Преобладание государственных форм поддержки граждан характерно для какой модели социальной работы
Обновлено: 08.06.2023
Социальная работа как общественное явление прошла очень длительный исторический путь. Изучение различных эпох покалывает, что общество в каждый конкретный исторический период реализует определенную модель социальной помощи нуждающимся.
Глубинные традиции взаимопомощи и поддержки у людей проявляются в так называемой архетипической модели помощи. Изучение жизни современных аборигенов в дебрях Амазонки дает наглядные примеры взаимовыручки в трудных жизненных ситуациях в условиях первобытнообщинного строя. Защиту от различных опасностей (голод, стихийные бедствия, войны) индивиду обеспечивают его семья, род. Формы помощи, основанные на кровнородственных отношениях, не претерпели существенных изменений и в настоящее время.
Филантропическая модель помощи зародилась в период Античности, сделавшей высшей ценностью человеческую свободу, основу которой составляла частная собственность. Филантропия связывалась с появлением особых форм поддержки нуждающихся. С превращением античного государства в инструмент господства частных собственников социальная помощь приобретает избирательный характер. Социальная помощь не распространялась на рабов, а только лишь на свободных граждан. Им предоставлялась помощь в виде раздачи продовольствия, денежных средств, полученных, как правило, в результате войн. Богатые семейства греческих городов-полисов выделяли их старикам, обездоленным детям, вдовам.
Традиции социальной помощи существовали и в Древнем Риме. Но помощь оказывалась лишь тем, кто был внесен в списки граждан. Для их поддержки были созданы системы пожертвований бедным. Сбором пожертвований занимались специальные общественные посредники (фасилитаторы).
Данные системы борьбы с бедностью стали прообразом современных социальных акций по сбору средств для нуждающихся. Сегодня в качестве филантропов выступают не только предприниматели, но и известные спортсмены, музыканты, художники, которые активно пропагандируют фактом своего участия идеи частной благотворительности при проведении различных социальных акций.
В период Средневековья в Европе стало активно развиваться церковно-монастырское попечение. Распространение христианского понимания благотворительности как богоугодного дела стало альтернативой сложившемуся в Античности избирательному подходу к социальной помощи. Согласно христианским догматам, милосердие и сострадание, активная поддержка должны оказываться всем без исключения страждущим и нуждающимся людям. Деятельность церкви осуществлялась через монастыри, выступавшие в качестве благотворительных организаций. При монастырях орденов доминиканцев, иезуитов, тамплиеров, францисканцев существовали больницы и богадельни для нищих и убогих, дома призрения для одиноких стариков, благотворительные школы, где дети из бедных семей обучались грамоте по Библии. В этих учреждениях закладывались основы медицинской помощи и просветительской деятельности для всех нуждающихся. Христианские идеи милосердия, заботы о больных и немощных нашли широкое распространение не только в поведенческих установках, но и на уровне обыденного сознания людей, со временем они приобрели форму определенных традиций. И сегодня те же идеи христианского милосердия часто объединяют религиозные и добровольческие организации во многих странах для благотворительной деятельности и решения проблем отдельных людей и территорий.
Наряду с религиозной благотворительностью в Средние века в Европе начинает развиваться и светская благотворительность, которая во многом была вызвана идеями гуманизма. Культурное движение, вошедшее в историю под названием «гуманизм», возникло во Флоренции в XIV в., когда она стала экономическим центром Италии. Через два столетия гуманизм распространился в Германии, Франции и других европейских странах. Сторонники данного подхода полагали, что в каждом человеке заложены безграничные возможности, развитие которых составляет смысл его жизни. Гуманисты создали новое мировоззрение, сущностью которого стало признание человека наивысшей ценностью.
В начале XIX в. в странах Европы и Америки началась промышленная революция, которая резко обострила социальные проблемы. Деятельность благотворительных организаций не могла снизить рост безработицы, нищеты и преступности среди населения. Становилось все более очевидным, что невмешательство государства в решение социальных проблем чревато самыми серьезными последствиями. В различных странах начинают создаваться национальные программы локализации социальных патологий. Так, в Англии оформляются закрытая (в специализированных учреждениях) и открытая (на дому) системы помощи. В ряде стран появляются первые школы профессиональной подготовки добровольных благотворителей. Активно развивается государственная благотворительность, которая проявляется в разработке социального законодательства, введении налогов и страхования, развитии системы образования и воспитания, проведении мероприятий по предупреждению профессионального нищенства. В истории социальной работы эта модель помощи нуждающимся получила название модели социального обеспечения. Особым ее достижением стала разработка для проблемных групп населения особых социальных программ: в области здравоохранения, образования, профилактики правонарушений. Система социального обеспечения в ряде стран стала развиваться в виде агентств, организуемых и финансируемых местными властями. Однако в данной модели государственная помощь не носила систематического характера, кроме того, в ней отсутствовали единые подходы к организации социальной благотворительности.
Сочетание частных и общественных инициатив при государственном законодательном регулировании социальной помощи и поддержки нуждающихся в истории социальной работы можно назвать моделью общественного призрения. Ведущая роль в ней принадлежит благотворительным обществам и организациям, которые находятся под законодательным контролем государства. Общественное призрение включает в себя не только поддержку разных групп нуждающихся людей, но и меры по интеграции женщин в различные сферы общественной деятельности, мероприятия по борьбе с безработицей, профессиональное обеспечение инвалидов, перевоспитание малолетних преступников, противодействие социальным болезням. Для данной модели характерны децентрализация финансовой политики, отсутствие единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, периодический характер социальной деятельности [2].
Таким образом, допрофессиональный этап социальной деятельности характеризуется разнообразными формами оказания помощи на основе самоорганизации различных общественных сил. Накопление богатого эмпирического опыта в этой области способствовало возникновению на рубеже XIX—XX вв. института профессиональной социальной работы. Главным гарантом социальной защищенности становится государство. Организации общественного призрения трансформируются в комплексную систему государственной, общественной и частной благотворительности.
Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX — начале XX в. в США и странах Западной Европы способствовали формированию идеологии ответственности государства перед личностью. Экономический прогресс, которым было отмечено развитие стран Запада в XIX в., сопровождался небывалым обострением социальных проблем, делавших необходимым создание профессиональной помощи нуждающимся. Главным гарантом социальной защищенности становится государство, что не снижает значение неорганизованной благотворительности и филантропии.
Во многих европейских государствах (Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция, Франция), а также в США и Канаде на рубеже XX в. появляется профессиональная форма социальной работы. Главной ее целью становится борьба с бедностью. Официальное признание социальной работы как профессии было связано с появлением профессиональных школ по подготовке социальных работников. В США эту профессиональную деятельность стали называть социальной работой, а в странах Европы — социальной медициной.
Уже перед Второй мировой войной социальная работа вошла в повседневную жизнь многих стран в связи с созданием различных социальных служб, которые стали формироваться как определенный сектор права, экономики и общественных связей. Появление модели социальных служб обусловлено общественной потребностью в данных учреждениях, наличием профессионально подготовленных социальных работников и богатой исторической практикой оказания различных видов социальной помощи проблемным группам населения.
Для сети социальных служб общими стали следующие принципы деятельности:
■ всестороннее развитие «человеческого потенциала»;
■ изучение нужд и потребностей всех групп населения;
■ содействие институциональным процессам для дальнейших социальных изменений;
■ активность населения в решении своих проблем через участие в социальных проектах.
Социальная работа стала разворачиваться в различных сферах жизнедеятельности, включая школы, образование, здравоохранение, армию, досуг и т.д.
В 1960-е гг. появился новый подход к пониманию социальной работы — как непосредственного взаимодействия (интреакции) социального работника и клиента. Это привело к постепенному стиранию стереотипа клиента как объекта действия. Клиент стал рассматриваться как равноправный участник изменений. Социальные работники стали концентрировать свое внимание на жизненных проблемах клиентов. Эти проблемы объединяются в три вида:
1)проблемы, которые обусловлены задачами переходных периодов жизненных циклов,
2)проблемы негативного влияния социальной и природной среды,
3)проблемы, вызванные межличностными отношениями, нарушающими нормальное функционирование семьи как малой социальной группы.
Начало XXI в. связывают с периодом интернационализации социальной работы. Сегодня сформированы национальные школы социальной работы и национальные модели помощи и защиты, которые разворачиваются на основе единой профессиональной идеологии. Ее целью является деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам и общинам для восстановления и усиления их способности к социальному функционированию и созданию условий, способствующих реализации этой цели. Она призвана содействовать приспособлению индивидов и групп к достойной жизнедеятельности в правовом социуме. Как и любая другая профессия, социальная работа представляет собой сообщество специалистов, получающих за свой труд материальное вознаграждение.
Модель социальных служб в опыте зарубежных стран постепенно трансформируется. Это связано с сокращением государственных расходов на социальные нужды, с приватизацией социальных служб, децентрализацией социального обслуживания. Эти процессы дополняются активным внедрением рыночных механизмов, расширением спектра платных социальных услуг и ориентацией на разветвленную систему социального сервиса. Так, в США и Канаде государственные службы в основном занимаются оказанием финансовой помощи нуждающимся и малообеспеченным гражданам. Большую часть социальных услуг предоставляют социальные службы общественных и добровольческих организаций, а также частные агентства. Социальные работники работают в так называемых мультидисциплинарных командах. Работа в них предполагает вовлечение специалистов различного профиля (социальных работников, врачей, юристов, психологов, представителей органов) для решения проблем клиентов, повышения их жизненного уровня, социализации, реабилитации.
В скандинавских странах социальная работа рассматривается как деятельность по оказанию помощи инвалидам, семьям, группам риска в реализации их социальных прав и компенсации физических, психических, интеллектуальных или иных недостатков. В частности, для Швеции характерна психологическая структурная социальная работа, направленная на достижение «индивидуальных и общественных изменений». Важную роль играет социально-педагогическая практика. Это связано с тем, что в процессе социализации у подрастающего поколения могут формироваться негативные качества, приводящие к различным патологиям (наркомания, игромания, алкоголизм). Специализированные социальные службы призваны скорректировать негативные процессы, параллельно осуществляя функции социального контроля. Охраной социальных прав граждан занимаются административные областные суды. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитеты.
Спектр действий социальной работы включает в себя не только различные мероприятия социальной политики, но и различные формы помощи на индивидуально-личностном уровне. Практическая помощь нуждающимся лицам включает в себя различные и иды консультирования, групповую социальную работу, социальную терапию, управление социальными службами и агентствами. Социальные работники решают разноплановые проблемы в различных сферах жизнедеятельности. Они могут заниматься административной работой и социальным планированием, поиском финансовых ресурсов для осуществления социальных акций и проектов. Многообразие направлений в социальной работе отражает спектр существующих проблем и путей их возможного решения совместными усилиями государства, общества и институтами социальной работы.
В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед социальной работой, выделяют:
■ патерналистскую модель социальной работы (преобладание государственных форм поддержки);
■ либеральную модель социальной работы (преобладание общественных инициатив).
Так, социальная работа в Великобритании осуществляется в основном государственными, а в США — негосударственными социальными агентствами.
Частная практика через патентованные формы социальной работы становится в разных странах мира важной альтернативой деятельности государственных социальных служб. В частном секторе социальные работники нанимаются на работу не агентствами, а самими клиентами. Такие работники сами устанавливают и финансируют свои услуги и предоставляют тот же спектр услуг, что и государственные социальные службы.
Частнопрактикующие социальные работники всегда были включены в число наиболее высокооплачиваемых профессионалов клинической (практической) социальной работы. Они не загружены административными и контролирующими обязанностями, что делает их услуги для клиентов более привлекательными. В США более 25% социальных работников занимаются частной практикой. Она стала самым быстро растущим сектором социальной работы, потому что приносит профессиональное признание и предоставляет возможности для улучшения финансового положения. В практической деятельности социальные работники должны руководствоваться следующими правилами.
■ Работники определяют, кто будет их клиентами.
■ Они нанимаются своими клиентами и несут ответственность перед ними.
■ Сами устанавливают и применяют на практике собственный метод лечения или вмешательства.
■ Используют в большей степени профессиональные, нежели бюрократические, нормы для определения методов работы.
■ Получают плату за услуги непосредственно от клиентов или от финансовых агентств своих клиентов.
■ Придерживаются стандартов, этики и ценностей социальной работы.
■ Несут ответственность как профессиональные социальные работники [9. — С. 402—403].
Фундаментальный вопрос социальной работы, который активно обсуждается в западных странах: чьи интересы должен защищать социальный работник — государства, налогоплательщиков (работающего населения) или клиентов социальных служб? — остается открытым.
Вопросы и задания
1.Раскройте особенности филантропической деятельности.
2.Сравните истоки светской и религиозной благотворительности.
3.В чем своеобразие модели общественного призрения?
4.Каковы причины появления профессиональной социальной
5. Охарактеризуйте модели социальных служб.
Первоначальный этап становления теории социальной работы берет свое начало в конце XIX - начале XX в. и связан с разработкой этико-терапевтической модели. Она опиралась на изучение разнообразных форм благотворительности. Книга американской исследовательницы М.Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях» стала первым научным трактатом по социальной работе. В ней предпринята попытка анализа особенностей взаимодействия социального работника и клиента. В другой книге - «Социальные диагнозы» М. Ричмонд подробно описала методы работы с клиентами: социальную диагностику, методы вмешательства в проблемную ситуацию, социальную терапию. По ее мнению, технология социальной работы должна включать следующие этапы:
§ получение информации о проблеме клиента;
§ постановку диагноза (исследование социального отклонения);
§ прогнозирование как анализ перспектив улучшения;
§ осуществление терапии или лечения (оказание помощи клиенту).
Социальный диагноз предполагал оценку как личности клиента, так и его социального положения. Диагноз должен был носить научно обоснованный характер. Цель деятельности социальных работников заключалась в высвобождении ресурсов человека и гармонизации его отношений с социальным окружением. Социальная помощь организовывалась как косвенным «недирективным» методом (воздействие на среду), так и непосредственным «директивным» методом (прямое воздействие на клиента). Директивный метод ориентировал на вовлечение клиента в выработку и принятие решения, например, при помощи советов, обсуждении, уговоров. Центральным лицом оказания помощи выступал социальный работник. Поэтому данный теоретический подход к социальной работе стал называться «работа с клиентом» или «работа со случаем».
В своем труде «Научная школа социальной работы» М. Ричмонд предложила обширный набор схем оценки качества социальной работы, диагностики социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику. Просветительская деятельность М. Ричмонд заложила основы теоретического подхода, который вошел в историю под названием «диагностическая школа» или «диагностический подход» в социальной работе.
Важную роль в формировании диагностической школы социальной работы сыграли идеи психоанализа 3. Фрейда. По мнению Фрейда и его последователей, «не человек является проблемой, а у него есть проблемы». Основная задача психоанализа — это направленность на выявление структурных бессознательных элементов психики и прояснение истинных мотивов поведения личности. Особенное внимание уделялось анализу отношений человека со значимыми близкими, начиная с раннего детства. Целями социальной работы становились гармоничное развитие личности, установление добрых отношений со своим социальным окружением. Отклонения в поведении клиента связывались с неадекватной интерпретацией чувств, потребностей, побуждений.
Для эффективной социальной деятельности специалисту-консультанту требовались тонкая наблюдательность, невмешательство, проницательность, эмоциональная стабильность, способность к адекватному объяснению (интерпретации) поведения клиента. Его практическими задачами были «снятие болезненных симптомов» и достижение сбалансированного развития личности клиента.
Данное направление вошло в историю социальной работы как психодинамическая модель (3. Фрейд, Э.Берн и др.), в которой были обоснованы принципы индивидуальной социальной работы, диагностические процедуры и необходимость использования терапевтических технологий помощи.
Другой подход в развитии теории и практики социальной работы представлен в «функциональной школе социальной работы». Идеологами данного направления выступали О.Ранк и Таффт. Основное внимание здесь уделяется результату взаимодействия социального работника и клиента, а не постановке диагноза. Задача социальной работы заключалась в том, чтобы помощь была признана и осознана клиентом. В этом случае между социальным работником и клиентом устанавливались особые взаимоотношения: они становились партнерами и несли равную ответственность за изменение ситуации. Функциональная школа социальной работы стала основой для деятельности различных агентств и служб, которые предоставляли клиентам необходимые дополнительные ресурсы для их личностного и социального развития.
В 20-30-е гг. XX в. начался новый этап теоретического осмысления социальной работы, который был «клиентоцентрированным» и получил название психосоциального подхода. Его особенностью стало включение в структуру практической работы психосоциальных методов. Помощь клиентам оказывалась на основе учета особенностей личности клиента и его социального окружения. Основная задача состояла в поддержании равновесия между внутренней психической деятельностью человека и отношениями с окружающими, влияющими на его жизнедеятельность. Поскольку люди принадлежат к различным социальным группам, то и их качество жизни различно. Социальному работнику важно выявить влияние всех факторов и постараться компенсировать недостатки в развитии личности, обусловленные принадлежностью к той или иной среде.
В результате в практику были включены новые принципы, ориентирующие социального работника на понимание того, что:
■ каждый клиент является личностью, способной к изменениям и развитию под воздействием как внутренних факторов, так и внешних условий жизнедеятельности;
■ отношения клиента с социальным работником непостоянны и в процессе работы могут изменяться;
■ отношения клиента с его социальным окружением также непостоянны и могут быть подвержены изменениям;
■ оказываемая помощь должна учитывать индивидуальность клиента, его социально-экономическое положение в обществе, национальную и социальную принадлежность, специфику отношений с другими людьми;
■ в процессе оказания помощи происходит коррекция поведения клиента, изменяется его мировоззрение.
Наиболее полно психосоциальное направление отражено в работах Холлис и Вудс.
В настоящее время психосоциальный подход находит все более широкое применение в различных сферах социальной работы: охрана детства, помощь семье, работа с пожилыми и инвалидами, работа с этническими меньшинствами, в различных областях здравоохранения.
Распространение бихевиоризма привело к появлению бихевиористского, или поведенческого, подхода в психосоциальной практике. Данная теория основывается на идеях зависимости поведения человека от воздействий окружающей среды Дж. Уотсона, Б. Скиннера, Э. Л. Торндайка и др. Достаточно правильно выстроить систему социальных стимулов и подкреплений, задать «правильные» образцы для подражания, чтобы устранить нежелательные формы поведения у клиентов. Целью социальной работы становится усиление желаемого поведения путем использования различных видов подкрепления и социального обучения, в основе которого лежит процесс подражания. Социальный работник может помочь клиенту решить его проблемы, представив ему образцы социально одобряемого поведения. В настоящее время бихевиористские методы используются в различных тренингах, в программах устранения причин насилия, в брачном консультировании, при решении проблем безработицы и сокращения правонарушений.
Бихевиоризм — направление западной психологии, предметом которого является поведение и закономерности его формирования.
Близкой к бихевиоризму считается когнитивная теория в социальной работе. Эта психологическая теория в социальной работе ориентирована на достижение клиентами правильного понимания ситуации. Мышление формирует поведение, поэтому, изменяя когнитивные (мыслительные) процессы, можно изменять дисфункциональные эмоциональные и поведенческие проявления личности (Бек, Элис, Глессер, Скотт). В рамках когнитивной теории успешно применяются такие методы практической работы с клиентами, как объяснение, убеждение, интерпретация и конфронтация.
Чаще всего когнитивный подход применяют при решении эмоциональных проблем, особенносвязанных с преодолением депрессии, тревожности, гнева. Особенно эффективен данный метод при работе в рамках супервизорства со специалистами, которые подверглись «профессиональной деформации».
Идеи когнитивной психологии нашли свое отражение в «задача-ориентированной» модели социальной работы. Она строится на признании врожденной склонности человека к рациональному мышлению. В ее рамках социальный работник выступает в роли учителя, побуждающего клиента к решению его жизненных проблем через осознание ошибок и разработку шагов к их исправлению. Данный метод был предложен в 1970 г. С. Рейдом и Р. Эпштейном и успешно апробирован в социальных агентствах Развитие гуманистических идей в психологии привело к возникновению гуманистической модели социальной работы (В. Франкл, К.Роджерс, А.Маслоу и др.). В рамках модели социальный работник воспринимает клиента как человека, способного самостоятельно решать свои проблемы и брать на себя ответственность за свои действия и поступки. В своей работе социальный работник должен исходить из следующих гуманистических установок:
■ каждый клиент уникален и самоценен;
■ каждый клиент наделен потенциалом для непрерывного развития;
■ терапия должна быть ориентирована на личностный рост клиентов;
■ методы воздействия носят недирективный характер.
Основная задача - в рамках данного подхода помочь клиенту научиться принимать себя таким, каким он есть в действительности. И это становится залогом позитивных изменений, так как происходит сокращение между «я» реальным и идеальным, воображаемым. Социальные работники «лечат словом», используя метод логотерапии, поэтому важная роль в гуманистической модели социальной работы отводится личности терапевта, ее коммуникативным способностям и техникам общения. Социальный работник должен помочь клиенту найти свой неповторимый жизненный стиль, позволяющий получать удовольствие от жизни.
С позиций современного гуманизма благо человека - это критерий оценки всех социальных явлений действительности, а сам человек может быть для другого человека только целью, а не средством. Гуманистический тип отношений между людьми предполагает бескорыстную их основу. Развитие идей гуманизма в современном обществе привело не только к признанию за каждым человеком права на жизнь в условиях не ниже установленного Прожиточного минимума, но и предоставлению каждому нуждающемуся минимальной социально-психологической помощи и поддержки, оказываемой на безвозмездных началах за счет средств общества и государства.
Психолого-ориентированное направление в социальной работе возникло как результат признания обществом права человека на получение не только материальной, но и психологической помощи в трудных жизненных ситуациях.
После Второй мировой войны произошла коренная переориентация проблематики социальной работы. Она стала формироваться на базе долгосрочных программ по оказанию помощи различным группам нуждающихся: сиротам, беженцам, эмигрантам, инвалидам.
Получают развитие социально ориентированные модели социальной работы. В соответствии с новыми идеями решение проблем оказания помощи клиенту должно опираться на совершенствование деятельности, всевозможных окружающих человека социальных систем:
§ естественных (семья, друзья, коллеги по работе);
§ формальных (различные общественные организации;
§ социэтальных (различные государственные структуры - коммунальные, социальные службы, милиция и т.д.).
Задачи социальных работников заключаются в оптимизации функционирования различных типов систем через профессиональную работу в них и осуществление посреднической деятельности между клиентом и различными системами и, наконец, активизацию собственных потенциалов клиента как саморегулирующейся системы. Данный подход ориентирован на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы. В основе данного подхода идеи теории систем Л. фон Берталанфи.
Экологический подход в социальной работе анализирует «систему во взаимодействии», где под системой понимается сама личность и то окружение, в котором она живет. Социальный работник действует в пограничных зонах и является преимущественно посредником, задачей которого является воздействие как на личность, так и окружающую его среду. Экологический подход активно используется в работе с семьями, группами людей, имеющих одинаковые проблемы; в работе с общественностью на конкретной территории; в работе с органами власти на подчиненной им территории в направлении совершенствования социальной политики.
Главной целью социальной работы является усиление адаптивных способностей людей. Социальный работник в решении проблем клиента воздействует не только на него, но и на среду его обитания. В структуре социальной работы экологический подход проявляется наиболее масштабно в организации работы системы социального обеспечения и поддержки населения.
В настоящее время известны следующие концепции экосистемной теории:
§ экокритический, экосоциальный, экофеминистический подходы, изложенные к книге «Экосоциальный подход в социальной работе» под редакцией Матиса и др. (2001);
§ модель жизненного цикла, представленная Джемейн и Гиттерман, — «Модель жизненного цикла в практике социальной работы» (1996);
§ экосистемный подход, изложенный в работе Матайни «Основы практической социальной работы» (2002).
В середине XX в. в социальной работе начинают разрабатываться теоретические модели социальной работы, ориентированные на комплексный подход к оценке проблем жизни клиента, их типизации и обобщению. Процесс оказания помощи стал рассматриваться более широко, включая и общесоциальную проблематику. Так, модель социальной работы исходит из базовых положений социологического знания о роли социальных институтов и социальных процессов. Для повышения качества и эффективности социального обслуживания необходимо участие социальных работников в деятельности учреждений социальной сферы. К задачам оказания помощи клиентам в нормальной социализации добавились новые функции по социальной защите и поддержке различных слоев населения. Социальная работа становится инструментом обеспечения социальной устойчивости общественного развития за счет возможностей для удовлетворения актуальных социальных потребностей населения. Социальная работа приобретает характерные черты социального института и рассматривается как способ решения социальных проблем, носящих более или менее глобальный характер: безработица, миграция населения, наркомания. Структурная модель социальной работы предполагает участие социальных работников в оптимизации деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту и поддержку различным социальным группам нуждающихся. Социально-педагогическая модель социальной работы восходит к идеям П. Наторпа о возможности интеграции воспитательных сил общества для решения социальных проблем. Свои взгляды о воспитательных возможностях общества он изложил в сочинении «Культура народа и культура личности». Идеи ученого базируются на положении о том, что процесс социализации является в основном институционализированным процессом. Он реализуется через систему определенных социальных институтов (семья, школа, СМИ), призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями. Такой подход к осмыслению социальной работы предполагает включение в нее, как минимум, двух типов социальных педагогов. Один из них призван решать задачи социализации и ресоциализации на уровне личности, а другой - на уровне формализованных социальных компонентов среды с учетом требований морали и ценностей общественного развития.
Таким образом, социально-педагогическая модель рассматривает социальную работу как сложное явление общественной жизни и включает несколько уровней осмысления:
§ социальная работа в контексте культурно-исторического развития общества (макроуровень);
§ отдельные виды и направления социальной работы (мезо- уровень);
§ практика социальной работы с клиентами в ситуации повседневности (микроуровень).
На первом уровне происходит осмысление философского знания в качестве методологии профессиональной деятельности в обществе.
На втором уровне рассматривается организационный аспект социальной работы через формы ее реализации (например, городских социальных служб, государственных и муниципальных учреждений и организаций, фондов и т.д.).
Рис. 1. Классификация теорий и моделей социальной работы
На третьем уровне анализируется социальная работа с точки зрения деятельности или эффективности оказания помощи и поддержки нуждающимся.
В настоящее время большинство отечественных ученых выделяют следующие типы теорий и моделей социальной работы (см. рис. 1).
Профессиональная позиция социального работника должна включать в себя как можно больше объясняющих и разрешающих проблему клиента гипотез для перевода абстрактных теорий в практические действия помощи клиентам. Очень часто по аналогии с технической сферой социальную работу определяют, как своего рода социальную инженерию, конструирующую «технику» разрешения социальных проблем.
Список используемых источников:
1. Гончарова А.Н., К вопросу о создании единой теории социальной работы // Социальная теория. Социальная политика: сб. науч. ст. - Вып. 3 / отв. ред. Е. В.Жижко. - Красноярск, 2005.
2. Пэйн М., Социальная работа: современная теория: учеб. пособие. — М., 2013.
3. Психология социальной работы / под ред. М.А.Гулиной. — СПб., 2013.
4. Рузанов В.И., Гончарова А.Н. Актуальные проблемы теории социальной работы: моногр. - Красноярск, 2005.
5. Теория социальной работы: учебник / под ред. Е.И.Холостовой. — М., 2014.
6. Фирсов М. В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие. — М., 2013.
7. Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учеб. пособие. — М., 2013.
Вопросы и задания
1. Дайте краткую характеристику различным теоретическим подходам социальной работы.
2. В чем заключаются особенности психолого-ориентированных моделей социальной работы?
3. Раскройте содержание социально ориентированных моделей социальной работы.
Темы для докладов и рефератов
Теория социальной работы: единство или многообразие.
Теория социальной работы: современное состояние и пути развития новой науки.
Модель социальной работы, взаимопомощь, благотворительность, филантропия, церковно-монастырское попечение, добровольческий и институциональный уровни социальной работы, общее призрение, профессиональная социальная работа, интернационализация социальной работы, частная практика социальной работы.
Социальная работа как общественное явление имеет довольно длительный исторический путь. Изучение различных эпох показывает, что общество в каждый конкретный исторический период реализует определенную модель социальной помощи нуждающимся.
Модель социальной работы — набор определенных символов, правил, которые по уровню своей абстрактности соотносятся с реальной практикой социальной работы.
Глубинные традиции взаимопомощи и поддержки у людей проявляются в так называемой архетипической модели помощи. Изучение жизни современных аборигенов в дебрях Амазонки дает наглядные примеры взаимовыручки в трудных жизненных ситуациях в условиях первобытнообщинного строя. Защиту от различных опасностей (голод, стихийные бедствия, войны) индивиду обеспечивают его семья, род. Формы помощи, основанные на кровнородственных отношениях, не претерпели существенных изменений и в настоящее время.
Филантропическая модель помощи зародилась в период Античности, сделавшей высшей ценностью человеческую свободу, основу которой составляла частная собственность. Филантропия связывалась с появлением особых форм поддержки нуждающихся. С превращением античного государства в инструмент господ ства частных собственников социальная помощь приобретает избирательный характер. Социальная помощь не распространялась на рабов, а только лишь на свободных граждан. Им предоставлялась помощь в виде раздачи продовольствия, денежных средств, полученных, как правило, в результате войн. Богатые семейства греческих городов-полисов выделяли их старикам, обездоленным детям, вдовам.
Традиции социальной помощи существовали и в Древнем Риме. Но помощь оказывалась лишь тем, кто был внесен в списки граждан. Для их поддержки были созданы системы пожертвований бедным. Сбором пожертвований занимались специальные общественные посредники (фасилитаторы).
Данные системы борьбы с бедностью стали прообразом современных социальных акций по сбору средств для нуждающихся. Сегодня в качестве филантропов выступают не только предприниматели, но и известные спортсмены, музыканты, художники, которые активно пропагандируют фактом своего участия идеи частной благотворительности при проведении различных социальных акций.
В период Средневековья в Европе стало активно развиваться церковно-монастырское попечение. Распространение христианского понимания благотворительности как богоугодного дела стало альтернативой сложившемуся в Античности избирательному подходу к социальной помощи. Согласно христианским догматам, милосердие и сострадание, активная поддержка должны оказываться всем без исключения страждущим и нуждающимся людям. Деятельность церкви осуществлялась через монастыри, выступавшие в качестве благотворительных организаций. При монастырях орденов доминиканцев, иезуитов, тамплиеров, францисканцев существовали больницы и богадельни для нищих и убогих, дома призрения для одиноких стариков, благотворительные школы, где дети из бедных семей обучались грамоте по Библии. В этих учреждениях закладывались основы медицинской помощи и просветительской деятельности для всех нуждающихся. Христианские идеи милосердия, заботы о больных и немощных нашли широкое распространение не только в поведенческих установках, но и на уровне обыденного сознания людей, со временем они приобрели форму определенных традиций. И сегодня те же идеи христианского милосердия часто объединяют религиозные и добровольческие организации во многих странах для благотворительной деятельности и решения проблем отдельных людей и территорий.
Благотворительная деятельность — это социальное действие по реализации определенных общественных и частных усилий в оказании помощи и поддержки нуждающимся лицам. Данный вид деятельности не регламентирован, что позволяет ей более гибко реагировать на возникающие социальные проблемы.
Наряду с религиозной благотворительностью в Средние века в Европе начинает развиваться и светская благотворительность, которая во многом была вызвана идеями гуманизма. Культурное движение, вошедшее в историю под названием «гуманизм», возникло во Флоренции в XIV в., когда она стала экономическим центром Италии. Через два столетия гуманизм распространился в Германии, Франции и других европейских странах. Сторонники данного подхода полагали, что в каждом человеке заложены безграничные возможности, развитие которых составляет смысл его жизни. Гуманисты создали новое мировоззрение, сущностью которого стало признание человека наивысшей ценностью.
Распространению модели общественной благотворительности способствовали также идеи Просвещения, которое появилось как европейское идейное течение в XVII—XVIII вв. Система взглядов просветителей (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер и Т. Джефферсон) существенно поменяли представления о роли искусства, философии и политики. Согласно их представлениям, общество должно находиться в гармонии как с окружающим миром, так и с человеческой природой. Средством достижения такой гармонии просветители считали образование, которое должно было положить конец невежеству, являвшемуся, по их мнению, главной причиной социальных бедствий. Эти идеи нашли свое выражение в создании учебно-воспитательных, социальных благотворительных учреждений, основанных на принципах человеколюбия. Они существовали за счет частных пожертвований, обширной филантропической деятельности. Тогда перед государством еще не стояла задача оказания систематической помощи нуждающимся. Поэтому частная благотворительность оставалась основной формой социальной помощи.
В начале XIX в. в странах Европы и Америки началась промышленная революция, которая резко обострила социальные проблемы. Деятельность благотворительных организаций не могла снизить рост безработицы, нищеты и преступности среди населения. Становилось все более очевидным, что невмешательство государства в решение социальных проблем чревато самыми серьезными последствиями. В различных странах начинают создаваться национальные программы локализации социальных патологий. Так, в Англии оформляются закрытая (в специализированных учреждениях) и открытая (на дому) системы помощи. В ряде стран появляются первые школы профессиональной подготовки Добровольных благотворителей. Активно развивается государственная благотворительность, которая проявляется в разработке социального законодательства, введении налогов и страхования, развитии системы образования и воспитания, проведении мероприятий по предупреждению профессионального нищенства. В истории социальной работы эта модель помощи нуждающимся получила название модели социального обеспечения. Особым ее достижением стала разработка для проблемных групп населения особых социальных программ: в области здравоохранения, образования, профилактики правонарушений. Система социального обеспечения в ряде стран стала развиваться в виде агентств, организуемых и финансируемых местными властями. Однако в данной модели государственная помощь не носила систематического характера, кроме того, в ней отсутствовали единые подходы к организации социальной благотворительности.
Сочетание частных и общественных инициатив при государственном законодательном регулировании социальной помощи и поддержки нуждающихся в истории социальной работы можно назвать моделью общественного призрения. Ведущая роль в ней принадлежит благотворительным обществам и организациям, которые находятся под законодательным контролем государства. Общественное призрение включает в себя не только поддержку разных групп нуждающихся людей, но и меры по интеграции женщин в различные сферы общественной деятельности, мероприятия по борьбе с безработицей, профессиональное обеспечение инвалидов, перевоспитание малолетних преступников, противодействие социальным болезням. Для данной модели характерны децентрализация финансовой политики, отсутствие единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, периодический характер социальной деятельности.
Таким образом, допрофессиональный этап социальной деятельности характеризуется разнообразными формами оказания помощи на основе самоорганизации различных общественных сил. Накопление богатого эмпирического опыта в этой области способствовало возникновению на рубеже XIX-XX вв. института профессиональной социальной работы. Главным гарантом социальной защищенности становится государство. Организации общественного призрения трансформируются в комплексную систему государственной, общественной и частной благотворительности.
Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX - начале XX в. в США и странах Западной Европы способствовали формированию идеологии ответственности государства перед личностью. Экономический прогресс, которым было отмечено развитие стран Запада в XIX в., сопровождался небывалым обострением социальных проблем, делавших необходимым создание профессиональной помощи нуждающимся. Главным гарантом социальной защищенности становится государство, что не снижает значение неорганизованной благотворительности и филантропии.
Во многих европейских государствах (Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция, Франция), а также в США и Канаде на рубеже XX в. появляется профессиональная форма социальной работы. Главной ее целью становится борьба с бедностью. Официальное признание социальной работы как профессии было связано с появлением профессиональных школ по подготовке социальных работников. В США эту профессиональную деятельность стали называть социальной работой, а в странах Европы - социальной медициной.
Уже перед Второй мировой войной социальная работа вошла в повседневную жизнь многих стран в связи с созданием различных социальных служб, которые стали формироваться как определенный сектор права, экономики и общественных связей. Появление модели социальных служб обусловлено общественной потребностью в данных учреждениях, наличием профессионально подготовленных социальных работников и богатой исторической практикой оказания различных видов социальной помощи проблемным группам населения.
Для сети социальных служб общими стали следующие принципы деятельности:
§ всестороннее развитие «человеческого потенциала»;
§ изучение нужд и потребностей всех групп населения; в содействие институциональным процессам для дальнейших социальных изменений; а активность населения в решении своих проблем через участие в социальных проектах.
Социальная работа стала разворачиваться в различных сферах жизнедеятельности, включая школы, образование, здравоохранение, армию, досуг и т.д.
В 1960-е гг. появился новый подход к пониманию социальной работы - как непосредственного взаимодействия (интреакции) социального работника и клиента. Это привело к постепенному стиранию стереотипа клиента как объекта действия. Клиент стал рассматриваться как равноправный участник изменений. Социальные работники стали концентрировать свое внимание на жизненных проблемах клиентов. Эти проблемы объединяются в три вида:
§ проблемы, которые обусловлены задачами переходных периодов жизненных циклов,
§ проблемы негативного влияния социальной и природной среды,
§ проблемы, вызванные межличностными отношениями, нарушающими нормальное функционирование семьи как малой
Начало XXI в. связывают с периодом интернационализации социальной работы. Сегодня сформированы национальные школы социальной работы и национальные модели помощи и защиты, которые разворачиваются на основе единой профессиональной идеологии. Ее целью является деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам и общинам для восстановления и усиления их способности к социальному функционированию и созданию условий, способствующих реализации этой цели. Она призвана содействовать приспособлению индивидов и групп к достойной жизнедеятельности в правовом социуме. Как и любая другая профессия, социальная работа представляет собой сообщество специалистов, получающих за свой труд материальное вознаграждение.
Модель социальных служб в опыте зарубежных стран постепенно трансформируется. Это связано с сокращением государственных расходов на социальные нужды, с приватизацией социальных служб, децентрализацией социального обслуживания. Эти процессы дополняются активным внедрением рыночных механизмов, расширением спектра платных социальных услуг и ориентацией на разветвленную систему социального сервиса. Так, в США и Канаде государственные службы в основном занимаются оказанием финансовой помощи нуждающимся и малообеспеченным гражданам. Большую часть социальных услуг предоставляют социальные службы общественных и добровольческих организаций, а также частные агентства. Социальные работники работают в так называемых мультидисциплинарных командах. Работа в них предполагает вовлечение специалистов различного профиля (социальных работников, врачей, юристов, психологов, представителей органов) для решения проблем клиентов, повышения их жизненного уровня, социализации, реабилитации.
В скандинавских странах социальная работа рассматривается как деятельность по оказанию помощи инвалидам, семьям, группам риска в реализации их социальных прав и компенсации физических, психических, интеллектуальных или иных недостатков. В частности, для Швеции характерна психологическая структурная социальная работа, направленная на достижение «индивидуальных и общественных изменений». Важную роль играет социально-педагогическая практика. Это связано с тем, что в процессе социализации у подрастающего поколения могут формироваться негативные качества, приводящие к различным патологиям (наркомания, игромания, алкоголизм). Специализированные социальные службы призваны скорректировать негативные процессы, параллельно осуществляя функции социального контроля. Охраной социальных прав граждан занимаются административные областные суды. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитеты.
Спектр действий социальной работы включает в себя не только различные мероприятия социальной политики, но и различные формы помощи на индивидуально-личностном уровне. Практическая помощь нуждающимся лицам включает в себя различные виды консультирования, групповую социальную работу, социальную терапию, управление социальными службами и агентствами. Социальные работники решают разноплановые проблемы в различных сферах жизнедеятельности. Они могут заниматься административной работой и социальным планированием, поиском финансовых ресурсов для осуществления социальных акций и проектов. Многообразие направлений в социальной работе отражает спектр существующих проблем и путей их возможного решения совместными усилиями государства, общества и институтами социальной работы.
В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед социальной работой, выделяют:
■ патерналистскую модель социальной работы (преобладание государственных форм поддержки);
■ либеральную модель социальной работы (преобладание общественных инициатив).
Так, социальная работа в Великобритании осуществляется в основном государственными, а в США - негосударственными социальными агентствами.
Частная практика через патентованные формы социальной работы становится в разных странах мира важной альтернативой деятельности государственных социальных служб. В частном секторе социальные работники нанимаются на работу не агентствами, а самими клиентами. Такие работники сами устанавливают и финансируют свои услуги и предоставляют тот же спектр услуг, что и государственные социальные службы.
Частнопрактикующие социальные работники всегда были включены в число наиболее высокооплачиваемых профессионалов клинической (практической) социальной работы. Они не загружены административными и контролирующими обязанностями, что делает их услуги для клиентов более привлекательными. В США более 25 % социальных работников занимаются частной практикой. Она стала самым быстро растущим сектором социальной работы, потому что приносит профессиональное признание и предоставляет возможности для улучшения финансового положения. В практической деятельности социальные работники должны руководствоваться следующими правилами.
§ Работники определяют, кто будет их клиентами.
§ Они нанимаются своими клиентами и несут ответственность перед ними.
§ Сами устанавливают и применяют на практике собственный метод лечения или вмешательства.
§ Используют в большей степени профессиональные, нежели бюрократические, нормы для определения методов работы.
§ Получают плату за услуги непосредственно от клиентов или от финансовых агентств своих клиентов.
§ Придерживаются стандартов, этики и ценностей социальной работы.
§ Несут ответственность как профессиональные социальные работники Фундаментальный вопрос социальной работы, который активно обсуждается в западных странах: чьи интересы должен защищать социальный работник — государства, налогоплательщиков (работающего населения) или клиентов социальных служб - остается открытым.
Список использованных источников:
1. Козлов А. А., Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспектива. — М., 2013.
2. Некрасова А.Я., Международный опыт социальной работы. — М., 2014
3. Соболева М.Е. , Социальная работа за рубежом. — СПб., 2011.
4. Социальная работа: учеб. пособие / под общ. ред. В. И. Курбатова. — Ростов н/Д, 2012.
5. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / отв. ред. А.А. Козлов. — М., 2014.
6. Хатчинсон Г. С., Модели в социальной работе: из разных источников к одному полю деятельности / под ред. Р.И.Даниловой. — Архагельск, 1999.
7. Холостова Е.И., Социальная работа как феномен цивилизованного общества // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. — М., 2013.
8. Чорбинский С. И., Социальная работа и социальные программы в США. — М., 2013.
9. Энциклопедия социальной работы: в 3 т. — Т. 3: пер. с англ. — М., 2013.
Автор статьи

Читайте также: