Председатель суда избирается на пленарном заседании суда сроком на

Обновлено: 05.02.2023

При определении структуры и штатного расписания районного суда необходимо руководствоваться Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Данная Инструкция была утверждена приказом № 61 Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде (02.04.2011г.)

Структура суда представляет собой организационное устройство суда, в котором отражена схема подчиненности подразделений и должностей, а также принципы их взаимодействия.

Под штатным расписанием суда понимают документ, содержащий описание структуры суда, в частности, наименования и количество должностей, соответствующие им должностные оклады, тарифные ставки, допустимые должностные поощрения и надбавки, классные чины.

Разработанные структура и штатное расписание должны соответствовать определенной численности штата и не превышать лимиты выделенного бюджета на оплату труда. Утверждение документов осуществляет председатель суда после согласования с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.

Структура суда

Основные должностные единицы районного суда представлены председателем суда, его заместителем или заместителями и судьями. Очевидно, что конечная структура районного суда будет зависеть от численности работников.

Предположим, что количество работников районного суда составляет 15-25 единиц. Тогда структура суда будет выглядеть следующим образом:

  • председатель суда;
  • помощник председателя суда;
  • заместитель председателя суда (если количество судей больше 7);
  • судьи;
  • помощники судей.

Такой районный суд будет представлен следующими отделами:

  • общий (вопросы по кадрам, делопроизводство, материально-техническое обеспечение);
  • обеспечения судопроизводства.

Помимо указанного свою деятельность осуществляет администратор суда, не включаемый в штат, находящийся в подчинении у председателя суда и исполняющий его указания.

Для численности сотрудников 26-45 единиц структура районного суда изображена ниже на рисунке 1.

Структура суда

Рисунок 1. Структура районного суда (26-45 сотрудников)

В свою очередь, численность работников, задействованных в деятельности районного суда, устанавливается из принципа достаточности для содействия реализации прав всех граждан, по месту проживания относящихся к территории конкретного судебного района.

При определении штатной численности судей в районном суде, в том числе, руководствуются общим, закрепленным бюджетными показателями, количеством судей всех федеральных судов общей юрисдикции: численность судей районного суда должна находиться в границах запланированных финансовых данных. Количество судей районного суда устанавливает Судебный Департамент, согласовывая этот показатель с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Законодательно предусмотрена возможность при необходимости организовать постоянное судебное присутствие.

Судебное присутствие представляет собой обособленное подразделение районного суда, реализующее его полномочия, образованное с целью приблизить правосудие к отдаленно расположенному месту пребывания или проживания лиц-участников дела.

Должности председателя суда, его заместителя и судей районного суда замещаются по назначению Президента РФ по представлению Председателя Верховного Суда, при этом должно иметь место положительное заключение квалификационной коллегии судей, действующей на территории соответствующего субъекта России. Сроки пребывания в должностях следующие:

  • для судьи максимальный срок пребывания в должности составляет 70 лет;
  • председатель и его заместитель или заместители определяются на должность сроком на 6 лет. При этом законом предусмотрена возможность одному и тому же лицу занять должность повторно, но не более 2-х раз подряд.

Председатель районного суда

Председатель районного суда – должностное лицо, деятельность которого направлена на исполнение процессуальных и административных функций в рамках реализации возложенных на районный суд полномочий.

К управленческой деятельности председателя районного суда относится:

  • организация функционирования суда;
  • установление и контроль над исполнением правил внутреннего распорядка в подведомственном районном суде с опорой на типовые правила, утвержденные Советом судей РФ;
  • распределение обязанностей между подчиненными сотрудниками (заместители, судьи);
  • организация мероприятий по повышению квалификации судей и сотрудников аппарата суда;
  • реализация мер поощрения или дисциплинарной ответственности в отношении подчиненных;
  • информирование сотрудников об аспектах своей деятельности и функционировании районного суда в целом;
  • общее руководство аппаратом суда, в частности, назначение и освобождение от должности;
  • реализация прочих полномочий, связанных с организацией деятельности подведомственного районного суда.

К числу иной деятельности председателя, не связанной непосредственно с управлением судом, относится:

  • реализация полномочий в качестве судьи, а именно рассмотрение и разрешение дел в ходе судебных заседаний (отправление правосудия);
  • организация работы, связанной с изучением и анализом судебной практики подведомственного районного суда;
  • на основании проведенного анализа формирование представлений о ликвидации условий и причин, которые способствуют возникновению правонарушений;
  • личный прием граждан, рассмотрение жалоб на действия суда;
  • вынесение представлений относительно назначения и освобождения от должности администратора суда.

В ситуации, когда председатель районного суда временно отсутствует, согласно его поручению реализация полномочий председателя возлагается на заместителя. Если же у председателя отсутствует заместитель, полномочия передаются одному из судей этого районного суда.

Аналогично, в ситуации, когда полномочия председателя были приостановлены или прекращены, они передаются на исполнение заместителю или, в случае отсутствия такового, одному из судей районного суда (согласно решению Председателя Верховного Суда РФ).

Обеспечение функционирования районного суда с точки зрения организации (реализация мероприятий информационного, финансового, кадрового, материально-технического и пр. характера) является задачей Судебного Департамента при Верховном суде РФ и аппарата конкретного районного суда.

Аппарат районного суда

Под аппаратом районного суда понимают структуру в составе районного суда, деятельность сотрудников которой направлена на организационное обеспечение деятельности судей.

Руководство аппаратом районного суда осуществляет его председатель. Выделяют две группы работников аппарата районного суда (Закон о судах общей юрисдикции, ст.38, ч.6 и 8):

  • Федеральные государственные гражданские служащие. Представителям этой группы работников, как государственным служащим, присваиваются классные чины и иные специальные звания. К ним причисляют:
    • начальников отделов и их заместителей,
    • помощников председателя, его заместителя (заместителей) и судей;
    • консультанта;
    • специалистов (главный, старший (I, II категории), специалист I категории);
    • секретарей суда и судебных заседаний.
    • технический персонал по обслуживанию зданий суда;
    • персонал по охране;
    • персонал транспортного хозяйства;
    • курьеры;
    • прочие сотрудники, принимаемые согласно трудовому договору в районный суд.

    Помимо непосредственного руководства аппаратом председатель районного суда также определяет структуру, численность сотрудников и штатное расписание аппарата подведомственного районного суда. При этом данные организационные моменты должны быть согласованы с Судебным департаментом, и численность сотрудников аппарата не может превышать заложенных в федеральный бюджет плановых показателей.

    Параметры аппарата районного суда (количество сотрудников, отделы и их названия) не обязательно совпадают у районных судов разных судебных районов, определяются организационно-штатным расписанием суда. Указ Президента РФ № 1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы» (31.12.2005г.) закрепляет перечень должностей работников аппаратов судов.

    Функции аппарата районного суда

    Деятельность аппарата суда направлена на реализацию следующих функций:

    • прием и выдача документов;
    • удостоверение копий судебной документации;
    • контроль над уплатой пошлин и сборов;
    • вручение уведомлений и вызовов;
    • в рамках назначенных дел организационная подготовка к слушанию;
    • ведение протоколов заседаний суда;
    • учет движения дел, а также сроков их прохождения в судебной инстанции;
    • обеспечение хранения дел, судебной документации;
    • участие в обработке данных практики суда;
    • осуществление деятельности по ведению статистики суда;
    • информационно-справочная деятельность;
    • прием граждан (Закон о судах общей юрисдикции, ст.39).

    Полномочия помощника председателя суда

    Данная должность замещается (осуществляется освобождение от нее) по назначению председателя районного суда. Перечень полномочий помощника председателя суда (судьи) зависит от вида судопроизводства. Для помощника судьи районного суда в гражданском судопроизводстве определены следующие обязанности:

    • проверка заявлений и документации, поступивших по первой инстанции, на предмет их соответствия нормам законодательства, достоверности и полноты содержащихся в них сведений. Судья может поручить помощнику выяснение конкретных вопросов относительно поступивших материалов;
    • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение по изученным материалам дела и предложение о том, какое определение должно быть вынесено (из числа указанных в ГПК РФ, ст.133-136);
    • составление проектов сопроводительных писем в адрес участников дела о направлении принятых судьей судебных актов;
    • контроль над соблюдением сроков устранения условий, которые могут воспрепятствовать рассмотрению гражданского дела, или тех условий, что способствуют оставлению заявления без движения, приостановлению судопроизводства. Своевременный доклад о ситуации относительно этих условий судье;
    • осуществление мероприятий с целью подготовки дела к разбирательству в суде, в частности, формирование и отправка пакета документации заинтересованным лицам, согласно поручению судьи участие в решении вопросов относительно назначения дела к разбирательству;
    • контроль над получением участниками дела почтовых отправлений, содержащих судебные акты, повестки, своевременный доклад судье в ситуации неполучения адресатом почтового отправления (возврат);
    • согласно поручениям судьи формирование запросов в соответствующие государственные органы с целью определения места пребывания лиц-участников дела;
    • проверка поступивших жалоб (на соответствие нормам ГПК РФ (ст.332, 333)) граждан на определение мирового судьи;
    • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение относительно поступившей частной жалобы и предложение о том, какое должно быть вынесено определение (из числа указанных в ГПК РФ, ст.334);
    • исполнение других поручений судьи, которые связаны с рассмотрением дела гражданского характера в первой инстанции.

    В настоящее время процессуальный статус помощника судьи не установлен процессуальными кодексами РФ. Исполнение должностных полномочий помощником осуществляется согласно должностной инструкции, а также Типовым должностным регламентам, определенным приказом Судебного департамента № 272 (06.12.2010г.).

    Администратор районного суда

    Данное должностное лицо не включено в штат районного суда. Назначение на эту должность (освобождение от нее) осуществляет начальник управления Судебного управления на основании представления председателя суда.

    Администратор исполняет распоряжения председателя соответствующего районного суда, освобождая его от деятельности, которая не имеет непосредственного отношения к отправлению правосудия. Ключевой обязанностью администратора является обеспечение организации функционирования суда, в том числе:

    • взаимодействие с адвокатурой и органами правопорядка;
    • информационно-правовое обеспечение деятельности районного суда;
    • ведение статистики;
    • ведение делопроизводства, архивация документации;
    • материально-техническое обеспечение судей и иных сотрудников суда;
    • социальное обеспечение судей и иных работников суда;
    • организация охраны зданий районного суда и пр.

    Консультант районного суда

    Такая должность вводится в случае наличия значительного объема судебной работы в районном суде. К обязанностям консультанта относится:

    • прием частных лиц;
    • справочная работа по вопросам законодательства и судебной практики;
    • своевременное изучение изменений, происходящих в действующем законодательстве, формирование доклада судьям об этих изменениях;
    • участие в мероприятиях по повышению квалификации иных работников аппарата суда.

    Заведующий канцелярией районного суда

    Для устройства районного суда характерно наличие одной канцелярии, многосоставного суда – две канцелярии: по гражданским делам и уголовным делам. Деятельность заведующего, в том числе, опирается на Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, определенную приказом Судебного департамента № 36 от 29.04.2003г. Заведующий канцелярией в рамках своей служебной деятельности выполняет следующие функции:

    • организация делопроизводства в конкретном районном суде;
    • распределение всего объема работы между подчиненными сотрудниками, контроль над ее выполнением;
    • оформление переписки служебного характера между районным судом и иными инстанциями (вышестоящими судебными или органами правопорядка);
    • ведение книги приказов и распоряжений в рамках функционирования районного суда.

    Секретари

    Секретарь районного суда исполняет служебные обязанности такие как:

    • делопроизводство по судебным делам, которые подлежат разбирательству в суде;
    • ведение журналов и учетно-статистических карточек;
    • обеспечение хранения вещественных доказательств и пр.

    Секретарь судебного заседания, в свою очередь, в рамках служебной деятельности выполняет следующие действия:

    • ведение протоколов заседаний суда в процессе судебного разбирательства дел;
    • подготовка судебного заседания технического характера;
    • осуществление вызова в заседание суда лиц-участников дела (истец, ответчик, адвокат, прокурор, свидетель и пр.), контроль их явки в суд и пр.

    Задача по поддержанию определенного порядка функционирования районного суда подлежит исполнению Федеральной Службой Судебных Приставов РФ в лице судебных приставов. Относительно обеспечения порядка деятельности районного суда судебный пристав обязан:

    Статья 6.1. Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов

    (введена Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

    1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначаются в порядке, установленном Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

    (в ред. Федеральных законов от 02.06.2009 N 100-ФЗ, от 08.12.2020 N 426-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

    Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения его полномочий - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

    (п. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее - заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации) назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

    Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации указанное представление не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанного лица - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

    (п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.

    (п. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после дня получения представления Президента Российской Федерации.

    (п. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. Председатели, заместители председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

    7. Председатели, заместители председателей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

    Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

    (п. 7 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    8. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

    Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

    9. Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в порядке, установленном настоящей статьей.

    С 01.01.2023 п. 10 ст. 6.1 утрачивает силу (ФЗ от 08.12.2020 N 426-ФЗ).

    10. Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

    11. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.

    Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.

    По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

    Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.

    В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.

    11.1. Полномочия Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателей и заместителей председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам могут быть также прекращены Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом. При этом прекращаются полномочия указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.

    (п. 11.1 введен Федеральным законом от 08.12.2020 N 426-ФЗ)

    12. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

    13. Председатель, заместитель председателя районного суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Председатель, заместитель председателя иного федерального суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

    14. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

    Статья 29. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

    О сроках пребывания в должности председателей и заместителей председателей судов, назначенных на должность до 30.07.2018, см. ФКЗ от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.

    1. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

    2. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

    1) организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда;

    2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

    3) созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях;

    4) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

    5) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

    6) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

    7) вносит в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

    8) утратил силу с 1 сентября 2019 года. - Федеральный конституционный закон от 30.10.2018 N 2-ФКЗ;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    9) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб;

    10) организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей;

    11) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

    12) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

    13) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

    4. В случае приостановления или прекращения полномочий председателя суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.


    Как отметил Павел Крашенинников, предложения депутатов, отклоненные при первом рассмотрении проекта закона во втором чтении, были обсуждены с Верховным Судом, Правительством России и Администрацией Президента РФ.

    17 июля Госдума повторно рассмотрела законопроект Верховного Суда РФ, направленный на реформирование судебной системы России путем создания обособленных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (№ 374020-7).

    С соответствующей просьбой к депутатам обратился председатель Комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, пояснив, что это базовый законопроект для проведения современной судебной реформы (помимо него существует еще около трех десятков других, внесенных ВС, депутатами и Президентом) и он очень тщательно обсуждается. Он отметил, что появилось несколько уточняющих поправок, которые обсуждались с Верховным Судом, Правительством России и Администрацией Президента РФ.

    В частности, при рассмотрении проекта 10 июля прозвучали предложения депутатов Сергея Иванова и Юрия Синельщикова об ограничении срока полномочий председателей и заместителей кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

    В законопроект о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции внесен ряд изменений, большая часть которых касается апелляционных и кассационных военных судов и месторасположения новых СОЮ

    Как сообщала «АГ», изначально законопроект предполагал, что по истечении срока полномочий председатели могут быть назначены на эту должность вновь, без ограничения числа таких сроков. По мнению депутатов, такая несменяемость ведет к росту зависимости судей от них. Тогда соответствующие поправки были отклонены под предлогом того, что данный вопрос не является предметом рассмотрения законопроекта. Вместе с тем Павел Крашенинников согласился, что ограничение двумя сроками разумно, и сообщил, что такие предложения могут быть внесены позднее иным законопроектом.

    Тем не менее ситуация изменилась, причем ограничение распространилось не только на председателей создаваемых судов – в Закон о судах общей юрисдикции будет внесено изменение, согласно которому председатели и заместители председателей судов, назначенные на должность до вступления в силу рассматриваемого закона, сохранят свои полномочия до истечения срока, на который они были назначены. При этом назначение на должность председателей и заместителей председателей судов после вступления закона в силу допускается не более чем на один срок, если они пребывали в соответствующей должности два и более раз подряд, за исключением предусмотренных законом случаев.

    Кроме того, внесена поправка о признании утратившим силу п. 2 ст. 29 Закона о судах общей юрисдикции, согласно которой по истечении срока полномочий председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

    Помимо этого, в законопроект внесено положение, согласно которому увеличен предельный срок пребывания в должности заместителя председателя Конституционного Суда и Верховного Суда РФ – до 76 лет. Напомним, ранее аналогичная поправка была принята в отношении председателей судов общей юрисдикции.

    Кроме того, несколько изменена география создаваемых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, при этом наиболее значимым изменением является то, что один из пяти апелляционных судов общей юрисдикции будет создан в Москве, а не в Калуге, как это предполагалось.

    Напомним, законопроект ВС РФ был внесен в Госдуму 26 января, а постановление об этом было принято Пленумом ВС РФ еще 13 июля 2017 г. Согласно документу кассационный суд общей юрисдикции будет действовать в пределах территории соответствующего судебного округа и в соответствии с установленной подсудностью будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществлять иные полномочия. Предусмотрено создание в Российской Федерации девяти таких судов.

    Верховный Суд хочет создать структурно обособленные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, не связанные рамками территориального деления субъектов РФ

    Принципиальным отличием предлагаемого в соответствии с законопроектом варианта построения судебной системы от действующего в настоящее время станет четкое разделение функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке между двумя самостоятельными звеньями судебной системы.

    К компетенции судебных коллегий областных и равных им судов предлагается отнести только рассмотрение дел в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам с исключением полномочий по рассмотрению в качестве суда апелляционной инстанции дел по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения областного и равного ему суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции.

    Из компетенции президиумов областных и равных им судов исключаются процессуальные полномочия, связанные с рассмотрением дел по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения областного и равного ему суда, а также дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

    Функции президиума областного и равного ему суда общей юрисдикции с принятием законопроекта будут ограничиваться принятием решений по организационным вопросам в пределах ведения соответствующего суда. Таким образом, областные и равные им суды в качестве судов второй инстанции становятся судами апелляционной инстанции.

    Полномочия по рассмотрению всех дел, которые ранее рассматривались в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда, передаются в исключительную компетенцию кассационных судов общей юрисдикции, которые станут единой кассационной инстанцией, как в отношении судебных актов мировых судей, так и в отношении судебных актов, вынесенных районными судами и гарнизонными военными судами.

    Кроме того, в соответствии с предлагаемой законопроектом схемой инстанционности судебной системы оспаривание решений мировых судей в судебных коллегиях ВС РФ будет возможно только в том случае, если в результате обжалования указанных судебных постановлений в кассационном порядке в кассационный суд общей юрисдикции им будет вынесено постановление, и только при наличии существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела.

    В третьем чтении законопроект предлагается рассмотреть сегодня же вечером.

    Европейский Суд по правам человека: структура и состав

    Количество судей, входящих в состав Европейского Суда по правам человека равно количеству стран, входящих в состав Совета Европы и ратифицировавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Таким образом один судья представляет одно государство, участника Конвенции.

    Судьи не являются представителями государств, а принимают участие в работе Европейского суда не в качестве представителей государств, а в личном. Защита интересов своей страны не должна быть целью работы судьи.

    Реорганизация Европейского суда, проведенная в 1998 г. руководящими органами Совета Европы, существенно повлияло на состав суда. Реорганизация была проведена с целью:

    1. сохранить преемственность судебной практики и обеспечить максимально эффективное использование судебного опыта, накопленного в предыдущие периоды;
    2. омолодить судейский состав, поскольку в предыдущем составе большинство судей были старше 70-ти лет или довольно близко к этому возрасту. Новый суд в большинстве своем составлен из судей возрастом 50-60 лет и в меньшей мере судьями, перешагнувшими возраст 60-ти лет.

    Конвенцией не устанавливается нижний возрастной предел для судей в Европейском Суде по правам человека.

    1. сбалансировать гендерное представительство в суде, поскольку в предыдущих составах женщины судьи практически отсутствовали.

    Одно из правил, действующих во время выборов судей в Европейском Суде, гласит, что если два претендента на должность, один из которых женщина, набирают во время голосования одинаковое количество голосов, то выбранной на должность считается женщина-судья.

    Судьей Европейского Суда может быть выбрано исключительно лицо, выставленное претендентом исключительно государство, членом Совета Европы.

    Как правило, судьями избираются граждане государств, представивших их в качестве претендентов, но это правило не носит обязательного характера.

    Конвенция предусматривает выбор судей Парламентской Ассамблеей Совета Европы большинством голосов сроком на 6 лет с правом переизбрания.

    Полномочия судей досрочно прекращаются на основании отставки, то есть ухода по собственному желанию, или освобождения от занимаемой должности. В случае отставки судья подпет соответствующее заявление на имя Председателя суда, а тот, в свою очередь, передает его Генеральному Секретарю Совета Европы. Освобождение судьи от занимаемой должности происходит в случае его несоответствия предъявляемым требованиям.

    Европейский Суд по правам человека является абсолютно независимым органом. Исключено вмешательство в его деятельность и деятельность судей, входящих в его состав, со стороны других органов СЕ.

    Шестой протокол Генерального соглашения о привилегиях и иммунитете СЕ постановил следующее:

    • в процессе исполнения своих обязанностей, а также во время перемещений, связанных с выполнением обязанностей, судья, равно ка и его багаж, не может быть задержан или арестован и в вопросах, связанных с таможенным контролем, обладает теми же привилегиями, что и глава дипломатической миссии;
    • документы, связанные с деятельностью судьи Европейского Суда, неприкосновенны, а официальные переписки судей не могут быть арестованы или подданы цензуре;
    • с целью обеспечения независимости и свободы слова в процессе исполнения обязанностей судьям предоставлен судебный иммунитет, относящийся ко всему сказанному, написанному или совершенному в процессе исполнения служебных обязанностей. Данный иммунитет действует и после того, как полномочия судьи прекращаются.

    Статусом судьи также предусмотрен запрет на осуществление деятельности, несовместимой с принципами независимости и беспристрастности или противоречащих требованиям, вытекающим из полномочий судьи. Запрет распространяется на все время пребывания судьи в должности. Значимым для статуса также является правило старшинства, определяющееся исходя из возраста или времени пребывания в должности. Одно из правил Конвенции предусматривает обязательное участие в деле судьи от страны-представителя, являющейся стороной в рассматриваемом деле. Такая необходимость продиктована тем, что в результате такого рассмотрения Суд непосредственно сталкивается с правовыми нормами данного государства и вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела, лучше всего способен разъяснить именно судья, представляющий эту страну.

    Структура Европейского Суда по правам человека

    В качестве высшего распорядительного органа Европейского суда выступает пленарное заседание, в состав которого входят все без исключения судьи. Пленарное заседание решает важные организационные вопросы. Судебные функции не относятся к компетенции заседаний. К числу вопросов, обсуждаемых на пленарном заседании, относятся:

    • выборы руководящего состава суда, в том числе Председателя и его заместителей, а также Председателя Секции. Процесс выбора представляет собой тайное голосование. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютное большинство голосов, проводится второй тур голосования. Во втором туре производится голосование за двоих кандидатов, получивших наибольшее количество голосов в первом туре. При равенстве голосов выбор производится по принципу старшинства;
    • вопросы образования судебных секций и утверждения их составов;
    • выборы руководителя судейского аппарата, именуемого Грефье, а также его заместителей;
    • утверждение регламента Суда, его толкования и внесение правок и изменений;
    • принятие решения об освобождения судей от занимаемых должностей на основании дискредитирующих фактов;
    • иные вопросы, вынесенные на рассмотрение пленарным заседанием Председателем или другими судьями. Пленарное заседание созывается Председателем Суда на основании требования не менее трети судей.

    Решение пленарного заседания является правомочным только в случае, если в заседании принимало участие не меньше 2/3 от состава судей.

    Ключевой фигурой Европейского Суда по правам человека является его Председатель. Он обладает широкими компетенциями, в числе которых выделяются:

    • организационные и управленческие функции, такие как осуществление руководства работой и управление делами Суда;
    • представительские функции, на пример взаимодействие с органами управления Совета Европы;
    • судебные функции, которые заключаются в председательствовании на пленарном заседании, заседании Большой Палаты и комитета 5-ти судей. Голос Председателя является определяющим в случаях, когда голоса судей разделяются поровну.

    Судебные функции Председателя ЕСПЧ подчиняются принципам коллегиальности, согласно которых рассматриваются решения Суда.

    1 апреля 2019 г. новым Председателем Европейского Суда по правам человек был избран представитель от Греции Линос-Александр Сицилианос, занимавший с мая 2017 г. должность вице-президента.

    Председатель Европейского Суда выбирается сроком на три года с правом переизбрания путем голосования на Пленарном заседании. Выборы заместителей председателя проводятся по тем же правилам.

    Пребывание судьи в должности Председателя ограничивается сроком его полномочий судьи.

    C 2003 г. в Европейском Суде начал функционировать новый орган, именуемый Бюро и созданный с целью содействия Председателю в процессе выполнения обязанностей, связанных с руководством Судом и его подразделениями и улучшения координации работы Секций. На Бюро возложены обязанности по решению административных и внесудебных вопросов, находящихся в компетенции председателя суда и переданных им для рассмотрения Бюро. По результатам рассмотрения вопросов Бюро делает доклад и вносит предложения в процессе пленарного заседания. По результатам совещания Бюро составляется отчет на французском и английском языках и его копии передаются всем судьям.

    Важным моментом деятельности Бюро также является выполнение им функций консультационного органа ЕСПЧ в случаях, когда Регламент предполагает предписание практических инструкций по отправлению правосудия.

    Конвенция в ст. 26 предполагает создание на определенный срок палат, но в ст. 25 Регламента используется термин «секция». Такое разграничение в наименовании продиктовано необходимостью избегать смешения терминологии, поскольку Конвенцией также предусмотрено образование Комитетов, Палат и Большой палаты. Секции не занимаются непосредственно рассмотрением дел, но из их числа могут формироваться палаты, рассматривающие конкретные дела. Функции непосредственного отправления правосудия, то есть вынесения решений по существу возложены на Палаты и Большую Палату ЕСПЧ.

    Секция в полном составе (11 судей) принимает участие в рассмотрении дела в процессе открытого публичного слушанья.

    Секции Суда созданы с целью децентрализации в процессе распределения между судьями наростающего количества дел. Раньше эта функция возлагалась непосредственно на Председателя ЕСПЧ.

    Европейский Суд разделен на четыре Секции, представленных равным количеством судей. Секции образуются в процессе пленарного заседания на основании предложения Председателя. Срок полномочий Секций аналогичен сроку полномочий Председателя и составляет 3 года. При создании Секций соблюдается баланс по географическому и гендерному критериям с учетом специфика права стран-участниц. Такое распределение способствует максимально всестороннему рассмотрению дел в каждой из Секций в независимости от того, интересы какого государства при этом подлежат рассмотрению.

    Председатели Секций выбираются по общим правилам в процессе пленарного заседания.

    Каждое дело, переданное в Секции рассматриваются образованной Палатой в составе 7-ми судей, в число которых входят: председатель, судья, представляющий государство и еще 5 судей из Секции, назначенных председателем. Дела подлежат рассмотрению Палатами в порядке очередности. Также Палатой может быть принято решение о рассмотрении в приоритетном порядке. Если судья, являющийся представителем от государства-участника конвенции не состоит в Секции, то он принимает участие в заседании Палаты на правах полноценного участника, а остальные судьи назначаются стандартным путем председателем Секции. Судьи, не получившие назначения в Палаты, принимают участие в слушании по делу без права голоса. Такие судьи имеют статус запасных и могут заменить судью, который был изначально назначен на это рассмотрение, но отсутствует.

    Европейским Судом практикуется объединение в общее производства нескольких жалоб при условии, что они характеризуются сходностью предмета и в качестве ответчика выступает одно государство. Исходя из возрастающего количества жалоб такая практика, скорее всего, будет более широко применятся и в будущем.

    Если в качестве ответчика и заявителя с общими интересами выступают два и более государства ст. 30 Регламента Европейского Суда предусмотрена возможность назначения общего судьи для заседания в Палате в качестве избранного по предложению Председателя. Соответствующее предложение вносится Председателем после ознакомления государств-участников с поданной жалобой в соответствии с требованиями ст. 54. Если соглашение о назначении единого избранного судьи между государствами не достигается, то такой определяется Председателем путем жребия из числа претендентов, поданных государствами-участниками процесса.

    Высшей судебной инстанцией ЕСПЧ является Большая Палата, состоящая из 17-ти основных и 3-х запасных судей. На заседаниях Большой Палаты председательствует Председатель или же один из его заместителей. В состав Большой Палаты входят также Председатели Секций или их заместители и другие судьи. Состав суда Большой Палаты избирается жеребьевкой, проводимой Председателем при участии Секретаря. Правила жеребьевки обеспечивают соответствие принципам географической и гендерной сбалансированности и принимают во внимание специфику правовых систем государств – участников процесса. В результате такого подхода обогащается работа Суда, и увеличивает значимость принимаемых решений.

    Ст. 30 Конвенции предусмотрена возможность отказа Палатой от своих компетенций в пользу Большой палаты, если дело, рассматриваемое в Палате касается существенных вопросов, связанных с толкованием положений Конвенции или Протоколов или решение рассматриваемых вопросов противоречит постановлениям, которые были вынесены Судом ранее. При этом в состав Большой палаты включаются Члены Палаты, ранее рассматривающей это дело и отказавшейся от своих компетенций. В исключительном случае любая из сторон процесса на протяжении 3-х месяцев после вынесения постановления Палатой имеет право подать письменное ходатайство о передаче рассмотрения дела в Большую Палату. При этом указывается существенный вопрос, касающийся толкования или применения Конвенции и ее Протоколов, или же другой существенной проблемы, требующей рассмотрения в Большой Палате. При рассмотрении подобных дел Большой Палатой в ее состав не входит судья, принимавший участие в совещаниях при первом рассмотрении. Исключением являются Председатель Палаты и судьи – представители государств, участвующих в процессе. Соответствующие прошения рассматриваются Коллегией в составе 5-ти судей. В состав Коллегии входит Председатель Суда и Председатели Секций или заместители. В коллегию не могут входить Председатели и заместители Секций, образовывавших Палату, которая рассматривала это дело ранее и судья – представитель государства, участвующего в процессе или его гражданин.

    В соответствии со ст. 44 Конвенции постановления, вынесенные Большой Палатой являются окончательными, а решения Палат приобретают статус окончательных, когда:

    • сторонами сделано заявление о том, что рассматриваемое дело не будет перенаправлено в Большую Палату;
    • истек 3-х месячный срок с момента вступления в силу постановления и ни одной из сторон за прошедшее время не было подано прошения о передаче дела в Большую Палату;
    • прошение о передаче дела на рассмотрение в Большую Палату было отклонено Коллегией.

    Окончательные постановления ЕСПЧ носят обязательный характер для выполнения всеми государствами – участниками Конвенции. Контроль за выполнением постановлений возлагается на Комитет Министров. Согласно ст. 44 Конвенции окончательные постановления Европейского суда должны быть опубликованы.

    На протяжении года с момента публикации постановления согласно ст. 79 регламента любая из сторон дела может подать прошение в Суд с целью его разъяснения если обнаруживается факт, который на момент вынесения постановления не был/или не мог быть известен Суду, но мог быть решающим при принятии решения. Данное прошение может быть подано стороной, обнаружившей факт, на протяжении 6-ти месяце с момента обнаружения с обязательным подкреплением в виде документов. Рассмотрение такого прошения производится Палатой в ее изначальном составе. Палата может принимать решение об отклонении прошения, если отсутствуют основания для рассмотрения либо удовлетворить прошение и назначить дату повторного рассмотрения с уведомлением другой стороны процесса. В результате рассмотрения прошений Палаты выносят решения в виде постановлений.

    Также допускается внесение исправлений в постановление по инициативе Суда или на основании ходатайства одного из участников процесса на протяжении месяца с момента вступления постановления в силу в части технических, арифметических и ошибок другого рода, а также описок.

    Решение о количестве комитетов принимается Председателями Суда и Секций. В состав Комитета входят 3 судьи из одной Секции. Комитеты создаются на 12-ти месячный срок. В задачу Комитетов входит решение вопросов приемлемости к рассмотрению жалоб, внесенных в Секцию.

    Комитеты не занимаются рассмотрением жалоб по существу, а лишь проверяют последние на соответствие критериям приемлемости.

    Особый статус и функции секретаря в Европейском Суде по правам человека

    Эффективная работа ЕСПЧ во многом зависит от организованности и профессиональности его аппарата.

    Одной из важнейших функций Секретариата Европейского Суда является судебная. Ее основной отличительной чертой стоит отметить значительную вовлеченность представителей аппарата в процессы рассмотрения дел и принятия решений. Именно ввиду такой специфики руководителя аппарата ЕСПЧ называют Грефье (рус. секретарь). Грефье или его заместители вместе с ведущими сотрудниками аппарата, готовившими дело, принимают участие в судебных заседаниях. Они не обладают правом голоса, но при этом отвечают на вопросы судьи, дают разъяснения по вопросам, касающимся обстоятельств дела, а также в случае возникновения разночтений в документах на английском и французском языках. В процессе подготовки дел к слушаниям служба Грефье фиксирует вопросы, которые они считают самыми важными для принятия решения по делу. Также служба Грефье может заниматься подготовкой первоначального проекта решения по рассматриваемому делу. Ст. 25 Конвенции говорит об использовании Судом помощи референтов. Постановления Суда подписывает Председатель состава судей, рассматривавших дело, а также Грифье или кто-то из его заместителей. Дополнительной значимости Грифье добавляет тот факт, что последний пользуется иммунитетом, аналогичным установленному Протоколом для судей. Грефье избираются на пленарном заседании путем тайного голосования сроком на 5-ть лет с правом на переизбрание. Назначение состава секретариата, в том числе референтов, осуществляет Генеральный секретарь СЕ с согласия Председателя ЕСПЧ или Грефье согласно его поручения.

    Особой функцией Грифье Регламент определяет связи со СМИ. При осуществлении данной функции он обязан «соблюдать требуемую от его должности осмотрительность», выполняя функции посредника при передаче и получении Судом информации по делу, подлежащему рассмотрению.

    Значимость должности Секретаря также подчеркнуто в ст.1 Регламента, устанавливающей, что данный термин применим только к Секретарю Суда или Секретарю Секции.

    Регламентом установлен ряд требований, предъявляемых к кандидату на должность Секретаря:

    • кандидат должен соответствовать высочайшим моральным критериям;
    • обладать необходимыми познаниями в области права, лингвистики и администрирования;
    • иметь необходимый опыт для выполнения своих обязанностей на занимаемой должности.

    Секретарь может быть отстранен от занимаемой должности решением 2/3 голосов судей, принимающих участие в пленарном заседании в случае несоответствия секретарем требованиям, предъявляемым на данной должности.

    В случае с избранием Грефье наиболее ярко отслеживается политика ЕСПЧ по сбалансированному представительству полов. Так, в случае, если в процессе голосования кандидаты на должность получают одинаковое количество голосов, приоритетом в назначении пользуется кандидат – женщина и только потом старший по возрасту кандидат.

    Состав секретариата ЕСПЧ, в том числе референтов, назначает Генеральный секретарь СЕ с согласия Председателя ЕС или Грефье.

    В настоящее время ведется обсуждение возможности вывода секретариата из подчинения Совету Европы с дальнейшей передачей в прямое подчинение Европейскому Суду.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: