Правовые принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий

Обновлено: 24.09.2022

Финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий свойственны определенные принципы, нашедшие отражение в законодательстве. Это следующие принципы.

Принцип финансовой самостоятельности предприятий, сочетающейся с государственным регулированием и управлением в установленных правовыми нормами пределах.

Принципы планирования и прогнозирования предприятиями процессов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.

Принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производственно-хозяйственной деятельности.

Принцип самоокупаемости и самофинансирования предполагает необходимость создания на предприятиях финансовых резервов (резервных фондов). В необходимых случаях унитарные предприятия вправе осуществлять в установленном порядке (по согласованию с собственником имущества) заимствования средств: а) в формах банковского кредита; б) бюджетных кредитов, предоставленных условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ; в) путем размещения облигаций или выдачи векселей. Вместе с тем в целях решения государственных (и муниципальных) задач государственным и муниципальным предприятиям оказывается финансовая поддержка из денежных фондов соответствующих органов, в ведении которых они находятся.

Принцип ответственности предприятий и их должностных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий. Такая ответственность может быть предусмотрена нормами финансового, административного, уголовного, гражданского права. В ГК РФ (п. 5 ст. 13) предусмотрено, в частности, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Принцип разграничения финансовыхресурсов предприятия и финансовых ресурсов (казны) государства или муниципального образования (п.4ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Принцип разграничения средств, предназначенных для основной (текущей) деятельности, и для капитальных вложений. Данный принцип направлен на обеспечение целевого использования средств.

Принцип контроля за использованием государственными и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов. Контроль осуществляется компетентными государственными органами, в соответствующих случаях — органами местного самоуправления. Помимо этого осуществляется внутренний (внутрихозяйственный) финансовый контроль, который проводится силами каждого предприятия непосредственно.

8. Принцип участия трудового коллектива в планировании производства, социального развития и соответствующего ис-пользования финансовых ресурсов. Так, ТрК РФ (ст. 2), исходя из общепризнанных принципов, норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений относит обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах.

В российском законодательстве не имеется законодательного акта, который урегулировал бы в целом вопросы правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий и финансовой деятельности этих предприятий. Однако принятый 14 ноября 2002 г. Федеральный закон «О государственных и муниципальных предприятиях» в значительной мере устранил этот пробел. Детальное урегулирование на законодательном уровне в кодифицированной форме получили лишь отношения предприятий, возникающие в связи с входящими в систему налогов и сборов. Основополагающая роль принадлежит Конституции РФ, определившей основы организации финансовой системы страны. В рассматриваемой области действуют в определенной части законы РФ, акты Президента РФ, Правительства РФ, в том числе положения об отраслевых органах исполнительной власти, а также акты самих отраслевых государственных органов.

На региональном и местном уровнях в отношении государственных (региональных) и муниципальных предприятий, помимо правовых актов федерального уровня, действуют акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Существенное значение имеют уставы унитарных, в том числе казенных, предприятий, утверждаемые уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления.

' Вопросы и задания для самоконтроля

Дайте определение понятия финансов предприятий. Назовите их особенности как звена финансовой системы РФ.

Какова роль финансов предприятий? Какие финансовые правоотношения возникают в связи с функционированием финансов предприятий? Какие предприятия (по организационно-правовым формам и формам собственности) участвуют в этих правоотношениях?

Укажите особенности финансовых правоотношений, в которых участвуют государственные и муниципальные унитарные предприятия.

На основании законодательства назовите источники средств, за счет которых формируется уставный фонд унитарного предприятия.

Дайте определение понятия финансовой деятельности предприятия. Каково ее содержание?

Назовите основные права и обязанности государственных и муниципальных унитарных предприятий, соответствующих их функциям в области финансовой деятельности.

В каких формах и в каком порядке государственные и муниципальные предприятия осуществляют заимствования средств? Ответ дайте на основании законодательства.

Каковы полномочия органов государственного управления и местного самоуправления в отношении финансовой деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий?

Каковы особенности правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий в сравнении с казенными предприятиями? Ответ дайте на основе законодательства.

Назовите правовые принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий.

На какие цели используются финансовые ресурсы государственных и муниципальных предприятий?

С какими органами государственной власти и местного самоуправления вступают в финансовые правоотношения государственные и муниципальные унитарные предприятия?

Что означает самоокупаемость и самофинансирование применительно к государственным и муниципальным предприятиям?

На основе каких правовых актов осуществляют финансовую деятельность государственные и муниципальные предприятия?

Проведите анализ Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия в аспекте правового режима финансов государственного унитарного предприятия; аналогичную проведите с уставом унитарного предприятия регионального и муниципального уровня.

17. Сделайте подборку правовых актов регионального и муниципального уровня, регулирующих правовой режим соответствующих унитарных предприятий.

Финансовой деятельности государственных и муниципаль-ных предприятий свойственны определенные принципы, нашед-отражение в законодательстве. Это следующие принципы.

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

1. Принцип финансовой самостоятельности предприятий, сочетающейся с государственным регулированием и управлени-ем в установленных правовыми нормами пределах.

2. Принципы планирования и прогнозирования предприятиями процессов формирования и использования финансовых ресур-сов, находящихся в их распоряжении.

3. Принцип самоокупаемости и самофинансирования произ-водственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производ-ственно-хозяйственной деятельности.

Принцип самоокупаемости и самофинансирования предпо-лагает необходимость создания на предприятиях финансовых резервов (резервных фондов). В необходимых случаях унитар-ные предприятия вправе осуществлять в установленном поряд-ке (по согласованию с собственником имущества) заимствования средств: а) в формах банковского кредита; б) бюджетных креди-тов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, кото-рые предусмотрены бюджетным законодательством РФ; в) пу-тем размещения облигаций или выдачи векселей. Вместе с тем в целях решения государственных (и муниципальных) задач государственным и муниципальным предприятиям оказывается финансовая поддержка из денежных фондов соответствующих органов, в ведении которых они находятся.

4. Принцип ответственности предприятий и их должност-ных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий. Такая ответственность может быть предусмотрена нормами финансового, административного, уголовного, гражданского права. В ГК РФ (п. 5 ст. 13) предусмотрено, в частности, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

5. Принцип разграничения фшансовыхресурсов предприятия и финансовых ресурсов (казны) государства иш муниципалъного об-разования (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).

6. Принцип разграничения средств, предназначенных для ос-новной (текущей) деятельности, и для капитальных вложений. Данный принцип направлен на обеспечение целевого исполь-зования средств.

7. Принцип контроля за использованием государственными и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов. Кон-

Глава 11. Регулирование финансовой деятельности предприятий 233

троль осуществляется компетентными государственными орга-нами, в соответствующих случаях — органами местного самоуп-равления. Помимо этого осуществляется внутренний (внутри-хозяйственный) финансовый контроль, который проводится силами каждого предприятия непосредственно.

8. Принцип участия трудового коллектива в планировании производства, социального развития и соответствующего ис-пользования финансовых ресурсов. Так, ТрК РФ (ст, 2), исходя из общепризнанных принципов, норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, к числу основных принци-пов правового регулирования трудовых отношений относит обеспечение права работников на участие в управлении органи-зацией в предусмотренных законом формах.

В российском законодательстве не имеется законодательно-го акта, который урегулировал бы в целом вопросы правового режима финансов государственных и муниципальных предпри-ятйй и финансовой деятельности этих предприятий. Однако принятый 14 ноября 2002 г. Федеральный закон «О государ-ственных и муниципальных предприятиях» в значительной мере устранил этот пробел. Детальное урегулирование на законода-тельном уровне в кодифицированной форме получили лишь отношения предприятий, возникающие в связи с платежами, входящими в систему налогов и сборов. Основополагающая роль принадлежит Конституции РФ, определившей основы организации финансовой системы страны. В рассматриваемой области действуют в определенной части законы РФ, акты Пре-зидента РФ, Правительства РФ, в том числе положения об от-раслевых органах исполнительной власти, а также акты самих отраслевых государственных органов. На региональном и мест-ном уровнях в отношении государственных (региональных) и муниципальных предприятий, помимо правовых актов феде-рального уровня, действуют акты органов государственной вла-сти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Суще-ственное значение имеют уставы унитарных, в том числе казен-ных, предприятий, утверждаемые уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение понятия финансов предприятий. Назо-вите их особеннос;ги как звена финансовой системы РФ.

2. Какова роль финансов предприятий?

УЧебник: Краткий курс. Особенная часть

3. Какие финансовые правоотношения возникают в связи с функционированием финансов предприятий? Какие предприя-тия (по организационно-правовым формам и формам собствен-ности) участвуют в этих правоотношениях?

4. Укажите особенности финансовых правоотношений, в которых участвуют государственные и муниципальные унитар-ные предприятия.

5. На основании законодательства назовите источники средств, за счет которых формируется уставный фонд унитарно-го предприятия.

6. Дайте определение понятия финансовой деятельности предприятия. Каково ее содержание?

7. Назовите основные права и обязанности государственных и муниципальных унитарных предприятий, соответствующих их функциям в области финансовой деятельности.

8. В каких формах и в каком порядке государственные и муниципальные предприятия осуществляют заимствования средств? Ответ дайте на основании законодательства.

9. Каковы полномочия органов государственного управления и местного самоуправления в отношении финансовой деятель-ности государственных и муниципальных унитарных предприя-тий?

10. Каковы особенности правового положения государствен-ных и муниципальных унитарных предприятий в сравнении с казенными предприятиями? Ответ дайте на основе законода-тельства.

11. Назовите правовые принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий.

12. На какие цели используются .финансовые ресурсы госу-дарственных и муниципальных предприятий?

13. С какими органами государственной власти и местного самоуправления вступают в финансовые правоотношения госу-дарственные и муниципальные унитарные предприятия?

14. Что означает самоокупаемость и самофинансирование применительно к государственным и муниципальным предпри-ятиям?

15. На основе каких правовых актов осуществляют финансо-вую деятельность государственные и муниципальные предпри-ятия?

16. Проведите анализ Примерного устава федерального госу-дарственного унитарного предприятия в аспекте правового ре-

Глава 12. Система и основы правового регулирования доходов 235

жима финансов государственного унитарного предприятия; ана-логичную работу проведите с уставом унитарного предприятия регионального и муниципального уровня.

17. Сделайте подборку правовых актов регионального и му-ниципального уровня, регулирующих правовой режим соответ-ствующих унитарных предприятий.

Финансы предприятий - это система экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов и доходов в связи с осуществлением и производственно-хозяйственной и социальной деятельности.

Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено финансовой системы, тесно взаимодействующее с другими ее институтами. Они являются первичным, исходным элементом финансовый системы. Финансовые ресурсы государственных унитарных предприятий исключены из состава государственной казны, что и свидетельствует о децентрализации.

Общественный продукт. Национальное богатство. Национальный доход.

Виды гос и мун предприятий:

v Унитарные гос и мун предприятия на праве хозяйственного ведения

v Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Главной целью гос. и мун. предприятий служит не столько извлечение прибыли, сколько реализация гос. функций и задач, обеспечение публичных потребностей.

Государство создаёт такие предприятия в сфере своей монополии. Правовой основой деятельности унитарных предприятий является: ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Виды унитарных предприятий:

· Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

· Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия

Унитарное предприятие не несёт ответственность по обязательствам собственника этого имущества.

РФ, субъект РФ, МО не несут ответственность по обязательствам гос. или мун. предприятия, за исключением случаев, если банкротство такого предприятия вызвано собственником имущества. При недостаточности имущества у собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Принципы гос деятельности гос и мун унитарных предприятий:

  1. Принцип самостоятельности предприятий в области финансов, сочетающийся с гос регулированием и управлением в уст переделах
  2. Принцип планирования и прогнозирования
  3. Принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия
  4. Принцип ответственности предприятий и их дл за результаты финансовой деятельности
  5. Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и финансовых ресурсов государства
  6. Принцип обеспечения финансовых резервов
  7. Принцип ФК
  8. Принцип гибкости
  9. Принцип заинтересованности в результате деятельности (фин стимулирование)

Правовые основы финансовой деятельности государственных (муниципальных) унитарных предприятий: понятие, содержание, принципы.

Финансовая деятельность гос. и мун. предприятий - это выполнение ими функций по формированию, распределению и использованию денежных фондов предприятий в связи с осуществлением своих производительных и социальных задач, обусловленных статусом и полномочиями нитратного или казенного предприятия.

Принципы гос деятельности гос и мун унитарных предприятий:

· принцип самостоятельности предприятий в области финансов, сочетающийся с гос регулированием и управлением в уст переделах

· Принцип планирования и прогнозирования

· Принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия

· Принцип отвественности предприятий и их дл за результаты финансовой деятельности

· Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и финансовых ресурсов государства

· Принцип обеспечения финансовых резервов

· Принцип заинтересованности в результате деятельности (фин стимулирование)

Содержание :

· отношения по налогообложению предприятия

· Отношения, связанные с. Предоставлением бюджетных кредитов э

· Отношения, касающиеся фин контроля за деятельностью предприятий, рег фин-контр органами

· Отношения по организации расчётов, рег нормами института денежного обращения или валютным правом

· Отношения по планированию и использованию фин ресурсов, регл нормами института финансов предприятий.

Нормы, регулирующие деятельность унитарных предприятий, содержатся в Конституции Российской Федерации, в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Бюджетном кодексе Российской Федерации о государственных и муниципальных унитарных предприятиях Федеральный закон Российской Федерации от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Основы деятельности унитарных предприятий определены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - БК РФ) и в Федеральном законе РФ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ.

В п. 1 ст. 2 ФЗ РФ условно, по значимости изложенных положений, можно выделить три части:

1.1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Необходимо отметить, что в соответствии с нормой п. 1 ст. 50 ГК РФ унитарное предприятие как коммерческая организация в качестве основной цели своей деятельности предполагает извлечение прибыли.

1.2. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

2.1. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

2.2 Хозяйственное ведение (оᴨȇративное управление) - это форма предоставления государственного имущества унитарным предприятиям на особых условиях (в соответствии с п. 2 ст. 295) для осуществления функций и достижения целей, определенных собственником имущества.

2.3. Одновременно стоит отметить, что при оперативном управлении собственник имущества имеет более широкие права, чем при предоставлении государственной собственности в хозяйственное ведение. Так, норма, изложенная в п. 2 ст. 296 ГК РФ, уполномочивает собственника изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

3. Ранее согласно п. 7 ст. 114 ГК РФ (старая редакция) создание дочерних предприятий разрешалось. В настоящее время согласно ст. 2 ФЗ РФ унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем ᴨȇредачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Исходя из положений ст. 2 ФЗ РФ, в России могут быть созданы два вида унитарных предприятий, а именно:

· унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

· унитарные предприятия, основанные на праве оᴨȇративного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджетно-финансовые взаимоотношения между унитарными предприятиями и собственником имущества (в лице органов исполнительной власти), т.е. бюджетом соответствующего уровня.

БК РФ (п. 1 ст. 42) однозначно определяет, что часть прибыли государственных (муниципальных) предприятий является доходом бюджета. Право на получение части прибыли собственником нашло свое отражение и в ГК РФ (п. 1 ст. 295), а также в ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (ст. 17).

Постановление Правительства РФ повсеместно требует согласования сделок унитарных предприятий на сумму, которая превышает 150 млн. руб. (п. 1), регламентирует права и обязанности (п. 2), процедуры по продаже предприятиями имущества (п. 4), публичность аукционов, путем опубликования соответствующей информации в органах СМИ и ежеквартальных отчетов о своей деятельности (п. 7).

В заключение стоит отметить значение принятия Федерального закона РФ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Федеральный закон эффективно осуществил изменения и внес нововведения в правовое регулирование деятельности унитарных предприятий. Кроме того, в федеральном законодательном акте содержатся разъяснения по многим "ключевым" вопросам, встречающимся в практической деятельности, как для унитарных предприятий, так и для их контрагентов.

§ 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий

Государственным и муниципальным предприятиям для реализации своих производственных и социальных задач необходимо использовать находящиеся в их распоряжении финансовые ресурсы. В связи с этим они осуществляют финансовую деятельность, основное содержание и целенаправленность которой определяются упомянутыми задачами.
Финансовая деятельность предприятий представляет собой выполнение ими в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач.
Финансовую деятельность осуществляют также органы государственного управления отраслями экономики. Она представляет собой выполнение названными органами в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в связи с осуществлением задач по руководству отраслью экономики.
Аналогичны функции исполнительных органов местного самоуправления, ведающих определенными отраслями местного хозяйства.

Функции государственных и муниципальных предприятий в области финансовой деятельности выражаются в следующих группах юридических прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятий:
а) по планированию своих финансовых ресурсов (собственных, выделенных из государственного или местного бюджета, полученного банковского кредита и др.) на основе утверждаемых компетентным органом показателей, лимитов, плановых заданий, а также показателей эффективности использования федерального имущества федеральными государственными унитарными предприятиями договоров1;
б) по распределению и использованию финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширение производства, материальное поощрение работников, социальнокультурные цели и по созданию соответствующих денежных фондов;
в) по выполнению финансовых обязательств перед государством, вышестоящими органами и банками и др.;
г) по распределению финансовых ресурсов между своими производственными единицами и структурными подразделениями;
д) по осуществлению финансового контроля на предприятии. При осуществлении государственными и муниципальными предприятиями этих прав и обязанностей возникают правоотношения с соответствующими отраслевыми государственными и муниципальными органами, которые осуществляют свои полномочия в данной сфере. К ним относятся полномочия:
а) по планированию финансовых ресурсов соответствующих отраслей экономики, утверждению для подведомственных предприятий основных показателей, необходимых для финансовых расчетов лимитов, экономических нормативов, государственных заказов, показателей эффективности деятельности унитарных предприятий;
б) по распределению и использованию находящихся в их распоряжении финансовых1 ресурсов на проведение централизованных мероприятий по развитию отрасли и содержание центрального аппарата;
в) по распределению и перераспределению денежных средств и накоплений подведомственных предприятий;
г) по распределению бюджетных и кредитных ресурсов, выделенных в их распоряжение, между подведомственными предприятиями;
д) по созданию и использованию централизованных денежных фондов на материальное поощрение, социальнокультурные мероприятия, развитие производства, науки и техники в отрасли;
е) по осуществлению финансового контроля за подведомственными предприятиями, объединениями, организациями и в системе центрального аппарата.
Федеральные казенные предприятия находятся в непосредственных отношениях с Правительством РФ, которое утверждает и их уставы.
В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики Министерство имущественных отношений РФ ведет реестр показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий на основе отраслевых баз данных федеральных органов исполнительной власти1.

Финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий свойственны определенные принципы, нашедшее отражение в законодательстве. Среди них можно назвать следующие.
1. Принцип самостоятельности предприятий в области финансов, сочетающейся с государственным регулированием и управлением в установленных правовыми нормами пределах.
2. Принцип планирования и прогнозирования предприятиями процессов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.
3. Принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производственнохозяйственной деятельности.
Принцип самоокупаемости и самофинансирования предполагает необходимость создания на предприятиях финансовых резервов (резервных фондов).
В необходимых случаях предприятия пользуются банковским кредитом, погашение которого также производится за счет собственных финансовых ресурсов предприятий. При этом казенные федеральные предприятия вправе пользоваться банковским кредитом только по разрешению Правительства РФ.
Однако в целях решения государственных (и муниципальных) задач государственным и муниципальным предприятиям оказывается финансовая поддержка из денежных фондов срответствующих органов, в ведении которых они находятся.
4. Принцип ответственности предприятий и их должностных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий. Такая ответственность может быть предусмотрена нормами финансового, административного, уголовного, гражданского права. В ГК РФ (п. 5 ст. 113) предусмотрено, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В то же время субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация (п. 5 ст. 115 ГК РФ). На основании НК РФ к государственным и муниципальным предприятиям применяются налоговые санкции и т.д.
5. Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и государства (или муниципального образования). Согласно ГК РФ (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215) имущество государственных (муниципальных) предприятий, к которому относятся и их денежные средства, закрепленное за предприятиями, не входит в состав государственной или муниципальной казны.
6. Принцип разграничения средств, предназначенных для основной (текущей) деятельности и капитальных вложений. Данный принцип направлен на обеспечение целевого использования средств. В связи с этим существуют раздельные счета в банках для основной деятельности и счет капитальных вложений. Оборотные средства предназначены только для основной деятельности и не могут быть использованы для капитальных вложений. Составляются отдельные бухгалтерские балансы по основной деятельности и по капитальным вложениям.
7. Принцип контроля за использованием государственными и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов. Контроль осуществляется компетентными государственными органами, в соответствующих случаях — органами местного самоуправления. Помимо этого осуществляется внутренний (внутрихозяйственный) финансовый контроль, который проводится силами каждого предприятия непосредственно.
8. Принцип участия трудового коллектива в планировании производства и социального развития и соответствующего использования финансовых ресурсов. Так, Трудовым кодексом РФ (ст. 2)1, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений отнесено обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах.
В российском законодательстве не имеется социального акта, который урегулировал бы в целом вопросы правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий и финансовой деятельности этих предприятий. Детальное урегулирование на законодательном уровне, в кодифицированной форме получили лишь отношения предприятий, возникающие в связи с платежами, входящими в систему налогов и сборов.
Что касается правового порядка формирования и использования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, взаимоотношений этих предприятий в данной сфере с органами государственной власти и местного самоуправления, прав и обязанностей той и другой стороны и т.д., то эти вопросы регламентируются большим числом нормативных актов разных уровней и масштабов. Основополагающая роль принадлежит Конституции РФ, определившей основы организации финансовой системы страны.
В рассматриваемой области действуют в определенной части законы РФ, акты Президента РФ, Правительства РФ, в том числе положения об отраслевых органах исполнительной власти2, а также акты самих отраслевых государственных органов.
Существенное значение имеют уставы федеральных государственных унитарных предприятий, утверждаемые соответствующими отраслевыми органами, и уставы казенных предприятий, утверждаемые Правительством РФ3.
На региональном и местном уровнях в отношении государственных (региональных) и муниципальных предприятий, помимо правовых актов федерального уровня, действуют акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (как общего, так и отраслевого масштаба), соответствующие компетенции названных органов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение финансов предприятий (коммерческих организаций). Назовите их особенности как звена финансовой системы РФ.
2. Какова роль финансов предприятий?
3. Какие финансовые правоотношения возникают в связи с функционированием финансов предприятий? Какие предприятия (по организационноправовым формам и формам собственности) участвуют в этих правоотношениях ?
4. Укажите особенности финансовых правоотношений, в которых участвуют государственные и муниципальные предприятия.
5. Дайте определение финансовой деятельности предприятия.
6. Назовите основные права и обязанности государственных и муниципальных предприятий, соответствующих их функциям в области финансовой деятельности.
7. Каковы полномочия органов государственного управления и местного самоуправления в области финансовой деятельности предприятий?
8. Каковы особенности правового положения государственных унитарных предприятий в сравнении с федеральными казенными предприятиями?
9. Назовите правовые принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий.
10. На какой основе осуществляется планирование финансов предприятий?
11. На какие цели используются финансовые ресурсы предприятий?
12. С какими органами государственной власти вступают в финансовые правоотношения государственные предприятия?
13. Что означает самоокупаемость и самофинансирование приминительно к предприятиям?
14. На основе каких правовых актов осуществляют финансовую деятельность государственные и

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: