Правовое государство как территория организации публичной власти

Обновлено: 21.07.2024

Правовое государство — это политическая форма организации общества на определенной территории, суверенная организация публичной власти с аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется все население страны.

Для государства характерны следующие ключевые моменты:

  • внутренняя, грамотно построенная, политика;
  • четкая структура управления;
  • особый механизм управления обществом в целом и всех составляющих элементов.

От первобытного общества, государство отличается по нескольким признакам:

  • наличие, избранной, публичной власти, для государственного управления;
  • административно-территориальное деление (площадь в четко обозначенных границах);
  • налоговая система и структура ее функционирования;
  • основные и главные атрибуты государства (национальный флаг, государственный гимн, герб и т.д).

Основные признаки правового государства

Рассмотрим более подробно, все основные признаки, которые характеризуют современное государство.

Публичная власть и ее особенности.

Это власть, которая осуществляет свое управление при помощи избранного аппарата власти. Данный признак государства, является основным отличительным моментом от первобытного общества.

Для первобытного общества (строя) было характерно несколько основных особенностей, которые на данный момент утратили свою актуальность. А именно:

  • власть исходила исключительно от самого населения и имела только формальный характер;
  • из всего общества не выделяли конкретного индивида, для осуществления управления над обществом и другими слоями населения;
  • любой представитель общины, имел возможность и право осуществлять управленческие функции;
  • власть была основана на равенстве всех социальных слоев (отдельных общин);

На сегодняшний день публичная власть представлена совокупностью аппаратов управления, которые в себя включают:

  • вооруженные силы (армия, полиция и т.д)
  • органы законодательной власти;
  • органы исполнительной власти.

Управление осуществляет обособленный представитель, выделенный их основной массы людей. Такой человек наделен полномочиями, которые ему необходимы для управления государством и обществом в целом.

Административно-территориальное деление

Для современного правового государства характерна своя собственная территория. Она отделена четко обозначенными границами. Иными словами, территория государства — это конкретное пространство, в границах которого осуществляется государственная публичная власть.

Общество в пределах данных границ может быть представлено следующими категориями:

  • граждане страны;
  • лица, не имеющие гражданства;
  • с видом на жительство;
  • иностранные граждане.

Для каждой конкретной территории, соблюдаются определенные законы, которые принимаются на законодательном уровне. Не допускается вмешательство в государственные дела и сферу жизни извне.

Следовательно, население делится по территориальному признаку и из этого следует, что власть будет осуществляться только на конкретной обособленной территории.

Суверенитет государства: как основа его существования

Суверенитет можно представить, как совокупность, которая состоит из:

  • верховной государственной власти;
  • независимой власти и политики на международном политическом уровне.

Это политика, которая представлена одним централизованным правительством, которое обладает суверенитетом над определенной обособленной территорией или страной.

Государство, которое обладает суверенитетом должно отвечать следующим критериям международного права:

  • государство должно иметь постоянное население (численность не имеет значения);
  • наличие территории, обособленной площади отделенной государственными границами;
  • наличие избранного правительства, которое осуществляет управленческие функции;
  • международные отношения и политика с другими государствами;
  • не иметь зависимости от других государств и на прямую не зависеть от их влияния.

Особенность суверенного государства является то, что: оно может функционировать, будучи не признанным всеми странами мира. Однако в таком случае возникают проблемы при осуществлении договорных полномочий и ряда дипломатических отношений.

Государство как одна из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуется следующими основными признаками.

1. Народ. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей прежде всего должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права.

Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.

2. Постоянным признаком государства является наличие определенной территории, то есть территориальная организация государственной власти. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства. В государственно-организованном обществе на смену принципу кровнородственной организации населения пришел принцип его территориальной организации. Люди, проживающее на территории государства, становятся подданными или гражданами данного государства. Юридически только граждане входят в состав государства и обладают всеми гражданскими и политическими правами (правом избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, занимать должности в органах государственной власти, осуществлять определенные виды деятельности и т. д.). Государство обязуется обеспечивать граждан всеми правами и свободами как внутри страны, так и за ее пределами. Основные права и свободы человека и гражданина должны быть законодательно гарантированы государством. Однако государство, признавая права и свободы человека, обязуется защищать права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.

3. Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Отнюдь не всякая власть – управленческое благо. История знает много примеров, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Эффект власти в значительной степени действует в согласии с управляемыми людьми. Властные полномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам и, во-вторых, властными полномочиями других государств.

Сама цель упорядочения общественных отношений (стремление к порядку) может достигаться и антиправовыми средствами. Однако, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишив себя всех прав и свобод, своей личности. Из этого следует, что сама власть нуждается в таком ценностном регуляторе, как право. Право – основа власти, основа деятельности государства, то есть организация государственной власти должна быть основана только на правовых началах, а ее деятельность – в рамках права (правового закона).

Государственная власть, в свою очередь, характеризуется следующими признаками. Во-первых, для осуществления своих функций и задач она имеет свой аппарат управления, который призван осуществлять функции управления обществом с помощью специальных государственных органов. Осуществление государственных управленческих функций является их профессиональной деятельностью. Во-вторых, публичная власть является представительной. Она осуществляет свою деятельность от имени народа. В-третьих, признаком публичной власти является ее легитимность. Феномен легитимности государственной власти – признание ее народом управлять им и подчиняться ей. Необходимо отличать легитимность власти от ее легальности. Не всякая легальная власть является легитимной.

4. Налоговая и финансовая системы. Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержание социально не защищенных слоев населения.

5. Суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.

Верховенство государственной власти внутри страны означает:

• распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;

• только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;

• возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.

Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет – источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Представительные органы государственной власти осуществляют властные полномочия от имени народа.

Следовательно, государственный суверенитет – это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.

На современном этапе развития цивилизации государственный суверенитет имеет свои пределы, которые во внутренней жизни государства определяются притязаниями других субъектов права, а в международных отношениях – рамками международного права. В настоящее время в современном интегрированном мире все чаще признается, что международное право, международное сообщество и международные организации могут и должны вмешиваться во внутренние дела государств, если власть грубо нарушает права и свободы человека, права и свободы малых народов и национальных меньшинств. Это зафиксировано в целом ряде межгосударственных соглашений, прежде всего в Парижской хартии для новой Европы и ряде других. Ярким примером этого является ограничение суверенитета государств Европейского союза рамками права Европейского союза.

6. Система права. Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм.

Таким образом, государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата.

Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений.

В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка.

В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. 1 )

Правовое государство – многомерное развивающе­еся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. 2 )

Существует множество трактовок определения «правое государство»:

– Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично–политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права; 3 )

– Правовое государство является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально–демократическим политическим режимом (Гегель); 4 )

– Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Иными словами правовое государство рассматривается как форма организации и деятельности государственной власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последо­вательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Основными признаками правового государства являются:

– Сосредоточение всех прерогатив государственно–властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;

– Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;

– Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

– Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);

– Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

– Верховенство и прямое действие конституции;

– Единство прав и обязанностей граждан;

– Наличие развитого гражданского общества;

– Внешний и внутренний суверенитет государства;

– Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать: 1 )

а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. 2 )Такой государственно–властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии.

Разделение властей – это показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная –организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией, прежде всего, правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом. 1 )

Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. Однако имеются сущностные и политико–юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико–юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции.

Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее существенной функцией является финансовая – ежегодное утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции – формирование определенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть – специфическая, независимая ветвь государственной власти в правовом государстве, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

б) Верховенство закона, «связанность» государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. 1 ) Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства. 2 )

Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.

Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны все. 3 )

в) Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.

г) Защита прав и свобод человека – это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права – невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти – воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы. 1 )

д) Верховенство и прямое действие конституции. Конституция является источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.

Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основы правового положения личности представляют юридический фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам.

е) Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.

Правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы всей конструкцией правовой государственности. Если правовое положение хотя бы одного субъекта не определено или определено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях. 1 )

ж) Признание человека высшей ценностью, целью государства. В правовом государстве именно личность является основой всего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст. 2, а также в статье 17, 18. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве — это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать «разумный эгоизм» – я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства – все равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие.

3 Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе.


Сущность — это главное, основное в любом предмете, явлении. Соответственно сущность государства — это главное, основное в государстве.

Сущность государства традиционно оценивается с двух аспектов: формального и содержательного.

С формальной точки зрения, государство — это организация политической власти. Организация в том смысле, что представляет собой общее управленческое пространство, объединенное единой властью.

В свою очередь политическая власть расценивается исключительно как власть, синонимичная власти государственной. Попытки расширительного толкования политической власти, соотносящейся с властью государственной как целое и часть, по нашему мнению, несколько несостоятельны.

Политика представляет собой искусство управления обществом; данное управление как раз и осуществляет государство. Соответственно, политическая власть — и есть власть, реализуемая государством [1, с. 23].

Государственная (политическая) власть отличается целым рядом особенностей, позволяющих отграничивать ее от иных разновидностей социальной власти (семейной, религиозной, педагогической, корпоративной и т. д.) [2, с. 17–20].

К этим признакам относятся следующие.

Во-первых, государственная власть распространяется на неопределенно широкий круг субъектов (тех, кто находится на территории данного государства).

Во-вторых, осуществляется особым аппаратом управления, выделенным из общества, находящимся над обществом и осуществляющим власть от имени государства.

В-третьих, государственная власть (как в принципе и любая власть) поддерживается силой принуждения; в случае с государственной властью поддержка осуществляется силой государственного принуждения, реализуемого прежде всего системой специальных (не совсем точно именующихся правоохранительными) органов. В России к таким органам безусловно относятся прокуратура, Следственный комитет РФ, МВД РФ, органы таможенной службы. Причисление иных органов к правоохранительным несколько дискуссионно, не имеет доминирования в научном сообществе.

В-четвертых, государственная власть существует на основе и исполнении юридических норм.

В последнем признаке находит свое отражение дуалистческое качество (присущее как государству, так и праву, конечно, с учетом нормативного понимания последнего): связь государства с правом (либо наоборот).

В свою очередь содержательный подход к сущности государства несколько сложнее, чем формальный. Подобное более чем объяснимо, ибо содержание всегда более многовекторно, чем форма.

Содержательный подход отвечает на вопрос: чьи, какие интересы выражает государство как организация политической власти.

Данный вопрос не подлежит однозначному разрешении. Поэтому здесь выделяют два подхода: классовый и общечеловеческий (общесоциальный).

Классовый подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) построен на том, что государство выражает интересы тех классов (групп, слоев), которые обладают властью в государстве или имеют возможность императивным образом влиять на власть. «Государство, — отмечал В.И Ленин, — это орудие эксплуатации угнетенного класса» [3, с. 88]. Посредством государства правящий класс эксплуатирует неимущие классы, обеспечивая себе комфортное существование.

Общечеловеческий (общесоциальный) подход исходит из того, что государство выражает общие интересы, то есть те интересы, в которых обеспечиваются желания всех членов социума; в данную парадигму входит и так называемая теория общих дел — государство выполняет общие дела и поэтому в его сохранении и развитии заинтересована «здоровая» часть общества, которая является доминирующей.

Как думается, оба этих подхода — очевидно полярны, слишком противоречат друг другу. С одной стороны, государство, выполняющее исключительно классовые интересы обречено; в исторической перспективе недолговечно, ибо основная масса в лучшем случае пассивна по отношению к государственной власти, а в некоторых случаях и откровенно враждебна. С другой стороны, государство не может обеспечить удовлетворение не то что, всех, а даже наиболее широкого спектра интересов классов, слоев, групп населения. Слишком обширный диапазон интересов, их зачастую противоположность делают объективно невозможным удовлетворения абсолютно всех законных интересов. В данном контексте кейсианская теория государства всеобщего благоденствия — не более чем проявление идеализма, в том числе и правового.

Вместе с тем, как ни парадоксально, названные подходы не нивелируют друг друга.

По нашему мнению, классовый и общесоциальный подходы к сущности государства стоит воспринимать в синтезе. Так, каждое государство будет стремиться обеспечить интересы тех, кто обладает властью в этом государстве. Однако одновременно всякое государство желает выполнять общие дела, в которых заинтересованы все члены общества (развитие здравоохранения, строительство дорог, борьба с преступностью, противодействие терроризму и т. д.).

Тем самым сущность государства состоит в синтезе классовых и общечеловеческих факторов. А вот какой из этих факторов имеет приоритет, в сущности, государства, зависит от каждого конкретного государства, от непосредственных экономических, политических, культурных, демографических, климатических и иных причин и условий.

В данном контексте стоит солидаризоваться с устоявшейся дефиницией государства, в соответствии с которой последнее представляет собой «организацию политической власти, направленную на решение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» [4, с. 203].

Правовое государство — это государство высшего эволюционного типа. Однако, что вполне естественно, правовое государство тоже обладает таким качеством как сущность.

Сущность правового государства детерминировано приведенным выше определением. Она (сущность) по конструкции аналогична сущности любого государства: также включает в себя формальный и содержательный аспект.

Формальный аспект сущности правового государства заключается в том, что государственная власть ограничена правом; пределы реализации государственной власти, ее вмешательство в частную сферу ограничено правом. При этом и последнее имплементирует в себя постулаты естественно-правовой теории.

Пределы реализации государственной власти — вопрос более чем сложный [5]. Но достаточно ясным представляется, что именно в правовом государстве власть будет стремиться в минимизации воздействия на сферы жизни индивидов, выполняя тем не менее управленческие функции.

Содержательный аспект сущности правового государства состоит в признании приоритета прав и свобод человека и гражданина, провозглашении их в качестве высшей ценности. Подобное не должно быть лишь благой идеей, пожеланием, а непосредственно фиксироваться в законодательстве страны. В частности, Конституция РФ 1993 года (сама выступая в качестве акта прямого действия) не просто декларирует приоритет прав людей, но и предусматривает внедрение конституционных установок в федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ и далее в зависимости от иерархического места системе подзаконных нормативных актов.

Таким образом, можно, пожалуй, согласиться с М. И. Байтным в определении сущности правового государства. Ученый писал о том, что формально-юридическая сторона сущности состоит в том, что процесс формировании и функционирования государства и государственной власти определяется правовыми рамками и установлениями; посредством права регламентируются пределы деятельности государства и всех его органов. Социально-юридическая сторона заключается в провозглашении и гарантированности обеспечения прав и свобод человека [6, с. 461].

Сущность правового государства состоит в интеграции как формальной, так и социально-юридической стороны.

Конечно, реальное построение правового государства — процесс долгий и сложный. Определение его сущности обуславливает правильный курс в данном направлении, расставляет соответствующие приоритеты, позволяет верно указать на необходимость превращения идеи правового государства в действительность.

  1. Байтин М. И. Государство и политическая власть. Саратов: СГУ, 1972. 239 с.
  2. Самойлюк Р. Н. Понятие, признаки и сущность государственной власти // Наука. Мысль. 2015. № 4. С. 11–23.
  3. Ленин В. И. ПСС. 5-е изд. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1969. Т. 33. Государство и революция. С. 1–120.
  4. Байтин М. И. Сущность государства // Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах / Отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 1. М.: Норма, 2007. С. 193–206.
  5. Милушева Т. В. Пределы деятельности государственной власти в России: вопросы теории и практики / под ред. О. И. Цыбулевской. Саратов: СГАП, 2011. 298 с.
  6. Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИД «Право и государство», 2005. 544 с.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, государственная власть, государство, власть, организация политической власти, политическая власть, предел реализации, содержательный аспект, содержательный подход, социально-юридическая сторона.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: