Пленум верховного суда республики беларусь состав компетенция порядок работы

Обновлено: 02.02.2023

Президиум Верховного суда Республики Беларусь состоит из Председателя Верховного суда Республики Беларусь, первого заместителя, заместителей Предсе­дателя, судей Верховного суда в количестве, определя­емом Президентом Республики Беларусь.

В заседаниях Президиума Верховного суда могут принимать участие Генеральный прокурор или его за­местители.

Периодичность заседаний Президиума в законе не оговорена, лишь записано, что заседания проводятся по мере необходимости.Постановления Президиума при­нимаются большинством голосов участвующих в заседа­нии Президиума и подписываются председательствующим.

Президиум Верховного суда наделён широкими полномочиями:

1. он вправерассматривать судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам,а также в кассационном порядке - дела, рассмот­ренные Верховным судом по первой инстанции;

2. рассматривает материалы изучения' и обобщения судебной практики и судебной статистики;

3. рассматривает вопросы организации работы судеб­ных коллегий и аппарата Верховного суда;

4. оказывает помощь судам в правильном применении законодательных актов;

5. заслушивает Председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о су­дебной практике по применению законодательства.

Президиум Верховного суда в месячный срок обя­зан рассмотреть поступившее к нему с протестом дело. Для дачи объяснений на заседание суда, рассматрива­ющею депо к порядки надзора, могут быть приглашены осужденный, оправданный, защитники, законные пред­ставители несовершеннолетних, потерпевший и его представитель, гражданский истец, гражданский ответ­чик и их представители. При равенстве голосов про­тест, рассмотренный в Президиуме Верховного суда, считается отклонённым.Пленум Верховного суда

Пленум Верховного суда состоит из Председателя Верховного суда и его заместителей, судей Верховного суда, а также из Председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов.

В заседаниях Пленума могут принимать участие Председатель Высшего Хозяйственного суда, Генераль­ный прокурор, Министр юстиции и их заместители. По приглашению Председателя Верховного суда в заседа­ниях Пленума могут участвовать судьи, представители министерств, ведомств, научных заведений и другие.

Пленум Верховного суда созывается не реже одного раза в три месяца. Заседание его считается правомочным, если в нём приняли участие большин­ство членов Пленума. Свои решения Пленум оформля­ет постановлением, которое принимается открытым го­лосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в заседаниях.

Пленум Верховного суда обладает широкими полно­мочиями. Согласно действующему законодательству он:

1. рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывающимся обстоятельствам;

2. рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и даёт судам разъяснения по вопросам применения законода­тельства при рассмотрении судебных дел;

3. рассматривает заключение Конституционного Суда, представление Председателя Верховного суда о несоответствии разъяснений Пленума Вер­ховного суда Конституции и законам Республики Беларусь;

4. рассматривает вопрос и принимает решение о вне­сении предложений в Национальное собрание Рес­публики Беларусь в порядке законодательной ини­циативы о принятии нового закона или о внесении изменений либо дополнений в действующий закон и о толковании законов Республики Беларусь;

6. утверждает составы судебных коллегий и их пред­седателей, а также секретаря Пленума Верховного суда из состава его членов;

7. избирает квалификационную коллегию судей Вер­ховного суда из состава членов Пленума Верхов­ного суда, а также председателя и заместителя председателя квалификационной коллегии из числа членов этой коллегии.

Следует отметить, что Пленум Верховного суда обладает судебными полномочиями, чего нет в полно­мочиях членов Верховного суда Российской Федерации.

Постановления Пленума Верховного суда подписы­вает Председатель Верховного суда и секретарь Пле­нума Верховного суда. Кроме того, секретарь Пленума, наряду с выполнением полномочий судьи Верховного суда, проводит организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и осуществляет контроль за выполнением принятых по­становлений Пленума Верховного суда и публикацией их в «Судовом вестнике» Верховного суда Республики Беларусь.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь действует в составе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда, а также председателей областных судов, Минского городского суда и Белорусского военного суда, входящих в состав Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по должности.

В заседаниях Пленума вправе принимать участие Президент Республики Беларусь и его представители, председатели палат Национального собрания Республики Беларусь и их заместители, а также по их поручению председатели постоянных комиссий палат Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь, Министр юстиции Республики Беларусь и их заместители,а по приглашению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь, представители государственных органов, общественных объединений и научных учреждений (ст. 50 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).

Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в три месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума и лица, имеющие право принимать участие в заседаниях Пленума.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Пленума. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Члены Пленума Верховного Суда Республики Беларусь не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.

Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь подписываются председательствующим на заседании и секретарем Пленума.

Главное в деятельности Пленума – давать в порядке судебного толкования общим судам разъяснения по вопросам применения законодательства. Разъяснения даются в форме постановления.

22. Президиум Верховного Суда Республики Беларусь: состав, компетенция, порядок работы

Президиум Верховного Суда РБ состоит из Председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда. Состав Президиума утверждается Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ (ст. 53 Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей).

Заседания Президиума проводятся по мере необходимости (на практике – не реже двух раз в месяц). По приглашению Председателя Верховного Суда РБ в заседании Президиума могут принимать участие судьи и работники аппаратов общих судов, а также иные лица.

Постановления Президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Президиума и подписываются председательствующим на его заседании. Члены Президиума Верховного Суда Республики Беларусь не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений (ст. 55 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).

Полномочия Президиума можно разделить на процессуальные и организационные.

К процессуальным относятся рассмотрение гражданских и уголовных дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Президиум Верховного Суда рассматривает в порядке надзора дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РБ в качестве суда первой инстанции; дела по протестам на определения судебных коллегий, вынесенные в кассационном порядке или в порядке надзора. Протест в Президиум Верховного Суда РБ вправе принести Генеральный прокурор, Председатель Верховного Суда или их заместители.

Президиум Верховного Суда РБ решает вопрос о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров и постановлений, вынесенных Верховным Судом по первой инстанции (п. 3 ч. 1 ст. 422 УПК).

Гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам Президиум Верховного Суда не пересматривает. Они могут пересматриваться только судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда. Пересмотр гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам в Верховном Суде может относиться только к тем делам, которые рассмотрены по первой инстанции.

Организационная деятельность осуществляется в двух направлениях:

1) рассмотрение вопросов, связанных с организацией работы в самом Верховном Суде, его аппарате;

2) воздействие на деятельность нижестоящих судов в целях обеспечения правильного и единообразного применения ими законодательства.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики,а также проекты постановлений, вносимые на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ; рассматривает вопросы организации работы председателей и судей нижестоящих общих судов, заслушивает председателей нижестоящих общих судов о деятельности судов.

Кроме того, в компетенцию Президиума Верховного Суда РБ входит полномочие рассматривать ходатайства о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок обращаться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений.

Пленум Верховного Суда является коллегиальным органом, направляющим судебную практику в целях обеспечения ее точного соответствия действующему законодательству.

Пленум действует в составе Председателя Верховного суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда, а также председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов, входящих в состав Пленума Верховного Суда по должности. В настоящее время он насчитывает 52 человека. Указанные лица как члены Пленума обладают равными правами (ч. 1 ст. 48 Закона).

В заседаниях Пленума могут принимать участие Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор, Министр юстиции и их заместители. По приглашению Председателя Верховного Суда в заседаниях Пленума могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных заведений и других государственных организаций и общественных объединений (ч. 3 и 4 ст. 48 Закона).

Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в три месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор и Министр юстиции.

Заседание Пленума является правомочным при наличии большинства его членов. Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума заслушиваются по докладам инициаторов либо уполномоченных ими лиц. В обсуждении этих вопросов могут участвовать лица, приглашенные на заседание Пленума. Для подготовки проекта постановления в необходимых случаях образуется редакционная комиссия из числа членов Пленума, а также лиц, принимающих участие в его работе (ст. 50 Закона).

Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в заседании. Постановления Пленума подписываются председательствующим на заседании и секретарем Пленума (ч. 3 и 4 ст. 51 Закона).

Секретарем Пленума является судья Верховного Суда, который освобождается от выполнения обязанностей по основной должности и осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола, а также проводит работу, необходимую для исполнения принятых Пленумом постановлений (ч. 5 ст. 51 Закона).

Основное полномочие Пленума Верховного Суда – дача разъяснений по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел. Эти разъяснения даются в виде постановлений Пленума и основываются на обобщении судебной практики и анализа судебной статистики. Они могут быть посвящены общим вопросам судебной деятельности, отдельным категориям уголовных, гражданских и административных дел, материально-правовым и процессуальным проблемам осуществления правосудия.

Указанные постановления Пленума Верховного Суда обязательны для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение (ст. 47 Закона).

Разъяснения Пленума Верховного Суда не являются источниками права, не могут содержать новых правовых норм, поскольку судебная власть обладает лишь правоприменительной, а не законодательной, правотворческой функцией. В то же время такие разъяснения имеют большое значение для формирования судебной практики государства, обеспечения единообразного понимания и применения национального законодательства. В них анализируются действующие правовые нормы, допускаемые при осуществлении правосудия ошибки и нарушения закона, случаи неправильного и неодинакового его понимания и применения судами, координируется судебная практика, выделяются ее ведущие направления, отвечающие актуальным проблемам жизни государства[61].

Пленум также может рассматривать заключения Конституционного Суда, представления Председателя Верховного Суда о несоответствии данных им разъяснений Конституции и законам Республики Беларусь.

В необходимых случаях проводятся совместные заседания Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Хозяйственного Суда по вопросам, имеющим значение как для общих, так и хозяйственных судов, например, о разграничении подведомственности дел.

К организационным полномочиям Пленума Верховного Суда относятся:

n утверждение по представлению Председателя Верховного Суда составов судебных коллегий и их председателей, а также секретаря Пленума из состава его членов;

Белорусского военного судов, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о практике применения судами законодательства, исполнении разъяснений Пленума по применению законодательства Республики Беларусь;

n избрание квалификационной коллегии судей Верховного Суда из состава членов Пленума, а также ее председателя и заместителя председателя из числа членов этой коллегии, заслушивание отчетов о ее деятельности;

n утверждение по представлению Председателя Верховного Суда состава научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь (ст. 49 Закона).

Таким образом, постановления Пленума Верховного суда по своему содержанию могут быть разделены на следующие группы:

· руководящие – содержащие разъяснения по вопросам применения действую-

· контрольные – по вопросам исполнения ранее принятых постановлений Пленума;

· организационные – по процессуально-организационным вопросам деятельности Верховного Суда;

· кодификационные – вносящие изменения и дополнения в ранее принятые Верховным Судом постановления, а также отменяющие их целиком или в определенной части.

Постановления Пленума публикуются в журнале “Судовы весн1к”, который является официальным изданием Верховного Суда Республики Беларусь.

Судебные коллегии Верховного Суда РБ возглавляют председатели – заместители Председателя Верховного Суда РБ. Председатель Верховного Суда РБ или первый заместитель Председателя в необходимых случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной из судебных коллегий Верховного Суда РБ, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции другой судебной коллегии Верховного Суда РБ. Судебные коллегии Верховного Суда РБ рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, за исключением судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда РБ. Судебные коллегии Верховного Суда РБ могут рассматривать гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке. Судебные коллегии Верховного Суда РБ по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику общих судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Для обеспечения деятельности Верховного Суда по осуществлению правосудия и выполнению иных функ­ций в высшем судебном органе имеется разветвленный и многочисленный аппарат. Его структура и штатная чис­ленность устанавливаются в порядке, определяемом Президентом РБ.

Аппарат Верховного Суда включает:

Секретариат Пленума и Президиумазанимается подготовкой и ведением протоколов заседаний указан­ных органов, а также Научно-консультативного совета при Верховном Суде, организационным и правовым обес­печением их работы.

Управление жалоб и приема гражданорганизует и обеспечивает работу по своевременному и качественно­му рассмотрению жалоб па решения, приговоры, определения, постановления по уголовным, гражданским и административным делам.

Отдел обобщения судебной практикипредназначен для подготовки проектов постановлений Пленума Верховного Суда, разъясняющих вопросы применения действующего законодательства.

Отдел работы с законодательствомосуществляет учёт и систематизацию действующих нормативных правовых актов РБ, подготовку заключе­нии па законопроекты.

Основная задача организационного управленияВерховного Суда — справочное и информационно-правовое обеспечение деятельности Верховного Суда

Финансово-хозяйственное управление ведет бухгал­терский учет, контроль за использованием денежных средств, имущества, служебных помещений, организует хозяйственное и техническое обслуживание здания Вер­ховного Суда и компьютерной базы.

Сектор кадровой работы и судебной статистики го­товит документы к назначению и освобождает судей Вер­ховного Суда, присваивает им квалификационные клас­сы, проводит аттестации сотрудников аппарата Верховного Суда и присваивает им классы государствен­ных служащих, контролирует выполнение правил внут­реннего трудового распорядка, составляет статистичес­кую отчетность и представляет ее в Министерство юстиции.

При Верховном Суде действует научно-консульта­тивный совет. Его задачей является разработка реко­мендаций по принципиальным вопросам судебной практики, проектов постановлений Пленума, разъяс­няющих законодательство. В него входят ученые-юристы, судьи Верховного Суда, председатели нижестоящих судов и работники иных правоохранительных органов.

Для ознакомления с работой Верховного Суда и офи­циального опубликования постановлений его Пленума, Президиума, определений судебных коллегий, обзоров судебной практики с 1992г. высшим судебным органом издается журнал «Судовы веснік». В нем содержатся материалы о деятельности нижестоящих судов, других правоохранительных органов, научные статьи по акту­альным вопросам судебной деятельности.

Пленум Верховного Суда – коллегиальный орган, направляющий судебную практику в целях обеспечения ее точного соответствия действующему законодательству.

Пленум действует в составе Председателя Верховного суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда, председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов, входящих в состав Пленума Верховного Суда по должности.

В заседаниях Пленума могут принимать участие Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор, Министр юстиции и их заместители.

Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в три месяца.

Основное полномочие Пленума Верховного Суда – дача разъяснений по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел. Эти разъяснения даются в виде постановлений Пленума

Указанные постановления Пленума Верховного Суда обязательны для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение (ст. 47 Закона).

Разъяснения Пленума Верховного Суда не являются источниками права, не могут содержать новых правовых норм, поскольку судебная власть обладает лишь правоприменительной, а не законодательной, правотворческой функцией.

В необходимых случаях проводятся совместные заседания Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Хозяйственного Суда по вопросам, имеющим значение как для общих, так и хозяйственных судов, например, о разграничении подведомственности дел.

К организационным полномочиям Пленума Верховного Суда относятся:

· lутверждение по представлению Председателя Верховного Суда составов судебных коллегий и их председателей, секретаря Пленума из состава его членов;

· избрание квалификационной коллегии судей Верховного Суда из состава членов Пленума, а также ее председателя и заместителя председателя из числа членов этой коллегии, заслушивание отчетов о ее деятельности;

· утверждение по представлению Председателя Верховного Суда состава научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь.

Постановления Пленума Верховного суда по своему содержанию разделяют на:

· руководящие – содержащие разъяснения по вопросам применения действующего законодательства;

· контрольные– по вопросам исполнения ранее принятых постановлений Пленума;

· организационные– по процессуально-организационным вопросам деятельности Верховного Суда;

· кодификационные– вносящие изменения и дополнения в ранее принятые Верховным Судом постановления, а также отменяющие их целиком или в определенной части.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: