Правила предоставления государственных гарантий рф по кредитам либо облигационным займам

Обновлено: 07.02.2023

(млн. долларов США)

Исполнение государственных гарантий Российской Федерации

Объем бюджетных ассигнований на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям

3. Государственные гарантии Российской Федерации по кредитам и облигационным займам на осуществление инвестиционных проектов

3.1. Перечень подлежащих предоставлению государственных гарантий Российской Федерации в 2013 году

(В редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 133-ФЗ)

(млн. долларов США)

Цель гарантирования

Наименование принципала

Сумма гарантирования

Наличие права регрессного требования

Проверка финансового состояния принципала

Иные условия предоставления государственных гарантий Российской Федерации

(В редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 133-ФЗ)

По кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов

Юридические лица (резиденты и нерезиденты Российской Федерации), отобранные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

(Строка дополнена - Федеральный закон от 07.06.2013 № 133-ФЗ)

По кредиту, привлекаемому закрытым акционерным обществом "Гражданские самолеты Сухого" в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", на рефинансирование кредитов и займов (возврат суммы кредитов и займов (основного долга), привлеченных им на финансирование программы "Сухой Суперджет 100"

Закрытое акционерное общество "Гражданские самолеты Сухого"

1 000,0

(Строка дополнена - Федеральный закон от 07.06.2013 № 133-ФЗ)

(В редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 133-ФЗ)

3.2. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение государственных гарантий Российской Федерации по возможным гарантийным случаям, в 2013 году

(млн. долларов США)

Исполнение государственных гарантий Российской Федерации

Объем бюджетных ассигнований на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям

Приложение 42к Федеральному закону"О федеральном бюджете на 2013 годи на плановый период 2014 и 2015 годов"

О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым акционерным обществом "Объединенная двигателестроительная корпорация"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 2015 г. № 544

МОСКВА

О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым акционерным обществом "Объединенная двигателестроительная корпорация"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления в 2015 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым акционерным обществом "Объединенная двигателестроительная корпорация".

2. Министерству финансов Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на исполнение обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, предоставленным по кредитам либо облигационным займам, привлеченным акционерным обществом "Объединенная двигателестроительная корпорация".

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 3 июня 2015 г. № 544

ПРАВИЛАпредоставления в 2015 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым акционерным обществом "Объединенная двигателестроительная корпорация"

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым акционерным обществом "Объединенная двигателестроительная корпорация" в валюте Российской Федерации на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее соответственно - гарантии, кредиты, облигационные займы, принципал), а также порядок и условия исполнения обязательств по гарантиям.

2. Гарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств принципала:

а) по облигационным займам, привлекаемым принципалом на финансирование работ по созданию перспективных двигателей для гражданской авиации ПД-14, ПД-14А, ПД-14М и ПД-10;

3. Гарантия предоставляется при соблюдении следующих условий:

а) отсутствие у принципала просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

б) удовлетворительное финансовое состояние принципала.

4. Гарантия не предоставляется, если принципал находится в процессе реорганизации или ликвидации, а также если в отношении его возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

5. Гарантия предоставляется без взимания гарантом вознаграждения.

6. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность перед кредиторами (владельцами облигаций) по обязательствам принципала, обеспеченным гарантией.

7. Гарантия предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала отдельно по каждому кредиту, облигационному займу, привлекаемому принципалом.

8. Решение о предоставлении гарантии принимается Правительством Российской Федерации.

Для подготовки Министерством финансов Российской Федерации проекта акта Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии принципал и (или) кредитор (если видом заимствования является кредит) представляют в Министерство финансов Российской Федерации документы согласно пунктам 1 и 2 приложения № 1 или пунктам 1 и 2 приложения № 2 (в зависимости от вида заимствования).

9. Министерство финансов Российской Федерации на основании полного комплекта документов, представленных в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня их получения подготавливает и направляет в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктом 30 или пунктом 46 настоящих Правил (в зависимости от вида заимствования).

10. После принятия Правительством Российской Федерации решения о предоставлении гарантии принципал и (или) кредитор (если видом заимствования является кредит) представляют агенту, привлекаемому Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - агент Правительства Российской Федерации), документы, предусмотренные приложением № 1 или приложением № 2 к настоящим Правилам (в зависимости от вида заимствования). Полный комплект указанных документов должен быть представлен агенту Правительства Российской Федерации в течение 5 рабочих дней с даты опубликования акта Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии, но не позднее 1 ноября 2015 г. В случае изменения сведений, содержащихся в представленных документах, принципал и (или) кредитор дополнительно представляют агенту Правительства Российской Федерации документы, содержащие обновленные сведения.

11. Представляемые агенту Правительства Российской Федерации или в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами документы должны быть прошиты (каждый отдельно), подписаны или заверены (за исключением нотариально заверенных копий) уполномоченным лицом юридического лица, подпись которого должна быть скреплена печатью соответствующего юридического лица. Документы и иные материалы, представленные агенту Правительства Российской Федерации или в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами, возврату не подлежат.

12. По получении заявления принципала о предоставлении гарантии, представленного в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, агент Правительства Российской Федерации уведомляет об этом Министерство финансов Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации по получении указанного уведомления агента Правительства Российской Федерации запрашивает в Федеральной налоговой службе, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации соответственно:

а) документы, подтверждающие факт внесения записи о кредиторе (если видом заимствования является кредит) и принципале в Единый государственный реестр юридических лиц, а также сведения, подтверждающие то, что принципал находится (не находится) в процессе реорганизации или ликвидации и что в отношении принципала возбуждено (не возбуждено) производство по делу о несостоятельности (банкротстве) (по состоянию на 1-е число каждого месяца);

б) справки налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов принципала соответственно по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающие отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов и обязательных платежей, а также задолженности по уплате процентов за пользование бюджетными средствами, пеней, штрафов и иных финансовых санкций (по состоянию на 1-е число каждого месяца).

13. Принципал и (или) кредитор (если видом заимствования является кредит) вправе самостоятельно запрашивать, получать и представлять в Министерство финансов Российской Федерации и агенту Правительства Российской Федерации указанные в пункте 12 настоящих Правил документы и справки.

14. Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации представляют в Министерство финансов Российской Федерации и агенту Правительства Российской Федерации документы и справки, указанные в пункте 12 настоящих Правил:

а) по запросам, поступившим в отчетном месяце, - в течение первых 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным (по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным);

б) по запросам, поступившим в месяце, следующем за отчетным, - в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса (по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным).

15. Агент Правительства Российской Федерации осуществляет проверку и анализ документов, представленных согласно пунктам 10, 12 - 14 настоящих Правил, на соответствие требованиям, установленным настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами, проводит анализ финансового состояния принципала, проверку сведений о том, что в отношении принципала в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) и что принципал не находится в процессе реорганизации или ликвидации, а также проверку выполнения иных установленных настоящими Правилами условий предоставления гарантии.

Принципал с целью проведения анализа его финансового состояния по запросам агента Правительства Российской Федерации дополнительно к бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала, указанной в пункте 6 приложения № 1 либо в пункте 8 приложения № 2 к настоящим Правилам (в зависимости от вида заимствования), представляет агенту Правительства Российской Федерации заверенные принципалом копии промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (если обязанность ее составления установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации) на последнюю отчетную дату.

16. Агент Правительства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, представленных в соответствии с пунктами 10, 12 - 14 настоящих Правил:

а) на основании отрицательных результатов проведенных в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил проверок и анализа подготавливает и направляет в Министерство финансов Российской Федерации мотивированное заключение о невыполнении установленных настоящими Правилами условий предоставления гарантии и информирует об указанных результатах принципала, а также кредитора (если видом заимствования является кредит);

б) на основании положительных результатов проведенных в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил проверок и анализа подготавливает и направляет в Министерство финансов Российской Федерации заключение, содержащее однозначные выводы о возможности принятия решения о заключении договора о предоставлении гарантии.

17. Министерство финансов Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного в подпункте "б" пункта 16 настоящих Правил заключения агента Правительства Российской Федерации принимает решение о заключении договора о предоставлении гарантии.

Решение о заключении договора о предоставлении гарантии оформляется приказом Министерства финансов Российской Федерации, копии которого направляются кредитору (если видом заимствования является кредит), принципалу и агенту Правительства Российской Федерации.

18. На основании приказа Министерства финансов Российской Федерации, указанного в пункте 17 настоящих Правил, агент Правительства Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня его получения осуществляет подготовку проекта договора о предоставлении гарантии и проекта гарантии. По получении подписанного иными сторонами проекта договора о предоставлении гарантии агент Правительства Российской Федерации оформляет (включая подписание уполномоченными должностными лицами агента Правительства Российской Федерации от имени Министерства финансов Российской Федерации на основании доверенности Министерства финансов Российской Федерации) договор о предоставлении гарантии, гарантию, иные документы, связанные с предоставлением гарантии, и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оригинал договора о предоставлении гарантии и копию гарантии (с приложением оригиналов документов, подтверждающих передачу гарантии кредитору или принципалу (в зависимости от вида заимствования).

19. Исполнение гарантии в полном объеме или в какой-либо части ведет к возникновению права Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации требовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных кредитору (владельцам облигаций) по гарантии. Предоставление обеспечения исполнения обязательств по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии не требуется.

Регрессное требование Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии подлежит удовлетворению в течение 5 рабочих дней со дня его предъявления принципалу.

20. Кредиты (облигационные займы), обеспеченные гарантиями, являются целевыми и направляются исключительно на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил. При этом денежные средства, полученные принципалом в результате привлечения указанных кредитов (облигационных займов), не могут использоваться на выплату вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящему составу принципала.

В случае если в течение одного года со дня предоставления гарантии по кредиту (облигационному займу), привлеченному принципалом на цель, указанную в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил, не будут исполнены в полном объеме обязательства акционерного общества "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром" (в части выплаты номинальной стоимости облигаций при их погашении) по соответствующим облигационным займам акционерного общества "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром", такая гарантия подлежит отзыву.

21. Контроль за целевым использованием средств кредитов (облигационных займов), обеспеченных гарантиями, за исполнением принципалом обязательств по кредитам (облигационным займам), а в случае предоставления гарантий по кредитам (облигационным займам), привлеченным принципалом на цель, указанную в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил, - также за исполнением обязательств акционерного общества "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром" (в части выплаты номинальной стоимости облигаций при их погашении) по соответствующим облигационным займам акционерного общества "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром" осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке, в том числе на основании сведений (отчетов), представляемых принципалом и кредиторами в соответствии с подпунктами "д" и "е" пункта 31, подпунктом "ж" пункта 47 настоящих Правил.

Отчеты Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об использовании, обслуживании и погашении принципалом кредитов (облигационных займов), обеспеченных гарантиями, с информацией о наличии или об отсутствии фактов их нецелевого использования Министерство промышленности и торговли Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации и агенту Правительства Российской Федерации ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по формам, устанавливаемым Министерством финансов Российской Федерации.

В случае выявления Министерством промышленности и торговли Российской Федерации фактов нецелевого использования средств кредитов (облигационных займов), обеспеченных гарантиями, в отчете Министерства промышленности и торговли Российской Федерации указывается сумма средств, использованных нецелевым образом, и календарный период их нецелевого использования.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 10 рабочих дней уведомляет Министерство финансов Российской Федерации и агента Правительства Российской Федерации о факте исполнения либо неисполнения в течение одного года со дня предоставления гарантии по кредиту (облигационному займу), привлеченному принципалом на указанную в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил цель, в полном объеме обязательств акционерного общества "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром" (в части выплаты номинальной стоимости облигаций при их погашении) по соответствующему облигационному займу (облигационным займам) акционерного общества "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром", на цели исполнения обязательств по которому принципалом привлечен кредит (облигационный заем), обеспеченный соответствующей гарантией.

22. В случае установления факта нецелевого использования принципалом любого кредита (облигационного займа), обеспеченного гарантией, предоставление в соответствии с настоящими Правилами гарантии по другому кредиту (облигационному займу), привлекаемому принципалом, не осуществляется.

23. Принципал несет ответственность за нецелевое использование кредита (облигационного займа), обеспеченного гарантией, за ненадлежащее исполнение обязательств по представлению сведений (отчетов) о целевом использовании кредита (облигационного займа), об исполнении обязательств по кредитному договору (облигационному займу), об исполнении обязательств акционерного общества "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром" (в части выплаты номинальной стоимости облигаций при их погашении) по указанным в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил облигационным займам акционерного общества "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром", на цели исполнения обязательств по которым принципалом привлечен кредит (облигационный заем), обеспеченный гарантией, в порядке, установленном договором о предоставлении гарантии.

Кредитор несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по представлению сведений (отчетов) о целевом использовании привлеченного под гарантию кредита и исполнении принципалом обязательств по кредитному договору в порядке, установленном договором о предоставлении гарантии.

24. В целях предоставления, администрирования и исполнения гарантий, взыскания задолженности агент Правительства Российской Федерации в том числе осуществляет:

а) проверку и анализ документов, представленных в соответствии с настоящими Правилами, на соответствие требованиям, установленным настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверку сведений о том, что в отношении принципала не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) и что принципал не находится в процессе реорганизации или ликвидации, анализ финансового состояния принципала, проверку выполнения иных установленных настоящими Правилами условий предоставления гарантий, подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации заключений, указанных в пункте 16 настоящих Правил;

б) оформление (включая подписание уполномоченными должностными лицами агента Правительства Российской Федерации от имени Министерства финансов Российской Федерации на основании доверенности Министерства финансов Российской Федерации) договоров о предоставлении гарантий, гарантий, иных документов, связанных с предоставлением гарантий;

в) уведомление Министерства финансов Российской Федерации о дате государственной регистрации выпусков облигаций и вступлении в силу гарантий по облигационным займам;

г) аналитический учет предоставленных гарантий, обязательств принципала, иных лиц перед Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации, возникших в связи с предоставлением и исполнением гарантий;

д) предоставление от имени и по поручению Министерства финансов Российской Федерации в порядке, установленном договорами о предоставлении гарантий, согласий на внесение изменений в кредитные договоры (условия выпуска облигаций);

Постановление Правительства РФ от 14 августа 2012 г. N 825
"О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках"

С изменениями и дополнениями от:

15 мая 2013 г., 1 сентября 2014 г., 4 марта, 13 августа 2015 г., 18 марта 2016 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 420 в преамбулу внесены изменения

Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 212 в пункт 1 внесены изменения

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках (далее - Правила).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 212 в пункт 2 внесены изменения

2. Установить, что в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках, государственные гарантии Российской Федерации (далее - гарантии) в 2012 - 2016 годах предоставляются по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - юридические лица), на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов либо облигационных займов (в части обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга), выплате номинальной стоимости облигаций при погашении указанных обязательств не ранее сроков, установленных кредитным договором либо условиями выпуска облигаций), привлеченных юридическими лицами ранее на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 212 в пункт 3 внесены изменения

3. Предоставить Министерству финансов Российской Федерации право принятия решений о предоставлении в 2012 - 2016 годах гарантий в соответствии с Правилами, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящего постановления.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 212 в пункт 4 внесены изменения

4. Установить, что при ухудшении экономической конъюнктуры Правительством Российской Федерации могут приниматься решения о предоставлении в 2015 - 2016 годах гарантий в соответствии с Правилами в случае неудовлетворительного финансового состояния юридического лица, в том числе при наличии у него просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, которую юридическое лицо не способно погасить (далее - просроченная задолженность), при условии особой значимости юридического лица для отдельных отраслей экономики. В этом случае положения пункта 12 Правил не применяются.

Решение о предоставлении гарантии может быть принято Правительством Российской Федерации по результатам отбора юридического лица, имеющего неудовлетворительное финансовое состояние, для оказания государственной гарантийной поддержки в соответствии с Правилами, осуществленного Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1166, по представлению соответствующей межведомственной комиссии, указанной в подпункте "а" пункта 8 Правил.

В этом случае в решении об отборе помимо сведений, предусмотренных пунктом 27 или 41 Правил (в зависимости от вида заимствования), указываются сведения о неудовлетворительном финансовом состоянии юридического лица, мотивированное заключение об обстоятельствах, обосновывающих особую значимость юридического лица для отдельных отраслей экономики и необходимость оказания ему государственной гарантийной поддержки в соответствии с Правилами при неудовлетворительном финансовом состоянии, а при наличии у юридического лица просроченной задолженности - выводы о неспособности юридического лица исполнить обязательства по погашению просроченной задолженности.

Министерство финансов Российской Федерации на основании решения об отборе осуществляет в течение 5 рабочих дней со дня получения указанного решения подготовку проекта акта Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии по кредиту либо облигационному займу, привлекаемому юридическим лицом, имеющим неудовлетворительное финансовое состояние.

В акте Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии по кредиту либо облигационному займу, привлекаемому юридическим лицом, имеющим неудовлетворительное финансовое состояние, указываются сведения, предусмотренные соответственно подпунктами "а" - "д" пункта 27 либо подпунктами "а" - "д" пункта 41 Правил.

В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о предоставлении гарантии по кредиту либо облигационному займу, привлекаемому юридическим лицом, имеющим неудовлетворительное финансовое состояние, агент Правительства Российской Федерации, указанный в абзаце втором пункта 11 Правил, представляет в соответствии с подпунктом "б" пункта 16.1 Правил в Министерство финансов Российской Федерации заключение, содержащее однозначные выводы о возможности принятия решения о заключении договора о предоставлении гарантии, без учета результатов анализа финансового состояния юридического лица, а Министерство принимает в соответствии с пунктом 17 Правил решение о заключении договора о предоставлении гарантии. При этом при предоставлении гарантии по обязательствам юридического лица, имеющего неудовлетворительное финансовое состояние, положения подпункта "в" пункта 5 Правил не применяются, результаты проведенного в соответствии с Правилами анализа финансового состояния не учитываются, а при предоставлении гарантии по обязательствам юридического лица, имеющего также и просроченную задолженность, не применяются положения подпунктов "а" и "в" пункта 5, а также подпункта "в" пункта 15 Правил.

5. Министерству финансов Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на исполнение обязательств по гарантиям, предоставленным в соответствии с Правилами.

Постановление от 10 мая 2017 года №549. Утверждены Правила предоставления государственных гарантий по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на установленные Правительством России цели в рамках решения неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития.

Документ

Постановление от 10 мая 2017 года №549

Внесено Минфином России.

Подписанным постановлением утверждены Правила предоставления государственных гарантий по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством России в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития (далее соответственно – Правила, госгарантии).

Правила разработаны с учётом практики реализации в 2012–2016 годах механизма предоставления госгарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством России в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках (утверждены постановлением Правительства от 14 августа 2012 года №825).

Новыми Правилами сохранены основные положения применявшегося механизма предоставления госгарантий.

Новые Правила отличаются от прежних, в частности, тем, что:

- в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессных требований гаранта к принципалу, возникающих в связи с исполнением госгарантии, могут выступать поручительство российского юридического лица, банковская гарантия российского банка, залог движимого или недвижимого имущества принципала или другого российского юридического лица;

- госгарантия может быть предоставлена только в случае, если принципалы и бенефициары не являются иностранными юридическими лицами, а также если принципалы являются российскими юридическими лицами, в уставном капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности не превышает 50%.

Кроме того, определены дополнительные условия отзыва госгарантии. В частности, предусматривается возможность отзыва госгарантии в случае установления факта нецелевого использования обеспеченных ею заёмных средств.

Во избежание необоснованного увеличения внутреннего государственного долга установлены требования к срокам начала предоставления кредитором принципалу средств кредита и размещения принципалом выпуска облигаций, обеспеченных гарантиями.

Правилами утверждены порядок и условия предоставления в 2017 году госгарантий по кредитам или облигационным займам, срок возврата которых наступает после 1 января 2020 года. Бюджетные ассигнования на исполнение госгарантий будут предусматриваться в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующие годы.

от 14 августа 2012 года N 825

О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках *

(с изменениями на 18 марта 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Правительство Российской Федерации

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 28 мая 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 420. - См. предыдущую редакцию)

2. Установить, что в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках, государственные гарантии Российской Федерации (далее - гарантии) в 2012-2016 годах предоставляются по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - юридические лица), на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов либо облигационных займов (в части обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга), выплате номинальной стоимости облигаций при погашении указанных обязательств не ранее сроков, установленных кредитным договором либо условиями выпуска облигаций), привлеченных юридическими лицами ранее на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.

3. Предоставить Министерству финансов Российской Федерации право принятия решений о предоставлении в 2012-2016 годах гарантий в соответствии с Правилами, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящего постановления.

4. Установить, что при ухудшении экономической конъюнктуры Правительством Российской Федерации могут приниматься решения о предоставлении в 2015-2016 годах гарантий в соответствии с Правилами в случае неудовлетворительного финансового состояния юридического лица, в том числе при наличии у него просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, которую юридическое лицо не способно погасить (далее - просроченная задолженность), при условии особой значимости юридического лица для отдельных отраслей экономики. В этом случае положения пункта 12 Правил не применяются.

Решение о предоставлении гарантии может быть принято Правительством Российской Федерации по результатам отбора юридического лица, имеющего неудовлетворительное финансовое состояние, для оказания государственной гарантийной поддержки в соответствии с Правилами, осуществленного Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 1166, по представлению соответствующей межведомственной комиссии, указанной в подпункте "а" пункта 8 Правил.

В этом случае в решении об отборе помимо сведений, предусмотренных пунктом 27 или 41 Правил (в зависимости от вида заимствования), указываются сведения о неудовлетворительном финансовом состоянии юридического лица, мотивированное заключение об обстоятельствах, обосновывающих особую значимость юридического лица для отдельных отраслей экономики и необходимость оказания ему государственной гарантийной поддержки в соответствии с Правилами при неудовлетворительном финансовом состоянии, а при наличии у юридического лица просроченной задолженности - выводы о неспособности юридического лица исполнить обязательства по погашению просроченной задолженности.

Министерство финансов Российской Федерации на основании решения об отборе осуществляет в течение 5 рабочих дней со дня получения указанного решения подготовку проекта акта Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии по кредиту либо облигационному займу, привлекаемому юридическим лицом, имеющим неудовлетворительное финансовое состояние.

В акте Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии по кредиту либо облигационному займу, привлекаемому юридическим лицом, имеющим неудовлетворительное финансовое состояние, указываются сведения, предусмотренные соответственно подпунктами "а" - "д" пункта 27 либо подпунктами "а" - "д" пункта 41 Правил.

В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о предоставлении гарантии по кредиту либо облигационному займу, привлекаемому юридическим лицом, имеющим неудовлетворительное финансовое состояние, агент Правительства Российской Федерации, указанный в абзаце втором пункта 11 Правил, представляет в соответствии с подпунктом "б" пункта 16_1 Правил в Министерство финансов Российской Федерации заключение, содержащее однозначные выводы о возможности принятия решения о заключении договора о предоставлении гарантии, без учета результатов анализа финансового состояния юридического лица, а Министерство принимает в соответствии с пунктом 17 Правил решение о заключении договора о предоставлении гарантии. При этом при предоставлении гарантии по обязательствам юридического лица, имеющего неудовлетворительное финансовое состояние, положения подпункта "в" пункта 5 Правил не применяются, результаты проведенного в соответствии с Правилами анализа финансового состояния не учитываются, а при предоставлении гарантии по обязательствам юридического лица, имеющего также и просроченную задолженность, не применяются положения подпунктов "а" и "в" пункта 5, а также подпункта "в" пункта 15 Правил.

5. Министерству финансов Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на исполнение обязательств по гарантиям, предоставленным в соответствии с Правилами.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 августа 2012 года N 825

Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках *

(с изменениями на 18 марта 2016 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2012-2016 годах государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на срок от 3 до 7 лет на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках (далее соответственно - гарантии, кредиты, облигационные займы), а также порядок и условия исполнения обязательств по гарантиям.

2. Гарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств следующих российских юридических лиц (далее - принципалы):

а) стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года N 1009, и (или) в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 1226-р, при условии включения указанных организаций в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 года N 96, и являющихся исполнителями государственного оборонного заказа, по возврату суммы кредита (по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении), в объеме до 70 процентов названных обязательств;

б) иных организаций, не указанных в подпункте "а" настоящего пункта, по возврату суммы кредита (по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении) в объеме до 50 процентов названных обязательств.

3. Гарантия предоставляется без взимания вознаграждения гаранта.

4. По гарантии Российская Федерация несет субсидиарную ответственность перед кредитором (владельцами облигаций) по обязательствам принципала, обеспеченным гарантией.

5. Гарантия предоставляется при соблюдении следующих условий:

а) отсутствие у принципала просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

б) принятие принципалом обязательств по сокращению размеров вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящего состава (членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа и его заместителей, главного бухгалтера (иного должностного лица принципала, на которое возложено ведение бухгалтерского учета), руководителей самостоятельных структурных подразделений) принципала на период оказания государственной гарантийной поддержки в соответствии с настоящими Правилами.

в) удовлетворительное финансовое состояние принципала.

6. Гарантия не предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала, который находится в процессе реорганизации или ликвидации, а также в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

7. Цели привлечения кредитов и облигационных займов, обязательства по которым могут обеспечиваться гарантиями в соответствии с настоящими Правилами (далее - цели заимствования), а также период осуществления отбора принципалов и оказания государственной гарантийной поддержки в соответствии с настоящими Правилами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Отбор принципалов для оказания в соответствии с настоящими Правилами государственной гарантийной поддержки осуществляет:

а) при отборе принципалов, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящих Правил, - межведомственная комиссия, создаваемая при Министерстве финансов Российской Федерации, а при отборе принципалов, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил, межведомственная комиссия, создаваемая при Министерстве экономического развития Российской Федерации (далее - межведомственные комиссии), - в случае если общий объем указанной гарантийной поддержки в отношении одного принципала составляет до 5 млрд. рублей включительно. Порядок проведения межведомственными комиссиями отбора принципалов, а также перечень документов, представляемых принципалами в межведомственную комиссию для участия в отборе, устанавливается соответствующей межведомственной комиссией;

б) Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции, образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 1166 (далее - Правительственная комиссия), по представлению соответствующей межведомственной комиссии, - в случае если общий объем указанной гарантийной поддержки в отношении одного принципала составляет свыше 5 млрд. рублей.

9. При принятии решений об отборе принципалов Правительственная комиссия и межведомственные комиссии руководствуются актом Правительства Российской Федерации, устанавливающим цели заимствований, актом Правительства Российской Федерации о периоде осуществления отбора принципалов и оказания государственной гарантийной поддержки в соответствии с настоящими Правилами и определяют федеральный орган исполнительной власти (по согласованию с ним), на который возлагается обязанность осуществлять в соответствии с настоящими Правилами контроль за целевым использованием кредитов (облигационных займов), обеспеченных гарантиями, за исполнением принципалами обязательств по кредитным договорам (облигациям), за исполнением принципалами указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил обязательств (контроль за расходами на выплату вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящему составу принципала) и обязательств, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 10 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган).

10. Решение об отборе принципалов принимается при условии:

а) обеспечения принципалами прозрачности своей финансовой и хозяйственной деятельности и структуры собственности;

б) выполнения принципалами обязательств работодателя при увольнении работников, а также сохранения рабочих мест для инвалидов и других социально уязвимых категорий работников;

в) представления кредиторами в Правительственную комиссию, межведомственную комиссию подтверждения проведения анализа финансового состояния принципалов и принятия кредитными комитетами кредиторов решений о предоставлении кредитов на основе представленных принципалами бизнес-планов;

г) представления принципалами в Правительственную комиссию, межведомственную комиссию сведений о наличии иного (кроме гарантий) обеспечения исполнения обязательств принципалов по кредитам (облигационным займам) (с указанием наименования, суммы и срока обеспечения). Состав и объем иного, кроме гарантий, обеспечения исполнения обязательств принципалов по облигационным займам определяются принципалами, а по кредитам - принципалами по согласованию с кредиторами;

д) представления принципалами в Правительственную комиссию, межведомственную комиссию сведений согласно приложению N 3.

11. В решении Правительственной комиссии, межведомственной комиссии об отборе принципалов указываются сведения, предусмотренные пунктами 27 или 41 настоящих Правил (в зависимости от вида заимствования).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: