Почему глава называется семейный суд

Обновлено: 16.08.2022

Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» был издан отдельной книгой в 1880 г. История его создания начинается в 1875 г., когда в цикле «Благонамеренные речи» в журнале «Отечественные записки» № 10 был напечатан очерк «Семейный суд», ставший потом первой главой романа. Тургенев посоветовал Салтыкову-Щедрину продолжать.

Вскоре были напечатаны пять следующих очерков. В 1776 г. Салтыков-Щедрин задумал объединить эти очерки в сочинение «Эпизоды из жизни одного семейства». Писатель добавил ещё два очерка, значительно переработал материал и изменил название романа. Очерк, который должен был быть концовкой романа, не был закончен.

В романе явственно просматриваются автобиографические черты. Помещица Арина Петровна Головлёва напоминает определёнными чертами характера (властность, склонность к стяжательству) мать Салтыкова-Щедрина. Иудушка Головлёв списан с брата писателя Дмитрия, о чём упоминал и сам Салтыков-Щедрин, называя брата Иудушкой, брат Николай стал прототипом Стёпки-балбеса.

Литературное направление и жанр

«Господа Головлёвы» - роман, в котором описана хроника семейства господ Головлёвых, постепенное вымирание рода, то есть формально это жанр семейной хроники. Нельзя не принимать во внимание, что роман вырос из очерков, поэтому ему свойственна документальность и обстоятельность. Роман «Господа Головлёвы» социально-психологический. Социальные причины обусловливают психологическое развитие героев и, наоборот, их поступки являются следствием их психологии. Психология героя раскрывается как раз через поступки, а не через внутренние монологи.

Жанр произведения также определяют как социально-бытовой роман, каковыми обычно бывают романы о семейных отношениях.

Салтыков-Щедрин – писатель-реалист. Сатирические черты, свойственны его творчеству в целом. Излюбленный сатирический приём писателя – гротеск – используется как акцент на недостатках и изъянах описываемого им явления, не искажая пропорций, что свойственно гротеску.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема романа – постепенная деградация, распад и умирание дворянской семьи, разрыв семейных уз. Основная мысль связана с причинами и путями этой деградации: в семье царят отсутствие любви, бездуховность, праздность, отсутствие интеллектуальной деятельности, заменяемое пустословием, невозможность и бесполезность какого бы то ни было труда.

Морально-этические проблемы в романе переплетаются с социальными. Проблема гибели «дворянских гнёзд» была актуальна для русской литературы, но впервые освещалась сатирически, без сочувствия и сожаления. Головлёвская семья гибнет не потому, что обеднела, а потому, что члены её деградировали, духовно оскудели.

Салтыков-Щедрин исследует проблемы, которые приводят к деградации. Во-первых, Это проблемы наследственные: дети и внуки Головлёвых повторяют недостатки родителей, в детях пороки даже усиливаются. Например, Иудушка ещё более подлый и лицемерный, ещё больший стяжатель, чем мать. А его старший и младший брат ещё более безвольные, чем отец. Другая проблема - способствующий деградации образ жизни Головлёвых. Пьянство и праздность, отсутствие мыслей и деятельности, скудное питание и ограничение общения – всё это сводит в могилу каждого из членов семьи. В основе всех неприятностей детей Головлёвых лежит страсть Арины Головлёвой к накопительству. У неё есть определённый талант: она удесятеряет первоначальный капитал. Но борьба за деньги и становится причиной вымирания.

Сюжет и композиция

На композицию романа повлияло то, что он вырос из очерков. Каждая глава относительно самостоятельна, каждая заканчивается смертью одного из Головлёвых или событием, которое в дальнейшем повлечёт за собой смерть. Литературоведы называют композицию романа «историей умертвий».

В первой главе «Семейный суд» умирает старший сын Степан Головлёв, промотавший свою часть наследства в Москве и вернувшийся в Головлёво, где жил впроголодь, одетый в старый халат отца и запертый матерью во флигеле, пока не умер от чахотки. Семейный суд фактически предопределил смерть Степана, потому что Иудушка уговорил мать не отправлять Стёпку в дальнюю убогую «деревнюшку» отца, чтобы Степан её не промотал.

События главы «По-родственному» происходят через 10 лет, после отмены крепостного права. В этой главе умирает младший сын Павел в деревне Дубровино, которую переписала на него мать, оставив лучшую деревню Головлёвку Порфирию. Порфирий выгоняет мать, Павел тоже не особенно рад ей. Он спивается, не оставив завещания, так что Дубровино достаётся Иудушке. Арина с внучками уезжает в нищую Погорелку. Ирония в названии главы в том, что Головлёв, предавший и прогнавший мать, приглашает мать заезжать «по-родственному».

В главе «Семейные итоги» умирает старший сын Порфирия Володенька. Он застрелился от безденежья, так как Порфирий в наказание за своевольную женитьбу лишил его содержания. Младший сын Порфирия Петенька, проиграв в карты казённые деньги, просит у отца помощи, напоминая о смерти брата от безысходности. Не получив помощи, Пётр умирает по пути на каторгу. За такую чёрствость Иудушки и отказ сыну мать, наладившая было отношения с сыном после ссоры из-за Дубровина, окончательно с ним рвёт. Глава начинается с рассказа о том, что внучки Арины Аннинька и Любинька уезжают из глухой Погорелки, чтобы стать актрисами, а бабка скучает в одиночестве.

В главе «Племяннушка» умирает Арина Головлёва. Погорелка достаётся её внучкам Анниньке и Любиньке. Приехавшая оформлять наследство Аннинька сталкивается с сладострастием и приставаниями дяди. Она с облегчением вырывается из деревни, а при прощании сообщает, что не приедет больше, потому что с дядей ей страшно.

В главе «Недозволенные семейные радости» никто не умирает, но Иудушка обрекает на смерть своего незаконнорожденного и непризнанного сына, родившегося у экономки Евпраксеюшки и названного Володькой. Ребёнка отдают в воспитательный дом, и барина заботит только цена сдачи туда ребёнка.

В главе «Выморочный» тоже никто не умирает, но Порфирий Головлёв теряет человеческий облик. Евпраксеюшка в отместку за ребёнка перестаёт заботиться о барине и гуляет с кучером Архипом и конторщиком Игнатом. Иудушка опускается и живёт в мире грёз. Он фантазирует, мечтая об обогащении и представляя в уме, как он отомстит всем за обиды, а обижают его, с его точки зрения, все.

В главе «Расчёт» умирают сразу 2 отпрыска семьи: Любинька и сам Иудушка Головлёв. Приехавшая в Головлёво слабая и больная Аннинька рассказывает свою печальную историю: они с сестрой вступили в связь с преступниками: Любинька стала любовницей укравшего деньги земского деятеля, а Аннинька – купца-сообщника. Первый застрелился, а второй был сослан в Сибирь. Обнищавшие сёстры решили отравиться, но Аннинька побоялась выпить яд, который уже выпила Любинька.

В конце романа происходит нравственное перерождение Иудушки: при виде пьющей с горя Анниньки у него пробуждается совесть. В Страстную пятницу Иудушка просит прощения у Анниньки, а затем в одном халате отправляется к могиле матери, до которой так и не доходит, замерзая на дороге. Аннинькины дни тоже сочтены, но хищническое отношение к имению сохраняется в образе ждущей кончины последней Головлёвой дальней родственницы.

Герои романа

Арина Петровна Головлёва – 60-летняя властная женщина, «одарённая творчеством», то есть воображением. Она ещё бодрая, привыкла жить в своей воле: «Держит она себя грозно, единолично управляет обширным головлёвским имением». Головлёва не дружит с соседями, а от детей требует послушания. Характер у неё «самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый». Никто в семье не может оказать ей противодействие.

Арина Петровна серьёзна и деловита, руководствуется заботами об устройстве семейных дел, но это только «по наружности». К мужу, который называет её «ведьмою» и «чёртом», она равнодушна.

В детях Арина Петровна видела только лишнюю обузу, называла их «постылыми», из экономии держала впроголодь. Они «не затрагивали ни одной струны её внутреннего существа». Она не любила старшего сына и дочь, была равнодушна к младшему и побаивалась среднего. Как оказалось, не зря. Постылым детям мать «выбрасывала куски» наследства и считала свой материнский долг исполненным.

Её муж Владимир Михайлыч Головлёв – «человек легкомысленный и пьяненький». Его безалаберный и озорной характер унаследовал старший сын Степан. Праздная и бездельная жизнь отца семейства близка его детям. Его занятия состояли в пении скворцом, петухом и сочинении «вольных стихов». Жену он ненавидел и боялся, она называла его «ветряной мельницей» и «бесструнной балалайкой». Со временем Головлёв стал пить, развлекался с горничными девками, пока не одичал и не превратился в дряхлого старика.

Старший сын Степан Владимирыч был прозван матерью Стёпкой-балбесом и Стёпкой-озорником. Он был постылым, парией, шутом, таким же проказником, как отец, и его любимцем. Как и мать, Стёпка угадывал слабые стороны людей. Мать частенько грозилась убить его. Постоянное принижение образовало «характер рабский, не знающий чувства меры и лишённый всякой предусмотрительности». Несмотря на то что Стёпка закончил университет, он 4 года не мог никуда утроиться из-за праздности, пока мать не определила его в Москве в надворный суд, где он прослужил 3 года. Проев выброшенный кусок – дом в Москве в 12 тысяч – Степан вернулся в Головлёво, где и умер.

Дочь Аннушку мать отправила в институт, чтобы «сделать из неё дарового домашнего секретаря и бухгалтера». Но дочь сбежала из Головлёва с корнетом Улановым. Повенчавшись без благословения, «как собаки», молодые люди проели выброшенный матерью кусок – 5 тысяч. Осталась деревенька Погорелка в 30 душ. Через 2 года корнет сбежал, а Аннинька через 3 месяца умерла, оставив на попечении бабушки близнецов Анниньку и Любиньку, которых Арина Петровна называла Аннушкиными щенками.

Порфирий Владимирыч имел 3 прозвища, данные старшим братом: Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик. Он ласкался к маменьке и наушничал, ни разу не был матерью уличен в утаивании. Мать никогда не могла понять, он источает яд или сыновнюю почтительность.

Арина Петровна боялась Иудушку, помня пророчество блаженного Порфирия о рождении сына, в котором она усматривала опасность для себя.

Образ Иудушки – новый психологический тип в литературе. Он жестокий, лицемерный предатель. Этот образ наиболее полно раскрыт автором. Во-первых, Порфирий единственный, кроме деградации, переживает перерождение, правда, запоздалое и ни во что не воплотившееся. Этим он напоминает библейского Иуду, который не то чтобы раскаялся, но жить с грузом предательства не мог и повесился.

Младший сын Головлёвых Павел – противоположность среднему – «олицетворение человека, лишённого каких бы то ни было поступков». Он не был склонен к учению, играм или общению. Павел «любил жить особняком, в отчуждении от людей». Повзрослев, он превратился в апатичную и загадочно-угрюмую личность, в человека, лишённого поступков. Его качества (доброта, гостеприимство, ум, честь) никак не проявлялись. Он был угрюмым, боялся матери, хотя и огрызался.

Художественное своеобразие

Салтыкову-Щедрину удалось создать картину полной безысходности, умирания и угасания рода. Эта идея пронизывает все уровни текста. Она проявляется в поступках и характерах героев, их речи независимо от того, это лицемерные слова Иудушки, недалёкие слова Павла или пустая болтовня Степана. В словах нет жизни, они не приводят к действиям, а если приводят, то только к деструктивным.

Красота и молодость героев быстро угасает, богатые имения приходят в запустение. Кажется, сама земля головлёвского имения убивает своих помещиков. Возвращаясь в Головлёво, Степан называет её постылой, деревня кажется ему могилой.

Чудовищны прозвища, которые дают друг другу герои. Эти точные характеристики программируют их судьбы, потому что не могут постылые дети вырасти хорошими людьми. Уменьшительно-ласкательные формы прозвищ в сочетании с их смыслом – язвительный сарказм.

Особое внимание автор уделяет безбожию героев как последней ступени их падения. Отсюда в романе библейские образы и притчи. Роман начинается с повторения истории о блудном сыне. И если Степан во всём походит на библейского сына, прокутившего имение, то его родители совсем не напоминают библейского отца. Писатель сразу указывает на корень проблемы: установки и стереотипы передаются из поколения в поколение, всё усиливаясь.

Смерть Иудушки в конце романа напоминает смерть раскаявшегося уды. Герой пробуждается в страстную пятницу под влиянием чтения Евангелия и умирает, как и Иуда, в субботу.

В первой главе романа «Господа Головлёвы» описывается «семейный суд» над сыном помещицы Арины Петровны, Степаном. Он разорился и продал свой дом на торгах. Дом был куплен за материнские деньги и шел как наследство. Оказавшись в сложной ситуации, Степан вынужден вернуться в Головлево.

На «семейное заседание» приезжают и два брата Степана, Павел и Порфирий. Дочь Арины Петровны Анна незадолго до этого умерла. Она сбежала из отчего дома и в тайне вышла замуж. Однако союз оказался не прочным. Вскоре муж бросает ее с двумя детьми и «исчезает». После смерти Анны, к великому «ужасу» Арины Петровны внучки, переезжают жить к бабушке. Алчная и бесчувственная помещица не питает к девочкам теплоты. Она считает их обузой и «лишними ртами».

На «семейном суде» Порфирий разубедил помещицу выделить брату новый «кусок» и Степан остается под «материнским присмотром» в Головлевской усадьбе.

Однако мать не жалует сына. Степан ходит в «старых лохмотьях», питается «объедками» и «изрядно выпивает». Отношение матери «убивает» его и вскоре Степан «уходит в мир иной».

Во второй главе Салтыков-Щедрин рассказывает читателю, что Арина Петровна овдовев, разделила все свое имущество между Павлом и Порфирием. Еще какое-то она живет с Иудушкой, однако его жадность заставляет женщину переехать к Павлу.

Павел вскоре умирает от болезни. Перед смертью его навестил Порфирий, в надежде на «приумножения» собственного наследства. От этих разговоров Павлу становится очень плохо и сердце мужчины не выдерживает… Сразу после поминок, Арина Петровна забрав внучек Анну и Любашу, уезжает в Погореловку.

В третьей главе Арина Петровна после отмены крепостного вынуждена вернуть к Порфирию. Тот в свою очередь берет к себе на работу по дому Евпраксеюшку. Из полученного письма она узнает о том, что внучки стали актрисами, и имеют богатых ухажеров. Показав «весточку» Иудушке, она лишь очередной раз убеждается в его скупости и «язвенности».

К Порфирию приезжает его сын Петр. Он просит у отца деньги, чтобы уплатить свой «картежный долг». Однако Иудушке жалко денег. Он отказывается помочь сыну и советует «уповать на Бога». Петр напоминает о смерти брата и обвиняет отца в убийстве. Порфирий возражает сыну, и снимает с себя ответственность, мотивируя тем, что тот повесился вовсе не по его вине. Однако узнаются подробности, что накануне своей смерти, Владимир, так же просил помощи у отца, и тот ему так же отказал.

Арина Петровна становится свидетелем «родственного разговора» и насылает материнское проклятие на Порфирия.

Четвертая глава романа рассказывает смерти Арины Петровны. После кончины Порфирий раздает все материнские вещи служанкам.

Через некоторое время Иудушка отказывается от содержания сына в ссылке, и Петр умирает.

Анна приезжает к своему дяде, навещает могилу Арины Петровны. Порфирий встречает племянницу, но смотрит на нее вовсе не как «на родственницу». Он предлагает ей сожительствовать, однако женщина, отказывается.

В пятой главе идет речь о том, что еще живая Арина Петровна случайно узнает о том, что Евпраксеюшка в «положении». Однако все разговоры о предстоящих родах угнетают Иудушку.

Арина Петровна ждет появления внука и даже зовет повитуху. Но «помещица» умирает, а Порфирий боится за свое «доброе имя». После рождения малыша, мужчина дает повитухе денег и отправляет «отпрыска» в детский дом.

В шестой главе повествуется об одиночестве Иудушки. Евпраксеюшка не может ему простить, того, что он лишил ее сына. Она перестает ухаживать за Иудушкой и тот начинает «сходить с ума». Ему начинаю казаться души покойных «родственников».

В заключительной главе в полу разоренное Головлево возвращается больная и «безденежная» Анна. Она сообщает Порфирию, что Любонька отравила себя. Прожив в «содержанках» у купцов, которых впоследствии осудили и опечатали имущества, женщины попробовали вернуться на сцену. Однако публика не приняла «потрепанных» артисток.

Анна начинает выпивать с Иудушкой и напоминает ему, сколько «родственных душ» он загубил. Порфирий начинает задумываться о «сущности своего бытия» и находит утешения лишь в выпивке.

Через некоторое время Иудушка умирает. Его находят недалеко от могилы матери.

Не хватало проблем уважаемой женщине Арине Петровной, как приходит известие о том, что ее сын, проживающих в Москве совсем скоро вернется в родные стены. Больше всего барыня начала волноваться на моменте прочтения информации о продаже дома за ничтожные восемь тысяч рублей. Ведь этот дом она же и приобрела для Степана. Рады того, чтобы в будущем ее сын не претендовал на наследство и имущество, она решила таким ненавязчивым способом решить проблему.

Арина Петровна Головлева – это настоящий мужчина в юбке. Сильный характер до сих пор позволяет этой даме строить погоду не только в приближенных селах, но и в родной семье. Имеет строгий и лидирующий голос, противиться которому даже сыновья не осмеливаются. Несмотря на преклонный возраст, а женщине было около шестидесяти лет, хватку она потерять не успела. Сильная, независимая, строгая дама, от которой так и веет тоталитарным режимом. Любимые, в кавычках, сыновья во взрослой жизни, имея отдельные семьи, не норовят противоречить собственной матери.

Мужа она презирает и ставит ни во что. Владимира не сильно заботят нахальные и дерзкие высказывания со стороны супруги. Его душа много времени провела за барной стойкой и попивая очередной стакан качественного виски.

Степан получает неплохие перспективы на нормальную жизнь, но в кротчайшие сроки все спускает в трубу. Стал обычным неудачником, которому пришлось продать собственный дом.

Аннушка, единственная дочь Арины Петровной, мгновенно предает семью и сбегает с офицером. Оказавшись на краю пропасти, девушка делает неправильный шаг, что полностью убивает в сердце матушки милосердие к ее горю. Смогла прибавить проблем и после ухода на тот свет. Арине Петровной пришлось взять под собственное крыло двух внуков, ведь их родной отец подался в самоволку и пропал.

Порфирия легко заметить возле тепленького крылышка сильной матери. Лицемерный и простодушный мужчина, гордость которого исчезла еще на ранней стадии развития. Такие люди любят только себя, и готовы отдать на попечение родную мать, лишь бы прожить еще немного.

Младшенький сынишка так и остался таким же простым и ни к чему не приспособленным малым. Павел старался развиваться, но в итоге это все не было интересно никому. Понимая полное безразличие со стороны родных, потерял уверенность и зоркий взгляд на светлое будущее.

Чтобы окончательно не погубить судьбы старшего сына, она собирает семейный суд, который, к большому сожалению, раскрывает истинные лица братьев. Оказавшись никому не нужным, и подвергая себя неимоверным пыткам, Степан прожил еще некоторое время, после чего отдает Богу душу.

«По-родственному»

Смерть главы семейства, Владимира Головлева, не вызывает сострадания в супруги и сыновей. Первым делом Арина Петровна предпринимается обрабатывать все нажитое имущество. Понимая, что жить ей осталось совсем недолго, все распределяется между Павлом и Иудушкой. В скором времени женщина отчетливо ощущает на себе всю скупость и жадность своего среднего сына. Имея денежные средства, она по-прежнему все вкладывает в землю и недвижимость. Оказавшись в стенах дома Порфирия, барыня Арина Петровна осознала, что под ее крылом рос невероятный паразит, который не подаст матери и стакана воды, если та не предложит чего-то взамен.

Это спровоцировало внезапный переезд к Павлу. Женщина надеется, что хоть этот сын по заслугам оценит ее старания, и примет в своем доме, как положено. Разочарование не заставило себя ждать. Полнейший беспорядок, предательские шкуры, приближенные к Павлу, сливали всю информацию Иудушке о делах брата. А тот и в ус не дует. Пьет алкоголь, да и в гордом одиночестве просиживает отведенное Богом время. Все ведет к смерти Паши и дальнейшему переходу всего нажитого к Порфирию.

Отчаянная Арина Петровна забирает дочек покойной Анны и уезжает в Погорелку. Но и это имущество Иудушка требует вернуть ему, законному владельцу.

«Семейные итоги»

Мир теперь не видит той семьи, которая когда-то была в лучах богатства. Практически все умерли, а те, кто остался жив, смиренно доживают собственные дни. Арина Петровна теперь взаправду чувствует себя настоящей вдовой, брошенной старой женщиной, не имеющей за спиной ни гроша.

Гордость в ее жизнь постепенно начала убавляться. Теперь Арина Петровна не похожа на ту жесткую бабу с мужским характером. Жизнь изрядно ее потрепала, а теперь еще и начала издеваться, заставив иногда ездить к единственному выжившему сыну.

Дополнительные прожитые годы окончательно изуродовали характер и репутацию Иудушки. Иногда его чрезмерно странные желания переходили все нравственные границы. Совесть и уважение пропало их жизни этого зажравшегося человека. А теперь он превратил жизнь своей матери в настоящий ад. Воспринимая ее как служанку, Иудушка окончательно зарезервировал для себя место в аду.

Вскоре происходит долгожданная встреча отца с сыном. Однако семейная идиллия не состоялась. Иудушка узнает, что его сын прогорел в одном деле и должен крупную сумму денег. Озабоченны каждой недостающей ягоды, помогать сыну, выпутаться с проблем не намеревается. Тот намекает на то, что пойдет по стопам своего брата Володи, который покончил с собою из-за такой скупости отца. Иудушка превратился в настоящего убийцу, спровоцировав смерть одного, и, практически, согласившись на предложение второго.

«Племяннушка»

Арина Петровна не в силах больше сопротивляться. Страшная болезнь оказалась в разы сильнее ее воли и здоровья. Теперь некогда великая барыня больше походит на умирающую бездомную и обездоленную женщину. Иудушка впервые решает навестить мать, но не ради поддержки, попросить прощения и так далее. Его больше волнует вопрос о наследстве. Как единственный живой наследник Головлевых, Иудушка обретет большие финансовые и земельные капиталы. Это материальное обогащение радует его намного больше, чем рождение сыновей в свое время.

Последний вздох, и Арина Петровна покидает этот жестокий и ничтожный мир. Прожив как царица, она умирает, оказавшись в глубокой яме нищеты. Через некоторое время, он узнает и о смерти сына. Нельзя сказать, что Иудушка был сильно опечален этими новостями.

Позже в Головлево прибывает Анна и встречается с дядей. Ее красивые брови и губы сводят с ума Иудушку. Но положительные глаза старика мгновенно наливаются красным цветов, когда Анна рассказывает о планах вернуться на сцену. Из-за этого между ними вспыхивает большой скандал, о котором знали практически все в поселке.

Благодаря стараниям всего семейства Головлевых, жители поселков считают профессию актрисы вульгарной и недостойной для настоящей леди. Анна понимает, что выбранный ею путь будет нелегким, корявым, сложным с большими ямами впереди. Но это все равно ей кажется намного лучшим, нежели гнить вместе со своим родным дядей.

Это провоцирует ее убежать от пристального внимания Иудушки, пообещать, что больше никогда не приедет сюда, в эту сливную яму жестокости и человеческих пороков.

«Недозволенные семейные радости»

Грехи можно скрыть от остальных, их можно не признавать, но перед Богом, так или иначе придется отвечать. Иудушка прекрасно осознавал суть своей гнилой души. Натворив много дел, за которые он вряд ли сможет оказаться в райском месте после смерти, Иудушка налегает на алкоголь. Таким ненавязчивым образом он пытается запить грехи. Еще до гибели Арины Петровной, Порфирий смог осквернить Евпраксеюшку. Он привык, что все желаемое приходит в его руки, и женщины не исключение. Его постоянные намеки и ухаживания неоднократно намекали на интерес Иудушки к молодой экономке.

Жизнь была и так не слишком благосклонная к Иудушке. Да, она давала ему материальные блага, но чем он за это расплатился – моральным разложением души, семьей. Тогда казалось, что это невысокая цена за имущество и земли. Теперь же Иудушка осознает, что не имеет никого в этой жизни. Практически вся семья вымерла: мать, отец, братья, сыновья. Остальные убежали от него, стараясь забыть об этом ужасе. Единственная, кто еще остался возле него, так это Евпраквеюшка.

Но и она не намеревается быть под замком этого ужасного тирана. Ее душа мечтает воссоединиться с Володей, любимым сыном. Чтобы окончательно отомстить за содеянное Иудушке, она начала вести разгульный образ жизни, иметь интрижки за его спиной.

В обычные дни, когда она должна была работать, девушка всячески упрекала и выставляла напоказ все проблемы Иудушки односельчанам, так сказать выносила мусор из избы.

Последний рассудок покинул этого человека. Теперь он постоянно оказывается запертым в собственном кабинете. Все время разговаривает сам с собой, считает собственное богатство и всячески старается опустошить карманы итак бедных сельчан. Шаг за шагом он подходит к той само черте, возле которой погибли все его родственники. Приумножая все это большими стопками дорогого алкоголя, Иудушка мысленно готов отдать душу. Только вот она насквозь прогнила и никому не нужна.

Внезапно к Иудушке приезжает отчаянная Аннинька, которая рассказывает о нескольких прошедших годах ее «перспективной» карьеры актрисы. Пожилой старикан узнает, что Любинька не смогла пережить позора и осознание того, что продается за деньги и покончила жизнь самоубийством.

Анна признается, что у нее ничего не получилось. А за попытку ей пришлось заплатить невероятную стоимость. Аннинька сильно больная, ее тело истощенно и не притягивает мужской взгляд. За это время она была в руках десятков мужланов, обещающих золотые горы.

Они были постоянно вместе с Любинькой. Однако ее психика не смогла выдержать этого. Она предложила сестре приготовить яд и принять его, тем самым облегчив себе жизнь. Однако, сильно испугавшись, Аннинька не смогла отыскать в себе смелость и свершить акт самоубийства.

Это и привело ее к Иудушке. Постепенные проблемы на плечах заставили ее постепенно прислониться к стакану. И они с Иудушкой начинают заливать все больше и больше алкоголя в свои тела.

Горький спирт и сильный запой не покидал долгое время последних наследников рода Головлевых. Впервые в своей жизни Иудушка осознает, что сам стал виной всей ненависти и мерзости, которая постоянно окутывала его. Стараясь ее не замечать, он затягивал в этот порочный круг всю свою семью. Искренние чувства пробиваются наружу, что приводит к первым искренним объятиям с родной племянницей.

Дабы хоть что-то сделать, Иудушка решает пойти на могилу родной матери и попросить прощенье. К большому сожалению, этого не произошло. А его труп находят на обочине дороги.

Надежда Иванова Галкина дальняя родственника семьи Головлевых уже много бренных дней ожидала смерти Иудушки в намерениях заполучить все наследство. И вновь этот жестокий и порочный круг замыкается. Все происходит, как тогда, когда Иудушка считал дни к смерти брата Павла.

Социально-психологический роман «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина посвящен трем поколениям помещичьего семейства. Изначально автор не планировал написание романа: в течение нескольких лет он публиковал небольшие рассказы, которые позже легли в его основу. В виде отдельной книги роман был напечатан в 1880 году.

Для лучшей подготовки к уроку литературы, а также для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Семьи Головлевых» по главам.


Место и время действия

События романа происходят в XIX веке в России, в помещичьей усадьбе Погорелки.

Главные герои

  • Арина Петровна Головлева – богатая помещица, трудолюбивая, властная и решительная женщина.
  • Владимир Михайлович Головлев – глава семейства, мягкий и безалаберный человек.
  • Степан – старший сын Головлевых, безответственный шутник, не приспособленный к жизни.
  • Анна – дочь, опозорившая семью, выйдя замуж без родительского согласия. Мать двух девочек-близняшек – Анниньки и Любиньки.
  • Порфирий – сын Арины Петровны, подлый и двуличный человек, думающий лишь о собственной выгоде.
  • Павел – младший сын, замкнутый, нелюдимый человек.

Другие персонажи

  • Аннинька и Любинька – внучки Арины Петровны, сироты.
  • Петенька и Володенька – сыновья Порфирия Владимировича, рано ушедшие из жизни.
  • Евпраксеюшка – молодая экономка в доме Порфирия Владимировича.

Краткое содержание

Глава 1. Семейный суд

Управляющий одной из вотчин Арины Петровны Головлевой приходит к барыне с докладом. Передав все дела, он с неохотой сообщает ей важную новость: ее сын, Степан Владимирович Головлев, продал московский дом за долги. Арина Петровна подавлена услышанным – « известие это, по-видимому, отняло у нее сознание ».

Придя в себя, барыня негодует: ведь всего два года тому назад она заплатила за этот дом « двенадцать тысяч как одну копейку », а сейчас полиция продала его гораздо дешевле.

Арина Петровна имеет славу грозной, решительной женщины, привыкшей жить согласно своей воле. Она « единолично и бесконтрольно управляет обширным головлевским имением », и даже от собственных детей требует беспрекословного послушания и подчинения.

Супруг Арины Петровны – Владимир Михайлович Головлев – « человек легкомысленный и пьяненький ». В отличие от серьезной и деловой своей жены, он с молодых лет отличался безалаберным характером.

У Арины Петровны « детей было четверо: три сына и дочь ». О дочери и старшем сыне она даже говорить не хотела. Старший сын – Степка – имел славу семейного шута из-за своего излишне озорного характера. Он совершенно не приспособлен к жизни: может проиграться в карты в пух и прах, влезть в непомерные долги.

Дочь Аннушка не только не оправдала надежд Арины Петровны, но и « на весь уезд учинила скандал » – убежала из семьи и без родительского благословения вышла замуж за молоденького корнета. Решив избавиться от своевольной дочери, Арина Петровна выделила ей “кусок”: самую захудалую деревушку и пять тысяч рублей. Спустя два года супруг Аннушки сбежал, оставив ее одну « с двумя дочерьми-близнецами: Аннинькой и Любинькой ». Через три месяца скончалась и сама Аннушка, и Арина Петровна помимо воли была вынуждена приютить у себя двух сироток.

Третий ребенок четы Головлевых « Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика ». С ранних лет он лебезил перед матерью и частенько ей наушничал. Арина Петровна, будучи женщиной неглупой, видела все его ухищрения, и сам вид сына « поднимал в ее сердце смутную тревогу чего-то загадочного, недоброго ».

Полной противоположностью Порфирия был самый младший ребенок в семье – Павлуша. С ранних лет он не проявлял ни к чему интереса, всех сторонился, « любил жить особняком, в отчуждении от людей ». Со временем из Павла Владимировича сформировалась « апатичная и загадочно-угрюмая личность », начисто лишенная стремления к каким-либо поступкам.

Арина Петровна понимает, что старший сын после продажи за бесценок московского дома планирует вернуться в родительское имение. Однако ей не дают покоя неизбежные людские пересуды, и она решает « созвать семейный совет для решения балбесовой участи».

По приезде сыновей она поначалу « все жаловалась и умилялась сама над собой », но после приступила к делу. Павел не стал осуждать брата, в то время как Порфирий предложил матери разрешить ему житье в Головлеве, но более ничего не выделять ему.

Согласно решению, принятому на семейном совете, Степан поселяется в родительском имении, но не в самом доме, а в отдельной конторке. Обедает он не за общим столом, а вместе с прислугой, доедая объедки с хозяйской кухни. Серая и унылая жизнь приводит к тому, что Степан окончательно спивается и впадает в мрачное, тягостное состояние. Спустя некоторое время Степан умирает, а мать с лицемерной печалью отчитывается перед сыновьями о богатом и пышном его погребении.

Глава 2. По-родственному

По прошествии десяти лет Арина Петровна стала « скромною приживалкой в доме младшего сына ». Тяжело пережив своего супруга и, особенно, отмену крепостного права, она утратила былую твердость и решительность. Старая барыня разделила имение между двумя братьями, при этом « Порфирию Владимирычу была выделена лучшая часть, а Павлу Владимирычу — похуже ».

Первое время Арина Петровна жила с Порфирием в доставшемся ему поместье Головлево на правах управляющей. Но, не выдержав непомерной жадности сына, переехала к Павлу в Дубровино.

Павел Владимирович принял мать и сирот-племянниц, но только с тем условием, чтобы они не вмешивались ни в его жизнь, ни в управление хозяйством.

Пристрастие Павла Владимировича к выпивке становится причиной смертельной болезни. После осмотра больного врач заявляет, что ему остается жить не более двух дней. Арина Петровна надеется, что Павел подпишет завещание в пользу сироток, но доктор говорит, что он в таком состоянии, что « фамилии путем подписать не может ». Женщина в отчаянии: после смерти Павла все его имущество по закону перейдет подлецу Порфирию.

В Дубровино приезжает Иудушка с сыновьями – Петенькой и Володенькой. Он интересуется здоровьем брата, всем своим видом выражая лицемерное беспокойство. Мальчики рассказывают бабушке об ужасном характере их донельзя скупого отца.

Со смертью Павла Владимировича все его имущество переходит к Иудушке. Арина Петровна с внучками вынуждена переехать в бедную деревеньку Погорелку, что в свое время было отдано дочери Анне.

Глава 3. Семейные итоги

В Погорелке Арина Петровна пытается с прежним усердием взяться за хозяйство, однако « старческие немощи » заметно убавляют ее пыл. Постылые осенние вечера в деревне все чаще наводят сестер на мысль – « во что бы ни стало уйти из постылой Погорелки ». Они уезжают в Харьков и становятся актрисами.

С отъездом девушек « погорелковский дом окунулся в какую-то безнадежную тишину» . Старая барыня в целях экономии распускает почти всю прислугу. Бессменными компаньонками Арины Петровны становятся « беспомощное одиночество и унылая праздность ».

Роковая ошибка – отделение сыновей и полное доверие Иудушке – приводит к тому, что Арина Петровна, некогда сильная и властная женщина, готова смириться с жалкой участью приживалки.

Она начинает все чаще наведываться в Головлево, а Порфирий, хоть и не рад этим визитам, но отказать матери не смеет, боясь ее проклятия. Именно этот страх останавливает « его от многих пакостей, на которые он был великий мастер ».

С возрастом дурные наклонности Порфирия Владимировича еще более усугубляются. Он отказывает своему сыну Петру в помощи, когда тот, растратив казенные деньги, оказывается под угрозой сибирской ссылки. В отчаянии, Петр напоминает отцу о Володе, доведенном отцовской жадностью до самоубийства. Арина Петровна, будучи свидетельницей этого разговора, проклинает Иудушку.

Глава 4. Племяннушка

Несмотря на все ожидания, Порфирий Владимирович « вынес материнское проклятие довольно спокойно » и ничем не помог Петру. На следующий день после отъезда внука « Арина Петровна уехала в Погорелку и уже не возвращалась в Головлево ». Старая барыня быстро угасает и в одиночестве умирает. Весь ее капитал переходит в полное распоряжение Иудушки.

Петр в последний раз пытается попросить у отца денег, на что получает отказ и совет смиренно переносить справедливое наказание. Вскоре Порфирий Владимирович получает известие о смерти сына.

В Головлево неожиданно приезжает Аннинька – красивая молодая женщина, которая невольно восхищает своей внешностью даже Порфирия Владимировича.

На бубушкиной могиле Анниньку охватывает желание пожить немного в тихой, забытой Богом Погорелке. Перед ее глазами проносится ее беспутная жизнь актрисы, и девушке хочется немного пожить в тишине, вдали от окружающей ее пошлости.

Но, вспомнив ту страшную тоску, от которой они в свое время с сестрой сбежали, Аннинька передумывает и намеревается вернуться в Москву. Дядя уговаривает девушку остаться у него, но подобная перспектива пугает ее. Экономка делится с Аннинькой, что при взгляде на нее у хозяина « бесстыжие глаза так и бегают ». Девушка с большим облегчением покидает Головлево, и обещает дяде, что никогда больше сюда не вернется.

Глава 5. Недозволенные семейные радости

Незадолго до печальной истории с Петром Арина Петровна замечает, что его экономка Евпраксеюшка находится в интересном положении. Она подробно расспрашивает молодую женщину о самочувствии, дает дельные советы.

Барыня пытается поговорить с сыном на столь щекотливую тему, но тот всячески увиливает от разговоров. Иудушка очень рад тому, что « его не тревожат и что Арина Петровна приняла горячее участие в затруднительном для него обстоятельстве ».

Однако надеждам Иудушки не суждено было сбыться из-за смерти матери. Боясь пересудов, он прекращает всякое общение с Евпраксией. После рождения сына Владимира он несколько дней размышляет о том, как поступить, чтобы все « хорошохонько было ».

Глава 6. Вымороченный

Порфирий понимает, что остался в полном одиночестве: « одни перемерли, другие — ушли ». Единственный человек, связующий его с внешним миром – Евпраксеюшка. Но после подлого изъятия ее ребенка переменилось ее отношение к хозяину.

Она впервые осознала, что молодость ее безвозвратно уходит в компании старого занудного старика. Евпраксинья стала погуливать с молодыми парнями, игнорировать свои обязанности по дому. В ней « явилась ненависть, желание досадить, изгадить жизнь, извести » барина.

В последнее время Порфирий Владимирович совсем одичал, и хотел только одного: чтобы его « не тревожили в его последнем убежище — в кабинете ». Только здесь он мог с упоением предаваться своим фантазиям: « мысленно вымучить, разорить, обездолить, пососать кровь ».

Глава 7. Расчет

В Головлеве неожиданно появляется Аннинька. Но от былой красоты и свежести не осталось и следа – это было « какое-то слабое, тщедушное существо с впалой грудью, вдавленными щеками, с нездоровым румянцем ». После самоубийства сестры, не выдержавшей унизительной жизни дешевой куртизанки, Аннинька решает вернуться к дяде. Она очень больна, и жить ей осталось совсем немного.

Безмерно опустившаяся, жалкая, больная, она ходит по дядюшкиному дому, вспоминая былую жизнь. Страстно желая забыться, она вскоре начинает выпивать, а спустя время к ней присоединяется и дядя.

В конце жизненного пути у Иудушки « совесть проснулась, но бесплодно ». Он понял, сколько зла причинил близким, но просить прощения было уже не у кого. Порфирий Владимирович скончался по дороге к могиле матери. Ненадолго его пережила Аннинька, оказавшаяся в плену горячки.

За всеми трагедиями в семье Головлевых зорко следит Надежда Ивановна – их дальняя родственница и единственная законная наследница.

И что в итоге?

Арина Петровна Головлёва – после ссоры с Иудушукой закрывается от мира в своей комнате, спустя месяц умирает, вероятно от истощения.

Владимир Михайлович Головлёв – умирает около 1861 года, во время отмены крепостного права.

Степан – спивается и умирает в усадьбе Головлёвых.

Анна – умирает в молодом возрасте, примерно в 20–25 лет.

Порфирий (Иудушка) – осознав, что плохо обращался с матерью, идёт холодной ночью на её могилу и умирает по дороге, замёрзнув.

Павел – спивается и умирает, как его брат Степан.

Аннинька – возвратившись в деревню, пристрастилась к спиртному; умирает от горячки.

Любинька — спивается, заканчивает жизнь самоубийством.

Петенька — сослан в Сибирь, по пути туда заболевает и умирает.

Володенька – оказавшись в нищете, заканчивает жизнь самоубийством в возрасте не старше 22 лет.

Заключение

В своем произведении Салтыков-Щедрин раскрывает немало важных тем, среди которых отсутствие любви и взаимопонимания в семье, скупость, подлость и предательство в отношении самых близких людей, пьянство и праздность. В совокупности все эти пороки приводят к полному разрушению некогда большого и процветающего семейства.

После краткого пересказа романа «Господа Головлевы» рекомендуем прочитать произведение Салтыкова-Щедрина в полном варианте.

Анализ «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин

М. Салтыков-Щедрин вырос в помещичьей среде, поэтому знал ее изнутри. С юных лет писатель видел, что семьи помещиков опутаны сетями лжи и порока. Это впечатление угнетало Михаила Евграфовича, а позже нашло место в творчестве. Роман «Господа Головлёвы» показывает истинное лицо помещиков. Произведение также позволяет проследить за тем, как человек разрушает самого себя. Изучают роман в 10 классе. Предлагаем узнать о нём больше, ознакомившись с анализом произведения.


Краткий анализ

Год написания – 1875–1880.

История создания – Изначально М. Е. Салтыков-Щедрин хотел написать цикл рассказов «Благонамеренные речи». Он даже опубликовал несколько небольших произведений в журнале «Отечественные записки». Постепенно писатель настолько вдохновился работой, объединил рассказы, превратив цикл в роман.

Тема – Главная тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.

Композиция – Роман организован так, что все его элементы, сюжетные и внесюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.

Жанр – Социально-психологический роман.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения связана с личными и культурно-историческими обстоятельствами жизни писателя. Михаил Евграфович вырос в семье помещика. Став взрослым, он так отзывался о помещичьей среде: «Очень уж подла была среда, в которой я провел большую часть своей жизни…». Это впечатление усилило наблюдение за тем, как после отмены крепостного права крестьяне боролись за свои земли. В этот период в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина более громко звучат антикрепостнические идеи.

Анализируемое произведение «выросло» из цикла рассказов «Благонамеренные речи». Их писатель публиковал в журнале «Отечественные записки». Первый из них – «Семейный суд» (1875) – получил положительный отклик И. Тургенева, что стало толчком к созданию следующих рассказов. Постепенно вырисовывалась целостная история семьи: отдельные произведения объединялись темой и героями. Превращая цикл рассказов в роман, писатель внёс в отдельные части правки. Роман был завершён только в 1880 г., в общем работа над ним длилась на протяжении пяти лет.

Изначально автор хотел назвать роман «Эпизоды из жизни одного семейства», но сам же отклонил его.

для самых нетерпеливых -

Анализ «Господ Головлёвых» следует начинать с характеристики основной проблемы.

В произведении можно выделить две основные темы – жизнь накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте широкой историко-культурной темы развивается вечная моральная проблема – физическое и духовное разрушение человека. Обе они были актуальны в русской литературе второй половины ХIX века и до сих пор подталкивают читателя к важным выводам.

В центре романа семья помещиков Головлёвых. С её членами мы знакомимся в части, описывающей семейный суд. С первых глав читатель узнаёт, что глава этого семейства Арина Петровна. Её муж был несерьёзным, даже в солидном возрасте не смог избавиться от ребячества. Таким образом, забота об усадьбе легла на плечи женщины. И главным для Арины Петровны было жажда наживы, а не семейные ценности. У Головлевых было четверо детей: Степан, Порфирий, Павел и Анна. Между собой они не дружили: не прививалась в семье любовь и дружба, каждый переживал, кому достанется наследство.

Души Головлёвых-младших были развращены богатством, жадностью, тягой к алкоголю и глупым развлечениям. Из-за этого ни один из героев не узнал, что такое счастье. Читатель наблюдает, как сначала разрушаются души Головлёвых, а потом наступает гибель физическая. На судьбу братьев и сестры достаточно сильно повлияло воспитание. Головлевых-старших жизнь тоже не жаловала. В сюжетных линиях героев постепенно формируется проблематика произведения.

Содержание произведения дает понять, что смысл названия «Господа Головлёвы» иронический. Автор высмеивает несоответствие оболочки помещичьих семей и того, что видим внутри.

Композиция

Особенность композиции романа М. Салтыкова-Щедрина в том, что все ее составляющие, сюжетные и внесюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Последовательность сюжетных элементов несколько нарушена. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.

План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. Жанр «Господ Головлёвых» – социально-психологический роман. Это большое произведение, в котором развивается несколько сюжетных линий, а характеры главных героев даются в развитии. Главные проблемы – социальные и психологические. Направление – реализм, так как в произведении отражены реальные (происходили или могли происходить в действительности) события конкретной эпохи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: