Правила предоставления государственных грантов дкб 2025

Обновлено: 02.10.2022

На получение государственных грантов для реализации новых бизнес-идей:

  1. Электронная заявка на участие в конкурсном отборе по предоставлению государственных грантов по форме.
  2. Копия документа, подтверждающего прохождение услугополучателем обучения в рамках Программы и (или) Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы "Еңбек" сроком давности не более 2 лет.
  3. Выписка из банковского счета о наличии на текущем счете услугополучателя денежных средств не менее 10 % от объема предоставляемого государственного гранта или документы, подтверждающие оценочную стоимость движимого и/или недвижимого имущества, участвующим в бизнес-проекте (требование не является обязательным для социально-уязвимых слоев населения).

Подтверждением принятия документов является регистрация (штамп, входящий номер и дата) в канцелярии услугодателя, с указанием фамилии и инициалов лица, принявшего документы или регистрационный номер на веб-портале.

Как получить услугу в государственном органе и в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (необходимые документы):

На получение государственных грантов для реализации новых бизнес-идей:

  1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (для идентификации).
  2. Заявку на участие в конкурсном отборе по предоставлению государственных грантов по форме, предоставления государственных грантов, которая будет размещена на веб-портале услугодателя.
  3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица/уведомление о регистрации индивидуального предпринимателя (получается из соответствующих информационных систем).
  4. Справку об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджет, выданную не позднее, чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты обращения.
  5. Справку о средней численности наемных работников на момент подачи заявки, заверенную подписью руководителя и печатью заявителя (при наличии).
  6. Бизнес-проект, подготовленный в виде бизнес-плана.
  7. Копию документа, подтверждающего прохождение услугополучателем обучения.
  8. Нотариально заверенная доверенность на право подачи заявки от имени услугополучателя в случае подачи заявки третьим лицом.
  9. Документы, подтверждающие наличие софинансирования (денежными средствами, движимым/недвижимым имуществом, участвующим в бизнес-проекте) расходов на реализацию бизнес-проекта в размере не менее 10 % от объема предоставляемого государственного гранта, справку из банка о наличии на текущем счете услугополучателя денежных средств или документы, подтверждающие оценочную стоимость движимого и/или недвижимого имущества, участвующего в бизнес-проекте (за исключением социально-уязвимых слоев населения). При этом сведения о наличии движимого и/или недвижимого имущества услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства".
  10. Документ, подтверждающий наличие у услугополучателя статуса отнесения к социально-уязвимым слоям населения. При этом сведения о статусе услугополучателя услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства".

Результат оказания услуги

Договор о предоставлении гранта, либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги по предоставлению государственного гранта.

На получение государственных грантов для реализации новых бизнес-идей:

  1. Электронная заявка на участие в конкурсном отборе по предоставлению государственных грантов по форме.
  2. Копия документа, подтверждающего прохождение услугополучателем обучения в рамках Программы и (или) Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы "Еңбек" сроком давности не более 2 лет.
  3. Выписка из банковского счета о наличии на текущем счете услугополучателя денежных средств не менее 10 % от объема предоставляемого государственного гранта или документы, подтверждающие оценочную стоимость движимого и/или недвижимого имущества, участвующим в бизнес-проекте (требование не является обязательным для социально-уязвимых слоев населения).

Подтверждением принятия документов является регистрация (штамп, входящий номер и дата) в канцелярии услугодателя, с указанием фамилии и инициалов лица, принявшего документы или регистрационный номер на веб-портале.

Как получить услугу в государственном органе и в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (необходимые документы):

На получение государственных грантов для реализации новых бизнес-идей:

  1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (для идентификации).
  2. Заявку на участие в конкурсном отборе по предоставлению государственных грантов по форме, предоставления государственных грантов, которая будет размещена на веб-портале услугодателя.
  3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица/уведомление о регистрации индивидуального предпринимателя (получается из соответствующих информационных систем).
  4. Справку об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджет, выданную не позднее, чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты обращения.
  5. Справку о средней численности наемных работников на момент подачи заявки, заверенную подписью руководителя и печатью заявителя (при наличии).
  6. Бизнес-проект, подготовленный в виде бизнес-плана.
  7. Копию документа, подтверждающего прохождение услугополучателем обучения.
  8. Нотариально заверенная доверенность на право подачи заявки от имени услугополучателя в случае подачи заявки третьим лицом.
  9. Документы, подтверждающие наличие софинансирования (денежными средствами, движимым/недвижимым имуществом, участвующим в бизнес-проекте) расходов на реализацию бизнес-проекта в размере не менее 10 % от объема предоставляемого государственного гранта, справку из банка о наличии на текущем счете услугополучателя денежных средств или документы, подтверждающие оценочную стоимость движимого и/или недвижимого имущества, участвующего в бизнес-проекте (за исключением социально-уязвимых слоев населения). При этом сведения о наличии движимого и/или недвижимого имущества услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства".
  10. Документ, подтверждающий наличие у услугополучателя статуса отнесения к социально-уязвимым слоям населения. При этом сведения о статусе услугополучателя услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства".

Результат оказания услуги

Договор о предоставлении гранта, либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги по предоставлению государственного гранта.


За прошедший год по нашему региону 3088 человек стали обладателями гранта на общую сумму 1,3 млрд.тенге. Кто может претендовать на получение гранта, сумма предоставляемого гранта, какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование грантовых средств? На эти вопросы ответила начальник отдела нефинансовой поддержки предпринимателей Палаты предпринимателей Кызылординкой области Гаухар Елеусинова.

- Здравствуйте, Гаухар. А какие виды государственных грантов на предпринимательские цели у нас сейчас действуют? И расскажите пожалуйста о сумме финансирования, выделяемой на гранты.

- Здравствуйте. Государственные гранты выдаются на безвозвратной и безвозмездной основе участникам программы, планирующим открыть свой бизнес. Государственные гранты на предпринимательские цели предусмотрены «Программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек» на 2017-2021 годы» и Единой программой поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025». По программе «Енбек» выдаются государственные гранты в размере 200 МРП (месячный расчетный показатель, 1МРП – 2651 тг), т.е. в текущем году составляет 530 200 тенге, по программе «ДКБ-2025» - в размере до 3 млн. тенге. По программе «Енбек» претендентами на получение государственного гранта могут быть лица, которые ранее не получали грант по данной программе, в том числе, молодежь, члены многодетных и малообеспеченных семей, трудоспособные лица с ограниченной ответственностью, мигранты и оралманы. По программе «ДКБ-2025» претендентами могут быть граждане с инновационной бизнес-идеей.

- Каким нормативным актом регулируется грантовое финансирование по программе «Енбек»?

- Предоставление государственных грантов по программе «Енбек» регулируется постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2018 года № 513 «Об утверждении Правил предоставления государственных грантов для реализации новых бизнес-идей участникам Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы "Еңбек". В данных Правилах уточнены порядок предоставления гранта, проведения мониторинга проектов и ведения отчетности.

- Кто является оператором грантового финансирования?

- Гранты в рамках программы «Енбек» предоставляются через Центры занятости населения, а в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2025» - оператором является Областное управление предпринимательства и туризма.

- Кто может претендовать на участие в государственном гранте в размере 200 МРП по программе «Енбек»? Как и где можно пройти обучение?

- На участие в государственном гранте в размере 200 МРП по программе «Енбек» претендентами могут быть лица, завершившие обучение по первому направлению программы, а также курсы по проекту «Бастау-Бизнес», которые ранее не получали грант по данной программе, в том числе, молодежь, члены многодетных и малообеспеченных семей, трудоспособные лица с ограниченной ответственностью, мигранты и оралманы. А пройти обучение – это обязательное требование государственной программы.

Обучение по первому направлению программы – это краткосрочное профильное обучение определенным специальностям, таким как парикмахер, повар, сборщик мебели. Оператор данного курса – местные центры занятости населения. Обучение основам предпринимательства по проекту «БастауБизнес» проводится на базе палаты предпринимателей «Атамекен».

- Куда нужно обратиться для получения гранта и какие необходимы для этого документы?

- Для получения государственного гранта на осуществление новых бизнес-идей участник программы (или его представитель по нотариально заверенной доверенности) должен предоставить в центр занятости населения по месту жительства следующие документы:

1) заявление на получение государственного гранта для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы "Еңбек" по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

2) документ, удостоверяющий личность, а для оралманов – удостоверение оралмана (для сверки представляется подлинник документа);

3) разработанный стартовый бизнес-план;

4) копию документа, подтверждающего прохождение предпринимателем обучения в рамках Программы;

5) доверенность на право подачи заявления от имени предпринимателя, копию документа, удостоверяющего личность поверенного (от имени юридического лица – заверенную юридическим лицом);

6) документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства (адресную справку или справку сельских акимов).

- На какие цели можно использовать грантовые средства?

- Средства, выделенные на государственный грант для осуществления новых бизнес-идей могут быть использованы в целях приобретения необходимого оборудования, технологических средств, животных, птиц. Нельзя использовать грантовые средства для потребительских целей, в целях погашения других кредитов, на приобретение недвижимого имущества и приобретения земельного участка, на производство подакцизной продукции и в качестве платы за аренду.

- А какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование грантовых средств?

- Мониторинг целевого использования средств, выделенных на государственный грант, проводит Палата предпринимателей. Участник программы в течение трех месяцев со дня получения гранта подтверждает его целевое использование путем регистрации своей деятельности в налоговых органах либо уплатой единого совокупного платежа в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. Палата предпринимателей со дня заключения договора проводит мониторинг целевого использования средств, а также содействует оказанию сервисных услуг (маркетинговых, юридических, бухгалтерских и т.д.) по сопровождению проектов. В случае выявления мониторингом факта нецелевого использования средств грантополучателем, то в соответствии с условиями программы об этом сообщается региональному координатору программы для дальнейшего принятия решения о возврате грантовых средств. В свою очередь региональный координатор программы принимает все необходимые меры по возврату ранее выданных средств в бюджет.

- Не могли бы Вы рассказать о работе комиссии по рассмотрению проектов претендентов на предоставление гранта?

- Палата предпринимателей, в целях рассмотрения заявлений претендентов на предоставление государственного гранта для реализации новых бизнес-идей, формирует специальную комиссию из не менее 5 человек, в состав которого входят представители местных органов власти, общественных объединений, научно-образовательных учреждений, региональных средств массовой информации. Структура комиссии состоит из председателя комиссии и его членов. Представители местных исполнительных органов и Палаты предпринимателей не могут быть Председателем комиссии. Секретарь комиссии осуществляет организацию заседания комиссии, по согласованию с Председателем комиссии определяет место, дату и время проведения заседания комиссии, информирует членов комиссии о предстоящем заседании, доводит до сведения членов комиссии материалы, необходимые для проведения заседания. Секретарь комиссии не входит в состав комиссии и не имеет права голоса при принятии решения.


За прошедший год по нашему региону 3088 человек стали обладателями гранта на общую сумму 1,3 млрд.тенге. Кто может претендовать на получение гранта, сумма предоставляемого гранта, какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование грантовых средств? На эти вопросы ответила начальник отдела нефинансовой поддержки предпринимателей Палаты предпринимателей Кызылординкой области Гаухар Елеусинова.

- Здравствуйте, Гаухар. А какие виды государственных грантов на предпринимательские цели у нас сейчас действуют? И расскажите пожалуйста о сумме финансирования, выделяемой на гранты.

- Здравствуйте. Государственные гранты выдаются на безвозвратной и безвозмездной основе участникам программы, планирующим открыть свой бизнес. Государственные гранты на предпринимательские цели предусмотрены «Программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек» на 2017-2021 годы» и Единой программой поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025». По программе «Енбек» выдаются государственные гранты в размере 200 МРП (месячный расчетный показатель, 1МРП – 2651 тг), т.е. в текущем году составляет 530 200 тенге, по программе «ДКБ-2025» - в размере до 3 млн. тенге. По программе «Енбек» претендентами на получение государственного гранта могут быть лица, которые ранее не получали грант по данной программе, в том числе, молодежь, члены многодетных и малообеспеченных семей, трудоспособные лица с ограниченной ответственностью, мигранты и оралманы. По программе «ДКБ-2025» претендентами могут быть граждане с инновационной бизнес-идеей.

- Каким нормативным актом регулируется грантовое финансирование по программе «Енбек»?

- Предоставление государственных грантов по программе «Енбек» регулируется постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2018 года № 513 «Об утверждении Правил предоставления государственных грантов для реализации новых бизнес-идей участникам Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы "Еңбек". В данных Правилах уточнены порядок предоставления гранта, проведения мониторинга проектов и ведения отчетности.

- Кто является оператором грантового финансирования?

- Гранты в рамках программы «Енбек» предоставляются через Центры занятости населения, а в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2025» - оператором является Областное управление предпринимательства и туризма.

- Кто может претендовать на участие в государственном гранте в размере 200 МРП по программе «Енбек»? Как и где можно пройти обучение?

- На участие в государственном гранте в размере 200 МРП по программе «Енбек» претендентами могут быть лица, завершившие обучение по первому направлению программы, а также курсы по проекту «Бастау-Бизнес», которые ранее не получали грант по данной программе, в том числе, молодежь, члены многодетных и малообеспеченных семей, трудоспособные лица с ограниченной ответственностью, мигранты и оралманы. А пройти обучение – это обязательное требование государственной программы.

Обучение по первому направлению программы – это краткосрочное профильное обучение определенным специальностям, таким как парикмахер, повар, сборщик мебели. Оператор данного курса – местные центры занятости населения. Обучение основам предпринимательства по проекту «БастауБизнес» проводится на базе палаты предпринимателей «Атамекен».

- Куда нужно обратиться для получения гранта и какие необходимы для этого документы?

- Для получения государственного гранта на осуществление новых бизнес-идей участник программы (или его представитель по нотариально заверенной доверенности) должен предоставить в центр занятости населения по месту жительства следующие документы:

1) заявление на получение государственного гранта для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы "Еңбек" по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

2) документ, удостоверяющий личность, а для оралманов – удостоверение оралмана (для сверки представляется подлинник документа);

3) разработанный стартовый бизнес-план;

4) копию документа, подтверждающего прохождение предпринимателем обучения в рамках Программы;

5) доверенность на право подачи заявления от имени предпринимателя, копию документа, удостоверяющего личность поверенного (от имени юридического лица – заверенную юридическим лицом);

6) документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства (адресную справку или справку сельских акимов).

- На какие цели можно использовать грантовые средства?

- Средства, выделенные на государственный грант для осуществления новых бизнес-идей могут быть использованы в целях приобретения необходимого оборудования, технологических средств, животных, птиц. Нельзя использовать грантовые средства для потребительских целей, в целях погашения других кредитов, на приобретение недвижимого имущества и приобретения земельного участка, на производство подакцизной продукции и в качестве платы за аренду.

- А какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование грантовых средств?

- Мониторинг целевого использования средств, выделенных на государственный грант, проводит Палата предпринимателей. Участник программы в течение трех месяцев со дня получения гранта подтверждает его целевое использование путем регистрации своей деятельности в налоговых органах либо уплатой единого совокупного платежа в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. Палата предпринимателей со дня заключения договора проводит мониторинг целевого использования средств, а также содействует оказанию сервисных услуг (маркетинговых, юридических, бухгалтерских и т.д.) по сопровождению проектов. В случае выявления мониторингом факта нецелевого использования средств грантополучателем, то в соответствии с условиями программы об этом сообщается региональному координатору программы для дальнейшего принятия решения о возврате грантовых средств. В свою очередь региональный координатор программы принимает все необходимые меры по возврату ранее выданных средств в бюджет.

- Не могли бы Вы рассказать о работе комиссии по рассмотрению проектов претендентов на предоставление гранта?

- Палата предпринимателей, в целях рассмотрения заявлений претендентов на предоставление государственного гранта для реализации новых бизнес-идей, формирует специальную комиссию из не менее 5 человек, в состав которого входят представители местных органов власти, общественных объединений, научно-образовательных учреждений, региональных средств массовой информации. Структура комиссии состоит из председателя комиссии и его членов. Представители местных исполнительных органов и Палаты предпринимателей не могут быть Председателем комиссии. Секретарь комиссии осуществляет организацию заседания комиссии, по согласованию с Председателем комиссии определяет место, дату и время проведения заседания комиссии, информирует членов комиссии о предстоящем заседании, доводит до сведения членов комиссии материалы, необходимые для проведения заседания. Секретарь комиссии не входит в состав комиссии и не имеет права голоса при принятии решения.


Субъекты микробизнеса и граждане с предпринимательской инициативой на площадке Палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области получили разъяснения об условиях участия в конкурсе на предоставление грантов по Государственной программе поддержки и развития «Дорожная карта бизнеса 2025». Они узнали о том, какие требования выдвигаются к претендентам на безвозмездное финансирование, что необходимо учитывать при подаче заявки и как грамотно защитить свой бизнес-проект. Также предпринимателям рассказали о возможностях получения льготных кредитов в МФО «Oskemen-Atameken» по государственной программе «Дорожная карта занятости».

В Палату предпринимателей Восточно-Казахстанской области обратилась предприниматель, бизнес-наставник, мама пятерых детей, председатель Регионального Совета по защите прав семей, детей и матерей Анастасия Масалимова с просьбой организовать разъяснительную встречу с многодетными мамами и субъектами микробизнеса, которые интересуются возможностями получения грантов и льготных кредитов в рамках государственных программ поддержки бизнеса.


В тот же день на площадке РПП был проведен круглый стол с участием начальника отдела нефинансовой поддержки предпринимательства Палаты предпринимателей ВКО Айгуль Шакировой, кредитного менеджера ТОО «МФО «Oskemen-Atameken» Максата Сарсенбаева. Они рассказали участникам встречи о нефинансовой и финансовой поддержке, которую оказывают субъектам бизнеса в Региональной Палате предпринимателей.

«В нашем Центре обслуживания предпринимателей (ЦОП) на безвозмездной основе оказываются маркетинговые услуги, в том числе по разработке и написанию бизнес-планов, юридические услуги, бухгалтерские услуги и услуги, связанные с государственным закупом. Единственное «но»: мы эти услуги оказываем для субъектов бизнеса, поэтому при обращении вы должны предъявить консультанту документ о регистрации вашего ИП или юрлица», – сообщила Айгуль Шакирова.

Представитель «Атамекена» отметила, что во всех городах и районах Восточно-Казахстанской области при филиалах РПП работают консультанты по информационному обеспечению, которые разъясняют условия участия в государственных программах поддержки бизнеса.


Для того чтобы заказать написание бизнес-плана, который претендентам на гранты нужно будет защищать перед конкурсной комиссией, можно обратиться нарочно в ЦОП города Усть-Каменогорск или города Семей, но можно подать заявку и онлайн со своего компьютера, смартфона, айфона. Для этого необходимо в адресной строке интернет-браузера ввести g4b, зайти на сайт и подать заявку с помощью ЭЦП-ключа. Если у предпринимателя есть какие-то затруднения, он всегда может обратиться в Центр поддержки предпринимателей (ЦПП) своего района, который базируется в Филиале Палаты предпринимателей ВКО.

Касательно обучения в проекте «Бастау Бизнес» и участия в конкурсе на предоставление грантов по госпрограмме «Еңбек» было отмечено, что в настоящее время не представляется возможным дать исчерпывающую и достоверную информацию, поскольку в программу вносятся изменения.

«В рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2025» субъектам бизнеса предоставляются инновационные гранты в размере от 2 до 5 миллионов тенге. В самом названии гранта заключено, что бизнес-проект должен предполагать какую-то новизну. Оператором программы является Управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО (УПИИР). Гранты выдаются каждый год двумя траншами – весной и осенью. Пока неизвестно, когда объявят начало приема документов через ИС Qoldau. Но среди предпринимателей бытует ряд заблуждений о программе «ДКБ-2025», и сегодня я готова дать вам подробные разъяснения и ответить на все ваши вопросы», – предложила Айгуль Шакирова.

Во-первых, представителям социально уязвимых категорий граждан, к числу которых относятся многодетные и неполные семьи, инвалиды, пенсионеры по возрасту и др., необходимо знать, что для участия в конкурсе на предоставление грантов по «ДКБ-2025» от них не требуется иметь 10% собственного финансового участия в проекте, не обязательно предлагать инновационное решение, но и доля выдаваемых грантов для них составляет 20%. При этом заявки на конкурс ежегодно в ВКО подают порядка 600 человек, тогда как количество грантов в одном транше обычно составляет от 20 до 30, и, таким образом, всего 5-6 человек из социально уязвимых категорий получают государственное финансирование.

«И каждый год одна и та же картина: из этих 600 претендентов потом 570 у нас в кабинете рыдают. Поэтому я еще раз хочу до каждого донести: грант – это не бесплатная раздача, это конкурс! То есть в нем нужно принять участие и постараться его выиграть. И в этом конкурсе участвует весь Восточный Казахстан, то есть все города и районы нашей области», – уточнила Айгуль Шакирова.

По итогам конкурса остаются сотни недовольных участников, оставшихся без грантов, некоторые выплескивают негатив на консультантов ЦОП и ЦПП, которые якобы неверно заполнили заявку или сформировали бизнес-план. По этой причине с 2021 года консультантам категорически запрещено прикасаться к клавиатуре и мыши при обращении претендентов на гранты – они могут только подсказывать и направлять, а предприниматель сам должен заполнять предложенные формы. Что же касается бизнес-плана, то его защита также целиком лежит на плечах конкурсанта, успех зависит от полноты данных и убедительного обоснования целесообразности, рентабельности, востребованности проекта. Срок изготовления бизнес-плана занимает от 15 до 30 дней, поэтому об этом нужно позаботиться заранее, если точнее – уже сейчас.

«Бизнес-план вы должны заказать за месяц вперед. На подачу документов отводится всего 10 дней с даты объявления приема заявок на конкурс. Поэтому если вы придете к нам, когда опубликуют это объявление, никто вам за 10 дней бизнес-план не напишет, потому что это объемная и очень кропотливая работа. У нас всего два маркетолога, и по 100 бизнес-планов в месяц они писать не могут», – предупредила Айгуль Шакирова.

После окончания конкурса, в случае его выигрыша, Фонд «Даму» и УПИИР подписывают с предпринимателем трехсторонний договор, в котором указано, что в течение 6 месяцев со дня перечисления финансовых средств грантополучатель должен отчитаться подтверждающими документами о приобретении заявленного оборудования, скота и т. д. При этом все средства, включая собственные 10% (для предпринимателей, не относящихся к социально уязвимым слоям населения), должны переводиться поставщикам безналичным расчетом, ни одного тиына с банковского счета снимать нельзя. Затем в течение года наличие и функционирование приобретенного оборудования / скота будет подвергаться мониторингу со стороны участников договора.

«И отчитываться нужно только за то, что у вас прописано в проекте. Если, допустим, вы запускали пилораму, к вам приехал на осмотр Фонд «Даму», а у вас стоит один трактор – вы будете возвращать эти деньги государству, если не добровольно, то по суду. Поэтому хорошо подумайте, прежде чем идти на конкурс, с чем именно идти, что вы будете приобретать», – посоветовала Айгуль Шакирова и ответила на вопросы участников.

Предпринимателей интересовало, какие сферы бизнеса могут претендовать на получение грантов, на какие цели они выдаются, может ли защищать бизнес-план доверенное лицо, можно ли использовать собственные жилые помещения под организацию бизнеса, кто входит в состав комиссии по предоставлению грантов, можно ли отказаться от выделенного гранта и что будет, если через год получившее грант предприятие закроется.


Кредитный менеджер ТОО «Микрофинансовая организация «Oskemen-Atameken» Максат Сарсенбаев рассказал участникам встречи о возможности получения выпускниками «Бастау Бизнес» льготных кредитов под 6% годовых. Коэффициент ликвидности залогового имущества для городов Усть-Каменогорск и Семей составляет 0,8%, в остальных городах и районах области – 0,5-0,6%. Максимальная сумма займа в городах Усть-Каменогорск, Семей, Алтай, Риддер, Курчатов составляет 19 млн 900 тыс. тенге (6 500 МРП), в районах – 7 млн 657 тыс. 500 тенге (2 500 МРП).

«В основном у нас на данный момент около 80% займов – это сельхознаправление, то есть кредитование на приобретение КРС, МРС, лошадей, птицы и т. д. Не кредитуем мы строительство, остальное в принципе все кредитуем. На пополнение оборотных средств срок кредита – до 3 лет, по животноводству – до 7 лет, по другим видам бизнеса – 5 лет, на растениеводство – 3 года. По решению кредитного комитета предоставляются каникулы: допустим, по животноводству это 1 год, по другим видам бизнеса – 6 месяцев, пока разовьете бизнес. В течение 90 дней после получения кредита вы должны будете предоставить документы по целевому использованию – это чеки, счета-фактуры, накладные, договора, в общем, в зависимости от того, какой бизнес и что вы покупаете», – рассказал Максат Сарсенбаев.

Организаторы встречи ответили на все заданные вопросы и предложили субъектам бизнеса обращаться за консультациями в ЦОП, отдел нефинансовой поддержки предпринимательства Палаты предпринимателей ВКО и МФО «Oskemen-Atameken» по адресу: г. Усть-Каменогорск, пр. Ауэзова, 26/1, 1 этаж.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: