Правовой акт петра 1 вводивший принцип личной выслуги при назначении на государственную должность

Обновлено: 13.04.2024

Одно из первых решений, которое Петр I принял в титуле императора, – ввести в стране Табель о рангах. До этого русский правитель провел ряд реформ, что увеличило количество чинов в административном аппарате и армии. Появилась необходимость систематизировать порядок государственной службы в Российской империи. Уникальность документа заключалась не только в подробном описании каждого чина, но и в значении для населения страны. Законопроект стал «социальным лифтом» для людей без знатного происхождения.

4 февраля 2022 года исполнилось 300 лет со дня принятия этого документа. Подробнее о целях и значении Табели о рангах – в материале 24СМИ.

Ранжирование чинов в допетровскую эпоху

Строгая иерархия чинов оформилась в России после преобразования в царство. Двор самодержца в середине XVI века вмещал правительство, администрацию царя, пул советников, военное командование и охрану государя.

В Кремле прислуживали монарху и членам его семьи придворные. Дворовые люди исполняли не только частные задачи царя, но и занимали должности в административных, судебных, военных структурах. Отсюда пошло название служилого сословия, которое формировалось в России с XIV–XV веков, – «дворянство».

На вершине иерархии в допетровскую эпоху стоял царь. Династическая должность, которая наследовалась по праву рождения. Далее шли люди, которые несли гражданскую или военную службу. Разделялись на две основные группы: служилые по отечеству и по прибору.

Элитой первой группы считались думские бояре. На эту должность, обходя все чины, назначались представители 16 знатных родов. За боярами шли окольничие, которые входили в состав Думы, назначались воеводами и управляли крепостями. Члены 15 родов получали право сразу приступать к должности окольничего.

Стольниками становились молодые люди знатных фамилий, которые выполняли задачи при дворе, и при должном старании и отличиях в службе могли назначаться воеводами.

Дворяне московские начинали со слуг, но при усилении княжеского двора их статус стал выше. Распоряжались вотчиной с крепостными крестьянами, которую сохраняли за собой, даже если уходили со службы.

Дворяне городовые по статусу ниже московских, но пользовались теми же правами.

Дети боярские московские формировали потомственный боевой состав. Служивым выдавались поместья и крестьяне в качестве обслуги. Получали землю, но если род уходил со службы, то надел забирали.

Дети боярские городовые пользовались теми же привилегиями, что и московские. Несли военную службу, участвовали в походах и оборонах крепостей, занимали должности воевод, голов стрелецких или казачьих, дьяков в приказе.

Вожи ценились в русской армии. В задачи входили разведка, сопровождение полков. Вожи знали местность, разбирались в ориентировании и славились как добротные следопыты.

Вторую группу – служивые по прибору – формировали люди без знатного происхождения. Функции стражи города и охраны царя выполняли стрельцы, пушкари и вратники.

На военной службе правителя находились казаки. При крепостях действовали штатные должности: кузнецы, шорники, дворники.

Дворцовые крестьяне платили оброк зерном, а волостные снабжали армию провиантом. Далее шли бобыли монастырские, которые не владели землей и работали за еду при церквях.

В самом низу иерархии размещались монастырские и прочие крепостные крестьяне, которые не присягали на верность царю.

Причины и цели введения Табели о рангах

Петр I положил начало системе титулов, мундиров и орденов в царской России. Процесс связан с реформаторской деятельностью государя. Причина создания Табели о рангах объясняется стремлением сформировать регулярную армию и эффективный административный аппарат. Поэтому царь решил окончательно избавиться от местничества – распределения должностей в зависимости от происхождения.

На посты в администрации и армии планировали брать дворян. Продвижение по службе зависело не от знатности, а от заслуг. К подобному преобразованию пришли постепенно, в ходе реформ Петра Великого. Так, положение дворян укрепилось после принятия указа о единонаследии, который защищал сословие от обнищания.

Произошло переосмысление понятия «государство», которое в допетровскую эпоху воспринималось как своеобразная вотчина царя. В петровское время царство, а впоследствии империя рассматривались как инструмент для достижения всеобщего блага.

Кроме того, проведенные преобразования в управлении усложнили структуру государства, появилась необходимость в увеличении числа чиновников. Суть реформы административного аппарата заключалась в желании царя уменьшить влияние бояр, централизовать власть и создать органы, которые более лояльно относились к его стремлениям европеизировать Россию.

Петр I создал Ближнюю канцелярию и упразднил Боярскую думу, учредил Консилию министров, основал Сенат. Исследователи отмечают, что процесс реформирования государственного управления начался с введением Соборного уложения в 1649 году. А Петр продолжил начатое дело и подошел к преобразованиям основательно.

Цель петровской Табели заключалась в формировании строгого порядка прохождения службы. Всем причастным к управлению внушали, что государство – это огромный механизм, в котором каждый человек играет своеобразную роль «винтика», вносящего вклад в общее благо. Кроме того, у людей без знатного происхождения появлялась мотивация и стремление проявить себя, чтобы добиться высокого поста, заработать денег и вписать собственное имя в историю.

Создание документа

Петр Великий задумывался о создании Табели еще в 1713 году, когда изучал административное устройство Швеции. Плотная разработка документа началась, когда исход Северной войны был очевиден, и царь решил продолжить реформу управления.

В 1719 году над законопроектом работала специальная комиссия, которой руководил Петр I. Государь вносил предложения, корректировал решения членов комиссии. За основу взяли аналогичные документы, которые действовали во Франции, Швеции, Дании, Пруссии.

После завершения работы правитель передал Табель на рассмотрение в Сенат, Военную и Адмиралтейскую коллегии. Чиновники сделали ряд замечаний, которые касались жалований и штрафов, вводившихся для людей, занимавших в церкви должности выше своего ранга. Кроме того, высказывались предложения о включении древнерусских чинов в список.

Замечания остались без внимания, а над финальной версией законопроекта работали сенаторы Гавриил Головкин и Яков Брюс, генерал-майоры Михаил Матюшкин и Иван Дмитриев-Мамонов.

Учреждение Табели о рангах состоялось после издания указа Петра I от 4 февраля 1722 года. Действовал документ 195 лет – до 1917-го.

Суть и основные положения

Документ описывает существовавшие в петровскую эпоху чины. На первых страницах Табели представлена таблица с чинами, которые поделены в соответствии с классами.

Затем идут сведения о денежном довольствии, порядке присвоения чина и его наследования, правах и обязанностях. Содержание части детализировано вплоть до того, как правильно обращаться к носителю определенного ранга.

Предусматривалась система штрафов для представителей разных рангов. Например, денежные санкции накладывались на человека, который уступал должность представителю низшего чина. Штраф предусматривался для лиц, которые во время официальных мероприятий требовали почестей и мест выше своего чина.

Суть Табели о рангах заключалась в создании четкой и понятной системы управления чиновниками. Документ привел на службу талантливых управленцев и вместе с тем упростил работу административного аппарата.

Даже представитель низшего чина, например, корнет или коллежский регистратор, мог взлететь по карьерной лестнице и стать дворянином с поместьем, которое имел право передать по наследству.

Ранги

Чины делились на три группы: придворные, военные и статские (гражданские). Каждый тип также подразделялся на 14 классов. 1-й ранг считался высшим чином, а 14-й – низшим. В первой редакции документ содержал описание 263 должностей, но позже некоторые из них упразднили.

Отдельно сравнивались чины: представлялись варианты военной должности и альтернативные ей гражданские и придворные. Например, тайный советник (гражданский, 3-й класс) равен генерал-лейтенанту в пехоте или обер-шталмейстеру (придворный). У силового блока чины делились по родам войск.

Военные ставились выше придворных и гражданских чинов. Поэтому чиновники, связанные с армией, быстрее двигались по службе, добиваясь постов, званий и возможности вхождения в состав высшего дворянства.

Новые ранги присваивались не только за выдающиеся успехи, но и за выслугу. Например, коллежский юнкер через 3 года мог стать губернским секретарем. Титулярный советник за 3 года дослуживался до коллежского асессора. Служебное положение получали не только мужчины, но и женщины при дворе.

Влияние изменений на общественную жизнь государства

Документ повлиял на социальную мобильность жителей Российской империи. Когда власти отказались от знатного происхождения в пользу способных и образованных, рядовые граждане начали проявлять участие в жизни страны. Юноши стремились пополнить ряды сухопутных и морских войск или сделать карьеру в административном аппарате.

Старая аристократия не так радушно восприняла нововведение. Если представители потомственного дворянства не состояли на государственной службе, то по влиянию были ниже «безродных» чиновников, которые занимают должность.

Недовольство у дворян вызывала политика Петра I, которая обязывала детей аристократов получать образование и осваивать профессии, в том числе те, которые для представителей знатных родов считались унизительными.

С годами в России увеличилось число мелкопоместных дворян, которые получили владения за годы службы империи.

Изменения после Петра I

Табель о рангах приняли за три года до смерти императора. Преемники Петра, в особенности Екатерина II, продолжали преобразовывать идею предшественника. Трансформация документа продолжалась на протяжении двух веков.

Добавлялись новые чины, упразднялись старые. Некоторые причислялись к определенному типу безотносительно к реальным обязанностям носителя.

Например, коллежские советники, асессоры, секретари и статские советники изначально занимали секретарские должности в коллегии, имели решающий голос, а также занимали пост президента статской коллегии. Надворный советник работал председателем надворного суда, который отменили в 1726-м, но чин сохранялся до 1917 года.

В процессе преобразований усиливалось расслоение между служилыми и потомственными дворянами. Редакции Табели акцентировали внимание на личных заслугах. Указ от 1809 года прекращал присвоение чинов камергера и камер-юнкера. Их носителям, которые не служили в госуправлении и армии, давали выбор: военная или административная служба либо отставка.

Значение Табели о рангах в истории России

Принятие документа ознаменовало переход России к новым принципам государственного устройства. При этом Табель содержала описание старорусских чинов, но выдавать их перестали. По мнению исследователей, это указывает на преемственность между княжеской и царской Русью и Российской империей, но последняя выбрала прогрессивный путь с уважительным отношением к истории.

Табель разделила три службы: гражданскую, военную и придворную. Описала правила продвижения по карьерной лестнице, сделала административный аппарат эффективным и прозрачным.

Табель о рангах стала прототипом документа, который действует в РФ. Он представляет собой таблицу соотношения классных чинов гражданской службы, воинских званий, членов юстиции и прокурорских работников.

Та́бель о ра́нгах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» ) — закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства) .
Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.
Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин, однако само понятие «чин» не разъяснялось, в силу чего одни историки его рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же — как ту или иную должность.
Петровская «Табель о рангах» насчитывала 262 должности, однако постепенно должности из «Табели» исключались и в конце XVIII века исчезли вовсе. Петровская «Табель» , определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать» , — гласила одна из описательных статей закона.
Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введенные воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские) , статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:
Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства» . За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.
За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ⅓ штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное — на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.
Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили» . Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат» . Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.
Каждый должен иметь экипаж и ливрею соответствующие своему чину. Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращен лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным. Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина. Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов. Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были» ; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причем дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерожденных его детей.

По чину и честь: что давала петровская «Табель о рангах»

Трансформация России как государства, затеянная и реализованная Петром I, была бы существенно затруднена, если бы ей не сопутствовала трансформация русского дворянства. Превращенное царем-реформатором в действительно служилое сословие, оно стало основным проводником и реализатором царских начинаний. Но для этого потребовался еще один механизм, придуманный и воплощенный Петром – знаменитая «Табель о рангах». Введенная в действие царским указом от 4 февраля (24 января по ст. ст.) 1722 года, она превратила дворянство в открытое и социально мобильное сословие, что оказало существенное влияние на развитие Российской империи. «Табель о рангах», время от времени переживавшая незначительные изменения, просуществовала вплоть до Октябрьской революции, пока не была отменена специальным декретом большевистского правительства.

Рукописный вариант «Табели о рангах», XVIII век

Рукописный вариант «Табели о рангах», XVIII век

Что изменила «Табель о рангах»

Новая система чинов и званий Российской империи имела не IX, как в Московском государстве, а XIV классов. Соответственно, и продвижение по этой лестнице, и скорость получения более высоких чинов менялись и требовали от претендентов существенно больших усилий. Высшим чином I класса в петровской «Табели о рангах» стал: у военных – генерал-фельдмаршал, а у гражданских – канцлер. При этом высший придворный чин – обер-маршал – относился только ко II классу; в первоначальном варианте табели о рангах туда же относился и канцлер, то есть министр иностранных дел, но Петр I внял советам своего сподвижника Андрея Остермана и поднял канцлерский чин на класс выше. К низшему, XIV классу у военных относился чин фендрика (позднее — прапорщика) в сухопутных войсках, инженерского фендрика в артиллерии и корабельного комиссара во флоте, у гражданских – коллегии-юнкера, а у придворных – гоф-секретарь и приравненные к нему. При этом чинов, соответствовавших XIII, XI и X классу у придворных не было: после XIV шел сразу XII, а затем – IX класс.

Первое и самое очевидное изменение, которое внесла в русскую жизнь петровская «Табель о рангах», – это прекращение присвоения всех старых русских чинов и званий. Разного рода постельничие, сокольничие, ключники, стряпчие и им подобные сохранялись в виде званий, полученных их обладателями ранее, но больше их никому присвоить было нельзя. Второе важнейшее изменение – очевидное преимущество военных чинов над гражданскими и придворными. Стране срочно требовалась сильная, отвечавшая современным требованиям армия с мощным офицерским корпусом, и самым простым и очевидным способом решения этой задачи было предоставление военным заметных привилегий. Еще одно изменение, закрепленное «Табелью о рангах», окончательно превратило русское дворянство в служилое сословие. В петровском пояснении к самой табели, то есть таблице, в которой перечислялись все новые чины и определялось их соответствие, прямо говорилось: никому никакие ранги (чины) не предоставляются до тех пор, пока претенденты «нам и отечеству никаких услуг не покажут». При этом оговаривалось, что дворянские дети могут начинать гражданскую службу с самого нижнего, XIV классного чина — но только при условии, что они получили необходимое образование и имеют патент на службу. Тем же, кто был необразован и не имел патента, если и дозволялось поступить на службу, то лишь в чины, которые не предусматривали ранга. Получить нижний из них такие дворянские дети могли лишь за счет «знатных услуг» или выслуги лет, и все равно при условии получения необходимого образования.

Портрет Петра I работы художника Жана-Марка Натье, 1717 год

Портрет Петра I работы художника Жана-Марка Натье, 1717 год

Как получить новых дворян

Рассматривая государственную службу – военную, гражданскую или придворную – как важнейшую обязанность любого дворянина, Петр I включил в «Табель о рангах» важный механизм получения личного и потомственного дворянства. Причем и в этом вопросе военные имели существенное превосходство перед гражданскими и придворными: первый же, самый низший офицерский чин XIV класса давал им право передать своим детям по наследству дворянское звание. Что касается гражданских и придворных чинов, то у них право на получение личного дворянства приобреталось с получением чина XIV класса, а на потомственное — только с VIII и далее. Правда, при этом для военных действовало важное условие: обер-офицерские чины от XIV до IX классов давали безусловное право на потомственное дворянство только детям, которые родились после присвоения их отцу первого обер-офицерского звания — прапорщика (и соответствующих ему в гвардии, артиллерии и флоте). Если же, как оговаривали пояснения к табели, «не будет в то время детей», то отец мог ходатайствовать о получении потомственного дворянства одним из его сыновей – по собственному выбору.

Такие правила действовали с момента введения «Табели о рангах» в действие и до манифеста императора Николая I от 23 (11 по ст. ст.) июня 1845 года. С того момента право на получение потомственного дворянства военные приобретали только с получением штаб-офицерского чина VIII класса, то есть майора (позднее — капитана), а гражданские – с V класса, то есть статского советника. А император Александр II еще раз повысил требования к получению потомственного дворянства, ограничив его VI классом (полковник) для военных и IV (действительный статский советник) для гражданских. Впрочем, к тому времени российское дворянство было уже достаточно многочисленным, причем существенное пополнение его произошло именно за счет выслужившихся военных по правилам петровской версии «Табели о рангах».

Ассамблея при Петре I. Картина Станислава Хлебовского, 1858 год

Ассамблея при Петре I. Картина Станислава Хлебовского, 1858 год

Отдельно в «Табели о рангах» оговаривались условия, при которых тот или иной дворянин мог лишиться своего титула. Непременным условием была отставка за совершение тяжких преступлений; перенесший публичное наказание, пытку тоже переставал быть дворянином. Вернуть звание и чин мог лишь сам император за какие-нибудь выдающиеся заслуги, причем это решение должно было подтверждаться соответствующим документом. При этом, если «злодеи по злобе других приводят», то есть оговаривают невиновных, – тот, кто был подвергнут пыткам по ложному доносу, получал царскую грамоту с подтверждением его невиновности и избавлялся от лишения дворянства и чина.

Штраф за привилегии

Созданная Петром I система государственных чинов и званий, помимо всего прочего, описывала и весьма жесткие требования к правилам соблюдения тех вольностей и преимуществ, которые давал тот или иной класс. В частности, за требование почестей «выше своего ранга» или занятие в церкви места «выше данного ему ранга» нарушитель должен был платить штраф в размере двухмесячного жалования. При этом треть штрафа шла тому, кто доложил о нарушении, а остальное – на нужды государственных госпиталей. Такое же наказание полагалось и за то, что обладатель высокого ранга уступил свое место на церковной службе имеющему более низкий класс. Обосновывалось это просто: привилегии нужно было заслужить, чтобы «охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Но нарушениями, связанными с привилегиями, дело не ограничивалось. Такой же штраф в размере двухмесячного жалования взимался и с того, кто потребовал присвоения того или иного ранга, не имея на руках «на свой чин надлежащего патента». И это еще раз утверждало требование к дворянам как к служилому сословию, в котором основные преимущества получал тот, кто наилучшим образом проявлял себя в государственных делах, а не тот, чьи предки были более именитыми.

Обер-офицер и штаб-офицер Лейб-Гвардии Преображенского полка, с 1700 по 1732 год. Иллюстрация из монографии Александра Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению», 1841-1862 гг.

Обер-офицер и штаб-офицер Лейб-Гвардии Преображенского полка, с 1700 по 1732 год. Иллюстрация из монографии Александра Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению», 1841-1862 гг.

Подобные нормы действовали и по отношению к женщинам, хотя к ним требование об обязательной государственной службе не относилось. Замужние дамы получали классный чин, равный классному чину мужа, при этом несли точно такую же ответственность за нарушение положенных им привилегий. Что же касается «девиц, пока они замуж не выданы», то они получали ранг на четыре ступени ниже отцовского — и только по отношению к женам нижестоящих офицеров и чиновников. Скажем, дочери генерал-фельдмаршала считались старше рангом, чем жены бригадиров, а дочери бригадиров — чем жены капитанов.

А последним пунктом в пояснениях к «Табели о рангах» значилось требование каждому обладателю того или иного классного чина иметь «наряд, экипаж и ливрею, как чин и характер (звание. — Прим. авт.) его требует». Обосновывалось это условием тем, что многие получившие классные чины либо внешне им не соответствуют, либо, напротив, «разоряются, когда они в уборе выше чина своего поступают». По сути своей такое требование подкрепляло значимость «Табели о рангах» и тех званий, которые она предусматривала, повышая тем самым престиж государственной службы и мотивируя дворянство.

Гражданская казнь Николая Чернышевского 31 мая 1864 года. Согласно традиции, этот ритуал предполагал лишение в том числе и сословных прав, как это было предусмотрено «Табелью о рангах»

Гражданская казнь Николая Чернышевского 31 мая 1864 года. Согласно традиции, этот ритуал предполагал лишение в том числе и сословных прав, как это было предусмотрено «Табелью о рангах»

В 1722 году в Российской Империи был принят документ, который приводил в порядок и соответствие все должности государства – Табель о рангах Петра I.

Табель о рангах Петра I

При Петре Первом государственная служба стала не только обязательной для дворянского сословия, но давала возможность войти в дворянство тем, кто был рожден в другой социальной группе.

История создания

Петр I

Фактически работа над созданием указа о порядке государственной службы началась в 1713 году, когда Петр Алексеевич изучал вопрос ранжирования чинов в европейских государствах. Главной причиной начала работы над документом, стало желание Петра упрочить положение служилого дворянства.

К 1721 году проект указа, в разработке которого приняли участие сам государь, сенаторы Г. И. Головкин, Я. В. Брюс, некоторые генералы армии, был готов.

Проект рассматривался в коллегиях, которыми были внесены определенные правки, оставшиеся, впрочем, без внимания. Однако 24 января 1722 года Табель о рангах был окончательно утвержден и издан.

Общая характеристика

В документе содержалась подробная характеристика 263-х должностей, или ранжированных чинов, военных (армейских, гвардейских, морских), гражданских (статских) и придворных, разделенных на четырнадцать классов и соотнесенных друг с другом. К основному документу прилагалось 19 пояснительных записок. Структура документа не была сложной. Информация, представленная в нем, доступной для понимания.

Интересно. У дворян были значительные привилегии при поступлении на государственную службу, более быстрое продвижение в чинах, меньшее количество лет выслуги. Также учитывался их более высокий интеллектуальный уровень и имущественное благосостояние. Последнее было крайне важно, так как заработная плата у гражданских служащих и офицера петровской эпохи была крайне мала. Считалась, что чиновник не должен быть зависим от государственного жалования, так как это мешает свободе его действий, рассуждений и мнений.

Таблица чинов и выслуг

Основное место в документе занимала таблица ранжирования должностей по классам и их соотношение, составленная лично государем и А. И. Остерманом, которая впоследствии неоднократно изменялась и дополнялась (Табель о рангах в редактированном виде использовался даже в 10-ых гг. XX века). Непосредственно в документе за 1722 год указывалось следующее (см. таблицу ниже).

*всего было 96 статских или гражданских чинов, которые подразделялись на шесть групп: императорские, сенатские, коллежские, губернские, общегосударственные, горные; все гражданские чины имели право на поместье, но наследование его могло осуществляться лишь с VIII ранга.

**все армейские чины условно подразделялись на офицерские, унтер-офицерские (младший офицерский состав), казачьи (солдатских чинов в императорской армии времен Петра I не было).

***срок службы, после которой проходило повышение в чине (перевод на другую должность).

****в изначальном варианте, составленном императором, канцлер и обер-маршал занимали одинаковую позицию – 2 ранг, но А. И. Остерман настоял на переводе канцлера в 1 ранг.

Если говорить о Табеле за 1722 год, то нужно учесть, что:

  • ранжирование чинов было у казаков (XII – сотник; X – подъесаул);
  • существовали особые должности, ранжирующие чиновников от горной промышленности;
  • были ранги, должности, которые не входили в Табель и были как выше, так и ниже указанных в нем классов (например, звание генералиссимус было особым и не ранжировалось в документе);
  • правила Табеля не распространялись на крепостных крестьян.

В соответствие с Табелем была приведена информация о заработной плате, характере и причинах присвоения чина, информация о его возможном наследовании (редко). Все это подавалось не виде рекомендаций, а в виде обязательных правил, которые должны были учитываться всеми служащими Империи.

В петровском Табеле было много чинов, заимствованных у европейских стран, особенно придворных. Их можно расшифровать следующим образом (таблица).

Должность (чин)Определение понятия
ШтатгальтерУправляющий определенной территорией по указу императора
КригскомиссарЛицо, отвечающее за снабжение армии и денежное довольствие солдат и офицеров
ВагенмейстерВоенный чин, отвечающий за сохранность армейских обозов
ЦейхвартерЛицо, отвечающее за армейскую артиллерию
ФендрикАрмейский чин, соответствующий современному младшему лейтенанту
АрхияторВрач, состоящий при особе императорской крови (в дальнейшем – лейб-медик)
КонстапельМладший офицерский чин на флоте при Петре I
СарваерЧиновник-офицер, служащий Адмиралтейства, отвечающий за строительство, оснастку и ремонт кораблей
ШаутбенахтСтарший офицер на флоте, ответственный за несение вахты на корабле
ШталмейстерПридворный чин, лицо, отвечающее за императорскую конюшню и выезд
ЕгермейстерЛицо, отвечающее за императорскую охоту и псарню
ГофмаршалЛицо, отвечающее за обеспечение императорской семьи всем необходимым во время путешествий; организующий императорские приемы
Гоф-фурьерЛицо, отвечающее за всех служащих двора (поваров, горничных, посудомоек и т.д.); гоф-фурьер отвечал за ведение журнала, в котором отмечались все важные события при Дворе, произошедшие за день – гоф-фурьерский журнал.

Интересно. Приставки «обер» и «камер» были заимствованы из немецкого языка. Первая обозначала верховенство кого-либо (например, старший егермейстер и просто егермейстер), вторая обозначала принадлежность к императорскому дому или покоям (например, камер-юнкер – «комнатный молодой дворянин»).

Важно еще раз подчеркнуть, что согласно Табелю, все должны были начинать службу с самых низших чинов, некоторые из которых даже не указывались в документе. После получения определенных навыков и выслуги, служащий или военный получал первый, XIV ранг.

Петр 1 первый Император России

Благодаря Табелю упрочилось положение многих «новых» людей, ближайших соратников государя, таких как А. Меньшиков, П. Толстой, Ф. Апраксин.

Содержание

Во время реформы учитывались разные нюансы службы. Например, в таблице было указано, как следует обращаться к тому или иному государственному чиновнику или офицеру армии и флота.

После введения Табеля была определена нижняя планка перехода (получения) личного и потомственного дворянства, действовавшая до 1845 года. Согласно документу, это происходило при получении определенного класса (ранга).

Согласно акту 1722 года, который ввел в действие император, лица, принадлежащие к восьми первым рангам, считались «лучшим, старшим дворянством» Российской Империи, причем происхождение в данном случае не учитывалось: это могли быть как русские, так и иностранцы, как представители старой аристократии, так и выходцы из низших слоев населения, «выбившиеся в чины» уже при Петре I.

Российская Империя

Уровень образования лица, поступающего на службу, в петровское время не принимался во внимание, а вот уже с 1731 года те, кто окончил кадетский, шляхетский корпуса или университет, могли назначаться на более высокие должности, а не начинать карьеру с XIV класса.

Интересно. Петр I, понимая, что уровень образования дворян Российской Империи находится на очень низком уровне, сформулировал правила, определяющие минимум знаний, которыми должен был обладать каждый, поступающий на государственную службу: чтение, правописание, знание четырех главных арифметических действий и иностранного языка. Для проверки знаний вводилась система экзаменов, которые проводили перед приемом на службу.

В пояснительных записках к Табелю указывалось следующее:

  • члены императорской фамилии стояли выше представителей всех классов;
  • публично нарушившее порядок ранжирования лицо, занявшее не свое место в церкви, на торжествах или на официальных собраниях, обязано было заплатить штраф;
  • принадлежащие к низшим сословиям лица могли получать «продвигаться» вверх по Табелю без ограничений;
  • иноземцы, поступившие на русскую службу, могли претендовать на такой чин, который занимали раньше в другом государстве, доказав это соответствующими бумагами;
  • сыновья не наследовали должность родителя и обязаны были начинать служить с «низов», продвигаясь по службе согласно правилу «выслуги лет»;
  • гражданский чиновник и офицер должны были иметь «платье» и экипаж, соответствующий их положению;
  • лицо, обвиненное в уголовном преступлении или в преступлении против власти, публично наказанное, лишалось чина;
  • император мог восстановить утраченный чин подвергнутого наказанию лица своим указом;
  • жены «стояли» в чинах вровень со своими мужьями; дочери занимали положение ниже отцовского (и жены, и дочери несли такую же ответственность, как их мужья и отцы);
  • военные, согласно Табелю, стояли выше гражданских: I класс, высшее положение, в статской группе чинов занимал канцлер, который мог быть только один на всю империю (Петр Алексеевич таким образом подчеркивал превосходство военных лиц над штатскими, престижность военной службы над гражданской).

Табель о рангах Петра 1 1722

Интересно. Количество гражданских должностей в петровскую эпоху было больше, чем военных, поэтому продвижение по службе могло происходить гораздо быстрее, так как все зависело не только от выслуги лет, но и от открывающихся вакансий.

Значение

Введение Табеля о рангах в действие оказало значительное влияние как на дворянское сословие царской России, так и на служебный распорядок в Империи. Последствия его были таковы: старые порядки местничества и «породы» окончательно ушли в прошлое, и, хотя в Табеле описывались старорусские должности, назначение на них прекращалось. Теперь продвижение по службе зависело в большинстве случаев от личных качеств служащего. Такой показатель общественного развития, как социальная мобильность (перемещение из группы в группу, из одного сословия в другое), значительно увеличился.

Что касается дворянства, то оно, окончательно закрепив за собой статус служилого сословия, стало более демократично, менее однородно.

Петр 1 Алексеевич

Появились новые группы с разным статусом:

Интересно. В последующий период первоначальная идея соответствия рангов и должностей в документе была утрачена. Снизились и темпы демократизации дворянского сословия.

Прекращение действия

Отмена данного акта была постепенной. Большевики, полностью ликвидировав придворные должности, частично пересмотрели ранги в армии.

Необходимо отметить, что основные идеи документа легли в основу многих, в том числе и постреволюционных, и современных актов, которые соотносят разные чины Российской Федерации. Таким образом, актуальность петровского Табеля, которому уже почти триста лет, до сих пор очень велика.

Выстроенная Петром Алексеевичем система государственной службы в целом работала бесперебойно и была крайне либеральной для своего времени, хотя, конечно, были «лазейки», которыми пользовалось дворянство. Например, для получения первого офицерского ранга необходима была выслуга в 15 лет. Именно поэтому дворян записывали на службу, в определенный полк, сразу после рождения.

Одной из характерных особенностей дворянского землевладения, сложившейся к началу 18 века, была его распыленность: обычно дворянин имел земли с крестьянами не в одной губернии или уезде, а в нескольких, иной раз небольшими частями.

Примером могут служить владения В. Б. Змеева, у которого в 1700 г. было 16 дворов в Романовском уезде, 9 —-в Мценском, 26 дворов в Ярославском, 119 — в Галицком, 31 — в Вологодском, 36 — в Костромском, 16 — в Данковском, всего 253 двора

Эта особенность отражала постепенный рост земельных владений дворянина путем отдельных покупок или пожалований. По данным первой ревизии, к 1724 г. дворцу, духовным и светским феодалам принадлежало более 4 млн. крестьянских душ м. п.

Одновременно с изменениями в распределении земельного фонда изменялась организация прохождения службы дворянством.

К началу царствования Петра служилый землевладельческий класс еще сохранял пестрое деление на чины: думные, столичные и городовые (то есть провинциальные). Отмена в 1682 году местничества и создание регулярной армии нанесли серьезные удары старой чиновной организации и принципу «породы», знатности происхождения.

В первой четверти 18 века завершается характерный для эпохи абсолютизма процесс сплочения отдельных прослоек феодального класса. Старые чины постепенно отживали не путем их законодательной отмены, а путем прекращения пожалования в них.

С 1695 г. в Разряде прекратили писать «в стольники» и «в стряпчие», а с 1703 г. в «нисший столичный чин — в жильцы», в 1711 г. жилецкое звание было вообще уничтожено .

В 1678 г. по так называемому «боярскому списку» в Боярской думе значилось 98 человек, в том числе из 42 бояр 31 носил княжеский титул, то есть получил чин боярина по знатности происхождения. К 1705 г. в думных чинах значилось только 59 лиц, и боярский список называет лишь 22 боярина (из них 11 — князья), из которых только половина оставалась в Москве, остальные были вне Москвы, па службах и в посылках.

Ведомость 1700 г., наряду со старыми чинами, вводит новую номенклатуру военных чинов, связанную с регулярной армией: среди группы «начальных людей» названы подполковники, майоры, порутчики, прапорщики, ротмистры, среди дворян — «людей нижних чинов» — рейтары и драгуны

С падением прежнего чиновного строя служилые землевладельцы объединяются в сословие под общим наименованием дворянства или (на польский лад) шляхетства. В указах первой четверти XVIII в. появляется обращение «ко всему шляхетству».

Постепенно с созданием армии и бюрократического аппарата выработалась чиновная номенклатура, соответствующая стремлению дворянства укрепить свое положение в новых условиях.

В этой обстановке на первый план был выдвинут принцип служебной годности, что позволяло назначить на командный пост и неродовитого дворянина, а также пополнить ряды дворянского класса выходцами из других слоев населения. Петр энергично участвовал в перестройке чиновной организации дворянства, ломая недовольство и сопротивление его родовитой прослойки.

Руководствуясь бюрократическим принципом выслуги, Петр выражал пренебрежение к знатности происхождения и в указах, и в личных отношениях, так коробивших представителей родовой знати.

В пунктах Сенату — «что по отбытии нашем делать» — Петр предлагает собрать «для запасу в офицеры», наряду с «дворянами молодыми»; «також тысячю человек людей боярских грамотных» (то есть холопов); но при обработке этих пунктов в указ 13 марта 1711 г. Сенат опустил это распоряжение Петра .

На вопрос, «каким образом знатное шляхетство щитать» для определения в гвардию, Петр ставит резолюцию: «знатное дворянство по годности щитать», объединяя, очевидно, в понятии служебной годности личные качества, достигнутый выслугой чин и материальную обеспеченность, но игнорируя признак знатности происхождения .

Знатному гедиминовичу князю Б. И. Куракину царствование Петра представлялось временем «падения первых фамилий», когда «имя князей было смертельно возненавидено и уничтожено» .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: