Погашение государственного долга в марий эл

Обновлено: 16.08.2022

от 30 декабря 2011 года N 436

О КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

В целях реализации мероприятий государственной программы Республики Марий Эл "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2012 года N 429, Правительство Республики Марий Эл постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию долговой политики Республики Марий Эл на период до 2025 года.

2. Участникам системы управления государственным долгом Республики Марий Эл обеспечить в установленном законодательством порядке выполнение полномочий по управлению государственным долгом Республики Марий Эл.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на временно исполняющего обязанности министра финансов Республики Марий Эл Торощина А.А.

Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ

Утверждена
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 30 декабря 2011 года N 436

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


I. Цели, задачи и принципы долговой политики Республики Марий Эл

Управление государственным долгом Республики Марий Эл (далее - управление долгом) является одним из важных компонентов системы управления финансовыми ресурсами Республики Марий Эл. Качественное и эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.

Под долговой политикой Республики Марий Эл понимается стратегия управления государственными заимствованиями Республики Марий Эл в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.

Основной целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств Республики Марий Эл в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Принципами управления долгом являются:

сохранение объема государственных долговых обязательств Республики Марий Эл (далее - долговые обязательства) на экономически безопасном уровне. Экономически безопасным уровнем считается объем долговых обязательств, не превышающий 40 - 45 процентов доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений;

полнота и своевременность исполнения долговых обязательств;

сокращение стоимости обслуживания долга;

прозрачность управления долгом.

Долговая политика Республики Марий Эл является частью бюджетной политики Республики Марий Эл, и управление долгом непосредственно связано с бюджетным процессом.

Основными задачами управления долгом в рамках реализации настоящей Концепции являются:

повышение эффективности государственных заимствований Республики Марий Эл (далее - заимствования);

оптимизация структуры долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;

сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;

обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями республиканского бюджета Республики Марий Эл (далее - бюджет) в привлечении заемных средств;

развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом;

учет информации о долге, формирование отчетности об обязательствах;

обеспечение раскрытия информации о долге.

Управление долгом реализуется посредством комплекса принимаемых решений, процедур, методик и мероприятий по планированию, привлечению, погашению и обслуживанию долговых обязательств.

В рамках настоящей Концепции в целях управленческого учета в системе управления долгом вводятся такие понятия, как долговая нагрузка на бюджет, долговая емкость бюджета, прямые и условные обязательства, субъекты государственного и муниципального секторов экономики.

Долговая нагрузка на бюджет - отношение объема государственного долга Республики Марий Эл к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Долговая емкость бюджета - суммарное превышение доходов бюджета и поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности Республики Марий Эл, над его расходами, обеспечивающими функционирование органов государственной власти Республики Марий Эл и оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Республики Марий Эл, без учета расходов на обслуживание и погашение действующих обязательств, погашение просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений Республики Марий Эл и резервирования средств под возможное исполнение государственных гарантий Республики Марий Эл.

Прямые обязательства - это совокупность всех обязательств, которые требуют выплаты процентов и основного долга должником кредитору в определенные даты в будущем. К прямым обязательствам относятся обязательства, определенные статьей 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением государственных гарантий Республики Марий Эл. В целях полноты определения долговой емкости бюджета при планировании и исполнении бюджета в составе прямых обязательств также учитывается просроченная кредиторская задолженность бюджета государственным учреждениям Республики Марий Эл в соответствии с действующими в Российской Федерации нормами бухгалтерского учета.

Условные обязательства - это совокупность обязательств по таким формам соглашений и договоров, финансовая ответственность по которым может возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных событий.

К условным обязательствам относятся государственные гарантии Республики Марий Эл, а также имущественные обязательства третьих лиц, за исключением учитываемых в объеме прямых обязательств, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации Республика Марий Эл может нести субсидиарную ответственность.

Под субъектами государственного и муниципального секторов экономики понимаются органы государственной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления, государственные учреждения, находящиеся в собственности Республики Марий Эл, и муниципальные учреждения, находящиеся в собственности муниципальных образований, государственные унитарные предприятия Республики Марий Эл, муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйствующие субъекты, в уставных капиталах которых доля Республики Марий Эл и (или) муниципальных образований превышает 50 процентов акций или доля участия в которых в иной форме составляет более 50 процентов.


II. Взаимосвязь процесса управления долгом с бюджетным процессом

Взаимосвязь процесса управления долгом с бюджетным процессом исходит из самой цели управления долгом - обеспечения исполнения расходных обязательств Республики Марий Эл в полном объеме.

Процесс управления долгом начинается на стадии планирования бюджета с оценки долговой емкости бюджета, определения инвестиционных возможностей Республики Марий Эл и прогнозируемой долговой нагрузки на бюджет.

Для достижения и сохранения экономически безопасного уровня долговой нагрузки на бюджет необходимо обеспечить последовательное опережающее снижение темпов роста государственного долга по отношению к темпам роста налоговых и неналоговых доходов бюджета с последующей стабилизацией соотношения указанных темпов на уровне, равном 1.

На этапе исполнения бюджета осуществляется привлечение заемных средств в целях финансирования дефицита бюджета, а также для погашения долговых обязательств.

На каждом этапе бюджетного процесса качество и эффективность управления долгом непосредственно влияют на исполнение расходной части бюджета.


III. Институциональная структура управления долгом, полномочия (функции) органов государственной власти Республики Марий Эл, задействованных в управлении долгом

Институциональная структура управления долгом состоит из двух основных элементов:

организационная структура системы управления долгом (приложение к настоящей Концепции);

нормативно-правовое регулирование управления долгом.

Организационная структура системы управления долгом включает органы государственной власти Республики Марий Эл, которые участвуют в процессе управления долгом, с определенными полномочиями (функциями) и основными требованиями к выполнению указанных полномочий (функций) в соответствии с приложением к настоящей Концепции и нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, определяющими полномочия и компетенцию указанных органов. Нормативно-правовое регулирование управления долгом представляет собой перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Республики Марий Эл, устанавливающих принципы и порядок планирования и привлечения прямых и условных обязательств, управления действующими обязательствами, учета информации о действующих обязательствах, а также подготовки отчетности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Марий Эл.


IV. Принципы планирования прямых и условных обязательств

Разработка программ государственных заимствований Республики Марий Эл (далее - программы государственных заимствований) и программ государственных гарантий Республики Марий Эл (далее - программы государственных гарантий) на очередной финансовый год и на плановый период осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Марий Эл "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл".

Министерство финансов Республики Марий Эл с учетом прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл и на основании прогнозируемой долговой нагрузки на очередной финансовый год и на плановый период разрабатывает проекты программ государственных заимствований, обеспечивает привлечение, погашение заимствований в рамках указанных программ.

Процесс планирования прямых и условных обязательств состоит из двух этапов:

планирование расходов на обслуживание и погашение действующих обязательств;

планирование объемов привлечения новых обязательств (прямых и условных).

Основной целью планирования расходов на обслуживание и погашение действующих обязательств является оценка возможности обслуживания и погашения долга за счет доходов бюджета.

При планировании объемов привлечения новых обязательств (прямых и условных) должны быть соблюдены ограничения:

на размеры заимствований, долга и расходов на его обслуживание, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл;

на размер средств на обслуживание и погашение прямых обязательств, а также исполнение условных обязательств исходя из долговой емкости бюджета.

Исходной информацией для планирования прямых и условных обязательств являются:

прогноз доходов бюджета, поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности Республики Марий Эл, расходов бюджета, обеспечивающих функционирование органов государственной власти и оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями, на основе основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл;

потребность в бюджетных инвестициях, определяемая на основе приоритетов инвестиционной политики Республики Марий Эл;

информация о действующих прямых и условных обязательствах.

Министерство финансов Республики Марий Эл на основе исходной информации определяет:

долговую емкость бюджета;

необходимые и возможные объемы привлечения прямых и условных обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку на бюджет в соответствии с методикой, утвержденной Министерством финансов Республики Марий Эл;

предельный объем предоставляемых государственных гарантий Республики Марий Эл в очередном финансовом году и плановом периоде для формирования программы государственных гарантий;

структуру долга на очередной финансовый год и плановый период.

Стратегия заимствований определяется исходя из целей привлечения средств на финансирование дефицита бюджета и погашение обязательств.

Объем заимствований на рефинансирование долга определяется отдельно на вынужденное и добровольное рефинансирование долга.

Объем заимствований на вынужденное рефинансирование долга определяется величиной превышения затрат на обслуживание и погашение действующих прямых обязательств над долговой емкостью бюджета.

Объем заимствований на добровольное рефинансирование долга определяется на основе анализа структуры и условий обслуживания и погашения действующих прямых обязательств, а также условий, сложившихся на рынке заимствований в конкретный момент. Добровольное рефинансирование долга осуществляется для улучшения условий обслуживания и погашения действующих прямых обязательств.

Стратегия заимствований строится в соответствии с приоритетами инвестиционной политики Республики Марий Эл. Допустимые объемы привлечения заимствований определяются исходя из предельного объема заимствований и иных ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Республики Марий Эл "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл", и долговой емкости бюджета. При определении сроков, на которые привлекаются заимствования, следует учитывать сроки реализации инвестиционных проектов, принятых к реализации.

Результатом планирования прямых и условных обязательств являются:

программы государственных заимствований на очередной финансовый год и плановый период;

от 26 декабря 2019 года N 421

Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

____________________________________________________________________
Утратил силу с 20.01.2021 на основании постановления Правительства Республики Марий Эл от 20.01.2021 N 12.
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра финансов Республики Марий Эл.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 г.

И.о. Председателя Правительства
Республики Марий Эл
С.СМЕТАНИН

Утверждены
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 26 декабря 2019 г. N 421

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2020 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ

1. Общие положения

Формирование государственной долговой политики Республики Марий Эл в 2020 - 2022 годах (далее - долговая политика) будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2011 г. N 436 "О Концепции долговой политики Республики Марий Эл на период до 2025 года", распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2016 г. N 343-р "О плане мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Республики Марий Эл" и основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Основные направления долговой политики разработаны в целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Республики Марий Эл (далее - государственный долг).

При подготовке основных направлений долговой политики учтены рекомендации Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики.

2. Итоги реализации долговой политики Республики Марий Эл

В период с 2004 года в Республике Марий Эл наблюдался ежегодный рост государственного долга. В 2016 году объем государственного долга достиг своего наивысшего значения и по состоянию на 1 января 2017 г. составил 13 513,8 млн. рублей, или 100,9 процента общего объема доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета объема безвозмездных поступлений.

Начиная с 2017 года, благодаря проводимой в республике ответственной долговой политике, объем государственного долга и уровень долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл ежегодно сокращаются.

Так, в 2017 и 2018 годах объем государственного долга снизился на 230,0 млн. рублей и по состоянию на 1 января 2019 г. составил 13 283,8 млн. рублей, или 85,5 процента общего объема доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета объема безвозмездных поступлений.

Была улучшена структура государственного долга. На 1 января 2019 г. доля рыночных долговых обязательств (кредитов кредитных организаций и государственных облигаций) в общем объеме долга составила 54 процента (против 71 процента на 1 января 2017 г.), доля бюджетных кредитов из федерального бюджета - 46 процентов (против 29 процентов на 1 января 2017 г.).

Государственные внутренние заимствования Республики Марий Эл в 2018 году осуществлялись в целях рефинансирования действующих долговых обязательств. В качестве инструмента заимствований использовались кредиты кредитных организаций. В течение 2018 года проведено 5 электронных аукционов, по результатам которых привлечены кредиты на общую сумму 1 470,7 млн. рублей.

Было обеспечено привлечение кредитов кредитных организаций по ставкам не выше уровня ключевой ставки Банка России, увеличенной на 1 процент годовых в соответствии с условиями соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов.

Кроме того, в связи со снижением ключевой ставки Банка России была проведена работа по пересмотру условий ранее заключенных с кредитными организациями государственных контрактов. В результате в течение 2018 года средневзвешенная процентная ставка по кредитам кредитных организаций снизилась на 0,5 процентных пункта и по состоянию на 1 января 2019 г. составила 8,8 процента годовых.

Также в 2018 году Республика Марий Эл активно использовала краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета. В течение 2018 года было привлечено 5 краткосрочных бюджетных кредитов на общую сумму 3 600,0 млн. рублей.

Погашение и обслуживание долговых обязательств Республики Марий Эл осуществлялись в установленные сроки и в полном объеме.

С целью неувеличения объема государственного долга государственные гарантии Республики Марий Эл не предоставлялись.

Проведение активной долговой политики (получение в 2017 году из федерального бюджета бюджетных кредитов, использование краткосрочных бюджетных кредитов, временно свободных остатков средств бюджетных и автономных учреждений республики на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства, проведение работы по снижению процентных ставок) позволили сократить расходы на обслуживание государственного долга за 2018 год по сравнению с 2017 годом на 405,6 млн. рублей, или на 39,3 процента.

Отрицательное влияние оказало сокращение поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет Республики Марий Эл в 2018 году. Против уровня 2017 года поступления снизились на 1 077,0 млн. рублей, или на 6,5 процента. В связи с недостаточностью доходной базы по итогам 2018 года республикой не были выполнены условия соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов в части показателей по уровню долговой нагрузки на республиканский бюджет. Последствием невыполнения данных условий стал досрочный возврат части реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам в сумме 489,4 млн. рублей в федеральный бюджет, который был обеспечен республикой в срок до 1 июля 2019 г.

Уровень кредитного рейтинга, присвоенный Республике Марий Эл по международной рейтинговой шкале, подтвержден в 2018 году на уровне "ВВ" со стабильным прогнозом.

Динамика основных показателей, характеризующих государственный долг, за последние три завершенных года приведена в таблице:

Дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл, млн. рублей

Отношение дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений, процентов

Государственный долг Республики Марий Эл на конец года, млн. рублей

кредиты кредитных организаций

государственные ценные бумаги

Отношение объема государственного долга к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений, процентов

Отношение рыночного долга к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений, процентов

Расходы на обслуживание государственного долга, млн. рублей

Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, процентов

По итогам исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2018 год республикой соблюдены ограничения, касающиеся уровня дефицита бюджета, параметров государственного долга, предельного объема заимствований и расходов на обслуживание государственного долга, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В 2019 году в Республике Марий Эл продолжает проводиться взвешенная долговая политика, направленная на сокращение объема государственного долга и снижение уровня долговой нагрузки на бюджет.

С целью реализации поставленной задачи республиканский бюджет Республики Марий Эл на 2019 год утвержден с профицитом и предусматривает направление собственных доходов республиканского бюджета в сумме 1 293,9 млн. рублей на сокращение долговых обязательств.

В результате проведенных мероприятий объем государственного долга по состоянию на 1 октября 2019 г. уже сокращен за период с начала текущего года на 893,9 млн. рублей. До конца 2019 года планируется проведение мероприятий по сокращению государственного долга еще на 400,0 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2020 г. государственный долг составит 11 990,0 млн. рублей. Структура долга останется сбалансированной и будет на 44 процента состоять из бюджетных кредитов и на 56 процентов - из рыночных долговых обязательств.

Ожидаемый по итогам 2019 года объем государственного долга соответствует целевым показателям, установленным соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов.

Требования бюджетного законодательства Российской Федерации к размеру дефицита бюджета, объему государственного долга, предельному объему заимствований и расходам на обслуживание государственного долга по ожидаемым итогам исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2019 год также будут соблюдены.

3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Республики Марий Эл

Долговая политика Республики Марий Эл определяется текущими особенностями развития экономики республики и Российской Федерации в целом, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Основным фактором, определяющим долговую политику, остается соблюдение условий, установленных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении республике из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Марий Эл.

Соглашения с Министерством финансов Российской Федерации с учетом заключенных дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам устанавливают следующие обязательства республики в части долговой политики:

обеспечение в 2020 - 2022 годах дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл на уровне не более 10 процентов от суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год. Утвержденный законом о республиканском бюджете Республики Марий Эл и сложившийся по данным годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл в 2020 - 2022 годах дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл может превысить установленный показатель на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Республики Марий Эл, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, в том числе средств резервного фонда Правительства Республики Марий Эл;

обеспечение на 1 января 2021 г. доли общего объема государственного долга Республики Марий Эл не более 75 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2020 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Республики Марий Эл по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 42 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;

обеспечение на 1 января 2022 г. доли общего объема государственного долга Республики Марий Эл не более 67 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2021 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Республики Марий Эл по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 42 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;

Объём государственного долга Марий Эл сократился с начала 2019 года на 1 млрд 293,8 млн рублей или на 10% своей денежной массы.


Госдолг Марий Эл за 2019 год сократился почти на 1,3 млрд рублей


Йошкар-Ола, 26 декабря. Объём государственного долга Марий Эл сократился с начала 2019 года на 1 млрд 293,8 млн рублей или на 10% своей денежной массы.

По традиции, в конце декабря Глава Марий Эл Александр Евстифеев выступил с подробнейшим отчётом о том, что было сделано в уходящем от нас на глазах 2019 году. Руководитель республики считает этот год в целом вполне успешным. В течение этого периода Правительство РМЭ плодотворно работало над решением важных задач. Сегодня мы расскажем об итогах года в финансовой сфере.

По словам Главы региона, одним из безусловных приоритетов действующей власти в республике является последовательная политика по сокращению долговой нагрузки на республиканский бюджет. И эти действия дают плоды: на 1 декабря сего года госдолг сократился до 11 990 млн рублей, для сравнения: в начале 2019 года госдолг составлял 13 283,8 млн рублей.

Что важно, снизился и объём просроченной кредиторской задолженности, он составил 1 146,3 млн рублей. В связи с направлением дополнительных доходов на погашение просроченной кредиторской задолженности она снизилась на 475,3 млн рублей или на 29%.


Благодаря чему удалось добиться таких результатов? Для этого был предпринят целый ряд эффективных шагов. Так, республика направляла собственные доходы бюджета на сокращение долговых обязательств республики по коммерческим кредитам, в 2019 году на эти цели ушло 1 293,8 млн рублей.

Впрочем, есть и те, кто задаётся вопросом: «А зачем так стараться уменьшить долги республики?» Весь мир живёт в долг, берёт кредиты. Как объяснил Александр Евстифеев, все эти меры позволили сократить расходы на обслуживание госдолга в 2019 году относительно первоначального плана на 171 млн рублей. «И эти средства мы пустили не на оплату процентов по долгам, а направили на нужды республики», — подчеркнул Глава.


Всего же, начиная с 2017 года, расходы на обслуживание госдолга республики сократились на 668 млн рублей или в 2,1 раза (!). Отметим ещё раз: сократились вдвое! Если в 2016 году эти расходы составляли 1 млрд 275 млн рублей, то расходы текущего года — уже 607 млн рублей. Как видите, разница — кардинальная.

Другой момент. Благодаря планомерной работе Правительства республики почти полностью погашена просроченная кредиторская задолженность за газоснабжение, которая сложилась у ряда учреждений. И это тоже важнейшая деятельность власти, позволяющая сохранить бесперебойное снабжение Марий Эл «голубым топливом».


Мы не собираемся жить в долг и в будущем: судя по параметрам консолидированного бюджета Марий Эл, доходы и расходы республики на 2020 год составляют 39,7 млрд рублей. Регион намерен тратить ровно столько, сколько заработает, не больше. Такова принципиальная позиция Евстифеева, от которой его Правительство не отступает в течение всех этих лет.

Наверное, поэтому мы на хорошем счету у международных аналитиков. Так, авторитетное международное рейтинговое агентство FitchRatings, предоставляющее мировым кредитным рынкам независимые оценки кредитоспособности, подтвердило долгосрочные рейтинги Марий Эл. Прогноз по рейтингам республики — «Стабильный».


Вырос за год и размер резервного фонда Правительства Марий Эл: на 2019 год он был сформирован в размере 200 млн рублей, что на 53,8% больше, чем в 2018 году. Для чего нужен этот фонд? Это своего рода финансовая «подушка безопасности» республики, как и Фонд национального благосостояния для России. Деньги резервного фонда идут на непредвиденные, срочные расходы.

Живой пример: на эти средства были оснащены медицинским оборудованием фельдшерско-акушерские пункты на селе, закупались лекарственные препараты, проводилась иммунизация населения. На эти цели было направлено 25,3 млн рублей. Немалая сумма в 67,3 млн рублей ушла на экстренную реконструкцию аварийных коллекторов канализации в Звенигове и Волжске и т.д.


Впрочем, республика не просто бесконечно затягивает ремень, экономит расходы, но и увеличивает траты там, где это сделать необходимо и разумно. Так, с 1 января 2019 года была увеличена в два раза норма питания в день для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в госучреждениях Марий Эл. Расходы бюджета на эти цели, по сравнению с 2018 годом, увеличились на 25,4 млн рублей и составили 60 млн рублей.

Что же касается экономии, сокращения расходов, то здесь региональная власть начала с себя. Глава Марий Эл подписал указ об оптимизации численности лиц, замещающих государственные должности в регионе. В итоге, в органах исполнительной власти было сокращено 50 единиц, а это позволило сократить расходы республиканского бюджета на содержание органов власти в Марий Эл за 9 месяцев этого года на 19 млн рублей.


Краеугольным приоритетом Правительства РМЭ является увеличение средних доходов в регионе. По итогам года в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки среднемесячный доход в Марий Эл составил 25 269 рублей или 101,6% от планового прогноза.

Говорят, что деньги идут к деньгам. Так вот, наша республика становится всё более привлекательной для инвесторов. В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах России в 2019 году Марий Эл, в сравнении с 2018 годом, поднялась сразу на +12 позиций и заняла 46-е место. Мы крепкие середняки, прогноз и здесь стабильный.


Кстати, ранее МедиаПоток рассказал о том, что Минфин России перераспределит федеральный бюджет в пользу регионов, на таком решении настаивают сенаторы…

Государственный долг Марий Эл с начала года удалось снизить на 901,5 млн рублей. Всего с 2017 года госдолг республики уменьшился на 2,51 млрд рублей или 18,6%.


Госдолг Марий Эл с начала года снижен на 901,5 млн рублей

Государственный долг Марий Эл с начала года удалось снизить на 901,5 млн рублей. Всего с 2017 года госдолг республики уменьшился на 2,51 млрд рублей или 18,6%.

Дальнейшие пути снижения финансовых заимствований рассмотрены на совещании у Главы региона Александра Евстифеева. Было отмечено, что объем государственного долга республики составляет 10 млрд. 998,5 млн рублей. За этот год региональными властями он сокращен на 901,5 млн. рублей.

Снижению госдолга способствовала планомерная и целенаправленная работа Правительства региона. В 2017 году, когда Глава Марий Эл Александр Евстифеев вступил в должность, госдолг составлял 13 млрд. 513,8 млн. рублей.

«С 2017 года последовательно и поступательно идет серьезная работа по возврату госдолга республики. Эта работа шла с позитивным результатом и в прошлом пандемийном году. Успешно работа проделана нашим экономическим блоком и в этом году», — отметил Глава Марий Эл Александр Евстифеев.

Министр финансов республики Алексей Торощин проинформировал, что долговая нагрузка на сегодняшний день составляет 52,7%. На 1 января 2021 года она составляла 68,8%, на 1 января 2017 года – 100,9%. За период с 2017 года долговая нагрузка снижена почти в 2 раза.

В структуре долга на сегодняшний день 51% составляют бюджетные кредиты и 49% — рыночные заимствования (кредиты банков и облигации).

«Расходы на обслуживание долга сократились с 1 миллиарда 32,6 миллионов рублей в 2017 году до 463,6 миллионов рублей в 2021 году, то есть в 2,2 раза. Только в этом году экономия расходов на обслуживание долга составила 79 миллионов рублей», — уточнил Алексей Торощин.

Глава Марий Эл поставил задачу и в дальнейшем вести положительную работу по снижению государственного долга республики.

«Достойные показатели. Эту работу нужно продолжать. Республика Марий Эл входит в число субъектов, которые очень ответственно преодолевают проблему госдолга, не накапливая его, а сокращая. Это позволяет нам при необходимости обращаться в экономический блок федерального правительства, чтобы, показывая свою ответственную финансовую позицию, просить об оказании помощи республике для решения неотложных вопросов, поэтому, повторюсь, продолжаем эту работу последовательно, поступательно до полной ликвидации государственного долга», — подчеркнул Александр Евстифеев.

В текущем году региону был предоставлен бюджетный кредит из федерального бюджета в сумме 1 911,7 млн. рублей на замещение рыночных долговых обязательств республики, что позволило сократить долю дорогостоящих коммерческих кредитов, увеличить сроки погашения долговых обязательств, а также сократить расходы на обслуживание долга.​

Госдолг Марий Эл сократился на три миллиарда рублей

Накануне глава Марий Эл в рамках круглого стола встретился с представителями общественности. На встрече подвели итоги развития региона за 2017-2021 годы и обсудили дальнейшие перспективы развития республики.

Александр Евстифеев отметил, что с 2017 года в Марий Эл на 20% выросла доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным показателям, полностью ликвидирована очередь в детские сады, решена проблема обманутых дольщиков, обновлен парк школьных автобусов, построен новый современный Перинатальный центр.


Глава региона подчеркнул, что в последние годы был взят курс на снижение долговой нагрузки.

«Только в 2021 году госдолг сокращен на 1,4 млрд рублей. В 2017 году госдолг в пересчёте на одного жителя составлял 20 тысяч рублей. При этом 1,5 тысячи на каждого жителя ежегодно расходовались на выплаты процентов и обслуживание кредитов. Сейчас долг сократился на четверть, на 3 миллиарда рублей, а стоимость обслуживания снизилась вдвое. Это тоже много, но мы продолжаем работать над снижением. В Российской Федерации только два субъекта, которые государственный долг гасят, в том числе Республика Марий Эл. Мы преследуем совершенно конкретный экономический интерес для своего регионального бюджета», — обозначил Александр Евстифеев.

Было отмечено, что экономика региона выросла в 1,3 раза, вместе с ней растёт и инвестиционная привлекательность.

«В Марий Эл за 5 лет реализовано 285 инвестиционных проектов общей стоимостью 23 миллиарда рублей. Идет реализация еще 140 проектов с объёмом инвестиций 25 млрд рублей. Регион поднялся в рейтинге инвестиционного климата с 58 на 20 место», — рассказал Александр Евстифеев.


Также глава республики напомнил, что Марий Эл принимает участие в 11 нацпроектах. Общий объём финансирования до 2024 года составит 68 млрд рублей. Кроме того, принята индивидуальная программа социально-экономического развития Марий Эл до 2024 года с финансированием из федерального бюджета 5 млрд рублей, которая решением Правительства РФ в дальнейшем может быть пролонгирована до 2030 года.

Особое внимание глава региона уделил теме дорожного строительства. Так, за 5 лет доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям выросла с 1 до 19%. Что касается столицы, Йошкар-Олинской агломерации, то здесь, по словам Александра Евстифеева, рост с 24 до 52%. Начинали с ремонта 140 км, а в 2021 году вышли на показатель 340 км. В 2022 году должны сделать 283 км по плану, но расчёт на 433 км.


Кроме того, на встрече Александр Евстифеев проинформировал, что за период с 2017 по 2021 год введено в эксплуатацию 2 млн кв. м жилья, обеспечен рост зарплат в бюджетной сфере. Подробно он остановился на преобразованиях в сфере здравоохранения.


«Построен Перинатальный центр, введено 27 ФАПов, поликлиника в Козьмодемьянске, продолжается строительство роддома в Волжске, капитально отремонтирована Станция скорой медицинской помощи, на 99% обновлен её автопарк, закуплено 15 передвижных медицинских комплексов, 618 единиц медицинского оборудования», — сообщил Александр Евстифеев.

Кроме того, добавил глава региона, в сфере образования ликвидирована очередь в детские сады, всего построено 18 детских садов. Активно строятся школы, созданы 36 центров образования «Точка роста».

В завершении Александр Евстифеев подчеркнул важность встреч с общественниками для подведения итогов и определения дальнейших целей. Он обозначил, что следующий круглый стол будет посвящён теме устойчивого развития сельхозпроизводства и продовольственного рынка республики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: