Правовая культура как признак правового государства

Обновлено: 08.12.2022

Правовая культура - это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности - это уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое пове­дение от неверного и недопустимого.

Кроме того, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее юридическим нормам, соблюдение прав дру­гих людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, чест­ность, чувство собственного достоинства, доброта. Она характе­ризуется определенным уровнем правовой активности, благода­ря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.

Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства и воз­можности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.

Следовательно, не всякого человека, знающего и понимаю­щего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридиче­ских правил сочетается с потребностью соблюдения их предпи­саний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества - это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должност­ях лиц.

Современная правовая культура - это правовая культура гражданского общества и правового государства, которые выс­шей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознает свои права и свободы, (пути их правовой защиты, уважает права и свободы других лю­дей.

Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлече­ние широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.

Функции правовой культуры:

Познавательная функция правовой культуры заключается в Освоении правового наследия прошлых эпох и достижений, оте­чественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, де­лающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры со­стоит в том, что, совершая определенные поступки, человек со­поставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критиче­скому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосре­дуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации прав, про­блемы укрепления законности, правопорядка, правовой активно­сти населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной пра­вовой культуры:

- определяющее значение прав и свобод человека и гражда­нина в правовой организации общества;

- утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;

- правовую активность граждан в осуществлении своих прав;

- активную законотворческую, правозащитную и правопри­менительную деятельность всех звеньев государства.

Правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего) - недо­оценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуваже­ние к праву, пренебрежительное к нему отношение. Он приво­дит к различным правонарушениям, например, к умышленному нарушению законов, массовому несоблюдению правовых норм, нарушению прав человека - это антипод правовой культуры. Правовой нигилизм бывает личностным и государственным, особенно в странах, где слабо развиты право и правовые тради­ции.

Гражданское общество заинтересовано в повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима про­думанная система правового образования.

Содержанием понятия «правовое образование» являются следующие элементы:

- правовое обучение - передача, накопление и усвоение пра­вовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;

- правовое просвещение - распространение правовых идей среди населения средствами массовой информации, созданием компьютерных баз данных, например «Гарант», «Консультант-Плюс» и т.д.;

- юридическая практика - передача юридической информа­ции, знаний посредством участия граждан в правоприменитель­ной деятельности и т.п.;


Несмотря на изученность проблемы правовой культуры в государстве, остаются до конца не исследованными вопросы взаимосвязи правовой культуры и правового государства, воздействия правовой культуры на процесс становления и функционирования правового государства, что указывает на актуальность представленного исследования. Рассмотрены и проанализированы дефиниции понятия, признаков, типологии, уровней и значения правовой культуры, как одного из факторов, влияющих на динамику становления правового государства. Акцент в исследовании делается на принципах формирования правового государства, его взаимодействия с институтами гражданского общества, выступающих в качестве индикаторов правосознания как отдельных личностей и их коллективов, так и общества в целом. Приводятся выводы о взаимосвязи уровня правовой культуры личности и общества, напрямую зависящих от уровня правосознания граждан. Обозначены ключевые проблемы формирования высокого уровня правовой культуры личности и общества, внесены предложения, направленные на повышение значимости правовой культуры как одного из факторов, воздействующих на формирование правового государства.

Ключевые слова: правовая культура, типы правовой культуры, правовое государство, правосознание, уровни правой культуры, принципы правового государства, гражданское общество.

На протяжении всей истории человечества люди искали самый действенный способ регулирования общественных отношений, ведь социум представляет собой совокупность объединения людей в те группы, которые в дальнейшем образуют население целого государства. Первым методом воздействия на общественные отношения было насилие, но этот метод не является универсальным, так как работает только в руках грамотного правителя. Второй метод — религия, но он также не продемонстрировал свою эффективность, так как не каждый человек (как показала история) обладает глубокой верой в сверхъестественные силы.

С постепенным развитием мышления общества, люди стали придумывать и применять законы. Стоит отметить, что на сегодняшний день они являются главным методом регулирования и используются во всем мире. Однако развитие и эффективность законов может быть разной в каждом государстве. Данный показатель и является уровнем правовой культуры.

Целью проводимого исследования выступает комплексное изучение правовой культуры, как одного из факторов, влияющих на процесс формирования правового государства.

Цель раскрывается через поставленные задачи: дать определение правовой культуры, проанализировать её отличительные признаки, уровни и типологию; рассмотреть и охарактеризовать принципы правового государства, его взаимодействие с институтами гражданского общества; исследовать взаимосвязь уровней правовой культуры с видами правосознания личности, различных социальных групп и общества в целом.

Правовая культура — это особое социальное явление, характеризующее определенный уровень правового состояния как отдельной личности, так и общества в целом [5¸ с. 27].

К отличительным признакам правовой культуры, оказывающим воздействие на её значении в обществе и государстве, принято относить следующие:

– правовая культура является элементом общей культуры;

– она отражает развитие общества в совокупности правовых норм;

– представляет состояние законности, правопорядка, правосознания и законодательства;

– способствует созданию правовых ценностей, которые выражаются в правовом порядке, справедливости, равенстве, ответственности;

– позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и зарубежные источники правового процесса с помощью накопленных знаний и опыта человечества.

Правовая культура состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. В качестве основных выделяют:

– право, выступающее универсальным регулятором общественных отношений, с помощью общеобязательных, формально определенных правил, оно развивает в людях чувство справедливости, гуманности и добра;

– правосознание, которое отражает связь между правовыми, моральными, религиозными и другими ценностями, воспитывает потребность в правомерном поведении;

– законность и правопорядок, выступающие как средство защиты прав и свобод личности от произвола государства и его органов, а также от противоправных деяний других лиц;

– правовое воспитание, служащее средством формирования и изменения правового сознания, правовой культуры, отношения граждан к праву.

К типам правовой культуры принято относить:

  1. Правовая культура личности — уровень понимания и совокупность знаний о праве каждого человека, выраженная в умении пользоваться нормативно — правовыми источниками;
  2. Правовая культура социальных групп — это уровень знаний, уважения к праву и законодательству определенного состава людей по их социально — значимым признакам;
  3. Правовая культура общества — это уровень правосознания граждан, а также правовая активность населения в деятельности государства [4, с. 8–14]

В общей теории права принято выделять несколько уровней правовой культуры. В зависимости от показателя правового познания и использования полученных знаний на практике, правовая культура подразделяется на:

  1. Обыденный — уровень, ограниченный повседневной жизнью людей, который используется при реализации субъективных прав и обязанностей;
  2. Профессиональный — уровень, относящийся к лицам, практикующим юридическую деятельность на профессиональном уровне: адвокаты, юристы, работники правоохранительных органов, судьи;
  3. Доктринальный — уровень, характеризующийся не только знаниями о праве, но и знаниями всего механизма правового регулирования.

Роль правовой культуры в государстве подтверждается закрепленными в Основном законе положениями, характеризующими конституционно-правовой статус государства. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 1 Конституции РФ: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство…» [1].

Идеей правового государства является верховенство закона по отношению ко всему обществу, к государству, к личности. Другими словами, это государство, в котором господствует право [5].

Правовая культура может быть реализована только при соблюдении определенных принципов, таких как:

  1. Верховенство права и закона над всем обществом, в том числе над органами власти: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» [1].
  2. Гарантия прав и свобод: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1].
  3. Стабильность законности и правопорядка.
  4. Разделение государственной власти: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» [1].

Цивилизованный образ жизни, структура и система духовных, интеллектуальных, нравственных и психологических ценностей индивида, а также всего общества, является основой любой культуры. Если мы говорим о правовой культуре, то подразумевает под этим развитое массовое правосознание, правовую активность граждан, составляющих главенство права и основу правового государства.

Благодаря правовой грамотности, граждане знают о малоизвестных, но важных для гражданина правах, к примеру:

  1. Налоговый вычет — сумма, которая при наличии оснований, уменьшает размер дохода, с которого уплачивается налог. К примеру:

– социальный — средства, потраченные на обучение, лечение, лекарства, можно вернуть;

– имущественный — средства, потраченные на покупку и продажу недвижимости, на ипотеку, возвращаются;

– стандартный — вычет из налога ежемесячно для инвалидов ВОВ, инвалидов, с увечьями, полученными на военной службе, ликвидаторов аварии ЧАЭС.

  1. Участие в выборах и референдумах. Хоть это и является всем известным политическим правом, его важность от этого не становится меньше. Право голоса, право выбора предоставляется гражданам Конституцией РФ, которое, в свою очередь, дает возможность участвовать в деятельности государства, влиять на власть [6].
  2. Квалифицированная юридическая помощь — деятельность, направленная на обеспечение и защиту прав и свобод граждан. Юридическая помощь должна быть доступной каждому, так как одна из сторон из-за нехватки средств может быть неспособна защитить свои права, что нарушает принцип равенства. Именно поэтому статьей 46 Конституции РФ предусмотрено оказание квалифицированной бесплатной юридической помощи.

В правовом государстве тесно взаимосвязаны друг с другом государство и право, а центром данного взаимодействия является человек. С помощью законодательства государство влияет на развитие гражданского общества, а общество дает направление для демократизации государства [2].

Гражданское общество обладает рядом идей и принципов:

– многообразие форм собственности, право на экономическую деятельность;

– защита естественных прав и свобод каждого человека и гражданина;

– равенство всех перед законом и судом;

– надежная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни [3].

Поскольку правовая культура находится на стадии становления, у нее есть проблемы, препятствующие ее развитию:

  1. Низкий уровень правовой культуры среди работников юридических профессий, входящих в состав государственных органов. Эта проблема приводит к созданию некачественных правовых актов, несправедливым судебным решениям и т. д.
  2. Массивность правового материала, в результате чего граждане не могут изучить его в полном объеме.
  3. Распространение беззакония и несправедливости, в результате чего общество перестает реагировать на правонарушения.
  4. Еще одна проблема — это доступ к достоверной информации. Сегодня люди получают основную информацию из интернета, но не всегда удается найти действующие нормативные акты, а тем более внесенные в них поправки.
  5. Деструктивное воздействие средств массовой информации с целью искажения существующих представлений о праве и правовых явлениях.
  6. Еще одна существенная проблема — правовой нигилизм, который стоит рассмотреть более подробно.

Правовой нигилизм — это полное отрицание, неуважение к праву и действующим законам, которое приводит к противозаконным деяниям, препятствует развитию правовой культуры.

Факторы развития правового нигилизма:

  1. Нарушение в юридических предписаниях и решениях суда.
  2. Создание правовых актов, обладающих противоречивым характером.
  3. Игнорирование гражданами нормативно-правовых актов.
  4. Нарушение основных прав и свобод человека и гражданина.

Для борьбы с этим явлением требуется доверие и уверенность граждан в защите своих прав и свобод, для этого необходимо укрепление законности в государстве, совершенствование законодательства.

В государстве с высоким уровнем правовой культуры граждане свободно владеют знаниями норм Конституции, положениями законов и иных нормативно-правовых актов, в правовую деятельность вовлечены широкие слои населения. В государстве с высоким уровнем качества законотворчества, правосудие отличается своей близостью к обществу, а в правоприменительной деятельности соблюдается строгость и равенство. На сегодняшний день правовую культуру в нашем государстве тяжело охарактеризовать как высокую. Но так как правовая культура ещё проходит стадии становления и формирования, каждый из нас может оказать на данный процесс положительное воздействие.

Ознакомившись с понятием, смыслом и признаками правовой культуры, становится понятным ее значение для государства, общества и личности. Для формирования устойчивой правовой культуры гражданам необходимо получение знаний правового характера, развитое массовое правосознание, правовая активность каждого гражданина. Правовая культура имеет много проблем, но только с помощью совместных усилий общества и государства можно сформировать устойчивую правовую культуру и высокий уровень правосознания. Гражданское общество должно занимать активную гражданскую позицию, а государство должно способствовать развитию правовой культуры.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (ред. от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), ч. 1, ст. 1 // Российская газета, 04.07.2020, N 144.
  2. Алексеев Р. А. Эволюция концепции правового государства в истории политико-правовой мысли // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. № 2. 2013. — С. 83–88.
  3. Алексеев Р. А. Гражданское общество. Проблемы становления и развития в России (правовой аспект): монография / Р. А. Алексеев. — М.: ИИУ МГОУ, 2013. — 96 с.
  4. Бондарёв А. С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2010. № 2 (8). С. 8–14.
  5. Карташов В. Н. Правовая культура: понятие, структура, функции: монография / В. Н. Карташов, М. Г. Баумова; Ярославль: ЯрГУ, 2018. — 200 с.
  6. Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2016. — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовое государство, гражданское общество, государство, общество, Государственная власть, гражданин, правовая культура личности, правовой нигилизм, уровень.

Ключевые слова

правовая культура, гражданское общество, правосознание, правовое государство, типы правовой культуры, уровни правой культуры, принципы правового государства

правовая культура, типы правовой культуры, правовое государство, правосознание, уровни правой культуры, принципы правового государства, гражданское общество

Похожие статьи

Правовая культура современной России | Статья в журнале.

Правовая культура — один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве, один из обязательных элементов гражданского общества, правого государства [2]. Она включает в себя не только правовую культуру населения, но и органов власти, государства.

гражданское общество, правовое государство, свобода.

Гражданское общество и правовое государство появятся у нас тогда, когда каждый из нас

При этом, предполагается, что государство и его органы относятся к личности как к равному

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская.

Правовой нигилизм в идее правового государства

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура, правовое поведение, массовая информация, качественное состояние, гражданское общество, смысловой мир. Проблемы построения правового государства в России.

Влияние правового нигилизма на развитие гражданского.

Ключевые слова: правовой нигилизм; гражданское общество; правовая культура

Правовой нигилизм — следствие как исторического прошлого нашего государства, так и

- низкий уровень правовой культуры как населения, так и субъектов публичной власти

Немного о правовой грамотности | Статья в сборнике.

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность, юридическая.

Взаимное влияние гражданского общества и судебной власти

Гражданское общество — правовое демократическое общество, где

Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности

Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и.

Проблемы правового воспитания на современном этапе

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовой нигилизм, развитие

Не будет преувеличением сказать, что правовая культура личности и общества в целом

Правовой нигилизм — самая распространённая деформация правосознания, сложное и.

Формирование правовой культуры в Российской Федерации

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура, правовое поведение, массовая информация, качественное состояние, гражданское общество, смысловой мир. Проблемы построения правового государства в.

Правовой нигилизм как социальная проблема современного.

Существует мнение, что правовой нигилизм появился и развивается в России из-за правовой некомпетентности, правового незнания ее граждан. Часто субъекты правоотношение даже не знают о своих правах и обязанностях, не говоря уже о мониторинге изменений законодательства.


Правовая культура влияет на различные стороны правовой действительности, способствуя достижению цели правоприменительной политики, призванной обеспечить по всем направлениям реализации права законность, справедливость, права и свободы, то есть достижение идеалов правового государства и гражданского общества. В рамках настоящей статьи рассмотрены аспекты формирования правовой культуры в Российской Федерации.

Ключевые слова: формирование правовой культуры, правосознание, правовая идеология, правовые институты, правовое поведение.

Author considered aspects of the formation of legal culture in the Russian Federation. Legal culture influences various aspects of legal reality, contributing to the achievement of the goal of enforcement policy, designed to ensure in all areas of the realization of the law legality, justice, rights and freedoms.

Keywords: legal culture formation, legal awareness, legal ideology, legal institutions, legal behavior.

Формирование правовой культуры в России происходило и происходит в трудных условиях социально–экономического кризиса, борьбы между ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной. Не стоит преуменьшать и влияние зарубежной философии и теории права. Таким образом, парадоксальность такого правового явления, как правовая культура, состоит в столкновении и тесном переплетении в нём различных ценностных установок — сложившихся в нашей стране исторически и пришедших из–за рубежа (например, расширение применения судебного прецедента).

Несмотря на множественность теоретических представлений о правовой культуре и ее содержании, можно говорить о признании научным миром правовой культуры ценностно–нормативной основой всех сторон правовой жизни общества. Действительно, правовая культура не может формироваться и существовать вне системы ценностей. Духовные ценности через механизм регулирования обретают нормативный каркас модели поведения субъектов социальных взаимодействий. Ценности выступают своеобразной мерой оценки поведения и его социальных последствий. Закрепляясь в праве, они перерастают из социальных ценностей в правовые, оказывая влияние не только на правовое регулирование, но и реализацию права. Они предопределяют выбор поведения, юридическую оценку деяний и социально–политических событий. Не случайно воздействие ценностей на формирование правовой культуры явилось предметом пристального внимания юридической науки.

Правовая культура базируется на общечеловеческих ценностях, что обеспечило ее изучение с ценностно–нормативного подхода. Так Я. В. Зубова представляет правовую культуру с точки зрения данного подхода как ценности права, выраженные в нормах, правовых институтах, оценках, правовом поведении. [2]

Головченко разделяет мнение Н. П. Повещенко о трехуровневой системе ценностей, лежащих в основе правовой культуры: личностные убеждения — правовые ориентации — правовые нормы. Задача права сводится к формированию условий нормальной жизнедеятельности человека во внешней среде (общественный порядок). При таком подходе право лишается более глубокого смысла, отдаляется от темы духовной нравственности. Либеральное понимание свободы ограничивается правовыми рамками, оставляя за ними истинное понимание свободы. [3]

Свободно жить и поступать, действуя в рамках права, не есть свобода. Истоки свободы заложены в более глубоких пластах — в субъективном пространстве человеческого сознания, никак не связанного с правовыми гарантиями. Речь идет о духовном самоопределении, не подвластном внешним детерминантам. Правовая ответственность, являясь внешней, также имеет прямое отношение к духовно–нравственной стороне человеческой жизни. Отношения между людьми в реальной действительности не всегда соответствуют идеалу. Поэтому право становится средством корректировки реальности, в основу которого заложено духовно-нравственное осознание долга. Право не только нравственно обусловлено. Оно само придает охраняемую законом силу нравственным нормам и принципам. Устанавливая репрессивные санкции, право вместе с тем признает достоинство личности и свободу человека [1].

Правовая культура позволяет обеспечить надлежащую ориентацию граждан и должностных лиц в основополагающих началах и принципах правовой системы Российской Федерации. Она создает базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права, для профилактики правонарушений. Правовой нигилизм является важнейшим фактором, который может ускорить или замедлить правовое развитие. В условиях социально-экономического кризиса и трансформации российского общества изучение такого правового явления, как правовой нигилизм, приобретает новое звучание. Без развития правовой культуры правовой прогресс и стабильное внутриполитическое положение в стране немыслимы. Преодоление правового нигилизма представляет собой одну из важнейших задач правоприменительной практики и законотворчества [2].

Недостаточный уровень правовой культуры и компетенции государственных служащих, социально–политический и экономический кризис в стране приводят к тому, что доверие к закону и государству в России неуклонно падает. Российская правовая действительность такова, что наблюдается значительный разрыв между правом и законом. Тенденция правового нигилизма в обществе ведёт к катастрофе — отрицанию главенства государства и закона, разрешению конфликтов при помощи силы, связей или денег. Всё это, безусловно, не способствует доверию к закону и правопорядку.

Таким образом, можно выделить следующие предпосылки распространения правового нигилизма в современном российском обществе: снижение интереса граждан к морально–этической проблематике, пропаганда аморализма и безнравственности; криминализация различных социальных групп, распространение в обществе ценностей криминальных субкультур; исторически сложившиеся особенности менталитета русского народа, связанные с вековым самодержавием, крепостничеством, приоритетом государственной власти над общечеловеческими демократическими правами и свободами; идеализация и бездумное перенесение традиций западной правовой системы на отечественную почву, без необходимой адаптации к сложившимся правовым традициям; отсутствие правовой регламентации отдельных сторон общественной жизнедеятельности (медицины, спорта, экологии); деформация правосознания граждан, связанная с глубоким социально–экономическим кризисом, начавшимся еще в 1990-е годы; юридическая неграмотность и правовое бескультурье.

Российское правосознание, в особенности это касается так называемого массового правосознания, является, с одной стороны, неразвитым по сравнению с западными цивилизациями, а с другой — характеризуется как расположенное на полюсах нигилизма или идеализма в оценке роли и статуса права. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды — воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке широких слоев населения России. Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура. Уровень правосознания и в целом правовой культуры в обществе остается достаточно низким. Отчуждение многих живущих ниже прожиточного минимума граждан является одним из важнейших факторов развития правового нигилизма. Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельную категорию, так как включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но и юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом. Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу — систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений. Высокий уровень правовой культуры — один из признаков правового государства. Правовая культура охватывает и психологические, и идеологические, и поведенческие элементы.

В настоящее время в России наблюдается существенный разрыв между нормативно–ценностной основой и существующей правоприменительной политикой судебной системы. Минимизация такого разрыва возможна только тогда, когда судебная правоприменительная политика будет строится профессионалами с высокой правовой культурой, для которых долг, справедливость и гуманность — ориентир осуществления правосудия, а не декларация, закрепленная в норме закона.

Особую зону риска представляет правоприменение в системе исполнительной власти. Правовой кризис находит здесь наиболее яркое проявление. З. М. Черниловский пишет, что исполнительная власть всегда стремиться к минимизации контроля. Этому в известной мере способствует владение средствами принуждения, опора на бюрократический аппарат, манипулирование информацией [5].

Проблема ориентации правоприменительной политики в управленческую сферу на нравственные ценности приобретает все большую значимость, поскольку здесь непрерывно развивается поток всевозможных практик взаимодействий гражданина и власти. Мораль становиться неотъемлемым аспектом деятельности всей системы государственных служащих и служащих правоохранительных органов. Владение исполнительной власти всевозможными средствами принуждения и влияния на права и свободы потребовало, как говорилось ранее, формирование системы кодексов, где проявление уважения к таким ценностям как честь и достоинство личности, неприкосновенность человека закладывается в основу профессиональной деятельности. Однако дефекты правосознания, как неотъемлемого элемента правовой культуры, многих субъектов сферы приложения исполнительной власти подрывают ее авторитет и искажают ее предназначение в системе разделения властей.

Правовая культура субъектов правоприменительной политики отражает степень следования закону, принципам права при принятии решений в конкретной сфере общественной жизни и государственной деятельности. К примеру, от правовой культуры органов следствия и дознания зависит соблюдение следственных процедур, качество применения уголовно-процессуального законодательства, учет следственной и судебной практики, соответствие принятых решений принципам уголовного судопроизводства, соблюдение сроков осуществления следственных действий.

Таким образом можно констатировать, что правовая культура субъектов правоприменительной политики выражает степень соответствия действий указанных субъектов правовым ценностям, объективированным в принципах и нормах права.

В завершение настоящей статьи отметим, что реальный уровень правосознания, правовой культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения. Правовая культура различных направлений правоприменительной политики (правоприменительная политика исполнительного производства, судебная правоприменительная политика и т. д.) представляет качественное состояние системы органов, участвующих в осуществлении права, выраженное в порядке их деятельности, качестве принимаемых решений, в уровне правосознания субъектов правоприменительной политики, степени гарантированности прав и свобод граждан, интересов юридических лиц в сферах приложения компетенции субъектов правоприменительной деятельности.

  1. Головченко Г. А. Стратегия формирования правовой культуры личности в современной России: понятия, цели, основные направления.: дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2016, с. 169.
  2. Зубова Я. В. Правовое образование и правовая культура: монография. Ухта, 2010. С. 6.
  3. Карпова С. Е., Васильева Е. Н., Кондратьев А. Я., Иванова И. О. Правовая культура современной молодежи: актуальное состояние и пути её повышения // Молодой ученый. — 2018. — № 1. — С. 173–175.
  4. Сомов М. Д. Республиканская идеология и ее демократические пределы // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 8. С. 15–18.
  5. Черниловский З. М. Правовое государство: исторический опыт // Государство и право. 1989. № 4. С. 56.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правоприменительная политика, правовой нигилизм, исполнительная власть, правовое поведение, Россия, ценность, правовое государство, правовое явление, Российская Федерация.

Вопросы правовой культуры в образовании правового сознания, общества и государства являются наиболее разработанными и изученными. Однако нерешенной остается проблема взаимодействия правовой культуры в формировании правового государства, что обуславливает актуальность дальнейшего изучения данного вопроса. В статье проведен анализ таких категорий права, как понятие, признаки, виды, уровни и значение правовой культуры в процесс формирования правового государства. Автор обращает внимание на такие объекты исследования, как принципы формирования правового государства, его взаимодействие с институтами гражданского общества , выступающих в качестве индикаторов правосознания как отдельных личностей и их коллективов, так и общества в целом. Автором приведены выводы о влиянии правовой культуры отдельных групп граждан, индивида и общества в образовании правового государства. Обозначены ключевые проблемы формирования высокого уровня правовой культуры личности и общества, внесены предложения, направленные на повышение значимости правовой культуры, воздействующей на формирование правового государства.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Сергей Альбертович

THE IMPORTANCE OF LEGAL CULTURE IN THE FORMATION OF THE LEGAL STATE

The issues of legal culture in the formation of legal consciousness, society and the state are the most developed and studied. However, the problem of interaction of legal culture in the formation of the rule of law remains unresolved, which determines the relevance of further study of this issue. The article analyzes such categories of law as the concept, signs, types, levels and significance of legal culture in the process of forming a legal state. The author draws attention to such objects of research as the principles of the formation of the rule of law, its interaction with civil society institutions, which act as indicators of the legal consciousness of both individuals and their collectives, and society as a whole. The author draws conclusions about the influence of the legal culture of individual groups of citizens, the individual and society in the formation of the legal state. The key problems of the formation of a high level of legal culture of the individual and society are identified, proposals aimed at increasing the importance of the legal culture that affects the formation of the rule of law are made.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА»

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Вопросы правовой культуры в образовании правового сознания, общества и государства являются наиболее разработанными и изученными. Однако нерешенной остается проблема взаимодействия правовой культуры в формировании правового государства, что обуславливает актуальность дальнейшего изучения данного вопроса. В статье проведен анализ таких категорий права, как понятие, признаки, виды, уровни и значение правовой культуры в процесс формирования правового государства. Автор обращает внимание на такие объекты исследования, как принципы формирования правового государства, его взаимодействие с институтами гражданского общества, выступающих в качестве индикаторов правосознания как отдельных личностей и их коллективов, так и общества в целом. Автором приведены выводы о влиянии правовой культуры отдельных групп граждан, индивида и общества в образовании правового государства. Обозначены ключевые проблемы формирования высокого уровня правовой культуры личности и общества, внесены предложения, направленные на повышение значимости правовой культуры, воздействующей на формирование правового государства.

Ключевые слова: мышление общества; признаки правовой культуры; стабильность законности; нигилизм; гражданское общество; устойчивая культура.

S.A. Ivanov. THE IMPORTANCE OF LEGAL CULTURE IN THE FORMATION OF THE LEGAL STATE

The issues of legal culture in the formation of legal consciousness, society and the state are the most developed and studied. However, the problem of interaction of legal culture in the formation of the rule of law remains unresolved, which determines the relevance of further study of this issue. The article analyzes such categories of law as the concept, signs, types, levels and significance of legal culture in the process of forming a legal state. The author draws attention to such objects of research as the principles of the formation of the rule of law, its interaction with civil society institutions, which act as indicators of the legal consciousness of both individuals and their collectives, and society as a whole. The author draws conclusions about the influence of the legal culture of individual groups of citizens, the individual and society in the formation of the legal state. The key problems of the formation of a high level of legal culture of the individual and society are identified, proposals aimed at increasing the importance of the legal culture that affects the formation of the rule of law are made.

Keywords: social thinking; signs of legal culture; stability of legality; nihilism; civil society; stable culture.

С момента зарождения человечества люди искали действенный способ регулирования общественных отношений, ведь социум представляет собой совокупность объединения людей в группы, которые в дальнейшем образуют население целого государства. Первым методом воздействия на общественные отношения было насилие. Однако это не универсальный метод, так как он работает только в руках грамотного правителя. Второй метод - религия, но он также не продемонстрировал свою эффективность, так как не каждый человек (как показала история) обладает глубокой верой в сверхъестественные силы.

С постепенным развитием мышления общества люди стали придумывать и применять законы. Стоит отметить, что на сегодняшний день они являются главным методом регули-

рования и используются во всем мире. Однако развитие и эффективность законов может быть разной в каждом государстве. Данный показатель и является уровнем правовой культуры.

Целью проводимого исследования является комплексное изучение значения правовой культуры в формировании правового государства.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач: проанализировать отличительные признаки правовой культуры, а также ее типологию; рассмотреть и охарактеризовать принципы правового государства, его взаимодействие с институтами гражданского общества; исследовать взаимосвязь уровней правовой культуры с видами правосознания личности, различных социальных групп и общества в целом.

К отличительным признакам правовой культуры, оказывающим воздействие на ее значение в обществе и государстве, принято относить следующие:

- правовая культура - элемент общей культуры;

- отражение развития общества в совокупности правовых норм;

- представление состояния законности, правопорядка, правосознания и законодательства;

- способствование созданию правовых ценностей, которые выражаются в правовом порядке, справедливости, равенстве, ответственности;

- предоставление возможности сочетать и саморегулировать отечественные и зарубежные источники правового процесса с помощью накопленных знаний и опыта человечества.

Правовая культура состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. В качестве основных выделяют:

- право, выступающее универсальным регулятором общественных отношений. С помощью общеобязательных, формально определенных правил оно развивает в людях чувство справедливости, гуманности и добра;

- правосознание, которое отражает связь между правовыми, моральными, религиозными и другими ценностями, воспитывает потребность в правомерном поведении;

- законность и правопорядок, выступающие как средство защиты прав и свобод личности от произвола государства и его органов, а также от противоправных деяний других лиц;

- правовое воспитание, служащее средством формирования и изменения правового сознания, правовой культуры, отношения граждан к праву.

К типам правовой культуры принято относить:

1. Правовую культуру личности - уровень понимания и совокупность знаний о праве каждого человека, выраженная в умении пользоваться нормативно-правовыми источниками.

2. Правовую культуру социальных групп -уровень знаний, уважения к праву и законодательству определенного состава людей по их социально значимым признакам.

3. Правовую культуру общества - уровень правосознания граждан, а также правовая активность населения в деятельности государства [4].

Роль правовой культуры в государстве подтверждается закрепленными в Основном законе положениями, характеризующими конституционно-правовой статус государства. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 1 Конституции РФ «Рос-

сия есть демократическое федеративное правовое государство. » [1].

Правовая культура может быть реализована только при соблюдении определенных принципов, таких как:

1. Верховенство права и закона над всем обществом, в том числе над органами власти: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» [1].

2. Гарантия прав и свобод: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [1].

3. Стабильность законности и правопорядка.

4. Разделение государственной власти: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» [1].

5. Цивилизованный образ жизни, структура и система духовных, интеллектуальных, нравственных и психологических ценностей индивида, а также всего общества является основой любой культуры. Если мы говорим о правовой культуре, то подразумеваем под этим развитое массовое правосознание, правовую активность граждан, составляющих главенство права и основу правового государства.

Благодаря правовой грамотности граждане знают о малоизвестных, но важных для гражданина правах. Например:

1. Налоговый вычет - сумма, которая при наличии оснований уменьшает размер дохода, с которого уплачивается налог. Назовем, к примеру, следующие виды налогового вычета:

- социальный - можно вернуть средства, потраченные на обучение, лечение, лекарства;

- имущественный - возвращаются средства, потраченные на покупку и продажу недвижимости, ипотеку;

- стандартный - вычет из налога ежемесячно для инвалидов ВОВ, инвалидов с увечьями, полученными на военной службе, ликвидаторов аварии ЧАЭС.

2. Участие в выборах и референдумах. Право голоса, право выбора предоставляется гражданам Конституцией РФ, которое, в свою очередь, дает возможность участвовать в деятельности государства, влиять на власть [5].

3. Квалифицированная юридическая помощь - деятельность, направленная на обеспечение и защиту прав и свобод граждан. Юридическая помощь должна быть доступной

каждому, так как одна из сторон из-за нехватки средств может быть неспособна защитить свои права, что нарушает принцип равенства. Именно поэтому ст. 46 Конституции РФ предусмотрено оказание квалифицированной бесплатной юридической помощи.

В правовом государстве тесно взаимосвязаны друг с другом государство и право, а центром данного взаимодействия является человек. С помощью законодательства государство влияет на развитие гражданского общества, а общество дает направление для демократизации государства [2].

Гражданское общество обладает рядом идей и принципов:

- многообразие форм собственности, право на экономическую деятельность;

- защита естественных прав и свобод каждого человека и гражданина;

- равенство всех перед законом и судом;

- надежная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни [3].

Поскольку правовая культура находится на стадии становления, у нее есть проблемы, препятствующие ее развитию:

1) низкий уровень правовой культуры среди работников юридических профессий, входящих в состав государственных органов. Эта проблема приводит к созданию некачественных правовых актов, несправедливым судебным решениям и т.д.;

2) массивность правового материала, в результате чего граждане не могут изучить его в полном объеме;

3) распространение беззакония и несправедливости, вследствие чего общество перестает реагировать на правонарушения;

4) доступ к достоверной информации. Сегодня люди получают основную информацию из интернета, но не всегда удается найти действующие нормативные акты, а тем более внесенные в них поправки;

5) деструктивное воздействие средств массовой информации с целью искажения существующих представлений о праве и правовых явлениях;

6) правовой нигилизм - полное отрицание, неуважение к праву и действующим законам, которое приводит к противозаконным деяниям, препятствует развитию правовой культуры.

К факторам развития правового нигилизма относятся:

- нарушение в юридических предписаниях и решениях суда;

- создание правовых актов, обладающих противоречивым характером;

- игнорирование гражданами нормативно-правовых актов;

- нарушение основных прав и свобод человека и гражданина.

Для борьбы с этим явлением требуется доверие и уверенность граждан в защите своих прав и свобод. Поэтому необходимо укрепление законности в государстве, совершенствование законодательства.

В тех странах, где отмечаются достаточные показатели правовой культуры, граждане свободно владеют знаниями норм Конституции, положениями законов и иных нормативно-правовых актов. В правовую деятельность вовлечены широкие слои населения. В государстве с высоким уровнем качества законотворчества правосудие отличается своей близостью к обществу, а в правоприменительной деятельности соблюдается строгость и равенство. В настоящее время правовую культуру в нашем государстве тяжело охарактеризовать как высокую. Но так как правовая культура еще проходит стадии становления и формирования, каждый из нас может оказать на данный процесс положительное воздействие.

Ознакомившись со смыслом и признаками правовой культуры, становится понятным ее значение для государства, общества и личности. Для формирования устойчивой правовой культуры гражданам необходимо получение знаний правового характера, развитое массовое правосознание, правовая активность каждого гражданина. Для решения проблем, сложившихся в правовой культуре, важно активное взаимодействие общества и государства в целях образования наиболее стабильной правовой культуры и развития уровня правового сознания. Все это позволит признать наше государство правовым.

2. Алексеев Р.А. Гражданское общество. Проблемы становления и развития в России (правовой аспект): монография. М.: ИИУ МГОУ, 2013. 96 с.

3. Алексеев Р.А. Эволюция концепции правового государства в истории политико-правовой мысли // Вестник Московского гос. областного ун-та. Серия «История и политические науки». 2013. № 2. С. 83-88.

4. Бондарев А.С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении //

5. МарченкоМ.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Проспект, 2016. 240 с.

2. Alekseev R.A. Grazhdanskoe obshchestvo. Problemy stanovleniya i razvitiya v Rossii (pravo-voj aspekt) [Civil society. Problems of formation and development in Russia (legal aspect)]: monografiya. M.: IIU MGOU, 2013. 96 s.

3. Alekseyev R.A. Evolyutsiya kontseptsii pravo-vogo gosudarstva v istorii politiko-pravovoj mysli [Evolution of the concept of the rule of law in the history of political and legal thought] // Vestnik Mos-kovskogo gos. oblastnogo un-ta. Seriya «Istoriya i politicheskie nauki». 2013. № 2. S. 83-88.

5. Marchenko M.N. Teoriya gosudarstva i prava v voprosakh i otvetakh [Theory of state and law in questions and answers]: ucheb. posobie. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Prospekt, 2016. 240 s.

ИВАНОВ Сергей Альбертович - преподаватель кафедры частного права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: IvanCerg2000@yandex. ru.

IVANOV, Sergey Albertovich - Lecturer of the Department of Private Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: IvanCerg2000@ yandex. ru.

Правовое государство – такое государство, в котором почти никто и никогда не имеет возможности систематически нарушать закон, то есть законы, как правило, реально соблюдаются и лишь в редких эпизодах нарушаются.

Это примета высокого уровня экономической культуры, он достигается благодаря прогрессу, то есть высокая правовая культура- уровень богатства опыта практической жизни без нарушений законов, опыта новых и улучшения старых законов.

Низкая правовая культура – жизнь в условиях повышенного уровня преступности и снижения способности социума к законотворчеству и к охране прав.

То есть речь идет о правопорядке и правозаконье.

У древних славян правовая культура была выражена в языке, у них были понятия «Правь» «Явь».

«Правь»- у славян язычников это мир вечных, безупречных норм и идеалов который правит миром явным, зримым, ощущаемым.

Использование понятия о Праве гораздо древнее нашей государственности.

Язык создавался тысячи лет назад, то есть у славян есть большой круг понятий с корнем правь: правда, неправда, справедливость, православие.

В идеи православия – с правом соседствует восславление. Восславить право, значит сделать его известным, то есть перед нами архаичная форма правого просвещения.

На фоне различной правовой культуры в современном мире все более актуален синтез опыта различных цивилизаций, континентов особенно важен для международного права.

Первый письменный свод юридических законов в Руси называется «Русская правда» примечательно, что здесь использовалось слово право.

Правовая культура – общий уровень нравственных знаний и уважительного отношения общества к праву.

Совокупность правовых особенностей в виде норм, убеждений и установок регламентирующих- правила взаимодействия личности, группы, общества, государства. То есть, таким образом, прогресс правовой культуры – это процесс многогранный; это рост способности достигать общественного согласия и социальной гармонии совершенствования.

Главная особенность социального прогресса- нарастающие ускорения. Это же касается и законотворчества, оно похоже на программирование ведь оно предопределяет будущий порядок жизни. Прогресс интенсифицируется(ускоряется) и законотворчество тоже интенсифицируется

Признаки правового государства

1. Верховенство права. Вся деятельность государства должна строиться на основе права и не противоречить ему. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами.

Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Все подзаконные акты должны соответствовать закону. Правовое государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, устанавливает те принципы и рамки, которые оно не может переступить;

2. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Государство должно не только декларировать права и свободы, но и обеспечить их защиту и реализацию. Ст. 2 Конституции РФ;

3. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная – правительству, судебная – суду. Этот принцип следует понимать как систему сдержек и противовесов, с одной стороны, сдерживающую произвол отдельных ветвей власти, а с другой – обеспечивающую их эффективность и функциональность. Каждая из ветвей власти обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти.

4. Демократизм – это принцип, в соответствии с которым население страны прямо или через своих представителей принимает участие в организации и деятельности государственного аппарата ст. 3 Конституции РФ;

5. Взаимная ответственность государства и личности. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами;

6. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

7. Режим законности в государстве и обществе.

Законность – это требование строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, т. е гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами

Использование понятия о Праве гораздо древнее нашей государственности.

Язык создавался тысячи лет назад, то есть у славян есть большой круг понятий с корнем правь: правда, неправда, справедливость, православие.

В идеи православия – с правом соседствует восславление. Восславить право, значит сделать его известным, то есть перед нами архаичная форма правого просвещения.

На фоне различной правовой культуры в современном мире все более актуален синтез опыта различных цивилизаций, континентов особенно важен для международного права.

Первый письменный свод юридических законов в Руси называется «Русская правда» примечательно, что здесь использовалось слово право.

Правовая культура – общий уровень нравственных знаний и уважительного отношения общества к праву.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

1. психологический элемент (правовая психология);

2. идеологический элемент (правовая идеология);

3. поведенческий элемент (юридически значимое поведение). Правовая культура личности означает правовую образованность

Правовая культура общества — это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из элементов:

1. уровень правосознания и правовой активности общества;

2. степень прогрессивности юридических норм (уровень разви- ти|я права, культура юридических текстов и т.п.);

3) степень прогрессивности юридической деятельности (культу-ра правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Совокупность правовых особенностей в виде норм, убеждений и установок регламентирующих- правила взаимодействия личности, группы, общества, государства. То есть, таким образом, прогресс правовой культуры – это процесс многогранный; это рост способности достигать общественного согласия и социальной гармонии совершенствования.

Главная особенность социального прогресса- нарастающие ускорения. Это же касается и законотворчества, оно похоже на программирование ведь оно предопределяет будущий порядок жизни. Прогресс интенсифицируется(ускоряется) и законотворчество тоже интенсифицируется.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: