Положение о порядке формирования и актуализации государственного ресурса единый реестр имущества

Обновлено: 10.08.2022

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.

о границах кадастровых кварталов, включая сведения об учетных номерах кадастровых кварталов;

о границах населенных пунктов;

о границах муниципальных образований;

о границах земельных участков, включая сведения о кадастровых номерах земельных участков (в случае проведения государственной кадастровой оценки земельных участков);

о контурах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, включая сведения о кадастровых номерах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (в случае проведения государственной кадастровой оценки зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства);

о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, территорий опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях;

о береговых линиях (границах водных объектов).

3. Установить, что подпункт 1 пункта 2, пункт 4 и пункт 8 Порядка, утверждаемого настоящим приказом, вступают в силу с 1 января 2021 г.

от 6 августа 2020 г. N П/0283

ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЕРЕЧНЕЙ

I. Общие положения

2. Для целей определения кадастровой стоимости перечни объектов недвижимости подразделяются на:

1) предварительный перечень объектов недвижимости, соответствующих принятому решению о проведении государственной кадастровой оценки, формируемый в соответствии со статьей 11 Закона о государственной кадастровой оценке;

2) перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируемый в соответствии со статьей 13 Закона о государственной кадастровой оценке;

3) перечень вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости соответствующих видов (категорий земель) до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, формируемый в соответствии со статьей 15 Закона о государственной кадастровой оценке;

4) перечень вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, формируемый в соответствии со статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке.

3. Формирование и предоставление перечней объектов недвижимости для целей определения кадастровой стоимости осуществляется подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (далее - орган регистрации прав), федеральным государственным бюджетным учреждением (далее - подведомственное органу регистрации прав учреждение).

II. Основания и сроки формирования и предоставления

перечней объектов недвижимости

4. Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 1 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется в течение двадцати рабочих дней со дня включения органом регистрации прав копии решения о проведении государственной кадастровой оценки в фонд данных государственной кадастровой оценки.

5. Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки в течение двадцати рабочих дней с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, указанного в решении о проведении государственной кадастровой оценки, включенном в фонд данных государственной кадастровой оценки.

6. Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения соответствующей государственной кадастровой оценки.

7. Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 4 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется в течение трех рабочих дней со дня их государственного кадастрового учета (в том числе государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений ЕГРН о них), внесения в ЕГРН сведений о них как о ранее учтенных объектах недвижимости.

III. Объекты недвижимости, подлежащие включению

в перечни объектов недвижимости, и состав сведений перечней

8. В перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 1 пункта 2 настоящего Порядка, включаются сведения ЕГРН обо всех объектах недвижимости, актуальные по состоянию на день принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки и соответствующие такому решению.

9. В перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 настоящего Порядка, включаются сведения ЕГРН обо всех объектах недвижимости (за исключением сведений об объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют отдельные сведения, предусмотренные пунктом 13 настоящего Порядка), актуальные по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки и соответствующие решению о проведении государственной кадастровой оценки.

В случае если в сведения ЕГРН о зданиях или сооружениях, предусмотренные пунктами 1, 3, 8, 14, 17, 18, 24, 27 части 4 и пунктами 4, 8, 9, 11, 12, 21 части 5 статьи 8 Федерального закона о государственной регистрации, внесены изменения, в перечни объектов недвижимости, формируемые в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 настоящего Порядка, также включаются сведения о помещениях, машино-местах, расположенных в указанных зданиях или сооружениях.

11. В перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 4 пункта 2 настоящего Порядка, включаются актуальные по состоянию на день формирования такого перечня сведения ЕГРН о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектах недвижимости, в сведения ЕГРН о которых, предусмотренные пунктами 1, 3, 8 - 19, 23, 24, 27 части 4 и пунктами 2 - 12, 17, 18, 21, 24 части 5 статьи 8 Федерального закона о государственной регистрации, внесены изменения (за исключением сведений об объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения хотя бы об одной из характеристик, указанных в пункте 13 настоящего Порядка).

В случае если в сведения ЕГРН о зданиях или сооружениях, предусмотренные пунктами 1, 3, 8, 14, 17, 18, 24, 27 части 4 и пунктами 4, 8, 9, 11, 12, 21 части 5 статьи 8 Федерального закона о государственной регистрации, внесены изменения, в перечни объектов недвижимости, формируемые в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 настоящего Порядка, также включаются сведения о помещениях, машино-местах, расположенных в указанных зданиях или сооружениях.

12. В перечни объектов недвижимости, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 2 настоящего Порядка, включаются также сведения о датах возникновения оснований для включения сведений о соответствующих объектах недвижимости в такие перечни.

13. В перечни объектов недвижимости, предусмотренные подпунктами 2 - 4 пункта 2 настоящего Порядка, не включаются сведения об объектах недвижимости, в отношении которых на дату, по состоянию на которую формируется соответствующий перечень, в ЕГРН отсутствуют актуальные сведения хотя бы об одной из следующих характеристик:

назначение объекта недвижимости (в отношении зданий, помещений);

площадь (в отношении земельных участков, зданий, помещений, машино-мест).

14. В перечни объектов недвижимости включаются сведения ЕГРН об объектах недвижимости, предусмотренные пунктами 1, 2, 5, 6, 8 - 19, 23, 24, 26, 27 части 4 и пунктами 1 - 12, 15 - 17, 18, 21, 24 части 5 статьи 8 Федерального закона о государственной регистрации.

15. В перечни объектов недвижимости также включаются следующие сведения ЕГРН:

1) для помещений, машино-мест:

кадастровый номер объекта недвижимости, в котором расположено помещение, машино-место;

вид объекта недвижимости, в котором расположено помещение, машино-место;

назначение здания или сооружения, в котором расположено помещение, машино-место;

количество этажей здания или сооружения, в том числе подземных этажей (при наличии этажности у здания или сооружения), в котором расположено помещение, машино-место;

материал наружных стен здания, в котором расположено помещение, машино-место;

год ввода в эксплуатацию здания, сооружения, в котором расположено помещение, машино-место, по завершении строительства указанных здания, сооружения или год завершения данного строительства;

2) для объектов недвижимости, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса:

кадастровый номер предприятия как имущественного комплекса;

наименование предприятия как имущественного комплекса;

назначение предприятия как имущественного комплекса (основной вид деятельности, осуществляемый собственником с использованием данного предприятия, либо (при наличии) коммерческое обозначение, используемое собственником предприятия для индивидуализации предприятия);

3) для объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса:

кадастровый номер единого недвижимого комплекса;

наименование единого недвижимого комплекса;

назначение единого недвижимого комплекса;

кадастровый номер предприятия как имущественного комплекса, если единый недвижимый комплекс (имущественное право на него) входит в состав предприятия как имущественного комплекса.

IV. Формирование и удостоверение перечней

16. Перечни объектов недвижимости формируются в электронном виде и состоят из графической и текстовой частей.

Графическая часть перечня объектов недвижимости формируется в виде файлов в формате MIF/MID или SHP, содержащих следующие сведения ЕГРН:

о границах земельных участков, включая сведения о кадастровых номерах земельных участков;

о границах обособленных и условных земельных участков, входящих в состав единых землепользований, сведения о которых включены в перечни объектов недвижимости, включая сведения о кадастровых номерах обособленных и условных земельных участков;

о контурах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, включая сведения о кадастровых номерах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Графическая часть перечней объектов недвижимости, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящего Порядка, также содержит сведения ЕГРН о границах кадастровых кварталов, включая сведения об учетных номерах кадастровых кварталов.

Текстовая часть перечня объектов недвижимости включает сведения о характеристиках объектов недвижимости, указанные в пунктах 14 и 15 настоящего Порядка.

Текстовая часть перечня объектов недвижимости формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещаемых на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

17. Из файлов, сформированных в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка, формируются упакованные (архивированные) пакеты, которые подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица подведомственного органу регистрации прав учреждения в формате, обеспечивающем просмотр и копирование указанных электронных документов без использования специальных программных средств.

Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 февраля 2021 г. № 128

МОСКВА

Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2021 № 1684)

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований;

план-график формирования реестра обязательных требований.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации оператором реестра обязательных требований (далее - реестр);

Министерство экономического развития Российской Федерации уполномоченным органом, осуществляющим методическое обеспечение наполнения реестра;

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор), предоставление лицензий, иных разрешений и аккредитацию, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" и Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" уполномоченными органами и организациями по внесению сведений в реестр.

3. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

а) ввести до 1 марта 2021 г. реестр в опытную эксплуатацию;

б) обеспечить до 1 июля 2021 г. работу публичного портала реестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Уполномоченным органам и организациям по внесению сведений в реестр в соответствии с планом-графиком, утвержденным настоящим постановлением, обеспечить внесение сведений об обязательных требованиях и их актуализацию в реестре в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

5. Министерству экономического развития Российской Федерации создать межведомственную рабочую группу по координации и методическому обеспечению формирования, ведения и актуализации реестра с участием Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и иных органов государственной власти и юридических лиц.

6. Установить, что межведомственная рабочая группа по координации и методическому обеспечению формирования, ведения и актуализации реестра утверждает перечень и план проведения основных мероприятий, направленных на развитие реестра.

7. Реализация полномочий, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2021 г., но не ранее дня его официального опубликования.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 6 февраля 2021 г. № 128

ПРАВИЛАформирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2021 № 1684)

1. Настоящие Правила определяют порядок формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований (требований, содержащихся в нормативных правовых актах, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации (далее - разрешительная деятельность), оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы) (далее - реестр). Реестр ведется в сферах общественных отношений, к которым применяется Федеральный закон "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

2. Реестр представляет собой федеральную государственную информационную систему, которая создается в целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц об обязательных требованиях, установивших их нормативных правовых актах, о сроке их действия, а также в целях обеспечения ведения в электронной форме реестра содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований и базы данных о нормативных правовых актах, содержащих обязательные требования.

3. Задачами создания реестра является автоматизация процессов:

а) формирования, ведения и актуализации реестра содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований;

б) выделения обязательных требований из текстов нормативных правовых актов;

в) информирования заинтересованных лиц об обязательных требованиях.

4. Сведения в реестр вносятся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, а также аккредитацию, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", а также в случае, если полномочие Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) или разрешительной деятельности передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию (далее - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные организации).

5. Реестр включает следующие сведения (атрибуты) в отношении каждого обязательного требования:

а) содержание обязательного требования (условия, ограничения, запреты, обязанности);

б) реквизиты структурной единицы нормативного правового акта, содержащего обязательное требование, и ее текст;

в) срок действия обязательного требования;

г) сведения о статусе обязательного требования (действующее, недействующее требование). Хранение в реестре сведений об обязательных требованиях, в том числе недействующих, осуществляется на постоянной основе;

д) вид, наименование и реквизиты нормативного правового акта, содержащего обязательное требование;

ж) объект установления обязательного требования (осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования, лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий, результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования);

з) сферы общественных отношений, затрагиваемые обязательным требованием;

и) виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать обязательное требование, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (в случае, если обязательное требование устанавливается в отношении деятельности лиц);

к) форма оценки соблюдения обязательного требования (государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции, иные формы оценки и экспертизы);

л) перечень документов (сведений), подтверждающих соответствие субъекта (объекта) обязательному требованию (при наличии);

м) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные организации, осуществляющие выдачу документов или предоставление сведений, подтверждающих соответствие субъекта (объекта) обязательному требованию (при наличии);

н) вид государственного контроля (надзора), наименование вида разрешительной деятельности (полномочия по предоставлению лицензий, иных разрешений и аккредитации), в рамках которых обеспечивается оценка соблюдения обязательного требования, установленного нормативным правовым актом, в соответствии с федеральной государственной информационной системой "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (при наличии);

о) ответственность, предусмотренная за несоблюдение обязательного требования с указанием ее размера (при наличии);

п) наименование и реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего ответственность за несоблюдение обязательного требования;

р) реквизиты структурной единицы нормативного правового акта, устанавливающего ответственность за несоблюдение обязательного требования, и ее текст;

с) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные организации, осуществляющие государственный контроль (надзор) и оценку соблюдения обязательных требований;

т) субъект административной ответственности за несоблюдение обязательного требования;

у) наименование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных организаций, осуществляющих полномочия по привлечению к административной ответственности за нарушение обязательного требования;

ф) гиперссылки на проверочные листы (после их утверждения) в формате, допускающем их использование для самообследования (при наличии);

х) гиперссылки на руководства по соблюдению обязательных требований, иные документы ненормативного характера, содержащие информацию об обязательном требовании и порядке его соблюдения (при их наличии);

ц) гиперссылки на доклады о достижении целей введения обязательных требований (при наличии).

6. Перечни лиц, ответственных за размещение сведений в реестре (далее - ответственные лица), подлежат утверждению заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями.

7. Размещение в реестре сведений об обязательных требованиях (атрибутов), предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью ответственного лица в соответствии с положениями Федерального закона "Об электронной подписи".

8. Руководители и ответственные лица заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных организаций несут ответственность за полноту и достоверность сведений об обязательных требованиях (атрибутов), предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, размещенных в реестре, а также за соблюдение порядка и сроков их внесения в реестр.

9. В случае если федеральный орган исполнительной власти не осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере общественных отношений, контроль за полнотой и достоверностью сведений об обязательных требованиях, размещенных таким органом в реестре, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере общественных отношений.

10. Принципами функционирования реестра являются:

а) публичность и доступность информации, размещаемой в реестре;

б) предоставление доступа к сервисам реестра, осуществляемого с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предполагающего возможность индивидуализированной настройки процессов и информационных ресурсов реестра;

в) авторизованный доступ к реестру, осуществляемый с использованием единой системы идентификации и аутентификации;

г) информационное взаимодействие реестра с иными информационными системами, осуществляемое в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

11. Участниками реестра являются:

а) оператор реестра - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

б) уполномоченный орган, осуществляющий методическое обеспечение наполнения реестра, - Министерство экономического развития Российской Федерации;

в) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные организации.

12. Оператор реестра выполняет следующие функции:

а) обеспечивает разработку программного обеспечения реестра в соответствии с функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными требованиями к реестру;

б) обеспечивает функционирование специализированного сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащего сведения об обязательных требованиях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - публичный портал), а также круглосуточный доступ граждан и организаций к указанным сведениям;

в) обеспечивает сохранность информации, содержащейся в реестре, и невозможность ее несанкционированного изменения;

г) организует доступ к реестру ответственных лиц и их информационную поддержку по техническим вопросам;

д) обеспечивает фиксирование сведений о фактах доступа к реестру, а также об ответственных лицах и осуществляет их хранение;

е) обеспечивает администрирование, эксплуатацию, развитие программно-технических средств реестра и его бесперебойное функционирование в соответствии с функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными требованиями к реестру;

ж) обеспечивает соответствие реестра требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты информации.

13. Уполномоченный орган, осуществляющий методическое обеспечение наполнения реестра, выполняет следующие функции:

а) в целях формирования, ведения и актуализации реестра организует методическое сопровождение его работы;

б) определяет направления развития реестра и обеспечивает по согласованию с оператором реестра формирование функциональных, технических, качественных и эксплуатационных требований к реестру;

в) разрабатывает методические рекомендации по формированию, ведению и актуализации реестра, в том числе нормативно-справочную информацию.

14. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные организации выполняют следующие функции:

а) вносят в реестр сведения о нормативных правовых актах, содержащих обязательные требования;

б) вносят в реестр формулировки обязательных требований, сведения (атрибуты), предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, посредством заполнения электронных форм реестра;

в) определяют лиц, ответственных за размещение сведений в реестр.

15. Министерство юстиции Российской Федерации принимает участие в методическом сопровождении работы реестра.

16. Функциями реестра являются:

а) формирование реестра в соответствии с установленным атрибутивным составом;

б) формирование базы данных о нормативных правовых актах, (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, включающей сведения о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, в соответствии с Правилами размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. № 1722 "О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования"; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2021 № 1684)

в) обеспечение возможности формирования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями в автоматизированном режиме проверочных листов на основе сведений реестра;

г) формирование рекомендаций по выделению обязательных требований из текстов нормативных правовых актов, загруженных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями;

д) обеспечение возможности анализа практики применения обязательных требований, в том числе выявления дублирования обязательных требований и оценки затрат на соблюдение обязательных требований;

е) обеспечение автоматического предзаполнения сведений (атрибутов) каждого обязательного требования, указанного в подпунктах "в", "д", "е", "н", "п" и "с" пункта 5 настоящих Правил, с использованием нормативно-справочной информации реестра и базы данных о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, формируемой в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, и сохранения внесенной в реестр информации для исключения необходимости ее повторного ввода при изменении сведений в указанной в настоящем подпункте базе данных, а также обеспечение возможности корректировки ответственными лицами автоматически заполненных сведений (атрибутов) в отношении каждого обязательного требования. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2021 № 1684)

17. Технические и программные средства реестра обеспечивают:

а) защиту информации, содержащейся в информационных ресурсах, в том числе от копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;

б) применение усиленной квалифицированной электронной подписи при размещении, изменении или удалении информации в соответствии с положениями Федерального закона "Об электронной подписи", а также возможность проверки такой электронной подписи на протяжении всего срока хранения информации средствами реестра;

в) идентификацию, аутентификацию и авторизацию участников, осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации, содержащейся в информационных ресурсах;

г) ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации, фиксировать точное время, содержание изменений и сведения о лицах, осуществивших изменения;

д) ежедневное копирование информации и электронных журналов учета операций на резервный материальный носитель, обеспечивающий возможность восстановления указанной информации;

е) хранение резервных копий информации и электронных журналов учета операций, полученных в результате ежедневного копирования в течение срока, установленного оператором реестра, но не менее 30 календарных дней.

18. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на публичном портале.

19. Актуализация сведений об обязательных требованиях, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 20 настоящих Правил, производится заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями не позднее 5 рабочих дней до даты вступления в силу нормативного правового акта, содержащего новое обязательное требование и (или) вносящего изменения в нормативный правовой акт, содержащий обязательное требование, либо признающего утратившим силу нормативный правовой акт, содержащий обязательное требование.

20. Актуализация сведений об обязательных требованиях, установленных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", производится заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями не позднее 10 рабочих дней со дня официального опубликования нормативного правового акта, содержащего

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 2021 г. № 2148

МОСКВА

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных"

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2022 № 784)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Национальная система пространственных данных".

2. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии разместить государственную программу Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНАпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 1 декабря 2021 г. № 2148

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ"

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2022 № 784)

I. Стратегические приоритеты государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных"

1. Оценка текущего состояния сферы управления пространственными данными Российской Федерации

Управление сферой развития пространственных данных Российской Федерации затрагивает интересы неограниченного круга лиц, в том числе органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц (далее - заинтересованные лица).

Законодательную основу, регулирующую отношения в сфере национальной системы пространственных данных, составляют в первую очередь следующие нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации;

Земельный кодекс Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Жилищный кодекс Российской Федерации;

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости";

Федеральный закон "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Федеральный закон "О землеустройстве";

Федеральный закон "О наименованиях географических объектов";

Федеральный закон "О кадастровой деятельности";

Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке".

При этом до разработки и утверждения государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" (далее - Программа) отсутствовал базовый документ стратегического планирования, отражающий комплексный подход при формировании и реализации мероприятий в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных, определяющий на федеральном уровне основные принципы, взаимосвязанные цели и задачи реализации государственной политики в этой сфере на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Реализация указанных мероприятий в настоящее время носит разрозненный характер и предусмотрена в нескольких программных направлениях деятельности различных органов государственной власти.

В 2020 году завершена реализация федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 903 "О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)", которой предусматривался комплекс мероприятий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной налоговой службы, Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В ходе реализации указанной федеральной целевой программы обеспечено объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Внедрение федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости во всех субъектах Российской Федерации завершено в конце 2020 года.

В целях обеспечения дальнейшего совершенствования и развития системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также инфраструктуры пространственных данных требуется реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие полученных результатов, в том числе с использованием возможностей национальной системы управления данными, а также на основе технологий искусственного интеллекта.

Кроме того, в 2020 году истек срок действия Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 297-р.

При этом сохраняется проблема интенсивности наполнения Единого государственного реестра недвижимости сведениями о пространственных данных. Так, на 1 января 2021 г. в Едином государственном реестре недвижимости учтено 169,6 млн. объектов недвижимости (на 1 января 2020 г. - 168,6 млн. объектов недвижимости), из них земельных участков - 61,04 млн. единиц (на 1 января 2020 г. - 60,58 млн. единиц), в том числе с установленными границами - 37,79 млн. единиц, или 61,9 процента (на 1 января 2020 г. - 36,45 млн. объектов недвижимости (60,2 процента).

Таким образом, более 23 млн. земельных участков не имеют установленных границ, что сопровождается большим количеством споров, в отношении 48,3 млн. объектов недвижимости отсутствуют сведения о правообладателе.

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, за первое полугодие 2021 года осуществлено около 21,6 млн. учетно-регистрационных действий, из которых около 36,4 процента в электронном виде, и выдано порядка 58 млн. сведений из Единого государственного реестра недвижимости (или 5 услуг в секунду).

Кроме того, в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости содержится значительное количество реестровых ошибок, что может повлечь за собой риски снижения темпов территориального развития.

По оценке экспертов, деятельность в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных задействована в формировании валовой добавленной стоимости широкого круга отраслей экономики Российской Федерации (по итогам 2020 года), в том числе в таких отраслях, как строительство и управление недвижимостью, добыча полезных ископаемых, государственное управление, финансовая и страховая деятельность, сельское и лесное хозяйство (научно-исследовательская работа "Исследование вклада Росреестра в развитие экономики Российской Федерации", выполненная на основании государственного контракта от 7 сентября 2020 г. № 0039-02-20, исполнитель - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" совместно с некоммерческим партнерством "Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования").

При этом в настоящее время в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных существует ряд определенных проблем.

Ограниченное использование современных российских геоинформационных технологий, высокопроизводительной обработки пространственных данных, искусственного интеллекта для повышения эффективности цифровизации этой сферы, а также отсутствие отечественной геоплатформы, объединяющей сведения, содержащиеся в ведомственных и региональных информационных ресурсах, реестрах и базах данных.

Существующие услуги и сервисы по предоставлению пространственных данных строятся органами публичной власти и хозяйствующими субъектами на основе различных, в том числе иностранных, цифровых картографических продуктов, что в условиях современных реалий создает потенциальную угрозу национальной безопасности.

Различия в подходах и несогласованность в процессе учета, использования и управления пространственными данными в федеральных органах исполнительной власти, реализующих полномочия собственника в отношении федеральных земельных участков, негативно сказываются на эффективности оборота земель.

Система сбора информации об объектах недвижимости, пространственных данных в полной мере не обеспечивает достоверность и сопоставимость сведений.

Проблема заключается в ведомственной разобщенности государственных информационных ресурсов, содержащих сведения о земле как объекте недвижимости, природном ресурсе, лесах и лесных участках, водных объектах, сельскохозяйственных угодьях, иных природных объектах.

Информация о земле и об объектах недвижимости содержится в следующих информационных ресурсах:

Единый государственный реестр недвижимости (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии);

реестр федерального имущества (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом);

информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации (субъекты Российской Федерации);

государственный лесной реестр (Федеральное агентство лесного хозяйства);

Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации);

государственный водный реестр (Федеральное агентство водных ресурсов);

информационная система обеспечения работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы (Федеральное агентство по недропользованию).

Разрозненность информации об объектах недвижимости, пространственных данных, несогласованность форматов и отсутствие механизмов интеграции данных приводят к низкой эффективности использования объектов недвижимости, земельных ресурсов, управления отдельными территориями, ограничению данных о неиспользуемых земельных ресурсах для вовлечения их в хозяйственный оборот, недостаточному распространению цифровых сервисов для заинтересованных лиц, неэффективному расходованию бюджетных средств в связи с необходимостью сбора одних и тех же данных, рискам при принятии управленческих решений и осуществлении инвестиционной деятельности.

Отсутствие обязательных требований для использования органами власти различных уровней базовой цифровой картографической основы с актуальным набором пространственных данных сдерживает и затрудняет реализацию инфраструктурных проектов, в том числе темпы жилищного строительства и развития бизнеса, снижает доступность информации для заинтересованных лиц.

Низкие темпы сбора и актуализации пространственных данных, отсутствие единой технологической базы свидетельствуют о том, что наполнение единой электронной картографической основы составляет 30 процентов территории России.

В мировой практике при создании цифровых карт используется целый набор слоев данных из разных источников (вплоть до подземных коммуникаций).

Неполнота данных связана в том числе с отсутствием дополнительных слоев данных, представляющих интерес для заинтересованных лиц, но находящихся в зоне ответственности других ведомств, например, информации о коммуникациях или зонах с особыми условиями использования территории.

Ввиду отсутствия сведений о координатах характерных точек границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и иных территорий (лесничества, особо охраняемые природные территории, зоны с особыми условиями использования территории, сельскохозяйственные угодья) заинтересованное лицо не имеет четкого представления о том, с какими именно уполномоченными органами власти нужно построить диалог по вопросу приобретения прав на землю.

Таким образом, затягивается процесс улучшения предпринимательского климата и привлечения потенциальных инвесторов для развития территорий муниципальных образований и повышения эффективности налогообложения, что, в свою очередь, является одним из препятствий в достижении национальных целей развития Российской Федерации.

Несовершенство организационно-технической и информационной обеспеченности процесса проведения государственной кадастровой оценки.

Ключевым недостатком в этой сфере остается то, что взаимодействие всех основных участников процесса осуществляется преимущественно на бумажных носителях.

Имеет место отсутствие структурированных сведений об объекте оценки, использованных при расчете кадастровой стоимости, доступных и понятных для потребителя, в связи с чем сохраняется непрозрачность алгоритмов расчета кадастровой стоимости.

Разный уровень финансирования государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации в сфере государственной кадастровой оценки приводит к разному уровню организационно-технологической, кадровой, информационной обеспеченности процесса проведения государственной кадастровой оценки, соответственно, разному уровню качества государственной кадастровой оценки (от 3 млн. рублей до более 100 млн. рублей).

Отсутствует единая платформа информационного взаимодействия всех участников государственной кадастровой оценки, включая правообладателей объектов недвижимости, основных источников ценообразующих факторов (органы местного самоуправления, ресурсоснабжающие организации, организации, осуществлявшие до 1 января 2013 г. государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, и др.), агрегаторов рыночной информации и др.

Мониторинг и сопровождение государственной кадастровой оценки осуществляются преимущественно в ручном режиме.

Таким образом, в первую очередь требуется создание механизма консолидации всех сведений и материалов, используемых в государственной кадастровой оценке, включая отчеты о рыночной стоимости объектов недвижимости. Для последнего предлагается обеспечить реализацию мероприятий по созданию, развитию и функционированию информационных систем (сервисов) в сфере оценочной деятельности.

Еще одной существенной проблемой является отсутствие удобного эффективного инструмента информирования правообладателей об изменениях либо планируемых изменениях кадастровой стоимости объектов недвижимости, что приводит к росту оспариваний и недовольства кадастровой оценкой.

В части кадастровой стоимости объектов недвижимости как потенциала развития территории при принятии градостроительных решений проблемой является также то, что в Российской Федерации применяют ряд систем и моделей по оценке, анализу и прогнозированию экономического потенциала территорий, которые обладают рядом недостатков, возникающих в том числе и по объективной причине:

невозможность получения и консолидации необходимых для проведения анализа данных в полном объеме и в одной точке;

невозможность сравнения территорий разных субъектов Российской Федерации;

проведение стоимостных анализов изменений стоимости объектов недвижимости на основе исключительно цен предложений;

проведение анализа на нерелевантных, разнородных по своей природе, зачастую не сопоставимых источниках данных, сопровождающееся применением неверифицированных и разрозненных методик проведения расчетов.

Недостаточное распространение цифровых сервисов в процессе управления территориями и объектами недвижимости на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В условиях цифровизации первоочередное значение для создания новых возможностей динамичного развития страны приобретает сфера оказания услуг в области предоставления пространственных данных, а также создание сервисов, функционирующих на их основе.

С учетом возросшей более чем в 2 раза нагрузки на базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и необходимости удовлетворения потребностей заинтересованных лиц в услугах по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество в части реализации новых электронных сервисов существующие информационные системы требуют модернизации и перепроектирования.

Низкий уровень материально-технического оснащения контрольно-надзорной деятельности (в том числе высокоточным геодезическим оборудованием, беспилотными воздушными судами) не позволяет обеспечить получение данных дистанционного зондирования Земли высокого разрешения, используемых для проведения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии проверочных мероприятий, увеличить площади обследуемых территорий, что в настоящее время необходимо для решения вопросов исправления реестровых ошибок, проведения мероприятий по вовлечению в оборот неэффективно используемых земельных участков, мониторинга использования земельных участков для строительства, наполнения данными дистанционного зондирования Земли высокого разрешения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных"

Реализация разрабатываемой Программы направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации "Цифровая трансформация" и "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и соответствующих им показателей:

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года;

улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год.

Программа также учитывает положения, определенные Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", и предусматривает мероприятия

Совмин постановлением от 20.11.2020 № 667 определил порядок формирования, ведения и актуализации Единого реестра имущества. Нормы постановления, за некоторым исключением, вступают в силу с 28.11.2020.

Какие организации включают сведения в реестр

Постановление № 667 принято в развитие Указа от 18.05.2020 № 168, предусмотревшего создание государственной информационной системы «Единый реестр имущества» на базе ранее существовавшего Единого реестра госимущества. Указ вступил в силу 21.11.2020.

Формируют и актуализируют Единый реестр имущества сами юридические лица, которые являются его субъектами . Раньше это делали госорганы на основе сведений, предоставленных организациями на бумажных носителях .

Напомним, что субъекты Реестра — это юридические лица, у которых есть госимущество на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или безвозмездного пользования, а именно :

— государственные юридические лица, в том числе госорганы и организации, республиканские государственно-общественные объединения;

— хозобщества с участием государства;

— хозобщества без участия государства, получившие госимущество в безвозмездное пользование.

Доступ к Реестру бесплатный. Но для работы с ним необходимо иметь параметры доступа.

Как получить доступ

Организациям, у которых уже есть доступ, например, в связи с внесением сведений о договорах аренды, новый получать не надо.

Вновь созданные организации и организации, информации о которых еще нет в Реестре, должны подать в Комитет госимущества в электронном виде или на бумажном носителе уведомление установленной формы. К нему надо приложить заверенные копии свидетельства о госрегистрации и устава или положения об организации .

Уведомление надо подать в течение 10 рабочих дней после внесения сведений в ЕГР или после заключения договора безвозмездного пользования госимуществом .

Какие возможности дает Реестр

Наличие в реестре комплексных и актуальных данных позволит формировать отчетность или получать информацию в автоматическом режиме. Например, в Реестре можно будет сформировать карту субъекта, которую надо ежегодно представлять до 1 февраля в вышестоящую организацию, госорган или организацию, которые осуществляют владельческий надзор или с которыми заключен договор безвозмездного пользования госимуществом .

В связи с совершенствованием Реестра упраздняется предусмотренная п. 17.79 перечня № 156 процедура выдача выписки об учете (отсутствии) недвижимого имущества в Едином реестре госимущества .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: