться по приглашению медиатора для проведения медиации. Медиатор может инициировать прекращение медиации, если не получит предварительного уведомления сторон об их отсутствии .

Одна из особенностей медиации заключается в сроке ее проведения. В отличие от примирительной процедуры, в медиации стороны устанавливают такой срок самостоятельно. При этом он не может быть дольше шести месяцев со дня заключения соглашения о применении медиации .

Цель ограничения — не позволить сторонам пропустить срок исковой давности.

В частности, он приостанавливается со дня заключения соглашения о применении медиации до дня ее прекращения. Главное условие — соглашение должно иметь место в последние шесть месяцев срока давности, а если он равен или меньше шести месяцев, — в течение срока давности .

Для участия в медиации стороны с согласия медиатора могут приглашать иных заинтересованных лиц, если это поможет урегулировать спор .

Проводится медиация на русском или белорусском языке. Использование другого языка может повлечь для стороны дополнительные расходы на перевод .

В ходе медиации стороны сначала определяют причины спора, ведь каждая понимает их по-своему . Например, одна сторона может ссылаться на неуплату долга из-за тяжелого финансового состояния, а другая — на недобросовестность контрагента.

Затем стороны формулируют круг спорных вопросов, решение которых считают первостепенным .

На заметку
При необходимости каждая из сторон может инициировать перерыв и (или) индивидуальную беседу с медиатором. Для этого нужно заявить ему ходатайство .
Кроме того, любая из сторон может беспрепятственно подать медиатору письменное заявление об отказе от продолжения медиации. День его направления считается днем завершения медиации .

Стороны самостоятельно предлагают варианты решений и обсуждают их с точки зрения конструктивности, приемлемости и реалистичности. Медиатор не вносит своих предложений по урегулированию спора, он лишь управляет переговорным процессом .

В процессе медиации стороны могут выработать условия нового договора и заключить его. Однако исполнить такой договор принудительно, как медиативное соглашение, не получится. Неисполнение обязательств по новому договору, обычно влечет предъявление иска в суд.

По общему правилу вся информация, которую стороны получили в ходе медиации, является конфиденциальной. Исключение составляют сведения о заключении соглашения о применении медиации, ее прекращении. Медиатор не вправе без письменного согласия сторон сообщать кому-либо эту информацию. Ее допускается раскрыть только с согласия предоставившей стороны .

На заметку
Стороны или иные участники медиации при выступлении в суде не вправе ссылаться на полученную в ходе ее информацию :
— о предложениях сторон по возможному урегулированию спора;
— готовности сторон принять высказанные предложения;
— заявлениях и признаниях любой из сторон.

В случае выработки взаимоприемлемых условий стороны заключают медиативное соглашение. Можно просить медиатора помочь его составить, проверить на соответствие требованиям мирового соглашения и на возможность утверждения судом .

Обсудив результаты обобщения практики примирения сторон при рассмотрении гражданских и экономических споров, в целях обеспечения правильного и единообразного применения процессуального законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Обратить внимание судов, что достижение сторонами гражданских и экономических споров примирения, урегулирование и разрешение спора без проведения судебного разбирательства по существу является одним из приоритетных направлений оптимизации судебной нагрузки и дальнейшего совершенствования судебной деятельности.

Примирение сторон содействует формированию культуры конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, восстановлению и укреплению партнерских отношений, экономии бюджетных средств, уменьшению возлагаемых на стороны судебных расходов, обеспечивает эффективную защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

2.Необходимо иметь в виду, что примирение сторон допускается в суде на любой стадии гражданского или хозяйственного процесса с момента возбуждения производства по делу, а также в исполнительном производстве.

Примирение сторон может быть достигнуто как при содействии суда, так и путем применения медиации. По экономическим делам в целях урегулирования спора возможно проведение примирительной процедуры.

Результатом примирения может являться заключение мирового соглашения, медиативного соглашения, соглашения о примирении, отказ истца от иска либо признание иска ответчиком.

3.Суду следует оказывать активное содействие в достижении сторонами примирения по конкретному спору, при необходимости разъяснять им преимущества, порядок и последствия проведения медиации или примирительной процедуры, заключения медиативного соглашения, соглашения о примирении, мирового соглашения. Разъяснение права на примирение отражается в судебных документах (например, определении о принятии искового заявления и возбуждении производства по делу либо о возбуждении дела и подготовке его к судебному разбирательству, протоколе предварительного судебного заседания).

4.Разъяснить судам, что правом на заключение мирового соглашения, участие в медиации или примирительной процедуре обладают истец, ответчик, процессуальные соучастники (истцы, ответчики), а также третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, поскольку обладают процессуальными правами и обязанностями истца (статья 65 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК), статья 64 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК)).

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, правами стороны в полном объеме не наделены и правом на заключение мирового соглашения, соглашения о применении медиации, медиативного соглашения, соглашения о примирении не обладают.

5.Необходимо учитывать, что представители сторон и третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, вправе заключить мировое соглашение, соглашение о применении медиации, медиативное соглашение, а по экономическим спорам – также соглашение о примирении только в случаях, если такое право специально оговорено в доверенности, выданной им представляемым.

Документ, подтверждающий специальные полномочия представителя, подлежит приобщению к материалам дела.

По гражданским спорам граждане могут уполномочивать своих представителей на совершение указанных действий также устным заявлением, сделанным в суде, которое подлежит занесению в протокол судебного заседания (часть четвертая статьи 76 ГПК).

Законные представители граждан, не обладающих дееспособностью в полном объеме, вправе заключить мировое соглашение, соглашение о применении медиации, медиативное соглашение, а по экономическим спорам – также соглашение о примирении без специального оформления указанного полномочия (часть первая статьи 74 ГПК, часть вторая статьи 77 и часть шестая статьи 78 ХПК).

6.Суд вправе передать спор для урегулирования с участием медиатора (медиаторов) только после заключения сторонами соглашения о применении медиации. Медиация может быть проведена по гражданскому делу на любой стадии судебного разбирательства, по экономическому – до начала рассмотрения дела по существу.

Заявление сторон о заключении соглашения о применении медиации заносится в протокол судебного заседания в соответствии с требованиями процессуального законодательства (часть вторая статьи 285 ГПК, часть вторая статьи 189 ХПК).

7.В случае заключения сторонами соглашения о применении медиации по гражданскому делу суду необходимо устанавливать срок проведения медиации, который не может превышать шести месяцев со дня заключения соглашения о применении медиации. При этом производство по делу приостанавливается на основании пункта 41 части первой статьи 160 ГПК.

Заключение сторонами соглашения о применении медиации по экономическому спору является основанием для оставления искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения (абзац семнадцатый статьи 151 ХПК).

8.Надлежит иметь в виду, что медиация проводится в порядке и на условиях, определенных сторонами по соглашению с медиатором, в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О медиации» и Правилами проведения медиации, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2013 г. № 1150 .

В результате переговоров, проведенных сторонами с участием медиатора, спор может быть урегулирован заключением медиативного соглашения, которое составляется в письменной форме, подписывается сторонами и медиатором.

Заключение медиативного соглашения по гражданскому спору является основанием для обращения в суд с заявлением об утверждении мирового соглашения сторон, об отказе истца от иска, о признании иска ответчиком, которое рассматривается в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства (статья 2851 ГПК).

9.Экономическим судам следует учитывать, что при рассмотрении дела на каждой из стадий судебного процесса по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе суда из лиц, занимающих государственную должность в экономическом суде, может быть назначен примиритель, совместно с которым стороны выясняют позиции для урегулирования спора, вырабатывают условия соглашения о примирении (статьи 1551 и 156 ХПК).

При назначении примирителя для проведения примирительной процедуры суд вправе приостановить производство по делу.

Стороны по письменному заявлению могут отказаться от назначенного по инициативе суда примирителя в течение 7 дней с момента вынесения определения о назначении примирителя, а также отказаться на любой стадии переговоров от дальнейшего их проведения.

При достижении примирения по всем или отдельным требованиям стороны заключают соглашение о примирении, которое утверждается определением (постановлением) суда.

10.Обратить внимание судов, что стороны вправе заключить мировое соглашение на любой стадии гражданского или хозяйственного процесса с момента возбуждения производства по делу, а также в исполнительном производстве.

Мировое соглашение может быть заключено в отношении всех или части заявленных требований. В случае участия в деле нескольких истцов и (или) ответчиков мировое соглашение может быть заключено как между всеми истцами и ответчиками, так и между некоторыми из них. Такое соглашение не может быть утверждено, если оно препятствует рассмотрению оставшихся исковых требований.

После утверждения мирового соглашения в части заявленных требований оставшаяся часть иска разрешается судом по существу. При этом стороны не лишены права на любой стадии процесса заключить мировое соглашение и по оставшейся части требований.

11.Разъяснить судам, что с учетом требований процессуального законодательства (например, главы 25, 26, 28, 29 ХПК) и сущности правоотношений не допускается заключение мировых соглашений по делам, возникающим из административно-правовых и иных публичных правоотношений; по делам особого производства; по заявлениям о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений; по делам об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь, и в иных случаях, предусмотренных актами законодательства.

Суд не вправе утверждать мировые соглашения по делам приказного производства, поскольку такие дела рассматриваются без проведения судебного заседания и вызова сторон.

Принимая во внимание, что основания недействительности сделок установлены императивными нормами материального права, утверждение мировых соглашений по таким требованиям недопустимо как противоречащее законодательству.

По экономическим спорам в соответствии с частью седьмой статьи 66 ХПК не подлежат утверждению мировые соглашения, если иск заявлен прокурором в целях защиты государственных и общественных интересов.

12.Судам следует иметь в виду, что мировое соглашение обязательно должно содержать согласованные сторонами четкие и ясные условия о порядке, объеме и сроках выполнения обязательств одной стороны перед другой.

В мировом соглашении могут быть предусмотрены условия об отсрочке или рассрочке выполнения обязательств, об уступке права требования, о признании долга или уменьшении его размера, об исполнении обязательства к определенному сроку, вопросы распределения понесенных судебных расходов, а также иные условия, необходимые для своевременного и полного исполнения заключенного мирового соглашения.

Мировое соглашение не может содержать условия, препятствующие выдаче исполнительного документа, и санкции за его неисполнение.

13.Разрешая вопрос об утверждении мирового соглашения, суду необходимо проверять, является ли мировое соглашение свободным волеизъявлением сторон, соответствуют ли его условия законодательству и не нарушают ли чьих-либо прав и охраняемых законом интересов (в частности, суд проверяет полномочия представителей сторон, подписавших мировое соглашение; наличие обременений имущества, судьба которого разрешается; при уступке права требования – являются ли первоначальный кредитор, новый кредитор и должник сторонами в судебном споре, совершена ли уступка требования с соблюдением формы, установленной статьей 360 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Несоблюдение названных условий является основанием к отказу в утверждении мирового соглашения, о чем суд выносит мотивированное определение (постановление).

Несоразмерность взаимных уступок сторон сама по себе основанием к отказу в утверждении мирового соглашения не является.

При утверждении мирового соглашения суды не вправе выходить за пределы заявленных требований.

По отдельным категориям дел законодательством могут быть предусмотрены специальные условия заключения мировых соглашений (например, глава 10 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2012, 2/1967)).

14.Суд утверждает мировое соглашение путем вынесения соответствующего определения (постановления).

В случае утверждения мирового соглашения производство по делу прекращается (пункт 4 части первой статьи 164 ГПК, абзац восьмой статьи 149 ХПК). Повторное обращение в суд по спору между теми же лицами о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Исходя из существа определения (постановления) об утверждении мирового соглашения к нему не применяются положения о его разъяснении, отсрочке или рассрочке исполнения мирового соглашения, изменении способа и порядка его исполнения.

15.Обратить внимание, что утвержденное судом мировое соглашение является обязательным для сторон и подлежит исполнению в порядке, предусмотренном для исполнения судебных постановлений (статья 461 ГПК, статья 124 ХПК).

В случаях, если мировое соглашение не исполняется в порядке и сроки, определенные в нем, по заявлению заинтересованной стороны суд выдает исполнительный документ.

16.Экономическим судам надлежит учитывать, что в случаях, если мировое соглашение не исполняется в порядке и сроки, определенные в нем, по заявлению заинтересованной стороны выдаются судебные приказы в порядке, установленном статьями 124, 330 ХПК, как на исполнение мирового соглашения, так и на взыскание в бюджет суммы государственной пошлины в соответствии с частью третьей пункта 2, пунктом 3 статьи 252 Налогового кодекса Республики Беларусь. Вопрос о выдаче судебных приказов рассматривается экономическим судом без вызова сторон.

Если стороны в мировом соглашении предусмотрели срок его исполнения, течение срока для предъявления судебного приказа к исполнению начинается со дня окончания срока добровольного исполнения стороной условий мирового соглашения и не зависит от времени обращения с заявлением заинтересованной стороны о выдаче судебного приказа.

В случае, когда мировое соглашение содержит условие о рассрочке исполнения обязательства, судебный приказ выдается по заявлению взыскателя на неисполненную часть платежа, срок исполнения которого наступил, в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 331 ХПК.

Судебный приказ на исполнение мирового соглашения по содержанию должен отвечать требованиям статьи 333 ХПК и может быть предъявлен к принудительному исполнению при неисполнении условий мирового соглашения одной из сторон в течение срока, установленного частью первой статьи 337 ХПК.

17.Следует иметь в виду, что стороны могут заключить мировое соглашение и при пересмотре судебных решений в апелляционном, кассационном или надзорном порядках. При утверждении таких мировых соглашений вынесенные по существу спора судебные постановления подлежат отмене, а производство по делу – прекращению.

18.Необходимо учитывать, что при исполнении судебного постановления вопрос об утверждении мирового соглашения подлежит рассмотрению судом в исполнительном производстве с извещением сторон о времени и месте судебного заседания. Заявление об утверждении мирового соглашения, поданное до возбуждения исполнительного производства, рассмотрению не подлежит и возвращается заявителю.

Утверждение мирового соглашения является основанием для прекращения исполнительного производства.

Поскольку при заключении мировых соглашений в исполнительном производстве судебные постановления, на основании которых выдан исполнительный документ, не подлежат дальнейшему исполнению, суду следует указывать об этом в определении об утверждении такого мирового соглашения.

19.Обратить внимание судов, что в связи с добровольным урегулированием спора истец вправе отказаться от иска, что является самостоятельным основанием прекращения производства по делу (пункт 3 части первой статьи 164 ГПК, абзац пятый статьи 149 ХПК).

Отказ от иска может быть принят судом на любой стадии процесса, за исключением исполнительного производства.

20.Если в результате примирения ответчик заявил о признании иска, его заявление об этом должно быть отражено в протоколе судебного заседания либо изложено в отдельном письменном заявлении ответчика (часть вторая статьи 285 ГПК, часть вторая статьи 189 ХПК).

В случае, если суд найдет возможным принять признание иска ответчиком, он выносит решение об удовлетворении иска. Исследование доказательств при этом может быть проведено как по требованию стороны, так и по инициативе суда.

21.Областным (Минскому городскому) судам, экономическим судам областей (города Минска) периодически обобщать судебную практику применения норм о примирении сторон по гражданским и экономическим спорам, принимать необходимые меры по предупреждению и устранению выявленных недостатков.

22.Признать утратившими силу:

постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 14 «О некоторых вопросах прекращения судебного спора мировым соглашением» ;

постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 мая 2011 г. № 10 «О некоторых вопросах применения примирительной процедуры в хозяйственных судах».

Председатель Верховного Суда

Республики Беларусь В.О.Сукало

Секретарь Пленума, судья Верховного Суда

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: