Порядок регистрации экспериментальных воздушных судов

Обновлено: 25.09.2022

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. № 862

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2020 г. № 653

МОСКВА

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. № 862

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. № 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 32, ст. 4085; 2000, № 17, ст. 1875; 2016, № 8, ст. 1130).

Исполняющий обязанностиПредседателя ПравительстваРоссийской Федерации А.Белоусов

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 11 мая 2020 г. № 653

ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. № 862

1. Пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

"1. Разрешить федеральным органам исполнительной власти и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", в ведении которых находятся государственные воздушные суда, использовать их для нерегулярных коммерческих перевозок пассажиров и грузов при соблюдении требований воздушного законодательства Российской Федерации.

2. Разрешить авиационным организациям экспериментальной авиации, эксплуатирующим экспериментальные воздушные суда, использовать их за плату на договорной основе для перевозки грузов (в том числе почты) и служебных пассажиров, летных проверок наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи. При этом под служебными пассажирами понимаются государственные служащие, а также работники организаций авиационной промышленности и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", выполняющие служебное задание и находящиеся на борту экспериментального воздушного судна на основании письменного распоряжения руководителя авиационной организации экспериментальной авиации, осуществляющей перевозку.".

2. В пункте 4 слова "Федеральной службой воздушного транспорта России" заменить словами "Федеральным агентством воздушного транспорта".

3. Дополнить пунктом 41 следующего содержания:

"41. Учет и расходование средств, получаемых в результате осуществления видов деятельности, указанных в пункте 2 настоящего постановления, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.".

4. Пункт 5 признать утратившим силу.

5. Дополнить пунктом 51 следующего содержания:

"51. Министерству обороны Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" утвердить порядок допуска государственных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях.

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти утвердить порядок допуска экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях.".

6. В пункте 7 слова "предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 5" заменить словами "предусмотренных пунктом 51".

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке функционирования федеральной государственной информационной системы "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" и применения ее информации.

2. Начальникам Управления летной эксплуатации Росавиации (М.Ю. Костылев), Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации (С.С. Мастеров), Управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации (В.В. Кудинов) и начальникам (руководителям) территориальных органов Росавиации организовать исполнение Положения о порядке функционирования федеральной государственной информационной системы "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" и применения ее информации на постоянной основе.

3. Генеральному директору ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (И.Н. Моисеенко) организовать применение оперативными органами ЕС ОрВД информации федеральной государственной информационной системы "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" в процессе обработки представленных планов полетов воздушных судов и уведомлений об использовании воздушного пространства класса G.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росавиации О.Г. Сторчевого.

Приложение
к приказу Федерального
агентства воздушного транспорта
от __________ N ____
"Об утверждении Положения о порядке
функционирования федеральной
государственной информационной системы
"Реестр эксплуатантов и воздушных
судов" и применения ее информации"

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "РЕЕСТР ЭКСПЛУАТАНТОВ И ВОЗДУШНЫХ
СУДОВ" И ПРИМЕНЕНИЯ ЕЕ ИНФОРМАЦИИ

1. Общие положения

Федеральная государственная информационная система "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" (далее - ФГИС РЭВС) внедрена в эксплуатацию приказом Росавиации от 15.09.2011 N 551 "О федеральных государственных информационных системах "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" и "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала".

ФГИС РЭВС развернута в структурных подразделениях центрального аппарата Росавиации, межрегиональных территориальных органах Росавиации (далее - МТУ Росавиации) и является основным инструментом информационной поддержки исполнения Росавиацией административных процедур по подтверждению соответствия (сертификации, регистрации) эксплуатантов гражданской авиации, государственной регистрации гражданских воздушных судов, регистрации сведений о выданных сертификатах летной годности воздушных судов российской регистрации.

Администратором ФГИС РЭВС является Управление летной эксплуатации Росавиации (далее - УЛЭ Росавиации).

2. Порядок ввода в ФГИС РЭВС информации о государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации

В ФГИС РЭВС учитываются сведения о государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, приведенные в Таблице N 1.

Ввод сведений в ФГИС РЭВС о государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации осуществляется в следующем порядке:

при государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации

после подписи начальником УИБП Росавиации Свидетельства о регистрации воздушного судна и до выдачи его заявителю

после подписи начальником УИБП Росавиации Свидетельства о регистрации воздушного судна и до выдачи его заявителю

при выдаче дубликата и замене свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации

после подписи начальником УИБП Росавиации дубликата Свидетельства о регистрации воздушного судна и до выдачи его заявителю

при исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации

Сведения о государственной регистрации воздушных судов
в Государственном реестре гражданских воздушных судов
Российской Федерации, учитываемые в ФГИС РЭВС

наименование изготовителя (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) изготовителя воздушного судна самостоятельной постройки)

полное наименование организации (для физических лиц - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии)

Сведения о государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации

3. Порядок ввода в ФГИС РЭВС информации о сертификатах летной годности воздушных судов российской регистрации

В ФГИС РЭВС по выданным сертификатам летной годности воздушных судов российской регистрации учитывается информация, приведенная в Таблице N 2 и в Таблице N 3.

Ввод информации в ФГИС РЭВС о выданных сертификатах летной годности воздушных судов российской регистрации осуществляется в следующем порядке:

до выдачи заявителю сертификата летной годности, но не позднее двух рабочих дней с даты принятия соответствующего решения

до передачи заявителю уведомления о принятом решении о приостановлении действия или аннулировании сертификата летной годности

до передачи заявителю уведомления о принятом решении о возобновлении действия приостановленного сертификата летной годности

Сведения о сертификатах летной годности воздушных судов
российской регистрации, выданных на основании сертификатов
типа, учитываемые в ФГИС РЭВС

Сведения о сертификатах летной годности воздушных судов
российской регистрации, выданных на основании акта оценки
технического состояния (единичные экземпляры воздушных
судов), учитываемые в ФГИС РЭВС

Информация карты данных единичного экземпляра воздушного судна, за исключением аэростатического воздушного судна

Ввод в ФГИС РЭВС информации о государственной регистрации воздушных судов в Российской Федерации осуществляется специалистами Управления летной эксплуатации Росавиации, профильных подразделений МТУ Росавиации при выполнении административных процедур подтверждения соответствия эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки, сертификации эксплуатантов, выполняющих авиационные работы, регистрации эксплуатантов авиации общего назначения (см. раздел 5 настоящего Положения).

5. Порядок ввода в ФГИС РЭВС информации по эксплуатантам, выполняющим коммерческие воздушные перевозки, эксплуатантам, выполняющим авиационные работы и эксплуатантам авиации общего назначения

В ФГИС РЭВС по эксплуатантам, выполняющим коммерческие воздушные перевозки, эксплуатантам, выполняющим авиационные работы и эксплуатантам авиации общего назначения учитывается информация, приведенная в Таблице N 4.

Ввод в ФГИС РЭВС информации по эксплуатантам, выполняющим коммерческие воздушные перевозки, эксплуатантам, выполняющим авиационные работы, и эксплуатантам авиации общего назначения осуществляется в следующем порядке:

при выдаче (переоформлении) сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эксплуатационных спецификаций

до выдачи заявителю сертификата (свидетельства) эксплуатанта и/или эксплуатационных спецификаций, но не позднее двух рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения

при внесении изменений в условия эксплуатации воздушных судов, не требующих переоформления сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эксплуатационных спецификаций

до передачи заявителю уведомления о принятом решении по подтверждению соответствия (сертификации, регистрации), но не позднее двух рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения.

Ввод сведений об изменениях условий эксплуатации, представляемых эксплуатантом в уведомительном порядке (не требующих принятия решения уполномоченным органом), осуществляется не позднее двух рабочих дней, следующих за днем регистрации соответствующей заявки (заявления).

при принятии решения о приостановлении действия сертификата (свидетельства) эксплуатанта, введении ограничений в действие сертификата эксплуатанта, аннулировании сертификата эксплуатанта

до передачи заявителю уведомления о принятом решении, но не позднее двух рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения

при принятии решения о возобновлении действия приостановленного сертификата (свидетельства) эксплуатанта или о снятии ограничений в действие сертификата (свидетельство) эксплуатанта

до передачи заявителю сертификата (свидетельства) эксплуатанта и/или эксплуатационных спецификаций или передаче заявителю уведомления о принятом решении, но не позднее двух рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения

Сведения об эксплуатантах, выполняющих коммерческие
воздушные перевозки, эксплуатантах, выполняющих авиационные
работы, и эксплуатантах авиации общего назначения,
учитываемые в ФГИС РЭВС

адрес местонахождения на русском и английском языке (при вводе данных об адресе в обязательном порядке указывается субъект РФ);

наименование и адрес обособленных подразделений эксплуатанта в аэропортах базирования (временного базирования);

адрес местонахождения на русском и английском языке (при вводе данных об адресе в обязательном порядке указывается субъект РФ);

Ручной ввод. Сведения о документе, удостоверяющем личность, при отсутствии в системе загружаются из электронной заявки эксплуатанта

Состояние сертификата (свидетельства) эксплуатанта (норма, аннулирован, ограничения, недействителен, не выдан, приостановлен)

Особые отметки (магистральный перевозчик, региональный перевозчик, местный перевозчик, вертолетный перевозчик, бизнес-перевозчик, грузовой перевозчик, специальный перевозчик, облетчик РТС и тд.)

регистрационный и опознавательный знак, государство регистрации, дата и номер документа о государственной регистрации, модель ВС,

Для ВС российской регистрации ведение данных о государственной регистрации ВС в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации осуществляется специалистами УИБП Росавиации.

максимальная взлетная масса; максимальная посадочная масса; максимальная грузоподъемность; максимальная; пассажировместимость

Для ВС российской регистрации ведение данных о государственной регистрации ВС в Российской Федерации осуществляется специалистами УИБП Росавиации.

номер и дата Соглашения между авиационной администрацией государства регистрации воздушного судна и Минтрансом России о процедурах государственного контроля поддержания летной годности (в соответствии со статьей 83 бис Чикагской Конвенции);

Только для ВС иностранной регистрации - ручной ввод или загрузка данных из электронной заявки эксплуатанта

(номер, дата выдачи, срок действия, кем выдано; номер главы Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации)

(номер, дата выдачи, срок действия разрешения на бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах)

Специальные разрешения (допуски к полетам), утверждение которых осуществляется специалистами ЦА Росавиации

допуск к выполнению посадки воздушного судна в условиях низкой видимости CAT IIIA, CAT IIIB, CAT IIIC;

Специальные разрешения (допуски к полетам), утверждение которых осуществляется специалистами ЦА Росавиации и МТУ Росавиации

допуск к использованию системы предупреждения столкновений воздушного судна, усовершенствованной системой предупреждения приближения к земле (EGPWS)

застрахованные виды ответственности (перед третьими лицами, перед пассажирами, перед грузоотправителями) с указанием страховой суммы;

Примечание А: Загрузка из электронной заявки эксплуатанта данных по авиационным специалистам выполняется в случае, если в ФГИС РАП и электронной заявке совпадают следующие данные по специалисту:

Примечание Б: При загрузке из электронной заявки данных о квалификационных проверках, медицинском освидетельствовании, допусках к выполнению функций проверки знаний и навыков у пилотов в системе сохраняется дата загрузки заявки, наименование и номер сертификата эксплуатанта, оформившего заявку.

Сведения о включении (исключении) члена экипажа воздушного судна в сертификат (свидетельство) эксплуатанта

Свидетельство специалиста (государство выдавшее свидетельство, серия (при наличии) и номер, вид свидетельства, дата выдачи и срок действия, наименование организации, выдавшей свидетельство)

Свидетельство о признании свидетельства иностранного государства (для лиц, имеющих свидетельство, выданное иностранным государством)

Примечание: Загрузка данных из электронной заявки эксплуатанта выполняется в случае, если в ФГИС РАП и электронной заявке совпадают следующие данные по специалисту:

Свидетельство специалиста (государство выдавшее свидетельство, серия (при наличии) и номер, вид свидетельства, дата выдачи и срок действия, наименование организации, выдавшей свидетельство)

6. Порядок применения информации ФГИС РЭВС

6.1. Информация ФГИС РЭВС о государственной регистрации воздушного судна и сертификате летной годности используется оперативными органами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - оперативные органы ЕС ОрВД) при обработке представленных планов полетов воздушных судов гражданской авиации и уведомлений об использовании воздушного пространства класса G в целях недопущения случаев выполнения полетов гражданских воздушных судов с массой более 115 кг, не имеющих государственной регистрации и действующего сертификата летной годности воздушного судна гражданской авиации.

6.2. Проверка наличия государственной регистрации и сертификата летной годности воздушного судна гражданской авиации осуществляется оперативными органами ЕС ОрВД с использованием программно-технических средств путем сверки данных планов полета и данных, имеющихся на момент сверки в ФГИС РЭВС.

6.3. В случае выявления несоответствия данных о государственной регистрации воздушного суда гражданской авиации в плане полета и ФГИС РЭВС и (или) об отсутствии в ФГИС РЭВС информации о наличии у данного воздушного судна действующего сертификата летной годности оперативный орган ЕС ОрВД не принимает к дальнейшей реализации план полета и информирует об этом пользователя воздушного пространства, УИБП Росавиации, УЛЭ Росавиации, УПЛГ ВС Росавиации, а также соответствующее МТУ Росавиации за исключением случаев, установленных пунктом 6.3.1 настоящего приказа.

6.3.1. Оперативный орган ЕС ОрВД допускает к дальнейшей реализации план полета, независимо от отсутствия в ФГИС РЭВС информации о наличии у данного воздушного судна действующего сертификата летной годности при поступлении в оперативный орган ЕС ОрВД заявки, согласованной Федеральным агентством воздушного транспорта или его территориальным органом, по результатам ее рассмотрения в установленном порядке вместе с приложенными к ней документами, подтверждающими реализацию программы технического обслуживания или программы проведения работ по оценке соответствия экземпляра воздушного судна установленным требованиям:

6.4. Выполнение процедур, изложенных в пунктах 6.3, 6.3.1 настоящего Положения, осуществляется оперативными органами ЕС ОрВД в порядке, установленном специальной Технологией, разработанной Главным центром ЕС ОрВД ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и утвержденной Росавиацией.

Задайте вопрос юристу:

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 декабря 2018 года N 4855

В соответствии со статьей 68 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, ст.3291; 2007, N 1, ст.29, N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, ст.6244, ст.6245; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901; N 15, ст.2019, ст.2023, ст.2024; N 30, ст.4590; N 48, ст.6733; N 50, ст.7351; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4318, N 53, ст.7585; 2013, N 23, ст.2882; N 27, ст.3477; 2014, N 16, ст.1830, ст.1836, N 30, ст.4254; N 42, ст.5615; 2015, N 27, ст.3957; N 29, ст.4342, ст.4356, ст.4379, ст.4380; 2016, N 1, ст.82; N 18, ст.2487; N 22, ст.3095; N 27, ст.4160, ст.4224; N 28, ст.4558; 2017, N 27, ст.3932; N 31, ст.4777; 2018, N 1, ст.75; N 32, ст.5105; N 32, ст.5135), пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст.1593; 2000, N 17, ст.1875; 2010, N 28, ст.3705; 2015, N 49, ст.6976; 2016, N 8, ст.1130; N 42, ст.5929; 2018, N 37, ст.5763), пунктом 5.8.10 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2868; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 11, ст.1316; N 25, ст.3065; N 26, ст.3197; N 33, ст.4088; 2010, N 6, ст.649; N 9, ст.960; N 24, ст.3039; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251; N 35, ст.4574; N 35, ст.4575; N 45, ст.5854; 2011, N 14, ст.1935; N 43, ст.6079; N 46, ст.6523; N 47, ст.6653; ст.6662; 2012, N 1, ст.192; N 37, ст.5001; N 43, ст.5874; ст.5886; 2013, N 16, ст.1966; N 23, ст.2909; N 33, ст.4386; N 38, ст.4817; N 45, ст.5822; 2014, N 9, ст.923; N 16, ст.1897; N 37, ст.4961; 2015, N 1, ст.279; N 2, ст.491; N 5, ст.821; N 14, ст.2118; N 23, ст.3334; N 26, ст.3901; N 27, ст.4080; N 40, ст.5563; N 44, ст.6136; N 49, ст.6976; N 51, ст.7352; 2016, N 2, ст.325; N 13, ст.1828; N 26, ст.4066; N 28, ст.4741; N 32, ст.5122; N 41, ст.5828; N 42, ст.5929; 2017, N 8, ст.1250; N 23, ст.3343; N 36, ст.5436; N 52, ст.8142; 2018, N 8, ст.1201; N 17, ст.2495; N 25, ст.3688; N 36, ст.5633),

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Бочарова О.Е.

Начальник Генерального штаба

Вооруженных Сил Российской Федерации -

первый заместитель Министра обороны

12 февраля 2019 г.

в Министерстве юстиции

13 июня 2019 года,

регистрационный N 54916

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства
промышленности и торговли
Российской Федерации
от 5 декабря 2018 года N 4855

Федеральные авиационные правила подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов (далее - Правила) устанавливают порядок подготовки к полету экспериментального воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полетов в организациях экспериментальной авиации.

2. Настоящие Правила распространяются на всех субъектов правоотношений в области экспериментальной авиации и использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе на юридических лиц (организации экспериментальной авиации), осуществляющих разработку, производство и испытания авиационной техники, организацию летно-испытательной работы, выполнение полетов, управление полетами и их обеспечение.

Виды полетов

3. Виды полетов воздушных судов определяются Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации и подразделяются на следующие:

3.1. по правилам выполнения:

полеты по правилам визуальных полетов;

полеты по правилам полетов по приборам;

3.2. по использованию элементов структуры воздушного пространства:

трассовые полеты - по ВТ или МВЛ (перечень сокращенных наименований и обозначений, употребляемых в Правилах, приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам).

маршрутные полеты - по маршрутам вне ВТ и МВЛ;

маршрутно-трассовые полеты - по ВТ или МВЛ и вне их;

аэродромные полеты - в районе аэродрома или в дополнительно выделенном воздушном пространстве под управлением органа ОВД аэродрома;

районные полеты - в пределах воздушного пространства одного района ЕС ОрВД;

зональные полеты - в пределах воздушного пространства одной зоны ЕС ОрВД;

3.3. по метеорологическим условиям выполнения:

в визуальных метеорологических условиях;

в приборных метеорологических условиях (в том числе в облаках, между слоями облаков, за облаками при облачности 6 и более октантов, над водной поверхностью вне визуальной видимости береговой черты, под облаками при нижней границе облаков или полетной видимости, в условиях, указанных в приложениях N 5 и N 6 к настоящим Правилам, над безориентирной местностью, исключающей возможность определения пространственного положения воздушного судна визуально в стратосфере);

3.4. по количеству воздушных судов:

3.5. по времени суток:

дневные - в период между восходом и заходом солнца;

ночные - в период между заходом и восходом солнца;

смешанные - при выполнении которых в период от взлета до посадки происходит переход от дневного полета к ночному или наоборот;

3.6. по физико-географическим условиям, месту и способам выполнения:

над равнинной и холмистой местностью;

над горной местностью;

над безориентирной местностью и пустыней;

над водной поверхностью;

в полярных районах;

3.7. по высоте выполнения:

на предельно малых высотах - до 200 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

на малых высотах - свыше 200 м до 1000 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

на средних высотах - свыше 1000 м до 4000 м включительно;

на больших высотах - свыше 4000 м до 12000 м включительно;

в стратосфере - свыше 12000 м.

4. По своему назначению полеты экспериментальных воздушных судов подразделяются на испытательные (исследовательские), вспомогательные, демонстрационные, полеты на специальные задания, контрольные и тренировочные полеты, облеты.

Испытательный (исследовательский) полет выполняется для определения характеристик воздушного судна, силовых установок, авиационного и специального оборудования, вооружения, корабельных авиационных комплексов, парашютно-десантной и другой авиационной техники, исследований в области аэродинамики и прочности воздушных судов, а также их систем.

К испытательным (исследовательским) полетам также относятся демонстрационные, вспомогательные полеты, облеты авиационной техники и полеты на летную проверку средств связи и радиосветотехнического обеспечения полетов аэродрома, выполняемые по соответствующим утвержденным программам, а также инструкторские полеты для подготовки слушателей АУЦ ЭА и инструкторские полеты летного состава летно-испытательных подразделений организаций экспериментальной авиации, полеты для облета воздушных судов, выполняемые летным составом экспериментальной авиации на воздушных судах гражданской и государственной авиации, прошедших ремонт в организациях авиационной промышленности.

Вспомогательный полет выполняется для подготовки и обеспечения летных испытаний (для сопровождения, для осуществления видеосъемки, в качестве цели, на постановку помех и мишеней, на ретрансляцию, на десантирование, на дозаправку топливом в качестве танкера).

Демонстрационный полет выполняется для демонстрации летно-технических характеристик воздушных судов.

Полеты на специальные задания (спецзадания) выполняются для перегона авиационной техники, воздушной разведки погоды, подготовки слушателей авиационных учебных центров экспериментальной авиации - структурных подразделений организаций экспериментальной авиации, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала экспериментальной авиации методикам летных испытаний, обучения авиационного персонала заказчика, воздушных перевозок, поиска и спасания.

Контрольные полеты выполняются для проведения проверок членов летного экипажа ВС по видам летной подготовки, а также выполнения программ обучения управлению новым типом авиационной техники.

Тренировочные полеты осуществляются в целях тренировки членов летного экипажа ВС.

Облет воздушных судов выполняется для проверки работоспособности силовой установки и систем ВС после ремонта и замены агрегатов, регламентных работ (технического обслуживания), доработок. Облеты выполняются по программам облета, которые разрабатываются организацией-разработчиком для каждого типа ВС. На серийных ВС, проходящих испытания в организациях-изготовителях (на АРЗ), облеты выполняются по профилям полетов, разрабатываемым организациями - изготовителями ВС.

5. Испытательные полеты подразделяются на полеты с определением степени сложности и полеты без определения степени сложности. Степень сложности испытательных полетов устанавливается методическим советом ЛИП на основании методических рекомендаций Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и указывается в соответствующем разделе программы испытаний.

Виды летных испытаний

6. Летные испытания опытных (модифицированных, модернизирванных) экспериментальных воздушных судов подразделяются на:

предварительные (по программе первого испытательного полета, доводочные, заводские) испытания;

ГИ, ГСИ - для воздушных судов, создаваемых для целей государственной авиации;

СЗИ, СКИ - для воздушных судов, создаваемых для целей гражданской авиации;

СЛИ - для определения отдельных характеристик воздушного судна и бортового оборудования;

контрольные испытания первого серийного воздушного судна опытной серии и контрольно-серийные испытания первых самолетов серии.

Летные испытания серийных воздушных судов на соответствие ТУ подразделяются на предъявительские, приемо-сдаточные, периодические, типовые и квалификационные испытания.

Предъявительские испытания изготовленных ВС проводятся организацией-изготовителем перед предъявлением их для приемки представительству заказчика, потребителю или другим органам приемки.

По результатам проведения приемо-сдаточных испытаний изготовленных ВС принимается решение об их пригодности к поставкам и (или) использованию.

Периодические испытания образцов выпускаемых ВС проводятся через установленные промежутки времени или по мере изготовления серии ВС с целью контроля стабильности качества ВС и возможности продолжения их выпуска.

Типовые испытания выпускаемых ВС проводятся с целью оценки их эффективности и целесообразности вносимых изменений в конструкцию или технологический процесс.

Квалификационные испытания ВС проводятся при постановке их на производство с целью оценки готовности предприятия к производству.

7. При проведении летных испытаний опытных (модифицированных, модернизированных) воздушных судов, оборудования и систем вооружения, создаваемых для целей государственной авиации, по согласованию с заказчиком допускается совмещение ЛКИ и ГИ в один этап - ГСИ.

от 25 апреля 2008 года N 210

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2007 года N СИ-П7-6501

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и энергетики Российской Федерации Мантурова Д.В.

Концепция обеспечения безопасности полетов воздушных судов экспериментальной авиации Российской Федерации

(утв. приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 25 апреля 2008 года N 210)

Концепция обеспечения безопасности полетов воздушных судов экспериментальной авиации Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации 19 декабря 2007 года N СИ-П7-6501.

Концепция базируется на следующих документах:

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года.

Безопасность полетов представляет собой состояние авиационной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения вреда имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.

Авиационные происшествия происходят, в основном, в результате неблагоприятного сочетания отклонений в работе нескольких элементов авиационной системы (отказы авиационной техники, ошибки экипажа, авиационного персонала служб управления воздушным движением и обеспечения полетов, неблагоприятным состоянием окружающей среды).

Анализ причин авиационных происшествий в авиации, регулярно проводящееся во всех видах авиации, показывает, что большинство происшествий обусловлено ошибками человека, являющегося последним звеном в цепи событий и факторов, которые приводят к авиационным происшествиям. Многие авиационные происшествия обусловлены организационными факторами.

Необходимость интенсификации работы по повышению безопасности полетов также обусловлена:

приближением к достижению предела эффективности существующих (традиционных) мер и методов, принятых в сфере обеспечения безопасности полетов;

разработкой новых образцов авиационной техники с более совершенным оборудованием и вооружением, что предъявляет повышенные требования к экипажам, наземному персоналу, техническим средствам, обеспечивающим проведение испытательных полетов;

необходимостью снижения числа авиационных происшествий по вине авиационного персонала, имеющей наибольший вес среди общего комплекса причин;

стремлением авиационных организаций и заказчиков минимизировать затраты на проведение летных испытаний авиационной техники путем сокращения объемов программ (уменьшением количества доводочных полетов) и форсированием сроков проведения испытаний;

возрастанием тяжести последствий авиационных происшествий;

наличием реальных возможностей предотвращения определенного количества авиационных происшествий при затратах меньших, чем ущерб от них.

Указанные обстоятельства определяют комплексный, системный подход к решению проблемы снижения уровня опасности полетов.

Реализация такого системного подхода позволит усовершенствовать систему обеспечения безопасности полетов, под которой понимается внутренняя составляющая деятельности авиационной структуры, включающая федеральные органы исполнительной власти, интегрированные структуры, авиационные организации, летно-испытательные подразделения, службы (отделы, специалистов) по безопасности полетов, отдельные экипажи, авиационный персонал и направленная на достижение как приемлемого уровня безопасности полетов в масштабе отрасли в целом, так и на успешное завершение полета для отдельного экипажа, в частности.

Основными компонентами системы обеспечения безопасности полетов являются:

мероприятия по выявлению факторов, влекущих за собой угрозы безопасности полетов и устранению (снижению) их негативного воздействия в ходе авиационной деятельности;

отлаженная система взаимодействия и взаимоотношения между элементами авиационной структуры;

деятельность специальных организационно-штатных элементов, обеспечивающих постоянное внимание руководства и авиационного персонала к проблемам безопасности полетов.

Концепция разработана с целью выработки комплекса мер по совершенствованию системы обеспечения безопасности полетов воздушных судов экспериментальной авиации с учетом комплексной оценки текущего ее состояния и факторов, влияющих на аварийность воздушных судов, что позволит сократить количество авиационных происшествий и создаст необходимые условия для развития авиационной промышленности.

1. Безопасность полетов в экспериментальной авиации и основные факторы, влияющие на нее

1.1. Особенности деятельности экспериментальной авиации и обеспечения безопасности полетов

С момента изготовления опытного образца воздушного судна и до его внедрения в серийное производство воздушное судно проходит ряд испытаний, которые являются завершающей и важнейшей составной частью процесса создания воздушного судна.

Проведение летных испытаний на воздушных судах экспериментальной авиации, особенно на опытных и модифицированных образцах, имеет ряд существенных отличий от других видов полетов, которые оказывают влияние на функционирование авиационной системы и обеспечение безопасности полетов. Эти отличия вызваны тем, что:

такие воздушные суда, как правило, изготавливаются в ограниченном количестве или в единичных экземплярах;

документация для них, в том числе и Руководство по летной эксплуатации (далее - РЛЭ), носит теоретический характер, основанный на расчетах и исследованиях, проводимых в ОКБ и научно-исследовательских учреждениях;

практический опыт эксплуатации таких воздушных судов отсутствует;

экипаж (летчик) впервые поднимает в воздух воздушное судно, основываясь лишь на теоретических расчетах его поведения в воздухе;

в случае возникновения нештатных ситуаций (особых случаев в полете) экипаж (летчик) вынужден действовать, больше полагаясь на свой опыт и рекомендации, носящие теоретический характер, а не на практические рекомендации и положения РЛЭ, которые еще не отработаны.

Программой летных испытаний и заданиями на испытательные полеты предусматривается выполнение испытательных полетов на крайних режимах (большие углы атаки, отказы двигателей и т.п.) и в особых условиях (обледенение, грозовая деятельность, районы с жарким климатом и т.д.), когда экипаж преднамеренно вводит воздушное судно в такие условия, в которых ранее полеты на данном воздушном судне не выполнялись.

Кроме того, для проведений испытаний опытных (модифицированных) воздушных судов гражданского назначения разрабатывается система аварийного покидания их экипажем, которая для серийных воздушных судов такого типа не предусмотрена.

Таким образом, испытательным полетам присущи следующие основные особенности:

высокая вероятность возникновения нештатных ситуаций (особых случаев) в полете;

невозможность в полной мере прогнозировать отказы авиационной техники из-за отсутствия статистических данных о них;

отсутствие (недостаток) практических рекомендаций по технике пилотирования на различных режимах и в различных условиях, по эксплуатации воздушного судна, силовых установок, систем и оборудования, по действиям в особых случаях в полете и т.д.;

ограниченные возможности по покиданию воздушного судна (гражданского назначения) в аварийных и катастрофических ситуациях.

Наличие указанных особенностей определяет необходимость разработки несколько иных подходов к оценке и состоянию системы обеспечения безопасности полетов, нежели в других видах авиации.

1.2. Состояние и показатели безопасности полетов в экспериментальной авиации

Полеты, связанные с испытаниями авиационной техники (испытательные, исследовательские, сертификационные, вспомогательные, облеты, демонстрационные), выполняются с целью определения характеристик воздушных судов (далее - ВС), силовых установок, оборудования, соответствия их требованиям к летной годности, для подготовки и обеспечения летных испытаний, для демонстрации летно-технических характеристик, для проверки работоспособности двигателей и систем и обуславливаются повышенной степенью риска.

ВЗК РФ Статья 33. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов

1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:

1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) государственные воздушные суда.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 462-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 462-ФЗ)

1.2. Сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 462-ФЗ)

1.3. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 291-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.4. Государственные воздушные суда регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны, по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

(п. 1.4 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 462-ФЗ)

2. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 291-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 291-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 56-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в следующих случаях:

списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации;

продажа гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации;

нарушение требований к государственной регистрации гражданского воздушного судна.

6. При исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации свидетельство о государственной регистрации этого воздушного судна утрачивает силу и подлежит возврату органу, выдавшему указанное свидетельство.

7. Правила государственной регистрации и государственного учета воздушных судов устанавливаются соответствующим уполномоченным органом.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. За государственную регистрацию гражданского воздушного судна уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними см. также Федеральный закон от 14.03.2009 N 31-ФЗ.

9. Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

10. В случае залога гражданского воздушного судна сведения о залоге подлежат включению в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: