Понятие содержание и основания международно правовой ответственности государств и ммпо

Обновлено: 26.11.2022

Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность субъекта международного права (государства) – нарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного им другому субъекту этого права в результате совершенного международного правонарушения. Субъектами международно-правовой ответственности являются субъекты международного публичного права – государства. Международно-правовая ответственность как юридическая категория возникла после Первой мировой войны в связи с укреплением признания преступной агрессивной войны. В преамбуле Устава Лиги наций подчеркивается необходимость принять обязательства по предотвращению войны, строго соблюдать предписания международного права, признаваемого отныне действительным правилом поведения государств.

В числе первых наиболее значимых международно-правовых актов (МПА), положивших начало разработке института Международно-правовой ответственности, явилась Декларация об ответственности гитлеровцев за совершенные преступления, принятая на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в октябре 1943 года. После этой конференции на Крымской конференции (февраль 1945 года) руководители этих государств, выражая свое отношение к будущему Германии, заявили, что непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не окажется в состоянии нарушения мира. В последующем институт международно-правовой ответственности получил существенное развитие. Сформировались строгие представления о международных правонарушениях. Заключены и вступили в силу международные конвенции, в частности:

В настоящее время международные правонарушения подразделяются на неуголовные правонарушения (деликты) и международные преступления.

Международные преступления – это особо опасные деликты. К международным преступлениям относятся: акты агрессии, колониальное господство, геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, военные преступления, терроризм, нанесение крупномасштабных преднамеренных ущербов окружающей среде , незаконный оборот наркотиков.

В действующем международном праве реализуется два вида международно-правовой ответственности: политическая и материальная.

Первая выражается в форме удовлетворения (сатисфакции) – заверения пострадавшей стороны в недопущении повторения правонарушения, принесения извинений, выражения сожаления, наказания конкретных виновников международного преступления, иных форм морального удовлетворения потерпевшей стороны, ответных насильственных действий (репрессалий) пострадавшего субъекта по отношению к правонарушителю (например, задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы), полного или частичного приостановления экономических отношений.

Вторая выражается в обязанности возместить материальный ущерб, что может реализовываться в форме реституции (восстановления материального положения пострадавшего) или репарации (денежной или иной компенсации убытков потерпевшему).

Указанные виды международно-правовой ответственности могут возникать одновременно в результате одного и того же правонарушения: первая – за факт нарушения права, вторая – за возникший имущественный ущерб. Сумма материального возмещения подлежит документированному обоснованию и подтверждению.

Международное право предусматривает случаи освобождения от международно-правой ответственности:

  • вина, грубая небрежность, упущения самой потерпевшей стороны;
  • непреодолимая сила (форс-мажор): стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, вооруженные конфликты, гражданские беспорядки и т.п.;
  • состояние крайней необходимости.

Активно развивающийся в последнее время институт международно-правовой ответственности имеет важное значение в деле совершенствования гражданской защиты, особенно в части предотвращения террористических акций, нанесения ущербов окружающей среде и др.

Иточники: Международное право / Редакторы Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. –М., 2000; Русецкий А.Е. Понятие и основания международно-правовой ответственности. –М., 2004; Емельянов В.П. Проблемы ответственности за международный терроризм // Государство и право. 2000. № 1.

*Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова – М.: Межд. отношения. 2005. – гл.11.

*Международное публичное право: Учебник. Издание третье, перераб. и дополн. / Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: Проспект, 2005. Гл. 24.

*Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. - М.: БЕК, 2001. Гл. 14.

*Международное право: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и дополн. / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. – М.: НОРМА, 2005. Гл. 9.

Понятие и основания международно-правовой ответственности

Международно-правовая ответственность — это юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб, причиненный в результате правомерных действий, если это предусмотрено международным договором.

Субъекты международного права, как и всякие другие субъекты права, имеют права и несут обязанности, установленные нормами международного права. Санкции этих норм определяют пределы ответственности в случае их нарушения и предназначены для реализации ответственности. В международном праве в абсолютном большинстве случаев в правовых нормах не формулируются конкретные индивидуальные санкции. Отсутствие традиции фиксировать в нормах международного права индивидуальные санкции норм вовсе не означает их “несанкционированность”, отсутствие санкций международно-правовых норм. Просто такова специфика и одновременно проблема международного права. К специфике можно отнести и то, что многие санкции, относящиеся, например, к ответственности государств за международные преступления, могут определяться, устанавливаться и изменяться в процессе самой реализации ответственности (например, формы и размеры репараций).

Вопросы квалификации международного правонарушения, объема и форм ответственности за вред или ущерб, возникший в результате его совершения, нередко становятся предметом официальных международных дискуссий. Примером такой осложняющей международные отношения дискуссии может служить дискуссия по вопросу о правильной юридической оценке военной акции НАТО, предпринятой в отношении Союзной Республики Югославии в 1999 г. и тех негативных последствий, которые она повлекла.

Реализация ответственности за менее серьезные международные правонарушения чаще всего по политическим и иным соображениям в практическую плоскость не переводится. Эти правонарушения замечают, о них не забывают, но они остаются как бы незамеченными, хотя такая практика не свидетельствует ни о том, что эти правонарушения не существуют, ни о том, что международный правопорядок функционирует должным образом.

Тем не менее, отчасти договорным путем, но главным образом, обычно-правовым путем, созданы и функционируют многие принципы и нормы международного права об ответственности субъектов международного права. Приведенные в определенную систему, они представляют собой отдельный институт международного права.

Начиная с 1956 г. Комиссия международного права ООН работает над кодификацией принципов и норм о международно-правовой ответственности субъектов международного права. Труды Комиссии могут привести к заключению универсальных международных договоров о международно-правовой ответственности, что, несомненно, способно улучшить качество функционирования международного права.

Ответственность наступает при наличии определённых оснований, понимаемых в двух значениях – на основании чего и за что возникает ответственность. Исходя из этого, различаются юридические и фактические основания ответственности, между которыми существует тесная связь. Юридические основания – это совокупность юридически обязательных международно – правовых актов, на основе которых определённое поведение квалифицируется как международное правонарушение. Юридические основания ответственности могут содержаться в любых источниках международного права и иных актах, фиксирующих обязательные для государства правила поведения.

Обязательства государства могут вытекать не только из нормативных актов, но и из актов применения права. Такими актами являются, в частности, резолюции Совета Безопасности ООН по поддержанию мира и безопасности, о применении принудительных мер, решения международных судов, арбитражей трибуналов. В отдельных случаях юридическим основанием ответственности государства могут быть его односторонние акты, посредством которых оно принимает на себя международные обязательства и которые признаются другими государствами (провозглашение свободы транзита через его территорию, использование ресурсов континентального шельфа и т.д.). В таких случаях государство не вправе до совершения соответствующих действий других государств либо без предварительного уведомления прекращать одностороннее обязательство.

Фактическое основание, как уже отмечалось, есть то, за что наступает ответственность. В силу этого необходимо чётко установить элементы международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. Правонарушением в международном праве принято считать нарушение субъектом международного права своего обязательства, принятого на основании норм международного права. Противоправным поведением субъекта международного права является его нарушающее международное обязательство действие или бездействие (деяние).

Наиболее тяжкие международные правонарушения называются международными преступлениями государств или других субъектов международного права, таких как международные межправительственные организации. Нарушителя международного права именуют делинквентом, независимо от вида и тяжести правонарушения. Если нарушение международного обязательства не относится к числу тяжких, затрагивающих права и защищаемые интересы всего международного сообщества, его принято именовать международным деликтом. Для констатации деликта необходимо и достаточно наличия деяния и возникновения вреда, возникшего именно в результате данного деяния, для выяснения чего требуется установление причинной связи между деянием и наступившим вредом.

Под вредом понимается всякое предусмотренное нормами об ответственности подлежащее возмещению или удовлетворению неблагоприятное последствие, однако различают нематериальный вред и материальный ущерб. Материальный ущерб проявляется в территориальных, имущественных потерях, убытках, упущенной выгоде, нематериальный – в ущемлении прав, чести, достоинства, престижа государства и т.д.). Нематериальный вред не имеет денежной или иной материальной оценки и, как правило, не связан с материальным возмещением (например, публичное оскорбление дипломатического представителя, осквернение флага государства).

Государства не вправе ссылаться на положения своего внутреннего законодательства в оправдание международных деликтов. Они несут международную ответственность не за существующие на их территории условия, а за нарушение международного обязательства или иное причинение вреда другим государствам, их юридическим и физическим лицам.

Деяния государств. Деятельность государства во внешнеполитической сфере проявляется только посредством деятельности его органов и должностных лиц (агентов), официально выступающих от имени государства. Любое поведение государства, будь оно правомерным или противоправным, в чем бы и где бы оно ни проявлялось, внешне выражается в действиях или бездействии определенных государственных органов и официальных лиц. Эти органы и эти официальные лица государства не являются субъектами международного права и не способны самостоятельно, от своего собственного имени нести ответственность по международному праву. За их противоправную деятельность (деяния) несет международную ответственность государство.

В проекте статей об ответственности государств, подготовленном Комиссией международного права ООН, говорится, что поведение любого органа государства, если он действовал в своем официальном качестве, рассматривается согласно международному праву как деяние самого государства. Следовательно, государства несут ответственность за деяния законодательных, исполнительных, судебных и всех иных своих органов. В этой конструкции международной ответственности, основанной на неразрывном единстве государства, его органов и его должностных и уполномоченных лиц (агентов) проявляется несовпадение субъекта правонарушения (физическое лицо, официально представляющее государственный орган) и субъекта ответственности (государство, как единое целое), что и составляет особенность международного права и специфику международной ответственности.

Во внутреннем праве государств преобладающая конструкция ответственности иная: кто совершает правонарушение, тот и несет ответственность. Конструкция международно-правовой ответственности государств, основанная на несовпадении субъекта правонарушения и субъекта ответственности, позволяет в случае совершения государством международного преступления привлечь его к ответственности на основании норм о международно-правовой ответственности (должностные лица к такой ответственности не привлекаются из-за отсутствия у них международной правосубъектности), а кроме того, позволяет привлечь персонально должностных лиц государства и его агентов к уголовной ответственности на основании норм международного уголовного права, признающего международную уголовную правосубъектность должностных лиц государств, ответственных за международные преступления.

Положение совершившего деликт государственного органа не имеет значения при решении вопроса об ответственности государства. Так, среди деяний законодательных органов, влекущих международную ответственность государства, выделяются такие, как неиздание закона, который государство обязалось издать, или неотмена закона, который государство обязалось отменить. Примером международного обязательства, предписывающего государствам принять определенные законодательные меры, может служить п. 1 ст. 2 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г.: “Каждое государство-участник должно принять эффективные меры для. исправления, отмены или аннулирования любых законов и постановлений, ведущих к возникновению или увековечиванию расовой дискриминации всюду, где она существует”.

Международные обязательства могут быть нарушены как действиями, так и бездействием национальных судебных органов. Суды могут быть независимы от других органов государства, например, от правительства, но никак не от самого государства, поэтому деяния судов, нарушивших международное обязательство государства, влечет ответственность самого государства. Наиболее типичными случаями противоправного поведения судов и, соответственно, государства являются: отказ в правосудии иностранцу и принятие судебного решения в отношении иностранца или иностранной собственности, нарушившего международное обязательство государства и повлекшего международный деликт. Примером такого противоправного судебного решения является решение кассационного суда Франции в 1925 г. об отказе в удовлетворении иска советского правительства к “Российскому обществу пароходства и торговли” (РОПИТ) о возвращении морских судов, национализированных советским государством и незаконно уведенных во Францию.

Несколько сложнее выглядит вопрос об ответственности государства за действия и бездействие его административно-территориальных подразделений. Признано, что за противоправное поведение в международных отношениях административно-территориальных органов унитарного государства (коммун, провинций, областей, районов и т.п.) несет ответственность само это унитарное государство. Поведение в международных отношениях членов федеративных государств, каковыми несомненно являются субъекты Российской Федерации, рассматривается двояко и это зафиксировано в ст. 7 проекта статей Комиссии международного права ООН об ответственности государств: если орган субъекта федерации действует в сфере международных обязательств, возложенных на субъекта федерации, а не на федерацию, то этот субъект федерации с очевидностью выступает в международном плане как субъект международного права иной, нежели федерация, а не просто как административно-территориальное подразделение государства. Деяния органов субъекта федерации являются его собственными деяниями, влекущими его собственную международно-правовую ответственность, а не ответственность федерации. Если же орган субъекта федерации действует в сфере международных обязательств федерации как ее представитель, то деяние такого органа рассматривается как деяние федерации. Разграничение компетенции и распределение полномочий между федерацией и ее субъектами является внутренним делом федерации.

Решение вопроса о том, является ли деянием государства противоправное поведение частных лиц и их групп, зависит от того, находятся ли такие лица и такие группы в фактической реальной связи с органом государства и действуют ли они если не юридически, то фактически от имени государства. Если, например, будет установлено и доказано, что данная конкретная группа “добровольцев” осуществляла военные операции на иностранной территории по поручению, хотя бы и тайному, какого-либо государственного органа, то противоправные действия данной группы считаются деянием самого государства в форме его противоправного действия, влекущего международную ответственность. Связь с государством такой группы может выражаться в ее финансировании, обучении, координации ее деятельности с деятельностью собственных сил и т.д. Если такая связь не будет установлена, то деликта государства нет.

В отдельных случаях государства соглашаются нести политическую и материальную ответственность за действия частных компаний (юридических лиц) в договорном порядке. Согласие государств нести такую ответственность закреплено, например, в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

За противоправное поведение органов повстанческих движений государство, утратившее контроль над частью своей территории, находящейся под контролем этих движений, ответственности не несет за весь период утраты своего контроля.

Вопрос о вине как самостоятельном признаке международного правонарушения порождает различные суждения и не имеет однозначного решения. Основываясь на международной практике и стремясь избежать сложностей при доказательстве вины, Комиссия международного права не включила в проект статей элемент вины государства как необходимый признак правонарушения. Сторонники выделения вины исходят из того, что при любых обстоятельствах государство проявляет свою волю. При совершении международного правонарушения проявление воли носит неправомерный, т.е. виновный, характер.

Этот институт является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм МП.

Под международно-правовой ответственностью понимают негативные юридические последствия, которые наступают для субъекта международного права в результате нарушения им международно-правовых обязательств. Критериями для квалификации поведения государства как международного правонарушителя в каждом конкретном случае является международно-правовой акт, предписания которого были нарушены. Ответственность наступает при условии совершения международного правонарушения.

Принципы международно-правовой ответственности (МПО):

ü Принцип установления ответственности в отношении всех международно-противоправных действий субъекта;

ü Принцип, определяющий субъектов таких действий: то есть должны нести ответственность только виновные;

ü Принцип, определяющий условия наличия международных противоправных действий;

ü Принцип, неприменения норм внутреннего права для определения наличия этих действий .

Цель международно-правовой ответственности – это предвидение определенного результата:

ü Исключение возможности совершения субъектом новых правонарушений;

ü Влияние на других субъектов, побуждение их к добровольному выполнению международных обязательств.

Функции международно-правовой ответственности – это та или иная направленность мер, которую осуществляют в рамках правоотношений международной ответственности. Т.е. функции МПО согласовываются с теми целями, которые ставят субъекты МП, применяя конкурентные меры в процессе осуществления МПО (в зависимости от тяжести правонарушения):

ü Правовосстановительная (репарационная) – определяется за обычные правонарушения, которым свойственны относительно небольшое содержание и объем исковых требований субъектов в отношении возмещения убытков. Заканчиваются возмещением ущерба потерпевшей стороне;

ü Репрессивная (карательная) – осуществляется при совершении международных преступлений (агрессия, геноцид).

Признаки международно-правовой ответственности:

ü Наступает при совершении международных правонарушений;

ü Реализуется на основе норм международного права;

ü Связана с определенными отрицательными последствиями для правонарушителя;

ü Направлена на укрепление международного правопорядка.

Комиссия Международного права ООН готовит проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества (1947 – 1954, с 1982 г. работа продолжается).

Право международной ответственности - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют для субъектов международного права юридические последствия международно-противоправных деяний, а также причинения ущерба в результате деятельности, не запрещенной международным правом.

В этом определении нашло отражение существование двух подотраслей права международной ответственности:

  1. ответственности за противоправные действия;
  2. ответственности за ущерб, являющийся результатом деятельности, не запрещенной международным правом.

По своей юридической природе эти виды ответственности принципиально различны, они регулируются различными комплексами норм, иными являются также содержание и формы, в которых они могут проявляться.

Подотрасль ответственности за противоправные действия состоит из трех основных частей:

  1. общая часть;
  2. ответственность государств;
  3. ответственность международных организаций.

Виды международной ответственности:

  • негативная ответственность порождается правонарушением, является деликтной (именно этому виду и посвящено право международной ответственности);
  • позитивная ответственность , под которой понимается вытекающая из международного права обязанность принять необходимые меры для достижения поставленной цели.

Формирование права международной ответственности как отдельной отрасли - характерная черта современного международного права. Генеральная Ассамблея ООН 12 декабря 2001 г. приняла Резолюцию, в которой подчеркивается "огромное значение темы ответственности в отношениях между государствами".

Принятие Генеральной Ассамблеей статей об ответственности к сведению означает их официальное признание и увеличивает возможности утверждения их в позитивном обычном праве. Они представляют собой наиболее авторитетное изложение соответствующей части права международной ответственности. Рассматриваемый акт содержит основные принципы и нормы права ответственности. Он предусматривает, что нормы международного обычного права, которые не охвачены им, сохраняют свою силу. Значительное число норм, относящихся к ответственности, содержит право международных договоров, например прекращение нарушенного договора, признание ничтожным договора, навязанного силой, и др.

Международно-правовая ответственность обладает немалой спецификой. Она не является ни частноправовой, ни уголовно-правовой. Она представляет собой особый вид публично-правовой ответственности.

Цели права международной ответственности:

  • сдерживать потенциального правонарушителя (превентивная функция);
  • побудить правонарушителя выполнить свои обязанности надлежащим образом (функция обеспечения правопорядка);
  • предоставить потерпевшему возмещение за причиненный материальный и моральный ущерб (компенсационная функция);
  • воздействовать на будущее поведение субъектов в интересах добросовестного выполнения своих обязательств (превенция и поддержание правопорядка).

Концепция объективной ответственности

Статьи об ответственности основаны на концепции объективной ответственности , в соответствии с которой ответственность наступает в результате самого факта нарушения нормы, независимо от вины или причинения конкретного ущерба .

Концепция отражает общую заинтересованность государств в поддержании международного правопорядка и знаменует важный шаг в прогрессивном развитии международного права.


Вся история человечества безмолвно свидетельствует о склонности людей к насильственному, грубому разрешению всех возникающих недоразумений. Масштаб в этом вопросе практически не важен: более сильные всегда удовлетворяли собственные интересы за счет других. К счастью, авторитет силы и оружия начал отступать на второй план, позволяя ненасильственными путями доходить до искомых целей.

Международное право является большой и слаженной системой норм, прав и свобод, отдельных механизмов и структур, при «включении» которых восстанавливается нарушенная справедливость.

Прародителями современных международных норм правоведы считают двух видных деятелей: голландского юриста-философа Гуго де Грота и английского социолога, моралиста и политика Иеремию Бентама. Именно они разработали стержневую концепцию, во многом определяющую отношения между государствами и по сей день. Примечательно, что первоисточники датируются далекими античными временами периода стремительного развития политики и налаживания внешних связей.

Актуальность вопроса характеризуется тем, что именно этот институт является средством, сдерживающим войны. Хотя, именно многочисленные открытые военные конфликты — едва ли не главный пункт, сильно очерняющий утвержденные акты и договора, которые в подобных ситуациях воспринимаются как формальные и необязательные к всеобщему выполнению. События в Косово, Боснии, Афганистане, Сербии, Ливии, по авторитетному заявлению профессора Билла Боуринга, свидетельствуют о несовершенной природе международного права, нуждающегося в тщательной доработке (особенно в сферах пересечения интересов сильных держав со слабыми территориями или менее развитыми).

Роль национальных доктрин зачастую недооценивается, так как международное право воспринимается как нечто «усредненное» и универсальное. Безусловно, одна из важных задач международного права — это стирать границы, а не возводить их [1, с. 56].

Проблема международной ответственности государств начала рассматриваться в Комиссии международного права ООН. В доктрине нет единства в сфере терминов, относящихся к теме. Например, можно встретить термин «нормативные основания международной ответственности» и «правовые основания международной ответственности». Очевидно, что юридические, нормативные и правовые основания международной ответственности являются синонимическими терминами, однако, для прогрессивного развития отрасли необходимо устранить разночтения [2, с. 78]. Также в документе нет единогласного подхода к классификации оснований ответственности. Выделяют юридические и фактические основания, хотя иные исследователи дополнительно указывают «процессуальную» категорию.

Юридические основания международно-правовой ответственности представляют собой международно-правовые документы, определяющие какие-либо действия субъектов международного права как противоправные, либо содержащие нормы международного права, которые нарушены субъектами международного права. К их числу традиционно относят «договоры, обычаи, решения международных судов и арбитражей, обязательные акты международных организаций, некоторые акты международных конференций и совещаний, отдельные односторонние акты государств международно-правового характера». [3]

Фактические основания ответственности — это полный комплекс юридических фактов, воспринимаемых как международное правонарушение: «Для реализации ответственности необходимо наличие специальных юридико-фактических обстоятельств или так называемых юридических фактов, порождающих правоохранительные отношения». [2]

Комиссия международного права ООН выделяет следующие составные фактических оснований ответственности. «Международно-противоправное деяние государства налицо в том случае, когда а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства». [4]

Нельзя не упомянуть о международных судебных инстанциях, уполномоченных рассматривать и улаживать дела в отдельных сферах: уголовный суд, трибунал по бывшей Югославии (Гаага), суд ООН, арбитражный суд (Гаага, Париж), европейский суд по правам человека (Страсбург).

Полагаясь на научно-исследовательскую литературу и на основании даже беглого анализа текущей политической карты мира, можно с полной уверенностью заявить: абсолютно все ключевые компоненты международного права пребывают в процессе фантомной, кажущейся стабильности. Неоднозначность подходов, острота обсуждаемой темы, разногласия по поводу понятийного аппарата выступают довольно-таки красноречивыми сигналами к необходимости срочного реформирования если не целой системы, то некоторых ее сегментов.

Международно-правовая ответственность это бесценный и незаменимый юридический способ поддержания в активном режиме провозглашенных норм. Именно эта система позволяет максимально безболезненно, действенно и гуманно восстанавливать нарушенные права и отношения, она же есть безусловным гарантом функционирования международного права, как понятия, вообще.

  1. Сазонова К. Л. Проблематика международно-правовой ответственности в российской и зарубежной доктрине международного права // Право и современные государства. 2014. № 1 С.56–61.
  2. Сазонова К. Л. Основания международно-правовой ответственности государств в международном праве // Юридическая наука. 2012. № 4 С.77–79.
  3. Ушаков Н.А Международное право. — М: Юрист, 2000.
  4. Русецкий А. Е. Понятие и основания международно-правовой ответственности. М., 2001.
  5. Хачатуров Р. Л. Вопросы международно-правовой ответственности // Вектор науки ТГУ. 2009. № 1 С.69–75.

Основные термины (генерируются автоматически): международная ответственность, Гаага, международно-правовая ответственность, основание, фактическое основание ответственности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: