Порядок производства в революционных трибуналах и верховном суде определял

Обновлено: 04.02.2023

Макутчев Александр Валерьевич, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин факультета истории и права Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, кандидат исторических наук.

Статья посвящена одному из аспектов деятельности специальных органов правосудия Советской России в годы Гражданской войны - революционных трибуналов, а именно процессу рассмотрения дел в трибуналах. На основе анализа процесса судопроизводства отмечаются черты, определявшие чрезвычайный статус ревтрибуналов.

Ключевые слова: Советская Россия, революционные трибуналы, судопроизводство, Гражданская война.

The article is devoted to one of activity aspects of revolutionary tribunals - the special courts of justice in the Soviet Russia in Civil war, namely to process of hearing in tribunals. There are marked the lines of the tribunals extreme status.

Key words: the Soviet Russia, revolution tribunals, trial, Civil War.

В 1918 г. в регионах Советской России в соответствии с Декретом N 1 о суде началось формирование революционных трибуналов - чрезвычайных, т.е. не ограниченных рамками законодательства, органов правосудия. Изначально их главной задачей была борьба с контрреволюцией, однако вскоре ревтрибуналы взяли на себя борьбу с преступностью на местах в целом. Для решения поставленных задач в ревтрибуналах был предусмотрен порядок судопроизводства - системная деятельность суда по установлению факта преступления, поиску виновных и их наказанию. При этом трибунальное судопроизводство имело свои особые черты, отличавшие его от судопроизводства в обычных (народных) судах и определявшие ревтрибуналы как чрезвычайные суды.

Вопрос законодательного регулирования трибунального судопроизводства в наиболее полном виде был решен к лету 1918 г. В Инструкции Наркомюста РСФСР от 23 июля 1918 г. в общих чертах были изложены вопросы судопроизводства для каждой стадии судебного процесса. При этом указания законодательства с учетом обстановки гражданской войны по-своему интерпретировались на местах и не всегда соблюдались. Как на практике проходило рассмотрение дел в ревтрибуналах, возможно проследить на материалах деятельности Тульского губернского революционного трибунала (ТГРТ), образованного в феврале 1918 г.

Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР (далее - СУ РСФСР). 1918. N 53. Ст. 547.

Трибунальное судопроизводство включало в себя стадии возбуждения дела, предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнения приговора, кассационного обжалования и состояло из действий должностных лиц - судей, следователей, обвинителя и защитника. Поводом для возбуждения дел в ревтрибуналах могли служить заявления граждан и организаций, донесения от администраций и должностных лиц, явка с повинной, а также усмотрение следователя или суда. Заявления граждан, письменные и словесные, принимались канцелярией Тульского ревтрибунала и заносились в специальный журнал. Изначально этим должны были заниматься следователи, однако с осени 1918 г. в связи с загруженностью последних обязанности по регистрации заявлений были переложены на канцеляристов . Это негативно влияло на работу ревтрибунала: канцеляристы не имели юридического опыта и не следовали правилам регистрации заявлений (так, в журнале регистрации за ноябрь-декабрь 1918 г. заявления не были подписаны заявителями, что юридически превращало их в анонимные) .

Государственное архивное учреждение Тульской области (далее - ГАУТО). Ф. 1963. Оп. 1. Д. 849. Л. 10 - 13; Д. 842. Л. 2 - 6.
Там же. Д. 1826. Л. 44 - 53; Д. 2130. Л. 73 - 74, 93-94.

После регистрации заявления подлежали передаче следователям для ведения следствия. Распределение дел между следователями осуществлял председатель ТГРТ и его заместители. В отличие от народных судов, где следствие осуществлял судья единолично, в трибуналах для производства предварительного следствия были учреждены Следственные комиссии (СК) из председателя и 3 - 6 заседателей, избираемых Советами . Решение о возбуждении дела принималось коллегиально: для этого СК при ТГРТ три раза в неделю собиралась на общее заседание .

СУ РСФСР. 1917. N 12. Ст. 170.
ГАУТО. Ф. 1963. Оп. 1. Д. 1826. Л. 24.

Там же. Д. 2122. Л. 27 - 30, 33 - 38; Д. 1826. Л. 22 - 35; Д. 565. Л. 18 - 24; Д. 2122. Л. 3 - 21.
Там же. Д. 2127. Л. 62 - 65; Д. 622. Л. 23 - 25, 27 - 31, 42 - 45; Д. 818. Л. 12 - 17.

Законодательство требовало коллегиального рассмотрения дел, поэтому судьями ревтрибунала считались его председатель, заместители и члены коллегии ТГРТ. В отличие от народных судов, где решение по делу принималось единолично судьей, в ревтрибунале для легитимности приговора обязательным было участие в заседании семи членов трибунала. Однако на практике распространенным явлением были судебные заседания в составе 3 - 4 судей. Так, 90% заседаний ТГРТ в феврале - июле 1919 г. прошло при участии только председателя и двух членов трибунала . Нарушения установленного законом состава суда считались на начальном этапе допустимыми, своего рода "болезнью роста", поскольку наблюдался недокомплект штатов. Имело место и пренебрежение со стороны сотрудников своими обязанностями. Так, в марте - апреле 1919 г. 4 следователя ТГРТ получили выговоры за неявку на заседания без уважительной причины .

Там же. Д. 2127. Л. 80 - 83; Д. 849. Л. 44 - 48, 53 - 55; Ф. 717. Д. 290. Л. 30 - 33.
Там же. Ф. 1963. Оп. 1. Д. 2122. Л. 7 - 10; Ф. 717. Оп. 1. Д. 861. Л. 24 - 27.

Помимо принципа коллегиальности в основу деятельности трибунальных судей были положены принципы их выборности и сменяемости. Судей ревтрибуналов не предполагалось избирать на основе прямых выборов, как народных судей. Избрание судей ревтрибуналов Советами должно было обеспечить преобладание в них членов РКП(б) и отсутствие представителей "эксплуататорских классов". Первоначально судей трибуналов следовало избирать Советом на 1 месяц, далее должны были следовать новые выборы, каждый из членов ревтрибунала обладал правом переизбрания . Как показывает статистика ТГРТ, это правило было вскоре забыто: так, в 1919 г. выборы или перевыборы членов ревтрибунала не проводились .

СУ РСФСР. 1920. N 22/23. Ст. 115.
ГАУТО. Ф. 1963. Оп. 1. Д. 2127. Л. 30 - 34; Д. 2130. Л. 24 - 25, 42 - 45.

Трибунальные судьи могли быть отозваны Советом в любой момент. Возможность отзыва судьи в любой момент Д.И. Курский считал силой, уравновешивающей исключительные возможности, предоставленные судье, а А.Я. Вышинский - проявлением "ответственности судей перед избирателями и государством" .

Курский Д.И. Гарантии правосудия и правосудие без гарантий // Избранные статьи и речи. М., 1958. С. 49; Вышинский А.Я. Судоустройство в СССР. М.: Огиз, 1936. С. 115.

Порядок судебного разбирательства был регламентирован летом 1918 г., до того времени судебные заседания строились по дореволюционному образцу, но с упрощением или устранением некоторых его элементов. Заседание открывал председатель ревтрибунала, который обозначал для протокола время открытия слушания, проверял присутствие сторон и делал доклад о сути дела. Если были привлечены обвинитель и защитник, им предоставлялось слово. Содержание прений сторон в протокол не заносилось, а лишь отмечался порядок, в каком они имели место. Допрос свидетеля мог быть прерван судьей, если он считал, что показаниями свидетеля вполне установлены обстоятельства, для выяснения которых он вызывался. Судьи согласно законодательству имели право руководствоваться "исключительно оценкой обстоятельств дела и интересами пролетарской революции" : допрашивать или не допрашивать свидетелей, оглашать или нет документы и т.д. Фактически это давало возможность судьям произвольно решать вопросы о виновности подсудимых, отсекать факты, которые могли помешать обвинительному приговору. После предоставления слова для объяснения подсудимому судьям надлежало удалиться для постановления приговора, но часто решение принималось без обсуждения и оглашалось сразу же .

СУ РСФСР. 1920. N 22 - 23. Ст. 115.
ГАУТО. Ф. 1963. Оп. 1. Д. 1826. Л. 22 - 23, 26.

Участие в судопроизводстве ревтрибунала обвинителя и защитника было закреплено Декретом N 1 о суде и рядом других нормативных актов, установивших процессуальное равноправие сторон, т.е. состязательность процесса. Однако трибунал был обязан назначить защитника, только если по делу был допущен обвинитель. Если судья считал материалы следствия достаточными для вынесения решения, судебное заседание проходило без участия сторон обвинения и защиты.

Первоначально в качестве обвинителей и защитников допускались все пользующиеся политическими правами граждане. Инструкция Наркомюста революционным трибуналам 1917 г. уже установила необходимость учреждения при местных Советах специальной коллегии лиц, посвящающих себя правозаступничеству - коллегий обвинителей . Тульская Коллегия обвинителей (КО) была образована 4 февраля 1918 г. и состояла из 3 членов во главе с председателем . Избрание членов Коллегии происходило на заседании Совета, каждый из них мог быть отозван Советом раньше срока окончания полномочий (1 месяц) . Полномочия членов КО заключались в обработке подготовленных следователем материалов для выступления в соответствующем статусе на судебном заседании.

СУ РСФСР. 1917. N 12. Ст. 170.
ГАУТО. Ф. 1963. Оп. 1. Д. 780. Л. 7 - 8.
Декреты советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 468 - 469.

Помимо штатных трибунальных сотрудников в судопроизводстве должны были участвовать народные заседатели как форма реализации непосредственного участия масс в правосудии. В народных судах полагалось 2 заседателя, в ревтрибунале - 618. Состав народных заседателей избирался жеребьевкой и утверждался Советом, каждый из них участвовал в судопроизводстве в течение одной недели . Однако практическая реализация идеи привлечения народных заседателей во многом оказалась фикцией. Так, из 250 судебных заседаний ТГРТ летом 1919 г. народные заседатели приняли участие только в 16 . Проблемой была недисциплинированность заседателей, часто не являвшихся на заседания: одни - из-за занятости по основному месту работы, другие - не считая свое участие в судопроизводстве важным.

Там же. С. 125 - 126; Государственный архив Российской Федерации. Ф. 353. Оп. 1. Д. 18. Л. 1 - 4.
ГАУТО. Ф. 1963. Оп. 1. Д. 1826. Л. 24.
Там же. Д. 2122. Л. 26 - 27.

Приговоры ревтрибунала выносились большинством голосов судей. Структура приговоров была следующей: вводная часть ("ревтрибунал в составе. постановил"), описательно-мотивировочная (с изложением сути обвинения), резолютивная (с указанием меры наказания). В отличие от приговоров народных судей, приговоры ревтрибуналов до лета 1918 г. обжалованию не подлежали (в приговорах делалась соответствующая запись). Возможность обжалования появилась только 11 июня 1918 г., когда был учрежден Кассационный трибунал при ВЦИК для рассмотрения протестов на приговоры трибуналов.

Особый порядок судопроизводства применялся при проведении выездных сессий ревтрибунала. Выездная сессия представляла собой командирование трибунальных следователей в уезды. Подобные меры были обусловлены недостатком судебных кадров на местах и применялись для борьбы с дезертирством и неуплатой чрезвычайных налогов. Тульский ревтрибунал в 1918 - 1921 гг. организовал более 350 выездных сессий . В состав сессии включались представители уездных комиссий по борьбе с дезертирством (для учета уклонистов и дезертиров), 1 - 2 члена уездных комитетов РКП(б) (для ведения агитации) и 1 - 2 следователя ревтрибунала (для разбора дел).

Там же. Д. 780. Л. 24 - 2 6, 30 - 32, 42 - 47; Ф. 717. Оп. 1. Д. 861. Л. 22 - 28, 35.

В ходе выездных сессий проявлялись новые черты чрезвычайного судопроизводства. При организации работы следователей требовалась оперативность - ведение разбирательства в максимально сжатые сроки. Ввиду недостатка кадров для сессий один состав должен был объехать целый уезд, а задержка следователей в одном селении на 1 - 2 дня повышала риск восстания. Так, в ходе рейда по селам Богородицкого уезда в 1919 г. в течение 10 - 12 дней трибуналом было проведено 10 судебных заседаний . Разбирательство большинства дел происходило на месте, за исключением случаев поимки злостных дезертиров - их ожидал расстрел. Чтобы избежать давления со стороны селян и не провоцировать волнения, работники выездных сессий должны были увозить дезертиров с собой в Тулу .

Там же. Ф. 1963. Оп. 1. Д. 2122. Л. 32 - 34.
Там же. Д. 1826. Л. 54.

Таким образом, судопроизводство в революционных трибуналах имело свои особые черты, отличавшие его от судопроизводства в народных судах. Оно было построено на классовом принципе, сведенном в данном контексте к предъявлению требований классовой принадлежности к следователям и судьям, и отсутствии определенных критериев преступности деяния: судья решал этот вопрос самостоятельно, руководствуясь собственной "революционной совестью" и "революционным правосознанием".

Трибунальному судопроизводству был свойственен отказ от некоторых "формальностей" процесса рассмотрения дела: игнорирование института народных заседателей, непрофессионализм защитников и обвинителей. Решение дела зависело от субъективных представлений следователя и судьи о тяжести преступления и доказанности вины преступника. Широта процессуальных полномочий трибунала также позволяла судьям не привлекать в процесс свидетелей, а также обвинителей и защитников, что позволяет говорить об отсутствии принципа состязательности в процессе. Именно эти черты и определяли чрезвычайный статус ревтрибуналов.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1943 стр. 190-193.

Распубликован в № 79 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 12 апреля 1919 года.

Статья № 132

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

О революционных трибуналах. (Положение).

В отмену всех изданных до сего времени декретов о Трибуналах, Инструкции и положения о них — устанавливается впредь для руководства и неуклонного исполнения всем Революционным Трибуналам Республики следующие положение о Революционных Трибуналах.

I. Основное положение.

1. Революционные Трибуналы учреждаются со специальной целью рассмотрения дел о контрреволюционных и всяких других деяниях, идущих против всех завоеваний октябрьской революции и направленных к ослаблению силы и авторитета Советской власти. В соответствии с этим Трибуналам предоставляется ничем неограниченное право в определении меры репрессии. Оспаривания подсудности по делам, принятым в Революционном Трибунале, не допускаются.

2. Революционные Трибуналы учреждаются во всех губернских городах Республики по одному на губернию. Такие же трибуналы могут быть учреждены в городах, насчитывающих свыше 200.000 населения.

3. В отношении Военно-Революционных Трибуналов действует особое положение (Собр. Узак. 1919 г. № 13, ст. 131).

4. Все Революционные Трибуналы, Военно-Полевые Суды, железнодорожные Трибуналы и иные чрезвычайные учреждения судебного характера, учрежденные в ином порядке или действующие с нарушением правил, изложенных в настоящем положении, с опубликованием настоящего положения — упраздняются.

II. Организация Трибуналов.

5. Революционные Трибуналы избираются местными Советами или их Исполнительными Комитетами, в составе председателя и 2‑х членов Трибунала. В тех случаях, когда необходимо существование параллельных Отделений Трибуналов или выездных сессий Трибуналов, избирается до 15 кандидатов, в зависимости от местных условий, в члены Трибунала, которые работают, согласно настоящего положения, по указанию и назначению Трибунала.

6. В Трибуналы избираются исключительно ответственные политические работники, сроком на один месяц. Каждый член Трибунала может быть отозван и до срока постановлением тех же советов или их Исполнительных Комитетов.

III. О предварительном следствии по делам, передаваемым на рассмотрение трибуналов.

7. Производство предварительного следствия по делам, подведомственным Трибуналам, возлагается на Следственные Комиссии при Трибуналах, в составе не более 5‑ти лиц, назначаемых Революционным Трибуналом.

8. По делам, передаваемым в Трибуналы Чрезвычайными Комиссиями, согласно существующему о них положению, Трибуналам принадлежит право проверки отдельных следственных действий Чрезвычайных Комиссий.

9. Постановления Следственных Комиссий об арестах, выемках, обысках, освобождении арестованных, равно как постановления о прекращении дел и привлечении новых лиц, в качестве обвиняемых проводятся в порядке существующих постановлений через соответствующие органы. Вопрос о прекращении дела или изменении меры пресечения решается только самим Трибуналом.

10. Для производства следственных действий в уездах Революционные Трибуналы могут делегировать членов Следственной Комиссии, которые осуществляют свою деятельность при посредстве технического аппарата соответствующих следственных органов.

11. Члены Трибунала имеют право посещения мест заключения и проверки закономерности содержания всех арестованных под стражей, постановляя через распорядительное заседание Трибунала об освобождении или изменении меры пресечения по делам ему подсудным.

12. Следственная Комиссия имеет право по делам, возбуждаемым и разбираемым в Революционных Трибуналах, требовать от всех без исключения советских и общественных учреждений, частных обществ и отдельных граждан доставления необходимых сведений, документов, а также для обозрения и снятия копий дел, неоконченных производством.

IV. О порядке производства предварительного следствия.

Примечание. Дела, поступающие из Чрезвычайных Комиссий, направляются последними непосредственно в Трибунал.

14. Производство Предварительного Следствия по делам должно быть закончено в течение одного месяца. О продлении указанного срока Следственная Комиссия каждый раз ходатайствует перед Трибуналом.

15. Законченное следственное производство по каждому делу вместе с копией заключения представляется обвиняемому, коему предоставляется 24 часа для возбуждения своих ходатайств и жалоб по поводу произведенного следствия, после чего все дело вместе с ходатайствами обвиняемого в течение 24 часов доставляется в Трибунал и назначается последним к слушанию.

16. Все протесты, жалобы и ходатайства обвиняемых (о вызове свидетелей, о допущении защиты и иные) разрешаются Трибуналом в распорядительном заседании.

V. Обвинение и защита в Трибуналах.

17. Допущение к участию в деле обвинителей и защитников всецело зависит от Трибунала и разрешается в Распорядительном заседании. Защитники допускаются только из Коллегии обвинителей и защитников при Советах, образуемой порядком, указанным в Положении о едином народном Суде (Собр. Узак. 1918 г. № 85, ст. 889). В случае допущения защиты и обвинения им должен быть предоставлен особо срок для ознакомления с делом.

18. В случае допущения Трибуналом по какому-либо делу обвинителя, Трибунал обязан допускать или назначать защитника.

VI. О порядке рассмотрения дел в Трибуналах.

19. Заседания Трибунала публичны и имеют место в присутствии обвиняемого. Отсутствие обвиняемого не может служить препятствием к слушанию дела, если доказано уклонение обвиняемого от суда или если обвиняемый находится вне пределов Р.С.Ф.С.Р. Трибунал вправе постановить как о выделении дела, так и о заочном слушании его по своему усмотрению.

20. Допущение дополнительных свидетелей, не вызванных на рассмотрение дела, разрешается Трибуналом. В случае неявки вызнанных свидетелей от Трибунала зависит признать или не признать неявку достаточным поводом отложения дела, либо заменить их допрос оглашением данных ими показаний. Разрешение вопроса о приобщении к нему новых документов, либо оглашение уже приобщенных, также зависит от Трибунала.

21. Подсудимый пользуется при рассмотрении дела всеми правами стороны. Подсудимому принадлежит последнее слово.

22. Обращение дела к доследованию может иметь место только в случае признания Трибуналом такой неполноты следствия, которая не может быть восполнена на заседании Трибунала.

VII. Постановление приговора.

23. Приговоры постановляются большинством голосов Трибунала и объявляются именем Р.С.Ф.С.Р.

24. Приговоры постановляются в письменном виде за подписями всех членов Трибунала, с кратким изложением оснований приговора. О ходе, заседания ведется протокол.

25. Трибуналы выносят приговоры, руководствуясь исключительно обстоятельствами дела и велениями революционной совести.

26. Никто не может присутствовать в совещательной комнате, кроме членов Трибунала, участвующих в заседании.

27. При объявлении приговора Председатель разъясняет Порядок кассационного обжалования приговора, копии которого вручаются осужденным не позднее 24 часов после вынесения приговора. Обжалование приговора в апелляционном порядке не допускается.

28. На подачу кассационных жалоб и протестов на приговоры Трибуналов предоставляется 48 часов срока с момента вручения копии приговора осужденному. Право принесения кассационных протестов на приговоры Трибуналов принадлежит всякому гражданину Республики.

VIII. О кассационном Трибунале.

29. Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов по делам, разбираемым в Трибуналах, утверждается Кассационный Трибунал при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов, в составе Председателя, 2‑х членов и Члена-Докладчика Кассационного Трибунала, назначаемых Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

Примечание. Один из членов Кассационного Трибунала избирается из состава членов Коллегии Народного Комиссариата Юстиции и утверждается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

31. Член-Докладчик Кассационного Трибунала дает заключение по жалобам и протестам и не присутствует в совещательной комнате.

32. Поступившие в Кассационный Трибунал жалобы и протесты должны быть рассмотрены не позднее недельного срока со дня поступления жалобы.

33. Лица, подавшие кассационную жалобу или протест и явившиеся в заседание, допускаются к поддержанию своих жалоб.

34. Дела, приговоры по которым кассируются по формальным основаниям, передаются Кассационным Трибуналом для нового разбирательства в другом или том же Трибунале, но в ином составе.

35. Поводом для кассации является нарушение Революционным Трибуналом форм и порядка рассмотрения дел и вынесение приговора, явно не соответствующего деянию осужденного.

36. В случае необходимости изменить приговор, вследствие несоответствия меры репрессии с деянием осужденного, Кассационный Трибунал входит об этом с соответствующим представлением в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

IX. О Верховном Революционном Трибунале при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов.

37. Верховный Революционный Трибунал принимает к своему производству дела, передаваемые постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

38. Для производства предварительного расследования по делам, передаваемым на рассмотрение Верховного Трибунала, учреждается Следственная Комиссия в составе 3‑х лиц, избираемых Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

39. Сессия Верховного Революционного Трибунала созывается Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. Приговоры Верховного Революционного Трибунала кассационному обжалованию не подлежат.

40. Настоящее положение входит в силу со дня опубликования этого положения и не позднее, чем через 14 дней по опубликовании.

Подлинник. Машинопись. На последнем листе подпись чернилами: «Народный комиссар юстиции Курский. 21/II-1919»
35,6 х 21,0
Государственный архив Российской Федерации . Ф. Р-1235. Оп. 21. Д. 24. Л. 13-19

Положение о революционных трибуналах РСФСР. 21 февраля 1919
(Дополнительно к Положению о едином народном суде)
Подлинник. Машинопись. На последнем листе подпись чернилами: «Народный комиссар юстиции Курский. 21/II-1919»
35,6 х 21,0
Государственный архив Российской Федерации . Ф. Р-1235. Оп. 21. Д. 24. Л. 13-19

Положение о революционных трибуналах РСФСР. 21 февраля 1919
(Дополнительно к Положению о едином народном суде)
Подлинник. Машинопись. На последнем листе подпись чернилами: «Народный комиссар юстиции Курский. 21/II-1919»
35,6 х 21,0
Государственный архив Российской Федерации . Ф. Р-1235. Оп. 21. Д. 24. Л. 13-19

Положение о революционных трибуналах РСФСР. 21 февраля 1919
(Дополнительно к Положению о едином народном суде)
Подлинник. Машинопись. На последнем листе подпись чернилами: «Народный комиссар юстиции Курский. 21/II-1919»
35,6 х 21,0
Государственный архив Российской Федерации . Ф. Р-1235. Оп. 21. Д. 24. Л. 13-19

Положение о революционных трибуналах РСФСР. 21 февраля 1919
(Дополнительно к Положению о едином народном суде)
Подлинник. Машинопись. На последнем листе подпись чернилами: «Народный комиссар юстиции Курский. 21/II-1919»
35,6 х 21,0
Государственный архив Российской Федерации . Ф. Р-1235. Оп. 21. Д. 24. Л. 13-19

Положение о революционных трибуналах РСФСР. 21 февраля 1919
(Дополнительно к Положению о едином народном суде)
Подлинник. Машинопись. На последнем листе подпись чернилами: «Народный комиссар юстиции Курский. 21/II-1919»
35,6 х 21,0
Государственный архив Российской Федерации . Ф. Р-1235. Оп. 21. Д. 24. Л. 13-19

Положение о революционных трибуналах РСФСР. 21 февраля 1919
(Дополнительно к Положению о едином народном суде)
Подлинник. Машинопись. На последнем листе подпись чернилами: «Народный комиссар юстиции Курский. 21/II-1919»
35,6 х 21,0
Государственный архив Российской Федерации . Ф. Р-1235. Оп. 21. Д. 24. Л. 13-19

Положение о революционных трибуналах РСФСР. 21 февраля 1919
(Дополнительно к Положению о едином народном суде)
Подлинник. Машинопись. На последнем листе подпись чернилами: «Народный комиссар юстиции Курский. 21/II-1919»
35,6 х 21,0
Государственный архив Российской Федерации . Ф. Р-1235. Оп. 21. Д. 24. Л. 13-19

«I. Основные положения.

1. Революционные Трибуналы учреждаются со специальной целью рассмотрения дел о контрреволюционных деяниях и иных, признаки которых указаны ниже. В соответствии с этим Трибуналам предоставляется неограниченное ничем право в определении меры репрессии.

2. Революционные Трибуналы учреждаются во всех губернских городах Республики по одному на губернию. В Москве и Петрограде учреждаются кроме того особые городские Трибуналы. Такие же Трибуналы могут быть учреждаемы в городах, насчитывающих свыше 200.000 населения по сношению местных Советов с Народным Комиссариатом Юстиции.

3. В отношении Военно-Революционных Трибуналов, действующих в районе прифронтовой полосы, действует особое о них Положение, опубликованное в «Известиях Ц.И.К.» от 15 февраля.

4. Все Революционные Трибуналы, Военно-Полевые Суды, Ж[елезно]-Дорожные Трибуналы и иные чрезвычайные учреждения судебного характера, учрежденные в ином порядке или действующие с нарушением правил, изложенных в настоящем Положении, с опубликованием настоящего Положения – упраздняются.

II.Компетенция трибуналов по роду дел.

5. Ведению Революционных Трибуналов подлежат дела о лицах:

а) кои организуют, участвуют или призывают других к контрреволюционным выступлениям против Рабоче-Крестьянского Правительства (восстания, погромы, массовые беспорядки);

в) которые пользуясь своим служебным положением злоупотребят предоставленной им властью или допустят при исполнении ими своих обязанностей действия или упущения, по своим результатам опасные для Советской Республики или дискредитирующие её власть /преступления по должности/.

г) которые огласят или выдадут военные тайны, стратегические планы, сведения о военных силах или вооружении представителям иностранных держав или контрреволюционных организаций или будут способствовать собиранию каких либо иных сведений передачи их иностранными державами или контрреволюционным организациям во вред Советской республике /военный и политический шпионаж/

д) кои своей прошлой деятельности признаются особо вредными для революции/, хотя бы эта деятельность имела место до установления власти Советов.

6. Все остальные дела, находящиеся в производстве Трибуналов или вновь поступающие к ним, немедленно передаются ими в Народные Суды.

ПРИМЕЧАНИЕ: Трибуналы вправе передать через Совет Народных Судей в Народные Суды дела о деяниях, соответствующих формальным признакам, перечисленным в пункте 5, но признаваемые Трибуналами маловажными для рассмотрения в Народном Суде.

III. Организация Трибуналов.

7. Революционные Трибуналы избираются местными Советами или их Исполнительными Комитетами в составе Председателя и двух членов Трибунала. При Трибуналах для параллельных отделений Трибуналов или выездных сессий Трибуналов в зависимости от местных условий может быть избираем второй или третий состав Трибуналов.

8. В Трибуналы избираются исключительно ответственные политические работники сроком на один месяц. Каждый член Трибунала может быть отозван и до срока постановлением тех же Советов или их Исполнительных Комитетов.

ПРИМЕЧАНИЕ: Совместительство членов Трибунала с работою в Следственных органах не допускается.

IV. О предварительном следствии по делам, передаваемым на рассмотрение трибуналов.

9. Производство предварительного следствия по делам, подведомственным Трибуналам, возлагается на Следственные Комиссии при Трибуналах в составе не менее шести лиц, избираемых местными Советами.

10. По делам передаваемыми в Трибуналы Чрезвычайными Комиссиями согласно существующему о них положению, Трибуналам принадлежит право проверки отдельных следственных действий Чрезвычайных Комиссий.

11. Постановления Следственных Комиссий об арестах, выемках, обысках, освобождении арестованных, равно как постановления о прекращении дел, и о привлечении новых лиц в качестве обвиняемых, действительны, если они приняты в составе коллегии из трех лиц. В случаях, не терпящих отлагательства, меры пресечения могут быть приняты единолично каждым членом Комиссии с тем, чтобы эта мера в течении 48 часов была утверждена коллегией из трех лиц. О прекращении дела или изменении меры пресечения Комиссия уведомляет Трибунал.

12. Для производства следстве6нных действий в уездах, Следственная Комиссия может делегировать своих членов, которые осуществляют свою деятельность при посредстве технического аппарата местных уголовно – следственных комиссий под контролем Следственной Комиссии Губернского Трибунала.

13. Члены Трибунала имеют право посещения мест заключения и проверки закономерности содержания арестованных под стражей которым в течение более чем двух недель со дня задержания не предъявлено обвинения.

14. Следственная Комиссия имеет право:

а) требовать от всех без исключения Советских и общественных учреждений, частных обществ и отдельных граждан, доставления необходимых сведений, документов, а так же дел не оконченных производством.

б) обозревать через своих членов или особо уполномоченных лиц дела всех упомянутых в предыдущем пункте установлений и властей для извлечения необходимых сведений.

V. О порядке производства предварительного следствия.

ПРИМЕЧАНИЕ: Дела, поступающие из Чрезвычайных Комиссий направляются последними непосредственно в Трибунал, который либо назначает дело к слушанию, либо постановляет о производстве дополнительных следственных действий.

16. производство предварительного следствия по делам должно быть закончено в течение одного месяца. О продлении указанного срока Следственная Комиссия ходатайствует каждый раз перед Трибуналами.

17. Признанное Следственной Комиссией законченным следственное производство по каждому делу вместе с копией заключения предъявляется обвиняемым, коим предоставляется 24 часа для возбуждения своих ходатайств и жалоб по поводу произведенного следствия, после чего все дела вместе с ходатайствами обвиняемого в течение вторых 24 часов доставляются в Трибунал и назначается последним к слушанию.

18. Все протесты и жалобы на постановления Следственных Комиссий равным образом как и все ходатайства обвиняемых (о вызове свидетелей, допущении защиты) разрешаются Трибуналом в распорядительном заседании.

VI. Обвинение и защита в Трибуналах.

19. Допущение к участию в деле обвинителей и защитников всецело зависит от Трибунала и разрешается в распорядительном заседании. Защитники допускаются только из коллегии обвинителей и защитников при Советах, образуемой порядком, указанном в Положении о Едином Народном Суде. В случае допущения защиты и обвинения им должен быть предоставлен особый срок для ознакомления с делом.

20. В случае допущения Трибуналом по какому либо делу обвинителя, Трибунал обязан допустить или назначить защитника.

VII. О порядке рассмотрения дел в трибуналах.

21. Заседания Трибунала публичны и имеют место в присутствии обвиняемых. Отсутствие обвиняемого не может служить препятствием к слушанию дела, если доказано уклонение обвиняемого от суда. Трибунал вправе постановить как о выделении дела, так и заочном слушании его по своему усмотрению.

22. Допущение дополнительных свидетелей, не вызванных на рассмотрение дела разрешается Трибуналом. В случае неявки вызванных свидетелей от Трибунала зависит признать или не признать неявку достаточным поводом к отложению дела, либо заменить их допрос оглашением данных ими показаний. Разрешение вопроса о приобщении новых документов либо оглашение уже приобщенных так же зависит от Трибунала.

23. Подсудимый пользуется при рассмотрении дела всеми правами стороны. Подсудимый вправе не отвечать на задаваемые ему вопросы. Подсудимому принадлежит последнее слово.

24. Обращение дела к доследованию может иметь место только в случае признания Трибуналом такой неполноты следствия, которая не может быть восполнена на заедании Трибунала.

VIII. Постановление приговора.

25. Приговоры постановляются большинством голосов Трибунала и объявляются именем Р. С. Ф. С. Республики. Однако высшая мера наказания может быть определена только по единогласному решению Трибунала.

26. Приговоры постановляются в письменном виде за подписями всех членов Трибунала с кратким изложением оснований приговора.

27. Трибуналы выносят приговоры, руководствуясь исключительно обстоятельствами дела и велениям революционной совести. В случаях, когда в декрете указано наказание не ниже определенного Трибуналом, могут отступить от этой нормы с мотивированным изложением оснований смягчения.

28. Секретарь Трибунала ведет протокол заседания.

29. Никто не может присутствовать в совещательной комнате кроме членов Трибунала, участвующих в заседании.

30. При объявлении приговора Председатель разъясняет порядок обжалования приговора, копии которого вручаются осужденным не позднее 24 часов после вынесения приговора. Обжалование приговоров в апелляционном порядке не допускается.

31. На подачу кассационных жалоб и протестов на приговоры Трибуналов предоставляется 48 часовой срок с момента вручения копии приговора осужденному. Право принесения кассационных протестов на приговоры Трибуналов принадлежит всякому гражданину Республики.

XI. О Кассационном Трибунале.

32. Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов по делам разбираемым в Трибуналах учреждается Кассационный Трибунал при В. Ц. И. К. в составе председателя /двух членов и члена – докладчика Кассационного Трибунала, избираемых Ц. И. К.

Примечание: Один из членов Кассационного Трибунала избирается из состава членов Коллегии Народного Комиссариата Юстиции.

34. Член – Докладчик Кассационного Трибунала дает заключение по жалобам и протестам и не присутствует в совещательной комнате.

35. Лица, подавшие кассационную жалобу или протест и явившиеся в заседание допускаются к поддерживанию своих жалоб и протестов.

36. Поступившие в Кассационный Трибунал жалобы и протесты должны быть рассмотрены в недельный срок со дня поступления жалобы.

37. Дела, приговоры, по которым кассруются по формальным основаниям передаются Кассационным Трибуналом для нового разбирательства в другой или в тот же Трибунал, но в ином составе или направляются в Народный Суд по подсудности.

38. Поводом для кассации является нарушение Революционным Трибуналом при рассмотрении дела правил о подведомственности дела Трибуналу существенное нарушение форм и порядка рассмотрения дел вынесение приговора явно несоответствующего деянию осужденного.

39. В случае необходимости изменить приговор вследствие несоответствия меры репрессии с деянием осужденного, Кассационный Трибунал может изменить меру репрессии, входя об этом с соответствующим представлением в Президиум, Ц. И. К.

X. О Верховном Революционном Трибунале при ВЦИК.

40. Верховный Революционный трибунал принимает к своему производству дела изъятые из компетенции местных трибуналов постановлениями Президиума Ц. И. К., непосредственной по его почину или по представлению Совета Народных Комиссаров, Народного Комиссара Юстиции или Кассационного Трибунала при Ц. И. К.

41. Для производства предварительного расследования по делам передаваемым на рассмотрение Верховного Трибунала, учреждается Следственная Комиссия в составе из трех лиц, избираемых Ц. И. К.

42. Сессии Верховного Революционного Трибунала созываются Президиумом Ц. И. К.

43. Настоящее положение о Революционных Трибуналах и Следственных Комиссиях распространяется в раной мере и на Верховный Трибунал с тем однако ограничением, что приговоры Верховного Трибунала избирается В. Ц. И. К из состава членов Ц. И. К.

44. Настоящее положение входит в силу с 1-го марта 1919 года. Последним сроком ведения его на местах назначается 15 марта 1919 года»

Главная » 1918 – 1924 » Военный коммунизм » Российский государственный архив социально-политической истории

Декрет о революционных трибуналах.

Подлинник. Машинописный текст, подписи – автографы В.И. Ленина, В.Д. Бонч-Бруевича, Н.П. Горбунова.



«Декрет
о революционных трибуналах

1. В изменение и дополнение действующих правил о Революционных Трибуналах, учрежденных по декрету о суде от 24 ноября 1917 г для борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией, Революционные Трибуналы сохранить лишь в крупных центрах ( в столицах, в губернских городах, крупных узловых станциях и промышленных центрах). Упразднить все иные местные и армейские Революционные Трибуналы с передачей их дел в ближайшие Революционные Трибуналы.

2. Возложить на Революционные Трибуналы также дела по борьбе с погромами, с взяточничеством, подлогами, неправомерным использованием Советских документов, хулиганством и шпионажем.

3. Изъять из ведения Революционного Трибунала все дела общеуголовного характера и передать таковые в судебные учреждения.

4. Отменить деление Революционных Трибуналов на Трибуналы по борьбе с контрреволюцией, по борьбе со спекуляцией и по делам печати.

5. При каждом Революционном Трибунале учредить на ряду с Следственной Комиссией – Коллегии обвинителей в составе не менее трех лиц, избираемых местными совдепами непосредственно или по представлению Революционного Трибунала или Народного Комиссариата Юстиции.

6. На обязанности Коллегии обвинителей возлагается:

а) Участие через одного из членов Коллегии в заседании Следственной Комиссии Революционного Трибунала при рассмотрении вопроса о предании Революционному Трибуналу всех лиц, относительно которых возбуждено обвинение в Революционном трибунале.

б) Дача заключения Следственной Комиссии по вопросу о подсудности дела и полноте производственного следствия.

в) Предложение Следственной Комиссии возбудить обвинение против того или другого лица в преступлениях, предусмотренных Положением о Революционном Трибунале, или заключающем в себе признаки контрреволюционного деяния.

г) Формулировка обвинительных тезисов по каждому делу в Следственной Комиссии при назначении дела к слушанию в Революционном Трибунале.

д) Публичное обвинение по всем делам в судебных заседаниях Революционного Трибунала.

7. Следственная Комиссия Революционного Трибунала разрешает все вопросы следствия в закрытых заседаниях.

8. Следственная Комиссия Революционного Трибунала по каждому делу сообщает свое заключение о предании Революционному Трибуналу или о прекращении дела Коллегии Обвинителей. При отсутствии протеста со стороны обвинителей в течение трех дней дело получает дальнейшее направление.

9. Оконченное следственное производство по каждому делу предъявляется обвиняемому или его защитнику, коим предоставляется право делать свои замечания по поводу произведенного следствия. Вопрос о дальнейшем направлении дела разрешается Следственной Комиссией.

Революционные трибуналы (ревтрибуналы) — чрезвычайные судебные органы, существовавшие в Советской России в 1918—1923 годах. Революционные трибуналы, наряду с ВЧК и местными чрезвычайными комиссиями, являлись органами, осуществлявшими Красный террор 1918—1922 годов.

«
рабочие и крестьянские революционные трибуналы для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц. »

Декретом 4 мая 1918 года «о революционных трибуналах» на революционные трибуналы было возложено также рассмотрение дел о шпионаже, погромах, взяточничестве, подлогах, неправомерном использовании документов, хулиганстве. Трибуналы в мелких населенных пунктах и гарнизонах упразднялись, предписывалось сохранить их лишь в губернских городах, на крупных узловых станциях и в промышленных центрах. [1]

Для рассмотрения дел исключительной важности 16 мая 1918 года был учрежден Революционный трибунал при ВЦИК, избиравшийся в составе председателя и 6 членов.

Первоначально приговоры революционных трибуналов не подлежали обжалованию, однако в случае нарушения установленных форм судопроизводства или обнаружения признаков явной несправедливости приговора Наркомат юстиции имел право обратиться во ВЦИК с предложением назначить вторичное рассмотрение дела. Кассационное обжалование и принесение протестов на приговоры ревтрибуналов были установлены Декретом ВЦИК от 11 июня 1918 года, на основании которого при ВЦИК был создан кассационный отдел.

Постановлением Наркомюста от 3 июня 1918 года установило, что революционные трибуналы при выборе мер борьбы с контрреволюцией, саботажем и другими опасными преступлениями не связаны никакими ограничениями, за исключением случаев, когда в законе определена мера в выражениях «не ниже» такого-то наказания.

Смертная казнь в России была отменена 26 октября 1917 г. решением Второго Всеросийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов. 13 июня 1918 г. был принят декрет о восстановлении смертной казни. С этого момента расстрел мог применяться по приговорам революционных трибуналов (во внесудебном порядке он применялся с февраля 1918 г.). 21 июня 1918 г. первым приговоренным революционным трибуналом к расстрелу стал адмирал Щастный. [2]

В постановлении ВЦИК принятом в феврале 1919 г. говорилось, что вызов или невызов свидетелей, равно как допущение или недопущение защиты и обвинения при рассмотрении дела зависит от трибунала. [1]

Принципы организации и деятельности революционных трибуналов регулировались Положением, принятым ВЦИК 12 апреля 1919 года. Революционные трибуналы учреждались во всех губернских городах (по 1 на каждую губернию), а также в крупных городах; они состояли из председателя и 2 членов, которые избирались местными Советами или исполкомами из числа ответственных политических работников. Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры революционных трибуналов был учрежден кассационный трибунал при ВЦИК (в составе председателя, 2 членов и члена-докладчика, назначавшихся ВЦИК). [3]

Уполномоченный ВЦИК, посетивший в 1919 г. станицу Урюпинскую Хоперского округа докладывал: «Смертные приговоры сыпались пачками, причем часто расстреливались люди совершенно невинные, старики, старухи, дети. … Расстреливали по подозрению в спекуляции, шпионстве. Достаточно было ненормальному в психическом отношении [председателю ревтрибунала] Демину во время заседания трибунала заявить, что ему подсудимый известен как контрренволюционер, чтобы трибунал, не имея никаких других данных, приговаривал человека к расстрелу…»

В 1923 г. революционные трибуналы были ликвидированы в связи с созданием губернских судов. [1]

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: