Понятие права как общесоциального явления право и государство

Обновлено: 01.06.2023

Для того чтобы понять истинную сущность такого сложного явления, как право, необходимо изучить весь процесс его формирования и развития, включая теории происхождения.

Происхождение права

В племенных общинах социальные связи строились на общепринятых нормах морали (например, табу на инцест). Это было необходимо для выживания рода. И наказание являлось весьма суровым – изгнание, что приравнивалось к смерти. Важную роль сыграли обычаи (например, обряд инициации – посвящения мальчика в мужчину) и верования (сначала язычницкие – жертвоприношения, а позже религиозные). Именно эти устои послужили фундаментом для установления права как такого.

Племена разрастались, объединялись или смешивались из-за постоянных войн и порабощения. Кровные связи теряли свою силу. Возникали первые прообразы государств. Многие учение считают, что право возникло одновременно с формированием государственного строя. Теологи настаивают на божественном происхождении государства и права соответственно.

Исходя из теории насилия, племена завоевывали друг друга и навязывали свои устои, свои правила. В противовес насильственной существует теория договорного права (естественного). Ее суть заключается в том, что люди понимали необходимость регулирования социальных взаимоотношений извне, поэтому передали государству полномочия решать споры и защищать естественные права.

Иная теория – органическая - настаивает на эволюционном развитии права.

Понятие «право»

Право – понятие довольно размытое и многогранное. Каждый может трактовать его по-своему, но существуют также общепринятые определения.

Право, как категория объективная, в классическом понимании, являет собой совокупность норм всех отраслей.

Однако право не следует загонять в рамки закона, оно намного шире.

Так, например, руководствуясь общими принципами, верховенство права может исключить верховенство закона, если буква закона противоречит духу права. То есть формальный текст закона не отображает суть права как критерия справедливости.

Право, как категория субъективная, представлено в виде социально-правовых притязаний (то, на что мы претендуем).

Первый уровень представлен нашими природными правами (например, на жизнь), далее идут экономические (на труд, на собственность) и гражданско-политические (на свободу слова, избирательное право и т.д.). Здесь важно помнить о том, что права одного лица заканчиваются там, где начинаются права другого.

Фукнкции права

Право выполняет ряд функций:

  • регуляторная (напр., рациональное распределения благ между населением);
  • охранная (напр., природоохранная);
  • компенсационная (позволяет рассчитать вероятный размер причиненного вреда и возместить убытки, зачастую применяется в гражданских правоотношениях) и др.

Наименьшая структурная единица права – норма – мера допустимого поведения, выходя за рамки которого к лицу могут применяться юридические санкции.

Правовые нормы закреплены в источниках права – конституциях, международных договорах, законах, в решениях судов (прецедент).

Право всегда идет рука об руку с обязанностями. Если говорить о праве, как о допустимом поведении, у нас есть некая свобода в выборе действий, в виде деятельности. Обязанность же заключается в надлежащем поведении, которого мы должны придерживаться. Объем прав и обязанностей зависит от наличия право- и дееспособности, на что влияет возраст, душевное здоровье и другие факторы.

Часто люди путают понятие системы права и правовой системы. В первом случае мы имеем дело со структурой права (начиная от нормы и заканчивая определенной отраслью). Второе понятие включает в себя совокупность всех правовых явлений отдельного общества: субъектов, источники, идеологию, науку, юридическую, судебную практику и т.д.

Россия относится к романо-германской правовой семье. Также выделяют англо-американскую (Австралия, Новая Зеландия, США, Соединенное Королевство), религиозные (мусульманские, иудейские и др.) и традиционные правовые системы (африканские племена).

На формирование и развитие права влияет общий уровень правой осознанности и культуры, что заключается в уважительном отношении к закону и правам других людей, в готовности их соблюдать и охранять, а также в понимании необходимости существования такого социального регулятора. Воспитывать правовую культуру необходимо как на бытовом уровне, прививая ее детям, так и на образовательном – в школах и университетах.

Помимо социального и юридического определений, можно охарактеризовать право, как науку – совокупность взглядов, мнений и научных трудов ученых. Как учебную дисциплину в школах и высших учебных заведениях, в том числе специализированных.

Подводя итоги, можно сказать, что право – неотъемлемый элемент нашей жизни. Он сопровождает нас от момента рождения и до самой смерти. При этом регулирует все области как личной, так и общественной жизни: экономику, политику, образование, семейные отношения и т.д.

Правила поведения людей в обществе производящей экономики не возникают сами по себе, стихийно, как обычаи, но специально устанавливаются государством в лице особых государственных органов. Степень развития объективного права является показателем культуры.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 23.03.2009
Размер файла 41,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Заключение

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Понятие права как общесоциального явления. Виды основных прав и свобод человека и гражданина" можно сделать ряд выводов:

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникает с возникновением государства, как основной нормативный регулятор общественных отношений. Право - это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Функции права -- это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. С одной стороны можно выделить экономическую, социальную, экологическую и др. функции, с другой стороны -- законодательную, исполнительную и судебную функции.

Функции можно подразделить в зависимости от задач, которые они решают: регулятивная функция -- упорядочение общественных отношений путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах; охранительная функция -- это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений.

Конституционные права и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу. Конституция Российской Федерации (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Юристъ, 2005.- 83с.

2. Алексеев, С.С. Восхождение к праву [Текст] / С.С.Алексеев- М.: Юристъ, 2002. - 456с.

3. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: учеб. для вузов/ М.В. Баглай - М.: Норма, 2007. - 787с.

4. Бобылев, А.И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право. Их взаимодействие на современном этапе [Текст] / А.И. Бобылев // Право и политика. - 2001. -№ 3.-С.12-15.

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1999.- 564с.

6. Конституционное право. Энциклопедический словарь [Текст] / Ответ. редактор С.А. Авакьян. - М.: Изд. Норма, 2000.- 623с.

7. Основы государства и права [Текст] / Под ред. акад. О. Е. Кутафина - М.: Юристъ, 1999. - 432с.

8. Пьянов, Н. А. О понятии и классификации функций позитивного права [Текст] / Н. А. Пьянов // Сибирский Юридический Вестник.- 2000.- № 4.- С.23.

9. Радько, Т.Н., Функции права [Текст] / Т.Н. Радько, В.А. Толстик - Н. Новгород, 1995. - 437с.

10. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права [Текст] / Л.И. Спиридонов - М.: Мысль, 1995. - 597с.

11. Теория государства и права [Текст]: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. 643с.

12. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права [Текст] / В.Н. Хропанюк - М.: БЕК, 1995.

13. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права [Текст]: Учебник / А.Ф. Черданцев - М.: Юрайт, 1999. - 589с.

14. Чернявской, А. Г. Теоретические и методологические аспекты экономической функции права и региональная власть в период становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации [Текст]: автореф. дис. канд. юрид. наук/ А. Г. Чернявской - Н. Новгород.: Изд-во ННГУ,2002. - 26с.

Подобные документы

Анализ понятия "норма права" как установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия. Структура, признаки и классификация норм права. Эффективность норм права в составе объективного права.

реферат [67,8 K], добавлен 18.09.2013

Понятие, признаки, сущность, функции права. Задачи права по урегулированию взаимных отношений людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения юридических норм. Правовые нормы права. Система высших органов государственной власти в РФ.

контрольная работа [26,4 K], добавлен 11.10.2010

Сущность, типы и формы права - системы особых социальных норм, которые устанавливаются и защищаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества. Анализ принципа разделения властей в организации государственной власти.

контрольная работа [32,7 K], добавлен 11.10.2010

Элементы, входящие в структуру нормы права. Нормы-обычаи, нормы-морали, нормы-права и корпоративные нормы. Норма права как мера свободы волеизъявления и поведения человека, гарантированное государством. Интеллектуально-волевое содержание норм права.

курсовая работа [34,3 K], добавлен 20.01.2010

Понятие системы права и основные признаки системы права. Структурные элементы системы права. Соотношение системы права и системы законодательства. Понятияе и признаки системы права как явления объективного порядка. Формирование отрасли законодательства.

реферат [25,5 K], добавлен 05.01.2009

Понятие функций права, основные направления воздействия права на поведение людей, общественные отношения. Виды функций права и их характеристика. Регулятивная и охранительная функции. Неосновные функции права (общесоциальные и специально-юридические).

презентация [164,3 K], добавлен 10.04.2014

Понятия и признаки нормы права как установленного государством общеобязательного правила общественного поведения. Оценка гипотезы с точки зрения теории государства и права. Регулятивные (правоустановительные) и правоохранительные нормы права, их функции.

Данная статья будет более полезна в теоретическом плане, нежели в практическом и представляет собой интерес прежде всего для читателей, интересующихся вопросами государства и права как социальными явлениями, которые определяют политические и правовые отношения между гражданами в обществе, решают круг социально-значимых задач как для граждан, так и для политической элиты. Государство и право необходимо рассмотреть с общих теоретических позиций, которые раскрывают характеристику данных социальных институтов.
Говоря о государстве, как о сложном социальном явлении, надо отметить, что государство, как таковое, является элементом устройства современного общества, хотя оно уже существовало в далеком прошлом. Первые государства были известны со времен существования древнейших цивилизаций, как восточных, так и западно-европейских, где первые признаки зарождались с момента разделения труда. Известными примерами здесь могут послужить Месопотамия, Македонская империя, Римская республика, Урарту. Государством по сути является политическая организация власти в обществе, находящемся на определенной территории, имеющей свои границы, валюту, атрибуты, включающие флаг, герб и гимн. Государство имеет свои подразделения, имущество, органы управления, армию, бюджет, штат государственных служащих и должностных лиц, также государство теоретически должно обладать суверенитетом. Под суверенитетом следует понимать народ, живущий на определенной территории, имеющий свою власть, которая осуществляется в рамках государственных границ независимо от других государств. На практике в мировой истории многие государства теряли свой суверенитет, распадались на несколько независимых государств, либо становились колониями, зависящими от метрополий. Яркими примерами являются страны Африки, Южной Америки которые имели зависимость от стран Западной Европы, Китай в свое время был японской колонией, многие восточные страны находились в колониальной зависимости от Великобритании. В современном мире возможно возникновение новых государств в силу геополитических конфликтов, в результате отделения части территории суверенного государства в самостоятельную и независимую путем проведения референдума, с последующем присвоением ей статуса нового государства.
Государство как социально-политическое устройство общества, как привило имеет свою форму. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Самыми популярными формами правления считаются монархия и республика. Форма государства может меняться от одной к другой в силу особенностей менталитета нации или народа, а также в зависимости от современной политической ситуации. Монархия предполагает наличие единоличного правителя, стоящего у власти, который передает ее по наследству, образуя при этом династию. Монархия может быть абсолютной и ограниченной (либо парламентом, либо на основании конституции). Монархии в свое время были популярны в Европе, странах Востока, но, при этом в современном мире во многих странах до сих пор формально закреплена монархия. Республика предполагает более демократический государственный строй с выборностью органов власти, наличием института президента, принципа разделения властей.
Также, следует упомянуть политический аспект для более точной характеристики государства, который выражается в том, что в мире могут существовать более властные государства, которые показывают себя в качестве империй, захватывая соседние государства, устанавливая над ними контроль, что является проявлением свой власти и влияния. Примеров империй довольно много, в мире некогда была сильна Османская империя, Британская империя, Российская империя, частично СССР можно считать империей. Большинство империй распались по определенным причинам. В настоящее время в мире существует единственная империя мирового масштаба — Соединенные Штаты Америки, которая более менее старается удержать свои имперские позиции.
Формами государственного устройства являются: федерация, унитарное государство. Самыми популярными федерациями являются США, Индия, Швейцария, Российская Федерация. Федерация включает в себя несколько субъектов (регионов), которые являются составными частями единого государства, и обладают частичным суверенитетом ,т. е. политической и юридической самостоятельностью по отношению к федеральному центру. Суть федерации опасна, поскольку в геополитических войнах федерации имеют опасность подвергнуться расколу и выделению какого-либо субъекта из состава федерации и предоставлении ему качеств суверенного государства, что ведет к частичной утрате суверенитета со стороны федеративного государства. Известным всем примером является Чеченская республика, которая заявила о своем суверенитете и выходе из состава Российской Федерации. Унитарное государство является единым и целым, его составные части не являются государственными образованиями и полностью подчиняются высшим органам государства.
Касаемо политического режима можно выделить несколько самых распространенных: демократический, авторитарный, тоталитарный режимы. С демократическим режимом все довольно понятно, поскольку данный режим официально установлен в Российской Федерации и был сильно проявлен в 1990-е годы в виду перехода от советского тоталитаризма, однако в последнее время в России сильно наблюдаются черты авторитарного политического режима. Под авторитарным режимом следует понимать всевозможные ограничения прав и свобод человека со стороны государства, частые притеснения определенных граждан, частичный запрет на свободу слова, фальсификации результатов выборов. Тоталитарный политический режим оказывает сильное давление на общество со стороны государства, присутствуют частые нарушения прав человека со стороны государства и организаций, неразвитые механизмы защиты прав в судебном порядке, правоохранительные органы имеют высокую подготовку и часто могут беспокоить граждан, подозревая их в совершении преступления применяя при этом грубое обращение, редко с применение специальных средств, нарушая их права при проведении допроса, и прочих следственных действиях. Часто в государствах с тоталитарным политическим режимом предусмотрена смертная казнь. Яркими примерами здесь являются нацистская Германия, СССР, Кампучия при режиме Пол Пота, который является самым кровавым и антидемократическим за вторую половину XX века.
Государство призвано выполнять определенные функции, обеспечивающие развитие, стабильность и благосостояние общества, что в не всегда совпадает с реальностью. Это в первую очередь военная функция, целью которой является защита своей территории и граждан, а также ведение внешних войн с целью расширения своего влияния, присоединения новых территорий. Государство обязано проводить социальную политику и в связи с этим выполнять социальную функцию, которая заключается в обеспечении граждан различными социальными благами, будь то пенсии по старости, по случаю потери кормильца, предоставление ночлега для бездомных, выплаты пособий на содержание ребенка семьям с одним родителем, налоговые льготы и вычеты малоимущим гражданам и так далее. Государство также осуществляет правоохранительную функцию через систему правоохранительных органов, куда входят органы внутренних дел, противопожарная служба, органы прокуратуры, следствия, судебная система. Правоохранительные органы занимаются предупреждением преступлений и административных правонарушений, защищают граждан от преступных посягательств, осуществляют поимку и задержание преступников, исполняют наказания в исправительных учреждениях и прочее. В целом у государства довольно большое количество функций, и с учетом его состояния они могут добавляться по мере необходимости.
Вторым рассматриваемым социальным явлением является право, которое создается государством. Для начала следует выделить несколько регуляторов общественных отношений, которые по своей природе схожи с правом. К ним относятся: мораль, религия, корпоративные нормы, внутренние правила определенной группы лиц (правила общения в среде молодежной субкультуры, преступной организации и т. д.). Все названные социальные регуляторы, кроме права, регулируют общественные отношения, но важным отличием права от вышеперечисленных тут является то, что право является общеобязательным для выполнения для всех членов общества независимо от социальной или религиозной принадлежности, должностного положения. Если мораль или религиозное правило можно нарушить, то в случае нарушения нормы права для человека может наступить юридическая ответственность. Право может пониматься в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле право понимается как совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных государством на основании закона, или иного правового акта (указа, постановления, устава, положения). Право в объективном смысле делится на отрасли: конституционное (государственное) право, гражданское право,трудовое право, уголовное право,административное право и т. д. Отрасли права в целом составляют систему, в которой каждая отрасль права регулирует свой круг общественных вопросов. Право в субъективном смысле понимается как конкретное право (возможность) субъекта (человека либо организации, государства) получить какое-либо материальное или нематериальное благо. Субъективное право может быть предоставлено государством на основании Конституции, а также на основании закона. В России данному вопросу посвящена глава 2 Конституции, в которой содержится весь перечень прав человека, гарантированных в государстве (право на жизнь, право на свободу передвижения и личную неприкосновенность, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т. д.) Право может быть предоставлено на основании договора. К примеру можно привести договор купли-продажи между покупателем и продавцом магазина, по которому покупатель приобретает право собственности на купленную вещь. Наряду с субъективными правами существуют и обязанности. Право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, содержит в себе принципы - основополагающие идеи, начала, которые идейно пронизывают всю систему права или ее отдельную отрасль. Примерами принципов права являются: «равенство всех перед законом и судом», «незнание закона не освобождает от ответственности», «презумпция невиновности», «свобода договора», «независимость суда» и так далее.
Важно отметить, что государство и право являются взаимосвязанными социальными институтами, и говоря о политической составляющей, можно определить тот факт, что круг людей, находящихся у власти государства, может по своему усмотрению менять его форму, функции, атрибуты государства в целях удобства управления обществом. К сожалению такая же ситуация обстоит и с правом, поскольку оно в основном исходит из законодательства, которое принимается органами законодательной власти государства.

И всё-таки будущее за социальными государствами!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

цель работы: установление характера и особенностей соотношения государства и права как социальных явлений на современном этапе.
Для этого нам необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. определиться в понятиях государства и права, охарактеризовать их сущностные признаки;
2. проанализировать все имеющиеся подходы к соотношению государства и права;
3. выявить какое воздействие государство и право оказывают друг на друга;
4. характер и особенности соотношения государства и права на современном этапе развития общества.

Файлы: 1 файл

право и государство.doc

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Можно выявить общие и отличительные признаки между ними.

Так, различия между государством и правом проявляются в следующем:

во-первых, если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

во-вторых, если государство выражает силу, то право – волю;

в-третьих, если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права – норма;

в-четвертых, они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Единство между государством и правом состоит в том, что они:

во-первых, возникают и развиваются совместно;

во-вторых, и государство, и право являются объективно необходимыми социальными явлениями;

в-третьих, у них существует общая цель – упорядочить общественные отношения и внести стабильность в жизнь общества;

в-четвертых, и государство, и право вместе с развитием общества эволюционируют, совершенствуются, переходят от одного типа к другому.

Таким, образом, государство и право – те социальные явления, которые взаимообуславливают и взаимодополняют друг друга, сохраняя при этом свои самостоятельные особенности и свойства.

Как же соотносятся государство и право? Что имеет приоритет: государство или право? Как государство воздействует на право и наоборот? Ответы на поставленные вопросы необходимо дать в данной работе.

Таким образом, цель работы: установление характера и особенностей соотношения государства и права как социальных явлений на современном этапе.

Для этого нам необходимо поставить перед собой следующие задачи:

1. определиться в понятиях государства и права, охарактеризовать их сущностные признаки;

2. проанализировать все имеющиеся подходы к соотношению государства и права;

3. выявить какое воздействие государство и право оказывают друг на друга;

4. характер и особенности соотношения государства и права на современном этапе развития общества.

Данная работа представляет собой дальнейшее исследование одной из фундаментальных проблем по теории государства и права. Особое значение это приобретает с учетом новизны исследовательских подходов, отражающих цивилизационный уровень научного знания и позволяющих по-новому взглянуть на проблему, преодолевая односторонность и догматизм. Теоретические выводы исследования позволяют определить особенности и характер соотношения правовых и государственных основ общества на различных этапах его исторической эволюции, выявить наиболее существенные и значимые условия и принципы их позитивного взаимодействия, и на этой основе определить основополагающие принципы оптимального сочетания институтов права и государства в современной действительности.

1. Понятие права и государства:

Для того чтобы ответить на вопрос – как соотносятся право и государство, необходимо дать понятие каждому из них и раскрыть их признаки.

Что касается права, то многие мыслители пытались проникнуть в тайны права, определить его, дать точное понимание этого важного социального института. И это неслучайно. Право пронизывает всю нашу жизнедеятельность.

Виднейший русский теоретик права Н.М. Коркунов еще в начале XX века заметил: «…можно, пожалуй, найти человека, во всю свою жизнь никогда не заинтересовавшегося вопросами естествознания и истории, но прожить свой век никогда не задаваясь вопросами права, дело совершенно немыслимое… По крайней мере одно право, право личной свободы, не может вас не интересовать» (Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С.7). 1

Действительно, право – явление сложное, многогранное, имеющее разнообразное понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов), в рамках которого речь идет о нравственных, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов. Например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести и т.п.

Во-вторых, выделяют право в специально- юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством. Однако в этом юридическом значении термин «право» используется по-разному, ибо есть право субъективное и объективное.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь,

свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

«Объективное право (или собственно право) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений». 2 Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Если объективное право – это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право – это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Вместе с тем следует не забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государства – признавать и защищать эти права.

Подразделение права на субъективное и объективное корениться в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений. Нас интересует право в сугубо юридическом и объективном смысле.

Можно выделить следующие признаки права:

1. Право – особый социальный регулятор поведения.

2. Нормативность: означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общеобязательных, формально определенных правил поведения, устанавливаемых или санкционированных и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.

Субъектами, на которых направлено действие нормативных правил, выступают не конкретные, перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц - военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т.п. Таким образом, право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует постоянно вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы. При этом действие нормы носит не одноразовый характер. Она не теряет силу после однократной реализации, продолжая и далее регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия.

3. Общеобязательность права: право регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени.

Кроме того, право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм. В случае противоречия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно правовые нормы.

Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, единства, равенства, принципиальной одинаковости.

4. Формальная определенность: характеризует право как явление, имеющее определенные внешние формы выражения и внутреннюю структуру. Определенность проявляется в точности воплощения модели поведения субъектов, четкости проведения границ правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Формальность же есть документальное закрепление содержания права в различных его источниках. Другими словами, право имеет внешне выраженную письменную форму, оно обязательно должно быть объективировано, воплощено вовне.

Некоторые ученые выделяют два самостоятельных признака: формализованность и определенность. 3

Формализованность: для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.). Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Процедурным аспектам в правоведении придается огромное значение. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия. 4

Определенность: правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения. Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому. 5

5. Системность: означает, что право – не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая часть его имеет свое место и играет свою роль. Право сложное социальное образование, элементы которого связаны друг с другом, находятся во взаимодействии. В частности, в нем органически соединены различные отрасли и институты и т.д.

6. Призвано верно отражать реальную действительность.

7. Связь с государством, которая проявляется в государственной природе и государственной защите права.

Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции.

Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон согласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая, интегрированная воля населения. При этом следует помнить, что право и законодательство - не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека. 6

Государственная защита: этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.

3. Понятие, признаки, функции права и его роль в жизни общества

Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.
Признаки права:
1) нормативность (право имеет нормативный характер);
2) интеллектуально-волевой характер права (право — проявление воли и сознания людей);
3) обеспеченность возможностью государственного принуждения;
4) формальная определенность (государство возводит право в закон, придает ему официальную форму выражения);
5) системность (естественное, позитивное, субъективное право).
Функции права — это определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения и общество целом, в которых проявляются сущность позитивного права.
Чаще всего функции права подразделяют на общесоциальные и собственно юридические. Общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы общественной жизни, поэтому совпадают с функциями государства. Юридические функции рассматриваются в качестве таких направлений воздействия права, которые выражают его специфику как регулятора общественных отношений.
1. Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений.
2. Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.
3. Воспитательная функция связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.
4. Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.
Роль права в жизни общества выражается в следующем:
1) право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением;
2) право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства;
3) посредством права определяются границы проникновения государства в жизнь населения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: