Правовой статус и виды государственных границ рб

Обновлено: 16.08.2022

Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Являясь высшим должностным лицом Республики Беларусь, Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Президент Республики Беларусь:

-назначает республиканские референдумы, очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

- распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

-назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
-образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

-с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь;

-определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
-с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

-назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
-назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

-освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

-назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля, руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;

- назначает представителей Президента в Парламенте Республики Беларусь и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Сущность конституционно-правового субинститута "государственная граница" Республики Беларусь и Российской Федерации. Рекомендации по совершенствованию законодательства Беларуси, регулирующего конституционно-правовой статус Государственной границы.

Рубрика Государство и право
Вид автореферат
Язык русский
Дата добавления 23.04.2019
Размер файла 43,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Конституционно-правовой статус государства в конституционном праве. Понятие, сущность, общая характеристика и основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации. Проблемы оформления и развития конституционно-правового статуса РФ.

курсовая работа [197,2 K], добавлен 25.02.2011

Понятие автономии в Российской Федерации, их историческое развитие. Автономия как широкое внутреннее самоуправление региона государства. Современный конституционно-правовой статус автономий, проблемы и основные противоречия его правового регулирования.

курсовая работа [35,5 K], добавлен 25.04.2010

Конституционно-правовой статус органов внутренних дел РФ. Государственная политика Российской Федерации в области национальной безопасности. Правовое регулирование деятельности внутренних войск МВД РФ в сфере противодействия экстремизму и терроризму.

дипломная работа [148,4 K], добавлен 29.12.2016

Понятие субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте. Основные виды субъектов Российской Федерации, современное состояние их конституционно-правового статуса. Конституционно-правовые основы равноправия субъектов Российской Федерации.

курсовая работа [69,8 K], добавлен 08.12.2013

Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения. Курская область - субъект Российской Федерации, статус: административно-территориальное устройство области; организация и принципы деятельности органов государственной власти.

Сущность конституционно-правового субинститута "государственная граница" Республики Беларусь и РФ. Классификация угроз государственному суверенитету в пограничном пространстве РБ. Пути повышения эффективности обеспечения пограничной безопасности.

Рубрика Государство и право
Вид автореферат
Язык русский
Дата добавления 24.04.2019
Размер файла 45,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Полученные результаты и их новизна. Впервые проведено комплексное открытое теоретико-прикладное исследование правового статуса государственной границы Республики Беларусь и Российской Федерации. Разработаны теоретические положения, касающиеся метотодологии изучения правового статуса государственной границы, введены в научный оборот понятия: «конституционно-правовой статус государственной границы», уточнены легальные дефиниции «государственная граница», «пересечение государственной границы». Внесен ряд предложений по совершенствованию законодательства в сфере функционирования государственной границы и связанных с ней пограничных отношений.

Результаты исследования используются в учебном процессе учреждений образования Республики Беларусь, а также в научной деятельности и в нормотворческой работе государственных органов, в оперативно-служебной деятельности органов пограничной службы.

Область применения: научная деятельность, учебный процесс, правоприменительная практика, нормотворческая деятельность.

Подобные документы

Методологические подходы исследования системы военной безопасности Республики Беларусь. Организационно-правовой механизм обеспечения военной безопасности Республики Беларусь, место и роль в нем органов внешней разведки. Органы пограничной службы.

реферат [22,4 K], добавлен 16.10.2012

Конституционно-правовой статус государства в конституционном праве. Понятие, сущность, общая характеристика и основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации. Проблемы оформления и развития конституционно-правового статуса РФ.

курсовая работа [197,2 K], добавлен 25.02.2011

Конституционно-правовой статус органов внутренних дел РФ. Государственная политика Российской Федерации в области национальной безопасности. Правовое регулирование деятельности внутренних войск МВД РФ в сфере противодействия экстремизму и терроризму.

дипломная работа [148,4 K], добавлен 29.12.2016

Теоретические взгляды ученых-конституционалистов о правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства как субъектов конституционно-правовых отношений. Нормы законодательства Республики Беларусь, закрепляющие правовой статус указанных субъектов.

реферат [19,4 K], добавлен 19.08.2012

Понятие, конституционно-правовое регулирование и принципы гражданства Республики Беларусь. Основания и порядок приобретения и прекращения (выход или отказ) гражданства Республики Беларусь. Условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь.

Как определено в Конституции, естественным условием существования и пространственным пределом самоуправления народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. Территория Беларуси едина и неотчуждаема. В ст. 9 Основного Закона предусмотрено деление территории на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.

Обычно любое государство имеет административно-территориальное устройство.

Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь как унитарного государства – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечение законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

Административно-территориальное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах:

· единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

· сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

· сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;

· осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;

· равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;

· включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

· примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;

· многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

· гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства

Административно-территориальные и территориальные единицы Республики Беларусь, их виды и государственно-правовая характеристика

Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

В целях определения пространственных пределов компетенции местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр, в котором располагаются эти органы.

Территории городов в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делятся на районы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.

Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц.

Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.

Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.

Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют их территорию.

Компетенция республиканских органов государственного управления и местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в пределах соответствующих административно-территориальных единиц определяется законодательством Республики Беларусь.

Административно-территориальная и территориальная единица в связи с необходимостью установления особого режима государственного управления, обусловленного требованиями национальной безопасности, экологическими и иными требованиями, может объявляться закрытой. Порядок объявления административно-территориальной и территориальной единицы закрытой и особенности управления ею определяются законодательством Республики Беларусь.

Населенный пункт – компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.

В Республике Беларусь устанавливается три категории городов:

город Минск – столица Республики Беларусь;

города областного подчинения;

города районного подчинения.

Населенные пункты, в которых находятся местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, являются центрами соответствующих административно-территориальных единиц.

Населенные пункты Республики Беларусь относятся к определенным категориям в зависимости от:

· численности проживающего населения;

· уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры;

· государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории.

К категории городов относятся:

· город Минск – столица Республики Беларусь. Статус города Минска определяется законом;

· города областного подчинения – населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой.

В отдельных случаях к категории городов областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющими важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения;

города районного подчинения – населенные пункты с численностью населения свыше 6 тысяч человек, имеющие промышленные организации, сеть организаций социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения.

К категории поселков городского типа относятся:

· городские поселки – населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные организации, социально-культурные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

· курортные поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные организации, организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные организации;

· рабочие поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных организациях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.

К категории сельских населенных пунктов относятся:

· агрогородки – благоустроенные населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий;

· поселки, деревни – населенные пункты, в которых создана соответствующая производственная и социальная инфраструктура, не отнесенные к агрогородкам;

· все остальные населенные пункты (село, хутор и др.).

При нахождении агрогородка в пределах территории сельсовета его административный центр размещается в агрогородке. В случае нахождения на территории сельсовета двух и более агрогородков административный центр сельсовета размещается в одном из них в соответствии с решением районного Совета депутатов.


История создания и развития пограничных войск – органов пограничной службы Республики Беларусь, а также установления ее Государственной границы.

Оглавление

  • Предисловие
  • Установление Государственной границы Беларуси

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пограничная летопись Беларуси. Книга XIV. От пограничных войск к органам пограничной службы (1992—2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Установление Государственной границы Беларуси

27 июля 1990 г. Верховный Совет (деле — ВС) еще Белорусской Советской Социалистической Республики (только 19 сентября 1991 г. ВС БССР принял Закон №1085-XII «О названии Белорусской Советской Социалистической Республики и внесении изменений в Декларацию Верховного Совета о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики и Конституцию (Основной Закон) Белорусской ССР», согласно которому БССР стала называться Республикой Беларусь) принял Декларацию о государственном суверенитете, которая провозглашала «полный государственный суверенитет… как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях и заявляет о решительности создать правовое государство». Также в статье 6 Декларации указывалось, что территория республики «является неделимой и неприкосновенной и не может быть изменена или использована без согласия Республики…», а все вопросы о границах решаются только на основе взаимного согласия между Республикой и смежными с ней суверенными государствами путем заключения соответствующих договоров, которые подлежат ратификации ВС Республики.

Ко времени провозглашения своего суверенитета, Беларусь только с Польшей имела демаркированную и обустроенную границу, протяженностью 398,624 км, которая была установлена Договором между СССР и Польской Республикой о советско-польской государственной границе, подписанного в г. Москве 16 августа 1945 г., и Договором между Правительством СССР и Правительством Польской Народной Республики о режиме советско-польской государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам, подписанного в г. Москве 15 февраля 1961 г.


Договором о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве, заключенном между Беларусью и Польшей в Варшаве 23 июня 1992 г. и вступившем в силу 30 марта 1993 г., стороны подтвердили нерушимость существующей между странами границы и заявили, что «не имеют и не будут иметь в будущем друг к другу никаких территориальных претензий».

С другими соседними государствами, бывшими союзными республиками СССР, ко времени провозглашения своего суверенитета, Беларусь имела только административные границы и для придания им статуса государственных требовалось принятие соответствующих законодательных актов и заключение международных договоров, а также проведение делимитации и демаркации.

Так как бывшие Литовская и Латвийская ССР первыми из республик СССР заявили о своем выходе из его состава, то и задача проведения делимитации и демаркации границы с ними стала первоочередной, тем более, что через часть территории Литувы протяженностью 1,5 км, которая вклинивалась в территорию Беларуси, проходила железная дорога, имеющая важное значение для Беларуси, а правительство Литувы, ссылаясь на соображения государственной безопасности, объявило о намерении закрыть движение поездов через этот участок своей территории. В этой связи вопрос о границе стал одним из главных в ходе переговоров делегаций Беларуси и Литувы в октябре 1991 г. Итогом сложных и продолжительных переговоров глав правительств Беларуси В. Кебича и Литувы К. Прунскине стало решение о передаче этой части территории Литувы в аренду Беларуси.

Вслед за этим, Распоряжением Совета Министров Республики Беларусь (далее — Совмин) от 25 ноября 1991 г. из представителей министерств и ведомств был утвержден состав рабочих групп для участия в работе смешанной беларуско-литувиской комиссии по делимитации границы и уже 3 января 1992 г. в Вильне прошли первые официальные переговоры этой комиссии. Однако закончились они фактически безрезультатно, т.к. к этому времени в Беларуси еще отсутствовали какие-либо законодательный акты, которыми могли бы руководствоваться в своей деятельности беларуские делегации в составе смешанных двусторонних комиссий.

Только 28 апреля 1992 г. Совмин принял постановление, в котором впервые были сформулированы полномочия межведомственных комиссий и республиканских органов государственного управления, а беларуским делегациям в составе смешанных государственных комиссий предписывалось руководствоваться линией административной границы с учетом границ фактического землепользования.

Однако статус «Государственная граница» административной границе Беларуси с бывшими союзными республиками, а ныне независимыми государствами — Российской Федерацией, Украиной, Литувиской Республикой и Латвийской Республикой, был придан только 11 июня 1993 г. Постановлением ВС Беларуси №2379: «До заключения соответствующих договоров о Государственной границе Республики Беларусь с Российской Федерацией, Украиной, Литовской Республикой и Латвийской Республикой придать границе с этими государствами правовой статус Государственной границы Республики Беларусь». 2


Первый «соответствующий договор о Государственной границе Республики Беларусь» был заключен с Латвией. 21 февраля 1994 г. в Минске, на основе Декларации о принципах добрососедских отношений между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой от 16 декабря 1991 г., был заключен Договор об установлении государственной границы, который был ратифицирован 11 апреля 1995 г. и вступил в силу 19 мая 1995 г.

Для проведения на местности линии государственной границы была создана Смешанная демаркационная комиссия из трех представителей от каждой из сторон, действующая на основании Положения о демаркации государственной границы между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой, утвержденного правительствами обеих стран 21 февраля 1991 г.

Подписанием 21 февраля 1994 г. Договора, делимитация государственной границы Республики Беларусь с Латвийской Республикой была завершена, а неотъемлемой частью Договора стала прилагаемая к нему делимитационная карта масштаба 1: 50 000.

Таким образом, работы по делимитации границы беларуско-латвийской границы были выполнены за два года (1992—1994 гг.), что было обусловлено как ее относительно небольшой протяженностью — 172,912 км, так и тем, что она прошла по линии государственной границы, существовавшей между СССР и Латвийской Республикой по состоянию на 16 июня 1940 г.

Для делимитации этой границы, установленной на основании мирного договора, заключенного в августе 1920 г. между Латвией и РСФСР, правительством Латвии были приглашены французские специалисты, выполнившие обозначение границы в соответствии с международными нормами. Поэтому документы, подготовленные французскими специалистами в 1921—1923 гг., были взяты за основу и значительно облегчили работу смешанной беларуско-латвийской комиссии при осуществлении делимитации беларуско-латвийской границы на участке от стыка границ Беларуси, Латвии и России до впадения в р. Западную Двину речки Росица. На участке от впадения в р. Западную Двину речки Росица до стыка государственных границ Беларуси, Латвии и Литувы были взяты за основу признанные обеими сторонами демаркационные документы государственной границы между Латвией и Польшей, которые были оформлены при проведении демаркации латвийско-польской границы в 1933—1935 гг.

Демаркационные работы на беларуско-латвийской границе были завершены 3 октября 2006 г. торжественной установкой последнего пограничного знака вблизи населенного пункта Карасино Браславского района (полностью демаркационные работы были завершены 6 ноября 2008 г.). Всего же за период демаркационных работ на беларуско-латвийской границе было установлено 425 пограничных знаков, в т.ч. на стыке с Латвией и Литувой — пограничный знак «Людвиново» и на стыке с Латвией и Россией — «Неверица» (точка стыка — слияние рек Неверица и Синюха (Зилупе) недалеко от Кургана Дружбы), а вдоль самой границы было построено более 100 км дорог и 8 км гатей через болота.

Окончательные документы по демаркации точки стыка государственных границ Республики Беларусь, Латвийской Республики и Российской Федерации, подготовленные беларуско-латвийско-российской совместной комиссией, были утверждены Постановлением Совмина от 7 февраля 2013 г. №87.

С Литувой «соответствующий договор о Государственной границе Республики Беларусь» был заключен в Вильне 6 февраля 1995 г. Также 6 февраля 1995 г. был заключен и Договор о добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Литувиской Республикой.

Таким образом, переговоры о делимитации беларуско-литувиской границы, начавшиеся 3 января 1992 г., завершилась 6 февраля 1995 г. подписанием договора, в котором впервые давалось подробное описание линии прохождения государственной границы между Беларусью и Литувой. 25 апреля 1996 г. этот договор был ратифицирован и вступил в силу 26 апреля 1996 г. 3

Вместе с Договором был подписан Протокол о нанесении линии границы на делимитационную карту, неотъемлемой частью которого является прилагаемая делимитационная карта масштаба 1: 10 000.

В соответствии с Договором, для приведения государственной границы на местности были созданы смешанные демаркационные комиссии.

Демаркация проводилась на паритетной основе, поэтому вся граница Беларуси с Литувой, протяженностью 678,819 км (сухопутный участок — 379, 938 км, водный — 298,881 км) была разделена на две зоны ответственности: Литувы — от стыка государственных границ Беларуси, Литувы и Польши (пограничный знак «Марыха», сам стык — на середине р. Марыха) до пограничного знака №0949 (исключительно); Беларуси — от пограничного знака №0949 (включительно) до стыка государственных границ Беларуси, Литувы и Латвии (пограничный знак «Людвиново»). За период своей работы смешанные демаркационные комиссии установили 1957 пограничных знаков, на каждый из которых был составлен отдельный протокол.

Завершены работы по обозначению границы Беларуси и Литувы были 10 марта 2006 г., установлением последнего пограничного знака — буя на озере Гилута. Таким образом, работы по обозначению границы продолжались почти 10 лет.


Полностью демаркационные работы были завершены 2 февраля 2007 г. — все члены смешанной межгосударственной демаркационной комиссии подписали заключительный протокол и документы были переданы на утверждение в правительства Литувы и Беларуси.


Подготовительная работа по делимитации и демаркации Государственной границы Беларуси с Украиной началась в конце 1992 г., когда Постановлением Президиума ВС Республики Беларусь от 7 декабря 1992 г. был утвержден состав официальной беларуской делегации для проведения переговоров с Украиной о делимитации и демаркации границы, протяженность которой по линии административной границы БССР и УССР составляет 1084,2 км, в т.ч. водный участок — 25,9 км.

Договор между Беларусью и Украиной о государственной границе был подписан 12 мая 1997 г. Кроме делимитационной карты, к Договору прилагался и Протокол-описание прохождения государственной границы, который должен был упростить выполнение демаркационных работ. Таким образом, делимитация границы Беларуси с Украиной была проведена за пять лет.

Этот Договор был ратифицирован Украиной 18 июля 1997 г., однако Беларусью договор не ратифицировался до апреля 2010 г., поэтому демаркационные работы на границе не проводились.

Затягивание процесса ратификации Договора беларуская сторона объясняла тем, что руководство республики соглашалось ратифицировать договор только после погашения Украиной государственного долга Беларуси. Только во время визита Президента Республики Беларусь в Киев в 2009 г. проблему погашения долга удалось урегулировать и 2 апреля 2010 г. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь ратифицировала Договор о государственной границе. Однако обмен ратификационными грамотами не состоялся, т.к. этот вопрос беларуская сторона снова увязывала с вопросом погашения Украиной государственного долга. Только во время очередного визита Президента Республики Беларусь в Украину 18 июня 2013 г. был подписан протокол об обмене ратификационными грамотами Договора между Украиной и Республикой Беларусь «О государственной границе» от 12 мая 1997 г.

Но еще 14 марта 2013 г. в Луцке по поручениям правительств Украины, Польши и Беларуси главы пограничных ведомств Николай Литвин, Доминик Трач и Александр Боечко подписали Соглашение о точке стыка государственных границ, которая находится вблизи д. Томашевка Брестской области на пересечении линии, проходящей по середине р. Западный Буг, с линией, являющейся продолжением южной бровки канала Мостицкого. С подписанием данного Соглашения завершилось договорное оформление украинско-польской границы.

После обмена ратификационными грамотами 24—25 сентября и 5—7 ноября 2013 г. состоялись два заседания Общей беларуско-украинской демаркационной комиссии, а 13 ноября 2013 г. в районе международного пункта пропуска Сеньковка Черниговской области был установлен первый знак на Государственной границе Беларуси с Украиной.

30 июля 2014 г. Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины было утверждено Положение о демаркации государственной границы между Республикой Беларусь и Украиной, после чего стороны приступили к выполнению работ по демаркации.

По состоянию на май 2016 г. из 1084,2 км беларуско-украинской государственной границы уже демаркировано почти 350 км и установлено почти 980 пограничных знаков.

Всего же в ходе работ по демаркации границы необходимо проложить около 760 км просек, установить около 3000 пограничных знаков и оформить необходимые документы, в т.ч. и демаркационные карты. По оценкам специалистов, для выполнения демаркации беларуско-украинской границы необходимо 7—8 лет и 160—170 млрд. рублей в нынешних ценах.

В целях экономии средств и время, было принято решение бОльшую часть сухопутного участка границы обозначать двухсторонними пограничными столбами — одна сторона с государственной символикой Беларуси будет обращена в сторону Украины и наоборот. Такой порядок обозначения при демаркации границы применяется впервые, хотя и предусмотрен Положением о порядке обозначения государственной границы Республики Беларусь на местности, Утвержденным Постановлением Совмина от 22 января 2009 г. №70: «По договоренности с сопредельным государством допускается использование основного пограничного знака, состоящего из одного пограничного столба с государственной символикой обоих государств и порядковым номером на противоположных лицевых гранях. В этом случае пограничный знак устанавливается на Государственной границе таким образом, чтобы грань с государственной символикой Республики Беларусь была обращена в сторону сопредельного государства. Раскраска боковых граней устанавливается демаркационной комиссией».

Кстати, в 2014 г. планировалось работы по демаркации завершить в 2020 г., а для их выполнения тогда было необходимо около 10 млн. евро. В частности об этом 25 июня 2014 г. на пресс-конференции по итогам 42-го заседания коллегии пограничного комитета Союзного Государства сообщил журналистам председатель Государственного пограничного комитета Беларуси генерал-полковник Л. С. Мальцев. Практически эквивалентная сумма — 51 млрд. бел. руб. была названа 19 января 2010 г. и тогдашним председателем Государственного пограничного комитета генерал-майором Игорем Рачковским на заседании постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: