Порядок исполнения решений конституционного суда российской федерации

Обновлено: 24.09.2022

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального конституционного закона. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

ГАРАНТ:

Положения части третьей статьи 79 (в редакции Федерального конституционного закона от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ) применяются к постановлениям Конституционного Суда РФ, принятым после 9 ноября 2020 г.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не приобретают юридическую силу. Признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными либо примененных в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении истолкованием, должны быть пересмотрены (а до пересмотра не подлежат исполнению) в случаях:

1) предусмотренных частями второй и пятой статьи 100 настоящего Федерального конституционного закона;

2) если решение не вступило в силу при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции;

3) пересмотра дела в суде кассационной инстанции или в порядке надзора в связи с кассационными и надзорными жалобами, представлениями, поданными по иным основаниям, в соответствии с требованиями части пятой настоящей статьи;

4) если вступившее в силу решение, которое было принято по спору между органом государственной власти или органом местного самоуправления, с одной стороны, и гражданином или юридическим лицом, с другой стороны, и влечет за собой передачу гражданином или юридическим лицом имущества или выплату ими денежных средств публичному образованию, не исполнено и при исполнении такого решения не имело место злоупотребление со стороны гражданина или юридического лица;

5) если положения, признанные постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, послужили основанием для привлечения гражданина к уголовной ответственности;

6) если положения, признанные постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, послужили основанием для привлечения гражданина или юридического лица к административной ответственности, при этом срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не прошел либо прошел, но факт привлечения к административной ответственности продолжает порождать для гражданина или юридического лица негативные последствия;

7) если в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, принятом по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод, прямо указано на такой пересмотр в отношении иных лиц помимо заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба.

ГАРАНТ:

О последствиях признания нормы, не противоречащей Конституции РФ в конституционно-правовом смысле, выявленном Конституционным Судом РФ, см. определения Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N 556-О-Р и от 7 июля 2016 г. N 1435-О-Р

См. также Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 1999 г.

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части, или в нормативный акт, признанный соответствующим Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле части пятой статьи 79 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 26 июня 2020 г. N 30-П

С момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено и решения предшествующих судебных инстанций состоялись до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 79 настоящего Федерального конституционного закона

О недостаточной эффективности исполнения решений Конституционного Суда РФ (далее – КС РФ) говорил Президент РФ Д.А. Медведев еще в 2008 году: «исполнение судебных решений – все еще огромная проблема, причем – проблема всех судов, включая Конституционный»[15]. Кроме того, на указанную проблему обращали внимание многие ученые и практики, в частности, Председатель КС РФ В.Д. Зорькин: «Накоплено много материалов по неисполнению решений Конституционного Суда всеми уровнями власти, в том числе и законодательной. Есть примеры, когда в течение двух лет законодатель не реагировал на решения Суда. Наше решение, по большому счету, не требует подтверждения каких-либо других органов, оно должно быть исполнено»[7].

Прежде чем непосредственно определить, насколько эффективно исполняются решения Конституционного Суда необходимо определиться с критериями эффективности.

Следует согласиться с Ж.В. Нечаевой[12], что эффективность решений КС включает в себя достижение целей конституционного правосудия с учетом полноты реализации его ценностного содержания. Что же касается эффективности исполнения решения Конституционного Суда, то, с одной стороны, это часть эффективности судебного конституционного контроля, а с другой – представляет собой его результативность.

Ж.В. Нечаева[12] выделяет следующие критерии эффективности исполнения решений КС РФ:

  • формально-юридический (своевременная отмена в установленном порядке актов или их отдельных положений, признанных неконституционными; внесения изменений в акты, признанные неконституционными, степень развития законодательства, регулирующего процесс исполнения и так далее);
  • ценностный критерий, (предполагает наличие социально-ценностного содержания в решениях Конституционного Суда РФ, рассматривает взаимосвязь ценностных характеристик конституционных положений, их воплощение в решениях Конституционного Суда РФ и последующий учет в действующем законодательстве)
  • институционно-организационный критерий, (позволяет показать механизм исполнения решений Конституционного Суда РФ).

Итак, как мы отмечали выше, многие не довольны эффективностью исполнения решений КС РФ. Почему же так происходит? По нашему мнению основные причины недостаточной эффективности исполнения решений КС РФ: несовершенство законодательной системы, переходный, нестабильный период в развитии государства и права, высокий уровень политической конфликтности, низкий уровень правовой культуры и правосознания.

Рассмотрим конкретные примеры.

Важную роль играет исполнение решений КС РФ законодательными и исполнительными органами власти РФ. В случае если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании. Так, Правительство РФ не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке[2].

Обязанности по приведению в соответствие Конституции РФ нормативных актов также лежат на Президенте РФ, Правительстве РФ, законодательных (представительных), исполнительных органах власти субъектов, других органах и должностных лицах.

Более того, неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет уголовную ответственность по статье 315 Уголовного кодекса РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта). Более того, возможность привлечения к ответственности по данной статье должностных лиц подтвердил Конституционный Суд (Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 года N 65-О[5]).

Но всегда ли органы государственной власти исполняют свои обязанности по исполнению решения Конституционного Суда РФ?

Истории России известно немало фактов неисполнения актов Конституционного Суда РФ законодательными и исполнительными органами власти РФ (субъектов РФ) в виде непринятия новых законов и неизменения действующих.

Так, 2 сентября 1998 года Президиум Совета судей РФ просил Генерального прокурора РФ Ю.И. Скуратова возбудить уголовное дело в отношении Министра финансов Российской Федерации М.М. Задорнова и других должностных лиц, виновных в незаконном сокращении бюджета судебной системы на 1998 год и неисполнении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1998 года № 23п [11, c. 65].

Лев Зинченко[13] отмечает, что Правительством РФ к 2009 году не исполнено около 30 решений КС. В настоящее время ситуация только ухудшилась. Например, положения пункта 2 части 1 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признаны не соответствующими Конституции РФ (Постановление КС РФ от 10.11.2009 №17-П[4]). До сих пор данный пункт не изменен, не отменен, хотя прошло уже полтора года. Подобных примеров не мало.

Много ли должностных лиц было привлечено к ответственности? Мы не знаем ни одного примера. Это не удивительно, так как в данном случае законом точно не определены ответственные лица. Кроме того, специфичны субъекты, которые должны исполнять решения Конституционного Суда РФ (например, Правительство РФ), обычные меры ответственности к ним не могут быть использованы.

Кроме того, в настоящее время, как отмечает А.Р. Султанов, «остро стоит вопрос с неисполнением актов Конституционного Суда РФ в виде отказов судов в пересмотре судебных актов на основании актов Конституционного Суда РФ, в которых оспариваемые нормы хотя и не признаны неконституционными, но применение которых должно осуществляться в соответствии с конституционно-правовым смыслом данных норм, отысканным Конституционным Судом РФ» [11, c. 65-66]. Суды полагают, что обязанность пересмотреть судебный акт возникает только в случаях, когда они основаны на актах, признанных неконституционными (части 3 4 ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ), а не в тех случаях, когда Конституционный Суд РФ, не признавая нормы неконституционными, дает им конституционно-правое толкование. Но КС РФ, признавая норму соответствующей Конституции РФ, дает такое ее толкование, которое служит непременным условием ее конституционности[6, c. 3]. Поэтому такая позиция судов явно не соответствует Конституции РФ и закону.

Интересный пример приводит доктор юридических наук В.А. Кряжков. Арбитражный суд Свердловской области вместо исполнения Определений Конституционного Суда РФ №542-О от 7 декабря 2006 и №827-О-П от 1 ноября 2007, стал обосновывать их необязательность для данного суда[9, c. 8].

Интересна точка зрения Представителя Президента РФ в Конституционном Суде РФ М.В. Кротовым, высказанная на заседании Конституционного Суда РФ 07.10.2008 о том, что нужно принимать специальный закон об исполнении решении Конституционного Суда РФ. При принятии данного закона можно было бы попутно разрешить также проблему исполнения конституционных (уставных) судов субъектов 25 федерации. Попытки принятия такого акта были предприняты в 1992 году, но дальше первого чтения в Верховном Совете РФ законопроект не прошел.

Мы согласны, что необходимо расширять нормативную базу об исполнении решений КС РФ. Представляется, что не имеет значения, как это будет сделано: путем принятия нового закона или внесения дополнений в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Главное, чтобы пробелы в законодательном регулировании данного вопроса были устранены.

Хочется выделить инициативу судьи Конституционного Суда РФ в отставке профессора В.О. Лучина[10, c. 608] о необходимости принятия специальных мер ответственности за неисполнение решений Конституционного Суда РФ. На наш взгляд, использование мер уголовной ответственности в общем порядке за неисполнение решений КС РФ не достаточно эффективно в силу специфики субъектов, которые должны исполнять решения Конституционного Суда РФ (в данном случае речь идет об органах государственной власти РФ и субъектов РФ).

Очевидно, что для этих субъектов главным видом ответственности может быть ответственность политическая, заключающаяся в отказе им в повторном избрании или назначении на соответствующие должности[14]. Предлагаем внести соответствующие изменения в законодательство.

Кроме того, необходимо расширение практики применения мер конституционно-правовой ответственности в форме досрочного прекращения полномочий, процедура которого начинается с вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения. О возможности применения таких мер прямо сказано в Определении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 года N 65-О [5].

Наверное, не надо говорить о том, насколько важны решения Конституционного Суда РФ. Они позволяют обеспечить верховенство Основного закона страны. Справедливо заметил В.Т. Кабышев: «Когда Государственная Дума принимает, а Президент РФ подписывает закон, противоречащий Конституции РФ, они, таким образом, создают угрозу конституционному строю страны» [8, c. 29]. В таком случае его может защитить только Конституционный Суд РФ.

Безусловно, неукоснительное исполнений решений КС РФ – это важный шаг к демократическому, правовому государству, которым провозглашается Россия в силу самой первой статьи Конституции РФ.

Список литературы

Электронные ресурсы

1) Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993. [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 1.11.2011).

2) ФКЗ «О конституционном суде РФ» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ. [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 1.11.2011).

3) Закон РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 1.11.2011).

4) Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 №17-П. [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 1.11.2011).

5) Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 года N 65-О. [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 1.11.2011).

Статьи из журналов и сборников

6)Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда РФ//Журнал российского права. 2004. №12.

7)Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М., 2007

8) Кабышев В.Т. Без полноценной судебной власти у нас не будет правового государства//Судья. 2006. №12.

9)Кряжков В.А. Конституционная культура в зеркале правосудия Конституционного Суда Российской Федерации//Журнал конституционного правосудия. №3, 2008.

10)Лучин В.О. «Конституция Российской Федерации проблемы реализации», М., 2002, стр. 601

11)Султанов А.Р. Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ//Журнал российского права, №9, 2009.

Интернет-ресурсы

Решение вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение надлежит исполнить немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения КС влечет ответственность, установленную законом.

Механизм исполнения решений КС:

5. Правительство РФ не позднее 3 месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит в Гос. Думу проект нового ФКЗ, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Гос. Думой во внеочередном порядке;

6. Президент РФ, Правительство РФ не позднее 2 месяцев после опубликования решения Конституционного Суда отменяют нормативный акт соответственно Президента РФ или Правительства РФ, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

7. законодательный орган гос. власти субъекта РФ в течение 6 месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта РФ, отменяет признанный неконституционным закон субъекта РФ, принимает новый закон субъекта РФ или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта РФ, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит соответствующий законопроект в законодательный орган гос. власти субъекта РФ не позднее 2 месяцев после опубликования решения Конституционного Суда. Если по истечении 6 месяцев после опубликования решений Суда законодательным органом гос. власти субъекта РФ не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

8. высшее должностное лицо субъекта РФ не позднее 2 месяцев после опубликования решения Конституционного Суда отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении 2 месяцев после опубликования решения Суда высшим должностным лицом субъекта РФ не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

9. федеральные органы гос. власти, органы гос. власти субъектов РФ, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции РФ договор между федеральными органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ, договор между органами государственной власти субъектов РФ, не позднее 2 месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.

Решение Конституционного Суда РФ — это документ, в котором фиксируются выводы Конституционного Суда РФ по итогам разрешения дела в пленарном заседании или в заседании палаты Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ выносит:

— решения, принимаемые по вопросам организации деятельности Конституционного Суда РФ.

Постановление — это итоговое решение Конституционного Суда РФ, которым:

1) разрешено дело о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти

Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной

власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешен спор о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов

3) проверена конституционность закона, примененного или

подлежащего применению в конкретном деле;

4) дано толкование Конституции РФ.

Заключением в свою очередь именуется итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, называются определениями. Притом, что в заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются также решения по вопросам организации

Порядок принятия решения Конституционным Судом РФ предполагает:

— принятие постановления и дачу заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении;

— решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда РФ, может быть принято только на пленарном заседании;

— обоснование решения материалами, исследованными в судебном заседании;

— принятие решения большинством участвовавших в голосовании судей;

— запрет воздерживаться при голосовании (уклоняться от голосования);

— проведение открытого голосования;

— подготовку постановления (заключения) в виде отдельного документа с обязательным указанием мотивов его принятия;

— подписание итогового решения всеми судьями, участвовавшими в голосовании;

— право судьи на особое мнение;

— провозглашение решения в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания.

Открытое голосование осуществляется путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях высказывает

свое мнение и голосует последним. По общему правилу решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за

него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Однако в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» сделаны некоторые уточнения. Так, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение же по спорам о компетенции в любом случае принимается большинством голосов. Большинством от общего числа судей также избираются Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда РФ. При толковании Конституции РФ решение принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда РФ. Определения Конституционного Суда РФ оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» или решением Конституционного Суда РФ. Не согласный с решением судья Конституционного Суда РФ вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и публикуется вместе с решением Конституционного Суда РФ. Оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения судья Конституционного Суда РФ вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации». Постановления и заключения Конституционного Суда РФ незамедлительно публикуются в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных

изданиях. Любое решение Конституционного Суда РФ окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Исполнению оно подлежит также немедленно, но уже после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. За неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ предусмотрена ответственность.

  • Раздел первый. Организация Конституционного Суда РФ и статус судей (ст.ст. 1 - 28)
    • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
      • Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля
      • Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации
      • Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 11. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 13. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 13.1. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса
      • Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 16. Равенство прав судей Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 17. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 18. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 19. Отставка судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства
      • Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 22 (утратила силу)
      • Статья 23. Назначение на должность Председателя и заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 24. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 25. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 26. Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 27 (утратила силу)
      • Статья 28. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации
      • Глава IV. Принципы конституционного судопроизводства (ст.ст. 29 - 35)
        • Статья 29. Независимость
        • Статья 30. Коллегиальность
        • Статья 31. Гласность
        • Статья 32. Устность разбирательства
        • Статья 33. Язык конституционного судопроизводства
        • Статья 34. Непрерывность судебного заседания
        • Статья 35. Состязательность и равноправие сторон
        • Статья 36. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации
        • Статья 37. Общие требования к обращению
        • Статья 38. Документы, прилагаемые к обращению
        • Статья 39. Государственная пошлина
        • Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации
        • Статья 41. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Российской Федерации
        • Статья 42. Принятие обращения к рассмотрению
        • Статья 43. Отказ в принятии обращения к рассмотрению
        • Статья 44. Отзыв обращения
        • Статья 45. Созыв заседаний
        • Статья 46 (утратила силу)
        • Статья 47. Назначение дел к слушанию
        • Статья 47.1. Разрешение дел без проведения слушания
        • Статья 48. Соединение дел
        • Статья 49. Подготовка дела к слушанию
        • Статья 50. Требования Конституционного Суда Российской Федерации
        • Статья 51. Рассылка материалов к заседанию с проведением слушания. Оповещение о заседании с проведением слушания
        • Статья 52. Участники процесса
        • Статья 53. Стороны и их представители
        • Статья 54. Открытые заседания
        • Статья 55. Закрытое заседание
        • Статья 56. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела
        • Статья 57. Распорядок заседания
        • Статья 58. Председательствующий в заседании
        • Статья 59. Протоколирование
        • Статья 60. Порядок исследования вопросов
        • Статья 61. Отложение заседания
        • Статья 62. Объяснения сторон
        • Статья 63. Заключение эксперта
        • Статья 64. Показания свидетелей
        • Статья 65. Исследование документов
        • Статья 66. Заключительные выступления сторон
        • Статья 67. Возобновление рассмотрения вопроса
        • Статья 68. Прекращение производства по делу
        • Статья 69. Окончание слушания дела
        • Статья 70. Совещание судей по принятию итогового решения
        • Статья 71. Виды решений
        • Статья 72. Принятие решения
        • Статья 73 (утратила силу)
        • Статья 74. Требования, предъявляемые к решениям
        • Статья 75. Изложение решения
        • Статья 76. Особое мнение судьи
        • Статья 77. Провозглашение решения
        • Статья 78. Опубликование решения
        • Статья 79. Юридическая сила решения
        • Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации
        • Статья 81. Последствия неисполнения решения
        • Статья 82. Исправление неточностей в решении
        • Статья 83. Разъяснение решения
        • Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними (ст.ст. 84 - 87)
          • Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 85. Допустимость запроса
          • Статья 86. Пределы проверки
          • Статья 87. Итоговое решение по делу
          • Статья 88. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 89. Допустимость запроса
          • Статья 90. Пределы проверки
          • Статья 91. Итоговое решение по делу
          • Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 93. Допустимость ходатайства
          • Статья 94. Пределы проверки
          • Статья 95. Итоговое решение по делу
          • Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 97. Допустимость жалобы
          • Статья 98. Последствия принятия жалобы к рассмотрению
          • Статья 99. Пределы проверки
          • Статья 100. Итоговое решение по делу
          • Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 102. Допустимость запроса
          • Статья 103. Последствия внесения запроса
          • Статья 104. Пределы проверки и варианты итоговых решений
          • Статья 104.1. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 104.2. Допустимость запроса
          • Статья 104.3. Пределы проверки
          • Статья 104.4. Итоговое решение по делу
          • Статья 104.5. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 104.6. Допустимость запроса
          • Статья 104.7. Пределы проверки
          • Статья 104.8. Итоговое решение по делу
          • Статья 105. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 106. Обязательность толкования Конституции Российской Федерации
          • Статья 107. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 108. Допустимость запроса
          • Статья 109. Порядок направления запроса и дачи заключения
          • Статья 110. Заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
          • Статья 110.1. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 110.2. Допустимость запроса
          • Статья 110.3. Срок вынесения постановления Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 110.4. Пределы проверки
          • Статья 110.5. Итоговое решение по делу
          • Статья 110.6. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 110.7. Допустимость запроса
          • Статья 110.8. Последствия внесения запроса
          • Статья 110.9. Срок вынесения постановления Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 110.10. Пределы проверки
          • Статья 110.11. Итоговое решение по делу
          • Статья 110.12. Юридическое значение постановления Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 111. Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 112 (утратила силу)
          • Статья 112.1. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
          • Статья 113. Печать Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 114. Символы судебной власти Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 115. Местопребывание Конституционного Суда Российской Федерации

          Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ
          "О Конституционном Суде Российской Федерации"

          С изменениями и дополнениями от:

          8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г., 3 ноября, 28 декабря 2010 г., 25 декабря 2012 г., 5 апреля 2013 г., 12 марта, 4 июня 2014 г., 8 июня, 14 декабря 2015 г., 28 декабря 2016 г., 29 июля 2018 г., 9 ноября 2020 г., 1 июля 2021 г.

          Принят Государственной Думой 24 июня 1994 года

          Одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 года

          ГАРАНТ:

          См. также Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"

          Автор статьи

          Куприянов Денис Юрьевич

          Куприянов Денис Юрьевич

          Юрист частного права

          Страница автора

          Читайте также: