Политико правовой режим как элемент формы государства

Обновлено: 23.02.2024

12. Государственный (политический) режим как элемент формы государства: понятие, значение и классификация.

Государственный политико-правовой режим – это элемент формы государства, представляющий собой совокупность приемов, способов, методов, форм при помощи которых осуществляется государственная власть и руководство обществом.

Государственный политико-правовой режим – совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране. Это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определенный период.

Виды политических режимов:

1. Демократический режим.

Демократия – высокий уровень вовлеченности населения в вопросы управления государством.

Демократия – политический режим при котором единственным источником власти признается народ, власть осуществляется по воли или в интересах народа.

Один из принципов: разрешено все кроме того что запрещено законом.

Итак, признаки демократического режима:

  • единственным источником власти признается народ
  • власть осуществляется по воли или в интересах народа
  • наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;
  • политический плюрализм, т.е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии;
  • многопартийность, свобода мнений, убеждений;
  • принцип: разрешено все, что не запрещено законом
  • высокая степень самоуправляемость общества на местах
  • учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;
  • осуществление государственной власти на основе принципа разделения власти

Выделяют следующие типы демократии:

1. прямая демократия - где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. Непосредственное участие народа в управлении минуя представительства.

2. представительная демократия граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия

Либеральная демократия. (либерти – свобода) – минимизировано вмешательства государства. (государство – ночной сторож). экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы;

Развивающаяся демократия – появляются демократические институты.

2. Антидемократический режим (недемократический режим) характеризуется по мнению Абдуллаева, устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей. От уровня этого контроля и от степени вовлеченности граждан в вопросы управления и зависят недемократические режимы.

-отсутствие выборов либо формирование органов власти путем псевдовыборов;

- отсутствие влияния большинства населения на публичную власть

- усиление роли исполнительно-распорядительных органов и отсутствие разделения власти;

- отсутствие реального политического плюрализма;

- существование единой государственной идеологии;

Авторитарный режим – такой политико-правовой режим при котором высшие государственные органы жестко контролируют политическую сферу жизнедеятельности общества (4 сферы: духовная, социальная, экономическая, политическая). Сам термин авторитаризм был введен в научный оборот теоретиками франфургской школы (неомарксизм) – означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре так и массовому сознанию в целом. В рамках данной школы выделяют два определение авторитаризма – социальная политическая система основанная на подчинении личности государству или его лидерам. Второй определение – социальная установка или черта личности характеризующиеся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам, властям

- отсутствие реальной оппозиции, возможно создание оппозиции (искусственно)

- сращивание правящей партии с гос. аппаратом

- имеются сферы, свободные от политического контроля, - экономика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества

- жесткий контроль политической сферы

Авторитаризм обозначает – (авто – сам). Удерживается либо с применением силы, либо поддержкой безоговорочной со стороны большинства населения.

Чилийская хунта – созданы лагеря для инакомыслящих, Иран – гонениям подвергнуты те, кто отходят от норм Корана. Авторитарно-правовой режим, как правило, регулирует политическую сферу, он может вмешиваться и в экономику и т.д.

Виды авторитарного режима:

- военно-бюрократический режим, возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем своем развитии все большую роль начинают играть различного рода гражданские профессионалы. Отсутствует какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть беспартийным или многопартийным, но чаще всего существует про правительственная, не массовая партия. (пример, Пиночет в Чили)

- корпоративный авторитаризм. Устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеализированной массовой партией и дополнением к однопартийному правлению (пример, Антонио Салазар, генерал Марко в Испании).

- постколониальный авторитаризм – однопартийный мобилизационный режим, который возникает после обретения бывшими колониями независимости создается с низу в обществах с низким уровнем экономического развития.

- расовая или этническая квазидемократия – к демократическим институтам не допускается расовое или этническое меньшинство. Возможно с использованием легального насилия. (бывшая ЮАР)

Классификация: (условное деление)

* прогрессивный (Чили). (Данный режим вывел страну на более высокий уровень).

* консервативный. Связан с мусульманским фундаментализмом, т.е. с на религиозной основе. Вся жизнь государства подчинена религиозным нормам, канонам, правилам. (пример, Иран, ОАЭ).

Тоталитарный режим ( с лат. всеобщий) – режим полного контроля за всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком.

Данный правовой режим характерен для 20 века. Это связано с тем: что проходят революции → хаос (гражданская война + интервенция у нас, а в Германии – контрибуция и проигрыш в войне) →инфляция → необходимость в твердой руке.

- жесткий контроль над сферами жизни общества

- власть формируется закрыто одним человеком или узким кругом лиц из правящей элиты

-система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами. Террор – запугивание.

- господство правящей партии которая является ядром политической системы и срастания данной партии с органами гос. аппарата

- единая государственная идеология

- унификация и регламентация всех сфер жизнедеятельности

(по мнению Горан Линдблэд, Швеция)

§ принцип диктатуры пролетариата

§ руководство, осуществляемое одной единственной партией, преданной коммунистической идеологии. - власть сосредоточена в руках небольшой группы партийных лидеров

§ большой штат полицейских

§ средства массовой коммуникации монополизируются и контролируются государством. - национализация экономики

2 ) фашистский. Идеология фашизма – в Италии. (период Муссолини).

§ отсутствие стремления подменить собой государственные органы

§ идеология вождизма. Заключается в том, что все подчиняется лидеру, вождю

§ милитаризация, т.е. ставка на решение всех вопросов военной силы

§ господства права идеологии – когда капитализм, экономические или национальные цели ставятся выше равенства права для всех слоев населения.

§ элементы популизма. Популизм – форма отношения общества и власти, при которой политическая власть свое отношение к обществу, свое законотворчество аргументирует голосом народа.

3)национал-социалистический – основные положения сформулированы в 1920 г . в программе национал-социалистической немецкой рабочей партии:

§ Обретение жизненного пространства для определенной нации

§ Милитаризация государства и общества

§ Очищение собственной территории от инородцев

§ Все граждане государства должны обладать равными правами и обязанностями.

§ Национализации промышленных трестов.

§ Участия рабочих и служащих в прибылях крупных коммерческих предприятий.

§ Увеличения пенсионного обеспечения для стариков.

§ ликвидация наемного войска и создания народной армии.

§ открытая политическая борьба против заведомой политической лжи и ее распространения в прессе.

Другие виды политических режимов:

Ученые выделяют и другие виды политических режимов:

Например, при рабовладельческом строе выделяются следующие режимы: а) деспотический, б) теократический, в) монархический, г) аристократический, д) демократический.

При феодальном строе выделяются: а) абсолютистский, б) демократический, в) клерикально-феодальный, г) милитаристско-полицейский, д) «просвещенный» абсолютизм.

При буржуазном строе: а) демократический, б) фашистский, в) военно-полицейский, г) бонапартистский.

Тирания ( в переводе с греч. – произвол) – форма власти установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении. В эпоху просвещения – ассоциация с жестоким тираничным правлением В 19 в. – сменяется термином диктатура.

Плутократия (власть богатых) – решение определяется мнением не всего народа а влиятельной социальной группой. При этом существует социальное неравенство и низкая социальная мобильность. Частный случай олигархии. Олигархия – режим при которой реальная власть находится у небольшого круга лиц. (олигархия – занимает власть, плутократия – влияет на власть)

Диктатура – форма осуществления власти при которой органы власть независимо от формы власти, вне зависимости от формы отношения к власти осуществляет свое правление прямым директивным путем.

Клептократия (клептос – воровать) – идеологическое клеше, применяется правительством которое контролируется мошенниками, которые используют преимущество власти для увеличения личного богатства и политического влияния с помощью использования гос. средств за счет наиболее широких слоев населения и иногда даже без попыток имитации честной службы народу. (начло 90-х г.)

Клептократия обычно связана с коррумпированными формами авторитарных правительств.

Меритократия – принцип управления, согласно которому посты должны занимать наиболее способные люди независимо от их социального или политического происхождения.

Джамахирия – Ливия. В основу положен принцип корпоративизма, во\гл. государства лидер, который официально не занимает ни каких постов, широкое народное самоуправления, эклектика ислама и марксизма. («государство масс»)

Султанский режим – предельная форма авторитаризма. Особенности – отсутствие идеологии, политической мобилизации, отсутствие ограничителей власти султана, кроме религиозных. (Ирак)

Необходимо также отметить, что разнообразие форм правления и политических режимов не беспредельно и имеет свои логические и исторические границы. Так, цивилизованному государству присущ лишь демократический режим и для него неприемлемы фашистский, тоталитарный или авторитарный режимы. Точно также в демократическом государстве! не может быть такой формы правления, как абсолютная монархия с ее произволом и беззаконием.

Нельзя отождествлять форму государства и политико-правовой режим (диктатура может быть и при республики, демократия при монархии). Государства каждого типа могут воплощать любые формы, которые не противоречат их содержанию. Конкретная форма государства определяется историческим типом государства. Кроме этого она зависит и от других факторов: уровня экономического развития общества, от соотношения социальных, политических сил, историко-национальные и культурные традиции ; международная обстановка. Каждое государство развивается в специфических конкретных условиях поэтому оно имеет своеобразные политические формы, следовательно тип и форма государства соотносятся как содержания и форма. Тип государства – термин который используется в формационном подходе определения общества, под типом государстве понимается все многообразие государственной жизни общества.

Полити́ческий (госуда́рственный) режи́м — способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Понятие "политический режим" включает в себя следующие параметры (признаки): степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности; характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом; положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; тип политического поведения; характер политического лидерства; доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.); меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие: провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; предполагается существование правового государства и гражданского общества; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества; доминируют методы убеждения, компромисса; политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции; гласность; средства массовой информации свободны от цензуры; реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений)

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права,

референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п. Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций. Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п. К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа; доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации; фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета). Основные характеристики авторитарного политического режима: в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно- распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); роль представительных органов власти ограничена,

хотя они и могут существовать; суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор; сохраняется ограниченная цензура, "полугласность"; существует частичный плюрализм; права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте; силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима. Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей. Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

56. Критический анализ историко-материалистической версии происхождения государства.

Материалисти́ческая (маркси́стская, исто́рико-материалисти́ческая, диале́ктико-материалисти́ческая) тео́рия происхожде́ния госуда́рства связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

По оценкам специалистов, «теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли». С. С. Алексеев и В. М. Корельский указывают, что хотя нет оснований считать, что классовая борьба не влияла на возникновение государства, нельзя считать возникновение классов единственной причиной его появления, поскольку имеются примеры зарождения и формирования государства в доклассовом обществе, а на процесс государствообразования влияют и другие, более общие факторы.

Материалистическая теория происхождения государства, по мнению Н.М. Коркунова, также не объясняет причины происхождения государства. Сосредоточивая свое внимание на экономическом факторе, результатом которого является борьба общественных классов друг с другом, экономическая (марксистская.- В.К.) теория не обращает внимания на другие факторы и условия человеческого общества. Классовая борьба, как считал Н.М. Коркунов, может породить только господство самого могущественного из классов к его личной выгоде, т.е. государство в этом случае отождествляется с властью экономически господствующего класса. В представлениях Н.М. Коркунова, такой характер властеотношений не свойствен государству, т.к. его предназначение состоит в объединении общества, а также в том, чтобы государственная власть выражала единые для всего общества интересы. Постоянная борьба классов не способствует единению общества под

эгидой единой государственной власти. Напротив, она приводит к разрушению общественных связей и, в конечном итоге, к установлению господства одного класса над другим, закреплению отношений зависимости неимущих классов от классов имущих. Одним словом, марксистскую теорию происхождения государства Н.М. Коркунов, хотя и признавал в ней определенные достоинства, в целом считает не способной раскрыть причины и условия происхождения государства.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Термин политический режим используют как синоним термина государственный режим. Политический режим – это элемент формы государства, который характеризует совокупность приемов, методов, способов, используемых властью для управления государством.

Традиционно выделяют следующие виды политических режимов.

1. демократический политический режим (демократия)

2. антидемократические политические режимы (тоталитарный, фашистский, авторитарный и деспотичный)

Можно выделить следующие черты демократического политического режима:

- защищенность и гарантированность прав и свобод личности

- принятие решений в интересах большинства с учетом интересов меньшинства

- стремление государства к статусу правового (верховенство права, режим законности и государственной ответственности)

- государство не стремится к глобальному господству над обществом, видя свои функции в обеспечении безопасности общества и создании условий для реализации прав и свобод личности

- обеспеченность власти поддержкой населения, выборность высших органов

Виды демократического политического режима:

Либеральный (ключевую роль играют права и свободы человека. Государство же стремится к обеспечению этих прав и свобод, и безопасности личности)

Консервативный (ключевую роль играют политические традиции)

Антидемократические политические режимы

В общих чертах характеризуются приоритетом государственных интересов над правами и свободами личности, приоритетом использования мер государственного принуждения над мерами убеждения для управления, широким вторжением государства в общественную жизнь.

Тоталитарный (лат Totus – весь, полный) К основным чертам тоталитарного режима можно отнести:

- государство стремится к полному единению с обществом

- государство монополизирует свою роль контроля над экономикой, культурой. религией и даже личной жизнью

- личность не гарантирована в своих правах и свободах

Часто его называют радикальными тоталитаризмом. Для него характерны все признаки тоталитаризма, но дополнительными характеристиками выступают

- воинственный расизм, шовинизм (идея превосходства одного над другим)

- обычно характерно существование культа вождя

Рассматривается как компромисс между тоталитарным и демократическим режимом. Участие народа есть, но оно минимально. Власть же реализуется конкретным лицом (классом, группой лиц).

Основывается на единоличном правлении. Власть устанавливается насильственно-захватническим путем. Остальные черты – как в тоталитарном режим.

Деспотический режим (греч. despotia – неограниченная власть)

Отличие от тиранического режима в том, что власть может быть установлена и законным путем, но базируется на принципах произвола, самоуправства.

С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом: 1)государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; 2)устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. Система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них.

На механизм государства непосредственное вли­яние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

1.Законодательные органы - право издания законов при­надлежит обычно высшим представительным органам (парламент). Парламент состоит из ниж­ней и верхней палаты.

2.Глава государства - призван обеспечивать согласо­ванное функционирование этих органов власти в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным.

3.Исполнительные органы - правительство, которое непосредственно управ­ляет страной. Правительство обычно состоит из главы пра­вительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглав­ляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются ми­нистрами, секретарями. По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.

4.Органы правосудия - образуют довольно сложную систе­му, состоящую из гражданских, уголовных, административ­ных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регу­лируемого процессуальным правом судопроизводства. В стра­нах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

16.Понятие формы государства. Соотношение её с типом государства

Форма государства – способ организации, существования и деятельности государства. Это сложное понятие, состоит из 3х элементов:

1)форма правления – определяет то, как организована верховная власть в государстве, как формируется, её полномочия, связь с обществом. Объясняет: 1)как создаются высшие органы государства, и какого их строение 2)как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами 3)как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны 4)в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина (монархия и республика)

2)форма гос. устройства – раскрывает территориальную организацию государства, на какие элементы делится территория и как распределяется власть по территориям (унитарное и федеративное)

3)политический режим – способы осуществления власти, показывает, как власть действует. Определяется 1)от того, какими методами осуществляется политическая власть (убеждение или насилие) 2)от соотношения политических сил (если устойчивый баланс, то стабильный режим; если верх берут то одни, то другие - неустойчивый). Связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием. Он влияет на внутреннюю и внешнюю поли­тику государства (демократический, авторитарный)

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы государства, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

17.Форма правления государства: понятие и значение. Виды форм правления государства и их характеристика

Форма правления – определяет то, как организована верховная власть в государстве, как формируется, её полномочия, связь с обществом.

Форма правления объясняет:

1)как создаются высшие органы государства, и какого их строение

2)как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами

3)как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны

4)в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина

1.Монархия – верховная власть принадлежит одному монарху, власть передаётся по наследству. Но в 2х случаях возможны выборы монарха: 1)прерывается царская династия 2)в Польше всегда. Монарх неприкосновенное лицо, не несёт юр. ответственности, сосредотачивает все 3и ветви власти в своих руках.

Абсолютная монархия - верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Власть в центре и на местах принадлежит чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Ограниченная монархия – власть монарха значительно ограничена конституцией или парламентом. Формируется после буржуазных революций. Монарх – моральный лидер, объединяет народ, но реальной политической власти не имеет, представительские функции. Парламентская - правительство формируется из представителей партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, и имеет право накладывать абсолютное вето на решения парламента. (Марокко)

2.Республика - верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Большую роль играет парламент. Общие признаки: 1)единоличный и коллегиальный глава государства 2)выборность на определенный срок 3)осуществление государственной власти по поручению народа 4)юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом 5)обязательность решений верховной государственной власти.

Парламентская республика – верховная роль принадлежит парламенту. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Президент избирается, как правило, парламентом, осуществляет представительские функции, является главой государства. Полномочия главы государства: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Исполнительная власть находится в руках правительства. Глава правительства формирует правительство. Правительство формируется из партии, получившей большинство голосов в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. Оно у власти пока имеет большинство в парламенте. Если утрачивает, уходит в отставку или через главу государства добивается роспуска парламента.

Президентская республика - в руках президента сосредотачиваются полномочия главы государства и главы правительства. Президент избирается народом. Он формирует правительство, которое подчиняется президенту. Парламент не может распустить правительство. Полномочия: участвует в формировании кабинета или совета министров, имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

Смешанная – президент обладает сильной властью и большими полномочиями. Избирается народом. Является главой государства и верховным главнокомандующим, но не возглавляет правительство. Правительство может формироваться на парламентской основе или другим способом. Возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непре­одолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня.

18.Форма государственного устройства: понятие, значение и виды

Форма гос. устройства – раскрывает территориальную организацию государства, на какие элементы делится территория и как распределяется власть по территориям.

Унитарное - единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают государственным суверенитетом. Административные границы верховная власть может менять. Единая система гос. власти, одна конституция и законодательство. Единая атрибутика (герб, флаг, гимн). Единая система налогообложения.

Федеративное – территория федерации состоит из территорий субъектов, они являются государственными образованиями и имеют некоторые черты государств. Границы субъектов верховная власть не может изменить без их согласия. Два уровня власти: федеральная и государственная у субъектов. Каждый субъект имеет свою Конституцию или устав, своё законодательство. Имеется единая атрибутика, а также атрибутика каждого субъекта. Налоги федерального значения едины, а другие налоги могут быть отличны у разных субъектов. 1)Национальные федерации – субъекты создаются по национальному признаку. Более сложное государственное устройство. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. 2)Территориальные – по территориальному признаку. Значительное ограничение государственного суверенитета субъектов федерации. Центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам субъектов федерации.

3)Симметричные – субъекты равноправны. 4)Асимметричные – неравноправны.

Содружество - своеобразное объединение независимых государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Имеет переходный характер. В основе могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Сообщество – объединение независимых государств. В основе лежит межгосударственный договор. Переходная форма к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сто­рону конфедеративного объединения.

Политический режим – способы осуществления власти, показывает, как власть действует. Связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием. Он влияет на внутреннюю и внешнюю поли­тику государства.

Политический режим определяется 1)от того, какими методами осуществляется политическая власть (убеждение или насилие) 2)от соотношения политических сил (если устойчивый баланс, то стабильный режим; если верх берут то одни, то другие - неустойчивый).

Демократический – либеральные, мягкие способы осуществления власти. Положение личности: личность наделена большим объёмом прав и свобод, имеются механизмы защиты прав и свобод, люди могут ими пользоваться. Принцип организации и деятельности государства: принцип разделения властей, это один из главных механизмов, который не позволяет узурпировать власть одной ветвью; принцип выборности, сменяемости чиновников, гласность политики, наличие оппозиций, свобода СМИ. Партийность: многопартийность позволяет сформировать демократическую избирательную систему, реализовать принцип сменяемости и т.д. Роль правоохранительных органов: они защищают права и свободы.

Авторитарный – режим жёсткой власти, основанный в большей степени на насилии. Положение личности: многих прав может просто не быть, либо они закреплены, но реализовать их невозможно. Принцип организации и деятельности государства: разделения властей нет, выборность носит формальный характер, оппозиций нет, гласности нет, чиновники сменяются после смерти. Партийность: однопартийная система, партийный и государственный аппарат сливаются. Власть партии выше власти государства, поэтому партия превращается, по сути, в государственную структуру (хотя партии – это общественные структуры). На уровне Конституции закреплён приоритет одной партии, поэтому остальные партии особой роли не играли, партии не были равноправны. Роль правоохранительных органов: карательные органы.

Тотали­тарный режим является крайней формой авторитарного. Полный контроль над всеми сферами жизни общества. Насилие - главное условие для укреп­ления и осуществления власти.

20.Функции государства: понятие и классификация

Функции государства – это основные направления деятельности государства по осуществлению стоящих перед ним задач.

1)функции непосредственно связаны с сущностью государства. Сущность проявляется в функциях

2)функции предопределены политическими, экономическими, социальными и другими отношениями. Поэтому функции носят объективный характер, это означает, что государство обязано выполнять функции

3)процесс реализации функций носит субъективный характер, т.к. реализуют их люди. Эффективность функций зависит от компетентности, профессионализма, личных качеств исполнителя.

4)все функции взаимосвязаны между собой, в реальной действительности их сложно разграничить (системность функций)

5)функции постоянно изменяются и развиваются: меняется их содержание, формы и способы осуществления

6)функции осуществляются с помощью определённых форм (законодательная форма, исполнительная, охранительная) и методов (убеждения и принуждения)

7)в различные исторические эпохи в разных государствах может меняться уделный вес той или иной функции

1)по сферам деятельности:

внутренние (экономическая, политическая, идеологическая, обеспечение внутреннего правопорядка, социальная, экологическая) и внешние (оборона страны, установление мирных дипломатических отношений с другими государствами, агрессивная)

Государственно-правовой (политический) режим – совокупность способов и средств, которые использует государство для достижения своих целей (с помощью которых осуществляется государственная власть).

Форма правления (монархическая, республиканская) и государственное устройство (унитарное, федеративное) – это внешняя форма государства, а политический режим – внутренняя.

Считается, что политический режим является ведущим элементом формы государства, т.к. он оказывает решающее влияние на два других элемента.

Некоторые ученые различают государственный и политический режимы. Политический режим – более широкое понятие, т.к. включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов) (Хропанюк). Лазарев и Липель считают, что это одно и то же. Понятие «государственный режим» показывает, какая государственная атмосфера сложилась в обществе, каков в стране уровень демократии, какими средствами обеспечивается государственная власть.

Исторически первой формой государственного режима является деспотический режим (полное бесправие и подчинение деспоту со стороны его подданных, жестокое подавление любой их самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия).

Демократический режим (демократия = демос + кратос = власть народа) – основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. В условиях демократического режима народ признается единственным и главным источником власти, которую он осуществляет как непосредственно (непосредственная демократия), так и через образуемые им органы представительной власти (представительная демократия). Реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. Личность защищена от произвола и беззакония. Признаки:

народовластие – признание народа единственным источником власти в стране;

свобода личности в экономической сфере: свобода предпринимательства и признание частной собственности;

• реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

• функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей;

выборность и сменяемость органов государственной власти;

децентрализация государственной власти;

• учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;

политический плюрализм, то есть отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений и убеждений;

• наличие легальной оппозиции.

Среди демократических режимов различают:

1. либерально-демократический:

1. характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни (многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, терпимость к различным взглядам, суждениям);

2. экономической основой служит рыночная экономика;

3. осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

4. в отношениях личности и государства приоритет отдается интересам личности;

5. высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.

2. демократический – основан на максимальном использовании демократических институтов (демонстраций, шествий, митингов, петиций):

•признание равенства и свободы всех людей;

•максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцит, демонстраций, собраний, митингов;

•принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например, национальных меньшинств;

•строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы.

Недемократические (антидемократические) режимы:

1. Тоталитарный режим – господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия, ограничение политических свобод, запрещение политических партий и легализация деятельности партии власти, жесткая централизация государственного управления, подавление экономической свободы, частных интересов и так далее. Тоталитаризм существует в виде таких государственных режимов, как расистский, фашистский, военно-диктаторский (был в России при Сталине, сохранился в некоторых странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки). Таким образом, тоталитарный режим характеризуется всеобъемлющим контролем государства над обществом и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения. Черты этого режима:

1. идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;

2. нетерпимость ко всякому инакомыслию, насильственное уничтожение инакомыслия;

3. монополия государства на информацию;

4. подавление человеческой индивидуальности; массовый террор против своего населения; репрессии;

5. однопартийность, слияние партийного и государственного аппаратов;

6. жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь;

7. упразднение МСУ;

8. доминирующее положение государственной собственности.

Три разновидности тоталитаризма:

1. левый тоталитаризм (коммунизм);

2. правый тоталитаризм (фашизм);

3. религиозный тоталитаризм (фундаментализм).

1. Авторитарный режим – режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатура). Он считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для данного режима характерно:

1.власть элиты не ограничена законом;

2.наличие формальных государственных органов;

3.народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты – смена прямых выборов на представительские;

4.в политической жизни допускается многопартийность, но оппозиционные партии запрещаются;

5.имеются сферы, свободные от политического контроля, – экономика и частная жизнь, контролируется, главным образом, политическая область жизни общества;

6.устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;

7.принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников режима.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: