Порядок передачи уголовного дела в иностранное государство

Обновлено: 01.12.2022

В случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования.

Комментарии к ст. 458 УПК РФ

1. Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

2. Компетентные органы иностранных государств, подписавших Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, обязаны по запросу генерального прокурора РФ осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории Российской Федерации преступление.

3. Если преступление, по которому возбуждено дело, влечет за собой гражданско-правовые требования лиц, понесших ущерб от преступления, эти требования при наличии их ходатайства о возмещении ущерба рассматриваются компетентными органами иностранных государств в данном деле (ст. 72 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

4. Запрос об осуществлении уголовного преследования должно содержать:

а) наименование запрашивающего учреждения;

б) описание деяния, в связи с которым направлен запрос об осуществлении преследования;

в) возможно более точное указание времени и места совершения деяния;

г) текст положения УК, на основании которого деяние признается преступлением, а также текст других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу;

д) фамилию и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности;

е) заявления потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда;

ж) указание размера ущерба, причиненного преступлением.

5. К запросу прилагаются имеющиеся в распоряжении генерального прокурора РФ материалы уголовного преследования, а также доказательства.

6. При направлении генеральным прокурором РФ возбужденного уголовного дела расследование по этому делу продолжается компетентным органом иностранного государства в соответствии со своим законодательством. Каждый из находящихся в деле документов должен быть удостоверен гербовой печатью следователя или прокурора.

7. Запрос и приложенные к нему документы должны быть сопровождены переводами на официальный язык государства, в которое они направляются.

8. Если обвиняемый в момент направления запроса об осуществлении преследования содержится под стражей на территории Российской Федерации, он доставляется на территорию иностранного государства (ст. 73 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

9. Орган, принявший окончательное решение по уголовному делу, обязан уведомить Генерального прокурора РФ об характере своего решения. По просьбе Генерального прокурора РФ в его адрес должна быть направлена копия окончательного решения (ст. 74 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

10. Если иностранному государству был направлен запрос об осуществлении уголовного преследования после вступления в силу приговора или принятия учреждением иностранного государства иного окончательного решения, уголовное дело не может быть возбуждено следователем или прокурором в Российской Федерации, а возбужденное ими дело подлежит прекращению (ст. 75 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

11. Суды и органы предварительного расследования иностранных государств, подписавших Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел обязаны учитывать предусмотренные законодательством Российской Федерации смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства независимо от того, на территории какого государства они возникли (ст. 76 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

12. При обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны как суду Российской Федерации, так и судам других государств - участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам рассматривать их компетентен суд того государства, на территории которого закончено предварительное расследование. В этом случае дело рассматривается по правилам судопроизводства этого государства (ст. 77 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

В соответствии со ст. 458 УПК РФ в случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования.

Направление материалов уголовного дела из России в иностранное государство предусматривает продолжение уголовного преследования иностранного гражданина, совершившего преступление на территории Российской Федерации и убывшего на территорию государства своего гражданства или территорию другого государства, если его выдача невозможна, компетентными органами иностранного государства. Уголовное преследование возможно только в отношении конкретного лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.

Правовую основу передачи судопроизводства по уголовным делам и осуществления уголовного преследования составляют многосторонние и двусторонние международные договоры, включающие в том числе Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г., Европейскую конвенцию о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г., Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., а также специальные положения о передаче уголовного судопроизводства содержатся в ряде международных конвенций, посвященных борьбе с отдельными видами преступлений. Так государства СНГ осуществляют уголовное преследование на основании ст. ст. 72 — 75 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., в соответствии с которой «каждая Договаривающаяся Сторона обязуется по поручению другой Договаривающейся Стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны преступление».

Международное поручение об осуществлении уголовного преследования, направляемое в государства СНГ, должно содержать: наименование компетентного органа иностранного государства; описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении преследования; точное указание времени и места совершения деяния; текст положения закона запрашивающей договаривающейся стороны, на основании которого деяние признается преступлением (статься обвинения), а также текст других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу; фамилию и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности, заключение миграционного органа об отсутствии у данного лица гражданства Российской Федерации с проверкой по базам данных УВМ МВД России и Консульского департамента МИД России; заявления потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда; указание размера ущерба, причиненного преступлением; сведения о нахождении лица в иностранном государстве, куда направляется уголовное дело.

К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении Российской Федерации материалы уголовного преследования.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

11 мая 2018, 00:00

Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования

В соответствии со ст. 458 УПК РФ в случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования.

Направление материалов уголовного дела из России в иностранное государство предусматривает продолжение уголовного преследования иностранного гражданина, совершившего преступление на территории Российской Федерации и убывшего на территорию государства своего гражданства или территорию другого государства, если его выдача невозможна, компетентными органами иностранного государства. Уголовное преследование возможно только в отношении конкретного лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.

Правовую основу передачи судопроизводства по уголовным делам и осуществления уголовного преследования составляют многосторонние и двусторонние международные договоры, включающие в том числе Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г., Европейскую конвенцию о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г., Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., а также специальные положения о передаче уголовного судопроизводства содержатся в ряде международных конвенций, посвященных борьбе с отдельными видами преступлений. Так государства СНГ осуществляют уголовное преследование на основании ст. ст. 72 — 75 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., в соответствии с которой «каждая Договаривающаяся Сторона обязуется по поручению другой Договаривающейся Стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны преступление».

Международное поручение об осуществлении уголовного преследования, направляемое в государства СНГ, должно содержать: наименование компетентного органа иностранного государства; описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении преследования; точное указание времени и места совершения деяния; текст положения закона запрашивающей договаривающейся стороны, на основании которого деяние признается преступлением (статься обвинения), а также текст других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу; фамилию и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности, заключение миграционного органа об отсутствии у данного лица гражданства Российской Федерации с проверкой по базам данных УВМ МВД России и Консульского департамента МИД России; заявления потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда; указание размера ущерба, причиненного преступлением; сведения о нахождении лица в иностранном государстве, куда направляется уголовное дело.

К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении Российской Федерации материалы уголовного преследования.

Одним из направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в сфере международного сотрудничества является исполнение запросов компетентных органов иностранных государств об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации в отношении российских граждан за преступления, совершенные ими на территории иностранных государств.

Согласно российскому законодательству, полномочным органом по рассмотрению запросов компетентных органов иностранных государств об осуществлении уголовного преследования является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

При этом Генеральная прокуратура Российской Федерации полномочна поручить исполнение подобных запросов компетентным органам расследования либо поручить организацию их исполнения территориальным органам прокуратуры.

В своей работе в данной сфере органы прокуратуры руководствуются положениями международных договоров, участниками которых является Российская Федерация, а именно: Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам (подписана в Страсбурге 15.05.1972), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписана в Минске 22.01.1993), а также Конституцией Российской Федерации, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством России.

В перечисленных международных актах закреплена обязанность Российской Федерации осуществить уголовное преследование собственных граждан при поступлении от компетентных органов иностранных государств соответствующего запроса, чем гарантируется реализация принципа неотвратимости наказания.

Следует обратить внимание, что согласно положениям ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовное преследование российского гражданина, совершившего преступление на территории иностранного государства, возможно, если совершенное им деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и он не был за него осужден.

По общему правилу, установленному ст. 2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предварительное расследование и судебное разбирательство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с Уголовно-процессуальнымкодексом Российской Федерации.

Исполнение запросов компетентных органов иностранных государств об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации в отношении российских граждан за преступления, совершенные им на территории иностранных государств, регламентируется ст. 459 УПК РФ.

Правовыми основаниями для направления компетентным органом иностранного государства в Российскую Федерацию запроса об осуществлении уголовного преследования являются: лицо, совершившее преступление, должно быть гражданином Российской Федерации; совершение им преступления на территории запрашивающего иностранного государства; возвращение лица, совершившего преступление, в Россию после совершения преступления.

Компетентный орган иностранного государства в своем запросе должен обосновать невозможность проведения расследования в полном объеме на своей территории в связи с отсутствием лица, совершившего преступление.

Следует обратить внимание, что данная статья устанавливает порядок исполнения подобных запросов в двух случаях: когда из компетентных органов иностранного государства поступил запрос об осуществлении (продолжении) уголовного преследования и материалы уголовного производства (дела), начатого в этом государстве до возвращения российского гражданина в Российскую Федерацию.

В данном случае органами прокуратуры принимаются меры к организации дальнейшего расследования поступившего уголовного производства (дела).

Согласно положениям ст. 455 УПК РФ, доказательства, полученные на территории иностранного государства и направленные в Российскую Федерацию с запросом об осуществлении уголовного преследования, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

Вторая ситуация предусматривает порядок исполнения запроса в случае когда, гражданин Российской Федерации, совершивший преступление на территории иностранного государства, возвратился в Россию до возбуждения в отношении его уголовного преследования по месту совершения преступления.

В данном случае органы прокуратуры принимают меры к организации проверки по поступившим от инициатора запроса материалам, содержащим сведения о совершении гражданином Российской Федерации преступления на территории иностранного государства.

По результатам доследственной проверки компетентными органами может быть принято решение о возбуждении уголовного дела.

Как отмечалось ранее, предварительное расследование и доследственная проверка ведутся в соответствии с требованиями и положениями российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Стоит отметить, что уголовное дело возбуждается не во всех случаях. Так, к примеру, отказ от взятия биологических проб с целью определения уровня алкоголя в крови в ряде государств признается уголовным преступлением (Постановление Правительства Румынии № 195 от 12.12.2002 «О движении по общественным дорогам»).

Тогда как российское уголовное законодательства подобные деяния к уголовно-наказуемым преступлениям не относит, уголовное дело возбуждено быть не может.

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), - это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является.

Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч.1 ст.12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

Так, государства - участники СНГ приняли 22 января 1993 г. Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья.

В соответствии со ст. 77 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран - членов СНГ (Минской конвенции) 1993 г., сторонами которой являются все государства - участники СНГ, Российская Федерация может выдать другому договаривающемуся государству иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории, в случае если они обвиняются в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам обоих государств, а предварительное расследование закончено в другом государстве.

Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней" ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.

Кроме России участниками Европейской конвенции о выдаче являлись: Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония; Протокола 1975 г. - Албания, Бельгия, Болгария, Венгрия, Дания, Исландия, Испания, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония; Протокола 1978 г. - Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, в которых регламентированы вопросы выдачи, заключены с Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1953 г., 1995 г.), Алжиром (1982 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., с Протоколом 1971 г.), Вьетнамом (1981 г., 1998 г.), Грецией (1981 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), Республикой Кыргызстан (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Мали (2000 г.), Молдовой (1993 г.), Монголией (1988 г., 1999 г.), Польшей (1957 г., с Протоколом 1980 г., 1997 г.), Румынией (1958 г.), Тунисом (1984 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.) и Югославией (1962 г.), а также договоры о выдаче с Китаем (1995 г.) и Индией (1998 г.).

Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

В большинстве международных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если:

а) на момент получения требования уголовное преследование согласно российскому законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию;

б) в отношении лица, выдача которого требуется, в Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;

в) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства или российским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ - Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Российская Федерация является участником почти всех универсальных (в основном заключенных в рамках ООН и ее специализированных учреждений) международных договоров о борьбе с отдельными видами преступлений. В этих договорах, в частности, содержится обязательство государств-участников сотрудничать в вопросах выдачи в связи с указанными в них преступными деяниями. В некоторых из этих договоров предусмотрено, что государства-участники могут рассматривать их в качестве правового основания для выдачи лиц, совершивших или обвиняемых в совершении указанных в этих договорах преступлений.

Среди таких договоров: Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.);

Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков (1929 г.); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.);

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949 г.);

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.);

Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.);

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.);

Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.);

Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 г.);

Конвенция ООН о морском праве (1982 г.);

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.).

В прокуратуре района в текущем году проводились экстрадиционные проверки отношении иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации.

Так, 16.04.2010 следователем отдела по расследованию преступлений на территории Засвияжского района СУ при УВД по городу Ульяновску возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п.п. «а, г» ч.2 ст.161 УК РФ, по факту открытого хищения имущества, принадлежащего гр-ну С.

По данному делу к уголовной ответственности привлечено три лица, один из которых являлся гражданином Республики Азербайджан. Всем предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.162 УК РФ (разбойное нападение).

Приговором Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20.09.2011 К.В., 1982 г.р., К.Э., 1989 г.р., признаны виновными в совершении преступления.

Постановлением от 03.08.2011 Засвияжского районного суда г.Ульяновска уголовное дело в отношении Г. выделено в отдельное производство и приостановлено до его розыска. Подсудимый объявлен розыск, мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу.

Приговором Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16.11.2011 Г.М.Н.-оглы, 1983 г.р., признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.162 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Срок отбывания наказания исчислять со дня его розыска и задержания. Приговор суда вынесен заочно.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 21.12.2011 приговор Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16.11.2011 в отношении осужденного оставлен без изменения.

Заключением руководства УФМС по Ульяновской области от 20.02.2014 Г.М.Н.-оглы, 1983 г.р., гражданином Российской Федерации не является, в установленном законом порядке по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища указанный гражданин не обращался.

Согласно Положению о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента Российской Федерации №1313 от 13.10.2004, центральным органом по вопросам, связанным с исполнением приговоров в иностранных государствах, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Г.М.Н.-о является гражданином Азербайджана и выдаче Российской Федерации не подлежит, председателю Засвияжского районного суда письмом указано на необходимости решения вопроса о направлении в компетентные органы Азербайджанской Республики через Министерство юстиции РФ ходатайства о признании и исполнении российского приговора в отношении осужденного Г.М.Н.-оглы.

Официальный перевод на русский язык

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
о передаче судопроизводства по уголовным делам

Государства - члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию,

считая, что цель Совета Европы заключается в достижении большего единства между его членами;

желая дополнить работу, которую они уже проделали в области уголовного права, с целью установления более справедливых и эффективных санкций;

считая полезным с этой целью обеспечить в духе взаимного доверия организацию судопроизводства по уголовным делам на международном уровне, в частности, избегая неудобств, возникающих в результате коллизии компетенции,

договорились о нижеследующем:

Часть I. Определения

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции:

а) "правонарушение" включает деяния, предусмотренные уголовным законодательством, и деяния, предусмотренные правовыми положениями, перечисленными в Приложении III к настоящей Конвенции, при условии, что в тех случаях, когда правонарушение компетентен рассматривать административный орган, заинтересованное лицо должно иметь возможность передать дело на рассмотрение суда;

b) "санкция" означает любое наказание или другую меру, налагаемые или выносимые в связи с правонарушением или в связи с нарушением правовых положений, перечисленных в Приложении III.

Часть II. Компетенция

Статья 2

1. Для целей применения настоящей Конвенции любое Договаривающееся Государство компетентно в соответствии со своим собственным уголовным законодательством осуществлять преследование за любое правонарушение, к которому применимо уголовное законодательство другого Договаривающегося Государства.

2. Компетенция, предоставляемая Договаривающемуся Государству, исключительно в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи может осуществляться лишь на основании просьбы о проведении судопроизводства, направляемой другим Договаривающимся Государством.

Статья 3

Любое Договаривающееся Государство, компетентное в соответствии со своим законодательством осуществлять преследование за правонарушение, может для целей применения настоящей Конвенции отказаться или прекратить судопроизводство в отношении подозреваемого лица, которое преследуется или будет преследоваться за то же правонарушение другим Договаривающимся Государством. С учетом пункта 2 статьи 21 любое такое решение отказаться или прекратить судопроизводство является временным до вынесения окончательного решения другим Договаривающимся Государством.

Статья 4

Запрашиваемое Государство прекращает судопроизводство, основанное исключительно на статье 2, когда, по имеющимся у него сведениям, право применения наказания аннулируется в соответствии с законодательством запрашивающего Государства в силу причины иной, чем срок давности, к которому применяются, в частности, статьи 10с), 11f) и g), 22, 23 и 26.

Статья 5

Положения Части III настоящей Конвенции не ограничивают компетенцию запрашиваемого Государства в отношении проведения судопроизводства в соответствии с его внутренним законодательством.

Часть III. Передача судопроизводства

Раздел 1: Просьба о проведении судопроизводства

Статья 6

1. Когда лицо подозревается в совершении правонарушения в соответствии с законодательством Договаривающегося Государства, такое Государство может обратиться к другому Договаривающемуся Государству с просьбой о проведении судопроизводства в случаях и на условиях, предусмотренных в настоящей Конвенции.

2. Если в соответствии с положениями настоящей Конвенции Договаривающееся Государство может обратиться к другому Договаривающемуся Государству с просьбой о проведении судопроизводства, то компетентные власти первого Государства учитывают такую возможность.

Статья 7

1. Судопроизводство может проводиться в запрашиваемом Государстве лишь при условии, что правонарушение, в отношении которого запрашивается проведение судопроизводства, являлось бы также правонарушением в случае совершения на его территории и что при таких обстоятельствах правонарушитель подлежал бы применению санкций в соответствии с законодательством этого Государства.

2. Если правонарушение было совершено лицом, обладающим публичным статусом, или против лица, учреждения или любого объекта, обладающих публичным статусом, в запрашивающем Государстве, то оно рассматривается в запрашиваемом Государстве как совершенное лицом, обладающим публичным статусом, или против лица, учреждения или любого объекта, соответствующих в последнем Государстве лицу, учреждению или любому объекту, в отношении которых оно было в действительности совершено.

Статья 8

1. Договаривающееся Государство может обратиться к другому Договаривающемуся Государству с просьбой о проведении судопроизводства в каком-либо одном или нескольких следующих случаях:

a) если подозреваемое лицо имеет обычное место проживания в запрашиваемом Государстве;

b) если подозреваемое лицо является гражданином запрашиваемого Государства или если это Государство является Государством его происхождения;

c) если подозреваемое лицо отбывает или будет отбывать наказание, связанное с лишением свободы, в запрашиваемом Государстве;

d) если судопроизводство за те же или другие правонарушения проводится в отношении подозреваемого лица в запрашиваемом Государстве;

e) если оно считает, что передача судопроизводства оправдана интересами установления истины и, в частности, что наиболее важные элементы доказательства находятся в запрашиваемом Государстве;

f) если оно считает, что исполнение приговора, в случае его вынесения, в запрашиваемом Государстве может улучшить перспективы социальной реабилитации осужденного;

g) если оно считает, что присутствие подозреваемого лица в ходе слушания дела не может быть обеспечено в запрашивающем Государстве и что его личное присутствие в ходе слушания дела может быть обеспечено в запрашиваемом Государстве;

h) если оно считает, что само не сможет обеспечить исполнение приговора в случае его вынесения, даже прибегнув к процедуре выдачи, а запрашиваемое Государство сможет это сделать.

2. Если в отношении подозреваемого лица в Договаривающемся Государстве выносится окончательное решение суда, это Государство может обратиться с просьбой о передаче судопроизводства в одном или нескольких случаях, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, лишь тогда, когда оно само не может обеспечить исполнение судебного решения, даже прибегнув к процедуре выдачи, и когда другое Договаривающееся Государство не признает в принципе исполнение судебного решения, вынесенного за границей, или отказывается исполнить такое решение.

Статья 9

1. Компетентные власти запрашиваемого Государства рассматривают просьбу о проведении судопроизводства, направленную во исполнение предыдущих статей. В соответствии со своим собственным законодательством они принимают решение о том, какие меры следует принять.

2. Если законодательство запрашиваемого Государства предусматривает наказание за правонарушение, налагаемое административным органом, это Государство по возможности в кратчайшие сроки уведомляет об этом запрашивающее Государство, если только запрашиваемое Государство не сделало заявления в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

3. Любое Договаривающееся Государство может при подписании или сдаче на хранение своей ратификационной грамоты или документа о принятии или присоединении или в любой последующий момент посредством заявления на имя Генерального секретаря Совета Европы указать условия, при которых его внутреннее законодательство допускает наложение административным органом наказания за определенные правонарушения. Такое заявление заменяет уведомление, предусмотренное в пункте 2 настоящей статьи.

Статья 10

Запрашиваемое Государство не предпринимает мер в отношении выполнения просьбы:

a) если просьба не соответствует положениям пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 7;

b) если проведение судопроизводства противоречит положениям статьи 35;

c) если на момент подачи просьбы уже истек срок, отведенный для судопроизводства по уголовному делу в запрашивающем Государстве в соответствии с законодательством этого Государства.

Статья 11

Не считая положений, предусмотренных в статье 10, запрашиваемое Государство не может отказать в принятии к исполнению просьбы в целом или частично за исключением какого-либо одного или нескольких следующих случаев:

a) если оно считает, что основания для обращения с просьбой согласно статье 8, неоправданны;

b) если подозреваемое лицо не имеет обычного места проживания в запрашиваемом Государстве;

c) если подозреваемое лицо не является гражданином запрашиваемого Государства и не имело обычного места проживания в этом Государстве в момент совершения правонарушения;

d) если оно считает, что правонарушение, в отношении которого запрашивается проведение судопроизводства, является правонарушением политического либо исключительно военного, или финансового характера;

e) если оно считает, что имеются существенные основания полагать, что просьба о проведении судопроизводства была мотивирована соображениями, связанными с расой, религией, национальностью или политическими убеждениями;

f) если к правонарушению уже применяется его собственное законодательство и, если на момент получения просьбы, судопроизводство проводиться не может в связи с истечением срока, предусмотренного этим законодательством; в этом случае пункт 2 статьи 26 не применяется;

g) если его компетенция основана исключительно на статье 2 и если на момент получения просьбы судопроизводство проводиться не может в связи с истечением срока, предусмотренного его законодательством, принимается во внимание продление такого срока на шесть месяцев в соответствии с положениями статьи 23;

h) если правонарушение было совершено за пределами территории запрашивающего Государства;

i) если проведение судопроизводства противоречило бы международным обязательствам запрашиваемого Государства;

j) если проведение судопроизводства противоречило бы основополагающим принципам правовой системы запрашиваемого Государства;

k) если запрашивающее Государство нарушило какое-либо правило процедуры, установленное в настоящей Конвенции.

Статья 12

1. Запрашиваемое Государство аннулирует принятие просьбы к исполнению, если после такого принятия становится очевидным упомянутое в статье 10 настоящей Конвенции основание для того, чтобы не предпринимать мер в отношении выполнения этой просьбы.

2. Запрашиваемое Государство может аннулировать принятие просьбы к исполнению:

a) если становится очевидным, что личное присутствие подозреваемого лица на слушании дела не может быть обеспечено в этом Государстве или что любое судебное решение, которое может быть вынесено, не может быть исполнено в этом Государстве;

b) если до передачи дела в суд становится очевидным одно из оснований для отказа, упомянутых в статье 11; или

c) в других случаях, если запрашивающее Государство дает свое согласие.

Раздел 2: Процедура передачи

Статья 13

3. Любое Договаривающееся Государство может посредством заявления на имя Генерального секретаря Совета Европы уведомить о своем намерении принять, в части, касающейся этого Государства, правила передачи, отличные от правил, установленных в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 14

Если Договаривающееся Государство считает, что информация, представленная другим Договаривающимся Государством, не достаточна для того, чтобы оно могло применить настоящую Конвенцию, то оно запрашивает необходимую дополнительную информацию. Оно может установить срок получения такой информации.

Статья 15

1. К просьбе о проведении судопроизводства прилагается оригинал или заверенная копия материалов уголовного дела и все другие необходимые документы. Однако, если подозреваемое лицо заключается под стражу в соответствии с положениями раздела 5 и если запрашивающее Государство не может передать эти документы одновременно с просьбой о проведении судопроизводства, эти документы могут быть направлены позднее.

2. Запрашивающее Государство также уведомляет запрашиваемое Государство в письменной форме обо всех процессуальных действиях или мерах, предпринятых в запрашивающем Государстве после передачи просьбы, которые имеют отношение к судопроизводству. К этому уведомлению прилагаются любые соответствующие документы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: