Платежи по обязательствам которые государство обязано погасить в отчетном периоде

Обновлено: 25.09.2022

Государственный долг - это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики.

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга - накопленной задолженности Российской Федерации, субъ­ектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть опре­делен в договоре между заемщиком в лице соответствующего ис­полнительного органа государственной власти или местного само­управления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Государственный долг РФпредставляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юриди­ческими лицами, иностранными государствами, международны­ми организациями и другими субъектами международного права.

Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим госу­дарственную казну.

В состав государственного долга РФ входят долговые обяза­тельства в следующих формах:

1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными госу­дарствами и международными финансовыми организациями;

2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

3) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашения и договоры, в том числе международные, за­ключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и дол­госрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяе­мые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Изменения условий выпущенного в обращение государст­венного займа, в том числе сроков выплаты и размера процент­ных платежей, срока обращения, не допускается.

Муниципальный долгсостоит из совокупности долговых обяза­тельств муниципального образования. Он обеспечивается всем му­ниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования суще­ствуют в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных муни­ципальным образованием;

2) займов муниципального образования, осуществляемых пу­тем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

3) договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) долговых обязательств юридических лиц, переоформлен­ных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Государственный долг также подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг – это совокупность обязательств правительства перед резидентами, т.е. долговые обязательства, выраженные в валюте страны, а внешний долг – это совокупность обязательств перед нерезидентами, долговые обязательства в иностранной валюте.

Государственный долг может также быть подразделен на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату. Текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Управление государственным долгомпредставляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его упол­номоченных органов по определению мест и условий размеще­ния и погашения государственных займов, а также обеспечению гармонизации интересов заемщика, инвесторов и кредиторов.

Цельюуправления государственным долгом является оп­тимизация затрат, связанных с финансированием дефицита го­сударственного бюджета.

В управлении государственным долгом страны можно вы­делить следующие основные принципы:

· безусловности - обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство как заемщик приняло на себя при заключении договора заимствования средств;

· единства - учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных как сувереном, так и субъектами РФ;

· снижения рисков- размещение и погашение займов та­ким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обяза­тельств;

· оптимальности структуры - поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;

· сохранения финансовой независимости - поддержание
оптимальной структуры долговых обязательств государства ме­жду инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;

· прозрачности - соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом поло­жении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.

Одним из широко распространен­ных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга,т.е. погашение ос­новной задолженности и процентов за счет средств, получен­ных от размещения новых займов. Для успешного применения механизма рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. Ее достижение и поддержание яв­ляются важным фактором для управления государственным дол­гом. В настоящее время репутация заемщиков на мировом фи­нансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соот­ветствующей стране специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.

С точки зрения инвесторов, наиболее предпочтительным вариантом является полное, безусловное и своевременное вы­полнение государством своих обязательств. Однако в условиях невозможности для государства по каким-либо причинам обес­печить погашение займов и выплат процентов по ним могут быть приняты решения о новации, унификации, конверсии, кон­солидации, отсрочке погашения займов или аннулировании го­сударственного долга.

Реструктуризация- погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств с установлением иных усло­вий обслуживания долговых обязательств и сроков их погаше­ния).

Рефинансирование - размещение новых займов для пога­шения обязательств по ранее размещенным займам.

Новация - соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.

Унификация- решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.

Конверсия - одностороннее изменение доходности займов, т.е. государство объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством.

Консолидация- изменение условий обращения займов в части срока их погашения, то есть решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.

Отсрочка погашения займов- консолидация при од­новременном отказе государства от выплаты доходов по зай­мам.

Аннулирование государственного долга-отказ госу­дарства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Статья 42. Порядок выплаты обществом дивидендов

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 42

1. Общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев отчетного года и (или) по результатам отчетного года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев отчетного года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода.

(в ред. Федеральных законов от 31.10.2002 N 134-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 415-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. Дивиденды по привилегированным акциям определенных типов также могут выплачиваться за счет ранее сформированных для этих целей специальных фондов общества.

(в ред. Федеральных законов от 06.04.2004 N 17-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решение о выплате (объявлении) дивидендов принимается общим собранием акционеров. Указанным решением должны быть определены размер дивидендов по акциям каждой категории (типа), форма их выплаты, порядок выплаты дивидендов в неденежной форме, дата, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов. При этом решение в части установления даты, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов, принимается только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Размер дивидендов не может быть больше размера дивидендов, рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Дата, на которую в соответствии с решением о выплате (объявлении) дивидендов определяются лица, имеющие право на их получение, не может быть установлена ранее 10 дней с даты принятия решения о выплате (объявлении) дивидендов и позднее 20 дней с даты принятия такого решения.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Дивиденды выплачиваются лицам, которые являлись владельцами акций соответствующей категории (типа) или лицами, осуществляющими в соответствии с федеральными законами права по этим акциям, на конец операционного дня даты, на которую в соответствии с решением о выплате дивидендов определяются лица, имеющие право на их получение.

(п. 7 введен Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ)

О порядке перечисления депозитариями доходов и выплат по ценным бумагам иностранным кредиторам до 31.12.2022 включительно см. Решение Совета директоров Банка России от 20.05.2022.

8. Выплата дивидендов в денежной форме осуществляется в безналичном порядке обществом или по его поручению регистратором, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества, либо кредитной организацией.

Выплата дивидендов в денежной форме физическим лицам, права которых на акции учитываются в реестре акционеров общества, осуществляется путем перечисления денежных средств на их банковские счета или специальные счета операторов финансовых платформ, открытые в соответствии с Федеральным законом "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы", реквизиты которых имеются у регистратора общества, либо при отсутствии сведений о банковских счетах, специальных счетах операторов финансовых платформ путем почтового перевода денежных средств, а иным лицам, права которых на акции учитываются в реестре акционеров общества, путем перечисления денежных средств на их банковские счета. Обязанность общества по выплате дивидендов таким лицам считается исполненной с даты приема переводимых денежных средств организацией федеральной почтовой связи или с даты поступления денежных средств в кредитную организацию, в которой открыт банковский счет лица, имеющего право на получение дивидендов, а в случае, если таким лицом является кредитная организация, - на ее счет.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 20.07.2020 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лица, которые имеют право на получение дивидендов и права которых на акции учитываются у номинального держателя акций, получают дивиденды в денежной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Номинальный держатель, которому были перечислены дивиденды и который не исполнил обязанность по их передаче, установленную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, по не зависящим от него причинам, обязан возвратить их обществу в течение 10 дней после истечения одного месяца с даты окончания срока выплаты дивидендов.

(п. 8 введен Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ)

9. Лицо, не получившее объявленных дивидендов в связи с тем, что у общества или регистратора отсутствуют точные и необходимые адресные данные или банковские реквизиты, либо в связи с иной просрочкой кредитора, вправе обратиться с требованием о выплате таких дивидендов (невостребованные дивиденды) в течение трех лет с даты принятия решения об их выплате, если больший срок для обращения с указанным требованием не установлен уставом общества. В случае установления такого срока в уставе общества такой срок не может превышать пять лет с даты принятия решения о выплате дивидендов. Срок для обращения с требованием о выплате невостребованных дивидендов при его пропуске восстановлению не подлежит, за исключением случая, если лицо, имеющее право на получение дивидендов, не подавало данное требование под влиянием насилия или угрозы.

По истечении такого срока объявленные и невостребованные дивиденды восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли общества, а обязанность по их выплате прекращается.

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга — накопленной задолженности Российской Федерации, субъ­ектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть опре­делен в договоре между заемщиком в лице соответствующего ис­полнительного органа государственной власти или местного само­управления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Государственный долг РФпредставляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юриди­ческими лицами, иностранными государствами, международны­ми организациями и другими субъектами международного права.

Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и дол­госрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяе­мые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Государственный долг субъекта РФ— это совокупность дол­говых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находя­щимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляю­щим его казну.

Муниципальный долгсостоит из совокупности долговых обяза­тельств муниципального образования. Он обеспечивается всем му­ниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Российская Федерация не несет ответственности по долго­вым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образова­ний, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Государственный долг также подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг – это совокупность обязательств правительства перед резидентами, т.е. долговые обязательства, выраженные в валюте страны, а внешний долг – это совокупность обязательств перед нерезидентами, долговые обязательства в иностранной валюте.

Государственный долг может также быть подразделен на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату. Текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

В широком смысле под управлением государственным долгом понимают формирование одного из направлений фи­нансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государ­ственным долгом в этом смысле находится в руках высших органов законодательной и исполнительной власти.

В процессе управления решаются следующие задачи:

1)минимизация стоимости долга для заемщика;

2)недопущение переполнения рынка заемных обязательств государства и резкого колебания их курса;

3)эффективное использование мобилизованных средств и контроль за их целевым использованием.

Традиционно выделяют следующий ряд функций управления:

На этапе планирования составляется Программа внешних и внутренних государственных заимствований, а также Программа предоставляемых государственных кредитов. Эти программы представляют собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

Программы разрабатываются наряду с составлением проекта бюджета на очередной финансовый год. Кроме того, законом о бюджете устанавливается верхний предел долга и предельный объем заимствований.

Подобная Программа составляется на всех уровнях управления государственными финансами: федеральном, региональном и муниципальном. Бюджетное законодательство предъявляет определенные требования и накладывает ряд ограничений на проектируемые показатели в области управления государственным кредитом.

Организация означает определение органов власти и управления, а также контрольных органов, задействованных в процессе управления государственным кредитом, наделение их полномочиями, определение их прав, обязанностей, ответственности, установление между ними отношений взаимоподчиненности и взаимодействия, определение регулятивов их деятельности.

Этап координации представляет собой совокупность меро­приятий по подготовке к выпуску и размещению государствен­ных долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий. Дру­гими словами, данный этап заключается в оперативной деятель­ности по управлению государственным кредитом.

Законодательно регламентируется также порядок учета го­сударственных заимствований. В Российской Федерации дейст­вует единая система учета и регистрации государственных за­имствований. Субъекты РФ, Муниципальные образования реги­стрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.

Минфин РФ ведет государственные долговые книги внут­реннего и внешнего долга РФ, куда заносится информация о за­имствованиях и других обязательствах: сведения об объеме дол­говых обязательств, о дате эмиссии указанных ценных бумаг, об исполнении обязательств и другие сведения.

Контрольная функция осуществляется посредством кон­троля за соблюдением требований законодательства, а также ус­ловий кредитных договоров, контроля за целевым и рациональ­ным использованием заемных средств. Контрольные функции исполняют Минфин РФ и финансовые органы на местах, органы казначейства и контрольно-ревизионные службы, Центральный банк России, органы местного самоуправления.

Анализ заключается в выявлении причинно-следственных связей между результатами, полученными в процессе управле­ния государственным долгом, и факторами их вызвавшими. Анализируется также эффективность и перспективность финан­совых схем заимствований и планируемых направлений исполь­зования заемных ресурсов. Результаты анализа используются при разработке плановых показателей на предстоящий период. При этом наряду с анализом фактических данных проводится анализ макроэкономических тенденций, учитываемых при принятии решений в процессе управления государственным долгом.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Задача №1


Дано:

млрд. руб.

1. Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций

76,5

2. Налог на добавленную стоимость

171,7

3. Расходы на государственное управление, правоохранительную деятельность и т.п

61,3

4. Акцизы

75,8

5. Платежи за пользование природными ресурсами

11,9

6. Расходы на международную деятельность

10,2

7. Внешнее заимствование

21,5

8. Расходы на национальную оборону

34,3

9. Обслуживание государственного долга

78,3

10.Доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности

3,7

11.Доходы, поступающие от внешнеэкономической деятельности

7,6

12.Расходы на промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт и др.

68,8

13. Другие неналоговые доходы

13,6

14. Реализация государственных ценных бумаг

21,7

15. Расходы на фундаментальные исследования и содействие НТП

15,3

16. Ввозные таможенные пошлины

21,9

17.Расходы на охрану окружающей среды и природных ресурсов

2,1

18.Расходы на социальные нужды (образование, культура, искусство, СМИ, здравоохранение и социальная политика)

54,3

19.Доходы Пенсионного фонда

98,0

20. Прочие расходы

93,3

На основании приведенных данных:

а) составьте бюджет (определите расходы, доходы и остаток) :43,2 млн. руб.

б) в случае дефицита определите источники его финансирования:

-внешнее заимствование 21,5 млрд. руб.

-реализация ГЦБ 21,7 млрд. руб.
Задача №2

Бюджет области характеризуется следующими данными: сумма регулирующих доходов бюджета – 450 млн. руб. Сумма закрепленных доходов – 250 млн. руб. Расходы бюджета – 805 млн. руб. Субвенции составляет 25 % суммы дефицита.

а) дефицит бюджета области:

805-700=105 млн. руб.

б) величина субвенций:

105*25%=26,25 млн. руб.
Задача №3 Определите в процентах изменение расходов бюджета субъекта РФ в прогнозируемом году по сравнению с текущим годом при следующих условиях :

- в прогнозируемом году профицит бюджета субъекта РФ составит 2 % от объема его доходов;

- расходы бюджета субъекта РФ в текущем году составят 6 млрд. р.;

- доходы бюджета субъекта РФ в прогнозируемом году составят 8,4 млрд. р.

Профицит в прогнозируемом году составит:

Расходы в прогнозируемом году составят:

Расходы в прогнозируемом составят:

6000 млн.р.*100% -100%=37,2%
Задача №4

Определите размер профицита или дефицита бюджета в текущем году при следующих условиях:

- расходы бюджета в текущем году составят 0,76 млрд. руб.;

- доходы бюджета в прогнозируемом периоде увеличатся по сравнению с текущим годом на 20 % и составят 840 млн. руб.

(840 млн.р.*100%)/(20%+100%)=700 млн.р. доходы в текущем году.

760-700=60 млн.р. составит дефицит бюджета в текущем году.
Задача №5

Определите размер расходов федерального бюджета в прогнозируемом году при следующих условиях:

- в текущем году ВВП составит 15 трлн. р., а в прогнозируемом году увеличится на 8 %;

- доходы федерального бюджета в прогнозируемом году составят 19 % от ВВП;

-дефицит федерального бюджета в прогнозируемом году – 1 % от объема его доходов.

3,078*1%=0,03078 трлн.р.
Задача №6

Определите размер доходов федерального бюджета в прогнозируемом году при следующих условиях:

- ВВП увеличится по сравнению с текущим годом на 10 % и составит 16,9 трлн. р.:

- расходы федерального бюджета в текущем году составят 17 % от ВВП:

- расходы федерального бюджета в прогнозируемом году увеличатся по сравнению с текущем годом на 9 % :

2,61*1,6= 4,176 трлн.р.

- профицит федерального бюджета в прогнозируемом году – 2 % от объема его доходов:

98%*100%=0,98/98*100=1%
Задача №7

Определите предельный объем расходов бюджета органа местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации при следующих условиях:

-прогнозируемый объем доходов бюджета – 100 млн.руб., из них финансовая помощь из бюджета субъекта Российской Федерации – 10 млн. руб.

Согласно ст.92.1 БК РФ дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета….

Предельный объем составит:

100+9=109 млн.р.
Задача №8


Объем долговых обязательств субъекта РФ, млн. руб.

Срок погашения

80,4

9 мес.

110,5

5 лет

99,0

1 год

50,0

3 года

206,0

30 лет

66,8

10 лет

Используя данные таблицы определите объем краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных долговых обязательств субъекта РФ.

206+66,8=272,8 млн.р.
Задача № 9

Определите предельный объем муниципального долга, если в соответствии с решением органа местного самоуправления о бюджете годовой объем доходов составит 765 млн. руб., в том числе финансовая помощь из бюджета субъекта Российской Федерации – 120 млн. р.

Фото: Shutterstock

В ночь на 27 июня в России впервые с 1918 года произошел дефолт по суверенным долговым обязательствам в иностранной валюте, сообщил Bloomberg. Агентство указывает, что в то же время «дефолт носит в основном символический характер и мало что значит для россиян».

Поводом для заявления СМИ о дефолте стало истечение в воскресенье, 26 июня, льготного периода для выплаты около $100 млн просроченных платежей по гособлигациям. Задолженность около $100 млн была предъявлена России бывшими держателями еврооблигаций на основании того, что погашение долга было произведено 2 мая вместо 4 апреля.

Речь идет о долларовых облигациях Минфина, остаток которых на $552 млн Россия должна была погасить 4 апреля. Однако США с 4 апреля 2022 года запретили России использовать замороженные долларовые резервы для выплат по внешнему долгу.

В связи с тем что иностранный банк-корреспондент отказался принимать платеж Минфина по гособлигациям двух выпусков в долларах, купонный доход по одному из них и средства для погашения долга по второму были перечислены в рублях. С точки зрения финансовых властей выплата в рублях по долгу перед нерезидентами является надлежащим исполнением обязательств в соответствии с указом президента от 5 марта о временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами. Западные кредиторы и институты предупредили, что такая выплата, скорее всего, будет признана суверенным дефолтом России.

Однако бывшие владельцы этих бумаг потребовали уплатить дополнительный процент в размере около $100 млн, который, по их мнению, должен был быть выплачен за просрочку платежа — вместо 4 апреля они получили выплату основного долга 2 мая. На основании того что этот процент не был выплачен, инвесторы подали в клиринговую систему Euroclear уведомление о дефолте России 11 мая.

Условия суверенных еврооблигационных выпусков России предусматривают наступление формального дефолта по истечении 30 календарных дней после неплатежа в соответствии с эмиссионной документацией. Держатели могут сами объявить дефолт, если владельцы 25% непогашенных облигаций согласятся с тем, что произошло «событие дефолта».

Министр финансов России Антон Силуанов ранее назвал ситуацию с возможным наступлением дефолта фарсом.

«Формально объявлять о наступлении дефолта можно только после вступления в силу решения суда соответствующей юрисдикции об удовлетворении искового требования держателя еврооблигаций. Но с обращениями в суд не все так однозначно, поскольку ни в одном из проспектов эмиссии мы не отказались от суверенного иммунитета. Это значит, что даже при подаче иска у иностранного суда не будет юрисдикции для рассмотрения его по существу. Это формальная сторона.

А с практической точки зрения для инвестора нет смысла инициировать длительные и дорогостоящие судебные разбирательства с заемщиком, который готов обслуживать свой долг и в ситуации, когда инвестору запрещено получать причитающиеся ему выплаты. Представим гипотетическую ситуацию, что все-таки состоялся суд, вынесено решение, инвестору разрешили получить выплаты. Он все равно придет к нам и получит то, что мы ему уже зарезервировали для выплат. Поэтому мы и говорим, что вот твои деньги, приходи и забирай их сразу. Это гораздо более рационально с точки зрения всех сторон. В том числе и американских властей, которые бьют по своим инвесторам и своим налогам», — заявил Антон Силуанов.

Что такое дефолт

Дефолт — это невыполнение обязательств должника по выплате долга — как процентов по нему, так и основной заемной суммы. В случае объявления дефолта компанией или физическим лицом следует процедура банкротства, в ходе которой устанавливаются процедуры возврата долга, его полного или частичного списания. Дефолт государства возникает, если оно не может вовремя выполнить обязательства перед внутренними или внешними кредиторами. Реструктуризация суверенного долга не имеет стандартизированной процедуры — для каждой отдельно взятой страны составляется индивидуальная программа по выплате, чаще всего она растягивается на несколько лет и не гарантирует кредиторам полного возврата средств со стороны заемщика. Объявление государством дефолта снижает его кредитные рейтинги — стране становится сложно или невозможно привлекать новые займы, как следствие, ограниченность вливания внешних капиталов тормозит развитие экономики.

Деноминация — изменение нарицательной стоимости денег в определенном соотношении

Когда дефолт был в России

В России технический дефолт по обязательствам страны произошел 17 августа 1998 года. Ему предшествовали экономический кризис — гиперинфляция, дефицит бюджета, деноминация. Для пополнения бюджета правительство выпускало государственные краткосрочные облигации (разновидность облигаций федерального займа), и каждый новый выпуск шел на погашение предыдущих займов, то есть обслуживание долгов проводилось по пирамидальному принципу. Доходность ГКО доходила до 140–150%. К августу 1998 года внешний долг России достиг $200 млрд (44% ВВП). Официально технический дефолт не был объявлен, но являлся им по сути, так как предусматривал реструктуризацию долгов по ГКО лишь с их частичным погашением — от 1% для иностранных держателей облигаций до конвертации 70% долга в новые более долгосрочные облигации. Это запустило цепочку банкротств банков — крупных держателей бумаг, что в свою очередь привело к потере денег населением, так как финансовые организации не смогли расплатиться по вкладам.

Невозможность оплачивать долги повысили риск суверенного дефолта России

Фото:Shutterstock

По расчетам Московского банковского союза, потери экономики России в 1998 году составили $96 млрд. Из них прямые убытки коммерческих банков — $45 млрд, бизнес потерял более $30 млрд, население — $19 млрд. На момент объявления о замораживании выплат по ГКО-ОФЗ доля нерезидентов в них составляла порядка 30%, а рыночная оценка их портфеля — около $11 млрд.

Кризис привел к сокращению валового внутреннего продукта в два раза — с $404,9 млрд в 1997 году до $195,9 млрд в 1999 году. Инфляция с 11,03% в 1997 году по итогам 1998 года подскочила до 84,44%. Национальная валюта была девальвирована более чем в три раза — 1 января 1998 года доллар стоил ₽5,96 (после деноминации в 1997 году с коэффициентом 1000:1), а 1 января 1999 года — ₽20,65. Доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и финансовым обязательствам государства, а также к национальной валюте было подорвано.

Курсы доллара и евро на табло пункта обмена валют. 2 ноября 2020 года

Виды дефолта

Фото:Shutterstock

  • Технический дефолт — неспособность сейчас погасить обязательства, но возможность их все же выполнить в будущем. Если в рамках технического дефолта, который ограничен конкретными сроками, обязательства не выполняются, то наступает обычный, или простой дефолт.
  • Дефолт (обычный, простой или окончательный) — неспособность платить по всем долгам или части своих обязательств.

Различают подвиды дефолтов по объектам, то есть заемщикам: дефолт физического лица, компании, государственный (суверенный) дефолт.

По предмету долгов дефолт может быть объявлен по облигациям (неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа), векселям, прямым денежным заимствованиям, банковским чекам и т. п.

Фото:Shutterstock

Дефолт по государственным долгам может быть объявлен по:

  • по внешнему долгу — перед другими странами, международными фондами, иностранными корпорациями. Как правило, он заключен в специальных ценных бумагах — государственных облигациях;
  • по внутреннему долгу — перед отечественными банками, фондами, инвесторами и населением, в том числе по выплате пенсий, социальных пособий, зарплат госслужащим.

Фото:Seth Wenig / AP

Насколько вероятен дефолт по внешнему долгу в 2022 году?

По итогам 2021 года государственный долг России составляет ₽20,9 трлн — 18,1% от ВВП страны, по данным Счетной палаты. Внутренний долг составил ₽16,5 трлн. Внешний долг в иностранной валюте достиг $59,7 млрд.

Объем внешнего долга Российской Федерации, по оценке Банка России, по состоянию на 1 января 2022 года составил $478,2 млрд. Эта сумма учитывает не только долги государственного сектора, но и частных компаний, которые заимствуют средства на иностранных рынках.

Международные рейтинговые агентства понизили рейтинг России до «мусорного»

Наложенные на Банк России и другие финансовые институты санкции привели к отсутствию технической возможности расплачиваться по долгам перед иностранными инвесторами. Международные рейтинговые агентства усмотрели в этом событии критический риск объявления дефолта по внешним российским обязательствам.

  • Moody's понизило кредитный рейтинг России сразу на шесть ступеней, с Baa3 до B3.
  • Агентство Fitch снизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте России с ВВВ до В.
  • S&P Global Ratings понизило долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте на восемь ступеней, с BB+ до CCC-. Рейтинг в национальной валюте также ухудшился с BBB- до CCC-.

«Понижение рейтинга в текущих беспрецедентных условиях носит уже символический характер и является констатацией факта, поскольку иностранные инвесторы отрезаны от экономики России и локального рынка, а многие активы на офшорном рынке обесценились почти до нуля. Из-за запрета расчетов с нерезидентами они вряд ли способны получать платежи по бондам, несмотря на обслуживание Минфином и компаниями своих обязательств», — говорит Дмитрий Полевой, директор по инвестициям компании «Локо-Инвест Управление активами».

Риск технического дефолта по валютному долгу из-за ограничений платежей возрастает, говорит директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ Олег Шибанов и отмечает, что сам Минфин РФ подобных планов — отказа от обслуживания долга — не озвучивал.

«Но поскольку международные резервы, включая Фонд национального благосостояния (ФНБ), в их долларовой и евро части были заморожены ЕС и США, у России могут быть вопросы о необходимости придерживаться текущего графика платежей. Кроме того, сейчас ограничены выплаты в пользу нерезидентов, и когда будет оформлено решение со стороны Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) в возможности использовать международные резервы, выплаты могут быть осуществлены», — добавил эксперт.

На Банк России наложены санкции

В четверг, 3 марта, Минфин США выпустил лицензию, разрешающую инвесторам получать долговые платежи по суверенным еврооблигациям России, но с временными ограничениями — только до 25 мая 2022 года. В частности, в порядке исключения из санкционных мер разрешаются транзакции с Банком России, Фондом национального благосостояния (ФНБ) и Министерством финансов России, необходимые для «получения процентов, дивидендов или выплат в погашение по долгу или акциям» ЦБ, ФНБ или Минфина, говорится в документе. Ближайшие платежи по выплате долларовых купонов на $107 млн по двум выпускам российских евробондов международным держателям планировались на март.

Несмотря на озвученные риски дефолта, инвестбанки США Goldman Sachs и JPMorgan Chase покупают подешевевшие суверенные российские облигации и корпоративные бонды крупных компаний Evraz, «Газпром» и РЖД, срок погашения которых наступает в течение ближайших двух лет.

Фото:Shutterstock

По данным ICE Data Services, кредитные дефолтные свопы (CDS) на этой неделе сигнализировали о 65%-ной вероятности дефолта по российскому государственному долгу в течение пяти лет и 40% в течение одного года.

Кредитно-дефолтный своп (CDS) — это производный финансовый инструмент, который гарантирует инвестору страховые выплаты в случае дефолта по обязательствам третьей стороны в обмен на регулярные платежи. Чем выше эти платежи, тем рискованнее базовые обязательства.

Последствия дефолта

Фото:Shutterstock

Если сценарий с объявлением дефолта из-за технических ограничений реализуется, его последствия могут вызвать сложности в доступе к рынку займов в будущем, говорит Олег Шибанов. «Вот только для России это последствие сейчас нерелевантно — все крупнейшие рынки капитала закрыли для России и наших компаний возможность выпускать облигации, и в этой ситуации особого «наказания» для экономики от дефолта нет. Это «наказание» скажется тогда, когда Россия снова вернется к займам на международном рынке», — заключил эксперт.

«Если у страны есть инвестиционный рейтинг, то она может занимать на международных рынках сравнительно недорого. Это приводит к тому, что дешевая ликвидность перетекает на рынки и обеспечивает комфортный уровень доходностей по кредитам для бизнеса и населения. И всем хорошо. Понижение рейтингов предполагает долгосрочное пребывание РФ в текущем состоянии — конфликт на Украине, чудовищные санкции, не менее жесткие ответные меры и т. д. Если страна будет находиться под таким давлением долго — будет очень трудно. Насколько долго? Точно сказать невероятно сложно, но, полагаю, речь идет о нескольких месяцах», — прокомментировал профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган в авторском Telegram-канале.

Объявление дефолта сейчас по долговым обязательствам России не принесет существенных потерь ни самой России, ни западным странам, отметил старший экономист консалтинговой компании Macro-Advisory Владимир Тихомиров. «Внешний долг России не такой большой, чтобы оказать существенное влияние на международный рынок, а для России с точки зрения государственного заимствования этот рынок не столь сильно важен — бюджет формируется либо с нулевыми, либо с профицитными показателями в последние годы, при этом поступление иностранного капитала в новые выпуски гособлигаций уже было ограничено санкциями еще в 2018 году. Для частных компаний ситуация будет сложнее — для них из-за суверенного дефолта и низких кредитных рейтингов страны заимствование станет существенно дороже. «Дорогие» кредитные деньги скажутся на росте цен для конечного потребителя», — заключил эксперт.

Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Дорофеев обращает внимание, что поводов объявлять дефолт у иностранных инвесторов нет: «Российские власти осуществили выплаты через платежного агента НРД в срок, инвесторы в России получили выплаты вообще без проблем. Минфин также выражал готовность доплатить денежные средства всем инвесторам, кто получил деньги с задержкой из-за действий Euroclear».

Даже если бы дефолт был официально объявлен, это ни к чему бы не привело, считает Дмитрий Дорофеев. «Иностранные владельцы российских еврооблигаций в любом случае не смогут арестовать российские активы за границей, так как при размещении обязательств Россия не отказывалась от права на «суверенный иммунитет», а, следовательно, зарубежные суды не смогут принять законное решение о конфискации какого-либо российского имущества и активов», — заключил портфельный управляющий.

Следите за новостями компаний в телеграм-канале «Каталог РБК Инвестиций»

Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: