Почему важно гражданам участвовать в политической жизни государства

Обновлено: 24.09.2022

18 марта 2018 года состоятся выборы Президента Российской Федерации. В бюллетене будет представлено восемь кандидатов. Избирательные кампании последних лет демонстрировали тренд на снижение явки. Похоже, некоторые граждане нашей страны посещают избирательные участки не очень охотно. И дело вовсе не в том, что им некогда, скорее просто лень или отсутствует мотивация. Но на самом деле есть множество весомых причин прийти и исполнить гражданский долг, выразив свою позицию. Хотя бы потому, что выборы — реальная возможность влиять на дальнейшее развитие страны и малой родины, дать оценку работе действующей власти. В конце концов, прийти ради того, чтобы победил или проиграл тот или иной кандидат. С тем, что участвовать в выборах обязательно надо, согласны и все эксперты в нашей рубрике «Призма».

Алтайские эксперты объяснили, из-за чего стоит идти на выборы

Нам не просто так дали избирательное право

Иван Огнев, председатель комитета по законности и местному самоуправлению Барнаульской городской думы («Единая Россия»):

«Нам повезло, что избирательное право у нас уже есть. Мы понимаем, что, достигнув возраста 18 лет, сможем прийти и сделать выбор. Если посмотреть историю и мировую составляющую, то в некоторых странах и сейчас голосовать могут не все категории граждан, например женщины. И они борются за эти права. А нам предыдущие поколения уже дали эту возможность. Поэтому нужно ценить то, что наши предки сделали для нас, живущих сегодня. Второй момент: мы избираем главу нашего государства — не какого-то там иностранного, а нашего. И значит, обязательно нужно в этом процессе участвовать. Если мы возьмем молодежь, студенчество, которые не всегда активно голосуют, то им надо подумать о том, что большинство из них ни разу не избирали президента. Это тоже важный момент. Надо понимать, мы находимся в конкурентной борьбе государств, естественно, все друг за другом наблюдают, освещают процессы выборов. И наши западные партнеры во всеуслышание говорят: «Посмотрим, насколько вы активны и демократичны, действительно ли ратуете за будущее России». И косвенный показатель всего этого — явка на выборы. Если придет 10% избирателей — значит, всем это безразлично, никто ничего не хочет и не любит страну. Именно так они все это преподносят. И это прекрасный момент показать миру, что любим Россию и нам это важно. Приходя на избирательный участок, мы адресуем посыл во внутреннюю и внешнюю среду. В списке кандидатов удовлетворен запрос общества на самые разные политические силы. Это возрастная, гендерная, политическая составляющие. И показательно, какой интерес вызвала регистрация кандидатов. Ведь на нее заявилось огромное количество людей».

Важен каждый голос

Артем Сингач, председатель Молодежного парламента Алтайского края:

«Моя уверенная гражданская позиция: каждый россиянин, обладающий правом голоса, должен идти на выборы. В первую очередь для участия в этом важном моменте — процессе определения руководителя нашего государства. И люди должны понять, каждый голос считается, каждый голос нужен и важен. Как гражданин, я хочу быть соучастником развития моей родной страны. Считаю это как раз одним из ярких моментов, в которых участвую. На выборы идти нужно всем. Кто-то предлагает их бойкотировать. Но зачем? Какой в этом смысл? Ведь выборы президента — это процесс, установленный Конституцией России. Они в любом случае состоятся и должны быть в нашей стране. На сегодняшний день кандидатов много, и каждый может выбрать для себя, за кого голосовать».

Есть достойные кандидаты

Леонид Шпиц, президент Адвокатской палаты Алтайского края:

«Заданный вами вопрос, идти на выборы или нет, более чем странный. Конечно, обязательно надо ходить на все выборы, любого уровня. Потому что каждому необходимо обозначать свою позицию. Решить, будет ли наша страна процветать или в ней не будет ничего хорошего. Такова позиция неравнодушного гражданина.

Я очень внимательно изучил всех восьмерых утвержденных кандидатов на выборах Президента Российской Федерации. И прямо скажу, что там есть на ком остановить взгляд, перечень очень разнообразен: политики, бизнесмены, руководители, общественные деятели. Можно прислушаться к каждому из этих людей и почерпнуть для себя что-нибудь новое и полезное».


От того, какую политику ведет государство, во многом зависит жизнь его граждан, поэтому они заинтересованы в том, чтобы участвовать в ней, выражать свое мнение. Право на участие в политической жизни – признак развитого правового общества, которое заботиться о том, чтобы все его члены могли свободно реализовывать свои интересы. Разберемся, что оно в себя включает и как проявляется.


Формы участия граждан в политической жизни

Конституция Российской Федерации закрепляет право всех граждан нашей страны участвовать в политической жизни. Они могут это делать как самостоятельно, так и через своих представителей. Рассмотрим эти ситуации.

Это формы участия, когда каждый человек непосредственно может принять участие в государственных делах, внести свой вклад в решение вопросов, важных для всей страны.


В выборах и референдумах могут участвовать все совершеннолетние дееспособные граждане (то есть с 18 лет). Это называется активное избирательное право. Не разрешается дискриминация по поводу:

  • расы;
  • национальности;
  • пола;
  • возраста;
  • положения в обществе;
  • образования.

Избирательное право имеет не только всеобщий, но и равный и тайный характер, то есть один избиратель может подать только один голос, и сделать это тайно от других людей.

Люди, занимающие должности в центральных и местных органах власти, могут непосредственно осуществлять властные полномочия, влияя тем самым на жизнь и функционирование общества.

которые читают вместе с этой





Граждане, желающие обратить внимание власти на волнующие их проблемы, могут лично или коллективно обращаться в органы власти с заявлениями, которые те обязаны рассмотреть в определенные сроки.

Свобода слова позволяет гражданам создавать партии, разрабатывать свои программы решения тех или иных вопросов и в целом устройства общества. Если такие партии находят поддержку общества, то есть тех групп населения (например, пенсионеров, студентов и т.д.), то они могут выставлять свои кандидатуры на выборах.

Свобода собраний и митингов позволяет людям организовывать массовые выступления, которые выражают протест общества или призыв к чему-либо. Но здесь существуют и ограничения. Например, запрещены экстремистские, имеющие крайне противоправный характер (против власти) выступления, которые могут нарушить общественный порядок.

Что мы узнали?

Участие граждан в политической жизни необходимо для того, чтобы каждый человек мог выразить свое мнение, обратить внимание государства на самые актуальные проблемы, повлиять на процесс принятия государственных решений. Оно может быть реализовано в разных формах. Например, граждане могут участвовать в выборах, референдумах, митингах, обращаться в органы власти. Также они могут оказывать влияние на власть через своих представителей, то есть политические партии.

Население большинства прогрессивных стран имеет возможность влиять на принятие законов и выбор представителей органов власти. Способы участия граждан в политической жизни государства закреплены в Конституции РФ. От принятых решений зависит благополучие людей. По этой причине всякий человек должен не только знать свои права, но и активно их реализовывать.

Участие граждан в политической жизни

Характерные черты деятельности

Участие граждан в политической жизни страны — это осознанное влияние конкретного человека на принятие и реализацию важных общественных решений или формирование органов государственной власти. Такая деятельность всегда осуществляется на добровольной основе и является главным признаком демократической системы. Степень вовлечённости населения в политическую жизнь страны зависит от множества факторов, среди которых:

Вовлечённость населения в политическую жизнь страны

  • установленный политический режим;
  • наличие соответствующих традиций;
  • уровень развития общества;
  • текущая политическая обстановка в стране;
  • личные качества гражданина (темперамент, социальное положение, религия, возраст).

По степени политической вовлечённости всех граждан условно делят на активных, пассивных и отчуждённых. Кроме этого, в обществознании есть такое понятие, как абсентеизм. Это абсолютное уклонение индивида от участия в политической жизни страны. С точки зрения демократии это явление принято считать отрицательным.

Пассивное отношение граждан к выборам и обсуждению законопроектов тормозит развитие политической системы, лишая её гибкости.

Основные формы участия

В обществознании выделяют два вида воздействия населения на жизнь государства. Первый тип опосредованного влияния осуществляется через выбранных представителей. Второй тип называется непосредственным и включает в себя основные формы политического участия граждан. Какова бы ни была степень вовлечённости населения в общественную жизнь в государстве, эти способы участия обязаны использовать все демократические страны.

Выборы и референдумы

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни. Так называют процесс избрания депутатов, президента или иных должностных лиц на ограниченный период. Выборы обеспечивают сменяемость и обновление власти. В период предвыборной кампании кандидаты демонстрируют свои политические программы. Любой человек может изучить основные положения и осуществить выбор в соответствии с собственными интересами. Участие в выборах производится на основании принципов избирательного права:

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни

  1. Голосование осуществляется тайно.
  2. Право на голос имеют все лица, достигшие 18 лет.
  3. В рамках одного мероприятия гражданин может отдать только 1 голос.
  4. Осуществлять голосование можно только лично.

Принципы избирательного права не распространяются на недееспособных лиц и граждан, находящихся в тюремном заключении на основании приговора суда. Мероприятие может проводиться на федеральном, региональном или местном уровне.

Референдум — всенародное голосование, организованное для обсуждения проектов закона или других важных вопросов. К примеру, такое мероприятие проводилось в 1993 г. для принятия российской Конституции и в 2014 г. для присоединения Крыма.

Как и выборы, референдум проводится посредством тайного голосования. Но принятое решение имеет наивысшую юридическую силу, то есть не подлежит обжалованию. На референдуме нельзя обсуждать вопросы:

  • изменения статуса субъекта РФ;
  • досрочного прекращения полномочий президента, парламента;
  • продления сроков полномочий главы государства и правительства;
  • переноса сроков выборов;
  • принятия ЧС.

Отменить референдум можно только в случае объявления военного положения или ЧС. Голосовать по одному и тому же вопросу чаще одного раза в 2 года запрещается. При этом срок отсчитывается с момента опубликования решения, принятого на предыдущем референдуме.

Жалобы и публичные выступления

Гражданин участвует в политике, когда подаёт официальные обращения в органы власти в виде жалобы, заявления или предложения. Несмотря на отсутствие строгих правил оформления документов, сроки рассмотрения обращений и предоставления ответа регламентированы законом. За нарушение предусмотренных правил должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Обращения граждан отличаются по цели и содержанию:

Подача заявления

  1. Жалоба — требование о восстановлении нарушенного гражданского права и привлечения к ответственности должностного лица.
  2. Заявление — просьба о реализации какого-либо права в установленном законом порядке.
  3. Предложение — инициатива, в которой гражданин может кратко высказать идеи по совершенствованию деятельности органов власти или перечислить способы решения наиболее важных общественных проблем.

Ещё одно право граждан, закреплённое в 31-й статье Конституции, заключается в возможности принимать участие в публичных мероприятиях. К ним относятся митинги, шествия, демонстрации, пикеты, забастовки. Публичные собрания проводятся для привлечения внимания к злободневным темам.

В России принята уведомительная схема проведения публичных мероприятий. Это значит, что организаторы собраний обязаны предупредить местные органы власти о предстоящем митинге, шествии, демонстрации. Граждане могут собираться только в мирных целях и без оружия. Правопорядок обеспечивается полицией. В случае нарушения предусмотренного плана или массовых беспорядков правоохранители могут применять специальные средства защиты.

Государственная служба и политическая карьера

Государственная служба

Люди, занимающие должности в органах власти, имеют больше возможностей влиять на политическую деятельность в стране, поэтому все граждане в РФ имеют равный доступ к государственной службе. Чтобы стать должностным лицом, необходимо иметь соответствующие профессиональные навыки. Кроме того, кандидат должен пройти установленный законом порядок назначения на должность.

Отправление правосудия можно осуществлять в качестве присяжного заседателя. Граждане имеют право сами участвовать в общественных объединениях (союзах, ассоциациях и политических партиях). В этом случае появляется возможность создания собственной программы развития государства. Основные формы участия личности в политической жизни представлены в таблице.

Опосредованная форма (представительная) Непосредственная форма (прямая)
Официальные обращения граждан в виде жалоб, заявлений и предложений. Действие должностных лиц и политических лидеров Участие в выборах, референдуме, публичных мероприятиях. Организация ассоциаций, объединений, партий и участие в их деятельности

Для выражения мнения по поводу общественных вопросов человеку нужно владеть всей информацией, поэтому политика должна быть гласной. Это означает, что политические партии должны проводить презентацию своих проектов в СМИ, а органы государственной власти обязаны составлять доклады об осуществлённой деятельности. Ключевую роль в развитии демократических институтов играет свобода слова, мысли и массовой информации, запрет цензуры.

Материал может быть использован учениками старших классов для составления эссе и реферата, а также учителями для оформления конспекта и технологической карты урока.

Участие гражданина в политической жизни считается обязательным элементом современного общества. С его помощью люди становятся активными субъектами политической жизни, влияют на важные общественные проблемы, определяют условия собственного существования.

Особенности участия

Участие граждан в политической жизни страны является разновидностью политической деятельности. Оно состоит в воздействии граждан на принятии в государстве различных важных решений.

участие гражданина в политической жизни

Характерные черты

Необходимо внести определенные уточнения к данному термину. Участие гражданина в политической жизни предполагает влияние рядовых граждан на жизнь общества. В данном термине не учитываются должностные лица, наделенные государственной властью, выполняющие непосредственные управленческие функции.

Участие граждан в политической жизни государства не связано с профессиональной деятельностью людей, которые входят в состав силовых, исполнительных, представительных, властных структур. Чиновники и профессиональные политики выступают в качестве обычных жителей страны только во время процедуры голосования.

Варианты участия

Возможность участия граждан в политической жизни является добровольной, не обязательной для всех жителей.

Все мероприятия, которые касаются «участия за деньги», не относятся к активной жизненной позиции. Участие гражданина в политической жизни не должно быть связано с агитацией за какого-то кандидата, партию.

каковы возможности участия граждан в политической жизни

Абсентеизм

Это нежелание граждан принимать активное участие в политической жизни, которое объясняется отсутствием интереса к данной стороне жизни общества. В настоящее время подобное качество демонстрируется гражданами во время голосования.

какие возможности участия граждан в политической жизни

Формы участия

Рассмотрим основные формы участия граждан в политической жизни. Среди них особый интерес представляют массовые манифестации. К ним относятся пикетирования, демонстрации, митинги, забастовки.

Кроме того, участие граждан в политической жизни общества проявляется в голосовании на референдумах и выборах. Граждане могут выражать собственную позицию, мнение о деятельности различных политических партий, воспользовавшись средствами массовой информации. Мнение о принятии определенных законов, уровне их исполнения рядовые граждане могут представить в виде обращений, писем в органы исполнительной власти.

Участие гражданина в политической жизни проявляется и в виде контроля депутатов, постоянном контакте с местными властями. У людей появилась возможность осуществлять контроль деятельности муниципальных и государственных органов.

участие граждан в политической жизни выборы референдумы

Распространенный вариант

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? В качестве самой распространенной формы подобной деятельности можно рассмотреть участие в различных выборах. В тех странах, в которых существует развитая демократия, количество граждан, которые принимают участие в национальных выборных кампаниях, достигает 90 процентов. В среднем показатель составляет 50-80 процентов.

возможность участия граждан в политической жизни

Классификация

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? Учитывая многообразие форм, принято классифицировать их по разным основаниям. Возможно легальное участие, которое разрешено законодательными актами. Терроризм относится к нелегальному виду политической деятельности, он запрещается законодательством.

В зависимости от количества участников выделяют коллективную и индивидуальную политическую деятельность.

По характеру действий отмечают: постоянное действие, характерное для активистов, а также эпизодическое участие граждан в политической жизни (выборы, референдумы).

Демонстрировать свое отношение к действиям политических партий, государственных структур рядовые граждане могут на местном или региональном уровне.

участие граждан в политической жизни государства

Направленность действий

Мотивация политического участия

Какие возможности участия граждан в политической жизни существуют в настоящее время? Почему люди стремятся к подобной деятельности? Каково основное назначение политического участия? Г. Пэрри, занимающийся на протяжении нескольких лет изучением данной проблемы, отмечал, что есть три главных объяснения феномена политического участия.

Самой распространенной формой участия является инструментальная модель. В качестве основного мотива выступает возможность реализации групповых или индивидуальных интересов. Люди пытаются таким способом получить от государственной власти решения, действия, которые будут для них выгодными.

Коммунитарная модель участия в политической жизни предполагает применение в качестве источника и основного мотива желание людей вносить позитивные изменения в жизнь общества. Граждане не задумываются о собственных интересах, ими движет желание помочь другим людям устранить какие-то проблемы.

Образовательная модель предполагает обращение внимания не на источники участия, а на результаты деятельности. Политическая деятельность граждан является важным элементом социализации. Для некоторых людей политическое участие превращается в важную часть жизни, является возможностью реализации своих способностей, творческого потенциала.

Основными мотивами участия являются рационально-инструментальные принципы. Действия граждан направлены на создание, принятие, а также внедрение государственных решений, поиск достойных представителей в институты власти.

Группы граждан

Объем допустимого участия ограничивается политическими правами граждан. По данному показателю население подразделяется на две группы. Одну из них представляет политическая элита. Основой деятельности таких людей является политика. К ним относятся представители партий, государственных органов власти. Во второй группе находятся обычные люди.

Их политическая активность является добровольной деятельностью, желанием оказывать влияние на органы государственной власти.

Одни ученые придерживаются позиции, согласно которой участие рассматривается как политическое действие обеих групп. Есть и те, кто выделяет в качестве политического участия только действия рядовых граждан.

Далеко не все люди становятся профессиональными общественными и политическими деятелями, поэтому поговорим о действиях обычных граждан. Участвовать в политической жизни страны можно двумя способами. Первый вариант предполагает непосредственное участие, второй - опосредованное (представительное) действие.

В качестве примеров непосредственного участия можно отметить посещение митингов, участие в пикетировании, голосование на выборах, письма и обращения в государственные органы, деятельность в политических партиях.

Опосредованное участие производится путем выбора представителей от партий, групп. Именно им рядовые граждане передают полномочия, чтобы они принимали решения. К примеру, делегат сможет стать активным участником парламентской комиссии, будет вести переговоры с властными структурами, налаживать неофициальные отношения с представителями государственной власти.

Подобные виды политического участия соответствуют определенным политическим ролям: членам партии, избирателю, инициатору петиции. Независимо от выбранной роли, предполагается активное участие, приносящее определенный результат.

Автономное участие предполагает добровольные и свободные действия граждан, связанные с проявлением определенной политической позиции, касающиеся преследования личных либо групповых интересов.

Мобилизованное участие является принудительным вариантом, оно предполагает обязательное участие граждан в демонстрациях, выборах. Этот вариант существовал во времена Советского Союза.

Граждане, которые отказывались поддерживать проводимую в стране политическую линию, наказывались «рублём», карьерным ростом. Мобилизованное участие преобладает в авторитарных и тоталитарных политических режимах. В демократическом государстве предполагается автономное участие граждан в политической жизни общества.

Американский политолог С. Верба подчеркивал, что только для демократического общества можно вести речь о действенном механизме политического участия обычных граждан в жизни общества. Это проявляется в передаче людьми, не являющимися профессиональными политиками, информации о собственных предпочтениях, интересах, потребностях представителям власти.

Например, граждане, которые возмущены несправедливостью, существующей в обществе, составляют петиции, выступают на телевидении, готовят письма-протесты во властные структуры. В конкретных ситуациях возможна организация митингов, забастовок, направленных на решение сложившейся проблемы.

Такое поведение населения несет позитивные результаты. Власти вынуждены прислушаться к позиции обычных граждан, скорректировать принятое решение.

формы участия граждан в политической жизни

Заключение

У каждого гражданина есть право на участие в политической жизни своей страны. Чтобы воспользоваться им, необходимы два основных фактора: сознательность личности, культура демократии. Основой создания главных политических процессов является непосредственное участие людей в политической жизни своего государства.

На политическое участие граждан оказывает влияние обстановка в обществе. В зависимости от того, каков уровень развития государства, возможно привлечение к подобной деятельности различных слоев населения.

Социальная дифференциация приводит к возникновению определенных социально-политических сил, например, партий, организаций.

Есть ли у обычного гражданина возможность воздействовать на политический процесс? С какой целью формируется культура демократии в современном обществе? Политическая деятельность постоянно повергается модернизации, она считается динамичной системой.

В нее включаются социальные группы, люди, властвующая элита. Каждая структура преследует при этом свои корыстные интересы, имеет определенный уровень культуры, образование.

Именно при взаимодействии субъектов современной политики происходят завоевание, сдерживание, применение государственной власти, модернизация политических процессов в обществе.


Муниципальный район "Булунский улус (район)"

Logo

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

«Политические права граждан, порядок их реализации и защиты»

«Политические права граждан, порядок их реализации и защиты»

Последнее время в мире и в нашей стране возникают протестные настроения, которые реализуются посредством проведения массовых публичных мероприятий. Это обусловлено тем, что Российская Федерация – демократическое правовое государство. Но всегда ли оправдано проведение проведения митингов и пиктов? Нет ли иных возможностей реализовать своё право на участие в управлении государством?

О том, какие политические права имеются у граждан, порядок их реализации и защиты - интервью с прокурором ________

Что такое политические права и чем они закреплены?

Политические права граждан – это права, обеспечивающие возможность участия граждан Российской Федерации в политической жизни государства. Данные права в первую очередь закреплены в основном законе Российской Федерации – Конституции (ст. 29-33).

Приняты и Федеральные Конституционные и Федеральные законы, такие как «О референдуме Российской Федерации" (5-ФКЗ), «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (67-ФЗ), «О политических партиях» (95-ФЗ), «Об общественных объединениях» (82-ФЗ), «О выборах Президента РФ» (19-ФЗ), «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (54-ФЗ) и другие нормативно-правовые акты.

К политическим правам относятся:

- право граждан участвовать в управлении делами государством как лично, таки и через своих представителей (ч. 1 ст. 32);

- право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право на участие в Референдуме (ч. 2, 3 ст. 32);

- право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30);

- право свободно искать, передавать, распространять информацию законным способом (ч. 4 ст. 29);

- право граждан на обращения (индивидуальные, коллективные) в государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 33);

- право граждан участвовать в отправлении правосудия – быть присяжным заседателем (ч. 5 ст. 32)

- право граждан иметь равный доступ в государственной службе – не зависимо от пола, расы религиозной принадлежности (ч. 4 ст. 32);

- право граждан собираться мирно (без оружия), проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31);

- каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1,2,3 ст. 29).

С какого возраста у гражданина России возникают политические права?

Политические права и свободы возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия либо определённого в законе возраста.

Например, в соответствии с действующим законодательством, голосовать на выборах и референдуме могут только граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, а вот Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации.

Кто не может осуществлять политические права?

Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Также не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, и другие.

Какие препятствия могут встречать граждане при реализации своих политических прав? Как правильно защитить свои политические права?

На сегодняшний день, при осуществлении политических прав граждане могут встречаться с рядом проблем. Гражданину может быть незаконно отказано в проведении публичного мероприятия, в регистрации кандидата на выборах, в регистрации общественной организации, может быть допущено нарушение срока ответа на обращение и т.д.

По ряду таких нарушений законодательство предусматривает административную ответственность. В частности, она предусмотрена за следующие правонарушения:

- воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них (ст. 5.38 КоАП РФ),

- нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан (5.59 КОАП РФ)

- невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий (ст. 5.52 КоАП РФ),

- умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, общероссийскому голосованию (ст. 5.14 КоАП РФ),

- подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16 КоАП РФ) и т.д.

Возбуждение административных дел в сфере проведения публичных мероприятий отнесено к компетенции органов внутренних дел, в сфере реализации избирательных прав - к компетенции органов внутренних дел и членов избирательных комиссий. Прокурор уполномочен возбуждать административные производства по любому из указанных составов.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП указанные дела рассматриваются судами.

В случаях если нарушены нормы законодательства и политические права гражданина, например, отказано в регистрации общественного объединения, отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, выявлена фальсификация итогов выборов - следует обращаться с административным исковым заявлением в суд общей юрисдикции.

Кроме того, законом предусмотрена уголовная ответственность по ст. 142 УК РФ за фальсификацию избирательных документов, по ст. 142.1 УК РФ за фальсификацию итогов голосования и т.д.

На что необходимо обратить внимание граждан?

Федеральное законодательство предоставляет гражданам широкие полномочия по реализации всего спектра политических прав. При этом всегда надо помнить о недопустимости ущемления прав других лиц, выполнение обязанностей по соблюдению требований закона.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: