Порядок принятия судебного решения по делам военнослужащих

Обновлено: 29.01.2023

Военные суды являются частью судебной системы Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст.1 ФКЗ № 1 «О военных судах…» они действуют в качестве судов общей юрисдикции в соответствии с Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным или Кодексом административного судопроизводсва – в зависимости от того к какой категория относится рассматриваемое дело. Поэтому, рассмотрение дел военными судами не имеет отличий от судов общей юрисдикции в процессуальном плане, порядке приема исковых заявлений, подготовки к судебному слушанию, порядке его ведения, круге лиц, имеющих право участвовать в судебном процессе и прочих, относящихся к судопроизводству аспектах.

Как осуществляется рассмотрение дел военным судом

Военные суды предназначены для осуществления правосудия в отношении военнослужащих, военных организаций, гражданских лиц у которых возникли конфликты с военнослужащими или военными организациями. В части осуществления правосудия по уголовным делам, военные суды имеют право выносить приговоры в отношении гражданских лиц, принимавших участие в совершении преступления в соучастии с военнослужащим (-щими).

Закон предусматривает, что военные суды должны располагаться на территории, доступной любой категории граждан, а не только военнослужащим. То есть, их запрещено размещать на охраняемой территории воинских частей, доступ на которую ограничен пропускным режимом.

Незначительно отличается рассмотрение дел военным судом от судов общей юрисдикции имеют в подсудности. В военных судах нет мировых судей. Объясняется это тем, что к военной юрисдикции не относятся вопросы семейного права- расторжение брака и раздел имущества между супругами, выдача судебного приказа на взыскание алиментов и рассмотрение правонарушений в области дорожного движения, которые составляют большую часть дел, рассматриваемых мировыми судьями. В части уголовного судопроизводства к компетенции мировых судей отнесены конкретные составы преступлений незначительной тяжести, срок наказания за которые не может превышать 3-х лет. Ни одно из перечисленных преступлений не относится к категории воинских.

Задачи военных судов при осуществлении правосудия

Военная судебная система в части решения задач, стоящей перед ним, не отличается от других звеньев судебной системы. Задачи изложены в ст. 4 ФКЗ № 1:

  1. Восстановление справедливости в случае нарушения охраняемых законом прав и свобод граждан, защита интересов юридических лиц и организаций, действующих в интересах Министерства Обороны РФ и других государственных структур, в которых предусмотрена военная служба.
  2. Защита интересов воинских формирований и организаций при их взаимодействии с органами местного самоуправления;
  3. Защита интересов органов госвласти и госуправления в сфере осуществления военной деятельности, интересов субъектов Федерации и государства в целом.

Принцип независимости военных судов

Являясь самостоятельной структурой Верховного суда РФ, военные суды самостоятельны и независимы в принятии решений. Учитывая, что они осуществляют юрисдикцию в строго определенной, очень специфической области, работники судов подчиняются только Конституции РФ и законам, регулирующим деятельность военных судов. Военное руководство не вправе оказывать воздействие на деятельность судов. Исключения составляют только вопросы службы и материально-технического обеспечения, которое осуществляется Министерством Обороны РФ. Военные судью являются военнослужащими, носят военную форму и пользуются всеми льготами и привилегиями, полагающимися военнослужащим. Однако, ни начальник гарнизона, в котором расположен военный суд, ни министр Обороны РФ, не вправе отдавать приказы военным судьям, касающиеся вопросов вынесения решений или приговоров.

Категории дел, рассматриваемых военными судами

Военный суд компетентен рассматривать категории дел:

  1. Споры, вытекающие из нарушений законодательства в области административной юрисдикции. Преимущественно они касаются совершенных военнослужащими административных правонарушений и восстановления справедливости при нарушении порядка управления: отдачи неправомерных приказов, распоряжений, превышения служебных полномочий, не являющихся преступлением.
  2. Уголовные дела по преступлениям, предусмотренным главой 33 УК РФ, а так же иные преступления, за исключением отнесенных к компетенции мировых судей, которые совершены военнослужащими, лицами, призванными на плановые военные сборы, гражданскими лицами совершившими преступление в отношении военнослужащего, или участвовавшими в совершении преступления совместно с военнослужащими. Так же в военные суды могут обращаться граждане, на момент обращения в суд не являющиеся служащими МО РФ, но в отношении которых были совершены противоправные действия в период нахождения их на военной службе или военных сборах.
  3. Гражданские дела по всем категориям, касающимся нарушения прав отдельных военнослужащих, их объединений, воинских юридических лиц, а так же гражданских лиц, предъявляющих требования в военнослужащим или военным организациям.
  4. Отдельной категорией является рассмотрение дел военными судами по обращениям военнослужащих и гражданских лиц в части возмещения компенсаций за несвоевременное осуществление правосудия или исполнения решения военного суда. В этом случае речь идет об обращении в вышестоящий военный суд, действующий в качестве кассационной или апелляционной инстанции, в котором обжалуется решение (приговор) суда, вынесенный нижестоящим судом.

Порядок рассмотрения гражданских дел военным судом

В военных судах не предусмотрено отдельного процессуального порядка судопроизводства. Рассматривая дела в качестве суда первой инстанции они руководствуются Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Он предусматривает, что основанием для начала рассмотрения дела служит подача искового заявления истцом (ст. 131-138 ГПК РФ). В иске должны быть соблюдены правила , изложенные в ст. 131 ГПК РФ:

  1. Принимаются только иски, подаваемые в письменной форме. В случае заполнения формы, имеющейся для некоторых (стандартных) категорий дел, на сайте военного суда, заявление, подаваемое в электронной форме, должно быть подписано квалифицированной цифровой подписью. У граждан и военнослужащих она имеется в редких случаях, но если представителем истца выступает адвокат, или иск подается от имени юридического лица, то такая форма подачи – распространенная практика.
  2. Иск должен содержать наименование судебного органа военной юстиции, в который адресовано требование, должны содержаться полные данные об истце, ответчике, в случае подачи искового заявления в порядке осуществления административного судопроизводства – данные о представителе истца и его юридическом образовании.
  3. Основная часть иска – изложение существа спора. Послужившего поводом для обращения в суд. В нем должно быть не только заявлено о нарушении права, но и аргументировано изложены доказательства, на которые опирается заявитель (истец)
  4. Кроме изложения фактов, иск должен содержать требования к ответчику. Недостаточно только заявить о нарушении права. Истец должен сформулировать, что бы он хотел получить от ответчика. Требования могут быть как материального, так и нематериального характера. Обычно они сочетаются. Например, при требовании о восстановлении на службе в прежней должности – требования носят нематериальный характер, но вслед за ними логично потребовать возмещение материального ущерба, нанесенного временным лишением работы и денежного довольствия. К этим требованиям логично присовокупить ходатайство о возмещении морального ущерба, который может являться следствие потери деловой репутации или задержкой в присвоении очередного звания, классности или других льгот, на которые вправе был рассчитывать истец.
  5. Если законом предусмотрено обязательное досудебное урегулирование спора, истец должен предоставить суду доказательства, того, что он предпринимал такие попытки. Обращался к ответчику с требованием добровольно устранить нарушения закона, возместить ущерб, компенсировать моральные издержки.
  6. Помимо физических и юридических лиц исковое заявление в военный суд может быть подано военным прокурором. Как правило, прокуроры подают иски в защиту интересов групп военнослужащих, военных организаций, субъектов РФ или государственных органов у которых возникают споры с Министерством Обороны РФ.
  7. После принятия искового заявления военный суд приступает к подготовке дела к разбирательству. Для этого он запрашивает у сторон дополнительные материалы, если устанавливает, что доказательств, предоставленных истцом и ответчиком недостаточно для разрешения спора. На беседу к военному судье приглашаются все участники конфликта. Им предлагается решить спор мирным путем, без прохождения процедуры судебного разбирательства. В большинстве случаев – это самый оптимальный вариант, позволяющий экономить время и деньги, которые необходимо будет уплатить за работу суда в качестве пошлины. Если стороны внемлют голосу разума и доводам судьи, то они могут заключить мировое соглашение, которое утверждает судья. Мировое соглашение приравнивается к судебному решению и служит основанием для начала исполнительного производства в случае уклонения ответчика от соблюдения договоренности.

В военном суде предусмотрены процедуры упрощенного и заочного судопроизводства (ст.ст. 232.1 – 232.4 и 233 – 244 ГПК РФ).

Рассмотрение уголовных дел военным судом

Основанием для начала уголовного судопроизводства в военном суде служит поступление в суд законченного производством уголовного дела. В настоящее время в войсках довольно широкий круг лиц имеют право военного дознавателя:

  • командиры воинских частей или назначенные ими офицеры;
  • начальники гарнизонов;
  • дознаватели военной полиции.
  • кроме них, основную массу уголовных дел расследуют и подготавливают к передаче в суд военные следователи ГВСУ и военные прокуроры.

Начало судебного разбирательства в отношении военнослужащего, совершившего преступление, начинается с изучения материалов дела. Если существенных нарушений в выводах следствия и нарушений прав подозреваемого не найдено, суд назначает предварительное слушание. Это необязательный этап, но к нему прибегает большинство подсудимых и их защитников, поскольку на этой стадии удается:

  • исключить некоторые доказательства, которые не нашли должного подтверждения в материалах следствия;
  • вернуть прокурору дело на доследование;
  • добиться приостановления или прекращения уголовного дела.

Рассмотрение дел военным судом в основной части уголовного судопроизводства проходит в виде слушаний, прений сторон. После чего подсудимому предоставляется последнее слово. Выслушав его суд удаляется на совещание, после чего выносит приговор.

Так же как и в гражданском судопроизводстве, рассмотрение дел военным судом следует требованиям УПК РФ, как и в гражданских судах. Особой военной процессуальной уголовной юрисдикции в РФ нет.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Статья 7. Подсудность дел военным судам

1. Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

(п. 4 введен Федеральным конституционным законом от 30.04.2010 N 3-ФКЗ)

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

(часть 2.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)

3. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

(часть третья.1 введена Федеральным конституционным законом от 04.12.2006 N 5-ФКЗ)

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

5 - 6. Утратили силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.

(часть 6.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)

7. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
    • Статья 1. Военные суды Российской Федерации
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о военных судах
    • Статья 3. Осуществление правосудия военными судами
    • Статья 4. Основные задачи военных судов
    • Статья 5. Самостоятельность военных судов и независимость судей военных судов
    • Статья 6. Язык судопроизводства и делопроизводства в военных судах
    • Статья 7. Подсудность дел военным судам
    • Статья 8. Система военных судов
    • Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам
    • Статья 10. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 11. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 12 (утратила силу)
    • Статья 12.1. Кассационный военный суд
    • Статья 12.2. Компетенция кассационного военного суда
    • Статья 12.3. Состав кассационного военного суда при осуществлении правосудия
    • Статья 12.4. Президиум кассационного военного суда
    • Статья 12.5. Порядок работы президиума кассационного военного суда
    • Статья 12.6. Судебные коллегии и судебные составы кассационного военного суда
    • Статья 12.7. Председатель кассационного военного суда
    • Статья 12.8. Заместитель председателя кассационного военного суда, заместитель председателя - председатель судебной коллегии или судебного состава кассационного военного суда, председатель судебного состава кассационного военного суда
    • Статья 12.9. Апелляционный военный суд
    • Статья 12.10. Компетенция апелляционного военного суда
    • Статья 12.11. Состав апелляционного военного суда при осуществлении правосудия
    • Статья 12.12. Президиум апелляционного военного суда
    • Статья 12.13. Порядок работы президиума апелляционного военного суда
    • Статья 12.14. Судебные коллегии и судебные составы апелляционного военного суда
    • Статья 12.15. Председатель апелляционного военного суда
    • Статья 12.16. Заместитель председателя апелляционного военного суда, заместитель председателя - председатель судебной коллегии или судебного состава апелляционного военного суда, председатель судебного состава апелляционного военного суда
    • Статья 12.17. Особенности прекращения полномочий председателя, заместителей председателя и судей кассационного военного суда, председателя, заместителей председателя и судей апелляционного военного суда
    • Статья 13. Окружной (флотский) военный суд
    • Статья 14. Подсудность дел окружному (флотскому) военному суду
    • Статья 15. Состав окружного (флотского) военного суда при осуществлении правосудия
    • Статья 16. Президиум окружного (флотского) военного суда
    • Статья 17. Порядок работы президиума окружного (флотского) военного суда
    • Статья 18. Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда
    • Статья 19. Председатель окружного (флотского) военного суда
    • Статья 20. Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда, заместитель председателя - председатель судебной коллегии или судебного состава окружного (флотского) военного суда, председатель судебного состава окружного (флотского) военного суда
    • Статья 21. Гарнизонный военный суд
    • Статья 22. Подсудность дел гарнизонному военному суду
    • Статья 23. Состав гарнизонного военного суда при осуществлении правосудия
    • Статья 24. Председатель гарнизонного военного суда
    • Статья 25. Заместитель председателя гарнизонного военного суда
    • Статья 26. Особенности статуса судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда
    • Статья 28. Статус присяжных заседателей военных судов
    • Статья 29. Особенности материального обеспечения судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 30. Пожизненное содержание и пенсионное обеспечение судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 31. Особенности социальной защиты судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, а также членов их семей
    • Статья 32. Финансирование и обеспечение военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 33. Аппарат военного суда
    • Статья 34. Администратор военного суда
    • Статья 35 (утратила силу)
    • Статья 36 (утратила силу)
    • Статья 36.1. Воинский учет судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, работников аппаратов военных судов и Судебного департамента, уволенных с военной службы
    • Статья 37. Здания и иное имущество военных судов
    • Статья 38. Охрана и конвоирование лиц, содержащихся под стражей
    • Статья 39. Статус военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов и Ракетных войск стратегического назначения
    • Статья 40. Статус судей военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения и Военной коллегии
    • Статья 41 (утратила силу)
    • Статья 42. Статус работников аппаратов военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Военной коллегии и работников Судебного департамента
    • Статья 43. Имущество военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения и Военной коллегии
    • Статья 44. Особенности финансирования и материально-технического обеспечения военных судов в переходный период
    • Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

    Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ
    "О военных судах Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    4 декабря 2006 г., 29 июня, 28 ноября, 27 декабря 2009 г., 30 апреля 2010 г., 7 февраля 2011 г., 1, 25 декабря 2012 г., 3 февраля, 12 марта, 4 ноября 2014 г., 8 марта 2015 г., 23 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля, 30 октября 2018 г., 2 августа, 27 декабря 2019 г., 8 декабря 2020 г., 30 декабря 2021 г., 16 апреля 2022 г.

    Принят Государственной Думой 20 мая 1999 года

    Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

    ГАРАНТ:

    Об организационных мероприятиях по исполнению настоящего Федерального конституционного закона см. приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 16 июля 1999 г. N 68

    См. комментарий к настоящему Федеральному конституционному закону

    Президент Российской Федерации

    23 июня 1999 года

    Устанавливается, что военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В составе Верховного Суда РФ действует Военная коллегия, которая является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Судьей военного суда может быть гражданин РФ, старше 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.

    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Нормы закона, касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу со дня вступления в силу соответствующего федерального уголовно-процессуального закона.

    Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня официального опубликования. Нормы части 2 статьи 15, части 3 статьи 22 и части 2 статьи 23, касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу со дня вступления в силу соответствующего федерального уголовно-процессуального закона

    Текст Федерального конституционного закона опубликован в "Российской газете" от 29 июня 1999 г. N 120, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3170

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Изменения вступают в силу с 27 апреля 2022 г.

    Изменения вступают в силу с 30 декабря 2021 г.

    Изменения вступают в силу с 19 декабря 2020 г.

    Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

    Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

    Изменения вступают в силу с 31 октября 2018 г.

    Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ"

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона, за исключением изменений в статью 16 настоящего Федерального конституционного закона, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

    Изменения вступают в силу с 4 мая 2010 г.

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    при секретаре Хорняк Г.П. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя командующего Северным флотом - Беркутовой И.В. на решение Вологодского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2015 г. и апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 18 июня 2015 г. по делу об оспаривании майором Щербаковым С.А. действий командующего Северным флотом, связанных с увольнением с военной службы.

    Заслушав доклад судьи Воронова А.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступление представителя административного истца Щербакова С.А. - адвоката Гарбалы Н.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора отдела Главной военной прокуратуры Гаврилова А.В., полагавшего судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций подлежащими отмене, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

    установила решением Вологодского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2015 г оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, требования Щербакова удовлетворены.

    Признан незаконным пункт 32 параграфа 11 приказа командующего Северным флотом от 2 октября 2014 г. № 318 в части увольнения Щербакова с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

    На командующего Северным флотом возложена обязанность отменить данный приказ в указанной части и восстановить Щербакова на военной службе.

    В счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, в пользу Щербакова с федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» взыскано 300 рублей.

    Определением судьи Ленинградского окружного военного суда от 30 сентября 2015 г. в передаче кассационной жалобы представителя командующего Северным флотом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

    В кассационной жалобе в Верховный Суд Российской Федерации представитель должностного лица выражает несогласие с названными судебными постановлениями, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Щербакова.

    В обоснование утверждает, что судами неправильно оценены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального закона. Не учтено, что в 2014 году в отношении Щербакова было возбуждено уголовное дело, которое прекращено лишь в связи с его деятельным раскаянием. Он также неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности. Все это послужило основанием для проведения аттестации Щербакова, по результатам которой принято решение ходатайствовать о его увольнении с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для увольнения Щербакова с военной службы, несмотря на истечение срока действия ранее заключенного контракта о прохождении военной службы и заключение нового.

    Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

    Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.

    Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

    Судами при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.

    По делу установлено, что Щербаков, года рождения проходил военную службу по контракту, заключенному до 22 июня 2014 г на должности командира роты войсковой части .

    На момент истечения срока контракта он не достиг предельного возраста пребывания на военной службе и не приобрел права на пенсию за выслугу лет.

    За период с 2013 по 2014 год Щербаков имел пять дисциплинарных взысканий за различные нарушения воинской дисциплины.

    19 февраля 2014 г. в отношении его возбуждено уголовное дело которое 21 апреля 2014 г. (до истечения срока контракта) прекращено в связи с деятельным раскаянием, то есть по нереабилитирующему основанию.

    Согласно заключению аттестационной комиссии войсковой части

    от 17 июня 2014 г. целесообразно уволить Щербакова с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

    23 июня 2014 г. на основании волеизъявления Щербакова с ним заключен новый контракт до наступления предельного возраста пребывания на военной службе.

    В соответствии с приказом командующего Северным флотом от 3 августа 2014 г. № 223 Щербаков полагается заключившим новый контракт до наступления предельного возраста пребывания на военной службе.

    12 августа 2014 г. Щербаков представлен к увольнению с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

    Приказом командующего Северным флотом от 2 октября 2014 г. № 318 он уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

    Удовлетворяя требования Щербакова и признавая незаконным приказ о его увольнении с военной службы, суды исходили из того, что после принятия командованием решения о заключении с Щербаковым нового контракта у командующего Северным флотом не имелось оснований для его увольнения с военной службы по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», поскольку условия нового контракта Щербаковым не нарушались, а действие предыдущего прекращено.

    С такими выводами согласиться нельзя.

    Военнослужащими, к категории которых относится Щербаков профессиональная служебная деятельность осуществляется путем прохождения военной службы по контракту.

    Согласно пункту 5 статьи 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения связанные с ним, регулируются данным законом, Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

    По смыслу абзаца первого пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», пункта 5 статьи 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», военнослужащим не может быть отказано в заключении нового контракта о прохождении военной службы, если они не достигли предельного возраста пребывания на военной службе, не приобрели права на пенсию за выслугу лет и отсутствуют основания для их досрочного увольнения с военной службы, установленные Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», и обстоятельства когда с такими военнослужащими в силу закона не может быть заключен новый контракт.

    На момент принятия решения о заключении нового контракта с Щербаковым действовала норма Положения о порядке прохождения военной службы, которая предусматривала, что контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и назначено наказание или ведется дознание либо предварительное следствие, или уголовное дело в отношении их передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Указом Президента Российской

    Федерации от 2 января 2015 г. № 3 эта норма дополнена указанием о том что контракт не может быть заключен также и с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу приговором суда права занимать воинские должности в течение указанного срока (пункт 3 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы).

    Исходя из изложенного, при отсутствии указанных обстоятельств заключение нового контракта с военнослужащими, которые не достигли предельного возраста пребывания на военной службе, не приобрели права на пенсию за выслугу лет и изъявили желание продолжить военную службу, является обязанностью командования, что обеспечивает непрерывность военной службы и реализацию права военнослужащего на труд.

    По делу не установлено предусмотренных законодательством обстоятельств, препятствующих заключению с Щербаковым нового контракта, в связи с чем его волеизъявление о продолжении прохождения военной службы в силу закона являлось обязательным для командования.

    При этом заключение нового контракта с военнослужащим не аннулирует правовые последствия, связанные с его поведением при прохождении военной службы, и с оценкой этого поведения командованием в период действия предыдущего контракта.

    В интересах военной службы, выражающихся, в частности, в поддержании боевой готовности воинских подразделений, эффективном выполнении стоящих перед ними задач, недобросовестное отношение военнослужащего к своим обязанностям может послужить основанием для постановки вопроса о его соответствии требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, с точки зрения деловых и личных качеств.

    В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

    Согласно пункту 2.2 статьи 51 данного закона военнослужащий увольняется в связи с невыполнением им условий контракта только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. Если же военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.

    Нарушений требований пункта 2.2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в части срока реализации командованием решения об увольнении Щербакова с военной службы по делу не установлено. На момент обжалуемого приказа Щербаков имел неснятые дисциплинарные взыскания. Аттестация Щербакова проведена с соблюдением требований статей 26, 27 Положения о порядке прохождения военной службы.

    Процедура увольнения Щербакова с военной службы в связи с невыполнением условий контракта была инициирована в период действия его предыдущего контракта о прохождении военной службы и оснований для прекращения процедуры увольнения после заключения нового контракта не имелось.

    Таким образом, заключение нового контракта о прохождении военной службы с Щербаковым не являлось препятствием для реализации командованием права оценивать его соответствие требованиям предъявляемым законом к военнослужащим, и принять решение о его увольнении с военной службы в связи с невыполнением условий контракта при наличии для этого достаточных оснований, подтвержденных заключением аттестационной комиссии.

    Вывод судов первой и апелляционной инстанций об обратном не основан на законе.

    Допущенные нарушения в применении норм материального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных постановлений и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Щербакова.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, пунктом 5 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

    определила решение Вологодского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2015 г. и апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 18 июня 2015 г. по делу об оспаривании Щербаковым С.А. действий командующего Северным флотом, связанных с увольнением с военной службы, отменить.

    Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Щербакова С А отказать.


    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

    О военных судах Российской Федерации

    (с изменениями на 16 апреля 2022 года)

    Документ с изменениями, внесенными:

    Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 года N 5-ФКЗ (Российская газета, N 277, 08.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);

    Принят
    Государственной Думой
    20 мая 1999 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    9 июня 1999 года

    Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Военные суды Российской Федерации

    2. Окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

    3. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом Российской Федерации в пределах общей численности судей федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    4. Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации о военных судах

    Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"), настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    Статья 3. Осуществление правосудия военными судами

    Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Статья 4. Основные задачи военных судов

    Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

    нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

    нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

    нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Статья 5. Самостоятельность военных судов и независимость судей военных судов

    1. Военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

    2. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

    3. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

    4. Гарантии независимости судей, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

    Статья 6. Язык судопроизводства и делопроизводства в военных судах

    Судопроизводство и делопроизводство в военных судах ведутся на государственном языке Российской Федерации - русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

    Статья 7. Подсудность дел военным судам

    1. Военным судам подсудны:

    1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

    3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

    4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам (пункт дополнительно включен с 4 мая 2010 года Федеральным конституционным законом от 30 апреля 2010 года N 3-ФКЗ).

    2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

    2_1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом (часть дополнительно включена с 14 марта 2011 года Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ).

    3_1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 года N 5-ФКЗ).

    4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

    6_1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности (часть дополнительно включена с 14 марта 2011 года Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ).

    7. Часть утратила силу с 14 марта 2011 года - Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию.

    8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

    Глава II. СИСТЕМА И ПОЛНОМОЧИЯ ВОЕННЫХ СУДОВ

    Статья 8. Система военных судов

    1. В систему военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

    2. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам

    1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации (далее также - Судебная коллегия по делам военнослужащих) и окружных (флотских) военных судов, если указанные судебные решения были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном или кассационном порядке.

    2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Судебной коллегии по делам военнослужащих, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

    3. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает в первой инстанции:

    1) дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

    1_1) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

    2) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

    5. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации, и в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в кассационном порядке.

    Статья 10. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

    1. Судебная коллегия по делам военнослужащих действует в составе Верховного Суда Российской Федерации и является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к кассационному военному суду, апелляционному военному суду, окружным (флотским) военным судам и гарнизонным военным судам.

    2. Судебная коллегия по делам военнослужащих формируется в составе заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и судей этой коллегии (далее также - судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих).

    3. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

    1) в первой инстанции административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;

    2) дела по жалобам, представлениям на решения, приговоры, определения и постановления кассационного военного суда, апелляционного военного суда, окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

    4. Судебная коллегия по делам военнослужащих издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским, административным и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: